УДК Г 373.5
Е.А. СЛЕПЕНКОВА1, Н.П. ЩЕТИНИНА2.
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
2Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань, Российская Федерация
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Аннотация. Авторами рассматривается актуальность проблемы совершенствования патриотического воспитания школьников и подготовки к этой деятельности будущих педагогов. В статье описывается опыт работы учителей городов Нижнего Новгорода и Рязани, направленный на воспитание патриотических чувств детей в юбилейный год празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Показана разнообразная творческая работа учителей в этом направлении, их новаторские поиски и нестандартные подходы, которые можно использовать в профессиональном образовании студентов -будущих педагогов. В статье сделан обзор наиболее распространённых и эффективных форм работы учителей и классных руководителей по патриотическому воспитанию детей, к которым относятся: поисковые исследовательские проекты, экскурсии и походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, работа школьных музеев и мемориалов, социально значимые проекты практической деятельности, в том числе и шефские, разные варианты использования информационно-коммуникативных технологий и др. В ходе анализа опыта работы педагогов авторы убедительно показывают, что лучшие учителя хорошо представляют логику и педагогические средства воспитания патриотических чувств детей.
Ключевые слова: патриотизм, эмоциональный отклик, патриотические чувства, дети, учителя, поисковые исследовательские проекты, экскурсии и походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, работа школьных музеев и мемориалов.
E.A. SLEPENKOVA 1, N.P. SCHETININA2
' Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2 Ryazan state University named for S. A. Yesenin, Ryazan,Russian Federation
PATRIOTIC EDUCATION OF SCHOOLBOYS: MODERN APPROACHES
Abstract. The authors consider the problem of improving the Patriotic education of schoolchildren and prepare the future teachers for this activity. The article describes the experience of the teachers of Nizhny Novgorod and Ryazan, aiming at the education of Patriotic feelings of the children in the jubilee year marking the 70th anniversary of the victory in the great Patriotic war. A variety of creative work of teachers in this direction is shown, their quest for innovative and unconventional approaches that can be used in professional education of students - future teachers. The article provides an overview of the most common and effective forms of work of teachers and class teachers on Patriotic education of children, which include: search and research projects, excursions and trips to places of military glory, meetings with veterans of the great Patriotic war, the work of
school museums and memorials, socially important projects of practical activities, including mentoring, different ways of using information and communication technologies, etc. During of analysis of experience of teachers, the authors convincingly show that the best teachers have a good understanding of logic and pedagogical means to foster Patriotic feelings of children. Keywords: patriotism, emotional response, feelings of patriotism, children, teachers, research projects, excursions and trips to places of military glory, meetings with veterans of the great Patriotic war, the work of school museums and memorials.
Празднование 70-летия победы в Великой Отечественной войне и ряд других событий ушедшего года повысили общественное внимание к проблеме патриотического воспитания и проблемам организации воспитания детей и молодёжи в целом. Это нашло отражение и в государственной образовательной политике. В мае 2015 года Правительство РФ утвердило «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В этом многоаспектном документе определены приоритетные задачи в сфере воспитания детей и молодёжи, его основные направления и механизмы комплексной реализации. Большое внимание в Стратегии уделено патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности. В числе важнейших задач этого направления предусматривается «воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовность к защите интересов отечества, ответственность за будущее России» [16].
В январе 2016 года была продлена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В программе предусмотрено развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания [5]. Это в свою очередь, предполагает изучение успешного опыта с целью выявления и использования наиболее эффективных практик патриотического воспитания.
Обращение к истории организации патриотического воспитания в отечественной школе позволяет сделать вывод о том, что этому направлению воспитания уделялось большое внимание. На решение задач воспитания патриота было направлено и содержание образования в учебном процессе, и организация внеурочной воспитательной деятельности [13]. Исследователь проблемы трансформации образовательного идеала в истории отечественной школы и педагогики Л.С. Фролова отмечает только один период некоторой «растерянности» в определении воспитательного идеала, который всегда включал и патриотизм - это период перестройки. В этот период, когда рушились коммунистические воспитательные идеалы, по её мнению, пошатнулись и традиции «идеалоориентированного отечественного образования» [10, с. 49-50]. Мы полностью разделяем её мнение о том, что образование без воспитательного идеала в эти годы показало свою общественную несостоятельность [10, с.51]. События последних лет, вызвавшие процессы консолидации нашего общества, объективно требуют от современных педагогов повышения внимания к проблемам патриотического воспитания детей.
