педагогические науки
Фирсова Елена Анатольевна ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ...
УДК 37
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
© 2017
Фирсова Елена Анатольевна, соискатель кафедры педагогики
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (400066, Россия, Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 27, e-mail: elenafirsova-2006@yandex.ru)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией разработанной автором педагогической модели. Дается характеристика диагностических методик, представлено описание хода констатирующего и формирующего эксперимента и его результаты. Представлен комплекс диагностических методик для определения уровня и результаты сформированности исследовательской культуры у старшеклассников (контрольные и экспериментальные группы научного общества учащихся). Проведен анализ нормативных образовательных документов - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», стандартов среднего (полного) образования по истории и обществознанию, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, что позволило выявить их ориентацию на исследовательскую и проектную деятельность школьников; анализ педагогической практики по организации исследовательской деятельности школьников; анализ учебно-методических комплексов социально-гуманитарных дисциплин. Применение модифицированных, соответствующих целям и задачам исследования, диагностических методик. Представлены методики; выделены и описаны три уровня сфор-мированности у старшеклассников исследовательской культуры - репродуктивный, пропедевтический, эвристический. Обоснованы и проверены модель и средства формирования у старшеклассников исследуемого качества в научном обществе учащихся гуманитарного направления: аксиологическая среда, исследовательские проекты аксиологической направленности.
Ключевые слова: педагогическая модель, формирующий эксперимент, констатирующий эксперимент, гносеологическая грамотность, аксиологическая среда, исследовательская культура, исследовательская деятельность.
EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF STUDENTS RESEARCH CULTURE IN TERMS OF THE SCIENTIFIC SOCIETY OF STUDENTS OF HUMANITARIAN DIRECTIONS
© 2017
Firsova Elena Anatolievna, postgraduate of the Department of pedagogy Volgograd State Social-Pedagogical University (400066, Russia,Volgograd, Prospekt im. V. I. Lenin, 27, e-mail: elenafirsova-2006@yandex.ru)
Abstract. The article discusses issues related to the implementation developed by the author of the pedagogical model. The characteristic of the diagnostic methods, the description of the course of ascertaining and formative experiment and its results. The complex of diagnostic techniques to determine the level and results of formation of research culture of pupils (control and experimental group of the scientific society of students). The analysis of normative educational documents - the Federal law "On education in Russian Federation" and standards of secondary (complete) education in history and social studies, Federal state educational standard of basic General education, that has allowed to reveal their orientation towards research and design activities of students; analysis of teaching practice on the organization of research activity of students; analysis of teaching social and humanitarian disciplines. The application of modified corresponding to the goals and objectives of the study, diagnostic techniques. The presented methodology; identified and described three levels of formation of students research culture, reproductive, introductory, heuristic. Substantiated and verified model and means of formation of senior pupils investigated the quality of the scientific society of students of humanitarian directions: axiological environment, research projects axiological orientation.
Keywords: pedagogical model, forming experiment, ascertaining experiment, literacy, epistemological, axiological environment, research culture, research.
Педагогическая диагностика по формированию исследовательской культуры у старшеклассников направлена на выявление противоречий между теоретическими предположениями и практикой по формированию рассматриваемого личностного образования. Диагностическое исследование проводилось по следующим направлениям:
На первом этапе проводился анализ психолого-педагогической и философской литературы по изучаемой проблеме и разработка концептуального замысла исследования, определение эмпирической базы, проведение констатирующего эксперимента. Второй этап включал моделирование организуемого процесса, выявление системы педагогических средств, способных обеспечить его результативность, проведение формирующего эксперимента. На третьем этапе осуществлялись систематизация и обобщение результатов исследования, полученных в процессе формирующего эксперимента, завершались научное обоснование основных положений диссертации и ее оформление.
Анализ нормативных образовательных документов - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012), стандартов среднего (полного) образования по истории и обществознанию, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, позволил выявить их ориентацию на исследовательскую и проектную деятельность Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
школьников [1-6].
