УДК 159.992.7 ББК 88.836
Д 30
Е.В. Демко
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии, Армавир; м.т. 8-918129-82-95
В.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии, Армавир; E-mail: valerype@mail. ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОСТИ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Аннотация. Агрессивное поведение детей в среде образовательного учреждения является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом. Особую актуальность изучение агрессивности приобретает в период 6-7 лет, который характеризуется трудностями в адаптации, связанными с переходом из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу, подготовкой к кризису 7 лет и его преодолению. Трудности, испытываемые педагогами и родителями в выборе адекватных мер реагирования на агрессивные проявления детей, отсутствие скоординированных усилий дошкольного образовательного учреждения, социума, семьи в вопросах профилактики агрессии дошкольников доказывают целесообразность организации системы педагогической работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детской агрессии. В статье изложен авторский подход к построению системы педагогической профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет.
Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение детей, педагогическая
профилактика и коррекция агрессивности, образовательная среда.
E.V. Demko
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Primary Education, Armavir State Pedagogical Academy, Armavir; t.m. 8-918-129-82-95 V.A. Petkov
Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Primary Education, Armavir State Pedagogical Academy, Armavir; E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL PREVENTION AND CORRECTION OF AGGRESSION IN CHILDREN AGED 6-7 YEARS
Abstract. The aggressive behavior of children in the educational institution is one of the issues not only for teachers, psychologists and parents, but also for society as a whole. Studying aggression gains special relevance for the age of 6-7 years which is characterized by difficulties in the adaptation, connected with transition from preschool educational institution to elementary school, preparation for crisis of 7 years and its overcoming. The difficulties experienced by teachers and parents in a choice of adequate responses to aggressive manifestations of children and absence of the coordinated efforts of preschool educational institution, society and family in prevention of aggression in preschool children prove that it is expedient to organize a system of pedagogical work of preschool educational institution on prevention of children's aggression. This paper identifies the author's approach to create a system of pedagogical prevention and correction of aggression in children aged 6-7 years.
Keywords: aggression, aggressive behavior of children, pedagogical prevention and correction of aggression, educational environment.
Неустойчивая социальная и экономическая ситуация, сложившаяся в настоящее время
в российском обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и проявления цинизма, жестокости, агрессивности. Проблема агрессивности детей, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов и родителей, так и пристальный научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий детей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.
Проблеме агрессивного поведения личности вообще и детей в частности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии (А. Bandura, 1983, Z. Berkowits, 1962; A. Buss, 1961; К. Lorens, 1967; Г.М. Андреева, 1988; Т.Е. Драгунова, 1979; В.И. Жельвис, 1990; Ф.С. Сафуанов, 1999; Л.М. Семенюк,1996; Л.М. Чепелева, 2001 и др.). Известно, что те или иные формы агрессии характерны для большинства детей, однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности [1; 2; 3], что в конечном счете снижает продуктивный потенциал личности и возможности полноценной коммуникации, деформируя личностное развитие. Вопросам изучения агрессивности в контексте делинквентного поведения детей посвящены труды М.А. Алемаскина, С.А. Беличевой, Г.М. Миньковского, И.А. Невского и др. Современные исследования проявлений детской агрессивности проводятся в разных направлениях: влияние семейных отношений на формирование агрессивного поведения, биологические причины агрессивности, анализ связи самооценки и подростковой агрессии [4; 5; 6].
Агрессивное поведение детей в среде образовательного учреждения связано с изменением социальной ситуации развития, поступление ребёнка в школу, ведет к значительному увеличению у детей невротической симптоматики; у них резко сокращается число внешнеобвинительных (экстрапунитивных) реакций и увеличивается число самообвинительных (интропунитивных) реакций, что и является одной из причин повышенной невротизации младших школьников. Высокий уровень дидактогенных детских неврозов в школьной среде приводит к эмоциональным и поведенческим расстройствам, психосоматическим заболеваниям, провоцирующим агрессивное поведение личности. Особую актуальность изучение агрессивности приобретает в период 6-7 лет, который характеризуется трудностями в адаптации, связанными с переходом из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу, подготовкой к кризису 7 - лет и его преодолению. Рассматривая проблему агрессивного поведения ребёнка 6-7 лет, исследователи обращают внимание на то, что в данный возрастной период агрессия во многом обусловлена психологическим фактором - возрастным кризисом а также биологическими и социальными факторами [7].
