2. Отец получает 25.000 р. в месяц, а мама - 16.000 р. Сколько денег они зарабатывают в год? Смогут ли они на деньги, заработанные за год, купить автомобиль за 300.000 р., если половина зарплаты уходит на бытовые и домашние расходы?
3. Мама получает 8.000 р. в месяц, а папа 15.000 р. В семье 3 человека. Сколько рублей в среднем приходится в месяц на каждого члена семьи? Прожиточный минимум составляет 8.300 р. Достаточно ли денег для проживания этой семьи?
Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам и т. д. Это обусловлено оторванностью родителей, занятых в общественном производстве, от семейного быта. Дети без учителя не всегда в состоянии понять, что самая небольшая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для ликвидации этого пробела в экономическом воспитании можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов повседневного пользования, об экономии средств семейного бюджета, бюджета школы и т. п.
Приведём в качестве примера несколько задач:
1. Ася включила электрический чайник, в котором не было воды, в результате чего он сгорел. Какой ущерб нанесла Ася семейному бюджету, если чайник стоит 4000 р.?
2. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 8000 р., а за её установку - еще 1000 р. Сколько всего денег заплатили родители и какую сумму внесла каждая семья, если в установке новой двери участвовали 9 семей?
Решение задач с экономическим содержанием воспитывают у молодого поколения чувства патриотизма.
Например, такие задачи:
1. В нашей стране мужчины имеют право на получение пенсии в возрасте 60 лет, а в США, Франции, Германии - в возрасте 70 лет. Где мужчины дольше работают и на сколько лет?
Библиографический список
2. Турецкая строительная фирма в Москве платит российскому рабочему 12000 р. в месяц, а отечественная - 20000 р. В турецкой фирме рабочий трудится 10 часов в сутки, а в нашей - 8 часов. Сколько стоит 1 час труда в каждой из фирм и где справедливее вознаграждение, если считать, что в месяце 24 рабочих дня?
Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием можно предлагать в занимательной форме, для чего в фабулу задачи вводятся любимые детьми герои народных сказок [2].
Например:
1. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом тереме, и задумали они построить новый. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить - 10000 р., стены поставить 36000 р., крышу установить -20000 р., отделать изнутри - 24000 р. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в Сбербанк, если за использование кредита должны дополнительно уплатить 1/5 часть от суммы кредита?
При решении подобных задач школьники будут усваивать экономические понятия, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а сами задачи и арифметические расчёты при их решении по своему содержанию и логике максимально приближены к условиям реальной действительности, с которой повседневно приходится сталкиваться детям. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас школьников, закладывает зачатки экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых будущим предпринимателям [3]. Систематическое решение задач на уроках математики поможет преодолеть имеющийся разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом, так как посредством экономических знаний школа готовит маленького человека к жизни уже в раннем детстве.
1. Асадулаева С.А. К проблеме выявления условий формирования основ экономической культуры младших школьников. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2014; 4 (29): 47 - 50.
2. Сасова И.А., Землянская Е.Н., Нагуманова И.И. Экономика для младших классов: пособие для учителей начальной школы. Москва, 1999.
3. Абдурахманова П.Д., Артеменкова Л.Ф., Асадулаева Ф.Р, Асадулаева У.М., Бачиева Э.Ю., Бережная О.В., Везиров Т.Г., Далга-тов М.М., Джалалова Г.П., Идрисова П.Г., Курбанова А.Б., Магомеддибирова З.А., Магомедханова У.Ш., Манафова М.К., Прядко Н.А., Подгребельная Н.И., Раджабова П.Т., Сметанина Н.В., Сорокопуд Ю.В., Тажутдинова ГШ. и др. Актуальные проблемы психолого-педагогических наук: коллективная монография. Москва, 2016.
References
1. Asadulaeva S.A. K probleme vyyavleniya uslovij formirovaniya osnov 'ekonomicheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014; 4 (29): 47 - 50.
2. Sasova I.A., Zemlyanskaya E.N., Nagumanova I.I. 'Ekonomika dlya mladshih klassov: posobie dlya uchitelej nachal'noj shkoly. Moskva, 1999.
