Научная статья на тему 'Концепция нравственного воспитания М. И. Демкова'

Концепция нравственного воспитания М. И. Демкова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1573
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / THE THEORY OF MORAL EDUCATION / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ИДЕАЛ ВОСПИТАНИЯ / IDEAL OF EDUCATION / ЦЕЛЬ / PURPOSE / ЗАДАЧИ / PROBLEMS / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / MEANS AND METHODS OF MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаян Анжела Владиславовна

В статье анализируется концепция нравственного воспитания видного отечественного педагога Михаила Ивановича Демкова (1859-1939), внесшего вклад в разработку актуальных проблем нравственного воспитания. Раскрыты его взгляды на цель, задачи, содержание и основные направления нравственного воспитания подрастающего поколения. Статья представляет интерес для преподавателей вузов, учителей, аспирантов и студентов, изучающих теорию и историю педагогической мысли и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of moral education OF М. I. demkov

The paper analyzes the concept of moral education of a prominent national educator, Demkov Mikhail Ivanovich (1859-1939) who made a contribution to the actual problems of moral education. His views on the purpose, problems» the maintenance and the basic directions of moral education of rising generation arc revealed here. The paper is of interest to university professors, teachers, post-graduate students and the students studying the theory and the history of pedagogical thought and education.

Текст научной работы на тему «Концепция нравственного воспитания М. И. Демкова»

А. В. Бабаян

Концепция нравственного воспитания

м.и. демкова

УДК 37.034 ББК 74.053 Б 12

в статье анализируется концепция нравственного воспитания видного отечественного педагога Михаила Ивановича Демкова (1859—1939), внесшего вклад в разработку актуальных проблем нравственного воспитания. Раскрыты его взгляды на цель, задачи, содержание и основные направления нравственного воспитания подрастающего поколения. Статья представляет интерес для преподавателей вузов, учителей, аспирантов и студентов, изучающих теорию и историю педагогической мысли и образования.

Ключевые слова: теория нравственного воспитания, нравственность, идеал воспитания, цель, задачи, средства, методы нравственного воспитания.

A.V. Babayan

The concept of moral education

of m. i. demkov

The paper analyzes the concept of moral education of a prominent national educator, Demkov Mikhail Ivanovich (1859-1939) who made a contribution to the actual problems of moral education. His views on the purpose, problems» the maintenance and the basic directions of moral education of rising generation arc revealed here. The paper is of interest to university professors, teachers, post-graduate students and the students studying the theory and the history of pedagogical thought and education.

Keywords: the theory of moral education, morality, the ideal of education, the purpose; the problems, means and methods of moral education.

Вклад в развитие теории нравс- (1859-1939), Рассматриваемую твенного воспитания внес видный проблему он разрабатывал, основы-отечественный педагог М. И. Демков ваясь на отечественных традициях,

ведущими из которых являются гуманное отношение к ребенку, опора на его природные силы, формирование нравственно целостной личности, единство индивидуального и общего в воспитаннике. Концепция нравственного воспитания М. И. Демкова базировалась на ценностных ориентациях отечественных философов-педагогов, психологов и социологов второй половины XIX века. Эти ориентации включали установки о том, что содержанием нравственного воспитания должна являться общечеловеческая мораль и что воспитание должно быть направлено на социализацию ребенка, на формирование человека-граждан и на соотносящего свои поступки и мотивы с общественными интересами, руководствующегося идеалами свободы, справедливости и добра.

М. И. Демков писал: «Вопрос о нравственном воспитании я считаю центральным и наиболее важным во всей русской педагогике. В ней много есть только полурешенных или вовсе нерешенных вопросов, над которыми стоило бы призадуматься, но этот вопрос такого рода, что пред ним бледнеют все остальные» [1. С. 35].

Педагог считал, что теория нравственного воспитания должна включать идею полноты развития внутренних сил и нравственного совершенствования ребенка, выработку у него высокого человеческого достоинства. ребенок от рождения наделен «семенами» или задатками сил, которые должны быть путем воспитания развиты до совершенства и полноты. Эта полнота требует, чтобы ни одна душевная сила (способность) не была

подавлена, но развита, насколько возможно. Педагогическая теория, чтобы быть полною и всестороннею, должна принять во внимание все эти принципы, искусно сочетать их, постараться вывести из них педагогические законы и положения и на основании их строить стройную педагогическую систему. Новая педагогическая теория, по М. И. Демкову, должна принять во внимание подготовительную аналитическую работу мысли, основываться на истории педагогики, включать все важное, что добыто вековой работой мысли. В частности, она не может признать послушание ни исходным пунктом, ни конечной целью педагогических стремлений.

