1УДК 001.1
ББК 60
МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕУСПЕШНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА И ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Д. Ж. Давыдов
В работе раскрыты возможности учебной проектной деятельности как системы мер по преодолению неуспешности школьников подросткового возраста. В статье демонстрируется изучение эффективности мероприятий по преодолению неуспешности и, кроме того, анализируется эффективность предложенных методик. Статья раскрывает необходимые и достаточные психолого-педагогические компоненты неуспешности учащихся, предлагает унифицированную систему оценки этих компонентов, показывает эффективность предлагаемой модели преодоления неуспешности. В статье даются выводы и предложения по эффективному использованию данной модели в педагогической практике.
Показана организация опытно-экспериментальной работы по разработке модели и дидактических условий использования проектной деятельности в процессе преодоления неуспешности. Статья содержит диаграммы, схему и таблицы, которые наглядно демонстрируют особенности изменения психолого-педагогических показателей с возрастом обучающихся, особенности проявления неуспешности в учении в зависимости от возраста обучающихся и распределения их по классам в параллелях, а также особенности организации педагогического эксперимента по преодолению комплекса неуспешности. Статья может быть полезна при организации учебного процесса по преодолению неуспешности учащихся.
Ключевые слова: ученики, школьники, подростки, проектная деятельность, неуспешность, преодоление неуспешности у школьников, психолого-педагогические показатели неуспешности у школьников, модель образовательного процесса, педагогический эксперимент.
THE MODEL OF PROJECT ACTIVITIES ON OVERCOMING SCHOOL FAILURE: EXPERIMENTAL WORK AND ITS DIDACTIC FRAMES
D. Zh. Davydov
The possibilities of educational project activities as a system of measures for overcoming school failure of teenage age pupils are discussed in the article. The work demonstrates studying the efficiency of the actions for overcoming school failure. Moreover, the efficiency of the offered techniques is analyzed. The paper describes necessary and sufficient psychological and pedagogical components of school failure, offers the unified system of assessment of these components, and shows the efficiency of the offered model of overcoming school failure. The conclusions and recommendations on the effective use of this model in pedagogical practice are also given in the article.
The paper shows organization of experimental work for the development of the model and didactic conditions of the use of project activities in the process of overcoming school failure. The article contains charts, scheme and tables which clearly demonstrate features of change of psychological and pedagogical indicators with the increase of years of pupils, features of manifestation of school failure depending on pupils' age and their distributions in parallel classes. The article also considers the peculiarities of organization of the pedagogical experiment on overcoming a complex of failure. This article can be useful at organization of educational process for overcoming school failure.
Keywords: pupils, school students, teenagers, project activities, failure, overcoming school failure, psychological and pedagogical indicators of failure by school students, model of educational process, pedagogical experiment.
Проектная деятельность стала весьма эффективным инструментом как в учебной, так и в неучебной жизни современных подростков.
В нашей работе мы раскрываем особенности проектной деятельности через призму потенциальной возможности обеспечения преодоления комплекса детской неуспешности в учении.
Целью опытно-экспериментальной работы по апробации и внедрению разработанной нами модели и дидактических условий использования проектной деятельности явилось изучение эффективности предлагаемых нами мероприятий применения проектной деятельности в процессе преодоления неуспешности в учении у школьников подросткового возраста. При реализации поставленной цели нам предстояло решить ряд задач, позволяющих комплексно оценить эффективность педагогического воздействия на учебный процесс и определить эффективность предлагаемых нами методик. Среди данных задач:
1. Определить необходимые и достаточные психолого-педагогические показатели развития и обучения личности школьников, позволяющие объективно оценить их состояние успешности или неуспешности в обучении.
2. Разработать унифицированную систему определения психолого-педагогических параметров - компонентов неуспешности с целью однозначного определения состояния неуспешности у школьников, позволяющую легко, быстро и точно диагностировать данное явление.
3. Обеспечить внедрение в практику образовательных учреждений разработанной нами модели применения проектной деятельности.
4. Обеспечить контроль реализации основных концептуальных положений предлагаемой модели, а также корректировку учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей работы образовательных учреждений и контингента обучающихся.
5. Отследить эффективность применения на практике диагностических, организационно-педагогических, психологических, управленческих и материально-технических условий педагогического воздействия на ученический коллектив в системе работы по преодолению
неуспешности в рамках предлагаемой нами модели.
6. Сделать вывод о возможностях применения предлагаемой модели применения проектной деятельности в учебном процессе по преодолению неуспешности, а также предложить рекомендации по эффективному ее использованию в данном направлении.
