Научная статья на тему 'Формирование познавательных умений учащихся в процессе исследовательской деятельности'

Формирование познавательных умений учащихся в процессе исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1447
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / GENERAL EDUCATION / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / RESEARCH PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Рамазан Раджабович, Идрисова Эльвира Сагидовна, Шмакова Натальяниколаевна

Тенденция гуманизации образовательной практики в Российской Федерации акцентирует внимание общественности на формировании социально зрелой личности, обладающей навыками к самостоятельной исследовательской деятельности, необходимыми для гармоничной социализации. Исследовательская работа стимулирует познавательную активность учащихся и раскрывает их творческий потенциал, мотивирует на освоение базовых знаний и умений, способствуя полноценному саморазвитию. Успешная организация поисковой работы обучающихся основана на освоении педагогических инноваций самим педагогом, нацеленным на самосовершенствование, креативную деятельность и профессиональный рост. Овладение необходимым набором диагностических методик позволяет определить уровень сформированности исследовательских умений, проводить коррекцию полученных результатов. Использование современных приемов и методов обучения в рамках реализации системно-деятельностного подхода оказывает существенное воздействие на социализацию обучающегося. На основе анкетирования, проведенного среди учащихся 9-10 классов, нами была выявлена положительная динамика уровня развития исследовательской культуры, определяющей их личностное становление и самоопределение. По нашему мнению, систематическое использование в практике преподавания истории и обществознания методов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий, оказывает определяющее влияние на формирование исследовательских навыков учащихся. Таким образом, организация исследовательской деятельности учащихся предполагает творческое взаимодействие между педагогом и учащимся, где оба субъекта выступают в качестве активных участников освоения образовательного пространства. В результате, происходит успешная интеграция школьников в социум, а педагоги совершенствуют свое профессиональное мастерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Рамазан Раджабович, Идрисова Эльвира Сагидовна, Шмакова Натальяниколаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE SKILLS OF PUPILS IN THE PROCESS OF RESEARCH ACTIVITIES

The trend of a humanization of educational practice in the Russian Federation focuses public attention on formation of socially mature personality having skills to independent research activity, necessary for harmonious socialization. Research stimulates informative activity of pupils and realizes their creative potential, motivates on development of basic knowledge and abilities, promoting full self-development. The successful organization of search work of students is based on development of pedagogical innovations by the teacher aimed at self-improvement, creative activity and professional growth. Mastering a necessary set of diagnostic techniques allows to determine the level of formation of research abilities, to carry out correction of the received results. Use of modern receptions and methods of training within realization of system and activity approach has a significant impact on socialization of the student. On the basis of the questioning which is carried out among pupils of 9-10 classes we revealed positive dynamics of the level of development of the research culture defining their personal formation and self-determination. According to us systematic use in practice of teaching history and social science of the methods aimed at the development of informative universal educational actions has a decisive influence on formation of research skills of pupils. Thus, the organization of research activity of pupils assumes creative interaction between the teacher and the pupil where both subjects act as active participants of development of educational space. As a result, there is a successful integration of school students into society, and teachers improve the professional skill.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательных умений учащихся в процессе исследовательской деятельности»

DOI: 10.25198/1814-6457-218-34 УДК 371.3

Магомедов Р.Р.1, Идрисова Э.С.2, Шмакова Н.Н.1

1Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей № 4»,

Оренбург, Россия E-mail: rr-magomedov@yandex.ru; idrisova.elvira@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тенденция гуманизации образовательной практики в Российской Федерации акцентирует внимание общественности на формировании социально зрелой личности, обладающей навыками к самостоятельной исследовательской деятельности, необходимыми для гармоничной социализации. Исследовательская работа стимулирует познавательную активность учащихся и раскрывает их творческий потенциал, мотивирует на освоение базовых знаний и умений, способствуя полноценному саморазвитию. Успешная организация поисковой работы обучающихся основана на освоении педагогических инноваций самим педагогом, нацеленным на самосовершенствование, креативную деятельность и профессиональный рост. Овладение необходимым набором диагностических методик позволяет определить уровень сформированности исследовательских умений, проводить коррекцию полученных результатов.

