УДК 371.314.6
Богданова Раиса Александровна
Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального и дошкольного обучения Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского Федерального Университета, [email protected] Лесосибирск
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ проектной деятельности младших школьников
Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы по теме: «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» (государственный контракт № 14.740.11.0992 от 06.05.2011).
Аннотация. В статье анализируются сущность проектной деятельности школьников, роль педагогического сопровождения проектной деятельности младших школьников в развитии их творческих способностей. Представлена авторская модель педагогического сопровождения проектной деятельности младших школьников. Дано подробное описание проведенной экспериментальной работы на основе составленной модели.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность, педагогическое сопровождение, творческие способности.
Bogdanova Raisa Alexandrovna.
The senior teacher of chair of Pedagogics and technique of initial and preschool training of Lesosibirsky teacher training college - branch of the Siberian Federal University, [email protected], Lesosibirsk
PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROJECTIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Work is spent with financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation at the expense of means ФЦП «Scientific and scientific and pedagogical shots of innovative Russia» for 2009-2013 on a theme: «Models and technologies of psihologo-pedagogical support of development of children in an education system» (the state contract № 14.740.11.0992 from 5/6/2011).
Abstract. The paper studies the essence of projective activity of Primary Schoolchildren, the function of pedagogical support of Primary Schoolchildren’s projective activity in development theirs creative abilities. The author’s model of pedagogical support of design activity of Primary Schoolchildren is presented. The detailed description of the spent experimental work on the basis of the made model is given.
Keywords: project, projective activity, pedagogical support, creative abilities.
Государственные образовательные стандарты третьего поколения, вступающие в силу в сентябре 2011 года, акцентируют особое внимание на метапредметных результатах обучения. В силу этого проектная деятельность школьника приобретают особую роль, так как реализуя проект, ученики овладевают ключевыми компетенциями, которые позволят им решать задачи не только в процессе обучения, но и в жизни, а также -формировать умение постоянно и самостоятельно учиться.
В статье представлена авторская модель педагогического сопровождения проектной деятельности младших школьников, реализация которой, на наш взгляд, позволит достичь как учебных результатов, так и личностного роста.
Предложенная модель требует своего теоретического обоснования, что и является целью нашего исследования. Постановка и последовательное решение исследовательских задач: определить сущность проектной деятельности школьников на основе анали-
за специальной литературы, описать модель педагогического сопровождения проектной деятельности младших школьников - явились этапами достижения цели работы. В соответствии с целью и задачами был применён комплекс теоретических методов исследования: анализ литературы по проблеме и моделирование.
Важным аспектом нашего исследования является выбор методологии, которую составили: деятельностный (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.); личностно-ориентированный (В. И. Слободчиков. И. С. Якиманская и др.), полисубъектный (диалогический) (М. М. Бахтин, В. С. Библер, С. Ю. Курганов и др.) подходы.
Теоретические основы исследования определяются: идеями проектно-
го и проблемного обучения (Дж. Дьюи, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер, В. Оконь, В. В. Гузеев, И. Д. Че-чель, Е. С. Полат и др.); идеями организации образовательных сред (М. В. Кларин,
О. С. Газман, В. И. Слободчиков, А. П. Тря-пицына, В. В. Рубцов, И. А. Баева, Т. А. Прищепа и др.); идеями педагогического сопровождения и помощи (А. В. Петровский, М. Р. Битянова, Н. В. Пилипчевская, С. К. Турчак, Т. С. Ходырова и др).
Значение младшего школьного возраста трудно переоценить, ведь в этот период формируются все основные компоненты учения: учебные действия, контроль, саморегуляция, а также закрепляется мотив достижения успехов и формируется самооценка как постоянные личностные качества человека [6, с.110]. Именно с младшего школьного возраста происходит субъектное становление ребенка [3, с. 114]. Для более эффективного личностного развития школьника, приобретения им опыта исследовательской деятельности, а также развития творческих способностей в современной начальной школе и используют проектное обучение.
Чем же так привлекателен «проект» и что подразумевают под этим термином авторы работ, посвященных данной проблеме?