Педагогическое исследование проходило на базах пяти общеобразовательных московских школ и одного среднего профессионального учебного заведения - медицинского колледжа. Экспериментальная проверка разработанной модели и алгоритма преодоления неуспешности, а также апробация разработанной модели учебного процесса, условий и содержания системы преодоления неуспешности в учении в процессе применения проектной деятельности проводилась с 2006 по 2012 учебный год. Всего в педагогическом эксперименте приняло участие 1174 человека. Из них на констатирующем эксперименте - 618 учащихся, на формирующем - 556.
Педагогический эксперимент представлял собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов исследования: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. Все исследования проводились на основе внедрения в учебный процесс разработанной системы применения проектной деятельности. Для каждого этапа работы учащихся по усвоению нового материала, рефлексии, обобщению, контролю знаний, получаемых на различных предметах во время учебного процесса, а также для выполнения самостоятельных и коллективных работ и заданий были предложены алгоритмы использования разработанной модели применения проектной деятельности.
Анализируя педагогическую литературу и проведя собственные исследования, нами выявлены компоненты неуспешности, наиболее подверженные негативным изменениям и играющие основную роль в формировании комплекса неуспешности у школьников подросткового возраста (рис. 1).
На диаграмме приводится изучение четырнадцати психолого-педагогических показателей. Диаграмма наглядно демонстрирует колебания условных единиц (у. е.) приведенных показателей. Из диаграммы видно, что наибольшим до-
12
10
■ I ■ ■ I I
Г
1ЩМВШ1
МНЯШ мшпшмм
о со
ТС О) СС СС >3
I
со
о о
ср
О)
о
ю О
I Детский возраст (1-4 кл.) Подростковый возраст (5-11 кл.
Рис. 1. Изменение психолого-педагогических показателей у учащихся подросткового возраста
8
6
4
2
0
стоверным негативным изменениям в подростковом возрасте подвергаются такие показатели, как восприятие информации (от 8,4 у. е. в детском возрасте данный показатель снижается в подростковом возрасте до 4,5 у. е.), внимание (от 8,8 до 2,0 у. е. соответственно), память (от 9,0 до 4,0 у. е.), мотивация к учебной деятельности (от 8,8 до 3,9 у. е.), в большей степени у подростков проявляется агрессия (3,1 у. е. в детском возрасте и 7,9 у. е. в подростковом), депрессия (2,1 и 8,7 у. е. соответственно), тревожность (2,3 и 8,1 соответственно), снижается самооценка (от 7,6 до 4,1 у. е.) и качество знаний по предметам, изучаемым в школьном курсе (от 8,7 до 4,2 у. е.). Произведя анализ вышеуказанных данных, можно сделать вывод, что усредненный суммарный показатель изменения в негативную сторону данных параметров у подростков, по сравнению с таковыми в детском возрасте, Ди = 5,1 - данные показатели изменились более чем вполовину, хотя в идеальном случае Ди должна стремиться к нулю, то есть вышеуказанные показатели не должны подвергаться негативным изменениям.
В то же время изучение таких показателей, как мышление, интеллект, межличностные отношения детей в классах и коммуникативные особенности их личностей, а также успеваемость и обучаемость, не выявило статистически значимых изменений. Результаты данных исследований находят корреляцию с психолого-педагогическими оценками особенностей
развития и становления личностей детей и подростков при изучении работ современных ученых, а также анализе отчетов школьных педагогов-психологов и методических служб образовательных учреждений.
Проведенный теоретический и практический анализ характера изменения вышеуказанных особенностей позволили выявить статистически значимо изменяющиеся в негативную сторону психолого-педагогические показатели у неуспешных детей и определить их как параметры неуспешности. Данные параметры явились необходимыми и достаточными для педагогического воздействия с целью преодоления комплекса неуспешности, а их достоверное изменение в положительном направлении благодаря предложенной нами модели работы по преодолению неуспешности явилось показателем того, что цель нашей работы достигнута.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов помог систематизировать знания по исследуемой проблеме, изучить эффективный педагогический опыт, а также определить недостаточность уровня решения вопросов, связанных с преодолением складывающейся ситуации ухудшения психолого-педагогических показателей у учащихся подросткового возраста. Исследований, касающихся преодоления неуспешности у школьников подросткового возраста в процессе применения проектной деятельности, нами не обнаружено.