Использование современных приемов и методов обучения в рамках реализации системно-деятельностного подхода оказывает существенное воздействие на социализацию обучающегося. На основе анкетирования, проведенного среди учащихся 9-10 классов, нами была выявлена положительная динамика уровня развития исследовательской культуры, определяющей их личностное становление и самоопределение. По нашему мнению, систематическое использование в практике преподавания истории и обществознания методов, направленных на развитие познавательных универсальных учебных действий, оказывает определяющее влияние на формирование исследовательских навыков учащихся.

Таким образом, организация исследовательской деятельности учащихся предполагает творческое взаимодействие между педагогом и учащимся, где оба субъекта выступают в качестве активных участников освоения образовательного пространства. В результате, происходит успешная интеграция школьников в социум, а педагоги совершенствуют свое профессиональное мастерство.

Ключевые слова: общее образование, системно-деятельностный подход, познавательные универсальные учебные действия, исследовательский проект.

Idrisova E.S.1, Magomedov R.R.2, Shmakova N.N.2

1Municipal Autonomous educational institution "Lyceum № 4», Orenburg, Russia 2Orenburg state pedagogical University, Orenburg, Russia E-mail: rr-magomedov@yandex.ru; idrisova.elvira@yandex.ru

FORMATION OF COGNITIVE SKILLS OF PUPILS IN THE PROCESS OF RESEARCH ACTIVITIES

The trend of a humanization of educational practice in the Russian Federation focuses public attention on formation of socially mature personality having skills to independent research activity, necessary for harmonious socialization. Research stimulates informative activity of pupils and realizes their creative potential, motivates on development of basic knowledge and abilities, promoting full self-development. The successful organization of search work of students is based on development of pedagogical innovations by the teacher aimed at self-improvement, creative activity and professional growth. Mastering a necessary set of diagnostic techniques allows to determine the level of formation of research abilities, to carry out correction of the received results.

Use of modern receptions and methods of training within realization of system and activity approach has a significant impact on socialization of the student. On the basis of the questioning which is carried out among pupils of 9-10 classes we revealed positive dynamics of the level of development of the research culture defining their personal formation and self-determination. According to us systematic use in practice of teaching history and social science of the methods aimed at the development of informative universal educational actions has a decisive influence on formation of research skills of pupils.

Thus, the organization of research activity of pupils assumes creative interaction between the teacher and the pupil where both subjects act as active participants of development of educational space. As a result, there is a successful integration of school students into society, and teachers improve the professional skill.

Key words: general education, system-activity approach, cognitive universal learning activities, research project.

Модернизация системы образования в России предполагает формирование личности, способной ориентироваться в реалиях быстро изменяющегося мира. Эти процессы должны гармонично сочетать в себе не только запросы государства, но и потребности самого человека. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) указывается на «приоритетность образования, обеспечение права каждого на образование, его гуманистический характер» [11].

Современные требования, предъявляемые к школе, на первый план выдвигают задачу подготовки всесторонней, гармонично развитой личности, готовой к продуктивной деятельности, критически мыслящей, выстраивающей собственную образовательную траекторию с использованием огромного потока информации окружающей действительности.

Актуальность рассматриваемого вопроса подтверждается его обоснованием в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. В качестве приоритетных задач совершенствования образования указываются «индивидуализация, ориентация на практические навыки и фундаментальные умения» [9], что обращает внимание на методические аспекты проблемы.

Публикация нацелена на выявление влияния познавательных универсальных учебных действий на развитие исследовательской деятельности учащихся. Задачи научной разработки сводятся к характеристике условий, позволяющих педагогу применять в преподавании актуальные методики по активизации познавательного интереса к предмету, а также определению результативности их применения в процессе формирования исследовательской культуры школьников.

Прежняя концепция образования, делающая акцент на формировании знаний, умений и навыков, приоритетное внимание уделяла передаче информации. Однако такой принцип становился все менее актуальным в том числе, и в связи с массовыми процессами информатизации и компьютеризации, происходящими в образовательной среде. Основой внедрения требований, предъявляемых к процессу обучения на определенном уровне образования по ФГОС,

является системно-деятельностный подход [3], принципы применения которого актуальны в работе современного педагога-практика. Одной из главных задач образовательного процесса по ФГОС провозглашается формирование навыков исследовательской работы учащихся.

