УДК 159.923.5
К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ ХРОНИЧЕСКОЙ НЕУСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
© 2017
Глазырина Лидия Геннадьевна, старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности Волгоградский социально-педагогический университет (400066, Россия, Волгоград, пр. Ленина, 27, e-mail: [email protected]) Шеркевич Валерия Сергеевна, учитель Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 98» (400123, Россия, Волгоград, ул. Пельше, 15б, e-mail: [email protected])
Аннотация. Сегодня педагоги школ, родители все чаще говорят об отсутствии желания и отказе подростков от любого вида деятельности, даже от общения со сверстниками. Практически в каждой школе можно встретить учеников, которых педагоги характеризуют как слабых, пассивных, неспособных, трудных. Такие подростки предпочитают оставаться безучастными в любом деле, со стороны наблюдать за происходящим или уходить в виртуальный мир, мир грез и фантазий. Взрослые считают, что именно уход в виртуальный мир делает ребенка хронический неуспешным в учебе. В научной литературе неблагополучие ребенка в школе в основном трактуется в формулировках: «неуспеваемость», «трудность в обучении» и соотносится с количеством полученных ребенком положительных отметок, в то время как хроническая неуспешность школьника не ограничивается только результатами обучения, а сопровождает ребенка в любой деятельности. Будучи неуспешными, подростки постоянно находятся в тревожном состоянии, что мешает им проявить инициативу, сосредоточиться на процессе деятельности, а это ведет к новому неуспеху, отрицательным результатам, негативным оценкам и к закреплению неудач. Не зная истинных причин хронической неуспешности своих учеников, взрослые зачастую испытывают наибольшие затруднения в выстраивании учебно-воспитательного взаимодействия с ними. В данной статье мы предлагаем развернутый аналитический обзор основных причин хронической неуспешности современных подростков.
Ключевые слова: обучение, воспитание, формирование личности, школа, семья, обучающиеся, подростки, неуспеваемость, хроническая неуспешность, причины неуспешности.
TO THE QUESTION ABOUT THE REASONS OF THE CHRONIC UNSUCCESSFULNESS
OF MODERN TEENAGERS
© 2017
Glazyrina Lidiya Gennadievna, senior lecturerat of the department of psychology and professional activity
Volgograd State Socio-Pedagogical University (400066, Russia, Volgograd, avenue Lenina, 27, e-mail: [email protected]) Sherkevich Valeriya Sergeevna, teacher Public secondary - school №98 (400123, Russia, Volgograd, Pelshe st., 15b, [email protected])
Abstract. Presently, schoolteachers, parents, talk more often about the absence of teenagers' desire and their rejection to any kind of activities, even to communicate with mates. Almost every school has students who are characterized by teachers as weak, passive, incapable, difficult. These children prefer to be indifferent to any actions, just to observe what is happening or to go to the virtual reality, to the world of dreams and fantasies. Adults believe that mainly this escape to the virtual world creates child chronic unsuccessfulness at school. In scientific literature problems of a child at school are highlighted in such phrases as "failure", "difficulty in learning", and correlates with the amount of positive marks which a child get, while the chronic unsuccessfulness of a student is not limited only by learning outcomes, but accompanies a child in all activities. Being unsuccessful, teenagers are constantly anxious, what prevents them from taking the initiative, focusing on the educational process and it leads to a new failure, to negative results, and to negative estimations and it fixes failures. Adults often experience the greatest difficulties in building the educational interaction with them without knowing the true causes of chronic unsuccessfulness of their students. In this article, we offer a detailed analytical review of the main causes of chronic unsuccessfulness of modern teenagers.
Keywords: teaching, education, personality formation, school, family, students, teenagers, academic failure, chronic unsuccessfulness, reasons of unsuccessfulness.
Успешность ребенка принято рассматривать не только как результат его учебной деятельности, но и необходимое условие, позволяющее расширять и углублять обучение отдельным предметам, реализовывать профессиональную ориентацию обучающимся, как важный фактор формирования личности ребенка, его социализации.
Зачастую характеристикой успешности школьника, как у родителей, так и у педагогов является бальная отметка, показывающая, насколько ученик сообразителен, хорошо обучается, быстро и легко решает практические задачи. К ошибкам, неудачам ребенка в обучении, педагоги и родители нередко относятся отрицательно, считая, что это будет побуждать его учиться лучше - «Мое расположение, любовь, внимание нужно заработать».
