УДК 364.043.4
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В. В. Лущиков
Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск
Проведение мероприятий, направленных на профилактику девиаций в подростковой среде, очень актуально и важно в настоящее время. Наиболее остро стоит вызов обществу со стороны экстремистских и террористических организаций. Большой проблемой являются факты вовлечения обучающихся в экстремистские группировки и иные деструктивные организации, подталкивающие их к противоправной деятельности. В профессиональных образовательных организациях обучающиеся попадают в группу риска по распространению девиаций в связи с особенностями возраста и социального портрета студентов, и поэтому система повышения квалификации педагогических работников в направлении профилактики девиаций играет важную роль в общей системе мероприятий по снижению девиантных проявлений в подростковой среде. Одной из форм повышения квалификации педагогических кадров профессиональных образовательных организаций является проведение научно-практических семинаров. В Челябинском институте развития профессионального образования в рамках деятельности лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко» осуществляется деятельность по нескольким направлениям: организация и сопровождение деятельности педагогического сообщества преподавателей, реализующих идеи А. С. Макаренко, научно-методическое сопровождение деятельности профессиональных образовательных организаций по профилактике асоциальных проявлений и научно-методическое сопровождение деятельности по граж-данско-патриотическому воспитанию. В рамках этих направлений лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» организуется серия научно-практических семинаров, где рассматриваются вопросы, связанные с трудовым воспитанием, развитием патриотизма, профилактикой вовлечения молодежи в экстремистские организации, профилактика употребления психоактивных веществ и иных девиантных проявлений, на эти мероприятия с докладами приглашаются специалисты из различных сфер и ведомств, а также сотрудники профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Слушателями организуемых мероприятий являются все сотрудники образовательных организаций в зависимости от профиля работы. Особенностью работы лаборатории является размещение информации о проводимых мероприятиях на официальном сайте института. На сайте размещаются все материалы мероприятий, фото-, видеоотчет, программы и презентации. Все мероприятия транслируются по онлайн-системе и в них могут принять участие многие образовательные организации, находящие в отдалении от студии института.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, повышение квалификации, девиация, профилактика асоциальных проявлений, экстремизм, терроризм, радикализация, вербовка в экстремистские организации, трудовое воспитание, проектирование.
ACTIONS FOR PREVENTION OF EXTREMISM IN SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
V. V. Lushchikov
Chelyabinsk Institute of development of vocational education, Chelyabinsk
Holding actions of the deviations directed to prevention among teenagers is very urgent and important now. The challenge to society is particularly acute from the extremist and terrorist organizations. Big problems are the facts of involvement of students in the extremist groups and other destructive organizations pushing them to illegal activity. In the professional educational organizations students get into risk group on distribution of deviations in connection with features of age and a social portrait of students and therefore the system of professional development of pedagogical workers in the direction of prevention of deviations plays an important role in the general system of actions for decrease in deviant manifestations among teenagers. One of forms of professional development of pedagogical shots of the professional educational organizations is holding scientific and practical seminars. At the Chelyabinsk institute of development of professional education within activity of laboratory "A. S. Makarenko's Pedagogics" activities for several directions are carried out: the organization and maintenance of activity of pedagogical community of the teachers realizing A. S. Makarenko's ideas, scientific and methodical maintenance of activity of the professional educational organizations for prevention of asocial manifestations and scientific and methodical
© Лущиков В. В., 2017
maintenance of activities for civil patriotically education. Within these directions laboratory "A. S. Makarenko's Pedagogics" will organize a series of scientific and practical seminars where the questions connected with labor education, patriotism development, prevention of involvement of youth in the extremist organizations, prevention of the use of psychoactive agents and other deviant manifestations on these actions with reports are considered experts from various spheres and departments, and also the staff of the professional educational organizations of Chelyabinsk region are invited. Listeners of the organized actions is all staff of the educational organizations depending on a work profile. Feature of work of laboratory, placement of information on the held events on the official site of institute is. All materials of actions, a photo, video the report, programs and the presentations are posted on the website. All actions are broadcast on the on-line system and many educational organizations finding in a distance from studio of institute can participate in them.