Воспитание патриотизма у детей - сложный процесс, к организации которого будущих педагогов нужно специально готовить. Приоритет в решении этой задачи принадлежит педагогическим дисциплинам. Потенциальные возможности дисциплины «История педагогики и образования» в этом направлении рассмотрены в ряде публикаций историков педагогики последних лет [14; 19]. Огромное значение в процессе воспитания
патриотизма принадлежит патриотической убеждённости самого педагога. Педагог, не обладающий патриотизмом, воспитать у детей его не сможет. В своё время очень хорошо об этом написал наш выдающийся философ И.А. Ильин: «Опытный и тактичный воспитатель может действительно пробудить в ребёнке настоящий патриотизм. Но именно пробудить, а не навязывать. Для этого он сам должен быть искренним и убеждённым патриотом и уметь убедительно доказать детям те глубины и прекрасности родины, которые на самом деле заслуживают любви и преклонения. Он должен не «проповедовать» любовь к родине, а увлекательно исповедовать и доказывать её делами, полными энергии и преданности» [7, с. 263]. Как пишет современный исследователь проблемы формирования российской гражданской идентичности молодёжи М.В. Шакурова, педагог в этом процессе должен стать для школьников «значимым Другим» [18, с. 84].
С этим мнением трудно не согласиться. Но в то же время есть некая логика, некий «педагогический механизм» патриотического воспитания, который будущий педагог должен усвоить. В основе целенаправленного воспитания патриотизма лежит воспитательный идеал и осуществляется он в определённой логике. Нравственный идеал воспитания патриота России И.А.Ильин сформулировал следующим образом: «Кто бы я ни был, каково бы ни было моё общественное положение, <...> я служу России, русскому духу, <...>, русскому величию, <...>, именно России, её спасению, её строительству, её совершенству [6, с. 222]. В педагогической науке воспитание патриотизма, как и других сложных нравственных качеств, рассматривается как комплексный процесс, который воздействует и на интеллект, и на эмоциональную сферу, и включает воспитанника в социально-ценную практическую деятельность [3, с. 128-132; 4, с. 30,39-40].
Многие философы, педагоги и психологи, которые занимались воспитательными проблемами, обращали внимание на большое значение эмоций в воспитательном процессе (Ш.А. Амонашвили, С.И. Гликман, М.С. Каган, И.С. Кон, И.А. Колесникова, Н.Л. Селиванова и др.). Они рассматривают эмоции как своеобразный канал, по которому воспитатель может проникнуть в смысловую, ценностную сферу ребёнка и позитивно воздействовать на неё, формировать определённые чувства. Очень хорошо выразил идею значимости эмоций в воспитательном процессе Ш.А. Амонашвили: «Теперь я твёрдо следую той мысли, что духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, <...> через чувства сопереживания, сорадости», - пишет он в работе «Педагогическая симфония» [1, с. 115]. Применительно к проблеме патриотического воспитания это означает, что педагогам нельзя ограничиваться только воздействием на рациональную сферу ребёнка, необходимо затронуть эмоции и включить детей в деятельность, которая будет формировать опыт гражданско-активного поведения.
Современные исследователи этой проблемы отмечают ряд сложностей в организации патриотического воспитания детей и молодежи, в том числе и воспитания на материале Великой Отечественной войны. Эти события отдалены во времени, воспитательные мероприятия проходят нередко формально, школьники пассивно воспринимают информацию и не могут прочувствовать всю трагедию событий военных лет [12, с. 134]. А. Луховицкий в раскрытии темы Великой Отечественной войны советует отходить от стереотипов. По его мнению, одним из условий привлечения внимания детей к этой проблематике является необычная постановка темы, например: «Цена победы для каждого
гражданина, работа с личными историями участников войны»; «Исторические тайны, расследования» [8, с. 213-214]. Нельзя игнорировать и многочисленные попытки обесценить значение победы нашего народа в этой великой войне [9, с. 9]. Многие педагоги подчёркивают большое значение поисковой деятельности детей в системе патриотического воспитания именно потому, что она оказывает сильное эмоциональное воздействие [12, с. 134; 20, с. 5-54; 2, с.19]. Методисты-историки и педагоги советуют в современных условиях организации патриотического воспитания детей максимально широко использовать возможности информационно-коммуникативных технологий, учитывая их привлекательность [12, с.134; 17, с.28-33]. Классный руководитель И.В. Соколова, обобщая свой опыт гражданско-патриотического воспитания школьников, справедливо рекомендует придерживаться принципа системности [15, с. 84-85].
