с авторитетным (демократическим) стилем воспитания и внимательным отношением родителей к жизни ребёнка по сравнению с успеваемостью детей из семей с недостаточным вниманием родителей к развитию ребенка. Таким образом, целесообразно говорить о непосредственном влиянии семьи ученика на его успеваемость.
«Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается», - утверждает И. Ю. Кулагина. [6.с. 243]. Успеваемость - очень важный показатель компетентности, но в начальной школе он отражает не только успешность освоения учебной программы, но и успешность адаптации ребёнка к новым условиям. Объясняя неудачи ребёнка исключительно ленью и низким уровнем умственных способностей, постоянно ругая его за плохие отметки, не пытаясь разобраться в ситуации, можно нанести ему серьёзную моральную и психическую травму. Необходимо понимать, что причины низкой успеваемости разнообразны, ими могут быть психологическая неготовность к школьному обучению, слабое здоровье, характер мотивации, взаимоотношения в семье ученика и др. Задача педагога и родителей неуспевающего ученика - правильно понять причины его неуспеваемости и, объединив усилия, помочь ему стать успешным в учёбе, учитывая его индивидуальные особенности.
Список литературы:
1. Андреева О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014 вып. 5 [Электронный ресурс]: https://naukovedenie.ru/PDF/160PVN514.pdf
2. Артеменко О. Н. Научные подходы к определению взаимообусловленности уровня умственного развития и успешности в учебной деятельности младшего школьника // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. №73
3. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения - М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961
4. Варич Л. А., Сорокина Ю. В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 117 -122.
5. Евстифеева Е. И., Османов Э.М. Проблемы адаптации первоклассников к образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2007. т.12, вып.3.
6. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Трик-ста, 2011
7. Тончева А. В. Причины неуспеваемости современных школьников // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1.
УДК: 159.922.8
Киселева Д. Е., Кацеро А. А.
Тульский Государственный Педагогический университет им. Л.Н. Толстого
(Тула, Россия) DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10190 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Kiseleva D. E., Katsero A. A
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
PSYCHOLOGICAL READINESS FOR INDEPENDENT LIFE OF OLDER TEENS WITH HEARING
IMPAIRMENT
Аннотация.
В данной статье рассмотрены проблемы изучения психологической готовности к самостоятельной жизни старших подростков с нарушением слуха. Проанализирована литература, посвящённая психологической готовности к самостоятельной жизни. Выявлена необходимость корректировать психологическую готовность к самостоятельной жизни старших подростков с нарушением слуха. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить основные критерии для коррекции психологической готовность к самостоятельной жизни.
Abstract.
This article discusses the problems of studying the psychological readiness for independent life of older adolescents with hearing impairment. Analyzed the literature on the psychological readiness for independent living. Identified the need to adjust the psychological readiness for independent life of older adolescents with hearing
40_
impairment. On the basis of the research conducted, the author suggests the main criteria for the correction of psychological readiness for independent living.
Ключевые слов: психологическая готовность, самостоятельная жизнь, старший подросток, нарушение, слух.
Key words: psychological readiness, independent life, teenager, violation, hearing.
Проблема психологической готовности к самостоятельной жизни старших подростков с ОВЗ является одной из актуальных и вместе с тем недостаточно разработанных в современной специальной психологии. Завершая школьное обучение, старшеклассник должен быть социально и психологически готовым к вступлению во взрослую жизнь.
Психологическая готовность к самостоятельной жизни включает множество сторон. Самоопределение, адекватная самооценка себя и своих способностей, интеллектуальная готовность, устойчивый эмоциональный фон, высокий уровень коммуникативных навыков умение организовать свой досуг и свободное время, готовность нести ответственность за свои поступки, способность планировать будущее - все это компоненты психологической готовности к самостоятельной жизни человека. Выпускаясь из школы, ребенок с нарушением слуха должен быть социализирован, приспособлен к жизни, понимать свои возможности и адекватно оценивать их, готов брать ответственность за свои поступки, понимать и принимать свой недостаток.
