Научная статья на тему 'Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности'

Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
999
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / GENDER / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AFTER-HOUR ACTIVITY / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Изотова Елизавета Геннадьевна

В статье представлены основные результаты эмпирического исследования, посвященному изучению генедрных особенностей проявления агрессии младших школьников во внеурочной деятельности. Доказано, что агрессивность маскулинного типа гендерной идентичности более ярко выражается в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной деятельности, чем у феминного типа всех возрастов младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER FEATURES OF AGGRESSION AND AGGRESSIVE BEHAVIOR OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN AFTER-HOUR ACTIVITIES

The article presents the main results of an empirical study devoted to the study of gene features of the manifestation of aggression of younger schoolchildren in after-hour activities. It has been proved that the aggressiveness of the masculine type of gender identity is more pronounced in the sports and recreation direction of extracurricular activities than in the feminine type of all ages of junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности проявления агрессии и агрессивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности»

Выводы. Итак, корреляционный анализ показал наличие положительных корреляционных связей между (мы рассматривали статистически значимые связи при р = 0,01):

шкалой самооценки «хороший ученик - плохой ученик» и успеваемостью: если младший школьник получает хорошие оценки, то он себя оценивает как хорошего ученика, и наоборот - плохие оценки детерминирует его отношение к себе как к плохому ученику;

шкалой самооценки «аккуратный - неаккуратный» и успеваемостью: нами выявлена такая зависимость -чем аккуратнее младший школьник, тем выше его успеваемость (аккуратность может проявляться и в учебной деятельности младшего школьника: например, ведение записей в тетради, выполнение поделок, рисование и пр., и аккуратность здесь также является фактором формирования оценки ребенка, следовательно, влияет на его академическую успеваемость);

шкалой самооценки «умный - глупый» и успеваемостью: если младший школьник получает хорошие оценки, то он себя оценивает как умного ребенка, и наоборот - плохие оценки детерминирует его отношение к себе как глупому ребенку;

шкалой самооценки «веселый - скучный» и успеваемостью: мы можем объяснить выявленную зависимость следующим образом - младший школьник с веселым характером может проявлять творческие способности, творческий подход в решении учебных задач, его работы более разнообразны и нетипичны, что может позитивно повлиять на выставляемую оценку;

шкалой самооценки «умелый - неумелый» и успеваемостью: мы можем объяснить выявленную зависимость следующим образом - младший школьник, обладающий разнообразными умениями (в т.ч. учебными) и воспринимающий себя как умелого ребенка, будет более успешен в учебной деятельности (т.е. его успеваемость будет выше);

общим уровнем самооценки (по обеим методикам) и успеваемостью: чем выше успеваемость младшего школьника, тем выше его самооценка, и наоборот.

Также нами выявлены положительные корреляционные связи между успеваемостью младшего школьника и шкалами «добрый - злой», «есть друзья - нет друзей» при р = 0,05 (т.е. их значимость ниже).

Зависимость вышеперечисленных параметров самооценки младших школьников и успеваемости такова, что чем лучше ребенок учится в школе (чем успеваемость выше), тем выше его самооценка; и, наоборот, чем хуже он учится (чем ниже успеваемость), тем ниже самооценка - т.е. между этими параметрами существует прямая зависимость.

На основании психологических выводов из выявленных корреляционных связей мы можем сделать вывод о том, что обнаружена взаимосвязь самооценки ребенка младшего школьного возраста и его успеваемости. Итак, на самооценку младшего школьника значимо влияет успеваемость. Литература:

1. Андреева М.Н. Организационно-педагогические задачи формирования самооценки младших школьников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. №12-1(56). С. 214-217.

2. Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Особенности исследования уровня адекватной самооценки младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №9-3. С. 447- 449.

3. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника // Начальная школа. 2014. №4. С. 31-36.

4. Савинова Е.Ю. Формирование адекватной самооценки младших школьников в учебной деятельности // Гуманитарные исследования. 2014. №2(50). С. 170-174.

5. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2003. №10. С. 99-102.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Изотова Елизавета Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены основные результаты эмпирического исследования, посвященному изучению генедрных особенностей проявления агрессии младших школьников во внеурочной деятельности. Доказано, что агрессивность маскулинного типа гендерной идентичности более ярко выражается в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной деятельности, чем у феминного типа всех возрастов младших школьников.

Ключевые слова: гендер, агрессия, внеурочная деятельность, младший школьник. Annotation. The article presents the main results of an empirical study devoted to the study of gene features of the manifestation of aggression of younger schoolchildren in after-hour activities. It has been proved that the aggressiveness of the masculine type of gender identity is more pronounced in the sports and recreation direction of extracurricular activities than in the feminine type of all ages of junior schoolchildren. Keywords: gender, aggression, after-hour activity, junior schoolchild.

Введение. Одной из социальных проблем современного общества является проявление агрессий. Агрессия, в любой форме ее проявления, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Если агрессия как общее психическое и социальное явление часто является предметом исследований, то агрессивное поведение детей младшего школьного возраста мало изучено.

Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытого проявления агрессивности. При этом младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в агрессивные отношения,

чем при взаимодействии со взрослым. Так же необходимо отметить тот факт, что ребенок контактирует со сверстниками гораздо больше, чем нам кажется. Так как школьник посещает не только обязательные уроки, но и занятия по внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Она проводится с целью содействия в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Такие занятия организуются для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит обучение умению контролировать себя в той или иной ситуации.

В начальной школе проявление агрессии также бывает из-за гендерного аспекта. Кроме разности интересов, отметим, что девочки в начальной школе учатся, как правило, лучше мальчиков. Мальчики наверстывают упущенное в старшем возрасте. Не стоит забывать о том, что гендер и биологический пол понятия разные. Пол является врожденной особенностью, а гендер приобретенной.

Учителю начальных классов, родителям и школьному психологу необходимо знать и учитывать гендерные особенности проявления агрессии у детей для того, чтобы своевременно предотвратить деструктивное поведение. Так же не стоит забывать тот факт, что мальчики и девочки различаются в проявлении агрессии, и при построении учебно-воспитательной работы принимать во внимание эти различия.

Таким образом, актуальным становится анализ проблемы агрессивного поведения младших школьников в гендерном аспекте во время занятий по внеурочной деятельности. Ведь педагог контактирует со школьниками не только во время уроков, но и в свободное от них время. Поэтому учитель должен уметь решать агрессивные ситуации в любое время, как на учебных занятиях, так и на внеучебных.

Если агрессия как общее психическое и социальное явление часто является предметом исследований как за рубежом, так и в нашей стране (Л. Семенюк, А. Басс, Т.Г. Румянцева, Э. Фромман и т.д.), то агрессивное поведение детей младшего школьного возраста мало изучено.

Вопросами агрессии младших школьников занимались: А. Басс, Э. Фромман, А. Дарк, А.А. Романов, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, Д. Ричардсон и др.

Вопросами изучения гендерных особенностей занимались: Е. Маккоби, К. Джеклин, И.С. Кон, Е.П. Ильин, И. А. Жеребкина, Н.П. Фетискин и др.

Формулировка цели статьи. Цель исследования - выявить гендерные особенности проявлений агрессий у младших школьников во внеурочной деятельности.

Исходя из темы исследования, можно выдвинуть следующую гипотезу: «агрессивность маскулинного типа гендерной идентичности более ярко выражается в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной деятельности, чем у феминного типа всех возрастов младших школьников».

Исследования проводились на учениках 2х классов нескольких школ города Ярославля (МОУ СШ № 88, МОУ СШ №89, МОУ СШ №58, МОУ СШ №1 , МОУ СШ №40) . В исследовании приняли участие 125 младших школьников. Все испытуемые находятся в возрасте 7-9 лет.

Исследование проводились по следующим методикам:

- «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса - Дарки);

- Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев);

- Методика «Типы гендерной идентичности».

Первая методика проводилась с целью диагностики различных форм агрессивного поведения.

