ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
А. А. Харжевская*,
Московский педагогический государственный университет, Москва, Российская Федерация, 119991
66
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности учителя музыки в работе с одарёнными учащимися, имеющими трудности в обучении; обсуждается возможность «педагогического рефрейминга» отношения бакалавров музыкального образования к детям с различными психологическими особенностями. Отдельное внимание уделено организации занятий в системе музыкального образования с учётом индивидуальных особенностей школьников с целью развития их психологической ресурсности и успешности. В качестве методологических оснований анализируются педагогические труды Д. Б. Богоявленской, Е. И. Щеблановой, Ф. Монкса, И. Ипенбург, М. Плясовой, В. П. Эфроим-сона, С. Судзуки, Т. Песонен, посвящённые выявлению и развитию одарённости детей. В контексте рассмотрения взаимодействия феноменов одарённости и личностной ресурсности и их влияния на успешность детей изучаются различные системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями в обучении, описывается формирование у студентов компетенции «готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса» (ОПК-3) в рамках разработанного спецкурса. Излагаются содержание и некоторые результаты опытно-поисковой работы по формированию готовности бакалавров музыкального образования к развитию личностных ресурсов школьников в процессе музыкальной деятельности.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, музыкальная деятельность, педагогический рефрейминг, импрессинг, личностные ресурсы, одарённые дети, скрытая одарённость, учащиеся с трудностями в обучении, неуспешные одарённые школьники, дважды исключительные дети.
* Научный руководитель - доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор А. В. Торопова.
TRAINING ОF FUTURE TEACHERS-MUSICIANS TO WORK WITH GIFTED STUDENTS, HAVING LEARNING DIFFICULTIES
Anna A. Kharzhevskaia*,
Moscow Pedagogical State University (MSPU), Moscow, Russian Federation, 119991
Abstract. The article is devoted to the problem of developing the music teachers' competence in the field of student's support for children with learning disabilities. The theme of identification and development of the children's talent is analyzed in pedagogical scientific works such as D. B. Bogoyavlenskaya, E. I. Shcheblanova, F. Monks, I. Ipenburg, M. Plyasova, V. P. Efroimson, S. Suzuki, T. Pesonen. Special attention is paid to the development problem value of schoolchildren potential in the system of additional education, as well as the interaction of the phenomena of giftedness, and potential, and their impact on the success of children. The aim of the study is to develop the willingness of Bachelor students of music education to assist the individualized disclosure of personal resources and hidden talent of students with different psychological characteristics that promote learning disabilities in the process of musical activity. The course of scientific research "Psychological and Pedagogical Tracking of Gifted Students with Learning Disabilities in the Process of Musical Activity" is created and is directed to develop the following competence: "Readiness to Psychological and Pedagogical tracking of teaching and educational process". Experimental and search work on the formation of readiness Bachelor students of music education to develop personal resources and success consisted in "pedagogical re-framing" of the relationship of Bachelors to children with different psychological characteristics; it is based on a study of adaptive Psychological and Pedagogical works within the framework of the special developed course, the conduct of conversations and discussions in carrying out two course sections presented by questionnaires, interviewing students before and the end by helping them to find a place in the discipline. Training Bachelor students of music education to support for gifted children with learning disabilities was implemented through prism of following topics: personal resources, musical inclination, "unsuccessful gifted" schoolers, "twice exceptional" children, hidden talents etc. For the purpose of mastering these phenomenas are studied through cognitive, affective and behavioral levels. The prospects for further research are seen in the identification of pedagogical conditions, methods and means for creating a scientific model, aimed at formation of music teachers' competence in tracking students with learning disabilities.
67
Keywords: psychological and pedagogical tracking, musical activity, pedagogical refra-ming, impressing, personal resources, gifted children, hidden talent, students with learning disabilities, unsuccessful gifted children, twice exceptional children.
* Scientific supervisor - Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychological Sciences, Professor А. V. Toropova.