«Проект» в педагогической литературе понимают как: метод, технологию, деятельность, обучение,«специфическую форму творчества», «универсальное средство развития человека» [2, с.130] и даже как «средство
преобразования действительности» [1, с.53].
Исследователи отмечают важную роль проектного обучения в развитии личности младшего школьника. Так, по мнению Л. А. Нефедовой, Н. М. Уховой цель проектного обучения - создание условий, при которых дети: «самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление» [5, с. 61]. Л. Б. Прокофьева считает, что проектная технология помогает самостоятельному принятию решений в любой трудной жизненной ситуации, ... формированию образовательной мотивации детей, их читательской грамотности, ... готовности к самообразованию,. образовательной рефлексии, саморегуляции и самоорганизации ученика» [10, с. 110], что очень важно в младшем школьном возрасте.
На сегодняшний день подробно изучены условия организации проектной деятельности младших школьников (Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, Н. Ю. Пахомова и др.). Для нашего исследования особо значима модель обогащения содержания образования с целью сопровождения одаренных детей
А. И. Савенкова. В данной модели значимую роль как одно из направлений исследовательской работы с одаренными детьми играет наставничество, которое используется во многих странах мира.
Авторы анализируемых работ выдвигают разные принципы, которые должны лежать в основе проектной деятельности. Для данного исследования определяющими являются принципы: коммуникативности, ситуативной обусловленности, проблемности, автономности [8, с. 79-80].
Проектная деятельность младших школьников может осуществляться в урочное и во внеурочное время. Ее успешной реализации способствует культурно-образовательное пространство школы, которое обогащает развитие личности младшего школьника, раскрывая его внутренний потенциал и развивая его способность быть субъектом своего развития. Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей выступает
как компонент данного пространства. Оно обеспечивает субъект-субъектное взаимодействие взрослых и детей.
Итак, суммируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность - это универсальный инструмент, который в руках умелого педагога может творить чудеса. Но, как известно, чудеса совершаются теми, кто много трудиться и поэтому организация работы с младшими школьниками должна строиться на основе максимального проявления всех возможностей детей, на формировании их самостоятельности и раскрытии творческого потенциала. Каким же образом в условиях современной школы можно достичь указанной цели?
Безусловно, в данном процессе должны быть задействованы все участники образовательного пространства школы, каждый из которых является необходимым элементом для достижения главной цели - развитие творческого начала в детях. Творчество - это высший уровень, предполагающий создание нового и стремление к изменению окружающего мира путем созидания. Идеальным средством для этого и может служить проектная деятельность во всзх ее ипостасяу.
Основываясь на анализе специальной литературы и практическом опыте по педагогическому сопровождению проектной дея-
тельности младших школьников в школе №2 г. Лесосибирска мы попытались составить модель такого сопровождения (см. рис.). Реализация данной модели позволит достичь указанной цели.
Как видно их схемы, младший школьник взаимодействует с пятью элементами. Обозначим основные функции каждого из них.
На сегодняшний день функции учителя начальных классов расширяются: помимо о сновной роли, он, сопровождая проектную деятельноьть ученик!, выступает и как консультант, и как модератор, и как тьютор. Классный руководитеяи на протяжении всего проекта играет ведушуюроль, поскольку прекрасно знает особенности учебной деятельности младшего школьника, сильные и слабые стороны конкретного ребенка. Учитель проводит следующие виды работ: консультирует родителей по вопросам спец-офики познавательной! деятельности младшего школьника, участвует в работе клуба для школьников, занимающихся научной деятвльниутью, проводит консультании для учеников класса по организации проектной деятельности, косвенно руководит ребенком при оформлении результатов исследования. Также организует и проводит предварительную апробацию работ в классе, ни которой выявляются недочеты проекта, рубьнок готовится к публичному выступле-
Рис. Модель педагогического сопровождения проектной деятельности младших школьников
(Р. А. Богданова)
нию, к защите результатов исследования. Здесь важен и учебный, и воспитательный момент: дети учатся слушать, поддерживать товарища, задавать вопросы, а также у некоторых детей может возникнуть желание заняться своим исследованием. Немаловажную роль играют и самообразование педагога, и распространение полученного педагогического опыта в рамках методического объединения учителей начальных классов школы и города.