Проективная методика «Руки Вагнера» предназначена для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» проводилась с целью выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Последняя методика предназначена для изучения гендерной идентичности.

Изложение основного материала статьи. Таким образом, как было сказано выше, гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Мальчики намного агрессивнее девочек. Это проявляется в том, что в своем кругу сверстников они хотят быть лидерами и доминировать над всеми, поэтому они агрессивно воспринимают новичков. Девочки же в свою очередь менее агрессивны во всем, они не так импульсивно реагируют на появление новых мальчиков или девочек. Так же физически слабые девочки и мальчики боятся проявить агрессию по отношению к более сильным сверстникам. Гендер и биологический пол понятия разные. Пол является врожденной особенностью, а гендер приобретенной.

Агрессия - это поведение, направленное на нанесение ущерба окружающим людям и предметам. Агрессия напрямую зависит от физических, психических и личностных особенностей человека. Так если человек сдержанный, то он вовремя сможет «взять себя в руки» и не причинить вреда окружающим. Все агрессивные проявления имеют несколько общих черт: попытки контроля ситуации, самоконтроль и в последнее время применение физической силы.

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени обучающихся. В школах должна быть организована внеурочная деятельность по 5 направлениям: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное. Дети вместе с родителями выбирают те или иные виды занятий, которые они будут регулярно посещать в течение всего учебного года. По результатам курса, ребенок должен сделать какую-нибудь творческую работу по требованиям программы.

В ходе теоретического анализа, нами было установлено, что люди с феминным типом гендерной идентичности (женщины и девочки) проявляют больше терпимости и стремление к компромиссному примирению интересов в агрессивной ситуации. Это обусловлено тем, что они стараются найти решение,

основанное на взаимных уступках. Мужчины же и мальчики (маскулинный тип гендерной идентичности) выбирают стратегию ухода, так как не могут проявить достаточную гибкость при разрешении противоречий.

На следующем этапе нашей работы мы провели эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления агрессии младших школьников во внеурочной деятельности. В ходе первичного исследования мы увидели, что мальчики гораздо агрессивнее девочек. Это может проявляться, например, в игре, когда дети сами того не замечая, становятся зачинщиками драки или ссоры. Мальчики могут быть возбудителями агрессивной ситуации.

Анализ полученных эмпирических данных показал, что высокие показатели преобладают в школах 40 и 88. Это может быть связано с тем, что данные школы находятся в отдаленных от центра города районах. МОУ СШ № 88 хоть и находится в спальном районе города, но на данный момент там много новостроек, в которые переселяют семьи из неблагополучных районов. И дети из так называемых «переселенных» семей и могут проявлять агрессию по отношению к окружающим (учителям, одноклассникам).

МОУ СШ № 40 находится в одном из неблагоприятных районов города Ярославля. Большинство детей, посещающих эту школу, так же растут и воспитываются в неблагополучных семьях. Все эти критерии очень влияют на развитие ребенка в целом и на его агрессивность в частности.

На основе полученных данных мы разработали систему занятий (19 занятий по 35 минут), направлены на снижение агрессивной направленности между мальчиками и девочками младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Занятия проводились в отобранных нами 2-х школах с самыми высокими показателями агрессии и исключительно во внеурочное время, раз в неделю, после каждого занятия проводилась рефлексия. Занятия проводились с целью сплочения детского коллектива; воспитания добрых качеств у детей и умения дружить; так же с целью формирования добрых взаимоотношений между детьми в классе и на создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

По окончанию занятий мы провели повторное исследование на учениках всех классов, чтобы зафиксировать эффективность проведенной нами работы.

Полученные данные мы подвергли статистической обработке с целью определения наиболее значимых изменений. Для этого нами был использован коэффициент корреляции Б-критерия Манна-Уитни.

Исходя из статистической обработки данных по всем показателям типов реакций в МОУ СОШ №58, №1,№ 89 зафиксировано не было.

