- Поразмышляйте, подойдёт ли ваш паспорт для другого произведения?
- Измените свой паспорт так, чтобы он подходил для любого произведения. (Будет лучше, если имена признаков дети запишут в тетради.)
III. Выяснение главного смысла произведения.
- Зачем автор рассказал нам о жильцах старого дома?
- Как он относится к своим героям?
- Составьте жизненное правило для жильцов дома, для автора. (Можно подобрать пословицу, или выбрать пословицу из нескольких предложенных учителем)
IV. Творческая деятельность.
- Придумайте своё продолжение рассказа. От чьего лица вы его будете вести? Каких новых героев вы включите в повествование?
Прослушивание рассказов.
V. Домашнее задание: составить рассказ о любой старой вещи своего дома.
Освоение универсальных учебных действий на таких уроках даётся детям легче. Учащиеся проявляют больший интерес к учёбе. Чтение книг становится не формальной подготовкой к ответу на уроке, а потребностью к познанию, самосовершенствованию. На каждом уроке учащиеся, работая с произведением, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта, а так же открывают мир прекрасного, обогащая свой духовный мир.
Выбор ТРИЗ-инструментов зависит от целей, которые ставит перед собой учитель на конкретном уроке, уровня сложности произведения, уровня развития способностей учащихся, степени проявления интереса и личного опыта применения способов решения поставленной задачи.
«Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег писал, что учитель - "солнце для вселенной". Высоко она оценивается и сейчас». [3]
Однако велика и роль самого ученика, так как он является центральным звеном педагогического процесса. И «успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью». [3]
Развитие ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, а любая деятельность, тем более учебная, направлена на конечный результат. При этом очень важно, какое настроение владеет ребенком на уроках литературного чтения в процессе непосредственного чтения и работы с текстом. Если он увлекается информацией, событиями, описаниями, заложенными в тексте, то его умение читать разовьется и станет чем-то большим в его жизни, чем обыкновенное складывание букв в слова. Познавательная деятельность в парах и группах стимулирует позитивное отношение к работе, вырабатывает навык совместной творческой деятельности. «ТРИЗ-технологии позволяют осваивать возможности собственного мышления, учат решать творческие задачи, развивают воображение». [2]
Таким образом, можно говорить о том, что применение ТРИЗ на уроках литературного чтения даёт возможность учителю реализовывать главные цели образования: обеспечение целостного развития личности учащегося. Библиографический список
1. Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Развитие творческого мышления, воображения и речи детей 3-10 лет / Архив Н.Хоменко. / Редактор А.Нестеренко http://otsm-triz.org [Дата обращения 01.12.12]
2. Николай Хоменко, Теория решения изобретательских задач - ТРИЗ (краткая справка), декабрь 1997-2003, jlproj@gmail.com [Дата обращения 01.12.12]
3. В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов, Педагогика http://krotov.info/lib sec/shso/71 slas3.html [Дата обращения 01.12.12]
Швецова Нина Анатольевна,
учитель начальных классов, МБОУ «Лицей имени Г.Ф. Атякшева», г. Югорск, Тюменская область,
ХМАО-Югра
shvecova.nina@yandex.ru
Проектная деятельность как способ креативного развития младших школьников Аннотация. В статье рассмотрены материалы из опыта работы за три года по теме «Проектная деятельность как способ креативного развития младших школьников». Отчет представлен в виде проекта. Цель работы: формирование первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников; самореализация личности ребенка на основе полученных исследовательских навыков. Предметом исследования является процесс формирования и развития творческих способностей младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Ключевые слова: проектная деятельность, использованные методы, приемы работы, факторы успешности, результат работы, новизна, практическая значимость, место реализации, время работы.
«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно»
Л. С. Выготский
Введение
Чем "сегодня" не похоже на "вчера"?
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.
Проекты в младших классах - это трудно? Да! Но всё-таки это возможно.
Проектная деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, отличительными особенностями которого являются самостоятельный поиск учениками необходимой информации, ее творческое преобразование в материализованный продукт. Результатами (продуктами) учебных проектов могут быть тематические стенгазеты, видеофильмы, устные презентации, а также мультимедийные работы (слайд-шоу, веб-страницы, буклеты и т. п.)
Эта работа заняла особое место и позволяет учащимся приобретать знания, умения, компетенции, которые не достигались бы при традиционных методах обучения.
Задача учителя - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.
Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов. На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. А что является ведущей деятельностью в творчестве? Вершиной познания? Интерес, любопытство, любознательность, поиск.
Тема работы: "Проектная деятельность как способ креативного развития младших школьников "
Цели: формирование первоначальных навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников; самореализация личности ребенка на основе полученных исследовательских навыков.
Объект исследования.
Объектом исследования выступает совместная проектно-исследовательская деятельность учителя и учащихся, обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.
Предмет исследования.
Предметом исследования является процесс формирования и развития творческих способностей младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Гипотеза. Если ребёнок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для
самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся, так я сформирую первоначальные навыки про-ектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Задачи:
• изучение возможностей проектно-исследовательской деятельности;
• выявление методов и приемов, определяющих эффективность обучения учащихся исследовательской деятельностью (работа с дополнительной литературой, опрос, анкетирование, собеседование, обработка результатов, компьютерная верстка);
• способствование самоопределению младших школьников, выявлению их интересов, способностей, склонностей;
• предъявление результатов проектно-исследовательской деятельности.
Использованные методы.
Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения.
На исследовательском (подготовительном) этапе, когда я ставлю перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), использую метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки, метод наблюдения. Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.
На следующем этапе (основополагающем) я, используя метод информационной поддержки. Предоставляю учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники.
На технологическом этапе (прагматическом) широко использую метод упражнений - основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Я с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирую у учащихся умения и навыки деятельности.
На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты использую методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), конкурс творческих проектов.
Приемы работы. Для достижения поставленных целей я использую различные приемы обучения. Создание проблемной ситуации; социологический опрос и анкетирование; формирование вывода; компьютерная верстка и обращение к сети Интернет.
Факторы успешности работы. При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:
• интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
• возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
• помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
• сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание
Сущность овладения учебной деятельностью в младшем школьном возрасте состоит в усвоении ее структуры (учебные ситуации, учебные действия, действия контроля и оценки). В традиционном обучении структура учебной деятельности формируется стихийно. В проектной деятельности структурные компоненты формируются в процессе выполнения заданий проекта, т.к. проектная деятельность полностью представляет собой развернутую структуру учебной деятельности.
Таблица 1
Структура учебной деятельности_
Структура учебной деятельности Деятельность участников проектного обучения
1. Учебная ситуация, цели и задачи учебной деятельности 1. Анализ исходной позиции, определение целей и задач деятельности
2. Учебные действия по достижению цели 2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей, выполнение необходимых операций
3. Учебный контроль 3. Контроль, коррекция
4. Оценка деятельности, рефлексия 4. Оценка деятельности, рефлексия
Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь я не просто передаю определенный объем новой информации, а формирую развивающую среду
Метод проектов очень хорош в том плане, что позволяет объединять детей при работе над одним проектом в группы по тому или иному признаку - уровню подготовленности, склонностям, интересам. Или же наоборот - создавать группы из детей разных типов. Одни могут изготовить более простые детали, другие - более сложные, одни могут начертить выкройку, другие - использовать ее как шаблон. Кто-то будет раскрашивать детали, а кто-то собирать их в узлы.
Объединение детей над одним проектом дает им опыт коллективной работы, позволяет обмениваться идеями и критическими замечаниями, дает возможность осознать реальную экономию сил и времени, предоставляемую разделением труда.
Умения и навыки логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач. Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, умения выдвигать гипотезы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.
Результат работы. Защита проекта. Творчество - это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Те мероприятия, которые проходили в течение начальной школы. План по выбранной теме я отразила в таблице.
Таблица 2
План работы_
Класс Этапы Сроки Форма Направление
1 класс 1 1 четверть Каждый готовит выступление - сочинение Тема: Моя мама
2 2 четверть Тема: Мои увлечения
3 3 четверть Тема: Мы и наши младшие братья
4 4 четверть Тема: Сочини сказку
Летние каникулы Мои летние каникулы
2 класс 1 1 четверть Каждый готовит реферат, первые шаги проектно-исследовательскои деятельности Тема: Охрана природы.
2 2 четверть Тема: Мастерская Деда Мороза
3 3 четверть Тема: Птицы зимой
4 4 четверть Тема: Я и мое здоровье
Летние каникулы Тема: Мое географическое лето
3 класс 1 1 четверть Подготовка проектов коллективно, группой, индивидуально с помощью учителя и родителей Тема: Правила поведения в природе
2 2 четверть Тема: Рациональное питание
3 3 четверть Тема: Аквариумные рыбки
4 4 четверть Тема: Ты и твое имя
Летние каникулы Выбор темы исследования и работа с литературой.
