Научная статья на тему 'Проектирование воспитательных мероприятий в образовательной организации как элемент в формировании полноценного гражданина-патриота'

Проектирование воспитательных мероприятий в образовательной организации как элемент в формировании полноценного гражданина-патриота Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / СТУДЕНТЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лущиков Валерий Владимирович

В статье рассмотрена проблема проектирования воспитательного процесса в образовательных организациях; рассмотрена возможность использования событий, связанных с юбилеем Победы в Великой Отечественной войне, как основы для построения воспитательной системы. Рассмотрен существующий опыт организации мероприятий, направленных на развитие патриотизма в среде молодежи в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. Россия, оказавшаяся в сложных экономических и внешнеполитических условиях, вынуждена реагировать на вызовы времени. К сожалению, в данный момент в России имеются проблемы с организацией патриотического воспитания молодежи. Развитие патриотизма рассматривается как необходимость и один из действенных способов нивелирования различного рода конфликтов и проблем воспитания подростков. Описываются основные проблемы при проектировании воспитательного процесса в образовательной организации и формировании патриотической направленности воспитанников. Проектирование представлено как действенный механизм по разработке и внедрению в практику педагогов проектов воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION AS an ELEMENT IN upbringing OF THE real citizen and patriot

The article considers the problem of designing the educational process in educational organizations. The study examined the use of events associated with the anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, as the basis for the construction of the educational system. The authors examine the existing experience in organizing events aimed at promoting patriotism among youth in vocational educational institutions of the Chelyabinsk region. Russia, which has appeared in a difficult economic and foreign policy conditions, must respond to the challenges of time. Unfortunately, at this moment in Russia there are problems with the organization of patriotic education of youth. Development of patriotism is seen as a necessity and one of the most effective ways of leveling the various conflicts and teen parenting issues. The article describes the main problems in the design of the educational process in the educational organization and the formation of patriotic students. Design process is presented as an effective mechanism for the development and implementation in practice of teachers of educational activity projects.

Текст научной работы на тему «Проектирование воспитательных мероприятий в образовательной организации как элемент в формировании полноценного гражданина-патриота»

УДК 37.001.63

В. В. Лущиков

Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛНОЦЕННОГО ГРАЖДАНИНА-ПАТРИОТА

В статье рассмотрена проблема проектирования воспитательного процесса в образовательных организациях; рассмотрена возможность использования событий, связанных с юбилеем Победы в Великой Отечественной войне, как основы для построения воспитательной системы. Рассмотрен существующий опыт организации мероприятий, направленных на развитие патриотизма в среде молодежи в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. Россия, оказавшаяся в сложных экономических и внешнеполитических условиях, вынуждена реагировать на вызовы времени. К сожалению, в данный момент в России имеются проблемы с организацией патриотического воспитания молодежи. Развитие патриотизма рассматривается как необходимость и один из действенных способов нивелирования различного рода конфликтов и проблем воспитания подростков. Описываются основные проблемы при проектировании воспитательного процесса в образовательной организации и формировании патриотической направленности воспитанников. Проектирование представлено как действенный механизм по разработке и внедрению в практику педагогов проектов воспитательной деятельности.

Ключевые слова: проектирование, деятельность, воспитательный процесс, моделирование, воспитание, патриотизм, воспитательные системы, студенты, воспитательные мероприятия

Проектировочная культура специалистов различного профиля в последнее время привлекает пристальное внимание специалистов. Проектирование позволяет создавать проекты деятельности и ее осуществление наиболее рационально с наименьшими затратами и высокой эффективностью. Проектирование уже давно стало самостоятельным видом деятельности, наряду с преобразовательной, познавательной, ценностно-ориен-тационной, коммуникативной деятельностью и особым видом деятельности художественной, которые выделял в свое время М. С. Каган [2].