3. Abdurahmanova P.D., Artemenkova L.F., Asadulaeva F.R., Asadulaeva U.M., Bachieva 'E.Yu., Berezhnaya O.V., Vezirov T.G., Dalga-tov M.M., Dzhalalova G.P., Idrisova P.G., Kurbanova A.B., Magomeddibirova Z.A., Magomedhanova U.Sh., Manafova M.K., Pryadko N.A., Podgrebel'naya N.I., Radzhabova P.T., Smetanina N.V., Sorokopud Yu.V., Tazhutdinova G.Sh. i dr. Aktual'nye problemy psihologo-pedagogicheskih nauk: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 371
Ausheva M.B., senior lecturer, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: uzlipat066@mail.ru
THE PROBLEM OF POOR PROGRESS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE REPUBLIC OF INGUSHETIA AND ITS SOLUTIONS. The article deals with a problem of failure, in which student don't master the knowledge provided by the curriculum. The failure of school children is not always due to low mental capacity or unwillingness to learn lessons. The author concludes that the teacher, knowing the psychological causes of underachievement in primary schoolers, can assist in overcoming and preventing these difficulties. Exploring the psychological causes of school failure, the teacher could organize the work so that the process of learning and education is more effective, and by the end of primary school age the child should want to learn, to be able to learn and believe in himself.
Key words: family living conditions, pedagogical neglect, education, psychological characteristics of students.
М.Б. Аушева, ст. преп. каф. ПМНО Ингушского государственного университета, г. Магас, E-mail: uzlipat066@mail.ru
ПРОБЛЕМА НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ И ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ
В статье рассматривается проблема неуспеваемости, при которой школьник не овладевает знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Автор делает вывод о том, что педагог, зная психологические причины неуспеваемости младших школьников, может оказать помощь в преодолении и предупреждении этих трудностей. Изучая психологические причины неуспеваемости, учитель сможет организовывать свою работу так, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен и к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Ключевые слова: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, образование, психологические особенности учащихся.
В последние годы педагоги, медицинские работники, психологи, ученые все чаще говорят о трудностях обучения в школе. Как показывают цифры официальной статистики, в начальной школе более 30% детей имеют непреходящие трудности обучения. И проблема эта не только педагогическая, но и медицинская, и психологическая, и, прежде того, социальная. Есть и другие причины социального характера. Основная причина неуспеваемости младших школьников - это несоответствие интеллектуальных возможностей ребёнка и системы обучения в школе. В результате даже способные к обучению дети уже в первые школьные годы попадают в разряд неуспевающих. Бывает, что дети, занимающиеся с репетитором, воспринимают его как критерий благосостояния семьи, считая, что своим материальным состояние смогут компенсировать отсутствие знаний. Иногда в семьях, практика приглашения к ребёнку репетитора, приводит к ухудшению детско-родительских отношений, родители психологически давят на ребёнка, попрекая их тратой денег. В этом случае, особенно если ребёнок вступил в подростковый возрастной период, семейный конфликт нередко завершается побегом из дома или нарушением взаимопонимания между ребёнком и взрослым. Несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов, учёных и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число слабых учащихся непрерывно растёт. По данным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15 - 40% школьников. М.М. Безруких отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении [2, с. 29]. Проблема школьной неуспеваемости характерна не только для нашей страны. Так, например, по данным М. Ленардюсси, 25% учащихся Западной Европы отстают в учёбе, а в Мали число неуспевающих учеников составляет 25-35%.
Дети, у которых причиной развития невротических расстройств и впоследствии неуспеваемости в школе являются психогенные факторы. К ним относятся: 1) психические травмы, вызванные испугом, страхом; 2) тяжелые ситуации, свидетелем, а то и участником которых оказался ребёнок - ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких; 3) жестокое, несправедливое обращение.
Ещё одна причина проблем в обучении - родительские амбиции. Вот один пример. Когда я проходила практику, в моем классе был мальчик. Он был поздним ребёнком, и поэтому был всеобщим любимцем. Родители, считая, своего ребёнка очень развитым отдали его в школу в 6 лет. При этом заверили ребёнка, что он будет отличником. Когда же он понял, что отличники не признают его превосходства, а учительница относится к нему как ко всем, желание учится, у него пропало. Родительские амбиции сыграли с ребёнком злую шутку. Он стал раздражительным и плаксивым и часто стал пропускать школу. Это характерная картина так называемого школьного невроза. Причинами также могут быть следующие факторы:
Непонимание. Учителя и родители не видят истинных причин трудностей, списывая все на лень, на нежелание учиться. Такое поведение взрослых ведет к стойкой стрессовой ситуации, а затем либо к неврозу, либо к замыканию ребёнка в себе.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Благие намерения родителей научить сразу всему: и музыке, и хореографии, и живописи, и иностранному языку - наталкиваются на школьные трудности как на непреодолимое препятствие; но взрослые чаще всего без боя не сдаются, а жертвами становятся их дети.
