Научная статья на тему 'Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии'

Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2681
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / АГРЕССИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / ИГРОТЕРПИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЛОГО-ТЕРАПИЯ / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Елена Анатольевна, Кувайцева Екатерина Юрьевна

В связи с тем, что агрессивность всегда характеризовала человечество, вопросы, связанные с агрессивными проявлениями у детей и взрослых, актуальны и для психолого-педагогической науки. Агрессивность учащихся достаточно распространена в современной школе. В статье поднимается вопрос содействия учителю в коррекции агрессивности детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии. В этой связи раскрывается понятие агрессии, указываются формы ее проявления и причины возникновения в младшем школьном возрасте. Представлены методы психолого-педагогического воздействия на поведение ребенка и терапевтические методы, которые позволят скорректировать агрессивное поведение учеников. Раскрывается понятие логотерапии, музыкотерапии, арт-терапии. Описываются возможности игротерапии при работе с младшими школьниками. Предлагается программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников, которая была составлена и апробирована авторами статьи. Снижение агрессивности у младших школьников в экспериментальной группе по сравнению с контрольной подтвердило эффективность программы, что позволяет ее применять и современному учителю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Help for teacher in the correction of junior school age children’s aggressive behavior by dint of play therapy

Due to the fact that aggressive behavior has always characterized humanity, issues about aggressive manifestation of children and adults are topical for psycho-pedagogical science. Pupil’s aggressiveness is quite common in the modern school. The article discusses the question of help for teacher in the correction of junior school age children’s aggressive behavior by dint of play therapy. In this regard, the article describes the concept of aggression, specifies the forms of its manifestation and emergence causes in junior school age. The methods of psycho-pedagogical influence on a child’s behavior and therapeutic methods which will correct pupil’s aggressive behavior are represented. The concepts of speech therapy, music therapy, art therapy are articulated. The art therapy possibilities in work with younger pupils are described. The available psycho-pedagogical correction program of younger pupil’s aggressive behavior, which was composed and approved by the authors, is suggested. Reduce aggression of junior school children in the experimental group comparison with the control one confirmed program’s effectiveness, which allows to apply it by modern teacher. Ключевые слова: учитель, младшие школьники, агрессия, психолого-педагогическая коррекция, игротерпия, арт-терапия, лого-терапия, музыкотерапия, поведение.

Текст научной работы на тему «Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии»

Современная школа

УДК 37.013.77

Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии

Е. А. Селиванова, Е. Ю. Кувайцева

Help for teacher in the correction of junior school age children's aggressive behavior by dint of play therapy

E. A. Selivanova, E. Ju. Kuvajceva

Аннотация. В связи с тем, что агрессивность всегда характеризовала человечество, вопросы, связанные с агрессивными проявлениями у детей и взрослых, актуальны и для психолого-педагогической науки. Агрессивность учащихся достаточно распространена в современной школе.

В статье поднимается вопрос содействия учителю в коррекции агрессивности детей младшего школьного возраста при помощи иг-ротерапии. В этой связи раскрывается понятие агрессии, указываются формы ее проявления и причины возникновения в младшем школьном возрасте. Представлены методы психолого-педагогического воздействия на поведение ребенка и терапевтические методы, которые позволят скорректировать агрессивное поведение учеников. Раскрывается понятие логотерапии, музыкотерапии, арт-терапии. Описываются возможности игротерапии при работе с младшими школьниками. Предлагается программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников, которая была составлена и апробирована авторами статьи. Снижение агрессивности у младших школьников в экспериментальной группе по сравнению с контрольной подтвердило эффективность программы, что позволяет ее применять и современному учителю.

Abstract. Due to the fact that aggressive behavior has always characterized humanity, issues about aggressive manifestation of children and adults are topical for psycho-pedagogical science. Pupil's aggressiveness is quite common in the modern school. The article discusses the question of help for teacher in the correction of junior school age children's aggressive behavior by dint of play therapy. In this regard, the article describes the concept of aggression, specifies the forms of its manifestation and emergence causes in junior school age. The methods of psycho-pedagogical influence on a child's behavior and therapeutic methods which will correct pupil's aggressive behavior are represented. The concepts of speech therapy, music therapy, art therapy are articulated. The art therapy possibilities in work with younger pupils are described. The available psycho-pedagogical correction program of younger pupil's aggressive behavior, which was composed and approved by the authors, is suggested. Reduce aggression of junior school children in the experimental group comparison with the control one confirmedprogram's effectiveness, which allows to apply it by modern teacher.