Это значит, что ребята в классе стали меньше ссориться, завидовать друг другу, сплетничать и злобно шутить. Так же обучающиеся стали больше подчинятся правилам поведения и законам школы, прислушиваться к словам учителя.

Значимые различия в показателях у учеников МОУ СОШ № 40 зафиксированы по шкалам физической агрессии (БЭмп = 245), вербальной агрессии (БЭмп = 254.5), косвенной агрессии (БЭмп = 238.5), подозрительности (БЭмп = 205). Данные результаты свидетельствуют о том, что дети стали больше доверять своему окружению и понимать, что не все вокруг хотят причинить им вред, дети стали гораздо дружелюбней. Они меньше дерутся, оскорбляют друг друга и ссорятся.

Также отмечаются статистически достоверные изменения у учеников МОУ СОШ № 88 по шкалам физической агрессии (БЭмп = 194), негативизма (БЭмп = 189), подозрительности (БЭмп = 165), по шкале вербальной агрессии (БЭмп = 159). Это связано с тем, что дети стали больше доверять друг другу, соблюдать правила поведения и законы школы, а так же реже прибегать к дракам в агрессивной ситуации. Такие результаты говорят о том, что ребята меньше стали выражать негативные чувства по отношению друг к другу.

Кроме того, существенные изменения зафиксированы как в СОШ № 40(БЭмп = 218), так и в СОШ № 88(БЭмп = 161.5) по шкале раздражения, что можно связатьно с тем, что ребята в своих классах стали меньше проявлять вспыльчивость, резкость и грубость при малейшем возбуждении. Дети стали более спокойны.

Таким образом, в ходе повторного исследования видно, что ряд занятий улучшил общение во МОУ СШ № 40 и МОУ СШ № 88. В ходе общения ребята стали добрее относится друг к другу. Они чувствуют ответственность за содеянное и стараются преодолеть препятствия.

В целом можно сделать вывод о том, что проведенный нами цикл занятий, направленных на снижение агрессивной направленности между мальчиками и девочками младшего школьного возраста во внеурочной деятельности благоприятно повлиял на коллектив класса (МОУ СШ № 40 и МОУ СШ № 88). Показатели по многим шкалам улучшились. Соответственно ребята стали менее агрессивны и более дружелюбны. Общение между мальчиками и девочками так же перешло на новый уровень, ученики стали уважительнее относиться друг к другу.

Так же стоит отметить, что в остальных классах (МОУ СШ № 58, МОУ СШ № 1, МОУ СШ №89) некоторые показатели также имеют тенденцию к улучшению. Однако, эти различия не являются статистически достоверными. В целом, исходя из наблюдений, можно заметить, что мальчики и девочками стали меньше проявлять агрессию по отношению друг к другу.

Выводы. Подводя итог проделанной работы, можно заключить, что во 2-х классах МОУ СШ № 40 и МОУ СШ № 88, где проводились занятия, мы обнаружили значимое (коэффициент Б-критерия Манна-Уитни) снижение по шкалам раздражимости, подозрительности и вербальной агрессии. Интерпретация методики «Личностная агрессивность и конфликтность» свидетельствует о сдружености внутри классных коллективах. Так же у ребят в данных классах появилось стремление помогать друг другу.

Интересной тенденцией является тот момент, что в классе, где занятия не проводились, также наблюдается снижение негативных поведенческих наблюдений. Однако, эти показатели не достигают значимости, а лишь в некоторых случаях дают неопределенные показатели.

Таким образом, можно говорить о том, что кроме самих занятий на младших школьников также воздействуют иные причины. Так в нашем исследовании такими причинами выступают: учителя классов, родители учеников и возраст испытуемых.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о том, что выдвинутая нами гипотеза: «Агрессивность маскулинного типа гендерной идентичности более ярко выражается в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной деятельности, чем у феминного типа всех возрастов младших школьников» подтверждается.

Результаты проведенных методик можно считать нормой, так как они соотносятся с теоретическими представлениями о тендерных особенностях проявления агрессии младших школьников во внеурочной деятельности.