Теория, по мнению М. И. Демкова, должна доказать, что душевные силы ребенка формируются равномерно и гармонически. Теория раскрывает закономерности воспитания для достижения идеалов Истины, Добра и Красоты, сообразуясь с индивидуальными и национальными особенностями. Вместе с тем теория должна отвести почетное место воспитанию воли и выявлению условий, при которых вырабатывается сильная воля и стойкий характер. особой задачей этой теории педагог считал раскрытие новых путей нравственного совершенствования ребенка и формулирование законов воспитания сильной воли и твердого характера [2. С. 374].

М. И. Демков был убежден, что отечественная педагогика нуждается в коренных изменениях: система воспитания должна быть национальной, русской, в первоначальном образовании и воспитании следует усилить ре-

лигиозное и нравственное воспитание, развитие у детей любви к природе и труду. Педагог считал, что только та школа удовлетворяет высшим педагогическим требованиям, которая следует отечественному идеалу нравственной жизни. Целью воспитания в ней должен являться человек, удовлетворяющий наивысшим нравственным требованиям. Воспитание в широком понимании, по определению М. И. Демкова, охватывает физическую, умственную, эстетическую, нравственную и религиозную сферы развития человека в духе Истины, Добра и Красоты. основную задачу воспитания педагог видел в том, чтобы «приспособить все существо человека к разумной жизни в обществе ему подобных, к разумно-справедливым человеческим отношениям» [4. С. 216].

М. И. Демков охарактеризовал идеал воспитания личности как совокупность общественных отношений, как ориентир социальной действительности, выступающий в качестве непреходящей ценности. Для каждого конкретного человека идеал — это светоч, освещающий его жизнедеятельность. Человек без идеала — это то же, что архитектор без плана. Под идеалом воспитания М. И. Демков понимал высший совершенный образец формирующий личности, воплощающий в себе определенное понимание цели жизни. Мерило идеала личности — воплощение в человеке идеалов Истины, Добра, Красоты. На протяжении всей истории человечества идеал личности являлся той ценностью, которая обусловливала содержание и способы воспитания:

«Никогда не было времени, чтобы педагогика работала без идеалов, но в различные времена и эпохи и идеалы были разные. Менялись люди, менялись обстоятельства, являлись и иные задачи, иные идеалы» [4. С. 47]. В идеал воспитания педагог включал конкретно-исторические, общечеловеческие и национальные ценности. Поскольку сущность человека соединяет в себе физическое и духовное, то целью воспитания он провозглашал формирование человека, физически и духовно здорового, разумного, сознательного, нравственно воспитанного, свободного, верующего.

Исходя из сказанного, М. И. Дем-ков выделял следующие задачи (составные части) воспитания: физическое (телесное) воспитание; умственное развитие; эстетическое воспитание; нравственное и религиозное воспитание. он показал, что цель и задачи воспитания реализуются под воздействием ряда факторов, которые подразделял на духовные (наука, искусство, религия) и реальные (государство, общество, школа, семья). Педагог считал, что формирование личности — это становление человека как социального существа, которое происходит в результате активного взаимодействия среды, общества, семьи, воспитания и самовоспитания.

В задачи нравственного воспитания М. И. Демков включал воспитание воли и характера, формирование нравственных чувств, нравственных понятий и убеждений, выработку навыков и привычек поведения, соответствующего нормам общечеловеческой морали, а также воспитание рели-

гиозности. Назначение нравственного воспитания педагог видел в передаче подрастающей смене нравственного опыта предшествовавших поколений и современного общества, а также в предупреждении и охранении ее от возможных заблуждений, ошибок и пороков.

Нравственное воспитание М. И. Демков связывал с развитием у подрастающего поколения человечности, заложенной природой, в реализации идеала добра. Педагог разъяснял: «Идеал добра можно ближе определить как идеал человечности, так как он требует гармонического единения всего человеческого и вместе с тем сосредоточения добра в целях личности. Человечность — то, что делает человека человеком, есть, с одной стороны, нечто врожденное, а с другой стороны, есть и нечто приобретаемое, и с этой последней точки зрения она есть предмет этики. отсюда и формула этики: «Стремись к тому, чтобы в тебе самом и в обществе осуществить идеал человечности» [5. С. 8]. «Действительную нравственность» он определял как «должное взаимодействие между единичным лицом и его данною средою. Личное достоинство каждого несомненно выражается и воплощается в его отношениях к тому, что его окружает» [4. С. 45].

