#
2. Мякишев Г. Я., Синяков А. З. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учеб. для углубл. изуч. физики. - М.: Дрофа, 2002.
3. Франк И. М. Развитие представлений об излучении Вавилова - Черенкова // УФН, 1984. -Т. 143 - № 2.
4. Гинзбург В. Л. Теоретическая физика и астрофизика. - М.: Наука, 1981.
5. Каменецкий С. Е., Пурышев Н. С. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы. - М.:Академия, 2000.
6. Лучко Б. Детекторы частиц // Наука и жизнь, 2004. - № 11.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
ORGANIZING HIGH-SCHOOLERS' PEDAGOGICAL RESEARCH PROJECTS
Е. А. Слепенкова
В статье обобщаются результаты многолетней экспериментальной работы автора по апробации исследовательских педагогических проектов старшеклассников в системе педагогической профориентации и научного общества учащихся в школах г. Нижнего Новгорода. Представлены поэтапное описание организации учебных исследовательских педагогических проектов и более подробно содержание и ход подготовки одного из них.
E. A. Slepenkova
In the article the author sums up the results of her experimental work which has lasted for many years. The work covered testing high school students' pedagogical research projects within the system of professional orientation and scientific society of students at schools of N. Novgorod. The author presents step-by-step description of organizating pedagogical research projects and a detailed account of contents and preparation of one of them.
Ключевые слова: педагогический исследовательский проект учащихся старших классов, технология организации учебных проектов.
Keywords: high-schoolers' pedagogical research project, organizing study projects.
Проектные образовательные технологии как одна из наиболее удачных модификаций проблемного развивающего обучения в общеобразовательной школе получили сейчас широкое распространение во всем мире. Они описываются в числе наиболее эффективных в дидактических монографиях и учебных пособиях последних лет [1-3]. В последние годы интенсивно разрабатываются различные концепции организации проектной и исследовательской деятельности школьников в обучении и внеурочной деятельности [4-6]. Ученые выделяют несколько видов учебных проектов, наиболее часто применяемых в школе, в том числе и исследовательские, наиболее близкие к логике научного исследования.
В нашем эксперименте, проводимом более 25 лет в школах Нижнего Новгорода, изучались возможности исследовательских проектов в системе профориентацион-ной работы, в организации пропедевтического педагогического образования в педагогических классах и педагогической секции научного общества учащихся. (Автор на
50
протяжении длительного времени был руководителем педагогической секции НОУ и вел спецкурс «Педагог-исследователь» в нескольких педагогических классах Нижнего Новгорода.) Предлагаем читателям некоторые теоретические выводы из нашего многолетнего опыта работы. Предварительно заметим, что довольно часто приходится сталкиваться с сомнениями по поводу возможности организации такой деятельности со старшеклассниками. Доводы оппонентов обычно сводятся к следующему: «О какой исследовательской деятельности можно говорить, если они не знают основ педагогической науки и сами еще дети?» Однако наш многолетний эксперимент позволяет утверждать, что при условии разработки теоретической концепции и соответствующей ей технологии возможна успешная организация педагогических исследовательских проектов старшеклассников, которые могут иметь позитивный воспитательный, развивающий и про-фориентационный эффект.
Определим исходное понятие. Под учебным исследовательским педагогическим проектом мы понимаем
специально организованный процесс индивидуального или группового решения учебной педагогической проблемы по логике научного исследования, направленный на решение комплекса обучающих, развивающих и воспитывающих целей с обязательной презентацией полученных результатов.
В основу теоретической концепции организации проектной деятельности старшеклассников были положены следующие положения:
1. Пропедевтическое педагогическое образование следует рассматривать с позиций системного подхода как составную часть системы непрерывного педагогического образования. Такой подход актуализирует проблему преемственности образования на всех ее этапах, что, в свою очередь, требует четко определить приоритетные функции каждого этапа и технологическую основу, реально обеспечивающую эту преемственность.
2. Приоритетные функции первого этапа - развивающая и профориентационная, ведущие цели - целенаправленное стимулирование интереса старшеклассников к педагогической профессии и их разностороннее развитие. Воспитывающая концепция профориентации предполагает возможность развития многих личностных профессионально значимых качеств оптантов при условии включения их в активную деятельность, приближенную к профессиональной, своеобразные «профессиональные пробы». Если эта деятельность включает элементы исследования, то создается уникальная ситуация усиления взаимосвязи познавательных и профессиональных интересов школьников.