68
Актуальность проблемы подготовки будущих педагогов-музыкантов к развитию личностных ресурсов школьников
В современной музыкально-педагогической практике возникла острая необходимость в формировании у бакалавров музыкального образования психолого-педагогической компетенции в виде «осуществления педагогического сопровождения процессов социализации» учащихся, а также прогностической компетенции, то есть «умения определять перспективы роста, зоны ближайшего развития своих учеников» [1]. Данная потребность обусловлена недостаточной изученностью взаимодействия таких феноменов, как одарённость и личностная ресурсность, а также их влияния на успешность, самореализацию и самоактуализацию школьников как в процессе обучения, так и в других сферах жизни. В настоящий момент такая подготовка осуществляется косвенным образом, размыта по разным дисциплинам и не всегда осознаётся студентами как проблема, заслуживающая внимания.
Решение проблемы видится в разработке специальных программ подготовки бакалавров музыкального образования к психолого-педагогическому сопровождению и развитию в процессе музыкальной деятельности личностных ресурсов одарённых учащихся и учащихся с трудностями в обучении. В содержание подобных программ важно включить такие темы, как личностные ресурсы, музыкальные склонности, «неуспешные одарённые школьники» [2], «дважды исключительные дети» [Там же], скрытая одарённость и т. п., что позволит будущим педагогам-музыкан-
там освоить методы работы с такими учащимися на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях.
Основные понятия
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы, необходимо дать определения ключевым понятиям исследования.
Одарённость - это «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» [3, с. 22].
Психологической ресурсностью и ресурсами личности являются, по мнению Б. И. Беспалова, «потенциально возможные способы, которые можно рассматривать как психологические ресурсы человеческих действий» [4, с. 51]. Это потенциальные возможности личности, освоенные человеком и, возможно, неиспользуемые способы восприятия, мышления, памяти, пути использования знаний, а также способности к усвоению новых умений и знаний, которые могут актуализироваться при обучении и быть востребованы по необходимости.
Под успешностью подразумевается успешность действия (в формулировке А. В. Петровского), то есть «эффективность навыка». Успешность «зависит от того, насколько эти приёмы соответствуют цели, объектам и условиям действия» [5, с. 172].
Неуспешные одарённые школьники -разнородная группа детей, в которой представлены все виды и уровни одарённости в комбинации со всевозможными трудностями в обучении [2, с. 134].
Рефрейминг - «название группы методик нейролингвистического программирования, предложенных основоположника-
ми этой психотехнологии Дж. Грин-дером (J. Grinder) и Р. Бендлером (R. Bandler). Термин образован от английского слова frame (переформирование) и отражает психологические цели методики - изменение отношения» [6; 7].
Дважды исключительные дети (twice, double or dual exceptional) - «...одновременное признание их [детей] высокой общей одарённости, с одной стороны, и трудностей в учении (вплоть до неспособности к обучению чтению, счёту, письму и т. д.), с другой стороны. В некоторых странах это обозначение является официальным диагнозом, который ставится специалистами и предполагает оказание специальной психолого-педагогической консультативной и/или коррекцион-ной помощи» [2, с. 77].
Скрытая одарённость «проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребёнка. Его могут отнести к числу "неперспективных" и лишить необходимой помощи и поддержки...» [8, с. 26].
Целевая направленность и исходные теоретические
основания исследования
Фокусом данного исследования стала проблема развития компетентности учителей музыки в работе с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Как свидетельствуют учёные-психологи Е. И. Щебланова [2] и А. В. Торопова [9], нередко такие учащиеся обладают скрытой одарённостью, выявить которую могут только специальные усилия учителя, направленные на укрепление личностных ресурсов,
повышение успешности, самоактуализацию и самореализацию учащихся (эмоциональная удовлетворённость, экспрессия индивидуальности каждого ребёнка, повышение самооценки).
