Научная статья на тему 'Причины неуспеваемости учащихся младших классов'

Причины неуспеваемости учащихся младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3257
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
причины неуспеваемости / учащиеся младшего школьного возраста / факторы / влияющие на успешность обучения ребенка в школе / адаптация младших школьников к обучению в школе / влияние родителей на успешность обучения ребенка. / reasons of poor progress / primary school age pupils / factors affecting the successful education of the child in school / adaptation younger students to learn in school / parental influence on the success of the learn- ing process of the child.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дувалина Ольга Николаевна, Карачун Екатерина Александровна

В статье рассматриваются основные причины низкой успеваемости учащихся младших классов. Актуальность темы обусловлена тем, что начальная школа является важным звеном в непрерывном образовании современного человека, и неуспешное обучение на этом этапе может отразиться на всём последующем пути его развития. Цель работы – выявить возможные негативные факторы, мешающие ребёнку стремиться к успеху в учебной деятельности и получать отличные отметки. Вывод, сделанный в данной работе, заключается в том, что только правильно определив причины неуспеваемости своих учеников преподаватель сможет предпринять своевременные и верные действия, которые помогут ученику исправить ситуацию и добиться успехов в учёбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS OF THE POOR PROGRESS OF STUDENTS IN PRIMARY GRADES

The article presents the main reasons of the poor progress of students in primary grades. The relevance of the topic is due to the fact that elementary school is an important link in the continuous education of a modern person, and unsuccessful learning at this stage may affect the whole subsequent path of their development. The purpose of the work is to identify possible negative factors that prevent a child from striving for success in educational activities and get excellent marks. The conclusion made in this work is that only by correctly identifying the reasons for the failure of their students, the teacher will be able to take timely and correct actions that will help the student to correct the situation and achieve success in their studies.

Текст научной работы на тему «Причины неуспеваемости учащихся младших классов»



PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК: 159.9

Дувалина Ольга Николаевна,

кандидат психологических наук, доцент Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского,

г. Калуга

Карачун Екатерина Александровна,

студент

Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского

г. Калуга

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10189 ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Duvalina Olga Nikolaevna,

candidate of psychological Sciences, associate Professor at K. E. Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga Karachun Ekaterina Aleksandrovna,

student

K. E. Tsiolkovsky Kaluga State University, Kaluga

THE REASONS OF THE POOR PROGRESS OF STUDENTS IN PRIMARY GRADES

Аннотация.

В статье рассматриваются основные причины низкой успеваемости учащихся младших классов. Актуальность темы обусловлена тем, что начальная школа является важным звеном в непрерывном образовании современного человека, и неуспешное обучение на этом этапе может отразиться на всём последующем пути его развития. Цель работы - выявить возможные негативные факторы, мешающие ребёнку стремиться к успеху в учебной деятельности и получать отличные отметки. Вывод, сделанный в данной работе, заключается в том, что только правильно определив причины неуспеваемости своихуче-ников преподаватель сможет предпринять своевременные и верные действия, которые помогут ученику исправить ситуацию и добиться успехов в учёбе.

Abstract.

The article presents the main reasons of the poor progress of students in primary grades. The relevance of the topic is due to the fact that elementary school is an important link in the continuous education of a modern person, and unsuccessful learning at this stage may affect the whole subsequent path of their development. The purpose of the work is to identify possible negative factors that prevent a child from striving for success in educational activities and get excellent marks. The conclusion made in this work is that only by correctly identifying the reasons for the failure of their students, the teacher will be able to take timely and correct actions that will help the student to correct the situation and achieve success in their studies.

Ключевые слова: причины неуспеваемости, учащиеся младшего школьного возраста, факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе; адаптация младших школьников к обучению в школе; влияние родителей на успешность обучения ребенка.

Keywords: reasons of poor progress, primary school age pupils, factors affecting the successful education of the child in school; adaptation younger students to learn in school; parental influence on the success of the learning process of the child.

Начальная школа - это важная ступень образования, где учащимися усваиваются «начала наук», знания, необходимые для дальнейшего обучения в средней и старшей школе. Ребёнок учится быть школьником и приобретает необходимые навыки и умения, которыми будет пользоваться всю жизнь. От того, насколько успешным будет его обучение на данной ступени, зависит развитие его личности в эмоциональной и интеллектуальной сфере, самооценка и отношения со сверстниками. К сожалению, многие ученики испытывают трудности уже на этом этапе, что отражается на их успеваемости. Задача учителя - принять верные и своевременные

действия, которые помогут ученику в данной ситуации. Для этого необходимо выявить основные причины неуспеваемости в начальной школе.