Изучение опыта работы учителей, успешно работающих по проблеме патриотического воспитания школьников, убеждает в том, что они хорошо осознают его логику, значение эмоций и общественно-направленной деятельности детей, и очень творчески подошли к организации патриотического воспитания в юбилейный год памяти Великой Отечественной войны. Да, действительно, как сделать эти отдалённые на 70 лет события близкими для сегодняшних мальчишек и девчонок, вызвать чувство гордости за свою страну и чувство благодарности к поколению, которое ценой страшных страданий и потерь обеспечили нам нормальную жизнь? В современном обществе, которое многие философы не без основания называют обществом потребления, это непросто. Но опыт лучших учителей убеждает в том, что это возможно.
Если попытаться обобщить всю многообразную работу учителей в этом направлении, можно выделить несколько наиболее распространённых форм воспитательной деятельности: поисковые исследовательские проекты, экскурсии и походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тематические классные часы, литературно-художественное творчество детей, посвящённое военной тематике, работа школьных музеев и мемориалов, использование воспитывающего потенциала преподаваемых учебных дисциплин, социально значимые проекты практической деятельности детей, в том числе и шефские, деятельность школьных общественных объединений и др. Нельзя не отметить проявленное творчество, желание педагогов организовать воспитательную деятельность неформально и ярко выраженное стремление вызвать у детей эмоциональный отклик. Приведём несколько примеров из опыта работы учителей городов Нижнего Новгорода и Рязани.
Практически во всех школах была организована поисковая работа детей, связанная с историей их собственной семьи и участием своих родственников в Великой Отечественной войне. Она имела разные названия: «По страницам семейных архивов»; «Орден в моём доме»; «Вклад моей семьи в дело Великой победы»; «Моя семья в истории страны»; «Солдатский платок»; «Письмо с фронта» и др. В школе № 154 Нижнего Новгорода на основе поисковой работы был оформлен общешкольный мемориал «Стена памяти», в школе № 61 города Рязани - общешкольный сайт «Парад победителей». Многие дети принимали участие в акции «Бессмертный полк». Воспитывающее значение этих акций трудно переоценить. Надо было видеть, с какой любовью дети оформляли свои проекты по результатам исследовательской деятельности, с какой гордостью они писали о воинских и трудовых подвигах своих родственников. Это была живая связь поколений.
Опытные учителя целенаправленно используют в патриотическом воспитании различные виды творческой познавательной деятельности детей. Классный руководитель 6 класса школы № 61 города Рязани Лелекова Марина Юрьевна даже традиционные фестивали и смотры солдатских песен насыщает серьёзной подготовительной поисковой работой. Она включает совместный подбор материала, знакомство с историей создания песен, изучение биографий поэтов и композиторов. Само выступление на конкурсе воспринимается детьми как результат проделанной работы. Под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе Г.Д. Мишиной учащиеся школы подготовили «Военную летопись», в которой собраны воспоминания ветеранов микрорайона школы о войне. Книга была передана в дар городскому архиву.
Патриотическую окраску имели в этом году конкурсы литературно-художественного творчества детей. Учителя русского языка и литературы проводили в школах конкурсы сочинений, эссе, стихов собственного сочинения под девизом: «Мы твои правнуки, Победа!» Лучшие произведения направлялись на городской конкурс. В школе № 154 Нижнего Новгорода был опубликован целый сборник художественных произведений и документальных очерков учащихся, родителей и учителей, посвящённый военной тематике -«Живая память».
