4. Донина И.А., Яблокова Л.В. Экспериментальное исследование готовности педагогов образовательной организации к маркетинговой деятельности / И.А. Донина, Л.В. Яблокова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 85-88.
5. Донина И.А., Яблокова Л.В. готовность педагогов дошкольной организации к маркетинговой деятельности / И.А. Донина, Л.В. Яблокова // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 40-41.
6. Езопова С.А Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 201 с.
7. Самыгин, С. И. Педагогика и психология высшей школы / С. И. Самыгин. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 544 с.
8. Сиденко А.С. Статья. — Инновационные проекты и программы в образовании. — 2012. — № 2. — С. 68-77.
9. Шерайзина Р.М., Донина И.А. Становление и развитие современного руководителя образовательного учреждения / Р.М. Шерайзина, И.А. Донина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 2 (13). С. 309-312.
УДК 159.96.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Мосина Т.Н., 2018 Новосибирская общеобразовательная школаМБОУ СОШ№32, учитель начальных классов, Новосибирск
Аннотация: статья посвящена актуальной теме агрессии у детей младшего школьного возраста. Детская агрессивность имеет специфический характер, и эта специфика проявляется особенно остро в подростковом и младшем школьном возрасте. Рассматриваются основные подходы к изучению агрессии; отличительные признаки подростковой агрессивности. Представлен анализ классификации агрессивного поведения подростков, факторов, стимулирующих агрессию детей, а в частности младших школьников. На развитие агрессивности младших школьников влияют природные особенности темперамента, возбудимость и сила эмоций нервной системы, способствующей формированию таких черт, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Агрессия вызывает также необходимость защищать себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз.
Ключевые слова: агрессивное поведение, младшие школьники, озлобленность, воспитание
AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Mosina T.N., 2018
Novosibirsk comprehensive school №32, primary school teacher, Novosibirsk
Аннотация: the article is devoted to the actual theme of aggression in children of primary school age. Children's aggressiveness has a specific character, and this specificity is particularly acute in adolescence and primary school age. The main approaches to the study of aggression, the distinctive features of teenage aggressiveness are considered. The analysis of classification of aggressive behavior of teenagers, factors stimulating aggression of children, and in particular younger schoolchildren is presented. The development of aggression of younger students is influenced by the natural features of temperament, excitability and strength of emotions of the nervous system, contributing to the formation of such features as temper, irritability, inability to restrain themselves. Aggression also calls for the need to protect themselves or to meet their needs in a situation where the child sees no other way out, except a fight or verbal threats.
Ключевые слова: aggressive behavior, schoolchild, embitterment, parenting. Ведение
В соответствии с современными тенденциями модернизации системы образования особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей младшего школьного возраста, формирования их эмоционального благополучия.
Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации.
В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Актуальность проблемы в современном мире
Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.
В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования агрессивного поведения младших школьников. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учёными, предлагающими различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6 - 10лет (А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, Г.В. Бурменская, и др.). В переводе с латинского языка «агрессия» означает «приступ», «нападение». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями.
Агрессия представляет собой поведение, которое направлено на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. В роли объектов могут выступать предметы или живые существа. Агрессия может возникнуть как реакция человека на стресс, на фрустрацию, физический или психологический дискомфорт.
В состоянии агрессии человек обладает гневом, ненавистью и т.д. Агрессивное поведение может служить средством достижения какой-либо цели - например, повышению собственного статуса за счет самоутверждения.
Различают несколько типов агрессии: вербальную, физическую, прямую (непосредственно направленную против кого или чего-либо), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также аутоагрессию, которая проявляется в самоуничижении, самообвинении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийств.
Для современного поколения и общества проблема агрессивного поведения детей очень актуальна. Рост агрессивных тенденций, распространение жестокости и насилия на экране и в средствах массовой информации вызывают озабоченность педагогов и родителей. Свою роль играет также увлечённость детей компьютерными играми, видео и фильмами агрессивного характера.