Проблема психологического воздействия музыки на музыкальных занятиях обычно рассматривается с точки зрения развития музыкальных способностей, интеллекта, эмоциональной сферы личности. Влияние же музыки на более общие психологические ресурсы личности почти не исследовалось в отечественной психолого-педагогической науке. На протяжении Х1Х-ХХ веков в поле зрения педагогов-просветителей, педагогов-музыкантов и психологов чаще оказывалось лишь изучение профессионального музыкального образования. Восполнить образовавшийся пробел, на наш взгляд, могло бы создание программы психолого-педагогического сопровождения школьников с трудностями в обучении в процессе музыкальной деятельности. Целесообразность разработки данного стратегического направления исследования опиралась на следующие теоретические основания:
1. Музыкальные занятия способствуют повышению психологической ресурсности обучающихся разных возрастных групп (на материалах теоретических исследований А. В. Торопо-вой [9-14], Е. В. Зеличёнок [15]). Латеральным продуктом, или «побочным эффектом», активизации музыкальной деятельности учащихся становится расширение круга общения, состоящего из единомышленников, что позволит обучающимся легче найти общие интересы, свободно строить взаимоотношения. Это поможет сформироваться адекватной самооценке, развить коммуникативность, обрести уверен-
69
70
ность в собственных силах, выработать самодисциплину, что, в свою очередь, будет способствовать позитивному восприятию окружающей социальной среды, обретению активной социально-жизненной позиции, самореализации, успешности, повышению уровня культуры межличностных отношений и уровня психологической устойчивости (жизнестойкости в формулировке Д. А. Леонтьева) [16].
2. Согласно идеям B. А. Сухомлин-ского, будущим педагогам-музыкантам следует помнить, что «музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Воспитание человека представляет собой сложный процесс, развитие же личностных ресурсов является лишь его частью [17].
3. Изучение зарубежных программ подготовки специалистов разных областей для работы с особенными учащимися, в частности с «дважды исключительными» детьми, позволит будущим отечественным педагогам-музыкантам овладеть методами диагностики и развития учащихся, не проявляющих яркого дарования или вообще испытывающих трудности в обучении.
4. «Педагогический рефрейминг» -отношение бакалавров музыкального образования к детям с различными психологическими особенностями с целью недопущения превращения учащихся с разным уровнем способностей в неуспешных школьников - возможен через проведение теоретических и практических занятий со студентами, посвя-щённых проблеме и методам развития личностных ресурсов учащихся.
5. Содержание и методы педагогической модели подготовки бакалавров музыкального образования к развитию личностных ресурсов учащих-
ся должны быть ориентированы на реализацию следующих теоретико-методических положений:
• педагогическая поддержка склонностей учащихся к музыкальной деятельности;
• создание вариативной музыкально развивающей среды в сфере общего музыкального образования;
• построение индивидуальных педагогических стратегий в развитии личностных ресурсов учащихся, способствующих накоплению опыта успешности и ценности его достижений для окружающих.
Данные теоретические положения были положены в основу авторского спецкурса.
Авторский спецкурс «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся с трудностями в обучении в процессе музыкальной деятельности»
В ходе исследования была создана и апробирована рабочая программа спецкурса «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся с трудностями в обучении в процессе музыкальной деятельности», целью которой стало формирование готовности бакалавров музыкального образования содействовать в процессе музыкальной деятельности индивидуализированному раскрытию скрытой одарённости учащихся с различными психологическими особенностями, приводящими к неуспешности в учёбе. Реализация программы была направлена на формирование у будущих педагогов-музыкантов компетенции «готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3)» [18].
Содержание дисциплины представлено пятью разделами, каждый из кото-
рых посвящён как проблеме выявления одарённых детей из числа неуспешных, так и развитию личностных ресурсов учащихся с трудностями в обучении. В ходе освоения программы студенты знакомились с зарубежными образовательными системами, с трудами отечественных учёных, участвовали в дискуссиях, направленных на преодоление стереотипов о невозможности наличия неуспешности у одарённых детей.
Ниже представлен список тем, вынесенных в название разделов, с указанием основных источников, освоение которых в них предусмотрено:
1. Значение природных и социальных факторов проявления и развития скрытой одарённости [19; 20].
2. Сравнительный анализ зарубежных образовательных систем в сфере общего и дополнительного музыкального образования (на примере скандинавских стран, Японии, Венгрии, Голландии и др.) [21-27].
3. Основные положения российской «Рабочей концепции одарённости» [8].
4. Основные теоретические и методологические установки Е. И. Ще-блановой [2] в отношении «неуспешных одарённых школьников». Потоковое состояние и его применение в педагогике [28].
5. Практический опыт учителей музыки в развитии личностных ресурсов учащихся посредством музыкальных занятий [29].
