УДК 378
Левченко Наталия Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского
Антонова Галина Валерьевна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Levchenko Natalia Valeryevna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Kaluga State University
Antonova Galina Valeryevna
Senior Lecturer, Pedagogy and Psychology of Elementary Education Department, Tula State Pedagogical University
SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS MAJORING IN EDUCATION SCIENCE
Аннотация:
В статье рассматривается сущность духовно-нравственного воспитания будущих педагогов, содержательная составляющая которого представлена пробуждением и развитием нравственных чувств, становлением нравственной воли, побуждением к нравственному поведению. Рассмотрены аксиологический подход, педагогическое стимулирование как основополагающие условия духовно-нравственного воспитания студентов педагогических специальностей.
Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, нравственные чувства, нравственное поведение, аксиологический подход, педагогическое стимулирование, студенты педагогических специальностей.
Summary:
The article considers the essence of spiritual and moral education of future teachers and its content components: awakening and development of moral sense, development of moral will, inducement to moral behaviour. The authors discuss the axiological approach, pedagogical motivation as essential conditions of spiritual and moral education of students majoring in education science.
Keywords:
spiritual and moral education, moral sense, moral behaviour, axiological approach, pedagogical motivation, students majoring in education science.
Характеристикой современного образования является ориентация на развитие природных задатков учащихся, способствующая росту интеллектуального и научно-производственного потенциала общества, личности и страны, что порождает определенные требования к процессу формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. Это означает, что процесс социальных перемен должен сопровождаться пересмотром образовательной политики в целом и отдельных ее компонентов в частности.
Особенностью педагогической деятельности будущего учителя является то, что именно он помогает детям адаптироваться в новой образовательной среде, показывает особенности обучения и самообразования в условиях современного общества, реализует воспитательную функцию обучения.
Рассматривая нынешнюю систему образования с точки зрения условий для самосовершенствования, личностного роста и развития личности необходимо отметить, что она требует целенаправленного воздействия в области воспитания, приобщения к духовно-нравственным ценностям, организации поиска в решении вопросов духовно-нравственного воспитания. На сегодняшний день стоит острая проблема, касающаяся духовно-нравственного образования педагогов, которые впоследствии будут осуществлять духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Одним из путей решения этой проблемы является понимание сущности духовно-нравственного воспитания как совместного восхождения педагога и воспитанника к обозначенному ими идеалу, освоение будущими педагогами методов и форм духовно-нравственного воспитания как специфической сферы воспитательной работы. Такое понимание предполагает изменение как воспитанника, так и воспитателя. Педагог не только ведет ученика по пути духовного совершенствования, но и сам продвигается по этому пути. Важной задачей педагога на данном пути является указание возможных вариантов движения к вершинам нравственности. Одной из насущных проблем также выступает стимулирование духовно-нравственного саморазвития
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ученика, его духовные поиски в сфере взаимодействия с окружающим миром, абсолютными ценностями, самим собой. Обозначенный поиск может оказаться (и на практике зачастую оказывается) совсем не таким, как изначально предполагалось.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя: пробуждение и развитие нравственных чувств, становление нравственной воли, побуждение к нравственному поведению.
На основе анализа литературы по этике, психологии, философии нами были выделены следующие нравственные чувства:
Стыд - это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство.
Благодарность - это чувство признательности кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу.
Долг - это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Вера - чувство, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.
Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности.
Справедливость - это беспристрастное, соответствующее истине отношение к кому-либо, чему-либо.
Сострадание - сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.
Становление нравственной воли предполагает диалог человека с сокровенными глубинами своей души, устремляющей его к добру, совершенствованию, что ведет к способности противостоять злу, при этом проявляются терпение и терпимость, позволяющие преодолевать возникающие в жизни проблемы и трудности и противостоять соблазнам.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова нравственность трактуется, с одной стороны, как «правила, определяющие поведение», а с другой - «как духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе» [1].
Побуждение к нравственному поведению предполагает послушание (беспрекословное подчинение чьей-либо воле, повиновение, покорность), служение Отечеству (осознание каждым человеком важности общественной солидарности и гражданского участия в деле духовно-нравственного, экономического и социально-политического возрождения страны), соучастие и соде-лание доброго [2].
Опираясь на выводы, сделанные А.А. Бодалевым: «Образование "сплава" познания, переживания и практического действия происходит лишь при хорошо скоординированных воздействиях на ум, чувства и волю человека» [3], можно констатировать, что духовно-нравственное воспитание должно охватывать все основные стороны личности - познавательную, эмоциональную и волевую.
