Научная статья на тему 'Апробация модели проектной деятельности в процессе преодоления неуспешности школьников'

Апробация модели проектной деятельности в процессе преодоления неуспешности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
707
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / PUPILS / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DESIGN ACTIVITY / НЕУСПЕШНОСТЬ / ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕУСПЕШНОСТИ / OVERCOMING OF POOR SUCCESS / МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕШНОСТИ / MODEL OF OVERCOMING POOR SUCCESS / РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕУСПЕШНОСТИ / RESULTS OF OVERCOMING POOR SUCCESS / УЧЕНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ALGORITHM OF APPLICATION OF DESIGN ACTIVITY / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ НЕУСПЕШНОСТИ / SCHOOL STUDENTS / POOR SUCCESS / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL PARAMETERS OF POOR SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдов Денис Жанович

В работе показаны результаты педагогического эксперимента, применение разработанной автором модели применения проектной деятельности в педагогической практике в процессе преодоления неуспешности у школьников подросткового возраста. Работа демонстрирует особенности организации педагогического процесса, позволяющего с достоверным результатом обеспечить преодоление комплекса неуспешности у школьников. Статья демонстрирует ход эксперимента, дает возможность понимания его особенностей на разных этапах. Также в работе представлена характеристика групп учащихся, принимавших участие в эксперименте, дается алгоритм применения проектной деятельности в рамках разработанной модели и особенности его интеграции в рамки эксперимента. В конце статьи приводятся результаты изменения психолого-педагогических показателей, характеризующих особенности их изменения в контрольных и экспериментальной группе учащихся. Для наглядности в работе используются рисунки, таблицы, диаграммы, раскрывающие сущность предлагаемой модели преодоления неуспешности, особенности распределения учащихся в контрольной и экспериментальной группах, а так же положительную динамику в процессе преодоления неуспешности. Статья может быть полезна педагогическим работникам при организации учебного процесса по преодолению неуспешности у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPRAISAL OF THE PROJECT ACTIVITY MODEL IN THE COURSE OF OVERCOMING SCHOOL STUDENTS'' POOR PROGRESS

The article deals with the results of the educational experiment and the implementation of the model of application of the design activity developed by the author in teaching practice in the course of overcoming school students’ poor progress. The work shows features of the organization of the pedagogical process allowing to provide with reliable result the overcoming of a complex of unsuccessful student. The article shows an experiment course, gives the chance to understand its features at different stages. The characteristic of groups of students taking part in the experiment is provided, the algorithm of application of design activity within the developed model and feature of its integration into an experiment framework is given. At the end of the article the results of changing psychological and pedagogical indicators characterizing features of their change in control and experimental group of pupils are given. For descriptive reasons drawings, tables and charts that reveal the essence of the offered model of overcoming the unsuccessfulness are used. Feature of distribution of students in control and experimental groups as well as positive dynamics in the course of overcoming students’ poor practice is put into practice. The article can be useful for pedagogical workers at any organization of educational process for overcoming school students’ poor progress.

Текст научной работы на тему «Апробация модели проектной деятельности в процессе преодоления неуспешности школьников»

1УДК 001.1 ББК 60

апробация модели проектной деятельности в процессе преодоления неуспешности школьников

Д. Ж. Давыдов

В работе показаны результаты педагогического эксперимента, применение разработанной автором модели применения проектной деятельности в педагогической практике в процессе преодоления неуспешности у школьников подросткового возраста.

Работа демонстрирует особенности организации педагогического процесса, позволяющего с достоверным результатом обеспечить преодоление комплекса неуспешности у школьников. Статья демонстрирует ход эксперимента, дает возможность понимания его особенностей на разных этапах. Также в работе представлена характеристика групп учащихся, принимавших участие в эксперименте, дается алгоритм применения проектной деятельности в рамках разработанной модели и особенности его интеграции в рамки эксперимента. В конце статьи приводятся результаты изменения психолого-педагогических показателей, характеризующих особенности их изменения в контрольных и экспериментальной группе учащихся. Для наглядности в работе используются рисунки, таблицы, диаграммы, раскрывающие сущность предлагаемой модели преодоления неуспешности, особенности распределения учащихся в контрольной и экспериментальной группах, а так же положительную динамику в процессе преодоления неуспешности. Статья может быть полезна педагогическим работникам при организации учебного процесса по преодолению неуспешности у школьников.