Описание этапов исследования
Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе музыкального факультета МПГУ. В исследовании приняли участие 25 бакалавров 5 курса. В ходе эксперимента была предпринята попытка узнать особенности отно-
шения современных студентов - будущих учителей музыки - к учащимся с трудностями в обучении и к одарённым школьникам.
Исследование проходило в несколько этапов и опиралось на такие эмпирические методы, как беседа и анкетирование студентов, а также написание эссе на заданную тему. В ходе практической работы со студентами был проанализирован музыкально-педагогический опыт будущих учителей музыки, прошедших к данному моменту педагогическую практику в общеобразовательных школах или в учреждениях дополнительного музыкального образования. В рамках эксперимента проводились лекции и семинары, результатом которых предполагался «педагогический рефрейминг» отношения бакалавров музыкального образования к связи одарённости, ресурс-ности и успешности учащихся.
Первый контрольный срез представлял собой анкетирование, целью которого являлось определение стилей преподавания музыкальных дисциплин, а также уровня эмпатии студентов. Для этого были использованы «Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения» О. Н. Бочаровой [30] и тест Ю. М. Орлова и Ю. Н. Емельянова «Самооценка эмпатических способностей» [31].
Помимо тестирования, студенты заполняли анкеты, включающие следующие вопросы:
• Что, по вашему мнению, подразумевается под понятиями «одарённый ребёнок», «музыкальная одарённость»?
• Приходилось ли вам встречаться с одарёнными детьми?
• Какими личностными качествами обладают или должны обладать одарённые дети?
71
72
• Могут ли одарённые дети испытывать трудности в обучении, как их правильно обучать?
• Стоит ли создавать специальные образовательные учреждения для обучения одарённых детей?
• Нужна ли специальная подготовка учителей для работы с одарёнными детьми?
• Имеет ли смысл словосочетание «неуспешные одарённые школьники»?
• Имеет ли смысл поиск одарённых школьников среди неуспешных учащихся?
Большинство студентов (около 92%) утверждали, что трудности в обучении несвойственны одарённым детям в области их интересов, однако половина опрашиваемых допускала возможность плохой успеваемости по другим школьным дисциплинам. Среди причин неуспешности учащихся были названы: нацеленность школьной программы на «среднего» ученика; отсутствие мотивации со стороны одарённых детей; неподготовленность учителей к работе с «нестандартными» детьми; неприятие одарённого ребёнка сверстниками.
Мнения студентов в отношении термина «неуспешные одарённые» школьники разделились. Половина испытуемых посчитала, что подобное словосочетание лишено смысла, другие же отмечали, что это возможно только в случае, если одарённым детям скучно на занятиях и они перестают готовиться к урокам, и называли причину - некомпетентность педагогов.
В рамках формирующего этапа исследования вышеобозначенные темы изучались с точки зрения их практического применения в ходе обучения детей музыке. Рассматривались конкретные примеры из преподаватель-
ской практики студентов, которые они описывали в эссе. Важное место занимало составление индивидуальных траекторий развития учащихся.
Основными причинами неуспеваемости одарённых детей в общеобразовательной школе были названы:
• хроническое отсутствие или недостаток стимуляции, замедленное обучение в классе;
• давление сверстников, требующее соответствия «обычным нормам», необходимости «быть похожим на остальных»;
• одиночество, отвержение одноклассниками и образовательным учреждением и т. д. [24, с. 74].
Следующим этапом работы, способствующим преодолению предвзятого отношения со стороны будущих педагогов-музыкантов к неуспешным учащимся, являлось знакомство с возможными отклонениями таких детей от «среднего» уровня обучаемости.
Второй контрольный срез заключался в анкетировании студентов, которым предлагалось ответить на вопросы, частично совпадающие с заданными в начале эксперимента, чтобы проследить динамику взглядов будущих учителей музыки на данную проблему. Изменения в отношении студентов к неуспешным учащимся показаны в таблице, где приведены наиболее типичные ответы бакалавров, полученные в начале и в конце эксперимента.
На основании приведённых в таблице данных можно считать, что был осуществлён «педагогический рефрейминг» отношения будущих учителей музыки к учащимся с трудностями в обучении. Все студенты после более глубокого изучения данной проблемы к окончанию опытно-поисковой работы отмечали изменение своих взглядов на одарённость.