В то же время, анализ педагогической практики организации исследовательской деятельности школьников показал, что ей уделяют внимание лишь 24% учителей, иногда - 58%, 18% учителей не уделяют этому внимания, организуют процесс обучения таким образом, чтобы школьники осознавали свою сопричастность к требованиям современного общества, 40%, иногда - 56%, не делают этого - 4%. Анализ учебно-методических комплексов социально-гуманитарных дисциплин позволяет сделать вывод о недостаточной их ориентации на формирование исследовательской культуры у старшеклассников.
Более половины педагогов (52,2%) отметили нехватку общих методических рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся. Результаты опроса старшеклассников показали, что наибольший интерес у них вызывают темы социального направления. Также отмечают, что возможность работать с материальными (артефактами) и нематериальными доказательствами и документами (архивными) способствуют проявлению у них чувства ответственности, толерантности, патриотизма, любви к Родине и ее истории, а также дает возможность проявить свои творческие и познавательные способности.
В ходе констатирующего эксперимента пользовались модифицированные, соответствующие целям и задачам
30Т
Фирсова Елена Анатольевна pedagogical
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ... sciences
данного этапа исследования диагностические методики (таблица 1).
Первая группа методик (анкетирование, беседа со школьниками, мини-сочинения) была направлена на выявление полноты и глубины знаний старшеклассников об исследовательской деятельности.
Вторая группа методик (методика незаконченных предложений, наблюдение, анкетирование) позволила выявить степень понимания старшеклассниками исследовательской деятельности как ценности.
Третья группа методик (сочинения-размышления, наблюдение, индивидуальные собеседования, беседы, анкетирование) позволила определить степень реализации деятельностных аспектов рассматриваемого личностного качества.
Таблица 1 - Комплекс диагностических методик для определения уровня сформированности исследовательской культуры старшеклассников
Л± п/п компоненты крнтерии показатели методики
1. и глубины знаний старшеклассников об исследовательской деятельности Знания о целях, задачах иметодах исследования; понимание особен-ностейи закономерностей исследо- Анкетирование,
2. Мотивационно -ценностный гуманитарных знаний с позиции мотивированности исследовательской деятельно стии понимания ее как ценности Знания оо общенаучных методах научого познания; устойчивый интерес к исследовательской ценности; ориентация на приобретение дополнительных знании; самостоятельное совершенствование способов получения знаний с целью практических исследовательских Мо дифицир ОБанная методика М. Рокича; методика пр едл оже ний. наблюдение, беседы
3. Деятельностно- Для выявления степени сформированности исследовательских иостью «исследовательская деятельно сть» Оформление исследования в виде конечного результата; р ефлексия сво ей ис сл ед оват ель с кой деятельности Сочинения- наблсоденне, индивиду а льно е собеседование, беседы, анкетнр ование
Данные методики соответствуют валидности, являющейся комплексной характеристикой повышения достоверности проводимого эксперимента и его эффективности.
По результатам применения представленных в диссертации методик были выделены и описаны три уровня сформированности у старшеклассников исследовательской культуры.
Для репродуктивного уровня характерна разрозненность знаний о познании и неосознанность их восприятия и применения в исследовательской деятельности; низкая мотивация к исследовательской деятельности; проявление познавательного интереса на элементарном осознании значимости исследовательской деятельности. Рефлексивно-смысловой уровень характеризуется актуализацией элементов познания и формированием представления о последовательности этапов исследования; проявлением познавательного интереса и осознанием значимости исследовательской деятельности. Креативный уровень характеризуется пониманием отличительной особенности общенаучных методов исследования от специфических, ориентированных на гуманитарную исследовательскую деятельность и применением их на практике; проявлением познавательной мотивации, устойчивым интересом к исследовательской деятельности и отношением к ней как ценности; способностью самостоятельно реализовывать комплекс исследовательских умений в проектировании собственной исследовательской деятельности, грамотно и обосновано в рамках научной этики представлять результаты исследовательской деятельности.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в рамках реализации программы НОУ «Родная земля Волгоградская», состоящая из следующих разделов: «Формирование гносеологической грамотности старшеклассников», «Формирование отношения к исследовательской деятельности старшеклассников как ценности (на примере выполнения самостоятельных исследовательских проектов)», «Оформление и апробация результатов индивидуальных проектных исследований». 302
Содержательной основой выступил материал, посвященный Сталинградской битве. Данная проблема зачастую связана с историей семьи обучающихся. Краеведческий материал способствует формированию у школьников отношения к исследовательской деятельности как ценности, что позволяет обратиться к малоизученным историческим и архивным источникам. Экспериментальная работа состояла из трех этапов.