Это определило дальнейшее направление исследования и потребовало определения методик диагностики отклонений выявленных психолого-педагогических показателей с целью разработки модели учебного процесса по преодолению комплекса неуспешности, а также унифицирования подходов к диагностике изменений данных показателей. В ходе педагогических исследований, анализа и апробаций нами были отобраны методики, позволяющие на качественном и количественном уровнях производить диагностику вышеуказанных параметров, а также следить за ходом реализации коррекционных работ по преодолению комплекса неуспешности. При анализе и отборе существующих в настоящее время методик диагностики и оценки изменений параметров неуспешности у детей и подростков мы учитывали следующие обстоятельства: методики определения тех или иных обозначенных нами выше показателей не должны быть громоздки, не должны являться утомительными для детей и подростков; методики не должны требовать длительных временных затрат и особого инструктажа для выполнения заданий. Кроме того, отобранные для нашего исследования методики должны обладать критерием легкости подсчета результатов и возможностью ранжирования полученных данных, что является важным критерием для выявления достоверности результатов педагогического эксперимента. Также методики должны быть унифицированы, с целью предоставления возможности повторения результатов исследования. Проведя аналитическую и экспериментальную работу, из большого числа предлагаемых методик оценки вышеуказанных показателей неуспешности мы отобрали наиболее приемлемые и соотносимые целям и задачам нашей работы. В результате отбора в основе диагностических мероприятий по изучению необходимых и достаточных компонентов неуспешности в нашей работе были использованы следующие методики: для оценки восприятия и внимания - методика определения продуктивности и устойчивости внимания Ландольта; для оценки памяти учащихся - методика Эббингауза, позволяющая определить скорость механического запоминания; для изучения мотивации - методика ре-зультатирующей тенденции мотивации дости-
жения цели А. Мехрабиана; агрессия изучалась с помощью опросника Басса - Дарки; депрессия - с помощью опросника Зунга, адаптированного Т. Баклашовой; тревожность - с помощью методики Филлипса; анализ самооценки производился по психодиагностической шкале К. Шварцладера; уровень качества знаний рассчитывался по общепринятым в педагогике критериям процентного соотношения хорошистов и отличников в классе к общему числу обучающихся. В ходе подготовки и проведения констатирующего эксперимента нами была проведена оценка и корректировка выбранных методик, а также предложена система шкалирования итогов исследования, в результате чего данные методики позволили полностью удовлетворить выдвинутые к ним в нашей работе требования.
В результате отбора, анализа, корректировки и апробации методик определения основных параметров неуспешности и оценки эффективности педагогического воздействия на неуспешность с целью ее преодоления нами разработаны критерии оценки хода реализации коррекционных работ. Ими явился ряд статистически значимых положительных изменений основных параметров неуспешности, для диагностики которых применялись вышеназванные методики с предложенным нами шкалированием полученных результатов психолого-педагогических измерений. Шкалирование проводилось по десятибалльной системе, где десять баллов соответствовало крайнему проявлению данного показателя у ребенка и единица - наименьшее значение проявления данного показателя (данная методика психолого-педагогического определения комплекса неуспешности у школьников представлена нами на 8-й Международной научно-практической конференции «Осовские педагогические чтения», которая состоялась 28-29 ноября 2012 г. Материалы находятся в печати). Кроме того, исчислялся средний суммарный показатель изменения в негативную сторону психолого-педагогических показателей (Ди).
Для дальнейшей реализации целей и задач нашей работы нами была разработана схема эксперимента, наглядно демонстрирующая систему предлагаемых мероприятий по его реализации (рис. 2).
Данная схема демонстрирует особенности организации работ при выполнении педагогического эксперимента: нами был произведен анализ психолого-педагогических показателей у учащихся начальной школы, данные которого были приняты нами за исходный уровень показателей. Далее был произведен психолого-педагогический анализ тех же показателей у учащихся средней и старшей школы, в результате которого всех учащихся удалось разделить на 3 группы. В первую группу вошли учащиеся тех классов, которые в наименьшей степени продемонстрировали ухудшение психолого-педагогических показателей и не выявили параметров неуспешности. Во вторую группу вошли
учащиеся, показавшие частичные изменения психолого-педагогических показателей, но данные ухудшения не явились статистически значимыми, хотя имелась наглядная картина проявления параметров неуспешности. В третью группу вошли учащиеся, у которых появление параметров неуспешности носило статистически достоверный характер. Учащиеся третьей группы были поделены нами на две части, одна из которых явилась контрольной, а другая - экспериментальной группой.