Сравнительная характеристика отношения будущих педагогов-музыкантов
к неуспешным учащимся, %
Наиболее часто встречающиеся ответы-утверждения студентов Первый контрольный срез Второй контрольный срез
Одарённый ребёнок может испытывать трудности в обучении 8 92
Одарённый ребёнок может отставать в вербальном развитии 8 64
Одарённым детям могут быть свойственны нарушение внимания и гиперактивность 4 92
Трудности в обучении несвойственны одарённым детям в области их интересов 92 50
Импрессинги и стимулирующая среда помогают развитию одарённости 0 84
Возможна плохая успеваемость одарённых детей по всем предметам, за исключением тех, которые соответствуют области выявленной одарённости 25 75
Необходимость создания специализированных школ и центров для одарённых детей 40 64
Словосочетание «неуспешные одарённые школьники» имеет смысл 40 92
Необходимо искать одарённых детей среди неуспешных учащихся 20 92
Выводы
Результаты проведённого исследования свидетельствуют о положительном характере состоявшегося «педагогического рефрейминга» отношения бакалавров музыкального образования к учащимся с трудностями в обучении.
Таким образом, формирование готовности бакалавров музыкального образования к развитию личностных ресурсов учащихся может быть осуществлено при условии включения в содержание программ подготовки бакалавров музыкального образования следующих тем: личностные ресурсы, музыкальные склонности, «неуспешные одарённые школьники», «дважды исклю-
чительные» дети, скрытая одарённость и других с целью рассмотрения этих понятий на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях и проектирования на этой основе формирования педагогических условий психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями в обучении.
Перспективы дальнейшего исследования видятся в выявлении и описании педагогических условий, методов и средств, то есть в создании научной модели, направленной на формирование компетентности учителей музыки в сфере психолого-педагогического сопровождения учащихся с трудностями в обучении.
73
Автор благодарен кафедре методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета за об-
суждение материалов статьи и советы по совершенствованию предложенной концепции.
The author is grateful to the faculty of Methodology and Pedagogical Technologies in Music Education of the Moscow Pedagogical State University for discussion of the article and the tips for improving the proposed concept.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шарова, Е. Н. Эталонная модель компе-тентностей педагогического работника [Электронный ресурс] / Е. Н. Шарова. -URL: http://shen.volkpb.edusite.ru/p19aa1. html (дата обращения: 10.01.2018).
2. Щебланова, Е. И. Неуспешные одарённые школьники [Текст] / Е. И. Щебланова. - М. ; Обнинск : Изд-во ИГ-СОЦИН, 2008. - 212 с.
3. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б. М. Теплов. - М. : Наука, 1961. - 312 с.
4. Беспалов, Б. И. Деятельностная концепция «психических и личностных ресурсов» субъекта труда [Текст] // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России : материалы Международной научно-практической конференции / Б. И. Беспалов. - Ставрополь ; М., 2006. -С. 51-54.
~in 5. Петровский, А. В. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1976. - 479 с.
6. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / под ред. Б. Д. Карвасарского. -2-е изд. - СПб. : Питер, 2000. - 797 с.
7. Бендлер, Р. Используйте свой мозг для изменений [Текст] / Р. Бендлер. - СПб. : Ювента, 1998. - 176 с.
8. Рабочая концепция одарённости [Текст] / отв. ред. Д. Б. Богоявленская ; науч. ред. В. Д. Шадриков ; Ю. Д. Бабаева, А. В. Брушлинский [и др.]. - М. : Изд-во Министерства образования РФ, 2003. -95 с.
9. Торопова, А. В. Проблема одарённости в психологии и педагогике искусства [Электронный ресурс] / А. В. Торопова. -
URL: http://psimart.ru/mainsite/activity/20 12-08-21-19-36-43/25-reports/51-problema-odarennosti-v-psikhologii-i-pedagogike-iskusstva (дата обращения: 15.05.2016).
10. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования [Текст]. - 4-e изд., испр. и доп. / А. В. То-ропова. - М. : Юрайт, 2016. - 245 с.