Ключевые слова: учитель, младшие школьники, агрессия, психолого-педагогическая коррекция, игротерпия, арт-терапия, лого-терапия, музыкотерапия, поведение.

Keywords: teacher, younger pupils, aggressive, psycho-pedagogical correction, play therapy, art therapy, speech therapy, music therapy, behavior.

Человечество испокон веков проявляло интерес к феномену агрессии, и наше время не является исключением. Сколько людей ранят и убивают, причиняют друг другу страдания словами или действиями. Причины агрессивного поведения занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и анализируются с различных позиций (поэзии, философии, религии и т. д.). Само слово агрессия имеет латинское происхождение "aggredi" и означает «нападать». Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации, провоцирующие стресс, фрустрацию и другие переживания.

Как отмечает В. П. Зинченко, агрессия - это деструктивное мотивируемое поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе. Такое поведение наносит вред объектам нападения (неодушевленным или одушевленным) и приносит физический и моральный ущерб людям. При этом у людей формируется состояние психологического дискомфорта: негативные переживания, страх, состояние напряженности, подавленности [1]. Анализ определений данной дефиниции показал в большей мере ее негативные проявления.

Агрессивность встречается у детей разного возраста, имеющих разный уровень интеллектуального развития. Поэтому неправомерно будет утверждать, что агрессивное поведение не характерно, к примеру, для одаренных детей или встречается только в младшем школьном возрасте. Агрессивность не всегда является негативным явлением и может проявиться как реакция на неудачу, которая может даже мотивировать деятельность. К примеру, психологическая подготовка детей к интеллектуальным состязаниям предполагает осознание своих чувств, в том числе и негативных, и применение их для саморазвития [2]. Стоит отметить, что в настоящее время дети с агрессивным поведением все чаще встречаются в школе: как в младших классах, так и в основной школе. Учителю необходимо знать, что агрессивное поведение в младшем школьном возрасте может быть связано со следующими ситуациями.

1. Отметка. Для младших школьников отметка является атрибутом учебной деятельности. Им трудно понять разницу между степенью подготовки и интерпретацией материала учителем. Ребенок может испытывать чувство несправедливости от учителя, тогда его захлестывают эмоции и ребенок проявляет агрессию, его поведение меняется в худшую сторону.

2. Вторая проблема, которая может привести к агрессии в школе и дома, - это критика. Дети этого возраста достаточно чувствительны к критике, даже если она выражена в одобрительной форме.

3. Взаимоотношение учащихся с друзьями или другими одноклассниками. Если младшему школьнику не удалось завязать дружеские взаимоотношения, он чувствует себя отверженным, испытывает тревогу, и такое состояние также может провоцировать агрессивные вспышки. Хотя в данной ситуации есть взаимозависимость, то есть агрессивное поведение ребенка может вызывать его игнорирование сверстниками.

Конечно на агрессивное поведение ученика влияют и семейная ситуация, и личностные особенности. Тем не менее, можно выделить следующие формы агрессивных реакций: физическая агрессия (нападение); косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки, битье кулаками по столу, топанье ногами, хлопанье дверьми и др.); вербальная агрессия (визг, оскорбления, ссора, угрозы, проклятия); склонность к раздражению, негативизм. При этом также выделяются и враждебные реакции (согласно А. Бассу), такие как обида, зависть, ненависть, подозрительность [1].

Учитель, сталкиваясь с нарастающей агрессий младших школьников, начинает сам испытывать негативные эмоции, которые в дальнейшем могут привести к эмоциональному выгоранию. Такое состояние, несомненно, влияет на качество педагогической деятельности, снижая ее эффективность в различных аспектах [3].

Для того чтобы предупредить нарастание агрессии и не допустить его перехода в деви-антное или делинквентное поведение, учителю важно вовремя выявить агрессивное поведение младших школьников и грамотно организовать работу по его нивелированию. Иными словами, важно умело использовать психологическую коррекцию агрессивного поведения младших школьников.