4 класс 1 1 четверть Самостоятельная подготовка проектов Проверка работ и индивидуальные консультации
2 2 четверть Проверка работ и дополнительная доработка
3 3 четверть Защита проектов
4 4 четверть Выступления на городских конференциях
Метод проектов требует очень большой оформительской работы и самостоятельной работы с литературой. То и другое недопустимо требовать от маленького ребенка - он еще не может долго читать и писать. Все проекты оформляются в устной форме и в виде рисунков и аппликаций, небольших сочинений. Выбор проекта, несомненно, является первым творческим шагом.
Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Например: один из приемов, который развивает умение видеть проблему. Сочинение «Посмотрите на мир чужими глазами» Елочка
Я жила в лесу. Место у меня было хорошее, воздуха и света вдоволь. Кругом росли подруги ели и сосны. Мне очень хотелось вырасти.
Прошел год, и у меня прибавилось коленце, прошел еще год и еще одно коленце, так я росла. Стояла зима, Земля была устлана снежным покровом. По снегу нет-нет да пробегал заяц. Иногда он перепрыгивал через меня. Вот обида! Но прошло еще две зимы, к третьей зиме я выросла на столько, что зайцу приходилось оббегать меня.
«Да расти, расти и поскорей стань большим, старым деревом, что может быть лучше этого!» - говорили подруги. Каждую зиму в лесу появлялись дровосеки и рубили самые большие деревья. Я каждый раз дрожала при виде падающих деревьев. Потом их укладывали в дровни и увозили из леса.
Елочке очень хотелось жить и радоваться своей юности, своему здоровому росту и жизненным силам. Поливаева Таня Сочинения учащихся Моя мама.
Мою маму зовут Галя. Она очень красивая, умная и добрая. Мама любит рисовать. Она художник и работает в художественной школе.
Мне нравиться, когда мама дома, и мы с ней мастерим поделки. А недавно сделали из бумаги ангелочка. У мамы целая коллекция ангелов. Я горжусь своей мамой. Драгунов Вова Дружба
В лесу, около березки, рос грибок Подберезовичек. Грибок рос, радовался солнышку и был крепким с красивой красной шляпкой.
Как-то раз приполз к нему маленький червячок и попросил, чтобы грибок спрятал его от птички, которая хочет его съесть. Подберезовичек пожалел червячка и разрешил спрятаться ему в шляпке.
А червячок залез в шляпку и начал есть грибок изнутри. Грибок стал болеть, плохо выглядеть.
Заметила это птичка. И спрашивает у грибочка: «Почему ты стал такой вялый и некрасивый?» Грибок рассказал птичке про червяка. Птичка решила помочь грибку. Она постучала клювом по шляпке, а любопытный червяк выглянул из дырочки. Птичка схватила червяка и съела.
С тех пор птичка и Подберезовичек стали лучшими друзьями. Подберезовичек больше не пускал червяков под шляпку. Гайнуллина Даша Моя бабушка.
Мою бабушку зовут Нина Григорьевна. Ей 70 лет. Она вяжет мне теплые носки и красивые варежки. Моя бабуля очень трудолюбивая, добрая и красивая. А еще она любит ездить на рыбалку и ловить рыбу для нашего кота. Бабушка ездит в лес за грибами и ягодами. Она варит вкусное варенье. Я люблю ее. Новоселова Даша Мои увлечения
Я занимаюсь в художественной студии «Норд». Моего руководителя зовут Ярмиева Римма Рашитовна. Она преподает нам живопись, графику, лепку и оригами. Каждый раз мы делаем что-то новое, интересное. Мне там очень нравится, и я с удовольствием туда хожу, участвую в разных выставках. А на окружном конкурсе рисунка я занял второе место. Я считаю, что это благодаря моим занятиям в «Норде».
А также вместе с папой я увлекаюсь рыбалкой. В августе папа подарил мне новый спиннинг, научил забрасывать воб-лер, и в ближайшие выходные мы всей семьей поехали на рыбалку в поселок Каменный на Ендырскую протоку, которая впадает в реку Обь. Когда мы приехали на место, начало вечереть, но я настоял, чтобы мне разрешили опробовать новый спиннинг. Первый же заброс оказался удачным, и после недолгой борьбы, я вытащил настоящую щуку! Пусть она была и небольших размеров, но это был мой первый улов. Потом были еще и еще поклевки, но эту первую щучку я запомню навсегда. Вечером мы варили уху из пойманной рыбы. Я тоже внес свою лепту. Коцуба Ваня Карандаш и ластик
Поспорил как-то раз карандаш и ластик: «Кто из них дружнее?»