11. Торопова, А. В. Психологическая «скорая помощь» музыкального образования детям нашего времени [Текст] / А. В. Торо-пова // Личностное развитие учащихся в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей : сборник материалов городской научно-практической конференции. - М. : Изд-во МХШ «Радость» 2011. - С. 49-52.
12. Торопова, А. В. Мотивация к занятиям искусством и проблема её развития [Текст] / А. В. Торопова // Развитие личности. - 2011. - № 2. - C. 116-126.
13. Торопова, А. В. Музыка и музыкальное образование в контексте общественных катаклизмов [Текст] / А. В. Торопова // Искусство в школе. - 2012. - № 2. -С. 4-6.
14. Торопова, А. В. Общее музыкальное образование в психолого-антропологическом контексте [Текст] / А. В. Торопова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - № 3. -2013. - С. 49-55.
15. Зеличёнок, Е. В. Формирование стрессо-устойчивости учащихся в процессе занятий вокально-хоровой деятельностью [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Зеличёнок ; МПГУ. - М., 2012. -24 с.
16. Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. Тест жизнестойкости [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. -60 с.
17. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В. А. Сухомлинский. - В 3 т. Т. З. - М. : Педагогика, 1981. - 639 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 - педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 20.10.2017).
19. Эфроимсон, В. П. Генетика гениальности [Текст] / В. П. Эфроимсон. - М. : Тайдекс Ко, 2002. - 376 с.
20. Эфроимсон, В. П. Педагогическая генетика [Текст] / В. П. Эфроимсон. - М. : Тайдекс КО, 2003. - 240 с.
21. Плясова, М. Детство под знаком музыки. Диалоги об одарённости [Текст] / М. Плясова. - М. : Классика-XXI, 2010. -288 с.
22. Песонен, Т. Роль музыки в развитии одарённости личности. Влияние искусства на физиологию ребёнка с точки зрения развития его способностей / Т. Песонен [Электронный ресурс]. - URL: http:// biblos.iod.gov.ua/docview.php?doc_id=23 (дата обращения: 15.05.2016).
23. Судзуки, С. Взращённые с любовью. Классический подход к воспитанию талантов [Текст] / С. Судзуки. - Минск : Попурри, 2005. - 192 с.
24. Ермаков, С. С. Образование одарённых детей и молодёжи: государственная политика стран Азии [Текст] / С. С. Ермаков // Психологическая наука и образование. -2011. - № 4. - С. 74-79.
25. Попова, Л. В. Образование одарённых детей и молодёжи: государственная политика европейских стран [Текст] / Л. В. Попова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. - С. 56-62.
26. Фримен, Дж. Обучение одарённых детей в Западной Европе [Текст] / Дж. Фри-мен // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 4. - С. 63-73.
27. Монкс, Ф., Ипенбург, И. Одарённые дети [Текст] / Ф. Монкс, И. Ипенбург. - М. : Когито-Центр, 2014. - 132 с.
28. Чиксентмихайи, М. Поток: Психология оптимального переживания [Текст] /
М. Чиксентмихайи - М. : Альпина Нон-фикшн, 2013. - 464 с.
29. Харжевская, А. А. Психолого-педагогические особенности развития детей с музыкальными склонностями в условиях дополнительного образования [Текст] / А. А. Харжевская // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2015. - № 2. - С. 95-103.
30. Бочарова, О. Н. Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения [Электронный ресурс] / О. Н. Бочарова. - URL: http://gigabaza.ru/doc/63707-p5. html (дата обращения: 15.05.2016).
31. Орлов, Ю. М., Емельянов Ю. Н. Самооценка эмпатических способностей [Электронный ресурс] / Ю. М. Орлов, Ю. Н. Емельянов. - URL: http://gigabaza.ru/doc/50774.html (дата обращения: 15.05.2016).
REFERENCES
1. Sharova E. N. Etalonnaya model' kompe-tentnostej pedagogicheskogo rabotnika [The Reference Model of Competences of the Pedagogical Worker]. Available at: http://shen.volkpb.edusite.ru/p19aa1.html (accessed: 10 January 2018) (in Russian).