Учитель русского языка и литературы лицея № 40 Нижнего Новгорода Зимина Наталия Викторовна применяет оригинальную форму приобщения детей к литературному творчеству. Её ученики овладевают техникой написания былин как литературным жанром устного народного творчества. В этом году дети сочиняли былины, посвящённые годовщине Великой Отечественной войны. Вот как начинается одна из былин ученика седьмого класса: «Внезапно сила тёмная, проклятущая Напала на землю русскую И нависла над ней тьма кромешная. Все богатыри земли Русской Поднялись на борьбу с врагом нежданным, Фашизмом проклятущим. И мой прадед Куракин Иван Васильевич Юный отрок семнадцати лет от роду не побоялся И отправился помогать богатырям русским Одолеть врага ненавистного».
В такой стихотворной форме дети описывали участие своих родственников в Великой Отечественной войне. За каждой такой былиной была поисковая работа, проведённая в собственной семье, беседы с представителями старшего поколения, знакомство с наградами и старыми документами. Безусловно, всё это оказывало эмоциональное воздействие на детей, что и проявилось в их авторских художественных произведениях.
Не только филологи, но и многие учителя других дисциплин стремились максимально использовать в патриотическом воспитании их воспитательный потенциал. Приведём один пример. Учитель английского языка школы № 75 Нижнего Новгорода Савкина Ольга Александровна, проанализировав учебники английского языка с 5 по 9 классы, пришла к выводу о том, что если пользоваться только материалами действующих учебников, то дети будут неплохо знать о великих людях США и Великобритании и о достопримечательностях
Лондона. Однако они мало что смогут рассказать иностранцам о нашей стране и её истории. Она пересмотрела тематическое планирование и включила ряд проектов, посвящённых Великой Отечественной войне. В 8 классе в рамках изучения темы «СМИ» была введена рубрика «Я - репортёр». На каждом уроке дети в течение 5-6 минут выступали с репортажами на темы о войне. В 9 классе в ходе изучения темы «Конфликты», где упоминаются и военные конфликты, ученики готовили разнообразные компьютерные презентации о Великой Отечественной войне: «Блокадный Ленинград», «Нижний Новгород фронту» и др.
Активно работали над военной тематикой и школьные музеи. Так, историко-этнографический музей школы № 58 Нижнего Новгорода «Истоки» организовал поисковую операцию «Салют, победа!», в ходе которой фонд музея был пополнен интересными для детей экспонатами военного времени: телефонной установкой, устройством для воспроизведения воя сирены, немецкой каской, советскими листовками и др. Подготовленные экскурсоводы-ребята проводили экскурсии для учащихся своей школы и гостей. Музей организовал и выездные выставки: в детские сады, областную детскую библиотеку. Руководитель музея Гончар Любовь Александровна совместно с детьми разработала районный конкурс - интерактивную туристско-краеведческую игру «Маршрутами победы». Ребятам выдали карту-схему Автозаводского района Нижнего Новгорода, на которой были нанесены памятные места, связанные с военным периодом. Более 20 команд отправились изучать историю района времён Великой Отечественной войны по индивидуальным маршрутам. Воспитательная ценность таких мероприятий очевидна, что проявлялось в позитивной эмоциональной реакции детей.
В тех школах, где существуют общественные объединения детей, широко использовались их воспитательные возможности. В школе № 103 Нижнего Новгорода с 2008 года действует военно-патриотический клуб «Патриот». Работа клуба идёт в трёх направлениях: историческом, спортивном и военно-патриотическом. Руководители всех направлений в этом году активно работали над военной тематикой, была даже организована поездка на остров Валаам, где дети познакомились с историей Валаамского монастыря времён Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, с организацией «дороги жизни» на Ладоге, опустили в воды озера цветы в память о погибших. Организатор поездки, учитель истории и старшая вожатая Кудрявцева Наталья Александровна считает, что такие экскурсии необходимы. «Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что патриотизм можно воспитать только через личные чувства и переживания», - убеждённо пишет она в своём докладе, представленном на традиционных городских педагогических чтениях.