Анализ литературы показал отсутствие научно обоснованных педагогических программ, посвященных профилактике детской агрессии. Предполагаемые пути коррекции агрессивного поведения дошкольников представляют собой психологические методы, используемые в рамках тех или иных методологических направлений (С. Гроф, Г. Паренс, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К.Г. Юнг и др.). В исследовании Э.Р. Анненковой формулируются требования к организации деятельности педагогов, способствующей усвоению нормативных моделей поведения детей, однако система работы по профилактике и коррекции агрессии дошкольников не является предметом специального изучения [8].
Анализ теорий агрессии, а также результаты собственного исследования позволили определить типы агрессивности детей 6-7 лет - «тотальная», «поведенческая», «скрытая» - и классифицировать виды агрессивного поведения детей: 1) вербальная прямая агрессия (ссора, крик, обзывание, публичное унижение, открытые угрозы и т.п.); 2) вербальная косвенная агрессия (сплетни, наговоры, скрытое запугивание и т.п.); 3) физическая прямая
агрессия (чаще всего проявление негативных чувств непосредственно против другого человека с применением физической силы); 4) физическая косвенная агрессия (битье кулаками по столу, взрывы ярости, сопровождающиеся порчей предметов и т.п.).
В контексте исследования проблемы детской агрессивности автором выделены общие черты поведения ребёнка в период возрастного кризиса 6-7, определяющие проявление агрессивности у детей с позитивной (порождающей активность и принимающей форму соревнования, дискуссии), и с негативной стороны (непослушание, капризы, раздражительность, конфликт с окружающими взрослыми, отрицательное отношение к прежним требованиям в виде упрямства, негативизма и др.). Они оказывают влияние на темп усвоения социальных норм и ценностей, на становлении личностных качеств и развитии личности в целом.
В связи с многоплановостью феномена агрессии подход к её профилактике и коррекции должен носить интегративный характер, включать в себя методы воздействия на основные факторы, детерминирующие агрессию: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние средовые и природные (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, тендер), психологические и др.
Проведённое исследование современных направлений в диагностике, профилактике и коррекции агрессивности в условиях образовательных учреждений и семьи позволило сформулировать цель этой деятельности, которой является устранение искажений эмоционального реагирования у детей; стереотипов поведения, приводящих к агрессивным реакциям; обучение адекватному эмоциональному реагированию и навыкам взаимодействия; обеспечение переноса, достигнутого ребенком, в практику реальных жизненных отношений. В соответствии с целью были определены направления работы по профилактике и коррекции детской агрессивности: 1) оптимизация, гармонизация отношений ребенка с окружающими -сверстниками и взрослыми; 2) развитие личности самого ребенка; 3)обеспечение ребенка адекватными способами реализации и удовлетворения значимых для него потребностей.
Педагогическая поддержка заключается не только в работе по преодолению агрессивных проявлений, но и в формировании и закреплении новых устойчивых позитивных форм поведения.
В ходе исследования установлено, что с позиции личностного подхода профилактика и коррекция агрессивного поведения детей эффективна в условиях формирования коллективного педагогического субъекта, в качестве которого выступают воспитатель, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и родители, способные объединять собственные и усилия других участников образовательного процесса по профилактике и коррекции проявлений агрессии. Такой субъект может «выращиваться» в процессе совместной деятельности, когда каждый решает задачи профилактики и коррекции агрессивного поведения детей своими умениями и профессиональными средствами.
Таким образом, разрабатываемая система педагогической профилактики и коррекции агрессивности у детей представляет собой комплекс психолого-педагогических диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий по её преодолению и нивелированию.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2002-2012 гг., включала в себя организацию констатирующего и формирующего экспериментов. Базой исследования явились дошкольное образовательное учреждение МБДОУ № 37, средняя школа МБСОШ №
7 г. Армавира, детская экспериментальная площадка-студия «Буратино» при Армавирской государственной педагогической академии.
