УДК 159.922.7:314.372.4
СПЕЦИФИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЫНОВЬЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ
С. В. Небыкова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье анализируются результаты эмпирического исследования материнского и отцовского отношения к сыновьям младшего школьного возраста с высоким и низким уровнем агрессии. Выявлены модели агрессивного поведения родителей, неблагоприятные для развития мальчиков, такие, как проявления вербальной, косвенной агрессии, раздражительности со стороны матери в сочетании с игнорирующим стилем воспитания и стремлением ускорить развитие ребёнка; физическая и вербальная агрессия со стороны отца в сочетании с авторитарным стилем воспитания. Представлены пути профилактики агрессивного поведения школьников в семье.
Ключевые слова: детская агрессия; родительское отношение; модель поведения; вербальная, физическая, косвенная агрессия; стиль воспитания; наказание; санкция.
Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Одной из причин детской агрессивности является среда, в которой происходит социализация подрастающего поколения. Дети усваивают модели агрессивного поведения из семьи, взаимодействия со сверстниками и фигурами власти (учителя, воспитатели), из средств массовой информации.
По мнению А. К. Быкова, семья должна формировать у детей устойчивость к отрицательному влиянию средств массовой информации, несущих социально-психологическую идеологию будничности насилия. Однако родители не справляются с данной задачей социализации во многом из-за того, что ограничиваются запретами и наказаниями [1].
Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать их подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. По данным Р. Бэрона, у драчливых родителей часто бывают драчливые дети. Люди, которые в родительской семье подвергались насилию, чаще проявляют агрессию по отношению к членам собственной семьи. Малыши, которых наказывают вербально, более склонны к агрессии как по отношению к сверстникам, так и по отношению к воспитателям. Студенты, которые подвергались в семье физическим наказаниям, одобряют физические дисциплинарные меры, в отличие от студентов, которых в детстве наказывали сравнительно мягко [2].
В исследовании Л. Н. Доробницыной, направленном на изучение влияния особенностей семейного воспитания на поведение младших школьников и подростков, приняли участие 586 детей в возрасте от 9 до 13 лет. Авторами были использованы экспертный опрос, анкетирование, проективный тест «Несуществующее животное». Было обнаружено, что родители часто используют наказания, такие, как физические (6 %), вербальные (35 %), лишение развлечений (18 %), запрещение прогулок (24 %). Не имеют доверительных отношений с родителями 40 % детей, 23 % детей не уверены в том, любимы ли они в семье.
В результате корреляционного анализа выяснилось, что, чем чаще родители наказывают детей, тем выше у них уровень агрессии, чаще проявляются конфликты с одноклассниками, педагогами, родителями. Дети, которых часто наказывают, в споре стремятся добиться своего любой ценой, вплоть до драки. Оскорбления воспринимаются ими как вызов. Автор исследования делает вывод о том, что существует прямая зависимость между неадекватными методами воспитания, отсутствием эмоциональной близости между родителями и детьми и уровнем агрессивности у детей [3].
О негативном влиянии определённых типов наказаний на проявление агрессивного поведения у детей указывает также Е. К. Лютикова. Родители, резко подавляющие агрессию детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют её, а, напротив, закрепляют. Жестокость и безучастность родителей приводят к нарушению детско-родительских отношений и вселяют в душу ребёнка уверенность в том, что его не любят, он никому не нужен. Ребёнок ощущает себя отверженным и ищет способы привлечения внимания взрослых. Кроме того, дети во время наказания переживают гнев (по отношению к родителям, к себе), который приводит к ответной агрессии.
Физические наказания, по сути, представляют собой вариант физической агрессии - намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребёнку, связанного с переживанием боли, страхом перед болью и унижение личности ребёнка. Вербальные наказания проявляются через порицания, упрёки, ворчливость, осуждение, прямую или косвенную оценку личности ребёнка. Аффективные воздействия (гнев, ярость, крик) ведут к потере ребёнком способности к эмпатии, вызывают чувство страха, при этом авторитет родителя падает.
Лишение родительской любви представляет собой избегание контактов с ребёнком и вызывает переживание эмоционального отвержения, потерю чувства безопасности [4].