2. Shcheblanova E. I. Neuspeshnye odarennye shkol'niki [Unsuccessful Gifted Students]. Moscow; Obninsk: IG-SOTSIN Publ., 2008, 212 p. (in Russian).
3. Teplov B. M. Problemy individual'nykh ra- J5 zlichij [The Problems of Individual Differences]. Moscow: Nauka Publ., 1961, 312 p.
(in Russian).
4. Bespalov B. I. Deyatel'nostnaya kontseptsiya "psikhicheskikh i lichnostnykh resursov" sub'ekta truda [The Activity Concept of "Mental and Personal Resources" of the Subject of Labor]. Lichnostnyj resurs sub'ekta truda v izmenyayushchejsya Rossii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferentsii ["The Personal Resource of the Subject of Labor in a Changing Russia": Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Stavropol'; Moscow, 2006, pp. 51-54 (in Russian).
5. Petrovskij A. V. Obshchaya psikhologiya [General Psychology]. Ed. A. V. Petrovskij. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1976. 479 p. (in Russian).
76
6. Psikhoterapevticheskaya entsiklopediya [Psychotherapeutic encyclopedia]. Ed. B. D. Kar-vasarskij. 2nd ed. St. Petersburg: Piter Publ., 2000. 797 p. (in Russian).
7. Bandler R. Ispol'zujte svoj mozg dlya izmen-enij [Using Your Brain for a Change]. St. Petersburg: Yuventa Publ., 1998. 176 s. (in Russian).
8. Rabochaya kontseptsiya odarennosti [The Working Concept of Giftedness]. Responsible editor D. B. Bogoyavlenskaya. Scientific editor V. D. Shadrikov. Moscow: Minister-stvo obrazovaniya RF Publ., 2003. 95 p. (in Russian).
9. Toropova A. V. Problema odarennosti v psikhologii i pedagogike iskusstva [The Problem of Giftedness in Psychology and Pedagogy of Art]. Available at: http:// psimart.ru/mainsite/activity/2012-08-21-1 9-36-43/25-reports/51-problema-odarennos-ti-v-psikhologii-i-pedagogike-iskusstva (accessed: 15 May 2016) (in Russian).
10. Toropova A. V. Muzykal'naya psikhologiya i psikhologiya muzykal'nogo obrazovaniya [Musical Psychology and Psychology of Music Education]. 4th ed., corrected and additional. Moscow: Yurajt Publ., 2016. 245 p. (in Russian).
11. Toropova A. V Psikhologicheskaya "skoraya pomoshch'" muzykal'nogo obrazovaniya detyam nashego vremeni [Psychological "First Aid" of Music Education for Children of our Time]. Lichnostnoe razvitie uchashchikhsya v sisteme dopolnitel'nogo khudozhestvenno-esteticheskogo obrazovaniya detej: sbornik materialov gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Moscow: MKhSh "Radost'" Publ., 2011, pp. 49-52 (in Russian).
12. Toropova A. V. Motivatsiya k zanyatiyam iskusstvom i problema ee razvitiya [Motivation for Art and the Problem of Its Development]. Razvitie lichnosti, 2011, no. 2, pp. 116-126 (in Russian).
13. Toropova A. V. Muzyka i muzykal'noe obra-zovanie v kontekste obshchestvennykh kataklizmov [Music and Musical Education in the Context of Social Cataclysms]. Iskusstvo v shkole, 2012, no. 2, pp. 4-6 (in Russian).
14. Toropova A. V. Obshchee muzykal'noe obra-zovanie v psikhologo-antropologicheskom
kontekste [General Musical Education in the Psychological-Anthropological Context]. Vestnikkafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" - Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2013, no. 3, pp. 49-55 (in Russian).
15. Zelichenok E. V. Formirovanie stressous-tojchivosti uchashchikhsya v protsesse za-nyatij vokal'no-khorovoj deyatel'nost'yu [The Formation of Stress-Resistance of Students in the Process of Practicing Vocal-Choral Activity]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 2012, 24 p. (in Russian).
16. Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestojkosti [The Test of Vitality]. Moscow: Smysl Publ., 2006, 60 p. (in Russian).
