Научная статья на тему 'Подготовка педагогов к осуществлению профилактики агрессивного поведения обучающихся в школах'

Подготовка педагогов к осуществлению профилактики агрессивного поведения обучающихся в школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Елена Анатольевна

Раскрывается вопрос расширения педагогической деятельности психологическими аспектами. На основе анализа профессиональных стандартов педагогов делается вывод о профилактике агрессивного поведения как одном из направлений деятельности современного педагога. Представлено исследование педагогов, выявляющее неготовность современных учителей брать на себя ответственность за профилактику агрессивного поведения школьников. Упоминаются события, демонстрирующие усиление агрессивности современных обучающихся в России и за рубежом. Выявлена необходимость повышения компетентности педагогов в части профилактики агрессивного поведения школьников. Проведен обзор зарубежных и отечественных исследований по рассматриваемому вопросу. Отмечается значимость дополнительного профессионального образования в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах предупреждения агрессивных действий в образовательных организациях. Предлагаются рекомендации преподавателям, повышающим квалификацию педагогов, по осуществлению их подготовки по профилактике агрессивного поведения обучающихся в школах. Обозначены особенности такой подготовки на уровне первичной, вторичной и третичной профилактики. Представлены особенности осуществления подготовки педагогов к профилактике агрессивного поведения школьников в ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Охарактеризованы разработанные курсы повышения квалификации в данном вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers training for implementation of aggressive behavior prevention of schoolchildren

The question of the expansion of pedagogical activity with psychological aspects is revealed. The conclusion about aggressive behavior prevention as one of the activities of a modern teacher is made based on the analysis of professional standards of teachers. A study of teachers, revealing the unavailability of modern teachers to take responsibility for the prevention of aggressive behavior of schoolchildren is presented. The events of increasing the aggressiveness of modern schoolchildren in Russia and abroad are mentioned. The need to improve the competence of teachers in the prevention of the aggressive behavior of schoolchildren is detected. A review of foreign and domestic studies on the subject matter is held. The importance of additional professional education in improving the psychological and pedagogical competence of teachers in the prevention of aggressive actions in educational institutions is noted. Recommendations are given to teachers who improve the qualifications in the implementation of their training in the prevention of aggressive behavior of students in schools. The features of such training are indicated at the level of primary, secondary and tertiary prevention. The features of the implementation of teachers training for the prevention of aggressive behavior of schoolchildren in Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators are presented. Developed advanced training courses in this matter are characterized.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов к осуществлению профилактики агрессивного поведения обучающихся в школах»

Современная школа

УДК 378.091.398+159.922.7

Подготовка педагогов к осуществлению профилактики агрессивного поведения обучающихся в школах

Е. А. Селиванова

Teachers training for implementation of aggressive behavior prevention of schoolchildren

E. A. Selivanova

Аннотация. Раскрывается вопрос расширения педагогической деятельности психологическими аспектами. На основе анализа профессиональных стандартов педагогов делается вывод о профилактике агрессивного поведения как одном из направлений деятельности современного педагога. Представлено исследование педагогов, выявляющее неготовность современных учителей брать на себя ответственность за профилактику агрессивного поведения школьников. Упоминаются события, демонстрирующие усиление агрессивности современных обучающихся в России и за рубежом. Выявлена необходимость повышения компетентности педагогов в части профилактики агрессивного поведения школьников. Проведен обзор зарубежных и отечественных исследований по рассматриваемому вопросу. Отмечается значимость дополнительного профессионального образования в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах предупреждения агрессивных действий в образовательных организациях. Предлагаются рекомендации преподавателям, повышающим квалификацию педагогов, по осуществлению их подготовки по профилактике агрессивного поведения обучающихся в школах. Обозначены особенности такой подготовки на уровне первичной, вторичной и третичной профилактики. Представлены особенности осуществления подготовки педагогов

к профилактике агрессивного поведения школьников в ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Охарактеризованы разработанные курсы повышения квалификации в данном вопросе.