В констатирующем эксперименте изучались личностные особенности и типы агрессивного поведения детей; факторы возникновения у них агрессии; связь агрессии с положением ребенка в детском коллективе, уровни готовности педагогов к профилактике и коррекции агрессивного поведения детей. В эксперименте был выявлен высокий удельный вес агрессивных форм поведения у протестированных дошкольников. Установлено, что у
агрессивных дошкольников нет подлинного контакта с родителями, понимания, поддержки, тепла и, прежде всего, любви с родительской стороны. Было определено, что отклонения в поведении детей являются специфическим показателем их адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения и школы. Они обусловлены в том числе нарушением адекватного взаимодействия педагогического коллектива с ребёнком по причине недостаточной профессиональной компетенции педагогов и слабой психологопедагогической и общекультурной подготовленностью родителей к воспитанию ребёнка.
Результаты обследования педагогов показали, что 68,5% воспитателей и 71,3% учителей не готовы к диагностике агрессивных проявлений детей. Фиксируют и используют отдельные диагностические методики 20,4% воспитателей и 19,2% учителей; частично фиксировали данные в рабочем дневнике 11,1% воспитателей и 9,5 % учителей; 12,3% воспитателей и 8,2% учителей фиксировали данные в характеристике группы и класса, а полученная информация доводилась до родителей и учителей не систематически. В 25,4% случаев отмечался слабый уровень психолого-педагогической подготовки воспитателей. Взаимодействием с педагогом-психологом и социальным педагогом были удовлетворены 35,0% , не совсем удовлетворены 39,4% и не удовлетворены 25,6% опрошенных педагогов. Констатирующий эксперимент показал, что родители агрессивных дошкольников не владеют знаниями о средствах воспитания, направленных на снижение уровня агрессии у ребенка. Они стремятся удовлетворить физиологические потребности ребенка, забывая о его эмоциональном состоянии.
Полученные данные свидетельствуют об отсутствии эффективных способов организации этой деятельности, информирования субъектов образовательного процесса об особенностях поведения детей, неудовлетворенности большей части воспитателей, учителей, социальных педагогов взаимодействием с практическим психологом и родителями. Это актуализировало разработку и практическую реализацию научно обоснованной модели, отражающей содержание и структуру взаимодействия субъектов педагогической деятельности по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.
Модель состоит из трёх компонентов. Первый компонент модели включает комплекс мероприятий по диагностике и анализу исходных данных, научному обоснованию исследовательских подходов, определению процессуальных характеристик (этапов и стадий) экспериментальной деятельности, содержания этапов коррекционно-педагогической деятельности (целеполагания, планирования, диагностики, мотивации, конструирования программы, коррекции, рефлексии). Второй компонент модели даёт представление о распределении функциональных обязанностей между педагогами ДОУ и школы в диагностировании, предупреждении, профилактике и коррекции проявления агрессивности детей, особенности и последовательности мероприятий по углублению интеграции взаимодействий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (эмоциональная настроенность, осознание необходимости совместных действий, соучастие, согласованность действий, развитое сотрудничество, достижение социально значимых результатов). Третий компонент модели включает особенности и условия реализации авторской программы со всеми участниками экспериментальной работы, итоговую диагностику и анализ полученных результатов.
Модель раскрывает построение содержания поэтапного педагогического процесса профилактики, коррекции и терапии детской агрессивности, включающего четыре этапа (диагностический; аналитический; профилактики, коррекции и терапии; рефлексивный). Целью диагностического этапа является разработка содержания диагностического материала, подбор конкретных диагностических методик по выявлению тех или иных видов детской агрессивности на основе применения целенаправленной диагностики, диагностического аппарата, направленного на изучение уровня сформированности профессионально-значимых личностных качеств педагогов и эффективности организуемой в образовательном учреждении и семье деятельности по профилактике и коррекции агрессивности. Для объективной оценки используются критерии эффективности функционирования авторской системы социально-педагогической работы образовательного учреждения по профилактике агрессии детей (снижение уровня агрессии у детей; повышение профессиональной компетентности педагогов в области профилактики детской агрессии; повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах предупреждения агрессии).
После проведения диагностики и систематизации полученных результатов реализуется аналитический этап.
