Научная статья на тему 'Индивидуально-типологические особенности младших школьников, совершивших правонарушения'

Индивидуально-типологические особенности младших школьников, совершивших правонарушения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
352
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENSE / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL PROPERTIES OF THE INDIVIDUAL / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENDER IDENTITY / КОМПЕНСИРУЮЩИЕ АНТИТЕНДЕНЦИИ ЛИЧНОСТИ / COMPENSATING PERSONALITY ANTITENDENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротаева Анастасия Игоревна

В статье рассматривается гендерная специфика индивидуально-типологических особенностей младших школьников, совершивших правонарушение. Выявлено, что у мальчиков ведущими свойствами личности выступают «стеничность», «экстраверсия», «ригидность» и «спонтанность», для девочек характерно преобладание таких качеств личности, как «тревожность», «лабильность» и «стеничность». Содержание правонарушений мальчиков младшего школьного возраста составляют нанесение побоев, вандализм и хулиганство. В рамках нашего исследования девочки младшего школьного возраста были замечены исключительно за хищением. Младшие школьники-правонарушители происходят из семей, относящихся к категории проблемных и криминогенных. Своеобразие гендерной идентичности младших школьников, совершивших правонарушение, отражается в низком уровне выраженности самоидентичности по сравнению с младшими школьниками того же возраста, не совершавших правонарушение. У мальчиков показатель «стеничность» и «спонтанность» взаимосвязаны с «идентичность с отцом» и «эмоциональное отношение к родителям»; в группе девочек обнаружены взаимосвязь показатели «тревожность» и «идентичность с матерью». В результате исследования выделены младшие школьники с индивидуально типологическим портретом, в котором доминируют разнонаправленные свойства, имеющие высокий уровень выражения-компенсирующие антитенденции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WHO COMMITTED THE OFFENSE

The article deals with the gender specificity of individual-typological features of junior schoolchildren who committed an offense. It has been revealed that in boys the leading qualities of personality are "spontaneity", "extraversion", "aggressiveness" and "rigidity", for girls the predominance of such personality qualities as "aggressiveness", "anxiety" and "lability" is characteristic. The content of offenses committed by boys of primary school age amounts to beatings, vandalism and hooliganism. In our study, girls of primary school age were only seen for embezzlement. The peculiarity of the gender identity of junior schoolchildren who committed an offense is reflected in the low level of self-identity in comparison with younger schoolchildren of the same age who did not commit an offense. In boys, the indicator "aggressiveness" and "spontaneity" are interrelated with "identity with the father" and "emotional attitude towards parents"; In the group of girls, the correlation "anxiety" and "identity with the mother" and "emotional attitude to the parents", "aggressiveness" and "competence and prestige of parents in the perception of children" were found. As a result of the study, the junior schoolchildren with an individual typological portrait are distinguished, in which multidirectional properties dominate, having a high level of expression-compensating antinendencies.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типологические особенности младших школьников, совершивших правонарушения»

педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта, 2017. - Вып. 57. -Ч. 1. -С. 207-213.

4. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. - Спб.: Питер, 2011. - 448 с.

5. Матюшкин, А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей [Текст]: учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.

6. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

7. Теплов, Б. М. Психофизиология индивидуальных различий. [Текст] / Б. М. Теплов. - Избр. труды: В 2 т. М., 1985., Т. 1. - 330 с.

8. Clutterbuck D. Everyone needs a mentor, McGraw-Hill, Chartered Institute, 2008. - 200 p.

9. Renzulli J. S. The tree-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // R. I. Sternberg, J. E. Davidson (eds.). Conceptions of giftedness. Cambridge. Cambridge University Press. 1986. P. 53-92.

Психология

УДК: 159.9, 316.6

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения Коротаева Анастасия Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается гендерная специфика индивидуально-типологических особенностей младших школьников, совершивших правонарушение. Выявлено, что у мальчиков ведущими свойствами личности выступают «стеничность», «экстраверсия», «ригидность» и «спонтанность», для девочек характерно преобладание таких качеств личности, как «тревожность», «лабильность» и «стеничность». Содержание правонарушений мальчиков младшего школьного возраста составляют нанесение побоев, вандализм и хулиганство. В рамках нашего исследования девочки младшего школьного возраста были замечены исключительно за хищением. Младшие школьники-правонарушители происходят из семей, относящихся к категории проблемных и криминогенных. Своеобразие гендерной идентичности младших школьников, совершивших правонарушение, отражается в низком уровне выраженности самоидентичности по сравнению с младшими школьниками того же возраста, не совершавших правонарушение. У мальчиков показатель «стеничность» и «спонтанность» взаимосвязаны с «идентичность с отцом» и «эмоциональное отношение к родителям»; в группе девочек обнаружены взаимосвязь показатели «тревожность» и «идентичность с матерью». В результате исследования выделены младшие школьники с индивидуально - типологическим портретом, в котором доминируют разнонаправленные свойства, имеющие высокий уровень выражения-компенсирующие антитенденции.