В психолого - педагогической литературе существует ряд определений агрессии. Л. Бендер анализирует агрессию как тенденцию близости к объекту или удаления от него, а Х. Дельгадо пишет, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести ущерб или вред личности, или обществу. Уилсон отмечает, что агрессия есть угроза или физическое действие такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают генетическую приспособленность или свободу другой особи.
Причины появления агрессии в поведении детей
Существуют разные причины и разные формы, критерии агрессивного поведения детей. Оно сопровождается возрастными кризисами (примерно одного года, десяти, семи, трёх лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме и т.д., а также быть компенсацией безысходности или незащищённости, средством привлечения внимания, выходом накопленного напряжения и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик. Агрессия может быть и последствием воспитания.
Можно выделить факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения младших школьников:
- индивидуальный, который определяет психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребёнка в обществе;
- психолого-педагогический, который определяет дефекты семейного и школьного воспитания;
- социально психологический, определяющий неблагоприятные особенности взаимодействия ребёнка с ближайшим окружением в семье, в коллективе сверстников, на улице;
- личностный, определяющий активно избирательное отношение ребёнка к предпочитаемой среде общения, к ценностям и нормам своего окружения, к педагогическим воздействиям общественности, школы, семьи, а также способность к саморегулированию поведения и личные ценностные ориентации;
- социальный, который определяется социально экономическими условиями.
Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на страдание или физическую боль сверстников, преобладание прямой физической агрессии. Другой ребёнок выступает для агрессивных детей как противник. В зависимости от мотивов выделяют три типа агрессии детей: импульсивно демонстративный, целенаправленно враждебный и нормативно инструментальный. Работа с детьми склонных к агрессии в школе и в семье
В сфере «ребёнок - взрослый» кроме отношений «ребёнок - родители» возникают новые отношения «ребёнок - учитель», которые поднимают ребёнка на уровень общественных требований к его поведению.
Более того, в учителе нормативные требования воплощаются для ребёнка с большей определённостью, чем в семье, потому что в первичных условиях общения ребёнку трудно оценить характер своего поведения и выделить себя. В соответствии с этим только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ученикам, оценивая их поведение, создаёт условия для социализации поведения детей.
В быту агрессия воспринимается людьми как сугубо отрицательное проявление человеческой природы. Представление об этом феномене и его описание в психиатрии и клинической психологии также имеет негативную окраску. Оно включает нанесение ущерба, разрушение, нравственных и физических страданий. Согласно принятым формулировкам, агрессия - это высказывания и действия, направленные на причинение вреда, физической и душевной боли другому существу.
Работа с агрессивными детьми должна направляться на безопасный выход агрессии (эмоциональное расслабление), на повышение самооценки, на развитие навыков общения через игровую деятельность, на преодоление внутренней изоляции и на развитие способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых обычных форм работы учителя. Такие традиционные формы влияния, как убеждения и объяснения педагога, приведение положительных примеров и призывы не обижать других, неэффективны при работе с агрессивными школьниками. Они уже знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, который представлен как модель, может вызвать только неприязнь к ребенку.
Также необходимо отказаться от соревновательного старта в играх и классах. Все виды конкурсов, игр-соревнований, боев и соревнований направляют внимание ребенка на собственные успехи, создают ориентацию на конкурентоспособность и противодействие другим. В конечном счете, независимо от того, побеждает ли ребенок или проигрывает, это приводит к разобщенности и отчуждению детей.
Социальная и профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения и не ограничиваться устранением внешних проявлений разрушенного развития. При разработке профилактических и корректирующих программ следует учитывать не только симптомы (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к его поведению. Наиболее эффективным средством коррекции является игра, специально организованная психологом. Это может служить не только целям исправления, но и предоставить ценный диагностический материал, который позволяет нам увидеть проблему глазами ребенка.