Следующим важным звеном модели являются родители. Самая важная их функция -это поддержание мотивации ребенка через проявление заинтересованности в его исследовании, беседы с ним по интересующей теме. Родители задают вопросы не только репродуктивного характера, но и вопросы, требующие размышлений над причинами событий, явлений («почему?», «как?», «зачем?»). Родители должны жить интересами своего ребенка. Только в этом случае будет обеспечиваться творческое развитие младшего школьника. Родители, в зависимости от уровня и профиля своего образования могут учить ребенка таким необходимым учебным умениям как нахождение и отбор необходимой информации (это особенно значимо, если ребенок только начал осваивать проектную деятельность), оформлению результатов своей работы.
Школьная библиотека выполняет в педагогическом сопровождении роль информационно - ресурсного центра. Сотрудники библиотеки реализуют принципы индивидуализации и дифференциации в культурнообразовательном пространстве школы. Так, индивидуально подходя к каждому ребенку, они обеспечивают доступность энциклопедической, справочной, художественной и др. литературы для младших школьников, создают индивидуальные образовательные маршруты, работают с родителями учеников и т.д. Таким образом, библиотека выступает как непосредственный участник проектной деятельности младшего школьника.
Следует отметить, что современные образовательные тенденции характеризуются поиском новых форм работы с детьми с целью обеспечения качества общего образования. С этой целью в Лесосибирском педагогическом институте - филиале Сибирского Федерального Университета студенты - прак-
тиканты IV курса факультета Педагогики и методики начального образования помогают учителю начальных классов в организации и руководстве проектной деятельностью детей. Будущие учителя в период педагогической практики сопровождают данную деятельность. Результатом совместной деятельности учителя начальных классов, будущих педагогов и младших школьников является представление результатов работы не только на внутришкольной, но и на внутривузовской научно-практической конференции младших школьников. Данная совместная деятельность вуза и школы способствует не только обеспечению непрерывности и преемственности образования, но и обогащению, расширению опыта всех субъектов образовательного процесса. Особенно это важно для будущих учителей, т.к. с одной стороны, они уже не имитируют профессиональную деятельность (как на учебных дисциплинах), а непосредственно взаимодействуют с детьми в урочное и во внеурочное время в реальном образовательном процессе начальной школы. С другой стороны, студент не станет творческим учителем, учителем-исследователем, если он не способен формировать такие же способности у детей, заниматься с ними творческой деятельностью. При этом практиканты не только чувствуют свою ответственность за результаты проектной деятельности детей, но и «растут» вместе с учениками, переживая вместе с ним их временные трудности и радуясь их удачам. В этой деятельности у будущих учителей формируются такие педагогические умения, как организация активной деятельности младших школьников в образовательном процессе начальной школы; умение ставить перед детьми учебную задачу; умение обучать учеников разным способам переработки полученной информации; умение формировать учебную самостоятельность детей; умение находить контакт с родителями, организовывать с ними совместную деятельность по сопровождению школьников и т.д.
Организующую роль в педагогическом сопровождении индивидуальной проектной деятельности младшего школьника играет школьное научное общество, в состав которого входят ученики разных классов и их наставники, то есть все заинтересованные в
этой деятельности люди. Руководители данного общества организуют занятия для детей (например, клуб «Юный исследователь», организованный в школе №2 г. Лесосибирска), оказывают консультационную помощь учителям, родителям, проводят внутришколь-ные научно-практические конференции, олимпиады. На заседаниях научного общества школы, проходящих в начале и конце учебного года намечаются перспективные направления работы, отмечаются ученики, добившиеся наиболее высоких результатов.
Экспериментальной площадкой для апробации данной модели стал в 2009-2010 учебном году 2 «А» класс средней школы №2 г. Лесосибирска под руководством классного руководителя В. В. Стефаненко. В указанном учебном году учителю при проведении проектной деятельности помогали студентки IV курса ПиМНО Д. С. Кривова и
В. Н. Перфильева. Работа была продолжена и в следующем - 2010-2011 учебном году -в сопровождении участвовали Л. Н. Файзул-лина и Е. В. Николаева.