Ключевые слова: младшие школьники, правонарушение, индивидуально-типологические свойства личности, гендерная идентичность, компенсирующие антитенденции личности.

Annotation. The article deals with the gender specificity of individual-typological features of junior schoolchildren who committed an offense. It has been revealed that in boys the leading qualities of personality are "spontaneity", "extraversion", "aggressiveness" and "rigidity", for girls the predominance of such personality qualities as "aggressiveness", "anxiety" and "lability" is characteristic. The content of offenses committed by boys of primary school age amounts to beatings, vandalism and hooliganism. In our study, girls of primary school age were only seen for embezzlement. The peculiarity of the gender identity of junior schoolchildren who committed an offense is reflected in the low level of self-identity in comparison with younger schoolchildren of the same age who did not commit an offense. In boys, the indicator "aggressiveness" and "spontaneity" are interrelated with "identity with the father" and "emotional attitude towards parents"; In the group of girls, the correlation "anxiety" and "identity with the mother" and "emotional attitude to the parents", "aggressiveness" and "competence and prestige of parents in the perception of children" were found.

As a result of the study, the junior schoolchildren with an individual typological portrait are distinguished, in which multidirectional properties dominate, having a high level of expression-compensating antinendencies.

Keywords: junior schoolchildren, offense, individual-typological properties of the individual, gender identity, compensating personality antitendencies.

Введение. Гендерные характеристики индивидуально-типологических особенностей младших школьников активно обсуждаются в психологической науке, однако их исследование у младших школьников, совершивших правонарушение, способствует более комплексному изучению.

В младшем школьном возрасте появляются новые виды деятельности, доступные для самореализации [2]. Кроме учебной деятельности, к ним можно отнести выполнение общественных поручений, спортивные достижения, творческие конкурсы. Среди младших школьников можно выделить группу ребят, которые совершают правонарушения, в большинстве случаев, это учащиеся третьего и четвертого классов, для них интересна другая деятельность, которая носит асоциальный и/или антисоциальный характер. В данных условиях гендерные характеристики индивидуально-типологических особенностей младших школьников, совершивших правонарушения также являются актуальными для современной психологической науки и педагогической практики.

Гендерная идентичность представляет собой часть социальной идентичности личности. И.С. Клецина [5, с. 127] выделяет ряд ее особенностей.

- гендерная идентичность существует в самосознании личности наряду с этнической, семейной и другими самоидентификациями;

- гедерная идентичность активно конструируется субъектом на протяжении собственной жизни, в ходе взаимодействия с другими людьми и сравнения себя с ними;

- гендерная идентичность начинает конструироваться с рождения ребенка, С этого момента начинается гендерная социализация ребенка Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности;

- личность, конструируя гендерную идентичность, строит не только свой собственный образ, но и образ группы к которой она принадлежит или не принадлежит.

С поступлением в школу расширяются и углубляются знание о своем гендерном поведении. Школа выступает для ребенка основной моделью социального мира. Гендерная социализация в школе - это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде гендерные нормы и ценности, модели мужского и женского поведения [5].

Передача социальных норм и опыта происходит не только на уроках и классных часах, через публичные выступления и беседы учителей с детьми. Не менее важными являются организация жизни школы, ее атмосфера, взаимоотношения между учителями и учениками, самими учениками, между учителями и родителями, содержание учебно-методических комплексов [3, с. 107].

Формулировка цели статьи. Целью исследования является выявление гендерных характеристик индивидуально-типологических особенностей младших школьников, совершивших правонарушение. Для исследования современного состояния проблемы использовались: индивидуально-типологический опросник (детский вариант), Л.Н. Собчик [6], опросника А.И. Захарова «Идентификация ребенка с родителями» [1], беседа

Базой исследования была выбрана группа, состоящая из 25 человек, из которых 13 мальчиков и 12 девочек, младшего школьного возраста, совершивших правонарушение и состоящих на учете в ОПДН (отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав) УМВД России по Ярославской области. Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиаций несовершеннолетних, является Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 г.