3. Необходимость включения учебных заданий исследовательского характера в пропедевтическое педагогическое образование согласуется с психолого-педагогическими теориями развивающего обучения, согласно которым важнейшей педагогической ценностью любого процесса обучения является формирование способности учащихся к творческой познавательной деятельности и потребности в ней как средстве саморазвития. Очевидно, что без организации в процессе обучения специальных упражнений учащихся в исследовательской деятельности достичь этих целей сложно.
Отметим, что в современных дидактических исследованиях о технологиях школьного обучения эти идеи оформились в концепциях формирования учебно-исследовательской или методологической культуры школьников, что предполагает вооружение их на доступном уровне определенными методологическими знаниями и умениями [7; 8]. Такая позиция современной дидактики также создает теоретическую базу для обоснования возможности организации исследовательской деятельности старшеклассников на этапе их пропедевтического педагогического образования.
4. Эти положения, а также опора на сложившиеся в современной педагогике деятельностный, технологический и задачный методологические подходы позволяют выделить некую «технологическую единицу», обеспечивающую преемственность педагогического образования
на всех этапах. По нашему мнению, - это учебная задача, образовательная по целям, профессиональная по содержанию и научно-исследовательская по методам решения. На различных уровнях будет приоритетной различная направленность задач, но общая их структура должна повторяться. На пропедевтическом уровне роль таких задач могут играть своеобразные проекты исследовательского типа, которые выполняются в рамках специального педагогического курса в педклассах и научном обществе учащихся (НОУ).
Разработанная нами технология организации педагогических научно-исследовательских проектов для школьников включает четыре этапа: подготовительный, конструктивно-исследовательский, оценочно-рефлексивный и этап презентации. На подготовительном этапе старшеклассникам на теоретических занятиях спецкурса «Педагог-исследователь» даются элементарные представления о педагогике как науке, методах педагогического исследования. Теоретические занятия сочетаются с практическими упражнениями - «мини-исследованиями», направленными на овладение отдельными методами изучения педагогических явлений. Их мы рассматриваем как упрощенные модификации методов научно-педагогического исследования. Например: «Проведите наблюдение на уроке в младшем классе и выясните, какие элементы урока вызвали наибольшую познавательную активность детей. Попробуйте объяснить причины. В своем или более младшем классе изучите характер межличностных отношений с помощью метода социометрии». Выполнение таких заданий неизменно вызывает интерес у юных «исследователей». Они приобретают навыки сбора информации на интересующую тему с помощью определенных методов, учатся формулировать обобщающие выводы, выделять причинно-следственные связи.
Только после такой предварительной подготовительной работы можно приступать к конструктивно-иссле до ва тельскому этапу, где старшеклассники выполняют более сложные комплексные задания-проекты исследовательского характера. Нами было апробировано более 60 таких заданий, которые организуются по логике констатирующего и формирующего педагогического эксперимента или историко-педагогического исследования, например: «Влияние стиля педагогического общения на педагогическую оценку учителя», «Гуманизация межличностных отношений в классе», «Эффективность методики коллективных творческих дел И. П. Иванова в сплочении группы младших школьников», «Эффективность дидактической игры как метода обучения», «Соревнование и сотрудничество в организации воспитательной работы», «Воспитание будущих офицеров в кадетских корпусах России в начале ХХ в.» и др.
Содержание проекта помимо решения развивающих и обучающих задач всегда направлено и на формирование гуманистического мировоззрения будущих педагогов, их социальное взросление. В ходе его выполнения систематически проводятся консультации. В итоге получаются интересные содержательные научные работы, где
51
представлены и теоретическое обоснование проблемы исследования, и самостоятельно проведенный педагогический эксперимент с обобщающими выводами.
Рассмотрим логику организации конструктивно-исследовательского этапа проекта на конкретном примере. Тема проекта: «Гуманизация межличностных отношений в подростковом классе». Автор - Евгения Ханова, ученица 11-го класса школы № 80 г. Нижнего Новгорода.