Abstract. The question of the expansion of pedagogical activity with psychological aspects is revealed. The conclusion about aggressive behavior prevention as one of the activities of a modern teacher is made based on the analysis of professional standards of teachers. A study of teachers, revealing the unavailability of modern teachers to take responsibility for the prevention of aggressive behavior of schoolchildren is presented. The events of increasing the aggressiveness of modern schoolchildren in Russia and abroad are mentioned. The need to improve the competence of teachers in the prevention of the aggressive behavior of schoolchildren is detected. A review of foreign and domestic studies on the subject matter is held. The importance of additional professional education in improving the psychological and pedagogical competence of teachers in the prevention of aggressive actions in educational institutions is noted. Recommendations are given to teachers who improve the qualifications in the implementation of their training in the prevention of aggressive behavior of students in schools. The features of such training are indicated at the level of primary, secondary and tertiary prevention. The features of the

implementation of teachers training for the prevention of aggressive behavior of schoolchildren in Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators are presented. Developed advanced training courses in this matter are characterized.

Ключевые слова: подготовка педагогов, система дополнительного образования, профессиональный стандарт, профилактика агрессивного поведения школьников, образовательная организация, курсы повышения квалификации, современные образовательные технологии.

Keywords: teachers training, additional education system, professional standard, aggressive behavior prevention of schoolchildren, educational organization, advanced training courses, modern educational technologies.

В современной российской действительности учитель выполняет множество функций: обучающую, воспитательную, развивающую. Он должен уметь эффективно взаимодействовать с детьми, их родителями, а также с общественностью. Кроме того, ему важно качественно работать с различными документами, электронными ресурсами. При этом от педагогов также требуется умение распространять свой педагогический опыт, презентовать его в различных формах. Данные требования, отраженные в государственной образовательной политике, не случайны. Во-первых, отмечается информационная насыщенность современного мира и его переход в цифровое пространство. Во-вторых, обновляется само общество, для которого характерны другие ценности, чаще материальные. В-третьих, меняется психология людей, в том числе детей, ориентированных на мгновенные результаты деятельности и удовлетворение своих собственных потребностей. Все это приводит к духовному обеднению и эмоциональному опустошению личности и самого социума. Как следствие вышеуказанного - усиление агрессивности общества и детей, являющихся индикаторами состояния социума.

В этой связи в документах, регламентирующих деятельность учителя, отмечается значимость его нормативной, психо лого -педагогической и методической компетентности. Проанализируем профессиональные стандарты в области образования с точки

зрения деятельности педагога по профилактике агрессивного поведения учащихся. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» выделятся трудовое действие, связанное с оценкой параметров и проектированием психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Также отмечается, что учитель должен разрабатывать программы профилактики различных форм насилия в школе, применять психолого-педагогические технологии в работе с девиантными обуча-ющимися, детьми с зависимостью. Среди педагогических умений в данном документе выделяется умение анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу. Все это говорит о необходимости развития способности учителя осуществлять профилактику агрессивного поведения учащихся в школе.

В профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» также отражены требования к педагогической деятельности других работников (социального педагога, педагога-организатора, воспитателя, педагога-библиотекаря и тьютора). Так, от социального педагога требуется разработка мер по социально-педагогическому сопровождению обучающихся в трудной жизненной ситуации, по профилактике социальных девиаций среди обучающихся. Он должен знать формы и методы профилактической работы с детьми и семьями группы социального риска. Педагогу-библиотекарю сегодня важно проводить занятия по формированию сознательного и ответственного информационного поведения обучающихся, реализовывать меры по обеспечению информационной безопасности обучающихся в образовательной организации. Иными словами, в данном документе прописаны требования к осуществлению профилактики насилия, в том числе агрессивного поведения учащихся.

Несомненно, что большую ответственность за эмоциональное состояние и регуляцию поведения обучающихся несет школьный психолог. В стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

выделяется трудовая функция, связанная с психологической экспертизой комфортности и безопасности образовательной среды в школе, детском саду и в другой образовательной организации. В профилактической работе педагога-психолога отмечается необходимость планирования и реализации превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, ад-дикций и девиаций поведения школьников. Причем отмечается, что выполнять такую работу необходимо совместно с педагогом.