Цель аналитического этапа заключается в обработке результатов, полученных при осуществлении диагностики, классификации типов детской агрессивности, выделенных в ходе диагностики с целью подбора адекватных методов для их устранения. На этом этапе, уже на основе результатов анализа обобщённых данных, делаются окончательные выводы о том, какой же вид агрессии или аспект агрессивных проявлений придётся преодолевать вместе с детьми (или вместе с воспитателем, учителем, родителями). Определяются доминирующие причины детской агрессивности среди комплекса выявленных причин или факторов, обусловливающих возможное их появление, уточняются и конкретизируются наиболее уязвимые, слабые места, сферы, инстанции, точки структуры личности, сферы жизнедеятельности, в которых может проявиться агрессивность. Именно на них и будет направлена целенаправленная деятельность педагога.
Этап профилактики, коррекции и терапии заключается в отборе методов, средств, способов и приёмов организации деятельности детей, потенциально нуждающихся в помощи (профилактический компонент), либо нуждающихся в помощи по причине уже проявившейся агрессивности того или иного вида (терапевтический компонент). Методическое обеспечение процесса профилактики и коррекции детской агрессивности включает в себя: а) программу для детей, направленную на содействие развитию и коррекцию выделенных личностных структур; б) программу развития профессиональной компетентности педагогов в работе с агрессивными детьми и их родителями; в) программу повышения педагогической грамотности родителей детей, имеющих склонность к агрессии.
Разработанная программа коррекционных мероприятий для детей включает в себя такие методы, как символдрама, игровая психокоррекция, проективные техники, психокоррекционые истории Д. Бретта, сказкотерапия и комплексные занятия психогимнастикой. На этом этапе проводятся соответствующие мероприятия (обучающие методики, беседы, социально-психологические тренинги, развивающие игры, практические занятия), носящие в зависимости от качества или степени выраженности детской агрессивности либо профилактический, коррекционный, терапевтический, либо поддерживающий характер.
Программу развития профессиональной компетентности педагогов в работе с агрессивными детьми и их родителями обеспечивала подготовку педагогов к профилактической и коррекционной деятельности и включала в себя занятия и тренинги по следующей тематике: «Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе», «Разработка алгоритма построения общения между педагогами и агрессивными детьми», «Влияние творческого потенциала на качество профессиональной деятельности»,
«Оптимизация общения субъектов педагогического взаимодействия», «Самоактуализация личности - процесс и результат её самоосуществления», «Применение методик, направленных на определение уровня агрессии и сопутствующих характерологических отклонений в группах детей разного возраста» и др.
Программа повышения педагогической грамотности родителей детей, имеющих склонность к агрессии, включала консультации для родителей по темам: «Песочная игротерапия - способ снятия эмоционального напряжения у ребенка», «Особенности эмоционального мира дошкольника», «Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций», «Конфликты с ребенком» и др.
Рефлексивный этап направлен на непрерывный мониторинг, анализ и осмысление как результатов диагностики обследования субъектов образования, так и профилактикотерапевтической деятельности педагога с последующей коррекцией. Рефлексия рассматривается в двух аспектах: онтологическом, связанным с содержанием самой профилактико-коррекционной и терапевтической деятельности, и психологическом, обращённым к субъекту деятельности и самой деятельности. Таким образом, профилактикокоррекционная деятельность в целом представляет собой «челночное» движение чередующихся этапов деятельности педагога - собственно деятельности по осуществлению педагогической профилактики и коррекции и деятельности рефлексивной, направленной на осмысление результатов. В основе разработки подобной рефлексивной деятельности в ходе проводимого эксперимента использована методика А.В. Хуторского [9].
Для изучения успешности решения задач коррекции были выделены контрольные и экспериментальные группы среди детей с ярко выраженными агрессивными проявлениями в поведении. Дети из экспериментальной группы прошли весь курс занятий по предложенной коррекционно-развивающей (профилактической) программе. Контрольная группа была составлена из детей, не прошедших курс коррекционных занятий. Обобщенным критерием эффективности проведенной работы в решении задач коррекции агрессивного поведения мы считаем снижение уровней агрессивности у детей.
Дополнительно была составлена группа детей, полностью прошедших курс коррекционных занятий, из промежуточной группы, то есть дети с агрессивными проявлениями, выраженными в неяркой степени (т.е. в пределах нормы). Это было сделано для того, чтобы проверить, насколько предложенная нами программа выполняет задачи профилактики агрессивного поведения. Критерием эффективности нашей работы в данном случае мы считаем такое положение, когда агрессивность снижается или остается на первоначальном уровне.