Механизм работы модели, а также взаимосвязь ее элементов мы хотели бы продемонстрировать на примере индивидуальной проектной деятельности одного из учеников 3 «А» класса средней школы №2 г. Лесосибирска. Круг его интересов - история кораблестроения (начиная с древних и заканчивая современными), русско-японская война (морские сражения, флот), путешествия и путешественники, история. На начальном этапе проектной деятельности стоял вопрос о выборе более узкого направления для проведения исследования. Ученик решил заниматься изучением флота периода русско-японской войны, и тема была обозначена как «Бронепалубные крейсера Российского флота начала XX века». Таким образом, перед началом работы над проектом у ученика был ярко выраженный интерес (увлеченность) и достаточно широкие знания по выбранной теме, полученные с помощью родителей и школьной библиотеки.
Начальный этап проекта: выбор темы, знакомство с новым видом деятельности, определение первых шагов проходил в тесном взаимодействии классного руководителя, родителей, руководителей школьного научного общества и клуба «Юный исследователь». При этом уже полностью был задей-
ствован информационно-ресурсный центр (школьная библиотека и городская детская библиотека им. А. П. Гайдара). Как видим, центральная ось модели - сотрудничество всех элементов - соблюдена (студентки, проходившие практику во 2 «А» классе в 2010 г., были активными участниками данного проекта).
Стефаненко В. В. - классный руководитель, один из руководителей проекта, сыграла ведущую роль во всей работе. Её убеждение, что «всё должно идти от самого ученика, его интересов, склонностей и способностей» прошло красной нитью от самого начала (предложения заняться проектной деятельностью) до воплощения проекта. «Ученик должен быть увлечен темой, тогда сам процесс исследования будет ему интересен». Эти простые и мудрые слова должны стать ведущими принципами педагогического сопровождения.
Педагог и родители находились в постоянном контакте, обсуждали проведенную работу, вместе определяли дальнейшие шаги. Взаимодействуя с классным руководителем, классным коллективом, родителями, работниками библиотек, будущими учителями, ученик приобретал умения поиска, анализа и обобщения информации, учился проводить рефлексию по проделанной работе.
В проектной деятельности должен быть виден сам ребенок. Поэтому так важна защита результатов исследования. На этом этапе младший школьник не только учится защищать свою точку зрения, но и задавать вопросы другим ученикам. В 2009-2010 учебном году ученик выступил с результатами своих исследований на двух конференциях: школьной и внутривузовской на базе факультета ПиМНО. Школьник показал высокий уровень владения материалом и по теме исследования, и по всему кругу своих интересов. Помимо этого, высокой оценки заслужило само представление темы: развитая устная речь, использование специальной терминологии, полнота, эмоциональность выступления, качественное и грамотное оформление работы, сделанное при помощи родителей и классного руководителя.
Помимо исследовательской работы, презентации, доклада, на конференциях были представлены результаты творческого труда ребенка: рисунки кораблей, сражений, схе-
мы морских боев, авторские книги-описания кораблей, таблицы с характеристиками судов разных типов и т.п.
В школьной библиотеке была проведена выставка работ ученика, которая имела несомненный успех у юных посетителей. Нельзя сказать, что творческое осмысление темы исследования началось только в ходе проектной деятельности, нет, гораздо раньше, но проводимая работа подняла творчество на качественно новый уровень.