Изложение основного материала статьи. Большинство младших школьников происходят из семей, которые традиционно относятся к категории проблемных и криминогенных. Родители не в полном объёме выполняют свои обязанности, структура семьи имеет размытые границы. В школьной жизни как мальчики, так и девочки имеют невысокую академическую успеваемость, кроме того, мальчики - частые нарушения дисциплины. Традиционно принято считать, что любое правонарушение носит компенсирующий характер и является полимотивированнным. Содержание правонарушений мальчиков младшего школьного возраста составляют нанесение побоев, хищение, вандализм и хулиганство. В рамках нашего исследования девочки младшего школьного возраста были замечены исключительно за хищением. Правонарушения девочек можно отнести к группе корыстно-потребительской ориентации. Объектом хищения становилась, как правило, одежда или другие привлекательные для них вещи из магазинов; чем выше стоимость украденной вещи, тем большую оценку получает совершивший правонарушение. Семьи девочек имеют серьезные материальные ограничения, что вступает в противоречие с их запросами. Во время бесед младшие школьницы объясняют воровство завистью или случайным стечением обстоятельств. Правонарушения мальчиков младшего школьного возраста имеют более широкий репертуар и связаны с применением физической агрессии. В отличие от группы девочек, мальчики не действуют поодиночке, практически все правонарушения совершаются разновозрастной группой, где присутствуют и старшие по возрасту ребята. Свои действия они связывают с личными обидами, свободным временем, поведением «за компанию».

Таблица 1

Особенности гендерной идентичности правонарушителей младшего школьного возраста по результатам опросника А.И. Захарова «Идентификация ребенка с родителями»

Мама папа самоидентичность

Мх СКО СУ Мх СКО Су Мх СКО Су

девочки 3,93 1,63 46,24 1,38 0,79 68,30 1,73 2,13 49,18

мальчики 2,57 1,56 66,28 4,28 1,75 50,43 1,03 1,86 57,59

все 3,35 1,39 53,28 2,82 1,62 68,73 1,42 2,45 58,12

В результате исследования особенностей гендерной идентичности (таблица 1) выявлено, что в отличие от младших школьников, не совершавших правонарушение, «правонарушители» имеют более низкий уровень гендерной самоидентичности. Начало формирования гендерной самоидентичности связано с эмансипацией от норм и ценностей родителей и построение своих моделей поведения [4, с. 242]. Для младших школьников, совершивших правонарушение, характерна более частая идентификация с родителями своего пола.

Обратимся к исследованию индивидуально-типологических особенностей младших школьников-правонарушителей. У мальчиков ведущими свойствами личности выступают «стеничность» - 5,1, «экстраверсия (социальная активность)» - 4,7, «ригидность» - 4,7 и «спонтанность» - 4,5 (Рисунок 1).

VII Тревожность

Конформность 6

Конфликтность

II Спонтанность

Неконформность

III Стеничность

Агрессивность

Рисунок 1. Индивидуально-типологический портрет мальчиков младшего школьного возраста, совершивших правонарушение по результатам индивидуально-типологического опросника

Л.Н. Собчик

Высокие показатели по данным шкалам указывает на низкую управляемость, непослушание в отношении общепринятых норм и правил, склонность к агрессивному поведению, к самоутдверждению любыми доступными способами. Способность нанести физический и моральный вред, импульсивность и подчиненность сиюминутным желанием, хулиганские действия, зависть - характерные черты индивидуально-типологического портрета младшего школьника мужского пола, совершившего правонарушение. Негативизм, вербальная агрессия во время бесед, косвенно указывают на компенсаторные механизмы. Младшие школьники, совершившие правонарушения рано проявляют интерес к курению, алкоголю и другим запрещенным веществам.

У мальчиков показатели «стеничность» и «спонтанность» взаимосвязаны с «идентичность с отцом» (г= 316, при р<0,05) и «эмоциональное отношение к родителям» (г=-180, при р<0,05). Взаимосвязь «стеничности» и идентичности с отцом указывают, что фигура отца в большинстве семей отождествляется мальчиками с агрессивным поведением, чем сильнее мальчик идентифицирует себя с отцом, тем ярче проявляется агрессия как глубинное личностное свойство или в качестве ситуативной реакции. Показатель спонтанности обратно взаимосвязан с показателем «эмоциональное отношение к родителям». Меньшая эмоциональная привязанность к родителям может в большей степени стать причиной спонтанного, с низкой подчиняемостью, подчеркнуто агрессивного поведения.

Для девочек характерно преобладание таких качеств личности, как «тревожность» - 5,3, «лабильность» -5,1 «стеничность» - 4,7 (Рисунок 2).