Многие учителя активно используют в патриотическом воспитании возможности сети Интернет, учитывая огромный интерес к ней детей. Заслуживает внимания опыт учителя истории лицея № 40 Нижнего Новгорода Смирнова Алексея Сергеевича. На своём сайте он организовал интернет-площадку для творческих работ учащихся «Война и мы». На этом сайте ученики 9 класса представляли эссе на проблемные вопросы, например: «Возможен ли реванш фашизма в современном мире? В чём притягательная сила этой идеологии для молодёжи?» Им было предложено разработать способы борьбы с героизацией нацизма в современном мире. Эта работа вызвала большой интерес у старшеклассников и вылилась в открытую дискуссию, которая никого не оставила равнодушным.
Во многих школах были организованы различные виды шефской помощи ветеранам. В школе № 103 Нижнего Новгорода в рамках деятельности детского объединения «Чиж» дети с удовольствием участвуют в акции «Полевая почта на дому», поздравляют ветеранов с праздниками, дарят подарки, оказывают посильную помощь. Традиционна такая деятельность и для учащихся начальных классов школы № 44 Рязани. Учитель начальной школы Задубровская Светлана Ивановна не только систематически проводит классные часы, посвящённые Великой Отечественной войне, но и привлекает детей к изготовлению подарков для ветеранов. Подарки, сделанные своими руками, доставляют большую радость как ветеранам, так и детям. В школе № 176 Нижнего Новгорода для ветеранов была подготовлена специальная праздничная литературно-музыкальная композиция.
Обобщение этого разнообразного творческого опыта лучших педагогов-практиков по патриотическому воспитанию школьников в годовщину Великой Отечественной войны позволяет сделать ряд выводов:
- педагоги осознают важность самой задачи патриотического воспитания детей и значение эмоционального воздействия в этом процессе;
- они в полной мере использовали в целях патриотического воспитания знаменательную дату - 70-летие Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, проявив большое творчество в организации различных воспитательных мероприятий;
- в организации разнообразной деятельности детей учителя воздействовали и на рациональную, и на эмоциональную сферу психики детей и вовлекали их в деятельность, которая формирует опыт гражданско-активного поведения;
- были использованы различные педагогические средства с целью вызвать эмоциональный отклик у детей, целенаправленно проводилась работа над воспитанием патриотических чувств: любви к своей Родине, чувство гордости за свой народ, победивший фашизм, и чувство гордости за своих родственников, участвовавших в этой Великой войне;
- в числе наиболее успешно реализуемых подходов в организации патриотического воспитания школьников можно выделить системный, деятельностный, исследовательский, ценностный и личностно-ориентированный подходы.
Обобщение опыта работы лучших учителей позволяет сделать ещё один оптимистический вывод. Дело патриотического воспитания детей находится в нашей стране в надёжных руках педагогов с гуманистическим мировоззрением. Когда идею патриотического воспитания «оседлают» националисты, это может привести к национальной трагедии подобно той, что происходит на Украине. Эту мысль необходимо довести до сознания будущих педагогов. В процессе их профессионального образования нужно вооружить их знаниями о логике и методах патриотического воспитания, познакомить с новыми направлениями и технологиями его организации в опыте лучших педагогов-практиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: в 3 т. Т.2. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1992. 176 с.
2. Болотов Н.А. Патриотическое воспитание молодёжи на примере Сталинградской битвы // Начальная школа плюс до и после. 2008. №10. С. 16-19.
3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. В.А. Сластёнина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.
4. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 320 с.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html (дата обращения 3 февраля 2016 г.).
6. Ильин И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н.П. Полторацкой. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
7. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Православное издательство «Апостол Веры», 2006. 447 с.
8. Луховицкий А. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование. 2009. №7.С. 202-217.
9. Моисеев М.А. Всемирно-историческое значение победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Педагогика. 2015. №4. С.3-9.
10. Педагогика и профессиональное образование: монография / под ред. Л.Н. Антоновой, Г.Б. Корнетова, А.И. Салова. М.: АСОУ, 2015. 192 с.
11. Полякова Н.В. История Великой Отечественной войны и патриотическое воспитание молодёжи // Высшее образование сегодня. 2009. №5. С.56-59.