Важным направлением патриотического воспитания молодежи является использование культуры и традиций наших предков, в том числе славных страниц истории подвигов наших отцов и дедов в Великой Отечественной войне. С исчезновением Советского государства исчезла и выстроенная на социалистических принципах система воспитания, в современном российском обществе пока не создано альтернативной воспитательной системы. С развитием либерализма и гласности в России стали активно обсуждать ее прошлое, включились в этот процесс зарубежные специалисты и многие отечественные авторы [6],

пересматривавшие значение Советского Союза в победе над фашизмом, а то и открыто принижая его роль в победе и обвиняя в преступлениях. Все это подрывает веру людей в свое отечество, создаются условия для разложения общества. В Советском Союзе любые попытки идеологического вмешательства жестко пресекались, в данный момент во многих аспектах гражданин России получил широкое право выбора, во что и чему верить, большое количество информационных источников и Интернет позволяют получать доступ к любой информации.

Значительная часть исследований в педагогике советского периода и сам строй государства [3; 4] были направлены на организацию эффективной работы по развитию патриотизма среди граждан государства и в большей степени в среде молодежи. В последнее время в средствах массой информации идет настоящая информационная война, целями, которой является смена режимов власти в неугодных странах и оправдание действий западных политиков. Часто действия политиков сопряжены с вмешательством во внутренние дела других государств или же демонстрируется открытая военная агрессия. В такой сложной ситуации

© Лущиков В. В., 2016

необходимо предпринимать усилия для налаживания процесса патриотического воспитания подрастающего поколения [4; 7].

Важнейшим этапом социализации молодого человека является его обучение в образовательной организации. Нас интересует существующая в образовательной организации воспитательная система и организуемые воспитательные мероприятия. Для исследования состояния воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях Челябинской области были исследованы их программы развития. Выяснилось, что во всех 45 профессиональных образовательных организациях Челябинской области в той или иной степени реализуются воспитательные направления, концепции. До 1991 года в России осуществлялась одна единственная концепция коммунистического воспитания молодежи, хотя передовые педагоги ориентировались в своей деятельности и на другие известные в отечественной и зарубежной науке концепции. Основным направлением в воспитании было развитие коллектива и коллективизма, с распадом Советского Союза данная парадигма отошла на второй план и в воспитании появились новые идеи. Стали активно развиваться направления: личностный подход - признание личности высшей социальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания; природосообразность - учет половых и возрастных особенностей учащихся; культуросообразность - опора на национальные традиции народа; гуманизация межличностных отношений; опора на чувства воспитанников. Все это было свойственно и воспитательным системам, реализуемым в ССУЗах. Можно сказать, что акцент в воспитании ушел с коллектива и общих целей и задач, на интересы, чувства, достоинства конкретной личности воспитанника. На образовавшееся пустое пространство очень быстро стали претендовать западные ценности и идеалы, а то и различного рода религиозные секты и околорелигиозные культы и организации. Особенно подвержены постороннему влиянию студенты. Как уже упоминалось, при отсутствии идеологической и ценностной базы, студенты более восприимчивы к новым веяниям, к новым идеям, которые озвучиваются в СМИ, представителями сект, а то и эмиссарами террористов. Можно сказать, что в данный момент в СМИ проходит информационная война, где каждая из сторон преследует свои цели и задачи. Как общеизвестно, что важнейшими инструментами социализации выступают семья и учебное заведение, поэтому

родители и учителя выполняют центральную роль в процессе воспитания подрастающего поколения.

Исследовав программы развития профессиональных образовательных организаций (ПОО) [3], можно сказать, что в основном за всеобъемлющие воспитательные концепции берутся концепции, связанные со студенческим самоуправлением, КТД (коллективное творческое дело), с здоровье -сберегающими техниками, развитием патриотизма, ценностное развитие личности, профилактика девиантного поведения, создание благоприятной среды и т. п. В соответствии с этими концепциями и выстраивается система воспитательной работы в образовательных организациях. В образовательных организациях воспитательная работа строится на нескольких документах: устав организации, закон об образовании, «Конвенция о правах ребенка», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и многие другие документы. Но все же, к сожалению, очень часто конкретные концепции воспитания в ПОО не прописываются, а указываются всего лишь приоритетные направления в воспитательной работе. На них как раз и строят свою воспитательную работу и воспитательные мероприятия в образовательных организациях.