Keywords: education, educational work, professional development, deviation, prevention of asocial manifestations, extremism, terrorism, radicalization, recruitment in the extremist organizations, labor education, designing.
Организация специальных мероприятий в образовательных организациях, ориентированных на противодействие вовлечению обучающихся образовательных организаций в экстремистские и террористические организации, в данный момент является очень актуальной и важной задачей. Соответственно, на передний план выходит организация повышения квалификации педагогических кадров профессиональных образовательных организаций (далее ПОО) по проблеме профилактики экстремизма и радикализма в студенческой среде. Зачастую педагогический работник является именно тем человеком, который может в некоторых случаях повлиять на обучаемых и упредить процесс вовлечения студента в деятельность деструктивных культов и экстремистских организаций. Экстремистские организации совершенствуют свою работу, придумывая новые способы вербовки и распространения экстремистской литературы. Об этом должны быть осведомлены педагогические работники и руководители организаций.
В Челябинском институте развития профессионального образования (ГБУ ДПО ЧИРПО) регулярно (не реже раз в семестр) проводятся областные обучающие научно-практические семинары соответствующей тематики, основной задачей которых является повышение квалификации педагогических кадров профессиональных образовательных организаций Челябинской области [6, с. 82]. Мероприятия организуются с целью погружения в проблему и выработки конструктивных педагогических решений, и формирования мнения о роли педагогических работников в нивелировании ситуации. Приводятся и обсуждаются различные методы и технологии для разрешения существующих трудностей в решении этой проблемы. Зачастую на семинары приглашаются специалисты различных государственных ведомств, общественных организаций, наиболее компетентных в рассматрива-
емых вопросах, а также ученые и педагоги, изучающие и решающие этот вопрос на практике. На этих мероприятиях аккумулируется опыт работы профессиональных образовательных организаций Челябинской области, на семинарах педагогические работники делятся опытом с коллегами. На официальном сайте ГБУ ДПО ЧИРПО (http://www.chirpo.ru/) в разделе деятельность лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко» по итогам проведенных мероприятий размещается информационный, а также фото-, видеоотчет, любой заинтересованный человек может ознакомиться с содержанием прошедшего мероприятия, скачать программу, презентации докладчиков и другой методический материал. Обучение по тематике противодействия экстремизму и терроризму проходят в ГБУ ДПО ЧИРПО с 2013 года, на данный момент проведено 9 областных научно-практических семинаров, тематика которых приведена в таблице.
Областные научно-практические семинары по профилактике экстремизма и радикализма в студенческой среде / Regional scientific and practical seminars on the prevention of extremism and radicalism in the student environment
№ Тема / Subject Дата / Date
1 2 3
1. «Профилактика терроризма и предупреждение вовлечения обучающихся ПОО в экстремистские организации» 05 декабря 2013 года
2. «Развитие толерантности и предупреждение вовлечения обучающихся ПОО в экстремистские организации» 18 марта 2014 года
3. На базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Озерский технический колледж» научно-практический семинар по теме «Развитие толерантности и предупреждение вовлечения обучающихся ПОО в экстремистские организации 25 сентября 2014 года
Продолжение табл.
1 2 3
4. «Теоретические и практические аспекты организации медиабезопасной образовательной среды профессиональных образовательных организаций» 7 апреля 2015 года
5. «Организация работы по профилактике и противодействию распространения радикальных и экстремистских идей и материалов в ПОО Челябинской области» 29 сентября 2015 года
6. «Религиозное мировоззрение и воспитание патриотизма в молодежной среде» 28 января 2016 года
7. Инструктивно-методическое совещание библиотекарей по организации работы библиотеки ПОО с «Федеральным списком экстремистских материалов» 29 марта 2016 года
8. «Противодействие вовлечению обучающихся ПОО в экстремистские организации и деструктивные культы» 13 октября 2016 года
9. «Предупреждение вовлечения обучающихся в деструктивные культы и экстремистские организации» 25 апреля 2017 года
Основным контингентом слушателей данных мероприятий являются руководящие и педагогические работники профессиональных образовательных организаций: директора, заместители директора по воспитательной работе, социальные педагоги, психологи, преподаватели истории, основ безопасности жизнедеятельности и другие заинтересованные педагоги, а также библиотечные работники. В мероприятиях участвуют ПОО, как подведомственные Министерству образования и науки Челябинской области, так и неподведомственные, но входящие в Ассоциацию ПОО региона. Факт участия в мероприятиях такой направленности широкого круга специалистов от разных организаций свидетельствует об актуальности и важности решения проблем, связанных с экстремизмом и терроризмом.