12. Пушкарёва И.А. Формирование патриотизма в условиях поисковой деятельности на традициях прошлого и современного опыта // Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: история педагогики как педагогическая и историческая наука: материалы Десятой международной научной конференции. Москва, 13 ноября 2014 г./ ред.-сост. Г.Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2014. 184с.
13. Слепенкова Е.А., Щетинина Н.П. Становление института классного наставника в России во второй половине XIX- начале XX вв. // Вестник Мининского университета. 2015. №1. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ stanovlenie-instituta-klassnogo-nastavnika-v-rossi/ - 0,5 п.л. (дата обращения 03 февраля 2016 г.).
14. Слепенкова Е.А. Художественная литература и формирование профессионального мировоззрения будущих педагогов // Нижегородское образование. 2015. №1. С. 9- 14.
15. Соколова И.В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников // Классный руководитель. 2013. №8. С. 84-89.
16. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 3 февраля 2016 г.).
17. Тетуев А.И. Патриотическое воспитание учащихся на материалах истории Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. 2014. №10. С. 28-33.
18. Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. 2014. №3. С. 83-91.
19. Щетинина Н.П. Патриотическое воспитание студентов в процессе изучения курса «История образования и педагогической мысли» // Отечественная педагогическая культура в национально-региональном компоненте образования: Вторые Покровские образовательные чтения / под ред. А.А. Романова, В.А. Беляевой. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2004. С. 280-284.
20. Яшкова Т.В. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях поисковой деятельности // Педагогика. 2009. №10. С. 50-54.
REFERENCES
1. Amonashvili Sh.A. Pedagogicheskaja simfonija: v 3 t. T.2. [Pedagogical Symphony: 3 tons V.2]. Ekaterinburg, Izd-vo Ural'skogo universiteta, 1992. 176 p. (In Russian)
2. Bolotov N.A. Patrioticheskoe vospitanie molodjozhi na primere Stalingradskoj bitvy [Patriotic education of youth by the example of the Battle of Stalingrad]. Nachal'naja shkolapljus do i posle, 2008, no. 10, pp. 16-19. (In Russian)
3. Vospitatel'naja dejatel'nost'pedagoga [The educational activities of the teacher]. Pod obshh. red. V.A. Slastjonina i I.A. Kolesnikovoj. Moscow, Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. 336 p. (In Russian)
4. Glikman I.Z. Teorija i metodika vospitanija. Vospitatika [Theory and Methods of Education. Vospitatika]. Moscow, NII shkol'nyh tehnologij Publ., 2008. 320 p. (In Russian)
5. Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody» [The state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation on 2016-2020"] Available at: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html (accessed 3.02.2016). (In Russian)
6. Il'in I.A. O grjadushhej Rossii: izbrannye stat'i [About the upcoming Russia: Selected Articles]. Pod red. N.P. Poltorackoj. Moscow, Voenizdat Publ., 1993. 368 p. (In Russian)
7. Il'in I.A. Put' duhovnogo obnovlenija [The path of spiritual renewal]. Moscow, Pravoslavnoe izdatel'stvo «Apostol Very», 2006. 447 p. (In Russian)
8. Luhovickij A. Patrioticheskoe vospitanie: zadachi, soderzhanie, akcenty [Patriotic education: objectives, content, accents]. Narodnoe obrazovanie, 2009, no. 7, pp. 202-217. (In Russian)
9. Moiseev M.A. Vsemirno-istoricheskoe znachenie pobedy sovetskogo naroda nad fashistskoj Germaniej v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. [The world-historical significance of the victory of the Soviet people over fascist Germany in the Great Patriotic War of 1941-1945]. Pedagogika, 2015, no. 4, pp.3-9. (In Russian)
10. Pedagogika i professional'noe obrazovanie [Education and vocational education: a monograph]. Pod red. L.N. Antonovoj, G.B. Kornetova, A.I. Salova. Moscow, ASOU Publ., 2015. 192 p. (In Russian)
11. Poljakova N.V. Istorija Velikoj Otechestvennoj vojny i patrioticheskoe vospitanie molodjozhi [History of the Great Patriotic War and the patriotic education of the youth]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2009, no. 5, pp. 56-59. (In Russian)