Укажем самые распространенные психолого-педагогические методы коррекции, которые могут использоваться и для работы с младшими школьниками, проявляющими агрессивное поведение. Эти методы связаны с методами воспитания. Так, метод переубеждения является естественным продолжением метода убеждения. Также очень распространен метод поощрения и наказания, помимо прочего мотивирует школьников организация деятельности школьников на основе их интересов. Несомненно, учителю важно понимать что психология и педагогика - очень тесно взаимосвязанные науки. Поэтому и методы их также коррелируют друг с другом. Тем не менее, существуют так называемые психологические или психотерапевтические методы, такие как изотерапия, музыкотерапия, игротерапия, логоте-рапия и др. Далее рассмотрим некоторые из них подробнее.

Согласно профессиональному стандарту педагога, учителю необходимо не поверхностно, а достаточно основательно знать основные психологии ее отраслей: общей психологии, психологии развития, коррекционной психологии и пр. Поэтому в данной статье представим методы психотерапевтического воздействия, которые могут применяться не только школьным психологом для коррекции нарушений поведения детей, но и учителем.

Логотерапия - это метод разговорной психотерапии, заключающийся в разговоре с ребенком, ориентированный на вербализацию эмоциональных состояний, то есть словесное описание внутренних переживаний. Применяя такой метод, учитель покажет значимость ребенка как личности, готовность к сопереживанию, уважение ценности другого человека.

Следующий метод, который может использовать учитель, - музыкотерапия - применение в работе музыкальных инструментов и произведений. Музыка позволяет повысить настроение, снять напряжение. Некоторые музыкальные произведения способствует повышению интеллектуальной активности, коррекции отклонений в личностном развитии, позволяют раскрепоститься, способствуют концентрации внимания и общей гармонизации состояния ребенка. Музыкотерапия относится к такому глубинному направлению как арт-терапия. Часто же выделяют ее в качестве самостоятельного метода.

Арт-терапия - с одной стороны, достаточно простой, но очень тонкий способ психологической коррекции эмоциональной и поведенческой сфер личности ребенка. Занятие рисованием, лепкой, аппликацией позволяет увлечь и заинтересовать ребенка, способствует раскрытию внутренних резервов. Такой метод можно использовать не только на уроках рисования или технологии, но включать их в разные уроки: литературы, окружающего мира, русского языка. Самое главное, что этот метод позволяет работать с глубинными психологическими проблемами, не травмируя психику ребенка. Через рисунок или поделку учитель может собрать достаточно много скрытой информации о ребенке, которую он не всегда озвучивает, да и понимает.

Также учителю можно использовать такой метод, как психогимнастика. Это не просто физкультминутки, которые использует учитель, чтобы снять физическое напряжение ребенка, это сочетание элементов игры, той же физкультминутки с техниками, направленными на коммуникацию, разрядку напряжения. Здесь взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, пантомиме, мимике [4]. Такие психогимнастические упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение тревоги и сокращение эмоциональной дистанции у младших школьников, выработку умения выражать свои чувства и желания.

Очень любят младшие школьники играть, не смотря на то, что ведущий вид деятельность в начальной школе - учебная. В этой связи такой метод как игротерапия будет также полезно использовать учителю на уроках. Игра выполняет множество функций: обучающую, развивающую, воспитательную, диагностическую, терапевтическую. В процессе игры ребенок демонстрирует свои чувства, навыки коммуникации, особенности самооценки и пр. Через игру младший школьник имеет возможность эмоционального и двигательного самовыражения, отреагирования страхов и фантазий, получения опыта преодоления препятствий. При этом для одних детей важна сама игра (процесс), для других - ее результат. Несомненно, что большая роль отводится игре в коррекции агрессивного поведения.

Игротерапия может быть направленной, то есть управляемой взрослым (игра по правилам, указаниям педагога или психолога) и ненаправ-

ленной (спонтанной, в свободной форме), то есть без вмешательства и контроля со стороны взрослого. Существует достаточно много проявлений недирективной игровой терапии: игры с песком и водой, крупами, фигурок животных, людей, машин и т. д. [5]. Конечно, на обычном уроке учителю может быть сложно привязать такую недирективную игровую терапию к теме занятия. В таком случае можно задействовать ресурсы внеурочной деятельности.