Этот год знаменателен тем, что отмечается 70-я годовщина победы над фашистской Германией - День Победы. Ситуация с празднованием Дня победы осложнилась в связи с конфликтной ситуацией на Украине. В современном мире и в России часто можно встретить подмену понятий, что такое патриотизм, что такое традиция, на основании мероприятий по подмене традиции и идеалов общества как раз и строятся механизмы различного рода «Оранжевых и арабских революций». Но человек, четко осознающий свое место и роль в обществе, знающий историю своего отчества и предков, не будет размениваться на сиюминутные выгоды и соблазны, поэтому особенно важным становится развитие патриотизма у молодежи посредством организации различного рода мероприятий, направленных на поддержание патриотического духа и пресечение попыток осквернить роль наших ветеранов в разгроме фашистской Германии. К примеру, 29 апреля 2015 года на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский государственный промышленно-гумани-тарный техникум им. А. В. Яковлева» состоялась научно-практическая конференция «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: технологии,

проблемы и перспективы». На данном мероприятии выступали представители профессиональных образовательных организаций, ответственных за выстраивание гражданско-патриотического воспитания молодежи в своих организациях. Такие мероприятия позволяют актуализировать имеющийся в профессиональных образовательных организациях педагогический опыт. На конференциях такого формата присутствуют заместители директора по воспитательной работе, преподаватели, библиотекари, социальные педагоги. Наибольшую значимость представляет вовлечение в деятельность обучающихся образовательных организаций.

К примеру, из 46 работ, представленных на областной конкурс ученических и студенческих научно-исследовательских работ «НОУ-2015» в секцию № 1. «Краеведение. История. Право», 30 работ были посвящены различным аспектам Великой Отечественной войны и вкладу наших земляков в победу. Были представлены работы по вкладу тружеников тыла: «Дети войны», «Книга памяти», «Хлеб войны» и т. п., где ребята изучили, исследовали боевой путь своих родственников - участников Великой Отечественной войны. Большой интерес представили работы студентов по сохранившемся памятникам советским воинам и другим мемориальным объектам: «История, к которой можно прикоснуться руками», «Назад в историю, или Заочная экскурсия по парку «Сад Победы», «Мемориальный комплекс воинской славы города Южноуральск» и т. п. Говорить о великом подвиге наших предков важно и нужно, но когда студенты самостоятельно прикасаются к истории, узнают о подвигах своих предков, то эффективность воспитательной работы повышается многократно. Часто студенты выступают перед своими однокурсниками, делясь опытом своих изысканий, не секрет, что у многих наших соотечественников предки воевали против фашизма, поэтому каждый может попробовать найти своих бабушку и дедушку на сайтах Министерства обороны, также на сайтах «Подвиг народа», «Память народа» и прочих.

Создавая атмосферу патриотической настроенности в образовательной организации, можно тем самым нивелировать многие конфликты, которые имеют место в российском социуме. Общеизвестно, что многие молодые люди имеют тягу к разной военной технике. На юбилейном параде Победы в г. Москве в 2015 году был произведен показ 7 новинок военной техники, в первую очередь нового танка Т-14 на базе универсальной

платформы «Армата», целесообразно привлекать внимание студентов к тематике военных парадов, а то и организовывать совместные походы и смотр военной техники в своем городе. Как показала научно-практическая конференция «Граждан-ско-патриотическое воспитание молодежи: технологии, проблемы и перспективы», такая работа в ПОО Челябинской области проводится, и обмен опытом между организациями положительно сказывается на дальнейшей работе в направлении выстраивания патриотического воспитания в профессиональных образовательных организациях.