Ключевые слова: школьники, проектная деятельность, неуспешность, преодоление неуспешности, модель преодоления неуспешности, результаты преодоления неуспешности, ученики, педагогический эксперимент, алгоритм применения проектной деятельности, психолого-педагогические параметры неуспешности.

appraisal of the project activity model

in the course of overcoming school students' poor progress

D. Zh. Davydov

The article deals with the results of the educational experiment and the implementation of the model of application of the design activity developed by the author in teaching practice in the course of overcoming school students' poor progress .

The work shows features of the organization of the pedagogical process allowing to provide with reliable result the overcoming of a complex of unsuccessful student. The article shows an experiment course, gives the chance to understand its features at different stages. The characteristic of groups of students taking part in the experiment is provided, the algorithm of application of design activity within the developed model and feature of its integration into an experiment framework is given. At the end of the article the results of changing psychological and pedagogical indicators characterizing features of their change in control and experimental group of pupils are given. For descriptive reasons drawings, tables and charts that reveal the essence of the offered model of overcoming the unsuccessful-ness are used. Feature of distribution of students in control and experimental groups as well as positive dynamics in the course of overcoming students' poor practice is put into practice. The article can be useful for pedagogical workers at any organization of educational process for overcoming school students' poor progress.

Keywords: school students, design activity, poor success, overcoming of poor success, model of overcoming poor success, results of overcoming poor success, pupils, pedagogical experiment, algorithm of application of design activity, psychology and pedagogical parameters of poor success.

При изучении возможности применения проектной деятельности с целью преодоления неуспешности у учащихся нами был разработан, применен на практике и апробирован ряд инноваций в образовательном процессе, которые позволяют с достоверными результатами обеспечить преодоление неуспешности. Особенности организации учебной деятельности, а также результаты, полученные нами при анализе проведенных исследований, могут быть использованы в практике работы образовательных учреждений при необходимости проведения коррекционных работ, направленных на преодоление комплекса неуспешности у учащихся.

Для теоретического осмысления особенностей преодоления неуспешности у учащихся подросткового возраста была разработана модель, включающая цель, формы работы и приемы, которые реализуются в содержании применения проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе (рис. 1).

Данная модель демонстрирует, что результативность преодоления неуспешности у школьников подросткового возраста в процессе применения проектной деятельности определяется достоверным положительным изменением параметров неуспешности, выявляющимся при повторных психолого-педагогических измерениях после применения в образовательном процессе разработанной модели, включающей условия, методы, формы, объединенные в алгоритм применения проектной деятельности, и содержание применения проектной деятельности. При изучении имеющейся педагогической литературы по использованию проектной деятельности нам не удалось обнаружить исследований, посвященных применению проектной деятельности с целью преодоления неуспешности школьников подросткового возраста.

Особенности спроектированной модели преодоления неуспешности позволили выделить психолого-педагогические условия, необходимые для ее функционирования. Эти условия включают: организационно-педагогические (органичная встроенность применения проектной деятельности в учебный процесс, интеграция содержания образования в проектную деятельность); педагогическое управле-

ние (систематическое применение проектной деятельности в классно-урочной системе обучения, включенность проектной деятельности в систему дополнительных и факультативных занятий); дидактико-педагогические (отбор и структурирование заданий, поэтапный ввод их в процесс обучения, комбинирование типов проектной деятельности при комплексно-дифференцированной работе на различных предметах); психолого-педагогические (реализация принципа сотрудничества в процессе применения проектной деятельности, а также положительной эмоционально-мотивационной среды и субъект-субъектных отношений между педагогами и обучающимися); материально-технические (обеспечение учебного процесса необходимыми средствами обучения, оборудованием и материалами).