Итак, профессиональные стандарты, регламентирующие деятельность педагогических работников, прямо или косвенно указывают на необходимость осуществления профилактики агрессивного поведения обучающихся. Причем данная функция накладывается не только на специалистов службы сопровождения (социальных педагогов и психологов), но и на весь педагогический коллектив, включая педагога-библиотекаря.

Вместе с тем, несмотря на очевидность, прописанных компетенций педагогических работников, большая часть из них не готова к осуществлению такой деятельности. Данный вывод делается на основании следующего. Авторы статьи, работая в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников, практически ежедневно взаимодействуют с большим количеством педагогов на лекционных, практических, семинарских занятиях. В рамках данных форм работы, а также на совещаниях, конференциях, индивидуальных консультациях обсуждаются актуальные вопросы современного образования. И, несомненно, в последний год все чаще затрагивается вопрос детской агрессивности и ее предупреждения в образовательных организациях. Реакция педагогов неоднозначная. Многие педагоги поддерживают необходимость профилактики агрессивного поведения школьников. Однако часть учителей достаточно агрессивно сами реагируют на подобные обсуждения, предлагая изолировать таких школьников в специальные закрытые учреждения. Педагоги обозначают собственное неумение работать с гиперактивными, агрессивными, замкнутыми обучающимися. Причем некоторые учителя в достаточно некорректной форме отзываются

о современных школьниках. Для того чтобы уточнить позиции учителей относительно необходимости профилактики агрессивного поведения обучающихся и роли учителя в данной деятельности, авторами статьи был проведен опрос.

В исследовании приняли участие 127 учителей Челябинской области. Опрос показал, что большинство педагогов отмечают актуальность и значимость профилактики агрессивного поведения в школах (94,5%). Но при этом они перекладывают ответственность в данном направлении на педагогов-психологов и социальных педагогов (67%). Половина опрошенных (49,6%) отметают, что учителю в первую очередь необходимо быть хорошим предметником. Этого важно для того, чтобы учащийся получил хорошие результаты на экзаменах. Вместе с тем при выявлении профессиональных запросов от учителей по психологической тематике они в большинстве отмечают необходимость расширения собственной конфликтологический компетентности (89%).

Также авторами статьи анализировался опыт решения учителями педагогических ситуаций, возникающих в учебном процессе. С 2011 года авторским коллективом института накапливается банк педагогических ситуаций учителей Челябинской области. Отметим, что лишь 67% ситуаций, которые описывают учителя, ими продуктивно решаются. Получается, что третья часть проблемных ситуаций является решенными неконструктивно, что приводит к более сложным последствиям.

В данном случае важно упомянуть ситуации нарастания агрессии, особенно физической в образовательных организациях Челябинской области и Российской Федерации за последний год. Причем это акты насилия, от которого страдают ни в чем не повинные люди. Здесь стоит упомянуть события, произошедшие в начале 2018 года в Перми, Улан-Уде, когда школьники подросткового возраста нападали на педагогов и учащихся с холодным оружием, устраивали поджоги в школе. Особо вопиющий случай, который сравнивают с ситуацией в школе Колумбайн (США, 1999 г.), произошел в Керченском политехническом колледже. Общественность знакома с актами применения огнестрельного

оружия в зарубежных образовательных организациях. Согласно изданию Vox, 2018 год стал «самым кровавым» в школах США (школа Уэствилл-Уэст в Индиане, школе Санта-Фе в Техасе, школа Паркленда во Флориде). Но в России этот трагически печальный случай произошел впервые. В результате такого нападения юноши погиб 21 человек и пострадали более 70 студентов и преподавателей колледжа. Общественность, обсуждая данные события, которые приравниваются к террористическим актам, пытается найти их причины. Стоит отметить, что это целый комплекс факторов, связанных с возрастными, личностными особенностями нападавших, условиями их жизни в семье и обучения в образовательных организациях. В любом случае российское общество было не готово к случившемуся и ищет пути профилактики подобных случаев проявления агрессивности в дальнейшем.