В процессе применения системно-деятель-ностного подхода происходит формирование универсальных учебных действий (УУД), определяемых с учетом «возрастных психологических особенностей учащихся и специфики возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития» [1, с. 12]. В итоге развитие познавательных универсальных учебных действий позволяет учащемуся занять позицию исследователя, независимо от масштабов изучаемого материала.

Мы рассматриваем формирование познавательных УУД как элемент ценностно-ориентационной деятельности, под которой понимается «форма ценностного отношения обучающегося к окружающей действительности, основу которой составляет аксиологическое общение, организуемое посредством активного поиска, оценки, выбора и проекции общественных ценностей, направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностных смыслах субъекта образования» [4, с. 9]. Осуществляя её, учащиеся получают возможность критически оценить результаты своей работы, проводят рефлексию на основе собственных ценностных ориентаций.

Позиция учителя, на наш взгляд, имеет определяющее влияние на условия и процесс формирования познавательных учебных действий. Педагог выступает в роли организатора и координатора деятельности учащегося. Он должен демонстрировать интерес к активному участию в инновационной деятельности, выбору творческих подходов, постоянному обновлению своих знаний. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается ведущая роль педагога, готовность «вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы» [8], что требует постоянного самосовершенствования. Поскольку требования к уровню подготовки педагога часто обновляются, он должен быть готов к постоянному профессиональному развитию [16].

Необходимыми условиями формирования познавательных УУД являются планирование работы педагога и анализ её результатов, преемственность при переходе от одного этапа обучения к другому. Достижению эффективного результата также способствует применение различных педагогических технологий в преподавании истории и обществознания. Среди них можно выделить методики: развивающего обучения, проблемного обучения, проектного обучения, коллективного обучения, информационно-коммуникативные технологии, которые успешно апробированы.

В Стандарте основного общего образования среди предметных результатов изучения «Общественных наук» указывается «владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников» [10]. Введение профильного обучения в старшей школе также способствует активному обращению к исследовательской деятельности. Так, например, учащимся МОАУ «Лицей № 4» г. Оренбурга предлагается учебный предмет «Индивидуальный проект», результатами изучения которого являются выполнение и защита проектов.

В рамках подготовки к изучению этого курса осуществляется знакомство учащихся с элементами исследования непосредственно на уроке, где учитель предлагает различные задания, направленные на развитие познавательной активности. На следующем этапе проводится мини-исследование, которое является упрощенной формой законченного комплексного рассмотрения вопроса. Далее выполняется полноценная научная работа. В результате, приобретенные знания и опыт становятся личностным смыслом и теряют свою формализацию.

По мнению А. В. Леонтовича, следует выделять такие компоненты организации исследовательской деятельности, как: 1) теоретические основания, 2) основные понятия, 3) содержание, 4) средства и формы, 5) образовательный результат [6, с. 4-5]. Ряд исследователей разделяет понятия исследовательская деятельность и проектная деятельность. Так, А. С. Обухов определяет «учебно-исследовательскую деятельность как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного» [7, с. 35]. По мнению В.С.

Лазарева, в школе организуют исключительно отдельные элементы исследовательской деятельности [5, с. 295]. Характеризуя проектирование и исследование, ученые отмечают, что они «тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении» [2, с. 31]. В практике преподавания современных педагогов они являются важнейшими инструментами. Идея метода проектов, разработанная в трудах Д. Дьюи [13] и У.Х. Килпатрика, была поддержана отечественными исследователями [17]. Практику применения этого метода и его историю обобщил М. Кнолль в работе «300 лет учимся на проекте» [14].

Несомненно, ученики школ выполняют свои исследовательские работы с определенными ограничениями, и они не всегда могут соответствовать требованиям полноценного исследования. Однако, данная практика является хорошей предпосылкой для дальнейшей работы в направлении поиска и творчества.