В условиях высокой компьютеризации российского общества одним из центральных каналов распространения экстремистской идеологии являются средства СМИ, мультимедиа и Интернет [1, с. 198]. Одним из вопросов, часто рассматриваемых на семинарах, является информационная безопасность образовательных организаций и компьютерная грамотность студентов. В Челябинской области были случаи нахождения в фондах библиотек ПОО материалов, внесенных в реестр запрещенных экстремистских материалов [4, с. 88], поэтому семинары для библиотечных специалистов, а также заседания областного методического объединения библиотечных специалистов выпол-
няют важную сдерживающую функцию в профилактике экстремизма. На таких семинарах решаются вопросы, связанные с проверкой библиотечных фондов на наличие экстремистских материалов, а также изучаются нормативно-правовые документы по проблеме.
В рамках традиционных курсов повышения квалификации педагогических кадров ПОО разработан и реализуется модуль по программе «Развитие толерантности и предупреждение вовлечения обучающихся в экстремистские организации». Программа модуля предусматривает изучение следующих вопросов: понятие и признаки экстремизма, терроризма и радикализма, виды экстремистской и радикальной деятельности, профилактика экстремистской деятельности в учебном заведении и дерадикализация студентов [5, с. 32].
Для широкого информирования и применения в педагогической практике издательством ГБУ ДПО ЧИРПО за последнее пятилетие были изданы методические рекомендации «Медиабезопас-ность: методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений» и учебно-методические пособия «Профилактика экстремизма и предупреждение терроризма в учебных заведениях» и «Особенности работы с подростками осложненного поведения». На официальном сайте ГБУ ДПО ЧИРПО в разделе научно-методическое сопровождение профилактики асоциального поведения среди обучающихся систематически размещается актуальная информация по проблематике, научно-методические материалы, а также актуальные приказы Министерства образования и науки Челябинской области, которые могут быть использованы педагогическими работниками образовательных организаций.
Информация о проводимых ГБУ ДПО ЧИРПО мероприятиях размещена на Федеральном интернет-ресурсе «Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации» проекта Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет.
Помимо научно-практических семинаров для педагогов институт проводит мероприятия для студентов ПОО, в частности, тематические олимпиады патриотической направленности. Так, например, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 24 марта 2016 года № 01/808 «О проведении в 2016 году областной заочной олимпиады, посвященной юбилейным датам военной истории России, среди
обучающихся профессиональных образовательных организаций» 5 мая 2016 года ГБУ ДПО ЧИРПО организовал проведение второго этапа этой областной заочной олимпиады в дистанционном режиме. В олимпиаде приняли участие 232 обучающихся от всех 47 ПОО Челябинской области. Мы полагаем, что мероприятия патриотической направленности играют важную роль в системе противодействия распространению экстремизма, так как именно духовный мир подростка подвергается обработке и трансформации. Гражданин-патриот по определению не будет стремиться примкнуть к экстремистским и террористическим организациям. Становление и развитие патриотизма является одним из векторов работы лаборатории. С периодичностью раз в семестр организуются обучающие мероприятия для управленческих и педагогических работников ПОО соответствующей тематики [5, с. 109].