Вопросы профилактики агрессивного поведения исследуются как за рубежом, так и в России. Проанализируем публикации, посвященные данной теме. Среди зарубежных источников можно отметить работу M. A. Terzian, M. W. Fraser, в которой описано предотвращение агрессивного поведения и употребления наркотиков в начальной школе. Авторы предлагают ориентированные на семью программы снижения агрессии и насильственного поведения [1]. Мы поддерживаем данный подход, считая необходимым осуществлять превентивные меры на ранних стадиях развития личности. Причем в такой процесс обязательно должна быть включена семья, как первый источник социализации личности.

D. L. Espelage, S. Low, J. R. Polanin, E. C. Brown описывают программы средней школы, направленные на снижение как агрессии, так виктимизации и сексуального насилия [2]. Стоит отметить, что виктимизация - это процесс превращения личности в жертву преступления, результат процесса преступления. Говоря о профилактике агрессивного поведения, важно учитывать, что педагогу необходимо работать не только с агрессором, но и с его жертвой.

А. Schick, М. Cierpka в своей статье рассматривают факторы риска возникновения

агрессивного поведения у подростков. Они говорят о программе профилактики агрессивности "Faustlos" («без кулаков») [3]. Вопросы проявления физической агрессии в последнее время стоят достаточно остро во всем мире, поэтому ее профилактика важна. Завершая обзор зарубежных источников, обратим внимание на публикацию Р. Orpinas, А. М Ноте. Авторы отмечают необходимость повышения квалификации учителей, описывая программу по предотвращению насилия, ориентированную на учителя [4]. Цель программы заключается в повышении осведомленности учителя о различных видах агрессии, о факторах риска возникновения агрессивности обучающихся. Отдельное внимание уделяется роли классного руководителя в формировании благоприятного климата в классном коллективе и его влиянии на поведении ребенка. Анализ зарубежных источников показал, что для профилактики агрессивного поведения школьников важно выстраивать систематическую работу в школе: с детьми, их родителями и педагогами. Причем целесообразно обучать педагогический коллектив с целью предупреждения возникновения агрессивный действий у школьников.

Обратимся к отечественным исследованиям в данной области, проанализировав диссертационные работу по данному вопросу. В диссертации Л. О. Андрюшиной отмечается, что эффективность деятельности по профилактике агрессивного поведения школьников зависит от взаимодействия субъектов образования (педагогов, психологов, родителей). Обозначена необходимость систематического мониторинга психических состояний подростков и последующей психологической поддержки на протяжении всего периода обучения в школе [5]. Автор предлагает программу диагностико-коррекционной деятельности субъектов образования с агрессивными подростками и их семьями. Отметим, что профилактическая работа должна строиться на выявлении школьников группы риска. В этой связи проведение диагностики агрессивности считаем важным в ее предупреждении.

В работе С. А. Травиной рассматривается взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших

школьников [6]. Отмечается, что такое взаимодействие должно быть целенаправленным, скоординированным, последовательно осуществляемым. Характеризуются личностные особенности психологов и учителей, которые способствуют оптимизации профилактики агрессивного поведения младших школьников. К таким особенностям относят высокий уровень мотивации успеха психопрофилактики, активность педагогов в межличностном взаимодействии, проявления эмпатии в общении с коллегами и ребенком.

В отечественных исследованиях изучаются как психологические, так и педагогические аспекты профилактики агрессивного поведения школьников. Так, М. Г. Базихова предлагает осуществлять такую профилактику средствами народного искусства [7]. Автор отмечает, что народное искусство способствует: налаживанию отношений между педагогом и учениками, развитию рефлексивной культуры школьников и контролю эмоций, пониманию учащимися приемлемого выхода из агрессивности, адаптации личности в социуме через приобщение к творчеству.

В исследовании И. Е. Токарь рассматривается гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников. Автор делает вывод о том, что непатологическое агрессивное поведение школьников является показателем нарушения адаптационных механизмов.

Оно проявляется вследствие педагогических воздействий неадекватных возможностям и потребностям ребенка (режимная и дидактическая нагрузка, положение ребенка в школьной среде, недостаточная гендерная компетенция педагогов) [8].