Контрольная и экспериментальная группы изначально мало отличались друг от друга по процентному соотношению обучающихся, имеющих статистически значимо измененные в не-
1. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
А. Изменение уровня психолого-педагогических показателей в начальной школе
Б. Измерение уровня психолого-педагогических показателей у учащихся подросткового возраста и их анализ относительно данных показателей у учащихся начальной школы
ГРУППА 1 (учащиеся, показавшие незначительные изменения психолого-педагогических показателей относительно изначального уровня)
- Обучались по принятым в образовательных
учреждениях (традиционным) схемам обучения
ГРУППА 2 (учащиеся, показавшие частичные отрицательные, недостоверные изменения психолого-педагогических показателей относительно изначального
ГРУППА 3 (учащиеся, показавшие отрицательные достоверные
изменения психолого-педагогических показателей относительно изначального уровня)
2. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
1
- Обучались с помощью разработанной нами модели, алгоритма и содержания образовательного процесса
3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Измерение уровня психолого-педагогических показателей у учащихся подросткового возраста и их анализ относительно данных показателей до начала экспериментальной работы
Рис. 2. Схема педагогического эксперимента
гативную сторону показатели параметров неуспешности. Ученики контрольной группы, а также учащиеся первой и второй групп, не продемонстрировавшие статистически значимых ухудшений психолого-педагогических показателей, обучались по традиционным схемам, которые были приняты в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте.
С учащимися экспериментальной группы было предложено работать по разработанной нами модели, алгоритму и содержанию применения проектной деятельности в учебном процессе.
Констатирующий этап эксперимента заключался в выявлении исходного уровня компонентов неуспешности и сопоставления полученных данных с исследованиями других ученых, занимавшихся изучением данных психолого-педагогических аспектов личности детей и подростков. На данном этапе мы в своей работе использовали такие методы, как беседы с учащимися и педагогами, анкетирование, тестирование, аналитическое изучение школьной документации, в виде отчетов методических объединений учителей-предметников, заведующих учебной частью, школьных психологов и социальных педагогов, а также отчеты
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
нач- 6-7 кл. 11 кл. школа
Рис. 3. Особенности изменения численности обучающихся с негативно измененными
параметрами неуспешности (в % от общего числа учеников в классе)
семинаров, симпозиумов, докладов и другой научной литературы, посвященной схожей проблематике. Проведенное исследование показало, что в начальной школе, на которую приходится детский возраст обучающихся с 1-го по 4-й классы, показатели параметров неуспешности крайне незначительны и негативным изменениям в детском возрасте подвергаются лишь в единичных случаях. Это объясняется системным отбором в школы соответствующего вида детей при поступлении в первый класс. В целом данный возрастной период, который охватывает детей с 7 до 10-11 лет, является наиболее успешным в психолого-педагогическом отношении, что проявляется в состоянии «успешности» большинства учащихся начальной школы. Резкие негативные изменения и ухудшения психолого-педагогических показателей, относимых нами к параметрам неуспешности, начинают проявляться в подростковом возрасте с 12-13 лет, который приходится на 5-й класс обучения в школе, достигают максимальных отметок к 14 или 15 годам, что приходится на 6-й и 7-й классы соответственно, и продолжают удерживаться на высоком уровне с небольшими колебаниями вплоть до18-19 лет, то есть до 11-го класса и дальнейшего определения в высшие или средние специальные учебные заведения (рис. 3).
Данная диаграмма демонстрирует факт увеличения количества учащихся подросткового возраста, проявляющих негативные особенности психолого-педагогических показателей. Если в начальной школе мы обнаруживали всего 8% учащихся с ярко выраженными негативными изменениями вышеназванных показателей, то среди подростков и старшеклассников в среднем 68% демонстрируют проявления параметров неуспешности.
Характерной особенностью данной тенденции являются резкие негативные изменения параметров неуспешности более чем вполовину от начального уровня у 58% учащихся исследуемых контингентов подростков; 11% учащихся подросткового возраста показали резкие негативные изменения параметров неуспешности, не превышающие половины изначального уровня; и только 31% подростков не имели статистически значимых отклонений данных критериев от зафиксированных нами данных в
Таблица 1
Количественное и процентное соотношение учащихся с различным проявлением
параметров неуспешности
Показатель
Начальная школа (детский возраст)
Средняя и старшая школа (подростковый возраст)
Общее количество учащихся
368
806
и и
Й К к ®
е
I I
а
& га
я
к £
к м
§ Я
и
а ч
ч
^ к
й £ ве
% от общего количества учащихся, ухудшивших психолого-педагогические показатели более чем вполовину от изначального уровня
58
Общее число учащихся, ухудшивших психолого-педагогические показатели более чем вполовину от начального уровня
29
467
% от общего количества учащихся, ухудшив -ших психолого-педагогические показатели не превышая половины от изначального уровня
29
11
Общее число учащихся, ухудшивших психолого-педагогические показатели не превышая половины от изначального уровня
106
89
е д
о р
п е н
а ир
^ К
Е =к
я н в
о р
у
о г о н ь л а ч
%
92
31
количество
339
250
8
детском возрастном периоде начальной школы (табл. 1).