В группе девочек обнаружены взаимосвязь показатели «тревожность» и «идентичность с матерью» (г=147,000, при р<0,001). Сильная взаимосвязь между данными показателями могут указывать на нестабильное поведение матерей в этих семьях. Если принять во внимание выраженные в группе девочек другие свойства личности, можно предположить, что чем выше напряжение, которое испытывает мама, тем более девочки - правонарушители испытывают незащищенность, сильные конформистские тенденции, неустойчивость морально - ценностных ориентаций, чувство вины. Так, во время бесед они признают свою неправоту, охотнее и быстрее, чем мальчики, однако практически всегда есть попытка выставить хищение вещи как нечто незначительное и обыденное. Отметим, что в группе девочки младшего школьного возраста с индивидуально - типологическим портретом, в котором доминируют разнонаправленные свойства, имеют выше нормы уровень выраженности-компенсирующие антитенденции, такие как «тревожность» и «стеничность», «спонтанность» и «сензитивность». Разнонаправленность индивидуально-типологического свойств девочек может свидетельствовать о выраженных, в большей мере, чем у мальчиков интересов и легком вхождении в разные социальные роли.

VII Тревожность

Конформность ®

Конфликтность

Неконформность

III Стеничность

Агрессивность

Рисунок 2. Индивидуально-типологический портрет девочек младшего школьного возраста, совершивших правонарушение по результатам индивидуально-типологического

опросника Л.Н. Собчик

Выводы. На эмпирическом уровне определены и конкретизированы тендерные характеристики индивидуальнро-типологических особенностей младших школьнков, совершивших правонарушение.

Выявлено, что у мальчиков ведущими свойствами личности выступают «стеничность», «экстраверсия», «ригидность» и «спонтанность» , для девочек характерно преобладание таких качеств личности, как «тревожность», «стеничность», и «лабильность». Содержание правонарушений мальчиков младшего школьного возраста имеет более широкий репертуар: нанесение побоев, вандализм и хулиганство. Девочки младшего школьного возраста были уличены в хищении, в основном одежды. Гендерная идентичность правонарушителей младшего школьного возраста имеет иную специфику, чем младших школьников, чье поведение находится в пределах нормы. Так, младшие школьники - правонарушители чаще идентифицируют себя с родителями одного с ними пола.

В результате исследования выявлено, что девочки младшего школьного возраста, совершившие правонарушения, имеют с высоким уровнем выраженности разнонаправленные личностные свойства, что указывает на противоречия индивидуально-типологического портрета, стремление реализовать полярные модели поведения.

У мальчиков показатель «стеничность» и «спонтанность» взаимосвязаны с «идентичность с отцом» и «эмоциональное отношение к родителям»; в группе девочек обнаружены взаимосвязь показатели «тревожность» и «идентичность с матерью».

Литература:

1. Захаров, А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей [Текст] / А.И. Захаров. // Вопросы психологии. - 1982, № 1. - С. 59 - 67.

2. Карпова, Е.В., Коротаева, А.И. Динамика отношений мальчиков и девочек в начальной школе [Текст] / Е.В.Карпова, А.И. Коротаева // Современное образование и воспитательные тенденции, технологии, методики: сб. ст. международной научно-практической конференции (28 марта 2013 г) - Могилев, МГУ им. А.А.Кулешова, 2013. - с. 233-235

3. Корнеева Е.Н., Коротаева А.И., Содержание учебно-методических комплексов как средство конструирования гендерной идентичности младших школьников [Текст] / А.И. Коротаева, Е.Н. Корнеева // Ярославский педагогический вестник - 2015 - № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки), с. 106-110.

4. Коротаева, А.И. Динамика развития гендерной идентичности младших школьников // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки, с. 241-244)

5. Практикум по гендерной психологии [Текст] / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 480 с.: ил.

6. Собчик, Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство. [Текст] / Л.Н. Собчик — Боргес, 2007. — 416 с.

Психология

УДК: 159.98

аспирант Котельникова Юлия Сергеевна

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург)

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕНОРМАТИВНЫХ СУПРУЖЕСКИХ КРИЗИСОВ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

Аннотация. В статье представлен анализ представлений о ненормативном супружеском кризисе. Обозначена актуальность исследования данной проблемы, связанная с повышением количества разводов в молодой семье. При этом разрушение семей возникает до прохождения нормативного кризиса, что может свидетельствовать о том, что распад супружеских отношений явился следствием возникновения ненормативного кризиса. В статье выделяются некоторые критерии, позволяющие различить нормативный и ненормативный кризис: специфика событий, вызвавших кризис; условия возникновения; специфика протекания; условия преодоления кризиса. Обозначен методический инструментарий, позволяющий выявить супружеский ненормативный кризис.

Ключевые слова: молодая семья, супружеский кризис, нормативный кризис, ненормативный кризис, методы исследования.