Анализ научной литературы по данной проблеме показывает, что при описании неблагополучия ребенка в школе чаще всего используются формулировки: «неуспеваемость», «трудности в обучении», в то время как хроническая неуспешность школьника не ограничивается только результатами обучения, а сопровождает ребенка в любой деятельности. Это позволяет нам говорит об отсутствии единого взгляда на данный круг явлений.
Сравнительный анализ понятий «успешность - неуспешность» и «успеваемость - неуспеваемость» также показывает неоднозначность данных терминов.
С точки зрения У. Глассера основным бичом всех школ является проблема неудачников [1 с. 17-19]. А.Н. Ошмарин подмечает, что еще в 70-е годы XX в. педагоги отмечали, что довольно большой процент школьников испытывают трудности в обучении. Так согласно исследованиям последнего десятилетия «от 30 до 60% учащихся средней школы фактически не умеют читать, т.е. не владеют смысловым чтением, что по международной терминологии квалифицируется как функциональная неграмотность» [2].
Согласно З.И. Калмыковой «успешность» школьника напрямую связана с показателями усвоенных знаний, то есть с его «успеваемостью». Схожую точку зрения можно встретить и А.А. Бударного и У.Д. Розенталя. По мнению авторов, содержанием понятия «школьная неуспешность», «неуспеваемость» в первую очередь связаны с установленными правилами перевода обучащихся в последующие классы. Согласно данным правилам перевести можно только тех учеников, которые смогли осво-
Glazyrina Lidiya Gennadievna, Sherkevich Valeriya Sergeevna TO THE QUESTION ABOUT THE REASONS OF THE CHRONIC ..
ить предъявленные требования школьных дисциплин на отметку «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». В связи с этим «неуспеваемость» может быть выражена в балльной системе отметками «два» и «один». При этом авторы отмечают, что выставление удовлетворительных отметок «не мешают учителям, родителям, нередко и ученику знать, что он «неуспешен» [3].
С точки зрения психологов понятие «успешнось - неуспешность» гораздо шире «успеваемость - неуспеваемость».
Например, Л.А. Регуш пишет, что источники «неуспеваемости» могут крыться в свойствах самого ученика, его способностях, мотивах, интересах и т.д. [4]. С тоски зрения В. Оконь причины «неуспеваемости» школьника кроются в первую очередь в нарушении баланса компонентов взаимодействия между педагогами и обучающимися, и только во вторую очередь связаны с внешними силами [5]. То есть, «школьная неуспеваемость» является показателем неэффективности учебной деятельности ребенка, характеризующаяся низким уровнем усвоения знаний.
Обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно говорить, что понятие «неуспешность» рассматривается учеными в двух направлениях:
— как психологическое, где понятия «неуспешность» определяется как особое негативное эмоциональное состояние обучающегося, которое выражает его личное отношение (переживание) к деятельности или ее результатам;
— как психолого-педагогическое, где «неуспешность» следует рассматривать в фокусе проблемы результативности и эффективности обучения, а также в контексте показателей качества образования.
Например, А. Сидельникова под «неуспешностью» предлагает понимать «ощущение отсутствия достижения, например, в виде награды, похвалы, общественного признания». По мнению автора неуспешность может проявляться как «хроническое или периодическое переживание ситуации неуспеха, ощущение промаха, провала, поражения, несостоятельности, возникающее в процессе сравнения себя с другими или при оценке достигнутых и желаемых результатов» [6]. В свою очередь Л.Н. Валишена неуспешность рассматривает как фактор негативного социального формирования личности, имеющий прямую корреляцию с заниженной самооценкой школьника [7]. Таким образом, неуспешность может обнаруживаться не только в не достижении целей обучения, но и социальных целей.
Все вышесказанное актуализирут вопросы изучения причин, диагностики и коррекции хронической неуспешности современных школьников. Не смотря на то, что к вопросу о возможных причинах хронической неуспешности современных школьников мы уже вкратце обращались в рамках региональной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее образовательное пространство: ДОУ, школа, вуз» [8], тем не менее, данная тема остается востребованной не только исследователями, но и педагогами школ. В данной статье мы предлагаем развернутый аналитический обзор основных причин формирования хронической неуспешности современных подростков.
Практически в каждой школе можно встретить учеников, которых педагоги характеризуют как слабых в обучении, пассивных, неспособных, ленивых. Так, например, результаты анкетирования учителей школ г. Волгограда, работающих с подростками показали, что 72% респондентов считают, что в их классе есть неуспешные ученики. Причины неуспешности с точки зрения педагогов кроются в лености, пассивности учеников, «витанием в облаках» на уроке (68%), в замкнутости, неуверенности с одной стороны и демонстративном проявлением взрослости с другой (43%), педагогической запущенности (34%), то есть на характеристиках,
базирующихся в первую очередь на наблюдаемых поведенческих реакциях [8].