Закономерным является распределение учащихся с ярко выраженными параметрами неуспешности по классам в параллелях. Наибольший процент учащихся с негативными изменениями данных показателей встречался в классах, имеющих последние литеры в параллелях: класс «Б», если в параллели два класса; «В» и частично «Б», если в параллели три класса и так далее. В классах первых литер - классах «А» - учащиеся с негативными изменениями параметров неуспешности определялись намного реже. Зависимость распределения по классам учащихся с выраженными негативными изменениями параметров неуспешности (в % от общего числа неуспешных учащихся) демонстрирует рис. 4.
При составлении данной диаграммы за 100% принималось общее число учащихся в параллели, показавших достоверное ухудшение психолого-педагогических параметров неуспешно-
сти. Анализ данной диаграммы показывает, что большинство неуспешных учащихся оказывается в классах, обозначаемых последней литерой в параллели, и только в единичных случаях учащиеся классов первых литер проявляют компоненты неуспешности (табл. 2).
Обработка результатов констатирующего эксперимента показала недостаточную состоятельность применения способов, методов, форм и средств педагогического воздействия, имеющихся в арсенале современного преподавателя, в процессе формирования успешного ученика, и как результат - появление высокого процентного отношения учащихся с измененными в негативном направлении основными психолого-педагогическими показателями неуспешности в учении.
Кроме того, анализ приведенных выше диаграмм и таблиц выявляет недостаточную состоятельность в процессе преодоления неуспешности применяемых в педагогике методик, которые имеются на сегодняшний день. О данном
5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 11 кл.
Рис. 4. Зависимость распределения учащихся с негативными изменениями параметров неуспешности (в % от общего числа неуспешных учащихся в параллели)
факте свидетельствует процент учащихся, у которых до конца обучения в школе удерживаются на высоком негативном уровне параметры неуспешности. В связи с этим на данном этапе работы над реализацией целей и задач исследования мы сформулировали вторую часть проблемы исследования: каковы должны быть социально-педагогические, психологические, методические и материально-технические условия преодоления неуспешности, если применять имеющиеся в педагогическом арсенале и широко используемые в педагогической практике методы и приемы обучения.
Анализируя проблемы современной методики и техники преподавания (Ю. К. Бабанский, И. Г. Агапов, М. А. Данилов, Г. Д. Кириллова, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев, В. В. Краевский, Г. К. Селевко, А. К. Грин и др.), возможно выделить большое количество методик, видов и форм обучения, педагогических и образовательных технологий и особенностей взаимодействия с ученическим коллективом. Констатирующий эксперимент позволил нам
выделить основные методы и формы взаимодействия учителя с учеником, которые наиболее широко используются в современной массовой педагогической деятельности (табл. 3).
Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о наиболее широко применяемых методах и формах обучения в практической деятельности учителей. К ним относятся рассказ, беседа, дискуссия и работа с книгой, демонстрационный, иллюстративный и видеометод, а также лабораторно-практический метод. Наиболее часто применяемыми формами обучения оказались классно-урочная, кружковые и факультативные занятия, практикумы, семинары и самостоятельные домашние работы обучающихся.
