ПЕДАГОГИКА шКОЛы
Model of communicative competence development of primary school pupils in the process of education
There is considered the model of educational process concerning the development of the communicative competence as a planned result of primary general education in accordance with the Federal state educational standard of primary education.
Key words: communicative competence, Federal state educational standard of primary education, planned results, model of development process.
(Статья поступила в редакцию 3.07.2015)
Е.А. ФирСовА (волгоград)
модель процесса формирования
исследовательской культуры старшеклассников в условиях ноу гуманитарного направления
Рассматриваются модель процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников, подходы для ее конструирования с учетом сущностных характеристик исследовательской культуры, возрастных особенностей учащихся. Обоснованы этапы исследуемого процесса (пропедевтический, эвристический, креативный). Научное общество учащихся гуманитарного направления и исследовательские проекты рассматриваются как условия формирования исследовательской культуры старшеклассников.
Ключевые слова: исследовательская культура, научное общество учащихся, аксиологическая среда гуманитарного образования, проектная деятельность, исследовательские проекты аксиологической направленности.
Исследовательская культура старшеклассников рассматривается как интегративное, динамичное качество личности, характеризующееся совокупностью методологических, общепредметных, рефлексивных знаний и ис-
О Фирсова Е.А., 2015
следовательских умений, ценностным отношением к исследовательской деятельности, проявляющееся в умении проектировать свою исследовательскую деятельность. Формирование исследовательской культуры старшеклассников является процессом целенаправленного развития личности, в ходе которого осознается и принимается смысл ценности «исследовательская деятельность» [6].
Модель процесса формирования у старшеклассников отношения к исследовательской деятельности как ценности, согласно идеям целостного подхода, включает в себя проектирование целей, средств и прогнозируемых результатов (В.С. Ильин).
Основаниями для конструирования модели процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников выступили идеи: аксиологического подхода (Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, Л.Н. Столович); ценностного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирь-якова, Л.П. Разбегаева); теории целостного педагогического процесса (Н.М. Борытко, В.И. Ильин, Н.К. Сергеев); деятельностного подхода к организации педагогического процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев); сре-дового подхода к процессу развития и формирования личности ребенка (Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, Л.П. Разбегаева).
При определении этапов формирования исследовательской культуры учитывалось, что ключевым условием ее формирования выступает присвоение личностью ценности «исследовательская деятельность». Логика конструируемого педагогического процесса предполагает опору на механизм присвоения ценностей: осознание, осмысление, принятие ценностей (Л.П. Разбегаева).
С учетом обозначенных выше подходов, сущностных характеристик исследовательской культуры, возрастных особенностей старшеклассников выделены пропедевтический, эвристический и креативный этапы процесса формирования исследовательской культуры.
На пропедевтическом этапе происходит осознание школьником значимости исследовательской деятельности. Этот этап является подготовительным в процессе формирования исследовательской культуры, в ходе которого у школьников формируется необходимый объем знаний об исследовательской деятельности, происходит овладение эффективными познавательными стратегиями, т.е. гносеологи-
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
ческой грамотностью. Целью его является создание у учащихся основы для формирования ценностного отношения к исследовательской деятельности. Старшеклассник знакомится с элементами исследования, получает первоначальные исследовательские знания о целях, задачах и методах исследования; в ситуации выбора полагается на оценку педагога. Базовый компонент - когнитивно-гносеологический.
На эвристическом этапе у старшеклассников происходит «открытие» личностного смысла ценности «исследовательская деятельность» путем расширения смысла от ведущих структур к частным, т.е. формируется целенаправленный и сознательный характер действий и предполагается внедрение активных методов исследовательской деятельности. Целью этапа является формирование отношения к исследовательской деятельности как ценности. Соответствующим базовым компонентом является ценностно-мотивационный, в который входят мотивация как стремление к самосовершенствованию и самореализации в исследовательской деятельности и потребность в достижении результата. Поиск знаний становится внутренней потребностью личности старшеклассника, приобретает личностный смысл [7].