Интерес к проблеме возник после диагностики характера межличностных отношений в одном из шестых классов. В ходе социометрии девочка выяснила, что восемь человек находятся на низком уровне популярности. Анкетный опрос по методике «Наши отношения» показал низкий уровень взаимоприемлемости и взаимоответственности в классе [9]. Возникло желание улучшить психологический климат. Для этого необходимо было выяснить, какими способами этого лучше добиться. Решение данной проблемы стало целью исследовательского проекта. Для поисков этих способов юная исследовательница побеседовала с научным руководителем проекта, классным руководителем, почитала учебник по возрастной психологии, работы по психологии малой социальной группы и групповом воспитании. В итоге самостоятельной поисковой работы и консультаций она получила гипотезу, выглядевшую следующим образом: «Наиболее эффективным способом гуманизации межличностных отношений в классе является организация групповой деятельности, доставляющая положительные эмоции, в которой участвуют все дети без исключения, в том числе и с невысоким уровнем популярности, для которых создаются «ситуации успеха». Воспитанию гуманизма детей также может способствовать и включение их в деятельность благотворительного характера».
В соответствии с целью и гипотезой исследования Евгения организовала несколько экспериментальных воспитательных мероприятий: праздник защитника Отечества и КВН, посвященный дню 8 марта, в которых было много добрых сюрпризов друг для друга и специально создавались «ситуации успеха» для непопулярных детей. Эффективность проведенных мероприятий проверялась по методике цветописи, которая показала рост позитивных эмоций детей. Кроме того, школьники приняли участие в благотворительной акции: собрали подарки детям Городецкого детского дома и подготовили для них веселую драматическую сценку. После проведенной работы классный руководитель и девочка-шеф отметили улучшение отношений между детьми. Повторное изучение межличностных отношений, выполненное по методике социометрии «Наши отношения» через некоторое время, также показало эффективность проведенной работы. На низком уровне популярности остались только двое учеников, выросли показатели взаимоприемлемости и взаимоответственности, дети стали больше общаться друг с другом и меньше конфликтовать. Полученные результаты позволили сделать вывод о правомерности выдвинутой гипотезы.
Оценочно-рефлексивный этап призван побудить старшеклассников к самооценке выполненного проекта.
52
Он осуществляется на предварительном прослушивании и взаимном обсуждении подготовленных научных докладов перед итоговой городской конференцией НОУ.
Этап презентации педагогических исследовательских проектов происходит на ежегодной городской конференции научного общества учащихся. Все гости, присутствовавшие на этих заседаниях, единодушно отмечали высокий научный уровень и творческий характер представленных докладов.
Наша многолетняя опытно-экспериментальная работа позволяет сделать некоторые выводы о ее результативности. Одной из ее целей было формирование готовности старшеклассников к педагогической научно-исследовательской деятельности, которая в будущем может стать основой для формирования их педагогической методологической культуры.
Критерием сформированности теоретического компонента готовности старшеклассников к педагогической научно-исследовательской деятельности служил уровень усвоения ими теоретических методологических знаний. С этой целью после изучения теоретического материала проводились контрольные проверочные работы, с которыми большинство школьников справлялись неплохо. Приведем один из вариантов заданий: «Что такое гипотеза исследования? Как может быть сформулирована гипотеза в исследовании на тему "Изучение эффективности дидактической игры на дополнительных занятиях с неуспевающими школьниками по математике"? Какие методы педагогического исследования лучше применить в выполнении исследовательского проекта на эту тему?»
Сформированность качеств практически-действенного компонента готовности старшеклассников к педагогической научно-исследовательской деятельности проверялась на исследовательском этапе выполнения проекта. Абсолютное большинство школьников самостоятельно и вполне успешно применяли в ходе его выполнения различные методы педагогического исследования, правильно обрабатывали полученные результаты и делали неплохие выводы, хотя консультативная помощь, безусловно, оказывалась.