В нашем исследовании программа духовно-нравственного воспитания студентов включает следующие блоки:
- целеполагание (опирается на социальный заказ общества и акцентирует внимание на основной цели - повышении качества подготовки студентов педагогического вуза);
- организационно-методический (представлен принципами системности, развития, управления, оптимальности, индивидуализации педагогического процесса);
- функциональный (возможность реализовать свою профессионально-личностную позицию);
- рефлексивный (позволяет достаточно определенно оценивать, насколько соответствует та или иная идея, действие ценностям, закрепленным в педагогическом сознании);
- прогностический (позволяет давать оценку и определять направление развития педагогических идей).
Практическое осуществление исследуемого нами аспекта в целостном процессе подготовки педагогов для работы с учащимися становится возможным при создании условий, которые включают в себя все составляющие элементы воспитательно-образовательного процесса: цели, содержание, методы, формы, средства. Исходя из этого нами определен комплекс условий, соблюдение которых будет способствовать духовно-нравственному воспитанию будущих педагогов.
Одним из основополагающих условий духовно-нравственного воспитания является реализация аксиологического подхода. Предлагаем рассматривать в качестве результата подготовки студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки в вузе, развитие ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Теоретическая подготовка будущих педагогов с ориентацией на эмоционально-ценностный компонент в своем логическом завершении должна сформировать новую модель выпускника
и способствовать актуализации в процессе изучения педагогических дисциплин аксиологических и психолого-педагогических знаний, имея цель развить эмоциональность как значимое качество будущего педагога, необходимое в практике работы.
При этом развитие ценностного отношения будущих педагогов связано с общей квалификацией, представленной в следующих составляющих:
- общей профессиональной педагогической подготовке, в частности психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках;
- основных профессионально значимых личностных качествах педагога, таких как милосердие, эмпатийность, толерантность, способность к диалоговому мышлению, верность, профессиональный долг, гуманность, ответственность, справедливость, сострадание, вера, отзывчивость, альтруизм, совестливость, честность, любовь к детям, доброта, искренность, доверие, патриотизм, обязательность, профессиональная честь и достоинство, педагогическая ответственность, требовательность к себе, добросовестное отношение к делу и др.
Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду требований:
1) изменение педагогического сознания,
2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования студентов педагогического вуза,
3) соблюдение принципа этапности и преемственности в обучении при дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т. п.).
Немаловажным условием при духовно-нравственном воспитании студентов является педагогическое стимулирование развития потребности и интереса к духовно-нравственному воспитанию в социально значимой деятельности (И.З. Гликман, Л.Ю. Гордин, И.А. Пархоменко, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, Л.И. Рувинский, М.Г. Яновская и др.).
Педагогическое стимулирование, основанное на интересе к изучаемому материалу, содержит в себе стимулы, основанные на его содержании, - новизну, историзм, доступность содержания, практическую значимость; стимулы, опирающиеся на процесс деятельности, - проблемное изложение материала, различные вариации самостоятельной работы; стимулы, основанные на отношениях между педагогом и учащимся, - эмоциональность, поощрение познавательных стремлений учащихся, соревнование.
Важнейшим воспитывающим фактором выступает духовная атмосфера - подлинная, искренняя и целостная внутренняя установка. Педагогическое стимулирование предполагает красивую, богатую примерами, эмоциональную речь педагога, ее тон, дружеское и доброжелательное общение. Следует постоянно поддерживать положительную атмосферу делового сотрудничества и эмоционального комфорта, которая предполагает свободу в качестве основного педагогического средства воспитания, ориентацию на положительный результат взаимодействия, создание ситуаций успеха при свободном выборе и т. д.
С позиции материалистической диалектики было установлено, что деятельность - средство, а также важное решающее условие развития и формирования личности. Деятельность имеет свою структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Студент в состоянии осмыслить содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и положительная мотивация для активного освоения. Именно поэтому необходимо делать акцент на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовно-нравственного развития. Именно во взаимодействии личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. Личность в связи с этим в известном смысле выступает продуктом и результатом общения с окружающим социумом.
Сегодня духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными занятиями в учебном процессе, а должно представлять собой четко структурированное обучение и воспитание студентов. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно проведенных учебных часах, а в создании духовной атмосферы в учебном заведении, которая будет способствовать духовно-нравственному становлению студента, пробуждая в нем желание проявлять нравственные чувства, отражающиеся в нравственном поведении.
Ссылки:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. 816 с.
2. Маслов С.И. Дидактические основания духовно-нравственного воспитания // Педагогика. 2008. № 9. С. 46-47.
3. Бодалев А.А., Рыбалко Е.Ф. Б.Г. Ананьев - первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 6. С. 16-23.