По результатам исследования Н. А. Толкач, посвящённом выявлению связи агрессивности подростком с их самооценкой и уровнем тревожности, было обнаружено, что высокий уровень тревожности подростков связан с высокими показателями агрессивности. В частности, значимая положительная коррекционная связь была выявлена между следующими переменными: обида и личностная тревожность, чувство вины и личностная тревож-
ность, вербальная агрессия и ситуативная тревожность. В ходе исследования был обнаружен феномен самодетерминации агрессии - самоусиление общей агрессивности входящими в её состав компонентами.
Автором были получены результаты о гендерном своеобразии агрессивности подростков: для девочек характерны более высокие показатели чувства вины, враждебности и обиды, чем для мальчиков [5].
Целью нашего исследования стало выявление особенностей родительского отношения к мальчикам младшего школьного возраста с разным уровнем агрессии.
Для формирования выборки был проведён экспертный опрос учителей мальчиков младшего школьного возраста из полных семей с помощью анкеты Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко. После обработки экспертных оценок были выделены группы высокоагрессивных (20 чел.) и низкоагрессивных (26 чел.) детей с точки зрения учителей. Далее эти дети были протестированы с помощью проективных методик «Несуществующее животное» и «Hand-test», в результате были отобраны 19 детей с высоким уровнем агрессии и 17 детей с низким уровнем агрессии. Экспериментальную группу составили 19 матерей и 19 отцов высокоагрессивных мальчиков, в контрольную группу вошли 17 матерей и 17 отцов низкоагрессивных мальчиков.
Родители были протестированы с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, опросника, определения стиля взаимоотношений В. П. Михалковой, теста-опросника родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина. В качестве методики математической статистики было использовано угловое преобразование Фишера.
Было обнаружено, что родители высокоагрессивных детей более склонны к физической агрессии: 38,8 % продемонстрировали высокий уровень, по сравнению с 17,6 % родителей низкоагрессивных детей (ф* =1,86; р< 0,05), в то же время только у 28,9 % испытуемых контрольной группы - низкий уровень физической агрессии по сравнению с 47,6 % родителей контрольной группы (ф* = 1, 77; р < 0,05).
Родители экспериментальной группы более раздражительны: 34,2 % из них имеют высокий уровень раздражительности, в то время как в контрольной группе 2,9 % (ф* = 3,84; р < 0,001); средний уровень представлен в экспериментальной группе реже (44,7 %), чем в контрольной (76,5 %) (ф* = 2,81; р < 0,01).
Родители высокоагрессивных детей чаще проявляют вербальную агрессию, чем родители низкоагрессивных сыновей: 50 % и 2,9 % соответственно имеют высокий уровень (ф* = 5,21; р < 0,001), тогда как средний уровень вербальной агрессии обнаружен у 39,4 % и 85,3 % соответственно (ф* = 4,23; р < 0,001).
Таким образом, родители, воспитывающие мальчиков младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессии, по сравнению с контрольной группой, более склонны к физической и вербальной агрессии, чаще проявляют раздражение.
Отношение к детям в экспериментальной группе характеризуется более высокими показателями гиперсоциализации ребёнка и его инфантилизации. Так, 47,3 % родителей имеют высокий уровень авторитарной гиперсоциализации детей, по сравнению с 20,5 % испытуемых контрольной группы (ф* = 2,44; р < 0,01), в то время как 41,2 % родителей низкоагрессивных детей продемонстрировали низкий уровень по данной шкале, по сравнению с 15,7 % испытуемых из экспериментальной группы (ф* = 2,45; р < 0,01). Низкий уровень инфанти-лизации ребёнка встречается реже у родителей мальчиков с высоким уровнем агрессии (73,6 % и 100 % соответственно) (ф* = 4,57; р < 0,001), тогда как 21,1 % имеют средний уровень по данной шкале.
Игнорирующий и авторитарный стили воспитания более характерны для родителей высокоагрессивных сыновей. Половина родителей экспериментальной группы (50 %) имеют высокий уровень игнорирующего стиля, который не представлен в контрольной группе (0 %). При этом родители низкоагрессивных сыновей чаще проявляют низкий уровень данного стиля (67,6 % и 42,1 % соответственно) (ф* = 2,19; р < 0,05).