На пропедевтическом этапе ставились следующие задачи: приобретение старшеклассниками системных знаний об исследовательской деятельности, об общенаучных методах научного познания, специфике гуманитарного познания. Учитель программирует деятельность учащихся с помощью вопросов, мотивирующих их к составлению плана по текстам архивных документов, определения их внешней и внутренней критики, т.е. проведению исследования содержания различных артефактов, текстов культуры.
Ключевыми темами первого раздела программы являлись: «Сущность познания», «Сущность гуманитарного познания», «Тексты культуры как основа гуманитарного познания», «Виды исторических источников», «Виды документов и их классификации», «Внешняя критика исторических текстовых источников», «Внутренняя критика исторических текстовых источников», «Архивные документы как исторические источники», «Архив как хранилище исторических источников», «Организация работы с архивными документами (на примере архива музея - панорамы «Сталинградская битва» и ЦДНИВО)», «Структура исследовательских проектов». Результатом первого этапа стало усвоение старшеклассниками теоретических знаний о целях, задачах и методах исследования, об общенаучных методах научного познания и умения анализировать авторский текст.
Эвристический этап был нацелен на осознание старшеклассниками личностной значимости исследовательской деятельности. Учителем ставились следующие задачи: активизировать мотивацию школьников к исследовательской деятельности; сформировать отношение к исследовательской деятельности как ценности. На данном этапе школьники определяют тему своего проектного исследования, планируют исследовательскую деятельность, систематизируют и сопоставляют исторические факты, события, сравнивают изложение событий военного периода в научно-популярной литературе и в семейных архивных документах.
Ключевыми темами данного этапа выступали: «Роль проектного исследования в исследовательской деятельности», «Семейный архив (фото, видео, письма, мемуары)», «Определение темы и этапов проектного исследования», «Требования к оформлению проектного исследования», «Отбор архивного материала для содержания индивидуальных проектных исследований в музейных фондах», «Отбор содержания для индивидуальных проектных исследований в библиотеках города», «Интервью в проектном исследовании и требования к его проведению», «Создание мультимедийного продукта проектного исследования», «Промежуточная апробация результатов исследования (классные тематические часы, школьные ученические конференции)». Результатом второго этапа явилось применение полученных на занятиях научного общества учащихся теоретических знаний по выбранной старшеклассниками теме исследования с привлечением исторических, архивных источников; систематизация ими полученных результатов и способов их представлений и создание презентаций или стендовых докладов.
Продуктивный этап был нацелен на завершение исследовательских проектов. Содержание этапа предполагало деятельность учителя преимущественно консультативного характера, направленного на активное включение старшеклассников в проектное исследование аксиологической направленности, в процессе которого они самостоятельно реализовывали приобретенные иссле-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Фирсова Елена Анатольевна ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ...