Педагоги часто сталкиваются с результатами «диванной социализации», а то и с «уличной», когда воспитанники получают идеологическую подпитку с экранов телевизоров, а то и с улицы, всему этому противостоит целенаправленное патриотическое воспитание молодежи. Одним из форпостов этой работы и является патриотическая работа в образовательных организациях. На базе ГБОУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» ежегодно проходят научно-практические семинары по направлению патриотического воспитания. 17 марта 2015 года в ГБОУ ДПО ЧИРПО состоялся научно-практический семинар по теме: «70-я годовщина Победы над фашистской Германией как важный фактор укрепления патриотизма в молодежной среде». Были рассмотрены вопросы, касающиеся выстраивания системы патриотического воспитания молодежи в ПОО Челябинской области, были заслушаны выступления представителей ЧОУНБ (Челябинской областной универсальной научной библиотеки), волонтерской организации в честь 70-летия Победы, сотрудников ПОО Челябинской области, ответственных за выстраивание патриотического воспитания, представитель Челябинского государственного педагогического университета выступил с лекцией по теме семинара. Важной задачей таких семинаров является ориентировка специалистов по воспитательной работе в правильное, патриотичное русло воспитательной педагогики, также это возможность наладить контакты с коллегами и другими организациями осуществляющими деятельность в данном направлении.

Стоит отметить, что патриотическое воспитание реализуется во многих формах в образовательных организациях, к примеру, в 29 профессиональных образовательных организациях Челябинской области реализуется детско-взрослое образовательное производство, где имеется возможность производить различного рода продукцию, а также

оказывать услуги. Заместители директора учебно-производственной деятельности, и мастера производственного обучения подготавливая специалистов, могут производить также и патриотическое воспитание. Подготавливая выставку производимой в колледже продукции, представители ГБОУ СПО (ССУЗ) «Копейский политехнический колледж» на очередном расширенном заседании лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко» и научно-практический семинаре, который состоялся на базе колледжа 16 декабря 2014 года, поставили акцент на творчестве студентов. Многие поделки студентов были изготовлены в соответствии с военной тематикой, это сваренный из металла танк Т-34, самолет и другие изделия. Важной особенностью данного производства является его рентабельность, во-первых производство часто строится на отходах производственного обучения, во-вторых нет надбавок за аренду и электроэнергию, в-третьих это возможность оговорить свойства и качества готовой продукции с клиентом. Все это создает благоприятный фон для успешного формирования патриотических чувств в среде студентов проходящих обучение.

Учителя истории, социальные педагоги и библиотекари, зачастую играют центральную роль в патриотическом воспитании в профессиональных образовательных организациях. Посещаемые со студентами выставки и экскурсии, приуроченные ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, безусловно, играют положительную роль в становлении гражданина патриота, но более важным является системная и постоянная работа в данном направлении.

Организуемые посредством Министерства образования и науки мероприятия играют важную роль в становлении патриотического воспитания в образовательных организациях области, но все же центральную роль в этом процессе занимает сам воспитатель, педагог. Очень важно проводить обучение и повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций по направлению патриотического воспитания, ведь именно на местах формируется личность воспитанника и важнейшую роль в этом играет преподаватель. Организуя воспитательные мероприятия по тематике роли советских воинов и Советского союза в победе над фашистской Германией можно поднять уровень патриотизма в среде обучающихся.

Правительством Челябинской области разработан план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

В соответствии с планом Министерство образования и науки Челябинской области курирует мероприятия, организуемые в образовательных организациях так и в общих мероприятиях с привлечением студентов, к примеру: областная военно-спортивная игра «Зарница - Во Славу Отечества», областной конкурс сочинений «Герои Отечества -наши земляки», вахта памяти, аллея славы, где все желающие могли разместить фотографии своих отцов и дедов участников войны и прочее.

Систематизирующую роль выполняет областное методическое объединение (ОМО) заместителей директора по ВР и социальных педагогов, педагогов - психологов, библиотекарей, преподавателей ОБЖ в системе среднего профессионального образования Челябинской области. Деятельностью ОМО руководит Министерство образования и науки Челябинской области. Одной из функций ОМО является организация и проведение проблемных семинаров, конференций, педагогических чтений.