Гораздо более знакомы учителю сюжетно-ролевые игры, которые относятся к директивной игротерапии. Игры способствуют повышению уверенности в себе, улучшению взаимоотношений с окружающими, отреагированию агрессии и формированию привычки нравственного поведения. Такая форма игротерапии включает подготовку к началу игры, составлению ее плана или сюжета, выбор игрового материала, формирование группы. Вживаясь в образ, дети могут проявить себя более открыто, позволить себе получить ресурсы этого героя или проанализировать его качества [6]. Учителю целесообразнее использовать групповую игротерпию. Групповая форма работы позволяет младшим школьникам идентифицироваться с другими формами поведения, лучше смоделировать реальные условия взаимодействия. При наблюдении за другими, ребенок обучается брать на себя ответственность, становится более смелым, пробует для себя что-то новое.

Результаты психолого-педагогической диагностики подтвердили наличие в ФГКОУ «СОШ № 138» г. Трёхгорного форм отклоняющегося поведения у детей младшего школьного возраста, что явилось побудительной причиной для создания игровых комплексов как формы коррекции агрессивного поведения. Учитывая, что игротерапия является мощным средством профилактики и коррекции агрессивного поведения детей, мы использовали данный метод в своей деятельности. Нами была составлена программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников. Программа может быть использована в групповой работе педагога-психолога с младшими школьниками, а также учителем. В основе программы лежат упражнения М. А. Панфиловой [7]. Цель программы: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Задачи коррекционной программы:

1. Знакомство младших школьников с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами работы с агрессией.

2. Снижение эмоционального напряжения, развитие навыков саморегуляции.

3. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.

Оборудование: реквизит для занятий, бумага, карандаши. Программа была реализована в течение месяца среди учащихся 2 класса ФГКОУ «СОШ № 138» г. Трёхгорного в количестве 15 человек (экспериментальная группа). Занятия проводились в просторной комнате, в которой есть возможности для рисования, свободного передвижения и релаксации. Программа включала 10 занятий продолжительностью 30-40 минут. Занятия проводились два раза в неделю. Структура программы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста содержит: вводную часть, основную и заключительную. Вводную часть представляет одно занятие, целью которого является знакомство участников группы с предстоящей работой. Основную часть составляют 8 занятий, направленных на управление агрессивным поведением, развитие саморегуляции, эмпатии, снижение негативных эмоций, эмоционального напряжения, а также повышение позитивного настроя и сплочение группы.

Помимо прочего они способствуют эмоциональному и мышечному расслаблению, осознанию своих потребностей, коррекции тревоги, формированию позитивной самооценки и обучению младшего школьника адекватному выражению своего гнева.

В заключительную часть программы включено одно занятие, направленное на установление обратной связи; рефлексию и подведение итогов.

Представим структуру программы и занятий более подробно (табл. 1).

Эффективность реализации данной программы повышалась за счет параллельной работы с семьей учащихся.

В рамках данной работы проводилось родительское собрание во 2 классе, на котором обсуждались причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.

ЧИППКРО

Таблица 1

Структура программы

№ п/п Цель занятия Название упражнения (игры) Цель

1 Знакомство, настрой на положительное отношение друг к другу, заключение «контракта», диагностика ожиданий от группы 1. Игра «Клубок». 2. Обсуждение и принятие групповых правил. 3. Игра «Змейка». 4. Упражнение «Комплимент». 5. Игра «Обзывалки». 6. Упражнение «Самопохвала» Знакомство участников. Знакомство с правилами поведения на занятиях. Сплочение коллектива, снятие группового напряжения. Установить положительное отношение детей друг к другу. Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. позволить участникам осознать и поделиться своими достижениями за прошедшее занятие, позитивная обратная связь