На школе, по мнению М. И. Демкова, лежит важнейшая обязанность — формировать у своих питомцев высокий идеал нравственности. Он писал: «Пусть целью воспитания служит человек, удовлетворяющий наивысшим нравственным требованиям. Даже если верховная, окончательная цель

воспитания неясна или плохо определена, тогда нередко бывает, что вторичные подчиненные цели приобретают характер независимый и самостоятельный. Воспитание в таком случае остается при своей технике, но лишается своего идеала» [1. С. 553].

М. И. Демковым впервые были сформулированы законы педагогической науки, первый из которых - закон развития. Педагог считал, что «тело и дух есть два объекта воспитания (главные): все физические и духовные силы человека подлежат развитию сообразно индивидуальным его особенностям (природосообразно). Человеку мы можем предъявлять только такие требования, которые могут быть выполнены его физической и духовной природой» [3. С. 227].

Взрослым нужно находить у ребенка задатки «физического и духовного богатства» и создавать условия для их полного непрерывного, при активном участии ребенка, развития. Этот закон, по убеждению педагога, носит общечеловеческий характер.

основными принципами, на которых может быть построена новая теория воспитания, М. И. Демков считал самодеятельность, нравственный долг и любовь. В работе «о принципах науки воспитания» он раскрыл значение самодеятельности, нравственного долга и любви как педагогических принципов. Каждый из них имеет самостоятельную силу и значение, но ни один из них не обладает такою полнотою и всесторонностью, чтобы на нем одном можно было построить всю систему воспитания. Педагог считал, что можно вести воспитание на начале

самодеятельности и не опираться на принцип любви, который мало-помалу отходит на второй план и может быть совершенно утерян; воспитание при этом рискует сделаться односторонним и уклониться в сторону усиленного развития ума и воли. Можно построить воспитание на одном принципе долга, но тогда есть опасность, что оно сделается слишком формальным и сухим. Наконец, можно построить воспитание на принципе любви, но тогда можно упустить из вида задачи воспитания ума и воли. Трудно не согласиться с его мнением о том, что уже в раннем детстве должны закладываться основы характера, воспитываться твердая воля, покорная нравственному долгу, развиваться любовь к Богу и ближнему, воспитываться любовь к труду.

Конечной целью нравственного воспитания М. И. Демков считал совершенствование человека, развитие его природных сил, выработку нравственной воли и формирование нравственного характера, облагораживание поступков, развитие высших нравственных чувств. Нравственное воспитание, сообразуясь с духовным развитием ребенка, должно начинаться с первых дней его жизни, осуществляться постоянно и природосообраз-но, в тесной связи с умственным и эстетическим развитием.

В содержание нравственного воспитания М.И. Демков включал воспитание справедливости, нравственного долга и совести, чести и достоинства. Эти вопросы, по его мнению, в теории педагогики были разработаны недостаточно. Педагог указывал на необ-

ходимость воспитания у детей в семье и школе стремления делать добро, проявлять чуткость и отзывчивость, милосердие, благодеяние. Он обращал внимание на то, что добрые побуждения и дела приносят удовлетворение не только ребенку, но и окружающим и что успех всякого общественного и государственного дела находится в прямой зависимости от того, насколько развиты у отдельных индивидуумов эти ничем незаменимые качества. Он писал: «Если каждый отдельный индивидуум почитает честью оправдывать возлагаемое на него поручение, доверие, а свое достоинство связывать с выполнением нравственного долга, если все низкое, бесчестное, безнравственное, претит его душе, то и в обществе будут преобладать нравственные интересы, а общественные и государственные дела выполняются с честью, по всей правде и справедливости» [4.

С. 227].

Таким образом, воспитание чести, человеческого достоинства, самоуважения, мужества, чувства правды М. И. Демков связывал с ростом нравственности в обществе, с идеей служения народу и государству. Поэтому он убеждал родителей и учителей в том, что «воспитатель обязан по мере роста и нравственного развития воспитываемых постепенно поднимать в них сознание их человеческого достоинства, разъяснять, в чем оно заключается, и бережно устранять все то, что может унизить или оскорбить их достоинство. Чувство достоинства вытекает вначале из эгоистического источника — искания доброго мнения окружающих, но на высших ступенях

оно имеет значительную общественную ценность... Задача воспитания: обратить эмоциональную силу воспитываемого в волевой стимул, т.е. сделать так, чтобы чувство человеческого достоинства явилось руководителем и побудителем в деятельности воспитываемого» [4. С. 227—228].