Подобные результаты показывают нам, что тендерные особенности реагирования на агрессивное поведение у мальчиков и девочек отличаются. На наш взгляд, это можно объяснить теми социокультурными условиями, в которых существуют младшие школьники.

Позиция учителя по отношению к мальчикам и девочкам различаются. Так, у мальчиков воспитывают и поощряют упорство, настойчивость и другие доминантные качества. Для девочек поощряемы со стороны учителя такие качества, как терпение, милосердие, возможность уступить вскоре или пойти на компромисс.

Родители, как правило, настроены таким же образом. Однако традиционное гендерное воспитание мальчиков и девочек (агрессивность и напористость мальчиков, и уступчивость и компромиссность девочек) не всегда приводят к личностному благополучию и комфорту младших школьников и других участников образовательного процесса. Поэтому возникает необходимость создания условий для формирования иных качеств и свойств личности младшего школьника, которые минимизируют негативные проявления.

Литература:

1. Изотова Е.Г. Психологические особенности взаимодействия участников образовательного процесса // Психолого-педагогическое обеспечение вузовского и школьного обучения в условиях реформирования современного образования: совместный сб.науч.тр.ученых России, Белоруссии, Казахстана / под науч.ред. Е.В. Карповой. - Ярославль, 2013

2. Изотова Е.Г., Полозкова Е.С. Специфические особенности педагогических конфликтов // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник науч. ст. III всероссийской интернет-конференции (октябрь-декабрь 2013 г.) / под науч. ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 216 с.

3. Изотова Е.Г., Пучкова М.В. Гендерные особенности проявления агрессии младших школьников // Дружининские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи, Сочинский государственный университет, 22-24 мая 2014 г. / под. ред. И.Б. Шуванова и др. - Киров, МЦНИП, 2014

4. Изотова Е.Г., Полоз А.Ю. Роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей третьей всероссийской интернет-конференции (октябрь -декабрь 2014 г.) / под науч. ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2014.

5. Изотова Е.Г., Пучкова М.В. Гендерные особенности проявления агрессии во внеурочной деятельности // Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы: сборник научных статей шестой всероссийской интернет-конференции [Октябрь-декабрь 2016 г.] / под ред. Е.В. Карповой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016.

6. Изотова Е.Г. Гендерный аспект формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: материалы международной заочной научно-практической кон- ференции. Ярославль - Минск. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. - 307 с. ISBN 978-5-00089-164-3

7. Изотова Е.Г., Давидонис М.А. Гендерный аспект формирования межличностных отношений младших школьников во внеурочной деятельности // Инновационный потенциал молодежи-2017 г.: сборник статей открытого университетского конкурсного отбора инновационных проектов молодых ученых по приоритетным направлениям науки и техники. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017.

Психология

УДК 378. 15

кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Морозова Яна Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей адаптации к обучению в школе первоклассников с умственной отсталостью. Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования, подверглись сравнительному анализу. В ходе сравнения психологической адаптации к школе умственно отсталых первоклассников и их нормально развивающихся сверстников, были выявлены общевозрастные и специфические закономерности адаптации. Доказано, что у умственно отсталых первоклассников есть значительные проблемы в адаптации к школе.

Ключевые слова: умственная отсталость, психологическая адаптация, дезадаптация, уровни адаптации. Annotation. The article is devoted to the study of the peculiarities of adaptation to the education of first-graders with mental retardation in school. The experimental data obtained during the study were subjected to a comparative analysis. During the comparison of psychological adaptation to the school of mentally retarded first-graders and their normally developing peers, general-age and specific patterns of adaptation were revealed. It is proved that mentally retarded first-graders have significant problems in adapting to school.

Keywords: mental retardation, psychological adaptation, disadaptation, adaptation levels.

Введение. Поступление в школу для любого ребенка принципиально новый этап жизни. Детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности - с интеллектуальной недостаточностью трудно приспособиться к новой обстановке [4]. Попадая в школу первоклассник с умственной отсталостью вынужден за достаточно короткий период времени адаптироваться к ситуации разлуки с семьей, новым для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.