УДК 159
Тажутдинова Гулжан Шайихулисламовна
кандидат психологических наук, доцент. Дагестанский государственный педагогический университет lesa1420@mail.ru
Проблема преодоления
АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Gulzhan Sh. Tazhutdinova
candidate of psychological Sciences, associate professor Dagestan State Pedagogical University lesa1420@mail.ru
The problem of
OVERCOMMING AGGRESSION
at young school age
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме детской агрессивности. Детская агрессивность имеет специфический характер, и эта специфика проявляется особенно остро в подростковом и младшем школьном возрасте. Дается попытка охарактеризовать поведенческие проявления агрессии в младшем школьном возрасте с помощью методики Басса-Дарки. Методика вычисляет показатель агрессивности, индекс враждебности, показатель уровня агрессивной мотивации младших школьников. В статье дается систематизация видов агрессии; физической, косвенной, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности.
Ключевые слова: агрессия, младший
школьник, озлобленность, депрессия, чувство вины, обида.
Annotation. The paper is devoted to the theme of children's aggressiveness. Children's aggressiveness bears a specific character and this specific nature is sharply displayed at teen and young school age. The author attempts to characterize the behavioral manifestation of aggression at junior school age using Bass-Dark method. The method calculates the index of aggressiveness, the index of hostility, the index of the level of junior schoolchildren's aggressive motivation. The article presents the aggression types systematization: physical, indirect, irritable, negative, offensive and suspicious.
Keywords: aggression, junior schoolchild, anger, depression, feeling of fault, offence.
Проблема агрессии в современном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей и традиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики [1], [2]. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [6].
Период взросления, младший школьный возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте [7].
Причины, по которым дети совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории, обуславли-
вающие агрессивное поведение, а именно:
- врожденные побуждения или задатки;
- потребности, активизируемые внешними стимулами;
- познавательные и эмоциональные процессы;
- актуальные социальные условия в сочетании с предшествующим научением.
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, та среда, в которой они находятся, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий [3]. Общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической с младшими школьниками. Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи: изучить уровень проявления агрессивности
98
у детей младшего школьного возраста; сопоставить данные по проявлению агрессивности девочек и мальчиков.
Для изучения уровня проявления агрессивности был использован метод тестирования (опросник Басса - Дарки).
Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа.
Использовался бланк с вопросами и ответами.
В тестировании принимали участие младшие школьники махачкалинской школы № 9: 1. Определить уровень агрессивной мотивации у детей, воспитывающихся в семье и в условиях школы.
2. Сопоставить полученные данные.
По результатам тестирования детей, воспитывающихся в семье, показатель агрессивности (сумма показателей физической, косвенной и вербальной агрессии), индекс враждебности (сумма показателей подозрительности и обиды), показатель уровня агрессивной мотивации (УАМ) (сумма показателей физической агрессии, вербальной агрессии и раздражения) находятся в норме, никаких отклонений в ходе исследования не было замечено. При этом необходимо учитывать, что УАМ примерно равен агрессивности. В данном случае у 40 % исследуемых детей, которые воспитываются в семье, имеется потенциал агрессии, т.к. УАМ > Агрессивности, а у остальных (60 %) идёт подавление личности - УАМ < Агрессивности.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
- Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
- Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
- Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
- Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
- вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
- вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».
Результаты проведенных методик приведены в таблице:
№ п/п Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражитель- ность Негативизм Обидчивость Подозри- тельность Вербальная агрессия Чувство вины
1 8 9 6 3 4 6 9 5
2 7 6 6 2 6 6 7 7
3 6 5 6 2 4 6 6 9
4 5 5 2 0 5 4 5 4
5 6 6 2 4 2 6 7 8
6 7 6 6 2 4 2 6 7
7 1 6 8 2 5 5 8 9
8 2 4 5 2 2 2 7 5
9 4 7 6 3 5 6 6 5
10 7 6 8 0 4 11 12 8
Итого среднее 5,3 6 5.5 2 4,1 5,4 7,3 6,9
Таким образом, агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия -это модель поведения, а не эмоция или мотив.
Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, такими как злость; с мотивами -такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения [4].
99
Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственного упрямства, несдержанности [5]. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, подсказать ему, что будет трудно справиться собственны-
Литература:
1. Бандура А. Подростковая агрессия. М., 2008.
2. Козырев Г.И. Внутриличностные конфликты М., 2008. С. 108.
3. Кон И.С. Популярная психология для родителей; под ред. Бодалева А.А. М. : Педагогика, 1988. С. 45-56.
4. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 2007.
5. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 3-18.
6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996. 254с.
7. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн., 2006. 192 с.
ми силами, что педагоги, родители, друзья - его союзники в решении внутренних проблем. Ребёнок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.
Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей.
Literature:
1. Bandura A. Teenage Aggression. M., 2008. 512 p.
2. Kozyrev G.I. Intra Personal Conflicts. M., 2008. P. 108.
3. Kon I.S. Popular Psychology for Parents; under the editorship of Bodalev A.A. M. : Pedagogics, 1988. Р. 45-56.
4. Parens G. Aggression of Our Children. M., 2007.
5. Rean A.A. Aggression and Aggressiveness of Personality // Psychological Journal. 1996. № 5. P. 3-18.
6. Semenyuk L.M. Psychological Features of Aggressive Behavior of Teenagers and Terms of its Correction. M., 1996. 254 p.
7. Furmanov I.A. Children's aggression: Psychodiagnostics and Correction. М., 2006. 192 p.
100