На формирующем этапе эксперимента основной задачей стало выявление влияния разработанной модели применения проектной деятельности, включающей алгоритм и условия ее применения на положительные изменения параметров неуспешности и преодоление данного комплекса у школьников подросткового возраста. Классы, учащиеся которых показали значительные статистически значимые негативные изменения параметров неуспешности относительно изначального уровня, имеющегося у младших школьников (классы литер «В»), и определенные классы литер «Б», учащиеся которых имели частичные изменения параметров неуспешности в негативную сторону, были отобраны нами для участия в формирующем эксперименте. Данные классы были поделены на 2 группы, в которых процентное соотношение учащихся, имеющих значительные и частичные отрицательные изменения параметров неуспешности, было приблизительно одинаково. В связи с тем, что процентное отношение учащихся с различными негативными изменениями вышеуказанных параметров были приблизительно равны, вопроса о выборе контрольной и экспериментальной группы перед нами не стояло, и они были определены произвольно (табл. 1).

Учащиеся контрольной группы продолжали обучение по принятым в образовательных учреждениях «традиционным» схемам обучения. Для работы с экспериментальной груп-

ЦЕЛЬ: Преодоление неуспешности у школьников подросткового возраста

Рис. 1. Модель преодоления неуспешности у школьников подросткового возраста в процессе применения проектной деятельности

пой была предложена разработанная нами модель применения проектной деятельности, результатом которой, по нашему мнению, должны были стать статистически значимые положительные изменения параметров неуспешности у учащихся, в то время как учащиеся контрольной группы, а также учащиеся, не

выявившие отрицательной тенденции изменения психолого-педагогических показателей, к которым не применялась разработанная нами модель обучения, не должны были продемонстрировать похожего результата. Данный факт должен был послужить показателем эффективности разработанной нами мо-

Таблица 1

распределение учащихся с негативными изменениями параметров неуспешности в контрольной и

экспериментальной группе (%)

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

% от общего числа учащихся с негативными изменениями параметров неуспешности 49,3 50,7

% учащихся классов литер «Б» с негативными изменениями параметров неуспешности 49,8 50,2

% учащихся классов литер «В» с негативными изменениями параметров неуспешности 50,1 49,9

% от общего числа учащихся с негативными изменениями параметров неуспешности более чем вполовину от изначального уровня 50,2 49,8

% от общего числа учащихся с частичными негативными изменениями параметров неуспешности 49,6 50,4

дели преодоления неуспешности в процессе применения проектной деятельности.

Формирующий эксперимент проходил в течение последующих шести учебных лет (с 2006 по 2012 учебный год), а педагогический мониторинг изменений параметров неуспешности и хода реализации целей и задач нашего исследования производился три раза в год. Учащиеся экспериментальной группы обучались дисциплинам школьного курса на уроках, получали знания на внеурочных мероприятиях и занимались индивидуально, выполняя учебные задания и организуя свою деятельность, направляемую педагогами таким образом, что основная новая информация по учебным предметам, рефлексия и контроль знаний производились с применением проектной деятельности по предложенному нами алгоритму (рис. 2).

При проведении классно-урочных занятий в начале изучения новой темы учитель предлагал ученикам мини-проект продолжительностью один урок. Учащиеся делились на группы, в каждой из которых присутствовали «лидеры», «референты» и «аутсайдеры», имеющиеся в данном классе. Состав групп-команд мог изменяться из урока в урок, но необходимым условием было наличие в каждой из них всех трех приведенных выше категорий. На данном этапе освоения новой темы задачей учителя была мотивация к изучению этого раздела предмета и подбор заданий для работы проектных групп (тексты, иллюстрации, рассказы и виды деятельности при выполнении проектной работы подбирались с учетом расширения кругозора и опору на имеющиеся знания учащихся).