Annotation. The article presents an analysis of the notion of a non-normative conjugal crisis. The urgency of research of the given problem, connected with increase of quantity of divorces in a young family is designated. At the same time, the destruction of families occurs before the passage of the regulatory crisis, which may indicate that the disintegration of marital relations was the result of the emergence of an abnormal crisis. The article highlights some criteria that make it possible to distinguish between a normative and an abnormal crisis: the specifics of the events that caused the crisis, the conditions of occurrence, the specifics of the course, the conditions for overcoming the crisis. The methodical toolkit, allowing to reveal a conjugal abnormal crisis is designated.

Keywords: young family, conjugal crisis, normative crisis, abnormal crisis, research methods.

Введение. В настоящее время в процессе экономических и общественных перемен перед институтом брака актуализируется глобальная проблема изменения, начиная от формы брака и заканчивая содержательной стороной. Изменения социально-экономических условий вынуждают современную семью адаптироваться к появлению других потребностей людей, вступающих в брак, к смене системы ценностей и установок. Кризис, который переживает современный институт брака в российском обществе, касается в большей степени молодых семей. Разнообразие форм и содержания супружеских отношений, которые можно наблюдать в современной семье, с одной стороны, дает возможность выбора молодым людям тех вариантов, которые им подходят в наибольшей степени, с другой стороны, такое разнообразие, в некоторой степени, осложняет формирование молодой семьи. Статистические данные показывают, что четверть всех разводов (25%) происходит в молодых семьях, состоящих в браке не более трех лет. Особое внимание следует уделить тому факту, что разводы происходят до наступления нормативных семейных кризисов и семья распадается в период адаптации. Соответственно, можно говорить о том, что молодые супружеские пары переживают ненормативный супружеский кризис, который приводит к распаду семьи и прекращению супружеских отношений. Таким образом, исследование ненормативного супружеского кризиса является актуальным, а решение методологических вопросов, связанных с определением ненормативного супружеского кризиса, позволит своевременно решить его молодым супругам.

Цель статьи - проанализировать понятие «ненормативный супружеский кризис», выделить методологический инструментарий диагностики ненормативного супружеского кризиса. Полученные данные могут быть полезны студентам психолого-педагогического направления (бакалаврам, магистрам), а также аспирантам в освоении дисциплин психологического цикла.

Изложение основного материала статьи. По мнению ряда исследователей, кризис представляет собой любое острое изменение, которое делает неэффективным старые образцы поведения (В. Е. Емельянова [2], Н. Г. Осухова [6], Л. Г. Пергаменщик [7]). Другими словами, преодоление кризиса требует других паттернов поведения для эффективной адаптации человека или системы. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования по проблемам молодых супругов, супружеских кризисов и их преодолению, проблема кризисов в супружеских отношениях до сегодняшнего дня остается дискуссионным вопросом. Супружеский кризис как феномен психологических исследований длительное время не являлся отдельным предметом анализа, а изучался в рамах исследований жизнедеятельности семьи, циклов семейного развития. Проблематика супружеских кризисов в молодой семье стала интересовать ученых недавно, при этом темы исследований касаются в основном причин супружеского кризиса, а так же анализа кризиса в контексте супружеских конфликтов. Существуют различия во взглядах на факторы и причины возникновения супружеских кризисов, а также условия их преодоления.

Кроме того, следует указать, что длительное время предметом исследования были именно нормативные семейные и супружеские кризисы.

Первые массовые исследования семейных кризисов были проведены в рамках теорий стресса и теорий семейного стресса (Э. Дюваль, Р. Хилл, П. Босс, Л. Лаукс, Г. Вебер, С. Хофбол). Исследователями были выделены события, являющиеся стрессорами, приводящими к возникновению кризиса, а также факторы, способствующие преодолению супружеского кризиса.

В рамках семейной психологии, кризис является нарушением жизнеспособности и гомеостаза семейной системы [1]. Соответственно, под преодолением кризиса подразумевается приведение семейной системы в адаптивное состояние, позволяющее ей эффективно функционировать.

Благодаря исследованиям семейных кризисов, проведенным в рамках теории стрессов, выделяются понятия «нормативный кризис» и «ненормативный кризис». На наш взгляд, ненормативный кризис отличается от нормативного по ряду критериев [9].

Первый критерий - это специфика событий, вызывающий кризис. Нормативный кризис возникает на определенном этапе развития супружеских отношений и тесно связан с задачами, которые выполняет семья на данном этапе. Молодая семья проходит три основных этапа в своем развитии: добрачный этап, этап диады и этап появления первого ребенка. В добрачный период важной задачей, стоящей перед супругами, является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.