Таким образом, имея хороший задел в начале работы, максимально используя возможности школьного образовательного пространства, можно добиться высокого результата с выходом на творческий уровень уже по итогам одного года работы. Творчество - это создание нового и, конечно же, работа над проектом была продолжена и в следующем учебном году. Тема проекта - «Бронепалубные крейсера Российского флота начала XX века» не была изменена, но постоянная подпитка новыми фактическими данными (книги, статьи, документальные фильмы, интернет-ресурсы), беседы с учителями истории, вывели ребёнка на новый уровень ее осмысления: помимо технической стороны (состав флота и устройство кораблей) возник вопрос - не повлияли ли данные факторы на ход войны на море в 1904-1905 гг.? Работа над проектом проводилась по уже отработанной схеме с привнесением нового элемента - апробации материалов исследования на уроках истории в 9 классах при изучении темы «Русско-японская война». Эксперимент проходил следующим образом: вначале ученик в свободной форме рассказывал о том или ином эпизоде войны, затем девятиклассники задавали вопросы, на которые он грамотно, но в тоже время с увлечением отвечал. Успешное выступление в незнакомой аудитории можно объяснить неподдельным интересом, который проявили учащиеся 9 классов и к теме исследования, и самому ученику. Итогом работы стали выступления на школьной конференции «Первые шаги в науку - 2011» и II городской конференции исследовательских работ младших школьников (3-4 классы) «Я познаю мир».
Анализ проведенных мероприятий в части объективной оценки уровня представленных работ, выступлений, позволяет с
уверенностью сказать, что проект, взятый нами для анализа можно считать образцовопоказательным по всем критериям, которые предъявлялись к ним. Вместе с ростом уровня научной составляющей, вырос и творческий компонент: были написаны рассказы, стихи, песни, а главное - в ходе проведения проекта была создана модель-точная копия бронепалубного крейсера «Варяг». Таким образом, анализируемый проект приобрел законченный, целостный вид. Необходимо отметить особенность именно этого проекта, которая состоит в том, что ребенок живет им: играя, инсценируя сражения, читая книги, рисуя, конструируя сборные модели. Интерес, переросший в увлеченность, реализованный в исследовательской деятельности, стал уже частью личного мира ребенка, без которой он чувствует себя неуютно.
Индивидуальная проектная деятельность младшего школьника может быть реализована на нескольких уровнях: класс, школа, ВУЗ, город. Рассматриваемый проект прошел апробацию в классе, конкурс в школе и вышел на более высокий уровень.
Взаимодействие младшего школьника с педагогом, родителями, библиотекой, студентами в ходе осуществления индивидуальной проектной деятельности в рамках школьного образовательного пространства обеспечивает формирование их учебных умений и самостоятельности.
Безусловно, результат в каждом конкретном случае будет разным. Нарушение главного принципа работы модели - взаимосвязи всех элементов, приводит к более скромным результатам. Это и показала работа с другими детьми класса. Включенность ребенка в проектную деятельность важна как часть общего учебного процесса, но главное - это цель (цельность) личности ребенка и его роли ученика, начинающего исследователя, результатом которой является высшая деятельность человека - творчество.
Библиографический список
1. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук. - Казань, 2006. - 186 с.
2. Бобыкина И. А. К проблеме развития самообразовательной компетенции учащихся // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -
№ 4. - С. 196 - 205.
3. Иванова Т. М. Педагогическая практика как составляющая подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. - Чита, 2006. - 238 с.
4. Коротаева Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007. - 224 с.
5. Куликова Л. Н. Взаимопонимание субъектов педагогического процесса как ценность образования // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 2. - С. 166-180.
6. Кульневич С. В., Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть I. - Ростов-н/Д:Учитель, 2005. - 288 с.
7. Литке С. Г. Анализ понятия «творчество» в континууме философского аспекта // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 72-80.
8. Нефедова Л. А., Ухова Н. М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 61-66.
9. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛА-ДОС, 1995. - 496 с.
10. Потт Е. С., Бухаркина М. Ю, Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
11. Оганесян Н. Т. Педагогическая психология. Система разноуровневых контрольных заданий. - М.: КНОРУС, 2006. - 328 с.
12. Пахомова Н. Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 109-114.
13. Прокофьева Л. Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников // Школьные технологии. - 2006. -№ 4. - С. 108-114.
14. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
15. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
16. Таранова М. В. Сравнительный анализ компонентов структуры творческой, исследовательской и учебной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 256-268.
17. Тимофеева Е. В. Технология формирования познавательной активности учащихся и студентов // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 1. - С. 121-126.