Еще одним эффективным направлением противодействия вовлечению студентов ПОО в деструктивные культы и экстремистские организации является организация их трудовой деятельности на основе студенческого самоуправления [4, с. 88]. Как известно, выстроенная отечественным педагогом А. С. Макаренко подобным образом система воспитания не давала педагогического брака даже в среде малолетних правонарушителей. В этой связи на заседаниях лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко» транслируется опыт организации трудовой деятельности и студенческого самоуправления таких ПОО, как ГБПОУ «Миасский строительный техникум», ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум», в рамках функционирования региональных инновационных площадок показавших, что самоуправление является эффективным механизмом организации трудовой и иной деятельности студентов. В условиях активно развивающегося коллектива обучающихся и его самоорганизации, а также осуществления трудовой деятельности наиболее успешно ликвидируется эмоциональная за-крепощенность, отчужденность, скованность, конформность поведения, как раз те характеристики, на основе которых выделяется группа риска по вовлечению в экстремистскую деятельность [2, с. 142].
Систематическая работа по организации мероприятий, направленных на ликвидацию антиэкстремистской неграмотности в рамках повышения квалификации работников ПОО, является одним из способов противоборства экстремизму и терроризму [8; 9]. Использование системы видеоконфе-ренцсвязи позволяет транслировать областные семинары института в онлайн-режиме, что существенно расширяют количество ПОО, участвующих
в обсуждении об этой важной проблемы, так как многие организации расположены в отдаленных от областного центра районах Челябинской области.
Подводя итог, можно сказать, что в ГБУ ДПО ЧИРПО выстроена эффективная система повышения квалификации работников ПОО, контингент обучающихся в которых попадает в группу риска распространения девиаций [7, с. 63]. Подготовленность к профилактической работе с подростками группы риска [3, с. 125] позволяет снижать уровень распространенности девиантного поведения или заблаговременно фиксировать появление в поведении или умонастроении подростков неблагоприятных тенденций, связанных с радикализацией, вовлечением в экстремистские организации и криминализацией [10, с. 133].
Литература
1. Антонов О. Ю. Криминалистическая модель экстремистской преступной деятельности в сети интернет и ее использование в борьбе с экстремизмом // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. № 6 (29). С. 195-202. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=27519925
2. Бочкарева Т. С. Социальные представления молодежи об экстремизме и патриотизме // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 41-2. С. 138-156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26331431
3. Ларионова К. Ж. О молодежном экстремизме // Наука и современность. 2014. № 27. С. 123-126. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21166317
4. Лущиков В. В. Педагогическое наследие А. С. Макаренко как инструмент профилактики асоциальных проявлений у студентов профессиональных образовательных организаций // Научно-практический журнал «Инновационное развитие профессионального образования». 2016. № 4 (12). С. 87-90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27389612
5. Лущиков В. В. Проектирование воспитательных мероприятий в образовательной организации как элемент в формировании полноценного гражданина патриота // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1(21). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25765061
6. Лущиков В. В. Проектирование мероприятий по профилактике асоциальных проявлений среди обучающихся профессиональных образовательных организаций // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет. 2016. С. 79-83. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26258469
7. Ногерова М. Т., Догучаева Т. А., Кочкарова М. Р. Гражданская идентичность в структуре детерминации представлений студентов об экстремизме // Научное мнение. 2016. № 4-5. С. 60-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25964828
8. Рязанов Д. С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2014. Т. 7. С. 177-184. URL: https:// elibrary.ru/item. asp?id=21366321
9. Сальников Е. В. Проблемы противодействия экстремизму: минимизация и (или) ликвидация его последствий в составе механизма противодействия экстремизму // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 3. С. 107-118. URL: https://eHbrary.ra/item.asp?id = 17264511
10. Турчин С. А. К вопросу об организованном экстремизме // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11. С. 132-134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25321774
References
1. Antonov O. Yu. Kriminalisticheskaya model' ekstremistskoi prestupnoi deyatel'nosti v seti internet i ee ispol'zovanie v bor'be s ekstremizmom [Criminalistic model of extremist criminal activity in the Internet and its use in the fight against extremism]. Biblioteka kriminalista. Nauchnyi zhurnal = Library of the criminalist. Science Magazine, 2016, no. 6 (29), pp. 195-202. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=27519925 (In Russ).
2. Bochkareva T. S. Sotsial'nye predstavleniya molodezhi ob ekstremizme i patriotizme [Social representations of youth about extremism and patriotism]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Modern trends in economics and management: a new view, 2016, no. 41-2, pp. 138-156. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id = 26331431 (In Russ).