Анализ научной литературы показал, что проблема неуспешность школьников может быть более серьезной, чем это кажется на первый взгляд. Причины, приводящие к формированию неуспешности школьника, могут крыться:
1. В особенностях возрастного развития. Согласно исследованиям А.Л. Венгера неуспешность, как правило, зарождается в старшем дошкольном или в начале младшего школьного возраста, т.е. период, когда начинается целенаправленное обучение ребенка. Этот особый период детства сопряжен с множеством трудностей, проблем, испытаний, стоящих перед ребенком. Предпосылкой к возникновению неуспешности, связанные с особенностями возрастного развития может служить
• неготовность ребёнка следовать указаниям взрослого, неразвитость мелкой моторики, несформирован-ность произвольного внимания, приводящим к трудностям в организации работы ребёнка на уроке [9, с. 23];
• замедленный темп развития психики (чаще всего диагностируется при поступлении ребенка в школу или в первый год обучения). Качественными характеристиками проявления задержки психического развития будут являться: ограниченность общего запаса знаний и представлений, незрелость мышления, преобладание игровых мотивов над учебными, быстрая утомляемость и неспособность заниматься интеллектуальной деятельностью. Данные особенности развития могут стать причиной первых школьных неудач ребёнка и постепенно перерасти в чувство неуспешности. Однако стоит отметить, что, даже если задержка психического развития со временем будет компенсирована, то чувство неуспешности у ребёнка всё равно остаётся за счёт повышенной тревожности;
• опережающее развитие. Так, например, с точки зрения И.В. Вачкова, Е.А. Воробьевой, В.А. Никитиной «раннее обучение навыкам чтения, счета и письма, изучение иностранного языка при неосвоенности родной речи все чаще являются примерами несвоевременной «атаки» на ребенка». При этом авторы отмечают если задача, которая предлагается ребенку, будет значительно опережать зону ближайшего развития, то возникнет «феномен «обкрадывания» тех мозговых структур, которые в данный момент готовы к образованию новых функциональных связей» [10]. Подобная несвоевременность может вызвать трудности в обучении и, как следствие, негативную оценку себя в данной деятельности. У таких детей уже в младшем школьном возрасте возможность быть включенными в учебную деятельность, удерживать внимание по ходу урока, воспринимать, осознавать и запоминать объяснения педагога не соответствует внешним требованиям современного образовательного процесса. Школьные успехи таких детей соответствуют норме, но не соответствуют требованиям родителей, что и становится предпосылкой к появлению неуспешности у детей. Как правило, в подобных случаях родители нагружают детей дополнительными занятиями, что приводит к усталости, понижению работоспособности, и ещё больше усугубляет ситуацию. Регулярность получения низких и тем более негативных оценок за конкретные ситуативные неудачи, формирует чувство собственной несостоятельности, неспособности, неадекватности. Постоянные переживания за не успехи в сочетании с тревогой ожидания нового провала подталкивают ученика уже в начальной школе к пассивности, бездействию, приводят к появлению пессимистического отношения к действительности, а порой и к депрессивным состояниям;
• трудности с адаптацией при переходе в среднее звено. В средней школе подросткам необходимо приспосабливаться к разнообразным требованиям учителей, их стилю ведения уроков. Сложность приспособления к но-
вым условиям обучения заставляет их ещё больше нервничать, тем самым ещё сильнее дезорганизовывать процесс работы. Кроме этого подростковый возраст крайне сложен. У подростков появляется потребность в нахождения решения важных жизненных задач: становление автономии, изменение отношений с близкими, поиск ответов на вопрос «Кто я?», первая влюбленность и т.д.
Таким образом, в период обучения у ребенка может накапливаться опыт неудач, что приводит к формированию представления о себе как неудачнике. Неуспешные школьники поначалу пытаются исправить как-то свое положение. Например, уделять много времени домашнему заданию, стараясь соответствовать требованиям взрослых. Чувство ответственности задаёт им направление на точное следование требованиям учителей. Однако такие дети постоянно отвлекаются от работы по причине низкого уровня развития познавательных процессов, повышенной утомляемости, усталости, низкой работоспособности результатом которых становится небольшой запас знаний. Боязнь неудачи, отрицательного результата заставляет детей с пессимизмом смотреть на любое задание и искать в нём подводные камни. Например, на уроках английского языка неуспешные подростки начинают выполнять упражнения карандашом, чтобы иметь возможность исправить свои ошибки, заранее боясь неправильных ответов. Однако при таком подходе на выполнение задания у них уходит значительно больше времени: страх ошибиться вызывает у подростков негативные переживания, он нервничает, и допускает еще больше ошибок. Часто это приводит к снижению мотивации, желанию работать на уроке.