На креативном этапе завершается присвоение ценности «исследовательская деятельность». Это предполагает овладение учащимися исследовательскими методами и умениями, самостоятельное построение перспективы своей исследовательской деятельности, умение анализировать факты и явления научной действительности, выявлять их взаимосвязь и взамозависимость; проектировать и прогнозировать результаты собственной исследовательской деятельности как ценности [6]. Старшеклассник формулирует цель и задачи исследования, обосновывает необходимость изучения выбранной темы; определяет объект и предмет, методы исследования; оформляет полученные результаты. Данный этап характеризуется активным участием в учебно-исследовательской работе; сформированно-стью и совершенствованием умения проектировать свою исследовательскую деятельность. Это предполагает работу с различными текстами культуры: архивными документами, словарями, справочниками. Исследовательские умения формируются при условии включения школьника в ценностно-смысловую коммуникацию, учебно-познавательную деятельность, адекватную гуманитарному познанию, с це-
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
лью приобщения его к гуманистическим ценностям [5]. Это находит свое выражение в конкретных видах исследовательской деятельности, таких как подготовка докладов, рефератов, участие в семинарах, конференциях, дискуссиях, составление планов, тезисов. Соответствующим базовым компонентом является деятельностно-практический.
Структура каждого из этапов спроектирована для достижения определенного уровня сформированности исследовательской культуры: элементарного, частично-поискового и креативного. Последовательность этапов определяется особенностями процесса формирования исследовательской культуры. Число этапов и уровень сформированности личностного образования взаимообусловлены [2].
Учитывая сущностные характеристики исследуемого личностного образования, мы выяснили, что средством формирования исследовательской культуры является среда как совокупность условий, стимулирующих активность формирующейся личности школьника.
Моделируя процесс формирования исследовательской культуры старшеклассников, мы учитывали особенности научного общества учащихся гуманитарного направления, исходя из того, что оно является подсистемой гуманитарного образования, а значит, аксиологической средой, т.к. гуманитарное образование, это, прежде всего, ценностно-смысловое освоение бытия (Л.П. Разбегаева). Научное общество учащихся представляет собой самостоятельное объединение старшеклассников, способных к научному поиску, развитию творческого мышления, самостоятельности, приобретению знаний и навыков исследовательской работы.
В понятии «среда» интегрировано все, в чем и относительно чего может быть проявлена активность субъектов педагогического процесса. Под образовательной средой понимается целостная система основных факторов, определяющих образование и развитие человека. В данном контексте немаловажная роль отводится аксиологической среде гуманитарного образования.
Потенциал аксиологической среды гуманитарного образования позволяет формировать исследовательскую культуру старшеклассников, которая наиболее ярко проявляется через отношение к исследовательской деятельности как ценности. Кроме того, в данной среде создаются условия для присвоения ценностей культуры, формирования умений и
опыта исследовательской деятельности, в процессе которой формируется личное мировоззрение [8].
Средством организации исследовательской деятельности школьников в научном обществе гуманитарного направления выступают исследовательские учебные проекты аксиологической направленности, в ходе выполнения которых происходит присвоение школьниками гуманистических ценностей Отечество, Мир, Традиции, Новации, Человек [4].
Полагаем, что процесс формирования исследовательской культуры более эффективен в условиях проектной деятельности. Проект представляет собой форму организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направлен на решение конкретной проблемы. Выполняя исследовательские проекты аксиологической направленности, старшеклассники включаются в ценностно-смысловую коммуникацию как исследовательскую деятельность, специфичную для гуманитарного познания (Л.П. Разбе-гаева). Содержание проектов на каждом этапе процесса определяется ценностно-смысловой проблемой конкретного исследования и целями этапов.
На первом этапе, пропедевтическом, школьники получают базовые знания об основах исследовательской деятельности; формируется ценностно-коммуникативное умение извлекать информацию из текстов культуры (архивных, семейных документов). Школьники под руководством учителя разрабатывают структуру проекта. На данном этапе отношение к исследовательской деятельности как ценности у школьников отсутствует, но начинает формироваться позитивное отношение к ней.
На втором, эвристическом, этапе формируются личностное отношение к получаемой информации, позитивное отношение к исследовательской деятельности, познавательный интерес и мотивы самообразования и самореализации в исследовании; происходит сознательная реализация элементов исследовательских умений в процессе исследовательской деятельности.
В контексте выполнения проекта продолжается формирование исследовательского ценностно-коммуникативного умения извлекать информацию из различных текстов культуры. В процессе работы с историческими документами и семейными архивами школь-
А ШКОЛЫ -
ники воспринимают исследовательскую деятельность как ценность, открывают ее смысл. На данном этапе происходит отбор содержания выполняемых проектов в контексте их ценностно-смысловой проблемы.
На третьем, креативном, этапе, применяя сформированные системные знания об исследовательской деятельности, школьники самостоятельно выполняют выбранный ими исследовательский проект с решением ряда задач, предполагающих наличие основных умений (постановка проблемы, отбор материала, его анализ и обобщение, научный комментарий). Учащиеся завершают выполнение проекта и делают выводы, готовят презентацию как конечный результат своей исследовательской деятельности. Школьники осознанно проектируют и рефлексируют свою исследовательскую деятельность. Сформированность исследовательских ценностно-коммуникативных умений позволяет обосновывать и конструировать структуру выбранного исследовательского проекта. В качестве результата проектов исследовательских работ аксиологической направленности выступают работы старшеклассников «История моей семьи в истории страны», «Мое родословное древо», «Моя малая Родина».