В ходе анализа данных методов и форм обучения, анкетирования педагогов и изучение психолого-педагогических трудов различных авторов (Д. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллингс, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Е. Г. Каганов, В. В. Игнатьев, В. А. Шульгин, П. К. Руднев, В. Н. Разлетов, Н. Ю. Пахомова, И. С. Сергеев,
Таблица 2
Обобщенная зависимость распределения неуспешных учащихся по классам различных литер
Классы различных литер Классы литер «А» Классы литер «Б» Классы литер «В»
% от общего количества неуспешных учащихся 7,3 20,2 72,5
Таблица 3
Методы и формы обучения, наиболее широко используемые в современной массовой педагогической деятельности
Методы обучения % педагогов, применяющих данные методы Формы обучения % педагогов, применяющих данные формы
Рассказ, беседа ,лекция ,работа с книгой 90 Классно-урочная 100
Демонстрация, иллюстрация, видеометод 95 Кружки ,факультатив-ные занятия 75
Лабораторно-практиче-ский метод 80 Практикумы 85
Программированное обучение 36 Семинары, конференции 30
Обучающий контроль 20 Учебные экскурсии 17
Ситуационный метод 35 Домашняя самостоятельная работа 97
М. Н. Скаткин и др.) нами был изучен вопрос соотношения различных видов учебной деятельности школьников. Было обнаружено, что проектная деятельность наиболее полно сочетает в себе часто применяемые в педагогической практике обучения и воспитания методы и приемы, а также что для осуществления проектной деятельности образовательный процесс должен включать основные формы и средства обучения. Вышеуказанные авторы рассматривают проектную деятельность как способ организации учебно-познавательной деятельности на уроке, во время факультативных и кружковых занятий, при организации практикумов, семинаров и самостоятельной домашней работы учеников, который включает рассказ, объяснение педагога, работу с дополнительной литературой и учебными изданиями, практическую работу, демонстрационные опыты и лабораторные исследования, без которых проект не будет являться полноценным. Кроме того, основные образовательные технологии, применяемые в процессе работы с ученическими коллективами, не исключают применение метода проектов, так как при реализации данных технологий преподавателями используются вышеуказанные методы и формы обучения. В связи с выявленными особенностями применения форм, методов и приемов обучения и роли проектной деятельности как системы, наиболее полно сочетающей в себе данные формы, методы, средства и приемы, констатирующий этап эксперимента позволил скорректировать работу на формирующем этапе эксперимента,
цель которого заключалась в проверке разработанной нами модели преодоления неуспешности в процессе применения проектной деятельности как учебной деятельности, наиболее полно сочетающей в себе различные методы, применяемые педагогами.
Таким образом, наша работа демонстрирует модель возможности преодоления неуспешности в обучении школьников с применением проектной деятельности и позволяет методически обеспечить данный процесс.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Аспект предупреждения неуспеваемости школьников [Текст]: науч. издание / Ю. К. Бабанский; Ростов. Гос. пед. ин-т. -Ростов н/Д., 1972. - 347 с.
2. Берулава, М. Н. Основы современной педагогики [Текст] / М. Н. Берулава , М., 2004. -359 с.
3. Блохин, А. Л. Метод проектов как личност-но-ориентированная технология [Текст]: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Л. Блохин. - Ростов н/Д., 2005.
4. Добрынин, С. Я. Структура и динамика мотивов деятельности [Текст] / С. Я. Добрынин // Вопр. психологии. - 1980. - № 4.
5. Третьяков, П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии [Текст] / П. И. Третьяков. - М.: ООО «Издательство Скрип-торий 2003», 2006. - 568 с.
REFERENCES
1. Babanskiy Yu. K. Optimizatsiya protsessa obu-cheniya. Aspekt preduprezhdeniya neuspevae-mosti shkolnikov (Optimization of educational process. Aspect of prevention of school failure). Rostov-on-Don, 1972. 347 p.
2. Berulava M. N. Osnovy sovremennoypedagogi-ki (Foundations of modern pedagogics). Moscow, 2004.359 p.
3. Blokhin A. L. Metod proektov kak lichnost-no-orientirovannaya pedagogicheskaya tekh-nologiya (Project method as a person-cen-
tered pedagogical technique). Rostov-on-Don, 2005.
4. Dobrynin S. Ya. Struktura i dinamika motivov deyatelnosti (Structure and dynamics of activity motivations). Vopr. psikhologii (Questions of psychology), 1980, No. 4.
5. Tretyakov P. I. Operativnoe upravlenie kachest-vom obrazovaniya v shkole. Teoriya i praktika. Novye tekhnologii (Operative management of school education quality. Theory and practice. New techniques). Moscow: OOO "Izdatelstvo Skriptoriy 2003", 2006. 568 p.
Давыдов Денис Жанович, аспирант Московского института открытого образования, учитель высшей категории ГБОУ СОШ № 2055 г. Москвы e-mail: davydov.online@gmail.com
Davydov Denis Zh., Post-Graduate Student, Moscow Institute of Open Education; Top-Rank Teacher, State Budget Educational Institution General Education School No. 2055, Moscow e-mail: davydov.online@gmail.com