2. В личностных особенностях обучающегося. Предпосылкой к формированию хронической неуспешности школьника может служить особенности его личности:
• особенности эмоционально-волевой сферы. Для педагога важнейшим показателем, свидетельствующим о наличии неуспешности, должна служить тревожная дезорганизация деятельности ребенка (т.е. нарушения планирования и самоконтроля, вызываемые повышенным уровнем тревоги). Анализируя данную проблему, А.В. Венгер утверждает, что тревога разрушает процесс любой деятельности ребёнка, ведёт к отрицательному результату и к ситуации неуспеха, к негативным оценкам окружающих. А всё это в свою очередь вновь порождает тревогу и способствует закреплению неудач. Таким образом, ребёнок попадает в некий замкнутый круг, из которого всё труднее выбраться. И этот замкнутый круг и делает чувство неуспешности хроническим [11].
Ч. Спилбегр предлагает выделять два вида тревожности: ситуативную - порождается некоторой конкретной ситуацией и объективно вызывает беспокойство, и личностную - личностная черта, которая характеризуется склонностью личности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, доже которые не располагают к этому объективно [12]. У неуспешных школьников тревожность изначально проявляется как ситуативная, но со временем перерастает в личностную черту. Так школьная (ситуативная) тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать такие факторы как авторитарный стиль общения значимого взрослого (педагога, родителей), завышенные требования к ребенку, низкая оценка ребенка на основе сравнения его личности и результата деятельности с другими детьми. Вернгер пишет, что опасение ребенка сделать ошибку в совокупности с желанием заслужить похвалу, отвлекает его внимание от смысла выполняемых заданий; он концентрируется на мелочах, упуская из виду главное [9, с. 21].
• уровень и адекватность самооценки, притязания. Личностная сфера неуспешного школьника характеризуется низкой самооценкой, неадекватным уровнем притязаний. Необходимо отметить, что самооценка оказывает влияние на взаимоотношения личности с окружа-
ющими, критичность, требовательность к самому себе, отношение к успехам и неудачам, что в свою очередь определяет эффективность деятельности и развитие личности. Самооценка напрямую связана с уровнем притязаний, целями, которые личность выстраивает перед собой, с самоуважением - положительным отношением к себе как к ценности.
При отсутствии или наличие низкого самоуважения личность не любит себя и постоянно находится во вну-триличностных конфликтах. В.Г. Маралов отмечает, что в основе самоуважения человека лежит не только положительные установки на себя в соотношении субъективных самооценок, но сопоставление своих целей, притязаний с реальными достижениями [13, с. 27].
У. Джемс вывел формулу, которая наглядно показывает взаимосвязь самооценки с притязаниями и успехом в деятельности:
со= Успех
Притязания
«Чем выше успех и ниже притязания, тем выше самоуважение, и наоборот, чем выше притязания и ниже успех, тем меньше человек будет себя уважать» [13, с. 28]. Человек варьирует свои притязания на основе успен-ности прошлого опыта, а измененные цели, притязания, в свою очередь, оказывают влияние на будущие успехи.
Очень важно чтобы человек позитивно относился к себе в целом, воспринимал неудачи как временное явление, а при повторяющихся неудачах сохранял бы присутствие духа, веры в себя, был бы готов менять тактику и стратегию поведения и деятельности. Именно этого и не обнаруживается у неуспешных школьников. Притязания таких детей часто носят не реалистический характер, что отражается не только на самооценке, самоуважении, но и в учебной мотивации, негативным отношением к школе и учению.
• черты характера. Постоянное переживание тревоги, неудовлетворенность собой провоцирует снижение умственной деятельности школьника, интеллектуальной продуктивности.
Школьники не полноценно используют в учебной деятельности свои потенциальные возможности, перестают прикладывать усилия, справляться с заданиями, с которыми вполне справлялись ранее, то есть проявляют интеллектуальную пассивность.
Постоянно появляющиеся ситуации неуспеха в обучении начинают формировать и закреплять такие черты характера как неуверенность, замкнутость, необщительность и пр.