После прохождения курса коррекционно-профилактических занятий дети были обследованы по проективной рисуночной методике и с помощью наблюдения за их поведением в экспериментальной ситуации соревновательной игры.
Методика диагностики агрессивности позволила посредством выявления выраженности тяжести, синдром-структуры агрессивности через частоту ситуационноличностных реакций агрессии определить уровень агрессивности как в баллах, так и в процентах. После завершения коррекционных воздействий у детей уменьшилась тревожность, улучшился психоэмоциональный фон настроения, снизилось нервное напряжение, возросла саморегуляция поведения, улучшилось общение со сверстниками. Проведенная психолого-педагогическая коррекционная работа, беседы с родителями и воспитателями позволили устранить искажения эмоционального реагирования, стереотипы поведения, приводящие к агрессивным реакциям у детей, и позволила обеспечить перенос достигнутого в практику.
Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил выявить основные факторы, провоцирующие агрессивность у детей 6-7 лет, дополнить перечень личностных проявлений новыми, характеризующими агрессию в различных спонтанных и специально организованных ситуациях. Было установлено, что продуктивность совместной деятельности субъектов образовательного процесса в
профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет определяется комплексом следующих условий:
- социальных, обусловленных необходимостью создания благоприятной социальной обстановки вокруг развивающейся личности, доброжелательного микроклимата в социуме, учебных заведениях, семье;
- психологических, включающих мероприятия по оказанию психологической помощи агрессивным детям;
- педагогического проектирования, связанного с разработкой и внедрением в учебновоспитательный процесс концепции, системы профилактики и коррекции, процессуальной модели, построенных с учётом возрастных, индивидуальных, познавательных особенностей личности и специфики социального окружения;
- методических, раскрывающих методическое обеспечение системы профилактики и коррекции (реализации форм, методов, средств, конструирование содержания программ), которые способствуют раскрытию потенциальных возможностей личности ребёнка;
- кадровых, обусловленных включением в систему подготовки и повышения квалификации педагогов и психологов содержания, обеспечивающего готовность к работе с агрессивными детьми и их родителями.
Выполненный в работе анализ существующих направлений воспитания и развития личности агрессивного ребёнка и результатов проведенного эксперимента показал необходимость дальнейшей реализации идеи гуманного отношения к таким детям, комплексного решения их проблем с привлечением широкого круга специалистов -педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, юристов, а также интеграции усилий заинтересованных организаций и ведомств при широком использовании средств массовой информации.
Примечания:
1. Atkin E.L. Aggressivness in children. N. Y., 1965. 205 p.
2. Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // Aggression: Theoretical and methodological issues. Vol. 1 / R.G. Geen [etc.]. N. Y.: Academic Press, 1983.
3. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. М., 2002. 512 с.
4. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001. 223 с.
5. Сажина Н.М, Голубь М.С. Предупреждение педагогических рисков виктимизации подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2012. Вып. 1 (95). С. 127-133.
6. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996. 48 с.
7. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына [и др.]. СПб.: Речь, 2003. 240 с.
8. Анненкова Э.Р. Формирование позитивных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками, в учебной группе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2003. 18 с.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
References:
1. Atkin E.L. Aggressivness in children. N.Y. 1965. 205 pp.
2. Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // Aggression: Theoretical and methodological issues. Vol. 1 / R.G. Geen [etc. ] . N.Y.: Academic Press, 1983.
3. Berkowitz L. Aggression: Causes, consequences and control. M., 2002. 512 pp.
4. Rean A.A. Practical psychodiagnostics of a personality. SPb. 2001. 223 pp.
5. Sazhina N.M., Golub M.S. Prevention of pedagogical risks of teenagers’ victimization // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: The AGU publishing house. 2012. Issue 1 (95). P. 127-133.
6. Eidemiller E.G. Methods of family diagnostics and psychotherapy. M.; SPb. 1996. 48 pp.
7. Complex support of children of preschool age / L.M. Shipitsyna [etc.]. SPb.: Rech, 2003. 240 pp.
8. Annenkova E.R. Formation of the positive relations of teenagers having aggressive behavior with persons of the same age in the academic group: Diss. abstract for the Candidate of Psychology degree.
Stavropol, 2003. 18 pp.
9. Khutorskoy A.V. Modern didactics: a textbook for higher schools. SPb.: SPb., 2001. 544 pp.