2 Победить стеснение и страх открыто говорить о том, что не нравится 1. Игра «Зеркало». 2. Игра «Злые-добрые кошки. 3. Игра «Каратист». 4. Упражнение «Самопохвала». 5. Игра «клоуны ругаются» Снятие мимических и телесных зажимов, создание благоприятной атмосферы в группе. Снятие общей агрессии. Снятие физической агрессии. Позволить участникам осознать и поделиться своими достижениями за прошедшее занятие, позитивная обратная связь. Снятие вербальной агрессии

3 Научиться справляться с гневом и обидами, научиться воспринимать себя с юмором 1. Игра «Боксер». 2. Игра «Спустить пар». 3. Игра «Упрямый капризный ребенок». 4. Упражнение «Комплименты» Снятие физической агрессии. Научить детей беззлобно реагировать на негативную обратную связь. Преодоление упрямства и негативизма Позитивная обратная связь

Мы считаем, что именно комплексное воздействие позволит снизить агрессивность у детей. Для оценки эффективности программы была проведена процедура оценки уровня выраженности агрессивности у участников контрольной и экспериментальной группы с помощью проективных методик «РНЖ» и «Кактус» и анкеты для педагогов «Критерии агрессивности у ребенка».

Результаты представлены в диаграммах. Выявлено, что в результате реализации программы уровень агрессивности в экспериментальной группе заметно уменьшился.

Высокий уровень имеют 33,3% участников экспериментальной группы и 40% участников контрольной группы.

Средний уровень выражен у 27% участников экспериментальной группы.

Рис. 1. Соотношение результатов в двух группах по методике «Несуществующее животное»

Низкий уровень агрессивности после занятий повысился и выявлен у шести (40%) участников экспериментальной группы и у трех участников контрольной группы исследования (20%).

Соотношение уровней выраженности показателей агрессивности, определенных с использованием анкеты «Критерии агрессивности у ребенка» представлены на рисунке 2.

Из диаграммы видно, что после проведения занятий по коррекции агрессивного поведения у 33% участников экспериментальной группы выявлен высокий уровень агрессивности.

В контрольной группе высокий уровень агрессивности определился у 27% участников. Повышенный уровень диагностируется также у 27% участников контрольной группы и у 13% участников экспериментальной группы. Средний уровень агрессивности выявлен у 27% участников экспериментальной группы и у 46% участников контрольной группы.

Изменения показателей также может рассматриваться как фактор естественного развития группы. Слабый уровень агрессивности диагностируется у 27% участников экспериментальной группы исследования.

Результаты диагностики методикой «Кактус» представлены на рисунке 3. Средний уровень агрессивности выявлен у 40% участников экспериментальной группы и 47% участников контрольной группы.

Высокий уровень агрессивности диагностируется у 27% участников экспериментальной группы и у 40% участников контрольной группы исследования.

Низкий уровень агрессивности выявлен у 33% участников экспериментальной группы и у 13% участников контрольной группы исследования.

Таким образом, из диаграмм видно, что уровень выраженности показателей агрессивности в контрольной группе значительно выше, чем в экспериментальной.

Проведенная программа может считаться эффективной, так как у детей сформировались устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Уменьшилась как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение.

После проведения коррекционных занятий зафиксировано меньшее количество признаков агрессивности у младших школьников.

Рис. 2. Соотношение уровней в двух группах выраженности показателей агрессивности по анкете «Критерии агрессивности у ребенка»

50,00% 45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

47,00%

I экспериментальным контрольный

низким

средний

высокий

Рис. 3. Соотношение уровней выраженности результатов диагностики методикой «Кактус»

В этой связи наше содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии заключается в предложении методов коррекции и

программы психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения младших школьников.

Применение учителем данной программы может послужить стимулом для выстраивания

целостной модели коррекции агрессивного поведения, которая предполагает более системный и пролонгированный характер на примере публикаций А. А. Севрюковой [8, с. 24, 226].

Помимо прочего, для работы с подростками, проявляющими агрессивное поведение, учитель может использовать и другие методы психлого-педагогического воздействия [9; 10], которые позволяют опосредованным путем выстроить работу по профилактике и коррекции агрессивности у школьников.

Библиографический список:

1. Зинченко В. П., Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 с.

2. Селиванова Е. А., Андреева Н. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников и педагогов-тьюторов при подготовке к олимпиаде / Е. А. Селиванова, Н. Ю. Андреева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 54-58.