довательские умения, включались в проектную деятельность. Ключевыми темами стали: «Анализ мемуаров, воспоминаний, дневников, переписки, устных воспоминаний участников военных событий, ветеранов войны и труда»; «Оформление индивидуального проектного исследования»; «Обработка и оформление полученной информации в архивных фондах музеев и архивов города», «Представление результатов проектного исследования», «Апробация результатов исследовательского проекта (участие в учебно-исследовательских конференциях старшеклассников)». Результатом опытно-экспериментальной работы явились выступления старшеклассников с исследовательскими проектами: «Работа завода «Красный Октябрь» в период Сталинградской битвы» I место в юношеских чтениях «Сталинградская битва в истории Отечества»; «Проекты восстановления послевоенного Сталинграда» (по архивным материалам музея - панорамы «Сталинградская битва») I место в городском конкурсе учебно-исследовательских работ старшеклассников им. В.И. Вернадского; «Оказание гражданской помощи школьниками бойцам Красной Армии во время Сталинградской битвы» II место на региональном конкурсе юношеских и исследовательских работ им. В.И. Вернадского; «Система армейских госпиталей в Сталинградской битве (1942-1943 гг.)» I место в юношеских чтениях «Сталинградская битва в истории Отечества».
Проведенный сравнительный анализ результатов исследования формирования исследовательской культуры старшеклассников в экспериментальных (НОУ) и контрольных группах позволил представить следующие результаты в сравнительной таблице 2.
Таблица 2 - Результаты сформированности исследовательской культуры у старшеклассников (контрольные и экспериментальные группы научного общества учащихся)
Участники эксперимента Этап эксперимента сформированности исследовательской культуры старшеклассников
репродуктивный рефлексивно- креативныи
Конгр ольные группы Начало эксперимента 60 (62,5%) 33 (34,3%) 3 (3,1%)
Окончание эксперимента 50 (52%) 41 (42,7%) 5 (5,2%)
Экспериментальные труппы НОУ Начало эксперимента 49 (54,4%) 36 (40%) 5 (5,5%)
Окончание эксперимента 25(31,1%) 53 (58,8%) 9(10%)
интегрирует исследовательские знания и умения старшеклассников: определять основные исследовательские позиции авторов текста, анализировать исследуемый документ, владеть исследовательскими методами и приемами, уметь самостоятельно выстраивать свою исследовательскую перспективу.
Следует отметить, что в ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены положительные тенденции в формировании исследовательской культуры у старшеклассников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее
2. образование. - М., 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Утв. приказом М-ва образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. (любое издание). Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (редакция от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). - М., 2015.
4. Нелюбина Е.Г., Самарина Е.С. Научно-исследовательская деятельность школьников по химии: проблемы и перспективы // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 42-43.
5. Сичко И.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования экологической культуры младших школьников // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 39-42.
6. Родионова Н.И. Организация исследовательской деятельности учащихся гимназии на уроках химии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 3 (22). С. 137-140.
7. Фирсова, Е.А. Формирование гносеологической грамотности старшеклассников в условиях научного общества учащихся (на примере программы по истории родного края) // Молодой ученый. 2017. №27. С. 155-158.
Статья поступила в редакцию 04.07.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.
Достоверность результатов была определена по критерию согласия Пирсона. Расчетное значение х2 составило от 10,1 до 19,1. Общие результаты статистического анализа совпадают с уровнем значимости 1%. Наша выборка удовлетворяет нормальному распределению, что обеспечивает наивысшую (99%) достоверность статистических выводов. Анализ данных показал, что количество старшеклассников, у которых сформирована исследовательская культура на репродуктивном уровне, в экспериментальных группах уменьшилось на 23,3%, в контрольных - на 10,5%. Общее число старшеклассников, у которых исследуемое личностное образование сформировано на рефлексивно-смысловом уровне, в экспериментальных группах увеличилось на 18,8%, в контрольных - 8,4%. Количество старшеклассников с креативным уровнем сформированности исследова-тельс- кой культуры в экспериментальных группах увеличилось на 4,5%, в контрольных группах - на 2,4%, что свидетельствует о положительной динамике изменения развития рассматриваемого личностного образования в ходе формирующего эксперимента.
В ходе опытно-экспериментальной работы были обоснованы и проверены модель и средства формирования у старшеклассников исследуемого качества в научном обществе учащихся гуманитарного направления: аксиологическая среда, исследовательские проекты аксиологической направленности. Диагностика сформиро-ванности у старшеклассников исследуемого качества проводилась по определению уровня сформированно-сти деятельностно-проективного компонента, т.к. он
Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)
303