Дети поступают в первый класс в 6-8 лет, и начало школьной жизни связывается с прохождением кризиса семи лет. В период кризиса семи лет личность ребёнка претерпевает серьёзные изменения: происходит усложнение эмоционально-моти-вационной сферы, ведущей деятельностью становится учебная деятельность, ребёнок по-новому оценивает своё место в мире и т.п. Первым фактором, который может негативно повлиять на успеваемость младшего школьника, является психологическая неготовность к школьному обучению, которая может проявиться при слишком раннем

поступлении в школу. Личностная неготовность к обучению выражается в мотивационной незрелости и становится причиной пробелов в знаниях и низкой продуктивности учебной деятельности. Интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно ведёт к низкой успеваемости, потому что ребёнок оказывается неспособным понять и правильно выполнить требования учителя.

Поступление в школу меняет привычный уклад жизни ребёнка. Изменяется режим дня, место в системе общественных отношений, возникает новый круг общения, помимо родителей авторитет приобретает личность учителя, появляются права и обязанности, связанные с новым положением «школьника». Второй причиной возможной неуспеваемости школьника могут являться трудности при адаптации к новому образу жизни. Адаптация происходит постепенно на фоне постоянной учебной нагрузки и связанной с ней повышенной утомляемости. «Для многих первоклассников особенно в начале учебного года характерными изменениями в организме являются дезадаптивные состояния, которые позволяют говорить о «школьном шоке» или «школьном стрессе» [1.с. 117]. Но от ребёнка в таких условиях требуется не просто соответствовать новому статусу, но преуспевать в занявшей центральное место в его жизни учебной деятельности.

По Д. Б. Эльконину одним из компонентов учебной деятельности является контроль, который завершается оценкой. Младшим школьникам обычно трудно объективно оценивать свою работу, часто для них количество затраченного на неё времени и сил важнее результата - критерии оценивания ещё не поняты и не усвоены до конца. В связи с этим учитель часто сталкивается с ситуацией, когда дети воспринимают поставленную отметку не как объективное оценивание результата их деятельности, а как оценивание их личности, одобрение или неодобрение, выражение отношения к ним учителя. Исходя из такого понимания они строят взаимоотношения со сверстниками, признавая авторитет «отличников» и демонстрируя неодобрительное отношение к отстающим. При поощрении учителя такое положение дел может сохраняться долгое время. Неуспеваемость становится не просто недостаточным овладением «на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой» [7.с. 182], а важнейшим показателем успешности личности в целом. Постоянно низкие оценки снижают уверенность ребёнка в себе, в своих способностях и даже возможности завести много друзей. Школьная оценка влияет на самооценку ребёнка, неудачи в учебной деятельности могут негативно повлиять на учебную мотивацию, и, как следствие, усугубят проблему неуспеваемости.

Успеваемость учащихся зависит также от характера их мотивации. Мотивация неуспевающих учеников отличается от мотивации благополучных учеников. «При наличии сильных мотивов, связанных с получением отметки, круг их социальных мо-

тивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом», - пишет И. Ю. Кулагина. [6.с. 238]. Познавательные интересы неуспевающих учеников менее содержательны, чем у школьников с высокой успеваемостью, мотивация избегания неудачи у них выражена сильнее, чем мотивация достижения успеха, а престижная мотивация не развивается. Постепенно это приводит к потере ребёнком желания стремиться к высоким отметкам, возникает негативное эмоциональное отношение к учёбе, тревожность. Сталкиваясь с невозможностью почувствовать себя компетентным в учебной деятельности, ребёнок старается самоутвердиться в какой-либо внешкольной деятельности - это результат компенсаторной мотивации. Но даже при наличии успехов в других областях чувство неполноценности и осознание себя как отстающего только приглушается. [6.с. 243].

В начале обучения подавляющее большинство учеников хочет «учиться хорошо» и стремится этого достичь. Но позже неизбежно часть учащихся оказывается в числе отстающих. Почему это происходит? Бытовое понимание причин неуспеваемости чаще всего выдвигает на первый план умственные способности учащихся. О. Н. Артеменко подчёркивает, что уровень умственного развития ученика -лишь один из множества факторов, влияющих на успеваемость, и связь между ним и получаемыми учеником оценками не всегда подтверждается в школьной практике.