Отметим, что выполнение данных проектов на уроках применяется, но, как правило, нечасто из-за недостатка учебного времени. Анализ учебно-методического комплекса социально-гуманитарных дисциплин позволяет констатировать, что он лишь частично ориентирован на исследовательскую деятельность старшеклассников в учебном процессе, а именно: государственный образовательный стандарт и примерные федеральные учебные программы по истории, обществозна-нию и культурологии косвенно предполагают формирование исследовательской культуры у учащихся; в федеральных учебниках и учебных пособиях недостаточно материала, позволяющего раскрыть сущность исследовательской культуры старшеклассников и процесс формирования соответствующих исследовательских умений; комплексы вопросов и заданий, представленных в учебниках и учебных пособиях, в большей степени ориентированы на констатирующие оценки; в меньшей степени уделяется внимание исследовательской деятельности с целью формирования исследовательской культуры, поиску, осознанию и принятию личностно значимого смысла исследовательской деятельности.
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научное общество учащихся как аксиологическая среда гуманитарного образования дает более широкие возможности школьникам выполнить и представить свои исследовательские проекты, которые становятся органичной частью исследовательской деятельности, их модулем. Исследовательские проекты аксиологической направленности, требующие структуры, обозначенных целей и актуальности исследования, полностью подчинены логике исследования и имеют аргументацию актуальности принятой для исследования темы, определения проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначенных задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, решение обозначенной проблемы, определение ее экспериментальных и опытных путей, обсуждение полученных результатов, выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования [3].
Таким образом, представленная модель может быть положена в основу реализации процесса формирования у старшеклассников исследовательской культуры в научном обществе учащихся гуманитарного направления через выполнение исследовательских проектов аксиологической направленности.
Список литературы
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М., 1999.
4. Разбегаева Л.П. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности: монография. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.
5. Разбегаева Л.П., Самоходкина Т.В. Гуманитарное образование как среда формирования ценностно-коммуникативной культуры личности: монография. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.
6. Разбегаева Л.П., Фирсова Е.А. Исследовательская культура старшеклассников в контексте гуманитарного образования // Известия ВГПУ. 2014. № 9 (94). С. 59-64.
7. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981.
8. Фирсова Е.А. НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май
2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 10-13.
* * *
1. Borytko N.M. V prostranstve vospitatel'noj dejatel'nosti: monografija / nauch. red. N.K. Sergeev. Volgograd: Peremena, 2001.
2. Leont'ev D.A. Psihologija smysla. M.: Smysl, 1999.
3. Novye pedagogicheskie i informacionnye teh-nologii v sisteme obrazovanija / pod red. E.S. Polat. M., 1999.
4. Razbegaeva L.P. Gumanitarnoe obrazovanie kak sreda formirovanija cennostno-kommunikativnoj kul'tury lichnosti: monografija. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2009.
5. Razbegaeva L.P., Samohodkina T.V. Guma-nitarnoe obrazovanie kak sreda formirovanija cen-nostno-kommunikativnoj kul'tury lichnosti: mono-grafija. Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2009.
6. Razbegaeva L.P., Firsova E.A. Issledovatel'-skaja kul'tura starsheklassnikov v kontekste guma-nitarnogo obrazovanija // Izvestija VGPU. 2014. № 9 (94). S. 59-64.
7. Ruvinskij L.I. Psihologo-pedagogicheskie problemy nravstvennogo vospitanija shkol'nikov. M.: Pedagogika, 1981.
8. Firsova E.A. NOU gumanitarnogo profilja i issledovatel'skaja kul'tura starsheklassnikov // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Ufa, maj 2014 g.). Ufa: Leto, 2014. S. 10-13.
Model of process of senior school pupils' research culture development in the conditions of classical educational institutions
There is considered the model of the process of senior school pupils' research culture development. There are represented the approaches to construct it taking into consideration the essential characteristics of research culture, age peculiarities of senior school pupils. There are substantiated the stages of research culture formation: propaedeutic, heuristic, creative stages. The scientific society of the students of classical education and research projects are regarded as the conditions of senior school pupils' research culture.
Key words: research culture, scientific society of pupils, axiological environment of classical education, project work, research projects of axiological area.
(Статья поступила в редакцию 16.07.2015)