Результатом работы проектных групп становилась презентация на бумажном носителе

(лист ватмана) и устные комментарии учащихся каждой группы по изучаемому ими вопросу. Итогом урока становилось формирование общеклассного проекта по тематике занятия, обсуждение результатов урока, обеспечение «стадии вызова» к следующему уроку и формулирование домашнего задания. Поурочные групповые проекты проходили по схожему принципу с изменением состава проектных групп и тематики мини-проектов. В середине изучения крупного раздела предмета учащиеся выбирали темы индивидуальных среднесрочных проектов, позволяющих глубже изучить определенный раздел изучаемой темы. Результатом этой работы становились презентации на бумажных носителях (доклад) и электронных носителях (презентация Power Point), а также устные сообщения на заключительных уроках темы. Краткосрочные групповые и среднесрочные индивидуальные проекты были призваны выполнять обучающую роль на этапе осмысления. Повторительно-обобщающие проекты последних уроков темы были призваны обеспечить рефлексию, закрепление и обобщение пройденного материала. Они проходили в виде групповой работы, результатом которой становились разработанные самими учащимися под руководством педагога задания, их выполнение и самооценка. Данный этап работы над проектами рассматривался как рефлексивный по изученной теме и мотиваци-онный к следующей. Внеурочная проектная деятельность с учащимися экспериментальной группы заключалась в распределении их по интересующим их предметам и выполнении ими долгосрочных проектов по выбранным темам предметной области. Данные долгосрочные проекты реализовывали надпрограммный мате-

А.

Классно-урочные занятия

1. Мини-проекты по изучаемой теме (мотивационный этап)

2. Поурочные краткосрочные проекты по изучаемым разделам темы

3. Индивидуальные среднесрочные проекты по отдельным разделам темы (этап осмысления)

4. Повторительно-обобщающий групповой проект по закреплению изученного материала (этап рефлексии полученных знаний)

Б.

Внеурочные мероприятия

1. Среднесрочные индивидуальные проекты по предметам (реализуют дополнительный надпрограммный материал

2. Групповые среднесрочные и краткосрочные проекты (реализуют программный и надпрограммный материал)

1. Групповые краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты (реализуют надпрограммный материал)

2. Индивидуальные краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты (реализуют программный и надпрограммный материал)

В.

Самостоятельная работа

Рис. 2. Алгоритм применения проектной деятельности при обучении

риал элективных курсов и занятий, образовательной задачей которых являлась мотивация к выбранному учениками предмету, учебному процессу как таковому, расширение кругозора, коммуникативных, когнитивных и деятельност-ных компетенций. Результатом долгосрочных проектов становились их презентации на общешкольных выставках и внешкольных конкурсах. Кроме того, результаты проектов оформлялись на бумажных носителях (листах ватмана) в виде докладов и компьютерных презентаций (Power Point). Самостоятельная работа включала выполнение долгосрочных индивидуальных проектов, предлагаемых учителями-предметниками или выбираемыми самими учащимися. Тематика данных проектов касалась школьного курса, а также надпредметных знаний и умений. Результатами данного вида деятельности становились презентации по выполненным проектам на бумажном носителе (рефераты, доклады, сооб-

щения), устные сообщения и беседы с учителем.

При разработке классно-урочных и внеурочных проектов учителями-предметниками учитывались их соответствие содержанию и объему учебных программ, требованиям к выпускникам общеобразовательных школ по конкретным дисциплинам школьного курса, а также возможность разноуровневого применения проектной деятельности. Разноуровневые проекты организовывались с учетом способностей учащихся в зоне их ближайшего и актуального развития. Применение проектной деятельности способствовало углубленному изучению материала, развитию стремления у учащихся к приобретению знаний, а также развитию продуктивного мышления. Применение проектной деятельности также оказывало стимулирующее воздействие на развитие навыков практического применения знаний, инициативность и самостоятельность обучающихся. Для успешной реализа-

ции процесса преодоления неуспешности нами широко использовался междисциплинарный подход, обеспечивший насыщенность содержания проектной деятельности материалами из основных разделов школьного курса, а также личностные предпочтения учащихся, что в конечном итоге обеспечивало реализацию целей и задач нашего исследования.