В практике преподавания педагог обладает обширным набором разнообразных приемов, позволяющих продуктивно развивать познавательные УУД, в том числе активизировать интерес к исследовательской деятельности через систему методических приемов, используемых на уроках. На этапе мотивации учебной деятельности учащимся предлагается самостоятельно выделить и сформулировать познавательные задачи к уроку. Например, при изучении темы «Крестовые походы» в 6 классе учащиеся выдвигают следующие вопросы: 1) какова была цель крестовых походов, 2) причины организации походов, 3) какие сословия участвовали в крестовых походах, и какие выгоды они пытались получить? Если на уровне 6 класса, формулировка вопросов осуществляется с помощью учителя, то в 11 классе ученики самостоятельно могут выделить вопросы проблемного характера. Так, в 11 классе при изучении темы «Политическая тактика большевиков, их приход к власти» в начале урока ученики задают вопрос: «Как можно назвать события Октября 1917 г.: революцией или государственным переворотом?» Эта работа организуется на основании просмотра видеофрагмента, отрывка из художественного фильма или набора иллюстративных материалов по теме.

Необходимо учитывать возрастные особенности школьников в восприятии информации. Для среднего звена уместно использование заданий, имеющих яркую эмоциональную окраску. В сознании ребенка возникает познавательная проблема, требующая активизации познавательного процесса и выполнения логических операций. В старшей школе практикуется решение задания-задачи, где ответ позволит определить связанные с ним дальнейшие события. Зачастую его формулировка имеет парадоксальный характер, и тем самым, еще более увлекает учеников. Создаются ситуации выбора, представленные в разнообразных формах, например, ситуация-неопределенность, ситуация-конфликт, ситуация-неожиданность, ситуация-опровержение, ситуация-несоответствие. Таким образом, на основе изученного материала происходит выделение существенных характеристик изучаемых процессов, озвучиваются вопросы, вызывающие затруднение, от решения которых зависит понимание темы. Используя приемы моделирования, на основе установки причинно-следственных связей ученики выдвигают задачи, которые им необходимо решить для того, чтобы овладеть необходимыми знаниями по теме и сформировать соответствующие им учебные действия.

Учебный материал уроков истории и об-ществознания представляет обширный набор самых разнообразных источников, которые составляют основу понимания предмета. Успешно организованная работа по привлечению документальных материалов не только имеет содержательную основу, но и развивает навыки, которые способствуют социализации учащихся.

Для работы с историческими источниками учитель предлагает схемы-алгоритмы. Они поэтапно направляют учеников на анализ предлагаемой информации, при этом акцентируется внимание на особенностях атрибуции представленных материалов. В данной работе развиваются следующие умения: поиск информации, интерпретация данных, анализ и сравнение, творческое преобразование полученного знания на основе развития критического мышления. Например, изучая тему «Гражданская война и интервенция» в 11 классе учащиеся работают с разнообразными историческими источниками, характеризующими взгляды представителей

противоборствующих лагерей. На уроке проводится аналитическая работа с преобразованием полученной информации в виде таблицы, схемы или в виде продукта более творческого характера (сочинения или проекта). Школьники используют элементы научного анализа источников, историографического исследования материала, стремясь к объективному восприятию информации. Самостоятельная работа с различными видами источников организуется на репродуктивном, преобразующем и творческо-поисковом уровне. Используя отработанные приемы, учащиеся приступают к работе над исследовательским проектом.

Наибольшую заинтересованность у учащихся вызывают исследования по обществозна-нию. Это связано с практико-ориентированной спецификой этого предмета. При изучении темы «Человек в экономических отношениях» был разработан проект «Чем полезна безработица?», «Человек в социальном измерении» - проект «Проблема выбора профессии подростком». Социологическое исследование апеллирует к эмпирическим данным, на основании которых происходит подтверждение или опровержение теоретических положений. Особая социальная значимость изучаемого материала обладает повышенным мотивационным воздействием на познавательную активность учащегося, что придает исследовательской деятельности личностно-ориентированный характер [15].