Чувство чести М. И. Демков считал понятием тонким и сложным, являющимся продуктом длительного развития, результатом продолжительного нравственного воспитания. «Если бы педагоги имели в виду, что чувство чести и человеческого достоинства с возрастанием человека делается для него все более и более ценным, что к старости, когда человек живет воспоминаниями, воспоминания о честных, благородных поступках, согласных с человеческим достоинством, будут служить для него большим утешением, а воспоминания о злых, бесчестных, неблагородных делах составят источник постоянного угрызения совести, они несомненно удвоили бы свои заботы о воспитании чести — этого лучшего украшений человека».

одной из задач нравственного воспитания, по М. И. Демкову, является формирование у детей нравственного долга. В этой связи он писал: «Подобно тому как сердце наше неодинаково относится к истине и лжи, оно также далеко не одинаково относится к добру и злу. Источником такого неодинакового отношения к добру и злу является нравственное чувство человека, говорящее ему, что должно делать и чего не должно. Все поступки и действия человека должны сообразовываться с повелениями нравс-

твенного долга, который мы признали одним из трех педагогических принципов. У ребенка в течение воспитания не только должна вырасти и проясниться идея нравственного долга, но ребенок должен полюбить добро и найти силы для его осуществления в жизни; ребенок, достигнув взрослого состояния, должен иметь настолько развитой нравственный долг, чтобы поступки его всегда получали одобрение совести и он мог бы испытывать самое приятное чувство, какое дано человеку, довольство самим собою и спокойствие совести» [3. С. 179].

В нравственном развитии ребенка важно направить его действия на путь справедливости или добродетели, образовать здоровые нравственные привычки и выработать стойкий характер. Важно, чтобы над ребенком была установлена твердая власть, и действовать на него этою властью надо разумно, заставляя его почувствовать, что над его волей есть высшая, разумная воля, которой он должен повиноваться. «Юношеству чрезвычайно важно, — утверждал педагог, — иметь твердую веру в идеальное разумное начало мировой жизни, иметь прочное и твердое ручательство, что истина, добро и справедливость выйдут победителями из борьбы, что весь так называемый прогресс человечества зависит по преимуществу и прежде всего от постоянного и неуклонного развития нравственных начал. Только идеальное содержание духа, его бескорыстное стремление к познанию истины, к осуществлению идеалов, к нравственному совершенствованию, только эти идеальные начала способны развить

в человеке сознание его личного достоинства, положить основание для выполнения нравственного долга» [1.

556].

Долг как понятие общечеловеческой морали, по М. И. Демкову, означает необходимость руководствоваться в реальной жизни нравственным идеалом, творить добро. Долг находит свое воплощение в выполнении человеком обязанностей перед самим собой, другими людьми, семьей, обществом и т.д.

К драгоценным нравственным качествам человека М.И. Демков относил правдивость и определял ее следующим образом: «Правдивость - это душевный мир, душевное единство, полная нравственная целостность человека; ложь же, как выражение раздвоения, дисгармонии в человеке, всегда неприятна и тягостна. чем цельнее, искреннее, чище в нравственном отношении человек, тем неприятнее для него ложь» [4. С. 230].

Главным «украшением человека» М. И. Демков называл честь и человеческое достоинство. честь означает признание обществом, отдельными людьми ценности личности, одобрение ее поведения, взглядов. В то же время эти нравственные нормы свидетельствуют об уважении личности, о гуманном отношении к ней. Не менее значимо нравственное достоинство, означающее самооценку личностью своей общественной значимости. честь и достоинство выступают мотивами поведения, что нужно учитывать в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения. Развивая эти положения, он обращал внимание учителей на то, что чувство достоинс-

тва вытекает из гуманистического источника -искания доброго мнения окружающих, а на высших ступенях оно проявляется как нравственная ценность. Поясняя сказанное, он говорил: «Ребенок, видя свою зависимость от окружающих, естественно ищет завоевать их благорасположение и симпатии, а для этого ему приходится принимать во внимание, что нравится окружающим и что их оскорбляет, и вследствие этого он достигает более высокого побуждения, а именно: делать другим приятное, становясь сам лучше» [4.