3. Larionova K. Zh. O molodezhnom ekstremizme [On Youth Extremism]. Nauka i sovremennost' = Science and Modernity, 2014, no. 27, pp. 123-126. Available from: https://elibrary.ru/ item.asp?id = 21166317 (In Russ).
4. Lushchikov V V Pedagogicheskoe nasledie A. S. Makarenko kak instrument profilaktiki asotsial'nykh proyavlenii u studentov professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsii [Pedagogical heritage of A. S. Makarenko as an instrument of prevention of antisocial manifestations of students of professional educational organizations]. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obra-zovaniya = Innovative Development of Vocational Education, 2016, no. 4 (12), pp. 87-90. Available from: https:// elibrary.ru/item.asp?id = 27389612 (In Russ).
5. Lushchikov V. V. Proektirovanie vospitatel'nykh meropri-yatii v obrazovatel'noi organizatsii kak element v formirovanii polnotsennogo grazhdanina patriota [Designing educational activities in the educational organization as an element in the formation of a full-fledged citizen as a patriot]. Vestnik Mariis-kogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2016, no.1(21). Available from: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25765061 (In Russ).
6. Lushchikov V. V. Proektirovanie meropriyatii po profil-aktike asotsial'nykh proyavlenii sredi obuchayushchikhsya profes-sional'nykh obrazovatel'nykh organizatsii [Designing measures for the prevention of antisocial manifestations among students of professional educational organizations]. Bezopasnost' zhizned-eyatel'nosti: nauka, obrazovanie, praktika: materialy VI Mezhre-gional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem = Life safety: science, education, practice materials of the VI Interregional Scientific and Practical Conference with international participation. Sakhalin State University, Sakhalinskii gosudarstvennyi universitet, 2016, pp. 79-83. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=26258469 (In Russ).
7. Nogerova M. T., Doguchaeva T. A., Kochkarova M. R. Grazhdanskaya identichnost' v strukture determinatsii predstavlenii studentov ob ekstremizme [Civil Identity in the Determination Structure of Students' Presentations on Extremism]. Nauchnoe mnenie = Scientific Opinion, 2016, no. 4-5, pp. 60-65. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=25964828 (In Russ).
8. Ryazanov D. S. Religioznyi ekstremizm, religiozno-politi-cheskii ekstremizm i religioznyi fundamentalizm: obshchee, oso-bennoe, edinichnoe [Religious extremism, religious and political extremism and religious fundamentalism: general, special, individual]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie = News of Irkutsk State University. Series: Political science. Religious studies, 2014, vol. 7, pp. 177-184. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=21366321 (In Russ).
9. Sal'nikov E. V. Problemy protivodeistviya ekstremizmu: minimizatsiya i (ili) likvidatsiya ego posledstvii v sostave mekhan-izma protivodeistviya ekstremizmu [Problems of counteraction to extremism: minimization and (or) liquidation of its consequences as part of the mechanism of counteraction to extremism]. Leningradskii yuridicheskii zhurnal = Leningrad legal journal, 2011, no. 3, pp. 107-118. Available from: https://elibrary.ru/ item.asp?id=17264511 (In Russ).
10. Turchin S. A. K voprosu ob organizovannom ekstremizme [On the question of organized extremism]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Herald of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Herald of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, no. 11, pp. 132-134. Available from: https://elibrary.ru/ item. asp?id=25321774 (In Russ).
Статья поступила в редакцию 4.07.2017 г.
Submitted 4.07.2017.
Для цитирования: Лущиков В. В. Мероприятия по профилактике экстремизма в системе профессиональных образовательных организаций // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 27-31.
Citation for an article: Lushchikov V. V. Actions for prevention of extremism in system of professional educational organizations. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 4 (28), pp. 27-31.
Лущиков Валерий Владимирович, заведующий лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко», Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, luschikovvv@yandex. т
Valery V. Lushchikov, head of the laboratory "A. S. Makarenko's Pedagogics", Chelyabinsk Institute of development of vocational education, Chelyabinsk, luschikovvv@yandex.r