Автор рекомендует смещать сроки приема в школу мальчиков (в сторону верхней границы) и осуществлять раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек (в начальной школе). Однако интегрировать мальчиков и девочек во внеурочных видах деятельности. Кроме того, И. Е. Токарь предлагает осуществлять подготовку педагогов к реализации гендерного подхода в образовательном процессе и рекомендует программу дополнительного профессионального образования учителей «Гендерный подход в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста» на 72 часа.

Мы поддерживаем позицию автора о необходимости повышения квалификации педагогов в части профилактики агрессивного поведения школьников. Как показал проведенный обзор, зарубежные и российские исследователи сходятся в едином мнении по данному вопросу.

Система дополнительного профессионального образования взрослых на данном этапе должна своевременно отражать запросы социума. Говоря о профилактике агрессивного поведения обучающихся, важно акцентировать внимание на подготовке педагогов к данному направлению. Отметим, что тему профилактики агрессии важно затрагивать с педагогами различных дисциплин, преломляя теоретические аспекты данного вопроса к практической деятельности учителя.

В первую очередь на курсах повышения квалификации необходимо рассматривать вопросы общей, возрастной психологии и психологии личности. В их контексте изучить возрастные особенности обучающихся (в зависимости от той возрастной категории, с которой работают педагоги: дошкольники, младшие школьники, подростки). Кроме того, обратить внимание на механизмы развития личности и факторы, развивающие и разрушающие личность.

Современным педагогам важно знать педагогическую психологию и психологию общения. В контексте данных тем необходимо акцентировать внимание на вопросах выстраивания конструктивного педагогического общения, создания благоприятного психологического климата в коллективе и профилактике конфликта.

Также целесообразно рассматривать вопросы профилактики профессионального (эмоционального) выгорания педагогов. Ни для кого не секрет, что педагогическая профессия относится к типу «человек-человек», наиболее подверженному эмоциональному выгоранию.

Зачастую учитель является эмоциональным донором, как для учеников, так и для их родителей. Чтобы сохранить профессиональное здоровье учителя в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников целесообразно включать рекомендации по профилактике выгорания.

Вопросы общего психологического блока связаны с первичной профилактикой агрессивного поведения обучающихся. Отметим, что такая профилактика осуществляется на трех уровнях. Первый уровень связан с формированием благоприятного климата в коллективе, учете психологических возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и развитии учебной мотивации школьников. Что касается вопросов повышения учебной мотивации, то кроме психологических знаний учителю необходимы и общепедагогические знания. В частности важно понимать особенности выстраивания педагогической деятельности в рамках федеральных государственных образовательных стандартов и с позиции формирования духовных ценностей у школьников.

В Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования психологические вопросы рассматриваются в рамках тем «Актуальные теории развития личности воспитанников в контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога» (6 ч.). Педагогические вопросы затрагиваются в темах «Приоритеты педагогической деятельности в контексте федеральных государственных образовательных стан-

дартов общего образования. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития обучающегося» (6 ч.). Отметим, что дополнительные профессиональные программы повышения квалификации института содержат блок, относящийся к психолого-педагогическим основам профессиональной деятельности. Он обязателен для всех педагогов, повышающих свою квалификацию.

Выстраивание профессиональной деятельности в контексте учета современных тенденций развития общества и психологических особенностей детей позволит осуществить первичную профилактику агрессивного поведения обучающихся. Такая превентивная работа ориентирована на всех обучающихся и предполагает предупреждение развития агрессии в различные неконструктивные формы.

Если данные меры не действуют, либо педагогами выявлены обучающиеся демонстрирующие агрессию, необходимо выстраивать с ними адресную работу.

В данном случае необходимо повышать квалификацию педагогов в аспекте вторичной профилактики агрессивного поведения обучающихся. В таблице 1 представлено содержание подготовки педагогов, ориентированное на различные уровни профилактики агрессивного поведения в школе.

Таблица 1

Курсы повышения квалификации (темы отдельных вопросов курсов) педагогических работников в аспекте профилактики агрессивного поведения обучающихся

Подготовка педагогов к первичной профилактике агрессии

Тема вопроса КПК «Актуальные теории развития личности воспитанников в контексте культурно-исторического системно-деятель-ностного подхода» (4 ч) Тема вопроса КПК «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога» (4 ч.) Темы вопросов КПК «Приоритеты педагогической деятельности в контексте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития обучающегося» (6 ч.)