12. Pushkarjova I.A. Formirovanie patriotizma v uslovijah poiskovoj dejatel'nosti na tradicijah proshlogo i sovremennogo opyta [Formation of patriotism in terms of search activity on the traditions of the past and contemporary experience]. Istoriko-pedagogicheskoe znanie v nachale III tysjacheletija: istorija pedagogiki kakpedagogicheskaja i istoricheskaja nauka: materialy Desjatoj
mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 13 nojabrja 2014 g. [Historical and pedagogical knowledge at the beginning of the III millennium: history of pedagogy as a pedagogical and historical science: Proceedings of the Tenth International Scientific Conference. Moscow, November 13, 2014]. Moscow, ASOU Publ., 2014. 184 p. (In Russian)
13. Slepenkova E.A., Shhetinina N.P. Stanovlenie instituta klassnogo nastavnika v Rossii vo vtoroj polovine XIX- nachale XX vv. [Becoming a classroom teacher institute in Russia in the second half of XIX- beginning of the XX century]. VestnikMininskogo universiteta, 2015, no. 1. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/stanovlenie-instituta-klassnogo-nastavnika-v-rossi/ (accessed 3.02.2016). (In Russian)
14. Slepenkova E.A. Hudozhestvennaja literatura i formirovanie professional'nogo mirovozzrenija budushhih pedagogov [Fiction and the formation of professional outlook of future teachers]. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2015, no. 1, pp. 9-14. (In Russian)
15. Sokolova I.V. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov [Civil-patriotic education of pupils]. Klassnyj rukovoditel', 2013, no. 8, pp. 84-89. (In Russian)
16. «Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii naperiod do 2025 goda». Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 29 maja 2015 g. № 996-r ["Strategy of development of education in the Russian Federation for the period till 2025". Approved by the RF Government on May 29, 2015 № 996-p]. Available at: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed 3.02.2016). (In Russian)
17. Tetuev A.I. Patrioticheskoe vospitanie uchashhihsja na materialah istorii Velikoj Otechestvennoj vojny [Patriotic education of students on the material history of the Great Patriotic War]. Prepodavanie istorii v shkole, 2014, no. 10, pp. 28-33. (In Russian)
18. Shakurova M.V. Formirovanie rossijskoj grazhdanskoj identichnosti lichnosti: problema pedagoga [Formation of the Russian civil identity of the person: the problem of the teacher]. Pedagogika, 2014, no. 3, pp. 83-91. (In Russian)
19. Shhetinina N.P. Patrioticheskoe vospitanie studentov v processe izuchenija kursa «Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli» [Patriotic education of students in the study of the course "History of formation and pedagogical thought"]. Otechestvennaja pedagogicheskaja kul'tura v nacional'no-regional'nom komponente obrazovanija: Vtorye Pokrovskie obrazovatel'nye chtenija [Domestic pedagogical culture at the national-regional component of education: Second Pokrovsky Educational Readings]. Pod red. A.A. Romanova, V.A. Beljaevoj. Rjazan': RGPU im. S.A. Esenina, 2004. Pp. 280-284. (In Russian)
20. Jashkova T.V. Patrioticheskoe vospitanie molodjozhi v uslovijah poiskovoj dejatel'nosti [Patriotic education of youth in terms of search activity]. Pedagogika, 2009, no. 10, pp. 50-54. (In Russian)
© Слепенкова Е.А., Щетинина Н.П., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT AUTHORS
Слепенкова Евгения Александровна - кандидат Slepenkova Evgeniya Aleksandrovna - candidate of
педагогических наук, доцент кафедры общей и pedagogical Sciences, associate Professor of General
социальной педагогики Нижегородского and social pedagogy Minin Nizhny Novgorod Statе
государственного педагогического университета Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian
имени Козьмы Минина (Мининский университет), Federation; e-mail:[email protected]. Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail:easlepenkjva @ yandex. ru.
Щетинина Наталья Павловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и менеджмента в образовании Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, Рязань, Российская Федерация; e-mail: [email protected].
Schetinina Natalia Pavlovna - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of chair of pedagogics and management in education at Ryazan state University named for S. A. Yesenin, Ryazan, Russian Federation; e-mail: [email protected].