Научная статья на тему 'Снижение агрессивности младших школьников "группы риска" посредством групповой работы'

Снижение агрессивности младших школьников "группы риска" посредством групповой работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
642
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER STUDENTS / ТЕХНОЛОГИЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ / THE TECHNOLOGY OF REDUCING THE LEVEL OF AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Истомина Светлана Владимировна

В статье обосновывается необходимость и актуальность работы по нивелированию агрессивных реакций у младших школьников, описаны результаты внедрения коррекционной программы по снижению уровня агрессии у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reducing the "at risk" of aggression of younger schoolboys by means of group work

The article substantiates the necessity of the relevance of the work on leveling the aggressive reactions in primary school children, the results of the implementation of correctional-developing programs to reduce aggression among students.

Текст научной работы на тему «Снижение агрессивности младших школьников "группы риска" посредством групповой работы»

с разными участниками; насколько обогатился танцевально-двигательный репертуар в процессе взаимодействия с участниками группы.

К сожалению, зачастую телесные ограничения, отражающие ограничения личностные, никуда при этих процессах не исчезают; поток просто протекает внутри берегов этих ограничений, лишь иногда прорывая себе другое русло. Подобные экстатические состояния кратковременны, но хорошо выполняют регенерационную (освежающую, восстанавливающую) функцию. Дискотека как любимое времяпрепровождение молодежи, как правило, выполняет именно эту функцию в терапевтическом контексте.

Необходимо отметить, что далеко не всегда танцевальные техники способны быстро приносить большой эффект. Работа участников группы танцевальной терапии не так проста, как может показаться на первый взгляд, поскольку современному человеку, привыкшему прислушиваться больше к жизни вокруг, оглядываться на окружающих, производить на них впечатление, бывает сложно переориентироваться свой внутренний мир, мир своих переживаний.

Таким образом, можно отметить, что танец, являясь исторически сложившимся важным элементом жизни любого общества, способствует личностному росту, развитию человека, является способом релаксации, самопознания, взаимодействия с окружающими, налаживания контакта с миром в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. - СПб. : Питер, 2006. - 234 с.

2. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика [Текст] / Э. Гренлюнд, Н. Оганесян. - М. : Речь, 2011. - 288 с.

3. Ходоров, Джоан. Танцевальная психотерапия и глубинная психология. Движущее воображение [Текст] / Джоан Ходоров ; под общ. ред. И.В. Бирюкова. - М. : Когито-Центр, 2009. - 221 с.

УДК 159.9

С.В. Истомина, г. Шадринск

Снижение агрессивности младших школьников «группы риска» посредством групповой работы

В статье обосновывается необходимость и актуальность работы по нивелированию агрессивных реакций у младших школьников, описаны результаты внедрения коррекционной программы по снижению уровня агрессии у обучающихся.

Агрессивность, младшие школьники, технология снижения уровня агрессивности.

S.V. Istomina, Shadrinsk

Reducing the "at risk" of aggression of younger schoolboys by means of

group work

The article substantiates the necessity of the relevance of the work on leveling the aggressive reactions in primary school children, the results of the implementation of correctional-developing programs to reduce aggression among students.

Key words: aggressiveness, younger students, the technology of reducing the level of aggressiveness

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна и в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними все труднее работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему. В связи с этим, актуальность темы, с одной стороны, связана со стремительным ростом числа детей с агрессивным поведением.

В свою очередь, это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка. Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видео индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. В то же время, с другой стороны существует проблема неадекватного отношения мира взрослых к проявлениям детской агрессивности.

По мнению И.В. Дубровиной, агрессивные дети, безусловно, попадают в «группу риска», в связи с этим профилактическая и коррекционная деятельность является не просто рекомендованной, а необходимой и обязательной [Практическая психология образования, 2004].

Агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному [Бреслав, 2004]. Детская агрессивность - одно из распространенных нарушений поведения. Сюда относятся непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз [Ахмедбекова, 2011]. А. Басс и А. Дарки выделяют следующие виды агрессии: физическую, вербальную, косвенную, раздражение, негативизм [Гиппенрейтер, 2009].

Исследование проводилось на базе МКОУ «Гимназия №9» г. Шадринска Курганской области. Общий объем выборки - 51 младший школьник в возрасте 9-11 лет, из них 29 мальчиков и 22 девочки. В качестве психодиагностического инструментария послужили следующие методики: проективные методики «Несуществующее животное», «Кактус», «Крокодил», тест Розенцвейга (детский вариант), методика Басса-Дарки.

Исходя из практического запроса педагогов Гимназии, на первом этапе исследования нами был проведена первоначальная диагностика. По данным методики «Крокодил» 33,3% детей присуща словесная агрессия, 2% - латентная форма агрессии, 64,7% - агрессия не выявлена.

Для изучения реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей мы использовали тест Розенцвейга (детский вариант). Тип реакции «с фиксацией на препятствии» наблюдается у 25,4% испытуемых. Это реакция, направленная на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит обсуждению. Испытуемые принимают фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя. У 30,2% испытуемых наблюдаются экстрапунитивные реакции: реакция направлена на живое и неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица. У 44,4% испытуемых выявлены импунитивные реакции, т.е. фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем», обвинение окружающих или самого себя отсутствует

Используя методику «Кактус» мы получили следующие результаты: 21% детей имеют демонстративную агрессию, 10% - агрессию, связанную со стремлением к лидерству, 6% - импульсивную агрессию, 10% - агрессию, связанную с неуверенностью. У 53% проявления агрессии не выявлены.