Учебная деятельность требует больших затрат сил, и немаловажную роль для успешного обучения играет работоспособность ученика. Работоспособность зависит от состояния здоровья ребёнка. Слабое здоровье может стать препятствием отличной учёбе даже при высоком уровне умственного развития учащегося. [3.с. 458]

А. В. Тончева выделяет три этапа формирования школьной неуспеваемости: 1) появление и накопление непреодолённых трудностей; 2) отставание в учении; 3) неуспеваемость. [7.с. 184-185] На основе результатов первой недели обучения нельзя говорить о неуспеваемости, её формирование происходит на протяжении более длительного времени - учебной четверти, полугодия. Под «непреодолёнными трудностями» могут пониматься пробелы в усвоении изученного прежде материала (например, если ребёнок по каким-либо причинам пропустил несколько занятий и позже этот пробел не был вовремя ликвидирован) или недостаточное развитие умений учебно-познавательного характера.

Учителям начальных классов рекомендуется ещё до поступления детей в школу узнавать о ситуации в их семьях, об отношении родителей к своим детям, чтобы сразу понимать, кому из детей потребуется уделить больше внимания. Взаимоотношения в семье, характер отношения родителей к ребёнку, стратегия семейного воспитания - всё это определённым образом влияет на ребёнка, на его желание учиться и получать хорошие отметки. Например, результаты исследования О. В. Андреевой говорят о лучшей успеваемости детей из семей

с авторитетным (демократическим) стилем воспитания и внимательным отношением родителей к жизни ребёнка по сравнению с успеваемостью детей из семей с недостаточным вниманием родителей к развитию ребенка. Таким образом, целесообразно говорить о непосредственном влиянии семьи ученика на его успеваемость.

«Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается», - утверждает И. Ю. Кулагина. [6.с. 243]. Успеваемость - очень важный показатель компетентности, но в начальной школе он отражает не только успешность освоения учебной программы, но и успешность адаптации ребёнка к новым условиям. Объясняя неудачи ребёнка исключительно ленью и низким уровнем умственных способностей, постоянно ругая его за плохие отметки, не пытаясь разобраться в ситуации, можно нанести ему серьёзную моральную и психическую травму. Необходимо понимать, что причины низкой успеваемости разнообразны, ими могут быть психологическая неготовность к школьному обучению, слабое здоровье, характер мотивации, взаимоотношения в семье ученика и др. Задача педагога и родителей неуспевающего ученика - правильно понять причины его неуспеваемости и, объединив усилия, помочь ему стать успешным в учёбе, учитывая его индивидуальные особенности.

Список литературы:

1. Андреева О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014 вып. 5 [Электронный ресурс]: https://naukovedenie.ru/PDF/160PVN514.pdf

2. Артеменко О. Н. Научные подходы к определению взаимообусловленности уровня умственного развития и успешности в учебной деятельности младшего школьника // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. №73

3. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961

4. Варич Л. А., Сорокина Ю. В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 117 -122.

5. Евстифеева Е. И., Османов Э.М. Проблемы адаптации первоклассников к образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2007. т.12, вып.3.

6. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Трик-ста, 2011

7. Тончева А. В. Причины неуспеваемости современных школьников // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1 .

УДК: 159.922.8

Киселева Д. Е., Кацеро А. А.

Тульский Государственный Педагогический университет им. Л.Н. Толстого

(Тула, Россия) DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10190 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Kiseleva D. E., Katsero A. A

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR INDEPENDENT LIFE OF OLDER TEENS WITH HEARING

IMPAIRMENT

Аннотация.

В данной статье рассмотрены проблемы изучения психологической готовности к самостоятельной жизни старших подростков с нарушением слуха. Проанализирована литература, посвящённая психологической готовности к самостоятельной жизни. Выявлена необходимость корректировать психологическую готовность к самостоятельной жизни старших подростков с нарушением слуха. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить основные критерии для коррекции психологической готовность к самостоятельной жизни.

Abstract.

This article discusses the problems of studying the psychological readiness for independent life of older adolescents with hearing impairment. Analyzed the literature on the psychological readiness for independent living. Identified the need to adjust the psychological readiness for independent life of older adolescents with hearing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.