Формирование качеств эмоционально-ценностного компонента готовности старшеклассников к педагогической научно-исследовательской деятельности, то есть системы связанных с этой деятельностью гуманистических ценностей, происходило в результате целенаправленной воспитательной работы. В ходе знакомства с логикой и правилами организации педагогического эксперимента внимание старшеклассников акцентировалось на важнейшей заповеди педагога-исследователя, которую по аналогии с нравственной заповедью врача можно сформулировать как «не навреди!». На ту же цель работал и специальный подбор тематики исследовательских проектов (см. выше). При всем разнообразии тем содержание педагогического эксперимента, который выполняли старшеклассники, всегда было направлено и на достижение гуманистических педагогических целей. По нашим наблюдениям, старшеклассники были довольны не только каче-
ством своей научной работы, но и положительным воспитательным эффектом, которого они достигали; большинство единодушно выражали намерение применять подобные исследования в своей будущей профессиональной деятельности.
В качестве примера приведем один фрагмент из работы учениц 11-го класса школы № 80 г. Нижнего Новгорода Анны Винихиной и Ирины Мотыльковой на тему: «Повышение группового статуса ученика в классе». В завершении проекта, подводя итоги проведенного эксперимента, девочки с удовлетворением констатируют: «В конце четверти мы решили провести повторную социометрию. В классе произошли большие изменения. Их вы можете увидеть на графической схеме социометрии № 2. В зоне высокого уровня популярности теперь 5 человек. Но теперь нет ни одного изгоя! А Кирилл, которому и было посвящено наше исследование, оказался на третьем (среднем) уровне популярности (8 выборов). Сам он сделал 10 выборов (из них 5 взаимных). Эти результаты нас просто поразили! В дальнейшем обязательно будем проводить такие исследования».
Мотивационный компонент готовности старшеклассников к педагогической научно-исследовательской деятельности удавалось сформировать у абсолютного большинства школьников. Работа над педагогическими исследовательскими проектами неизменно вызывала у них большой интерес и служила дополнительным стимулом развития педагогической исследовательской направленности. Зажженный еще в школе огонек творческого исследовательского поиска не гаснет и в вузе. Выпускники педагогической секции НОУ, студенты Нижегородского государственного педагогического университета, как правило, очень активны в научно-исследовательской работе по педагогике и психологии. Более десяти человек учится в аспирантуре, несколько человек уже защитили диссертации.
Имеется и определенный профориентационный эффект. Изучение статистических данных за несколько лет свидетельствует о том, что в сфере образования работают около половины из числа поступающих в педагогические учебные заведения. Это не так мало, если учесть весьма скромный уровень заработной платы педагогов.
О научном признании разработанной нами технологии организации педагогических исследовательских проектов может свидетельствовать и тот факт, что данная тема стала победителем конкурса грантов Министерства образования РФ по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук 2002 г. [10]. Более подробно она описана в нашем учебном пособии [11].
По нашему глубокому убеждению, разработанная нами технология организации исследовательских педагогических проектов для старшеклассников может быть востребована в настоящее время и в системе профильного обучения старшеклассников, и в различных формах педагогической профориентации, потребность в которой снова возрастает.
Обобщение результатов многолетней экспериментальной работы позволяет определить некоторые педагогические условия, соблюдение которых, по нашему
мнению, обеспечит успешность организации подобных проектов. К ним мы относим следующие:
• вооружение старшеклассников элементарными представлениями о содержании и задачах педагогической науки, логике и методах педагогического исследования;
• реализация деятельностного подхода в ходе выполнения проекта, целенаправленное обучение способам получения новых научных педагогических знаний;
• создание системы усложняющихся проблемных ситуаций, направленных на формирование педагогических исследовательских умений;
• соблюдение в ходе выполнения проекта в общих чертах логики научного педагогического исследования;
• обеспечение творческого и самостоятельного характера выполнения педагогического исследовательского проекта.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М., 2005.
2. Загрекова Л. В., Николина В. В. Теория и технология обучения. - М., 2004.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2002.
4. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1.
5. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. - 2006. - № 3.
6. Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения / ИСМО РАО // Профильная школа. -2006. - № 4.
7. Макоторова Г. В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2001.
8. Самоненко Ю.А. Функции и дидактические условия формирования научных методологических знаний у школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.
9. Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1989.
10. Слепенкова Е.А. Технология организации исследовательских педагогических заданий (проектов) для старшеклассников и учащихся педагогических колледжей // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Конкурс грантов 2002 г.: Сб. реф. избр. работ. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2005.
11. Слепенкова Е. А. Исследовательские педагогические задания для старшеклассников и учащихся педагогических колледжей: Учеб.-методич. пособие. - Н. Новгород, 2003.
53