Систематическое использование методик, направленных на активизацию исследовательских умений учащихся, способствует их ориентации на разработку собственной самостоятельной работы. Для определения уровня сформированности исследовательской компетенции у учащихся были использованы диагностические методики, представленные Е.А. Фирсовой. Они определяли уровень сфор-мированности когнитивно-гносеологического, мотивационно-ценностного, деятельностно-проективного компонентов исследовательской культуры старшеклассников [12, с. 95, 97, 99]. В исследовании принимали участие 32 учащихся 9-х классов и 24 ученика 10-х классов.

Анализ проведенного исследования показывает, что если у большинства учащихся 9-х классов сформирован низкий уровень исследовательской культуры, то у учащихся 10-х

Рисунок 1 - Уровень сформированности исследовательской культуры учащихся 9-10 классов

классов - средний (на основе процентного соотношения). На наш взгляд, такая динамика вызвана: профилизацией обучения (в социльно-экономическом профиле увеличивается коли -чество часов на изучение социо-культурных дисциплин), внедрением на практике приемов и форм развития исследовательской деятельности.

Познавательные УУД способствуют успешной подготовке учащихся к итоговой государственной аттестации в форме единого государственного экзамена. В структуре контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по истории содержатся задания, направленные на выявление исследовательской компетенции выпускников: различные виды исторических источников (текстовые, исторические карты, иллюстративный материал). Учащимся предлагается выполнить задания, определяющие основные умения по поиску информации в источниках разного типа, осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника, анализиро-

вать историческую информацию, представленную в разнообразных знаковых системах.

Следует отметить, что при реализации данных приемов могут возникнуть затруднения, связанные с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, поскольку в одном классе обучаются дети с разными познавательными интересами, темпами мыслительной деятельности, что требует от педагога разработки дифференцированных заданий. Разноуровневые задания создают ситуацию выбора, возможность для ученика продемонстрировать свой уровень подготовки по предмету. Создание ситуации успеха мотивирует школьников с низким уровнем познавательного интереса к исследовательской деятельности, позволяет педагогу проводить коррекцию ее результатов и систематически поддерживать поисковую активность учащихся.

Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности в процессе обучения, является актуальным направлением совершенствования современной системы образования в контексте реализации ФГОС, позволяя повышать эффективность образовательного и воспитательного процесса, оказывая положительное влияние на качество получаемого образования. Развитие познавательных УУД способствует формированию критически мыслящей личности, заинтересованной в постоянной модернизации накопленных знаний и практического опыта, активно интегрирующейся в социум.

17.05.2018

Список литературы:

1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с.

2. Белова, Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании [Электронный ресурс] / Т.Г. Белова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №76-2. Режим доступа: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii. Дата обращения: 25 ноября 2018.

3. Жданко, Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [ Электронный ресурс] / Т.А. Жданко // Magister Dixit. - 2012. - №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii. Дата обращения: 25 ноября 2018.

4. Каратаева, Т.А. Формирование гражданской идентичности современных старшеклассников в ценностно-ориентационной деятельности / Т.А. Каратаева. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2018. - 138 с.

5. Лазарев, В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / В.С. Лазарев // Вопросы образования. -2015. - №3. - С. 292-307.

6. Леонтович, А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Материалы к семинару. - Нижний Новгород, 2007. - 19 с.

7. Обухов, А.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А.В. Обухов. - М.: «Прометей», МПГУ, 2006. - 224 с.

8. Постановление Правительства Российской Федерации «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» от 4 октября 2000 г. №751 // Российская газета. - №2560. - 2000. - 11 октября.

9. Сайт Правительство России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/info/6217/.

10. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://миноб-рнауки.рф/документы/2365

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Российская газета. -№5976. - 2012. - 31 декабря.

12. Фирсова, Е.А. Формирование исследовательской культуры старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Елена Анатольевна Фирсова. - Волгоград, 2017. - 216 с.

13. Dewey, J. The school and society / J. Dewey. - Chicago, The university of Chicago press, 1900 - 14.

14. Knoll, M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes [Электронный ресурс] / M. Knoll // Padagogik. -1993. - Т. 7-8. Режим доступа: https://scholar.lib.vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/Knoll.html. Дата обращения 6 декабря 2018.