Методика «Школа зверей» показала, что 23,6% младших школьников имеют агрессию как форму защиты от окружающих, у 76,4% детей агрессия отсутствует.

Проведя методику Басса-Дарки для диагностики агрессивности, мы выяснили, что у 19,8% обучающихся проявляется вербальная агрессия, у 5,8% детей - косвенная агрессия, у 23,5% - раздражение, у 50,9% школьников агрессия не выявлена.

Исходя из результатов диагностического обследования, можно сделать вывод, что у ряда детей наблюдается высокий уровень словесной агрессии и агрессивных наклонностей, это сопровождается наличием демонстративной агрессии и агрессии, связанной со стремлением к лидерству, наличие импульсивной агрессии. Для коррекционной работы были отобраны 10 младших школьников, из них трое с демонстративной агрессией, двое с агрессией, связанной с лидерством, трое с импульсивной агрессией, двое с агрессией, связанной с неуверенностью. Остальные школьники (41) мы рассматривали в качестве контрольной группы, с ними коррекционная работа не проявилась.

Цель внедряемой программы: коррекция агрессивного поведения младших школьников посредством групповой работы. В качестве основных принципов построения коррекционной программы выступили принцип единства диагностики и коррекции, деятельностный принцип коррекции, принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей, принцип личностной направленности, принцип постепенности, принцип эмоциональной сложности материала, принцип систематичности работы с младшими школьниками (проведение занятий не менее 2 раз в неделю). Всего было проведено 26 занятий, длительность одного занятия составляла 40 минут. Занятия проводились два раза в неделю.

Программа включала установочный, коррекционно-развивающий этапы, блок оценки эффективности занятий. Психокоррекционные воздействия осуществлялись на основе следующих механизмов: альтруизм, групповая сплоченность, развитие техники межличностного развития. В качестве основных условий снижения агрессивного поведения

у младших школьников выступили групповая форма работы, проведение коррекционных занятий в эмоционально насыщенной обстановке, систематичность работы с младшими школьниками, активная работа детей на занятиях, проведение занятий в специально организованном пространстве, в благоприятное время.

Методики и техники коррекционной работы: игротерапия, арт-терапия, релаксация, сказкотерапия, психогимнастика.

По окончании коррекционной работы с младшими школьниками мы провели повторную диагностику, направленную на выявление агрессивности у детей. Методика «Крокодил» показала, что в контрольной группе словесная агрессия наблюдается у 19,5%, у 80,5% отсутствует; у 10 человек экспериментальной группы словесная агрессия отсутствует (рис.1.).

>ис.1. Распределение учащихся в зависимости от типа агрессии, кол-во уч-ся

Методика «Кактус» показала, что у 19,5% младших школьников контрольной группы наблюдается демонстративная агрессия, у 7,3% детей -агрессия, связанная с лидерством, у 7,3% - агрессия, связанная с неуверенностью, у 65,9% детей агрессия отсутствует. В экспериментальной группе агрессия не выявлена (рис.2.).

Рис.2. Распределение учащихся по проявлению агрессии, кол-во уч-ся

Методика Басса-Дарки показала, что в контрольной группе у 12,2% школьников выявлена вербальная агрессия, у 24,4% - раздражение, у - 63,4% агрессия отсутствует. Дети экспериментальной группы не показали наличие агрессии (рис.3.).

Зис.3. Распределение учащихся по формам агрессивных и враждебных реакций, кол-во уч-ся

В итоге, проведя коррекционную работу, направленную на снижение уровня агрессивного поведения, мы добились того, что у всех школьников экспериментальной

группы агрессия нивелирована.

Для оценки эффективности проведенной работы мы использовали критерий ф* (угловое преобразование Фишера). Первоначально мы сопоставили данные контрольной группы до и после коррекционной работы:

- эмпирическое значение критерия (ф*=1,52 при р>0,05) свидетельствует об отсутствии различий в уровне агрессивности у школьников: количество учащихся контрольной группы с наличием высоких агрессивных проявлений по прошествии эксперимента не изменилось;

- эмпирическое значение критерия (ф*=1,81 при р>0,05) свидетельствует об отсутствии различий в проявлении агрессии у школьников: количество учащихся со средним уровнем проявления агрессии не изменилось.

На следующем этапе мы сопоставили данные экспериментальной группы до и после внедрения программы. Эмпирическое значение критерия (ф*=3,142 при р<0,01) свидетельствует о наличии достоверных различий, т.е. количество учащихся с высоким уровнем проявления агрессии после эксперимента снизилось. Эмпирическое значение критерия (ф*=3,142 при р<0,01) свидетельствует о том, что количество учащихся без проявления агрессии увеличилось по окончании коррекционной работы.

Таким образом, мы пришли к выводу, что существуют различия в проявлении агрессивных реакций у младших школьников до и после проведения коррекционной программы: агрессивные проявления исчезли. Коррекционная работа дала положительный результат: словесная агрессия и агрессивные наклонности младших школьников снизились.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмедбекова, Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников [Текст] / Р.Р. Ахмедбекова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 9. - С. 35-39.

2. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст] / Г.Э. Бреслав. - СПб. : Речь, 2004. - 144 с.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотиваций и эмоций [Текст] : хрестоматия / Ю.Б. Гиппенрейтер, Фаликман, М.В. - М. : ACT: Астрель, 2009. - 704 с.

4. Практическая психология образования [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2004. - 592 с.

УДК 376.3

М. С. Макарова, г. Тюмень

Историко-дисциплинарный аспект изучения самоконтроля речевой

деятельности

В статье рассматриваются исследования самоконтроля как в историческом, так и в дисциплинарном аспектах с позиций философии, физиологии, психологии, педагогики и психолингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.