С. 228].

В содержание нравственного воспитания М. И. Демков относил воспитание «нравственной воли». Это нравственное качество личности он характеризовал как целенаправленное усилие, определяющее сознательное поведение. Все свойства и черты личности, моральный облик в целом формируются под воздействием волевых усилий и составляют внутреннюю сущность человека. Важным положением для понимания природы воли он признавал установленную психологами связь воли с сознанием и считал, что нет воли там, где слабо развита восприимчивость, где впечатления не могут стать достоянием сознания. Нет воли и там, где «ощущения не входят ни в какие отношения», не образуют связей, где они не в состоянии воспроизводиться.

«Нравственная воля» у М. И. Демкова тесно связана с «нравственным характером». Под характером он понимал совокупность всех душевных особенностей, присущих данному человеку, — особенностей умственной, эмоциональной и волевой деятель-

ности, «всю сумму тех особенностей, которыми отличается деятельность одного человека от деятельности другого, без отношения самому содержанию этой деятельности, которое может быть глупо и умно, нравственно и безнравственно».

Важными признаками нравственного характера он считал энергичность действий, энергию ума, самостоятельность действий и суждений, умение владеть собой и разумно направлять свою деятельность и поведение. Для развития нравственного характера воспитанника нужно, «чтобы всякая его деятельность сопровождалась направляющим влиянием вполне усвоенных истин и полною правдивостью как в своих размышлениях, так и в своих действиях».

М. И. Демков считал, что в образовании характера ребенка видную роль играют природные особенности, а также привычки и склонности, образовавшиеся путем сознательного волевого опыта. Актуальными и в начале XXI века являются советы педагога об основных направлениях работы по формированию характера: «Воспитывая характер, надо заботиться поддерживать постоянно активную деятельность ребенка и наблюдать, чтобы все, делаемое им, было исполнено возможно полнее и чтобы производимое действие непременно было доведено до конца... Школа, если это действительно серьезная школа, и значит школа труда, всем строем своим должна воспитывать сильные характеры, поэтому все учение и преподавание в школе и вся дисциплина и управление должны будить и раз-

вивать лучшие стороны человеческой души и способствовать выработке ценного и постоянного, что должно дать строй и устойчивость душе, провести ее через всевозможные неудачи и невзгоды... Для развития же нравственного характера надо, сверх того, и непрестанное руководительство высоких идеалов».

С учетом достижений мировой педагогической мысли четко и глубоко в своих учебных книгах по педагогике М. И. Демков определил такие основные задачи (звенья) процесса нравственного воспитания, как развитие нравственного сознания (выработка нравственных представлений и понятий), формирование нравственных чувств, формирование нравственных взглядов и убеждений, мотивация принятых решений, образование навыков и привычек поведения, оценка поведения. Задачи (звенья) процесса нравственного воспитания раскрыты педагогом с гуманно-демократических позиций.

Впервые как в отечественной, так и зарубежной педагогике М. И. Демков на должном научном уровне обосновал задачу выработки у детей моральной устойчивости как умения самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях и вырабатывать в себе невосприимчивость к невежеству, дурным примерам, негативному воздействию окружающей социальной среды. Нравственное воспитание учащихся современных ему общеобразовательных учебных заведений М. И. Демков признавал неудовлетворительным, поскольку учителя не уделяли должного внимания выработке нравственных убеждений,

воспитанию чувства чести и достоинства, уважения к женщине, заботливого отношения к природе.

М. И. Демков разработал правила поведения детей, которые могут предохранять ребенка от вредного воздействия окружающих лиц, направлять их на путь добродетели, развивать чувство долга, способствовать выработке общественно значимых мотивов поведения, избавлению от нежелательных привычек. В числе этих правил такие: «Имей свою точку зрения»; «Внимательно относись к советам взрослых»; «Не бойся признавать свои ошибки»; «Не оправдывайся тем, что так поступают другие»; «Не следуй другим в дурных начинаниях»; «Не будь равнодушным». Эти правила подразумевали выполнение общечеловеческих норм поведения. Если же ребенок под воздействием дурного влияния проявляет безволие и намеренно нарушает дисциплину, нормы общежития, педагогам, родителям следует применять решительность, необходимо дать понять воспитаннику, что «воля старших, воспитателей есть воля разумная, а поэтому ей надо повелеваться».