На контрольном этапе исследования анализировались, обобщались и обрабатывались данные экспериментальной работы, которые показали существенные статистически значимые положительные изменения в показателях параметров неуспешности экспериментальной группы по отношению к результатам измерений данных показателей в контрольной группе, в которой данные значения оставались практически без изменений в течении всего хода эксперимента. Данные факты демонстрирует процентное снижение учащихся с негативно измененными психолого-педагогическими показателями в классах экспериментальной группы. В экспериментальных классах количество неуспешных учащихся снижается практически до количества таковых в начальной школе, в то время как в контрольной группе их соотношение не подверглось статистически значимым изменениям (табл. 2). Данная таблица наглядно демонстрирует статистически значимое снижение процентного отношения неуспешных учащихся в классах экспериментальной группы и приближение их количества к изначальному уровню, наблюдаемому в детском возрасте. Колебания показателей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе, видимо, можно объяснить открытостью школьной системы образования и поступлением в школы на разных этапах реализации целей и задач нашего исследования различного контингента учащихся.

Психолого-педагогический анализ отдельных составляющих комплекса неуспешности -компонентов неуспешности в контрольной и

Процентное соотношение учащихся с негативными и классах контрольной и экспе

экспериментальной группах после проведения эксперимента демонстрирует сходную тенденцию (рис. 3).

Анализ данной диаграммы позволяет говорить о улучшении основных психолого-педагогических параметров и выход их у экспериментальной группу практически на изначальный уровень, в то время как классы контрольной группы не продемонстрировали статистически значимых изменений данных параметров.

Демонстрацией достоверности результатов исследования может служить исчисление усредненного показателя параметров неуспешности, показывающего сокращение разрыва в негативных изменениях неуспешности экспериментальной группы и приближение таковых к исходному уровню данных показателей в начальной школе (рис. 4).

Приведенная диаграмма наглядно демонстрирует ежегодное улучшение усредненного показателя параметров неуспешности, который к концу шестого года эксперимента практически приблизился к изначальному уровню (Ли составила 0,3). Данные изменения являются статистически значимым улучшением показателей по сравнению с изначальным уровнем, при котором Ли = 5,1. Кроме того, данная диаграмма выявляет резкое улучшение психолого-педагогических показателей уже на первом году применения разработанной модели по преодолению неуспешности в процессе применения проектной деятельности (от Ли = 5,1 до Ли = 1,8) и стабилизацию процесса преодоления неуспешности к 5-6-му году применения предложенной нами схемы, что позволяет сделать вывод о сроках преодоления данного комплекса, который, по данным наших исследований, должен занимать около пяти лет.

Общий анализ экспериментальной работы исследования показывает, что наиболее существенные результаты в динамике положительного изменения параметров неуспешности

Таблица 2

ленениями психолого-педагогических показателей в ментальной групп (к.Г. и э.Г.)

Показатель Начальная школа (исходный уровень) Средняя и старшая школа (до эксперимента) Средняя и старшая школа (после эксперимента)

% неуспешных учащихся от общего количества обучающихся в классах 8 К.Г. Э.Г. К.Г. Э.Г.

68 68 67,3 10

10,00 9,00 8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

&

л*

i ■ i i ■

i ■

п 1

■ ■ '1111

■ и в шт | Щ | "

■■■ ■ ■ ■ VI 1

&

/

/

/

4?

/•

I нач. школа I контр. группа эксп.группа

Рис. 3. Изменение параметров неуспешности в и контрольной группах после проведения педагогического эксперимента

удалось добиться за счет системного применения в педагогической работе разработанной нами модели применения проектной деятельности, а также демонстрирует эффективность разработанной нами модели, а также диагностических материалов, условий и алгоритма применения проектной деятельности в системе работы по преодолению неуспешности. Данные эксперимента по преодолению неуспешности у школьников подросткового возраста в процессе применения проектной дея-

тельности, подтверждают, что у учащихся экспериментальной группы были зафиксированы достоверные положительные изменения параметров неуспешности по отношению к контрольной группе, что служит показателем преодоления комплекса неуспешности.