Кроме этого, с точки зрения М.С. Староверовой, испытывая постоянное напряжение и чувство страха, сопровождающие неуспешность, школьники могут проявлять как вспышки агрессии, по направлению к окружающим и к самому себе, так и депрессивные расстройства (снижение общего фона настроения, замкнутости и апатии) [14].
3. В социальной сфере причины неуспешности могут лежать во взаимоотношениях в семье, с педагогами и со сверстниками.
• взаимоотношения в семье. Школьные проблемы ученика довольно часто получают отрицательный резонанс в семье. В младшем школьном возрасте учебные успехи, отметки оказывают сильное влияние на отношение родителей к ребенку. Если в дошкольном возрасте ребёнок считался хорошим за примерное поведение, то на этапе младшей школы отношение родителей к его успехам меняется: хорошим считается тот ребёнок, который много знает и легко справляется с учебным материалом. Болезненное переживание родителями неудач, низких отметок ребенка, вызывают у них дискомфорт и тревогу, а в некоторых случаях является почвой для конфликтов между родителями, которые ищут причины не только в ребенке, но и в неправильном воспитании или недостаточном внимании другого родителя. Такие
Glazyrina Lidiya Gennadievna, Sherkevich Valeriya Sergeevna psychological
TO THE QUESTION ABOUT THE REASONS OF THE CHRONIC ... science
семейные конфликты травмируют ребенка, он ощущает себя причиной их возникновения, что в свою очередь усиливает тревогу и неуверенность. Чувство вины у ребенка может спровоцировать не только отрицательные отметки и оценки, но конфликты в диаде «родитель -ребенок», «родитель - родитель», «родитель - педагог». В подобных социальных условиях у ребёнка появляется склонность панически реагировать на сложности любого характера, в том числе и на неудачи.
Однако чаще всего жертвами школьной неуспешности становятся дети из неблагополучных семей — школьники, воспитанию которых родители уделяют минимум времени и сил. Именно в таких семьях самый высокий риск того, что родители несвоевременно заметят или вообще не заметят в поведении ребёнка признаки неуспешности, и этот синдром к подростковому возрасту перерастёт в тотальный регресс. Поведение неуспешного ребенка, часто способствует поддержанию неблагополучной обстановки в семье, а подобная семейная обстановка в свою очередь ещё больше усугубляет степень проявления и сложность последствий данного синдрома. Таким образом, мы сталкиваемся с ещё одним замкнутым кругом. Однако из этого круга выбраться значительно сложнее, и сделать это можно только с помощью вмешательства психотерапевта.
• взаимоотношения с педагогами. В педагогике получил популярность такой термин как «вторая мама». Этот термин подчёркивает важную роль учителя начальных классов в жизни младших школьников. Ошибки педагогов на этом этапе также могут стать причиной появления у ребёнка синдрома неуспешности.
Педагоги признаются, что работая с неуспешными школьниками, испытывают раздражение, отсутствие желания взаимодействовать на уроке, безнадежность что-либо изменить, хоть и стараются этого не демонстрировать. Не смотря на «старания» учителей ровно относиться, неуспешные школьники очень хорошо чувствуют различие между словами педагога и смыслом сказанного. Вербально учитель может демонстрировать дружелюбное отношение, заинтересованность в ученике, но, если такое отношение реально отсутствует, он непременно выдаст себя невербальным поведением - интонацией, жестом, взглядом.
Так же к педагогическим ошибкам можно отнести негативную установку на взаимодействие с неуспешными учениками. Результатом личной неприязни педагога к ученику будут являться завышенные требования, формулирование более сложных вопросов, ограничение времени на ответ, игнорирование и т.д. Таким образом, зачастую не осознавая этого педагоги не дают школьникам возможности раскрыть свой потенциал, искусственно создают для них ситуацию неуспеха [15];
• взаимоотношения со сверстниками. Ряд ученых (А.М. Прихожан, Л.А. Регуш, М.С. Староверова и др.) отмечают, что неуспешность школьника в учебной деятельности является предпосылкой для негативного отношения детей к одноклассникам. Первоначально это выражается в отрицательных оценках учебных достижений сверстника, а за тем и характера, внешнего вида и пр.