17. Sukhomlinskij V. A. Izbrannye pedagogiche-skie sochineniya [Selected pedagogical compositions]. In 3 volumes. Vol. 3. Moscow: Pedagogika Publ., 1981, 639 p. (in Russian).
18. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 44.03.01 - pedagogiches-koe obrazovanie (uroven' bakalavriata) [Federal State Educational Standard of Higher Education in the Field of Training 44.03.01 Pedagogical Education (Bachelor Degree)]. Available at: http://fgosvo.ru/ news/8/1583 (accessed: 20 November 2017) (in Russian).
19. Efroimson V. P. Genetika genial'nosti [The Genetics of the Genius]. Moscow: Tajdeks Ko Publ., 2002, 376 p. (in Russian).
20. Efroimson V. P. Pedagogicheskaya genetika [The Pedagogical Genetics]. Moscow: Tajdeks Ko Publ., 2003, 240 p. (in Russian).
21. Plyasova M. Detstvo pod znakom muzyki. Dialogi ob odarennosti [Childhood under the Sign of Music. Dialogues about Gifted-ness]. Moscow: Klassika-XXI Publ., 2010, 288 p. (in Russian).
22. Pesonen T. Rol'muzyki v razvitii odarennosti lichnosti. Vliyanie iskusstva na fiziologiyu rebenka s tochki zreniya razvitiya ego spo-sobnostej [The Role of Music in the Development of the Gifted Personality. The Influence of Art on the Physiology of the Child in Terms of Development of His Abilities]. Available at: http://biblos.iod.gov.ua/docvi ew.php?doc_id=23 (accessed: 15 May 2016).
23. Suzuki Sh. Vzrashchennye s lyubov'yu. Klassicheskijpodkhod k vospitaniyu talantov [Raised with Love: Classical Approach to the Education of Talents]. Minsk: Popurri Publ., 2005, 192 p. (in Russian).
24. Ermakov S. S. Obrazovanie odarennykh de-tej i molodezhi: gosudarstvennaya politika stran Azii [Education of gifted children and youth: national policy of Asian countries]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie -Psychological Science and Education, 2011, no. 4, pp. 74-79 (in Russian).
25. Popova L. V. Obrazovanie odarennykh detej i molodezhi: gosudarstvennaya politika ev-ropejskikh stran [Education of gifted children and youth: national policy of European countries]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2011, no. 4, pp. 56-62 (in Russian).
26. Freeman J. Obuchenie odarennykh detej v Zapadnoj Evrope [Education of gifted children in Western Europe]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie - Psychological Science and Education, 2011, no. 4, pp. 63-73.
27. Monks F., Ypenburg I. Odarennye deti [Gifted children]. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., 2014, 132 p. (in Russian).
28. Csikszentmihalyi M. Potok: Psikhologiya optimal'nogo perezhivaniya [Flow: the psychology of optimal experience]. Moscow: Al'pina Non-fikshn Publ., 2013. 464 p. (in Russian).
29. Kharzhevskaya A. A. Psikhologo-peda-gogicheskie osobennosti razvitiya detej s muzykal'nymi sklonnostyami v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [Psychological and Pedagogical Features of Musical Aptitudes Development in Additional Music Education]. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" -Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2015, no. 2, pp. 95103 (in Russian).
30. Bocharova O. N. Test na vyyavlenie tenden-tsij k stilyam pedagogicheskogo obshcheniya [The Test for Revealing Trends to Styles of Pedagogical Communication]. Available at: http://gigabaza.ru/doc/63707-p5.html (accessed: 15 May 2016) (in Russian).
31. Orlov Yu. M., Emel'yanov Yu. N. Samoot-senka empaticheskikh sposobnostej [Self-Evaluation of Empathic Abilities]. Available at: http://gigabaza.ru/doc/50774.html (accessed: 15 May 2016) (in Russian).
Статья поступила в редакцию 15.01.2018. The article was received on 15.01.2018.
Харжевская Анна Альбертовна, аспирант кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования e-mail: [email protected]
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), ул. Малая Пироговская, 1, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 119991
Anna A. Kharzhevskaia, Post-graduate student at the Department of Methodology and Technology of the Music Education e-mail: [email protected]
Moscow Pedagogical State University (MSPU),
Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991
77