- Я, - сказал ластик.
- Я, - сказал карандаш, - я очень нужен, с помощью меня рисуют, пишут.
- Нет, я, - заявил ластик,- я стираю написанное.
- А я могу делать тонкие и толстые линии, - объявил карандаш.
- Зато я дольше служу, а ты часто ломаешься, - возразил ластик.
- А у меня толстый грифель.
- А я незаменим, если ты написал неправильно.
- Подумаешь, он незаменим.
-Ах, так. Вот тебе, сказал ластик и стер все, что нарисовал карандаш. Сам себя губит, кто других не любит. Козочкина Марина
Цель: выслушивание каждого выступающего и высказывание своих мыслей, взглядов на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
Во 2 классе - выполнение работы в виде рефератов, умение давать определения понятиям (прием описания). Я предлагала учащимся "пробные" самостоятельные исследования. Результаты
работы оформляются в виде плакатов, рисунков, макетов, небольших сообщений и т.д. Например: творческая работа «Пингвины». К теме прилагается комплект книг.
Таблица 3
Список литературы по исследованию
№п/п Список литературы Страницы
Ликум А. Всё обо всём / Популярная энциклопедия для детей.
Чарушин Е. Моя первая зоология.
Животный мир / Энциклопедия. Том 2.М.:РОСМЕН
План:
1. Где живут пингвины? Чем эти птицы не похожи на других?
2. Чем отличается жизнь королевских пингвинов от императорских?
3. Как пингвин разучился летать.
4. Заключение.
Порядок работы. Внимательно прочитай план реферата.
1. Найди в книгах страницы, на которых есть нужная информация, и сделай закладки.
2. Каждый пункт плана - это абзац текста.
3. Напиши краткое вступление (это ответ на первый вопрос)
4. Подробно ответь на вопросы основной части плана.
5. Сделай короткое заключение. Проводится защита рефератов.
Цель: овладение умением аргументировать собственное суждение, обучение рецензированию творческой работы одноклассника.
В 3 классе чередую коллективную, групповую и индивидуальную проектно-исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребенок приобрел разносторонний опыт, как в проведении ис-
следований, так и во взаимодействии со сверстниками. Таблица 4.
_Результат работы_
№ п/п Тема проекта Результат работы. Защита проекта
1 Правила поведения в природе Создание книжки-малышки. 1. Первый городской конкурс книжек-малышек «Охраняемые территории, животные и растения ХМАО-Югры» Номинация «Самая интеллектуальная книжка-малышка» 2. Экологический конкурс «Мы - за чистоту окружающей природы!», в рамках международной акции «Марш парков - 2011» г. Советский «Кондинский заповедник».
2 Рациональное питание 1. Городской конкурс учебно-исследовательских работ «Природная мастерская» 2. Городская научно-практическая конференция «Наука. Природа. Человек. Общество» 2 место Работа отправлена на Всероссийский детский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»
3 Содержание и уход за аквариумными рыбками
4 Ты и твое имя Классный час с приглашением администрации и родителей учащихся
Цель: формирование умения решать проблему исследования под руководством учителя и родителей.
В 4 классе - каждый ученик готовит свой проект, начинается индивидуальное научное исследование.
Цель: формирование умения самостоятельного решения проблемы исследования. Таблица 5.
Этапы Сроки Направление Перед кем сдаем
1. Летние каникулы Выбор темы и некоторые разработки темы учитель
2. 1,2 четверть Проверка работ и дополнительная доработка учитель
3. 3 четверть январь-февраль 1 предзащита (уроки для первоклассников и классные часы) учитель, учителя начальных классов
4. 3 четверть март 2 предзащита (проектная неделя) учитель, учителя начальных классов
5. апрель В конце апрель Защита проектов на городских конференциях учитель, городская комиссия
Результаты анкетирования учащихся, работающих над проектом.
1. Доля самостоятельности: помог учитель- 3 человека, помогли родители-7 человек, сам выполнил работу-11 человек.