В связи со множественными изменениями общество признало, что люди с нарушением слуха имеют те же права, что и другие граждане, имеют доступ к важным общественным благам и вносят вклад в развитие общества. Адекватно подготовить ребенка к самостоятельной жизни с ее уникальными проблемами выбора и ответственностями, -это одно из важнейших направлений в психологической подготовке к самостоятельной жизни старших подростков с нарушением слуха. [5]
Проблема психологической готовности к самостоятельной жизни, как одна из наиболее сложных аспектов психологии личности, стала лишь недавно объектом изучения. Поэтому сравнительно немного психологов и педагогов уделили внимание этой теме. Свой вклад в исследование проблематики психологической готовности к самостоятельней жизни сделали: А. С. Рулеева, П. А. Обуих, Дж. Таунсенд, Г. А. Сатаева, Т. Б. Собкин, М. А. Егорова, Е.В. Джугля, Е. Г. Самсоновой, Л. В. Андреевой, А. Н. Бобырева. Однако данные работы посвящены готовности к самостоятельной жизни детей группы риска или же детей, оставшихся без попечения родителей.
Одна из первых работ посвящённая психологической готовности к самостоятельной жизни старших подростков с ОВЗ была написана в 2001 году. Н. В. Москаленко пишет диссертацию «Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения VIII вида». В своей работе Наталья Васильевна уделяет внимания проблемам психологической готовности к самостоятельной
жизни, которые не свойственны для нормально развивающихся учащихся. Например, таких как: затруднение вхождение в социум, вследствие недостатков физического и психического характера, проблема в приобретении им социального опыта, его подготовке к самостоятельной жизни, не возможность овладения необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыкам. Аналогичных исследовательских работ для лиц с нарушением слуха в настоящее время недостаточно - что свидетельствует об актуальности нашего исследования. [3]
Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом. Для детей с нарушением слуха характерно несоразмерность в развитии наглядных и понятий форм мышления, преобладание письменной речи над устной, по причине боязни ошибиться, показаться неучами, а также из-за привычки. Психическое развитие будет замедленно на всех этапах. Для детей с нарушением слуха характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы. [1]
Вследствие анализа различной литературы можно сказать, что понятие «психологическая готовность к самостоятельной жизни» является обширным. В силу его объемности многие авторы выделяли различные критерии для оценки успешности психологической готовности к самостоятельной жизни старшеклассников. Таких как: реальный и конкретный характер жизненных планов, адекватное профессиональное самоопределение, готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи, социально-нормативное поведение; умение использовать личный опыт в изменяющихся условиях, интеллектуальную готовность, мотивация к изучению нового, готовность к семейной жизни, выделение нескольких приоритетных ценностей, преодоление трудностей, целеустремленность, ответственность, самоорганизация. [4]
В связи с такой обширностью понятия было решено придерживаться выделение критериев М. А. Егоровой таких как: временная перспектива, профессиональная направленность (самоопределение), интеллектуальная готовность, самооценка и коммуникативные навыки и применяя для диагностики психологической готовности к самостоятельной жизни старших подростках с нарушением слуха. [2]
Таким образом, проблема психологической готовности к самостоятельной жизни старшеклассников с нарушением слуха включает в себя многие аспекты. Наиболее целесообразным представляется остановиться на следующих: временная перспектива, профессиональная направленность (самоопределение), интеллектуальная готовность, самооценка и коммуникативные навыки. Считаем важным применить их для диагностики психологической готовности к самостоятельной жизни старших подростках с нарушением слуха. В диагностический пакет стоит включить следующие методики: «Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению»; «Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан)»; «Опросник «Саморегуляция» А. К. Осниц-кий»; «Опросник временной перспективы Зим-бардо (англ.2!Р1)»; «Социальный интеллект. Тест Дж. Гилфорда».
Коррекционно - развивающая работа, в основу которой поставлены данные параметры психологической готовности к самостоятельной жизни, позволит старшеклассникам с нарушением слуха увереннее чувствовать себя в будущей самостоятельной жизни.
Список литературы:
1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Академия, 2002. - с. 3-203.
2. Егорова М. А. Социально-психологическая готовность к самостоятельной жизни выпускников школы-интерната / М. А. Егорова // Вестник практической психологии образования : научно-методический журнал / Ред. Е. И. Метелькова. - 2007. - №3 (12) июль-сентябрь 2007. - с. 59-67.
3. Москоленко Н. В. Подготовка умственно отсталых воспитанников-сирот к самостоятельной жизни в условиях интернатного учреждения УП вида [Текст]: кандидат педагогических наук: 13.00.03: защищена 2001.
4. Собкин В. С. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи. М.: ЦСО РАО, 1997. — 94 с.
5. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни. Пособие для родителей и специалистов / Под ред. Е. Р. Ярской - Смирновой. - Издание 2-е, дополненное. Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2007.