В сложных внешнеполитических условиях создавая мощный слой патриотически настроенных граждан можно нивелировать враждебную пропаганду, целью, которой является принижение роли в победе, осквернение памяти воинов Великой Отечественной войны и дискредитация России, как суверенного государства на международной арене. Стоит принимать максимальные усилия по обобщению опыта работы в ПОО Челябинской области по развитию патриотизма, привлекать широкий круг специалистов в этой области, привлекать к участию в мероприятиях, организуемых на различных уровнях обучаемых студентов. В данный момент можно сказать, что работа по развитию патриотизма в ПОО Челябинской области активизирована в немалой степени это было связано с непростой внешнеполитической обстановкой в мире и празднованием юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Но необходимо, чтобы данная работа была системной и регулярной, России нужны патриоты, патриоты являются важным элементом стабильного общества, того общества, которое даст стимул для успешного развития всего государства.

_Ш_

1. Архарова А. С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России: тезисы докладов научно-практической конференции. Рязань, 2001.

2. Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.

3. Крылов Д. А. Образование и наука в современном мире. М., 2001. 384 с.

4. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988. 304 с.

5. На службе Отечеству / под ред. Е. В. Савостьянова. М., 1998. 253 с.

6. Суворов В. Ледокол: Кто начал Вторую мировую войну? М., 1992.

7. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. 286 с.

Статья поступила в редакцию 15.01.2016 г.

Для цитирования: Лущиков В. В. Проектирование воспитательных мероприятий в образовательной организации как элемент в формировании полноценного гражданина патриота // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 30-34.

Об авторе

Лущиков Валерий Владимирович, заведующий лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» ГБОУ ДПО ЧИРПО, Челябинск, [email protected]

V. V. Lushchikov

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, Chelyabinsk

DESIGN OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION AS AN ELEMENT IN UPBRINGING OF THE REAL CITIZEN AND PATRIOT

The article considers the problem of designing the educational process in educational organizations. The study examined the use of events associated with the anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, as the basis for the construction of the educational system. The authors examine the existing experience in organizing events aimed at promoting patriotism among youth in vocational educational institutions of the Chelyabinsk region. Russia, which has appeared in a difficult economic and foreign policy conditions, must respond to the challenges of time. Unfortunately, at this moment in Russia there are problems with the organization of patriotic education of youth. Development of patriotism is seen as a necessity and one of the most effective ways of leveling the various conflicts and teen parenting issues. The article describes the main problems in the design of the educational process in the educational organization and the formation of patriotic students. Design process is presented as an effective mechanism for the development and implementation in practice of teachers of educational activity projects.

Keywords: design, activity, educational process, modeling, education, patriotism, educational systems, students, educational activities

_m_

1. Arkharova A. S. Patrioticheskoe vospitanie v vospitatel'noj sisteme shkoly [Patriotic education in the educational system of school education aspects]. Kraevedcheskie aspekty vospitanija grazhdanina Rossii: tezisy dokladov nauchno-prakticheskoj kon-ferencii. = Local history aspects of upbringing of Russian citizen: theses of reports of scientific and practical conference. Ryazan, 2001.

2. Kagan M. S. Chelovecheskaja dejatel'nost' [Human activity]. M., 1974. 328 p.

3. Krylov D. A. Obrazovanie i nauka v sovremennom mire [Education and science in the modern world]. M., 2001. 384 p.

4. Makarenko A. S. Vospitanie grazhdanina [Upbringing of the citizen]. M.: Prosveshhenie, 1988, 304 p.

5. Na sluzhbe Otechestvu [In the Service of the Fatherland], pod red. E. V. Savost'janova. M., 1998. 253 p.

6. Suvorov V. Ledokol: Kto nachal Vtoruju mirovuju vojnu? [Icebreaker: Who Started the Second World War?]. M., 1992.

7. Sukhomlinsky V. A. Kak vospitat' nastojashhego cheloveka [How to Raise a Good Man]. M., 1990. 286 p.

Submitted 15.01.2016.

Citation for an article: Lushchikov V V. Design of educational activities in the educational organization as an element in upbringing of the real citizen and patriot. Vestnik of Mari State University. 2016, no. 1 (21), pp. 30-34.

About the autor

Lushchikov Valerii Vladimirovich, laboratory manager "A. S. Makarenko's Pedagogics", Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, Chelyabinsk, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.