Подготовка педагогов к вторичной профилактике агрессии

КПК «Современные образовательные технологии. Методические особенности применения межпредметных технологий в образовательном процессе» (24 ч.) КПК «Современные образовательные технологии. Современные психолого-педагогические технологии работы с семьей» (24 ч.) КПК «Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности педагога. Психология безопасного поведения обучающегося» (24 ч)

Подготовка педагогов к третичной профилактике агрессии

КПК «Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности педагога. Профилактика физической агрессии у обучающихся» (24 ч.) КПК «Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности педагога. Профилактика суицидального поведения у детей и подростков» (24 ч.) КПК «Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности педагога. Оперативная психолого-педагогическая помощь „трудным" детям и детям группы риска» (24 ч.)

Подготовка педагогов в рамках системы дополнительного профессионального образования в направлении вторичной профилактики агрессии должна содержать темы, включающие различные аспекты работы с обучающимися:

- в плане применения современных образовательных технологий, повышающих учебную мотивацию и учитывающих индивидуальные особенности школьников;

- в аспекте применения комплексных технологий работы с семьей обучающихся, в том числе с семьей «группы риска»;

- в области формирования основ психологически безопасного поведения у школьников, с учетом современных рисков и возрастных особенностей школьников.

В частности преподавателям, повышающим квалификацию учителей, важно затрагивать темы, касающиеся современных образовательных технологий. Именно их применение и учет психологических особенностей школьников позволит повысить учебную мотивацию и соответственно преодолеть сопротивление процессу обучения. Среди современных образовательных технологий можно отметить технологии исследовательской и проектной деятельности, которые помогут учащимся исследовать наиболее интересный вопрос в науке. Причем рекомендуется сделать акцент именно на коллективных исследованиях и проектах, которые способствуют сплочению детских групп. Следует обратить внимание учителей на применение текстов новой природы в образовательном процессе, которые могут вызвать интерес к детскому чтению. Важно обсудить различные активные и интерактивные технологии: экскурсионно -познавательные маршруты, мини геологические экспедиции, кинопедагогику и многие другие. Целесообразно обсудить с учителями необходимость обновления форм и методов работы с современными

школьниками, которые отличаются рассеянным вниманием, повышенной тревожностью и возбудимостью. Использование таких технологий позволит направить энергию обучающегося не в агрессивные действия, а в продуктивную активность.

В институте разработаны и активно реализуются курсы повышения квалификации (далее - КПК), способствующие подготовке учителей к вторичной профилактике агрессии обучающихся. Так, в рамках курсов «Современные психолого-педагогические технологии работы с семьей» учителя осваивают методы рабы с различными семьями (благополучными, неблагополучными, де-виантными). Напомним, что грамотное выстраивание взаимодействия школы с семьей позволит предупредить развитие конфликтных ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение, как школьников, так и их родителей. На курсах «Психология безопасного поведения обучающихся» рассматриваются вопросы, связанные с рискованным поведением обучающихся, медиабезопасностью, защитой от агрессивных воздействий окружающих и профилактики самоагрессии, ави-тального поведения.

Вторичная профилактика агрессивного поведения предполагает работу с детьми, демонстрирующими отдельные виды агрессии, но не проявляющими явную жесткость по отношению к другим. Здесь актуализируются вопросы деятельности классного руководителя, специалистов службы сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов).

Подготовка педагогов к третичной профилактике предполагает раскрытие вопросов, связанных со случаями демонстрации явной агрессии: физической, вербальной, аутоагрессии (суицидальных действий). В содержание данных курсов включаются вопросы выявления агрессии и аутоагрессии, ее профилактики и

коррекции. В рамках этих тем обсуждаются технологии профилактики буллинга, различные программы против насилия в школе. Чаще всего на данные курсы направляются педагоги-психологи и социальные педагоги. Хотя отметим, что рассматриваемый вопрос актуален для всех педагогов школы, особенно классных руководителей. При этом представленные курсы востребованы и читаются для педагогов дошкольных образовательных организаций. Если речь идет о профилактических мероприятиях в аспекте нарастания агрессивности, то лучше ее во время корректировать, начиная с дошкольного возраста.