Такая задача нравственного воспитания, как мотивация принятых решений, по М. И. Демкову, подразумевает не прямое воздействие на ученика, а побуждение его к действиям на основе осознанного, прочувствованного, на основе нравственной самооценки. При этом важно пробудить у ребенка веру в собственные нравственные силы. Таким образом, эта задача означает превращение внешних стимулов педагогического процесса во внутренние

стимулы нравственной деятельности воспитанника, в его волевые усилия, что и будет определять поступки, действия, поведение. При этом, считал М. И. Демков, важно развивать у детей здоровые интересы, стремления, культивировать трудолюбие, вырабатывать сдержанность, скромность, умение регулировать желания и предвидеть последствия своих поступков.

К основным средствам формирования нравственно-целостной личности, следуя К. Д. Ушинскому, М. И. Демков относил учение, труд, игру, художественную деятельность. Основными методами нравственно -го воспитания М.И. Демков считал пример, убеждение, совет, предупреждение отрицательного поведения, поощрение, наказание. В обосновании и характеристике этих методов он исходил из их соответствия целям развития личности, содержанию воспитания, возрасту учащихся, их индивидуальным особенностям. Учитель, выбирая методы, должен учитывать, что у каждого воспитанника различные биологические задатки, обусловленные наследственностью. Успех применения метода или совокупности методов достигается только тогда, когда происходит одновременно воздействие их на рассудок, высшие чувства и волю.

Методика нравственного воспитания у М. И. Демкова раскрывается с позиций педагогической антропологии. Отличительной чертой этой методики является их гуманно-демократическая направленность: глубочайшее уважение личности ребенка, забота о его духовно-нравственном развитии. Овладение учащимися нравственным

опытом педагог связывал с влиянием среды, условиями их жизни, мотивами деятельности, интересами. он считал, что если педагог хочет успешно работать в своей области, то должен предварительно изучать культурное состояние той среды, в которой живет и действует ребенок, и те исторические условия, которые породили культуру данной страны, общества.

М. И. Демков большое место отводил индивидуальному подходу в воспитании. Воспитывая детей, учитель обязан учитывать особенности развития каждого ученика, его наследственность, темперамент, физическое состояние, образ жизни семьи, ее национальные особенности, социальное окружение ребенка. Являясь противником приспособления педагогического процесса к индивидуальности каждого ученика, М. И. Дем-ков считал необходимым учитывать «индивидуальную человеческую природу» в выборе средств, методов и приемов педагогического воздействия, а также «развивать и поддерживать индивидуальные различия,

а не уничтожать их». Это главное. «Если, — писал он, — все люди будут подогнаны под одну мерку, все будут походить друг на друга и действовать совершенно одинаково, то из этого ничего и никогда не выйдет, получится полный умственный и нравственный застой. Вот такое значение имеют индивидуальные различия для всего общества». Столь же важно учитывать и национальные особенности учащихся.

В педагогических воззрениях М. И. Демкова отчетливо прослеживается идея единства воспитания как педагогического воздействия, целенаправленного формирования личности, с одной стороны, и как помощь ребенку, исходящая от родителей, педагогов, окружающих лиц в развитии его существенных сил, с другой стороны. Тем самым он показал, что воспитание соединяет в себе индивидуальные и общественные начала в педагогической деятельности. Это также дает основание считать, что в разработке проблем воспитания М. И. Демков придерживался антропологической ориентации.

с

писок литературы

1. Демков, М. И. О нравственном воспитании // Педагогический сборник.

1894. - № 6. - С. 539-564.

2. Демков, М. И. Педагогические гипотезы и теории, их историческое и современное значение // Педагогический

сборник. - 1900. № 6. - С. 453-473.

3. Демков, М. И. Педагогические правила и законы // Педагогический

сборник. 1899. - № 8. - С. 87-113.

4. Демков, М. И. Курс педагогики для учительских институтов, высших

женских курсов и педагогических классов женских гимназий / Сост. М.И. Демков, дир. Моск. учит. ин-та. — 2-е изд., испр. Ч. 1-2. — Москва : тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1910-1912. - 2 т.

5. Демков, М. И. Учебник педагогики для учительских семинарий, женских гимназий и для народных учителей / Сост. М. И. Демков, б. дир. Моск. учит. ин-та. — 3-е изд., испр. Ч. 1-2. - Москва : т-во А.И. Мамонтова, 1916—1917. — 2 т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.