15. Lamanauskas, V. Stientific research activity in comprehensive school: a position of upper secondary school students / V. Lamanauskas, D. Augiene // Journal of Baltic Science Education. - 2011. - Т. 10 (3). - С. 195-208.

16. Schleicher, A. Building a high-quality teaching profession: Lessons from around the world / A. Schleicher. - OECD Publishing, 2011. - С. 23-39.

17. Kilpatrick, W.H. The project method / W.H. Kilpatrick. - New York City, Teachers College, Columbia University, 1929.

References:

1. Asmolov A.G. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstviya k mysli. Sistema zadanij [Formation of universal educational actions in primary school: from action to thought. Task system]. Moscow, Prosveshchenie, 2016б 159 р.

2. Belova T.G. Issledovatel'skaya i proektnaya deyatel'nost' uchashchihsya v sovremennom obrazovanii. Izvestiya RGPU im. A.I. Gercena [Izvestia RGPU them. A.I. Herzen], 2008, vol. 76-2. Available at: // https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii (Accessed 25 november 2018).

3. ZHdanko T.A. System-activity approach: the essential characteristics and principles of implementation. Magister Dixit, 2012, vol. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii (Accessed 25 november 2018).

4. Karataeva T.A. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti sovremennyh starsheklassnikov v cennostno-orientacionnoj deyatel'nosti [Formation of civic identity of modern high school students in value-orientation activities]. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2018, 138 р.

5. Lazarev VS. Project activities at school: unused opportunities. Voprosy obrazovaniya [Education issues], 2015, no. 3, рр. 292-307.

6. Leontovich A.V. Conceptual basis of modeling the organization of student research. Materialy k seminaru [Seminar Materials]. Nizhnij Novgorod, 2007, 19 p.

7. Obuhov A.V. Razvitie issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashchihsya [Development of student research]. Moscow, «Prometej», MPGU, 2006, 224 p.

8. Resolution of the Government of the Russian Federation «On the National Doctrine of Education in the Russian Federation» of October 4, 2000/. Rossiiskaia hazeta [Russian Newspaper], 2000, 11 October, no 2560

9. Sait Pravitel'stvo Rossii [Sait Government of Russia]. Available at: http://government.ru/info/6217/ (Accessed 25 november 2018).

10. Sait Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii [Site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Available at: https://минобрнауки.рф/документы/2365 (Accessed 25 november 2018).

11. The federal law of the Russian Federation of December 31, 2012, N 273-FZ/. Rossiiskaia hazeta [Russian Newspaper], 2012, 31 December, no 5976

12. Firsova E.A. Formation of research culture of high school students. Candidate's thesis. Volgograd, 2017, 216 р.

13. Dewey J. The school and society. Chicago, The university of Chicago press, 1900, 14.

14. Knoll M. 300 Jahre lernen am Projekt. Zur Revision unseres Geschichtsbildes. Padagogik, 1993, vol. 7-8. Available at: https://scholar.lib. vt.edu/ejournals/JITE/v34n3/Knoll.html (Accessed 6 december 2018).

15. Lamanauskas V., Augiene D. Stientific research activity in comprehensive school: a position of upper secondary school students. Journal of Baltic Science Education, 2011. vol.10 (3), p. 195-208.

16. Schleicher A. Building a high-quality teaching profession: Lessons from around the world. OECD Publishing, 2011, р. 23-39.

17. Kilpatrick W.H. The project method. New York City, Teachers College, Columbia University, 1929.

Сведения об авторах:

Магомедов Рамазан Раджабович, профессор кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета,

доктор исторических наук E-mail: rr-magomedov@yandex.ru 460001 г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, тел. +7(3532)77-69-29 Идрисова Эльвира Сагидовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного

автономного учреждения «Лицей №4» г. Оренбурга, кандидат исторических наук ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5105-9649 E-mail: idrisova.elvira@yandex.ru 460052 г. Оренбург, улица Дружбы, д. 7/2, тел. +7(3532)64-07-87 Шмакова Наталья Николаевна, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук 460001 г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, тел. +7(3532)77-69-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.