В последнее время в практике повышения квалификации практикуется опыт обучения школьных команд. Школьные команды включают руководителя образовательной организации, педагогов и специалистов службы сопровождения. Чаще всего это команды из 5 человек, в отдельных случаях обучаются полные педагогические коллективы конкретных школ. Данное обучение считаем наиболее эффективным, так как взаимодействие внутри педагогического коллектива и его сплоченность будут способствовать выстраиванию наиболее эффективной работы по профилактике агрессивного поведения обучающихся.

Осуществляя подготовку педагогов к профилактике агрессивного поведения обучающихся, преподавателю важно использовать различные активные формы работы со слушателями. Иными словами, целесообразно применять современные образовательные технологии. В частности в указанных курсах преподаватели применяют такие технологии, как кинопедагогика, кейс-технологии, дискуссия, тренинги, современные средства визуализации информации. Тем самым слушатели осваивают материал в деятельностных формах, что способствует его наибольшему практическому ее усвоению. Отметим, что по завершении курсов педагоги получают уникальный набор техник (авторские презентации, ориентированные на работу с различными участниками образовательных отношений, видеоролики по теме, электронные издания и программы сопровождения обучающихся). Это позволяет сэкономить время педагогов на подготовке к реализации профилактических мероприятий.

Вместе с тем, повышая квалификацию педагогов, необходимо ориентировать их на обновление знаний по вопросам профилактики агрессивного поведения учащихся. В частности слушателям предлагаются информационные порталы (сайты, группы в социальных сетях), посвященные вопросам профилактики агрессивного поведения.

Это психологические сайты: https://pomosc hryadom.ru, й^://твоятерриторияонлайн, http:// травлинет.рф), сайты по медиабезопасности: http ://персональныеданные .дети, http ://ligamternet. ru/, http://62ru.ru/. Данные источники обновляются и содержат актуальную информацию для профилактики различных форм деви-цации. Кроме того, необходимо обратить внимание учителей на российскую электронную школу (https://resh.edu.ru/). Это цифровой курс уроков от лучших педагогов страны. В частности учебные предметы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Обществознание» содержат вопросы, связанные с социальными отношениями, современными рисками и основами безопасного поведения в агрессивной среде. Тем самым преподавателю важно показать слушателям межпреметность данного вопроса и возможность его рассмотрения с различными педагогами (учителями ОБЖ, обществознания, информатики и др.).

Таким образом, подготовка педагогов к осуществлению профилактики агрессивного поведения обучающихся в школах должна грамотно выстраиваться в системе дополнительного профессионального образования. Она основывается на современных отечественных и зарубежных разработках в области психолого-педагогической науки. Повышение квалификации педагогов в аспекте профилактики агрессивного поведения школьников необходимо ориентировать на разнородный педагогический коллектив (в зависимости от преподаваемого учебного предмета).

Важно мотивировать педагогов на взаимодействие внутри образовательной организации с коллегами, обучающимися и их родителями. Преподаватель может делать акценты на тех или иных деятельности и методах работы, в зависимости от категории педагогического работника, в части выстраи-

вания профилактики. Важно отметить, что основы предупреждения агрессивного поведения обучающихся строятся на конструктивном педагогическом общении.

Профессиональны стандарты и социальные вызовы ориентируют усилить направленность деятельности учителя на превентивную работу в аспекте агрессивного поведения обучающихся. Вместе с тем часть педагогов не готовы к такой деятельности в своей работе. Необходимо повышать профессиональную психолого-педагогическую компетентность, в первую очередь учителей, в вопросах предупреждения проявления агрессии в школах.

Система дополнительного профессионального образования должна обеспечить подготовку педагогов в данном направлении. Представленные в статье рекомендации для преподавателей институтов повышения квалификации учителей могут использоваться на курсах повышения квалификации педагогов. Описанный опыт Челябинского института переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в подготовке учителей к профилактике агрессии в школах продолжает накапливаться и уточняться в зависимости от вызовов времени и потребностей педагогов.