Трудности обучения ребёнка в школе могут быть связаны не только с неврозами, но и с общей ослабленностью организма.
Рассеянные, забывчивые, с очень неустойчивой успеваемостью, усталость у них возникает уже на первом уроке, а сами уро-
ки им кажутся непомерно длинными. Не редко такие дети жалуются на головные боли, головокружение. У них резко снижается работоспособность, замедлен темп деятельности, как правило, они не успевают выполнять задание вместе с классом. Подобного рода нарушения здоровья медики называют астеническими состояниями.
Есть еще один тип неуспевающих - «играющие» дети. Они, в общем, положительно относятся к школе, но постольку, поскольку занятия напоминают игру. А любимое их время - перемена. Такой школьник оказывается для родителей и учителей крепким орешком - обычные педагогические подходы, привычные методы обучения не дают эффекта. Поневоле встает вопрос: что же делать с ребёнком, может ли он вообще обучаться в массовой школе? Вопрос очень сложный, и в каждом случае надо разбираться индивидуально.
У ученика с трудностями в обучении необходим размеренный и чёткий режим дня. Общая продолжительность непрерывной работы не должна превышать 30 мин. Работать только на положительном подкреплении: при неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех, подчеркните. Самое важное при оказании помощи ребёнку - это вознаграждение, причём не на словах, а на деле.
Проблема неуспеваемости всегда волнует учителей начальных классов Республики Ингушетии так же, как и других регионов нашей страны. При решении этой проблемы учителя и психологи пытаются найти способы борьбы с неуспеваемостью.
Для оказания помощи неуспевающим младшим школьникам на базе ГБОУ СОШ - д/с № 1 с.п. Кантышево Назрановского района РИ в 3 «в» классе нами было проведено экспериментальное исследование. В перечень трудностей, предлагаемых для беседы с педагогом, входили следующие: 1) невнимательность и рассеянность; 2) трудности при выполнении задач в классе; 3) трудности при решении математических задач; 4) неусидчивость;
5) постоянная грязь в тетрадях; 6) плохое знание таблицы сложения; 7) постоянное переспрашивание учителя; 8) опоздания на уроки; 9) постоянное отвлечение на уроках; 10) боязнь устных ответов.
Также проводилось наблюдение за учебной деятельностью на уроках математики. В схему наблюдения входили следующие признаки: 1) как ребёнок включен в работу на уроке; 2) уровень проявления его активности; 3) вопросы, которые он задавал учителю; 4) выполнение дополнительных заданий (охотно, неохотно); 5) высказывание оценочных суждений об уроке (положительные, отрицательные) [3, с. 67].
Результаты беседы с учителем показали, что некоторые дети в разной степени испытывают трудности в учебной деятельности. Были выделены основные трудности в обучении школьников: 1) примерно 20% детей пропускают буквы в письменных работах; 2) 19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки; 3) около 17% страдают невнимательностью и рассеянностью; 4) 14,8% детей испытывают трудности при решении математических задач; 5) 13,1% детей неусидчивы; 6) 14% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза; 7) 11% детей допускают грязь в тетрадях; 8) 11,8% ребят плохо знают таблицу умножения; 9) 8,9% детей не справляются с заданиями для самостоятельной работы; 10) 8,7% не научились работать по образцу; 11) 8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо; 12) 8,4% детей часто переспрашивают.
По результатам наблюдения было выявлено 4 неуспевающих ученика. Любимыми предметами в основном у них являются ИЗО, физкультура, музыка, т. е. те предметы, которые не требуют больших умственных затрат и легки для них. Педагоги и психо-
логи при тесном взаимосвязи с семьей неуспевающего ученика могут оказать помощь в преодоление трудностей, возникающих у младших школьников в учебе, зная конкретные проблемы этих трудностей.