2. При создании проектов тесно сотрудничаю с учителями - предметниками, работниками школьной и городской библиотеками, жителями города, родителями, работниками предприятий. В работе использую методики игры, театра, поисковой и исследовательской работы. Учащиеся воспользовались следующими источниками информации: Интернет-11 человек, компакт дисками «Энциклопедия»^ человека, услугами детской, школьной и домашней библиотеками.
Что это дает мне в работе? Что это дает учащимся в работе?
Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. мыслительная деятельность. Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников.
Выросла моя активность и учащихся в проектно-исследовательской деятельности Была и коммуникативная деятельность - все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была коллективной, групповой, парной, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.
Сейчас я смогу помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: "Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?", помогу учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: "Я это делать умею, мне это интересно!" Новизна.
В чем новизна этой работы? Индивидуальный подход к развитию творческих способностей детей в процессе проектно-исследовательской деятельности. Практическая значимость
Организовав проектно-исследовательскую работу, я приобрела опыт. Защита - венец исследования.
0 выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Классификация выполненных проектов и исследований во 2-4 классах Мир растений
1.Лук от семи недуг
2.Плесень - опасная болезнь хлеба
3.Легенды и цветы
4.Нет дерева сердцу милей
5.Аукуба (золотое дерево) Мир животных
1.Содержание и уход за далматинцем
2.Великая загадка динозавров З.Откуда берутся бездомные собаки?
4.Аквариумные рыбки
5.Птицы зимой.
6.Правила поведения в природе Человек. Развитие организма
1.Плавание - жизненный навык и прекрасный вид спорта
2.Темперамент человека
3.Я и мое здоровье.
4.Рациональное питание.
5.Ты и твое имя Краеведение
1.Улица на карте города Югорска Искусство
1.Семейное рукоделие. Вышивание крестом
2.Русский сувенир и русская игрушка Техника
1.На чем полетим? Вертолеты История
1.История Московского Кремля
2.Тайны Аркаима
3.Старинный замок
4.История современных суеверий Место реализации работы
1. Неделя проектов (Лицей имени Атякшева Г.Ф.)
2. Городской конкурс учебно-исследовательских работ «Природная мастерская»
3. Городская научно-практическая конференция «Наука. Природа. Человек. Общество» Время работы
1 ЭТАП - стартовый
2 ЭТАП - апробационный
3 ЭТАП - внедренческий
Как я себя чувствую, выполняя эту работу?
Формула трех «У» - уверенность, успех, удовольствие. Мир открылся с другой стороны, стал другим, интереснее. Библиографический список
1. Сухаревская Е. В. Работа над проектом. // Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа», №5 от марта, 2008г.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников, - Школьные технологии, 2006 г.- 148с
3. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. - М.: Центр Педагогический поиск, 2006г. -160с.
4. Кашлева Н. В. Управление современной школой. Школьная проектная лаборатория. - Волгоград, 2008г. -96с.
5. Поливанова К. Н, Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011г. -192с.
6. Господникова М. К. Проектная деятельность в начальной школе, -Волгоград: Учитель, 2012г., -131с.
Юсупова Чулпан Гомаровна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП №171», г. Казань 5036001094@tatar.mail.ru
Планируемые результаты в начальной школе по математике в 1 классе Аннотация. Проектная работа посвящена формированию универсальных учебных действий обучающихся 1 класса на уроках математики. Автор также предлагает практический материал, тест и критерии оценивания работы обучающихся из опыта работы.
Ключевые слова: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные, предметные универсальные учебные действия, сложение и вычитание в пределах 20. Тема: «Числа от 10 до 20. Сложение и вычитание»
Цель: Проследить за формированием УУД обучающихся 1 класса на уроках математики Задачи: На основе урока математики показать возможность развития
• личностных
• регулятивных
• познавательных
• коммуникативных универсальных учебных действий Актуальность проекта обусловлена:
• необходимостью ускоренного совершенствования образовательного процесса в рамках введения ФГОС
• возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности учащихся
• новым социальным запросом.
• необходимостью развития у учащихся общекультурных, личностных, познавательных качеств
План работы:
1. Составление плана работы(сбор информации по теме работы, анализ собранного материала, практическая работа по разделам, подбор КИМов)
2. Реализация плана и оформление
3. Презентация результатов Планируемые результаты по теме: Предметные:
1. Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
2. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.
3. Моделировать приёмы выполнения действия вычитание
с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.
4. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.
5. Выполнять задания творческого и поискового характера. Познавательные:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
2. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4.Группировать, классифицировать предметы,
объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Регулятивные:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Коммуникативные:
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).