Социальный статус неуспешных школьников при таком отношении к ним со стороны сверстников значительно снижается, причем, чем больше они не соответствуют требованиям, которые им предъявляют, тем ниже их социальный статус. Так как социальный статус взаимосвязан с социальными экспектациями (ожиданиями), то у сверстников формируется пренебрежительное отношение к таким одноклассникам, их рассматривают как неуспешных в любых сферах жизни. Так как мнение сверстников для подростков является значимым, то подобного рода отношения оказывают влияние на формирование и проявление специфичных черт характера, стратегий поведения, свойственных неуспешным людей. Неуспешные подростки выделяются на фоне остальных 300
сверстников тем, что большую часть время проводят дома, практически не имеют друзей и потребности в общении. Такие подростки очень болезненно реагируют на моменты, когда кто-либо нарушает их личное пространство, пытается против их желания с ними поговорить. Среди особенностей психологического профиля личности неуспешного подростка одну из центральных ролей занимает преобладание депрессивного фона настроения. Такие подростки отказываются проявлять активность не только в какой-либо деятельности, но и от общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Неуспешные подростки предпочитают оставаться в стороне или уходить виртуальный мир, мир грез и фантазий, где они могут быть не просто успешными, но быть героями, которых любят и уважают. В ответ на такое поведение сверстники либо высмеивают, либо «отворачиваются» от подростка, что в свою очередь усиливает депрессивные состояния и обостряет представления о своей никчемности.
Обобщая все вышесказанное можно утверждать, что неуспешность школьника может быть не только сформирована, усилена, но и должна «сдерживаться», корректироваться с помощью специально созданных условий. В противном случае если ребенок своевременно не получит психологически грамотной помощи со стороны взрослого, то в подростковом возрасте синдром хронической неуспешности может перерасти в синдром тотального регресса, наиболее тяжелый психологический синдром подросткового и юношеского возраста, для которого характерна «...не только остановка в развитии, но и утрата прежних достижений» [11].
Проведенный нами анализ причин неуспешности школьников создает платформу для дальнейшего исследования данной проблемы, результаты которого планируются быть освещенными в следующих работах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Глассер У. Школы без неудачников: пер с англ. / У. Глассер. - М.: Прогресс, 1991. - 184с.
2. Ошмарин А.Н. Школьная неуспеваемость или неуспешность? / А.Н. Ошмарин. - Джанкой, 2008. - 52с.
3. Забрамная С., Костенкова Ю. Неуспеваемость как она есть / С. Забрамная, Ю. Костенкова // Школьный психолог - 2004. - №45. - С.27-30.
4. Регуш Л.А. Учить учиться! О проблеме школьной неуспеваемости / Л.А. Регуш // Психологическая газета.
- 1999. - № 9. - С. 8.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь.
- М.: Высшая школа, 1990. - 383с.
6. Сидельникова А. Неуспешность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://annanterapia.fi/individual/ success - [дата обращения 25.11.2016].
7. Валишена Л.Н. Психолого-педагогическое обеспечение преодоления неуспешности в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. . канд. пед. наук. / Л.Н. Валишена - М., 2006, - 24с.
8. Глазырина Л.Г. Причины хронической неуспешности современных школьников / Л.Г. Глазырина // От здоровьесбережения к здоровьесозиданию в образовательном пространстве: матер. н.п.к. - Волгоград: ООО «Издательство Крутон», 2016. - C.142-144.
9. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Венгер - Москва-Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2000. - 186с.
10. Вачков И.В., Воробьева Е.А., Никитина В.А. Психомоторное развитие как основное направление психолого-педагогического сопровождения младших школьников / И.В. Вачков, Е.А. Воробьева, В.А. Никитина // «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология». - 2009. - №5. - С. 30-35.
11. Венгер А.Л. Проблемы в учебе. Синдром хронической неуспешности [Электронный ресурс]
- Режим доступа: http://darina.kiev.ua. - [дата обращения 25.04.2017], http://adalin.mospsy.ru/l 04 00/l040216.
shtml. - [дата обращения 20.12.2016].
12. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / Ч. Спилберг. — СПб. 2008. - С. 85-99.
13. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие / В.Г. Маралов. - М.: Академия, 2004. -256с.
14. Староверова М.С. Школьная неуспешность и пути ее коррекции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://yandex.m/dck/jsredir?from=yandex.m - [дата обращения 18.01.2017].
15. Глазырина Л.Г., Шеркевич, В.С. Влияние социально-педагогической перцепции на продуктивность учебной деятельности / Л.Г. Глазырина, В.С. Шеркевич // Альманах современной науки и образования. - 2015. -№ 8(98). - С. 37-41.
Статья поступила в редакцию 21.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017