Работа с взрослыми, которые составляют непосредственное окружение ребенка, должна строиться как с точки зрения ознакомления их с причинами агрессивности детей, так и с психологическими характеристиками агрессивных детей (чувство собственного достоинства и структура сферы мотивации и необходимости) и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обратить внимание на ребенка, когда он ведет себя хорошо, чтобы обеспечить выбор в поведении, оценить не человека, а отдельные действия), реорганизацию системы наказания и поощрения. Взрослые (педагоги, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка - это кропотливая работа, которая требует понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В некоторых случаях ребенка следует поощрять, в других - защищать от агрессии. Другими словами, чтобы понять, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не передает ли он свою ярость от виновных невиновным.
Современные психологи предлагают следующие методы для снижения уровня агрессии:
1. Тренинги (дети могут посещать их со своими родителями)
2. Релаксация, направленная на расслабление различных групп мышц
3. Ролевая игра, направленная на разрешение конфликтных ситуаций
4. Неожиданный момент (например, приглашение к группе знаменитого сказочного героя) и т. д.
Работа с агрессивными детьми имеет ряд характеристик. Главная задача в этой работе - помочь
ребенку преодолеть внутреннюю изоляцию, показать сопереживание, нормальную связь со сверстниками. Мероприятия по сокращению агрессии могут осуществляться в различных формах. Очень важно работать с родителями. Формирование агрессивного поведения влияет на многие факторы, в том числе на социальную среду, поэтому вам нужно знать, как индивидуальный уровень агрессивности ребенка и общий в группе.
Имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженной инструментальной агрессией. Цель беседы - помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию, и общению со сверстниками в группе.
В игре есть возможность смоделировать жизненные ситуации, найти выход из затруднительного положения, или похвалить и еще раз проиграть ситуации, где ребенок сделал правильный выбор.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Поскольку поведение агрессивных детей является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребёнка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных, стоящих перед взрослыми. Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. В коррекционной программе при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева предполагается учить их прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приёмов.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей рекомендуется проводить любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребёнком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребёнку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. Заключение
Таким образом, стало понятно, что агрессия представляет собой подпитываемое отрицательными эмоциями, однобокое отражение реальности, приводящее к неадекватному поведению, к необъективному, искаженному, неверному пониманию действительности.
Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную для человека цель, но выбранный способ поведения - неадекватный, неудачный, - приводит к ухудшению ситуации и обострению конфликта. Чем сильнее невротичность и фрустрация личности, тем более и обостреннее реализуется неадекватное агрессивное поведение.
Представление об этом феномене и его описание в психиатрии и клинической психологии также имеет негативную окраску. Оно включает нанесение ущерба, разрушение, нравственных и физических страданий. Согласно принятым формулировкам, агрессия - это высказывания и действия, направленные на причинение вреда, физической и душевной боли другому существу.
Изучая причины и последствия детской агрессии, важно понимать, что злость - это естественная реакция любого живого организма на чью-либо жестокость или опасность.
По отношению к человеку «боль» следует понимать как-либо моральный, либо физический дискомфорт. То есть агрессию у ребёнка провоцируют не только бьющие его родители, но и равнодушные отец и мать, которым нет дела до малыша; и внутренние проблемы семьи, вроде бы не касающиеся его напрямую. Тревога, неуверенность в себе и в окружающем мире, страх, недостаток внимания - всё это причиняет ребёнку душевную боль, а боль порождает агрессию.
В житейском понимании слово «агрессия» означает действие, направленное на нарушение физической и психической целостности человека, ведущее к причинению материального или психического ущерба.
Список литературы
1. Алексеева, Г.М. Проблема преодоления поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста / Г.М. Алексеева // Вопросы психологии. -2001. -№ 33-36.
2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2015. - 308 с.
3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 2006-173 с.
4. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. - Апрель Пресс ЭКСМО-Пресс, 2016. -
287 с.