В наших же школах, у ингушских детей причиной неуспеваемости в школе является незнание русского языка. Все книги для младших школьников написаны на русском языке, обучение ведется также на русском. Но тем не менее дети (особенно в сельской местности) не успевают усвоить новый материал. Чтобы решить проблему неуспеваемости младших школьников необходимо: 1) не рассматривать их как личную трагедию, стараться не показывать своего огорчения. Главная задача - помочь ребёнку. Принимать и любить его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе; 2) не рассчитывать на мгновенный успешный результат; 3) задача учителя и родителей: поддерживать уверенность ребёнка в своих силах снять с него чувство напряжения и вины за неудачи; 4) не перегружать ребёнка тем, что у него не получается; 5) не заставлять ребёнка выполнять задание самостоятельно.
Для устранения причин неуспеваемости применять такие средства как:
Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов обучения, новых технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудными учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе - это занятия, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Воспитательное воздействие. Поскольку неБиблиографический список
удачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная работа, которая включает и работу семьей ученика.
Чтобы своевременно предотвратить неуспеваемость, надо выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов. Необходимо установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых младшими школьниками, и корректировать это. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь у детей в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Педагогу необходимо знать как причины, так и пути преодоления неуспеваемости. Для более эффективного процесса преодоления трудностей необходима интенсивная работа и с учащимися и с родителями.
Опыт показал, что если учитель руководит каждым шагом своих учеников, они работают, пока он рядом, но стоит ему уйти, дети перестают работать и начинают шалить. Дети приходят к выводу, что занятия - это ответственность учителя, а не их, поэтому, как только учитель отвернется, они пользуются возможностью делать то, что им нравится. Мы учим и воспитываем подрастающее поколение. Оно учит и воспитывает нас. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» [4, с. 43].
Таким образом, педагог, зная психологические причины неуспеваемости младших школьников, может оказать помощь в преодолении и предупреждении этих трудностей. Изучая психологические причины неуспеваемости, учитель сможет организовывать свою работу так, чтобы процесс обучения и воспитания был более эффективен и к концу младшего школьного возраста ребёнок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
1. Воронина Л.В. Развитие младших школьников в процессе формирования у них математической культуры. Начальная школа. 2014; 1.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? Москва, 1991.
3. Венгер А.Л. Готов ли ребёнок к школе? Москва: Просвещение, 1994.
4. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Москва, 1983.
References
1. Voronina L.V. Razvitie mladshih shkol'nikov v processe formirovaniya u nih matematicheskoj kul'tury. Nachal'naya shkola. 2014; 1.
2. Bezrukih M.M., Efimova S.P. Znaete li vy svoego uchenika? Moskva, 1991.
3. Venger A.L. Gotovli rebenok k shkole? Moskva: Prosveschenie, 1994.
4. Antuan de Sent-'Ekzyuperi. Malen'kijprinc. Moskva, 1983.
Статья поступила в редакцию 28.04.18
УДК 378
Bekova M.R., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: Bekovama@mail.ru
CRITERIA AND PERFORMANCE INDICATORS FOR A FUTURE REFLEXIVE PSYCHOLOGIST AND TEACHER. The article describes the criteria and indicators of the future teacher-psychologist with a reflexive position. Criteria and indicators of a reflexive position of a psychologist are the result of studies of professional activity of an educational psychologist, that contain requirements of knowledge generated by the competencies, experience, education and professional conduct. The author identifies cognitive-analytic, communicative, motivational, emotional activity and creative criteria. This will follow a reflexive position and will allow getting the level of desired qualities of a personality.
Key words: reflexion, reflexive position, criteria, indicators, future teacher-psychologist.
М.Р. Бекова, ст. преп. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
г. Магас, E-mail: Bekovama@mail.ru
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ
В статье рассмотрены критерии и показатели, сформированности у будущего педагога-психолога рефлексивной позиции. Критерии и показатели рефлексивной позиции педагога-психолога - являются результатом исследований профессиональной деятельности педагога-психолога, которые содержат - требования к объему его знаний, сформированных компетенциях, стажу работы и образованию, характеризуют профессиональное поведение. Автор выделяет следующие критерии: когнитивно-аналитический, коммуникативно-отношенческий, потребностно-мотивационный, эмоционально-деятельностный и смыслотворческий критерии. Это позволит проследить за развитием рефлексивной позиции и получить уровень сформированности искомого качества личности.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная позиция, критерии, показатели, будущий педагог-психолог.