3. Красноперова Ю. А. Педагогические условия предупреждения и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. - Уфа, 2005. - 85 с.

4. Кудинов В. В. Причины, препятствующие становлению инновационной деятельности педагогов / В. В. Кудинов // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». - 2013. -№ 2 (15). - С. 34-39.

5. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. - М. : Генезис, 2000. -359 с.

6. Натанзон Э. Индивидуальный подход к трудным учащимся. - Кишинев : Лумина, 2001. - 168 с.

7. Панфилова М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М. : ГНОМиД, 2001. - 160 с.

8. Севрюкова А. А. Развитие исследовательского потенциала учителя в системе дополнительного профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Севрюкова Алла Александровна. - Челябинск, 2010. -226 с.

9. Селиванова Е. А. Использование учителем методов психологического воздействия на под-

ростков в образовательном процессе // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-2. -С.422-426.

10. Ильясов Д. Ф. Педагогическое исследование : учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации пед. кадров / Д. Ф. Ильясов. - Челябинск : [б. и.], 2007.

References:

1. Zinchenko V. P., Meshherjakov B. G. The big psychological dictionary [Bol'shoj psihologi-cheskij slovar']. SPb. : Prime-EVROZNAK, 2007. 672 p.

2. Selivanova E. A., Andreeva N. Ju. "The psycho-pedagogical support of intellectually gifted senior high school students and teachers-tutors for the exam preparations" // Modern problems of science and education ["Psihologo-pedagogicheskoe sopro-vozhdenie odarennyh starsheklassnikov i pedagogov-t'jutorov pri podgotovke k olimpiade" // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovanija], 2014, N 2, pp. 54-58.

3. Krasnoperova Ju. A. Pedagogical conditions of the prevention and correction of junior school age children's aggressive behavior from complete and incomplete families [Pedagogi-cheskie uslovija preduprezhdenija i korrekcii agressivnogo povedenija detej mladshego shkol'nogo vozrasta iz polnyh i nepolnyh semej]. Ufa, 2005. 85 p.

4. Kudinov V. V. "The reasons hindering the formation of teacher's innovative activity"// Scientific an theoretical periodical: Scientific support of a system of advanced training ["Prichiny, prep-jatstvujushhie stanovleniju innovacionnoj deja-tel'nosti pedagogov" // Nauchno-teoreticheskij zhurnal "Nauchnoe obespechenie sistemy povy-shenija kvalifikacii kadrov"], N 2 (15), 2013, pp. 34-38.

5. Spivakovskaja A. S. Psychotherapy: game, childhood, family [Psihoterapija: igra, detstvo, sem'ja], Vol. 2. M. : Genezis, 2000. 359 p.

6. Natanzon, Je. Individual approach to difficult pupils [Individual'nyj podhod k trudnym uchash-himsja]. Kishenev : Lumina, 2001. 168 p.

7. Panfilova M. A. Play-dialogue therapy: tests and remedial games : The practical manual for psychologists, teachers and parents [Igroterapija obshhenija: testy i korrekcionnye igry : Prakti-cheskoe posobie dlja psihologov, pedagogov i ro-ditelej]. M. : GNOMiD, 2001. 160 p.

ЧИППКРО

8. Sevrjukova A. A. Development of the research capacity of the teacher in additional vocational training system : dissertation of candidate of Pedagogical Sciences [Razvitie issledova-tel'skogo potenciala uchitelja v sisteme dopolni-tel'nogo professional'nogo obrazovanija : dis. ... kand. ped. nauk], 13.00.08 / Chelyabinsk, 2010. 226 p.

9. Selivanova E. A. "Using by teacher methods of psychological influence on teenagers in educa-

tional process" // Basic Research ["Ispol'zovanie uchitelem metodov psihologicheskogo vozdejstvija na podrostkov v obrazovatel'nom processe" // Fun-damental'nye issledovanija], 2014, N 3-2, pp.422-426.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Iljasov D. F. Pedagogical research: manual for listeners of advanced training course [Pedago-gicheskoe issledovanie : uchebnoe posobie dlja slushatelej kursov povyshenija kvalifikacii ped. kadrov]. Chelyabinsk, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.