Следует отметить, что учителя, работавшие в контрольных классах по обычным методикам, не проходили специального инструктирования, как учителя, работающие в экспериментальных классах по предложенной нами модели преодо-

Рис. 4. Динамика изменения усредненного показателя параметров неуспешности (Ди) экспериментальной и контрольной групп

ления неуспешности путем применения проектной деятельности. Таким образом, в результате организации взаимодействия во время учебного процесса учителя и ученика предложенная нами модель учебного процесса по преодолению неуспешности обеспечила решение поставленных в работе задач, а также постепенное и целенаправленное формирование у учащихся стойких положительных изменений параметров неуспешности и переход их значений до оптимальных, что является показателем преодоления комплекса неуспешности.

В результате педагогического эксперимента доказывается, что модель учебного процесса, а также диагностические, организационно-педагогические, управленческие, дидактоко-педагогические, психолого-педагогические и материально-технические условия, предложенные нами для преодоления неуспешности у школьников подросткового возраста, обеспечивают достоверные положительные изменения ряда выявленных психолого-педагогических показателей (параметров неуспешности) и являются эффективными в обеспечении преодоления комплекса неуспешности у школьников подросткового возраста.

список источников и литературы

1. Бабанский, Ю. К. Рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1976. - 54 с.

2. Галеева, Н. Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: метод пособие для учителя [Текст] / Н. Л. Галеева. - М.: «5 за знания», 2006. - 144с. - («Методическая копилка»).

3. Дружинин, В. Н. Психология общих познавательных способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - М.: Наука, 1994. - 399 с.

4. Назарова, Л. К. Образовательная среда школы и новые технологии обучения на рубеже XXI в. [Текст] / Л. К. Назарова // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 49-54).

5. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.

6. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы и пути решения [Текст]: сб. материалов 11-й науч.-практ. конф. «Бушелевские чтения», Петропавловск-Камч., 28-30 марта 2012 г. / отв. ред. В. Н. Ефименко; КамГУ им. В. Беринга. - Петропавловск-Камч.: КамГУ им. В. Беринга, 2013. - 205 с.

references

1. Babanskiy Yu. K. Rekomendatsii po predu-prezhdeniyu i preodoleniyu neuspevaemosti uchashchikhsya obshcheobrazovatelnykh shkol. Moscow: Prosveshchenie, 1976. 54 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Galeeva N. L. Sto priyomov uchebnogo uspekha uchenika na urokakh biologii: metodicheskoe posobie dlya uchitelya. Moscow: "5 za znaniya", 2006. 144 p. ("Metodicheskaya kopilka").

3. Druzhinin V. N. Psikhologiya obshchikh po-znavatelnykh sposobnostey. Moscow: Nauka, 1994.399 p.

4. Nazarova L. K. Obrazovatelnaya sreda shkoly i novye tekhnologii obucheniya na rubezhe XXI veka. Narodnoe obrazovanie, 2000, No. 8, p. 49-54).

5. Hekhauzen H. Motivatsiya i deyatelnost. St-Pe-tersburg: Piter; Moscow: Smysl, 2003. 860 p.

6. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo protsessa: problemy i puti resheniya: Proceedings of the 11th Conference Bushelevskie chteniya. Petropavlovsk-Kamch., 28-30 marta 2012 g. / otv. red. V. N. Efimenko; KamGU im. V. Beringa. Petropavlovsk-Kamch.: KamGU im. V. Beringa, 2013. 205 p.

давыдов денис Жанович, аспирант Московского института открытого образования, учитель высшей категории ГБОУ СОШ № 2055 г. Москвы e-mail: [email protected]

Davydov Denis Zh., Post-Graduate Student, Moscow Institute of Open Education, Teacher of the Highest Qualification, High School No. 2055 City of Moscow e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.