Библиографический список:

1. Terzian M. A. Preventing aggressive behavior and drug use in elementary school: Six family-oriented programs / M. A. Terzian, M. W. Fraser / Aggression and Violent Behavior, 2005, Volume 10, Issue 4, pp. 407-435.

2. Espelage D. L. et al. The impact of a middle school program to reduce aggression, victimization, and sexual violence / D. L. Espelage et al. / Journal of Adolescent Health, 2013. Т. 53, No. 2, pp.180-186.

3. Schick A., Cierpka M. Risk factors and prevention of aggressive behavior in children and adolescents / A. Schick, M. Cierpka / Journal for Educational Research Online / Journal fur Bildungsforschung Online, 2016, Т. 8, No. 1, pp.90-109.

4. Orpinas P., Horne A. M., Project M. V. P. A teacher-focused approach to prevent and reduce students' aggressive behavior: The GREAT Teacher Program / P. Orpinas, A. M. Horne, M. V. P. Project /

American journal of preventive medicine, 2004, Т. 26, No. 1, pp. 29-38.

5. Андрюшина Л. О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Л. О. Андрюшина. - Тверь, 2003 - 202 c.

6. Базихова М. Г. Педагогические условия профилактики агрессивного поведения младших школьников средствами народного искусства : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. Г. Базихова. - Махачкала, 2011.- 156 с.

7. Травина С. А. Взаимодействие психолога и учителя в профилактике агрессивного поведения младших школьников : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / С. А. Травина. - М., 2006. - 212 с.

8. Токарь И. Е. Гендерный подход в профилактике агрессивного поведения младших школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. Е. Токарь. - М., 2009. - 155 с.

References:

1. Terzian M. A., Fraser M. W. Preventing aggressive behavior and drug use in elementary school: Six family-oriented programs, Aggression and Violent Behavior, 2005, Vol. 10, No. 4, pp. 407-435.

2. Espelage D. L. et al. The impact of a middle school program to reduce aggression, victimization, and sexual violence, Journal of Adolescent Health, 2013, Vol. 53, No. 2, pp. 180-186.

3. Schick A., Cierpka M. Risk factors and prevention of aggressive behavior in children and adolescents, Journal for Educational Research Online, Journal fur Bildungsforschung Online, 2016, Vol. 8, No. 1, pp. 90-109.

4. Orpinas P., Horne A. M., Project M. V. P. A teacher-focused approach to prevent and reduce students' aggressive behavior: The GREAT Teacher Program, American journal of preventive medicine, 2004, Vol. 26, No. 1, pp. 29-38.

5. Andryushina L. O. Psychological prevention of aggressive behavior of adolescent students: dis. cand. of psychol. sci. [Psiholog-icheskaya profilaktika agressivnogo povedeniya shkol'nikov-podrostkov: dis. ... kand. psihol. nauk], 2003. 202 p.

6. Bazikhova M. G. Pedagogical conditions for the prevention of aggressive behavior of younger students by means of folk art: dis. cand. of ped. sci. [Pedagogicheskie usloviya profilaktiki agres-sivnogo povedeniya mladshih shkol'nikov

sredstvami narodnogo iskusstva: dis. kand. ped. nauk], 2011. 156 p.

7. Travin S. A. The interaction of a psychologist and a teacher in the prevention of aggressive behavior of younger schoolchildren: dis. cand. of psychol. sci. [Vzaimodejstvie psihologa i uchitelya v profilaktike agressivnogo povedeniya mladshih

shkol'nikov: dis. ... kand. psihol. nauk], Moscow, 2006. 212 p.

8. Tokar I. Ye. Gender approach in the prevention of aggressive behavior of younger students: dis. cand. of ped. sci. [Gendernyj podhod v profilaktike agressivnogo povedeniya mladshih shkol'nikov: dis. kand. ped. nauk], Moscow, 2009. 155 p.

Научно-теоретический журнал

87

Выпуск,4 (37)2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.