Высокий уровень авторитарного стиля встречается у 39,4 % родителей детей с высоким уровнем агрессии, тогда как ни у одного из родителей контрольной группы он не обнаружен. Низкий уровень данного стиля реже встречается в экспериментальной группе (55,3 % и 88,2 % соответственно) (ф* = 3,23; р < 0,001).
Анализ гендерных особенностей родительского поведения показал, что матери сыновей с высоким уровнем агрессии реже имеют низкий уровень физической агрессии (21 %), чем матери низкоагрессивных детей (53 %) (ф* = 2,03; р < 0,05). При этом 21 % испытуемых экспериментальной группы демонстрируют высокий уровень физической агрессии, 63 % высокий уровень косвенной агрессии, 47 % высокий уровень вербальной агрессии, которые в контрольной группе не представлены (0 %). У матерей высокоагрессивных мальчиков реже встречается средний уровень вербальной агрессии (42 % и 94 % соответственно) (ф* = 3,69; р < 0,001), средний уровень косвенной агрессии (26 % и 82 % соответственно) (ф* = 3,57; р < 0,001), средний уровень раздражительности (21 % и 70 % соответственно) (ф* = 3,07; р <0,001). В то же время высокий уровень раздражительности встречается чаще (53 %), чем у матерей низкоагрессивных детей (6 %) (ф*= 3,39; р < 0,001).
Таким образом, матери сыновей с высоким уровнем агрессии в большей степени, чем матери сыновей с низким уровнем агрессии, склонны к проявлению раздражения, косвенной и вербальной агрессии в своём поведении.
У матерей высокоагрессивных детей чаще встречается высокий уровень игнорирующего стиля воспитания (58 % и 0 % соответственно), и реже низкий уровень данного стиля (31 % и 71 % соответственно) (ф* = 2,45; р < 0,01). У 32 % матерей из экспериментальной группы обнаружен высокий уровень авторитарного стиля воспитания, не представленный в контрольной группе (0 %).
Высокий уровень авторитарной гиперсоциализации сыновей более характерен для матерей сыновей с высоким уровнем агрессии (53 % ), по сравнению с матерями из контрольной группы (24 %) (ф* = 1,81; р < 0,05).
Низкий уровень инфантилизации ребёнка характерен для всех матерей низкоагрессивных сыновей (100 %), в то время как у матерей из экспериментальной группы данный уровень встречается у 79 % (ф* = 2,84; р < 0,01).
Отцы сыновей с высоким уровнем агрессии чаще имеют высокий уровень физической агрессии (63 %), чем отцы контрольной группы (24 %) (ф* = 2,42; р < 0,01), высокий уровень вербальной агрессии (53 % и 6 % соответственно) (ф* = 3,39; р < 0,001). У 21 % отцов экспериментальной группы зафиксирован высокий уровень подозрительности, не встречающийся в контрольной группе (0 %).
Таким образом, отцы высокоагрессивных сыновей более склонны к проявлению физической и вербальной агрессии, чем отцы контрольной группы.
У отцов высокоагрессивных мальчиков реже встречается средний уровень игнорирующего стиля взаимоотношений (3 %), чем у отцов контрольной группы (35 %) (ф* = 2,43; р < 0,01), низкий уровень авторитарного стиля (42 % и 88 % соответственно) (ф* = 3,06; р < 0,001). При этом высокий уровень игнорирующего стиля выявлен у 42 % отцов экспериментальной группы (0 % в контрольной группе), а высокий уровень авторитарного стиля у 47 % (0 % в контрольной группе).
У отцов детей с высоким уровнем агрессии реже встречается средний уровень симбиоза (21 % и 53 % соответственно) (ф* = 2,03; р < 0,05), низкий уровень авторитарной гиперсоциализации (26 % и 53 % соответственно) (ф* = 1, 67; р < 0,05), низкий уровень инфантилизации ребёнка (69 % и 100 % соответственно) (ф* = 3,53; р < 0,001). При этом средний уровень инфантилицации зафиксирован у 26 % отцов экспериментальной группы (0 % в контрольной).
Полученные результаты могут быть объяснены с точки зрения теории А. Бандуры, согласно которой мы усваиваем агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий [6].
Особенности родителей, имеющих сыновей с высоким уровнем агрессии, такие, как склонность к физической, вербальной агрессии и проявлению раздражения, проявляются в межличностных отношениях с окружающими и самим ребёнком, что способствует усвоению им подобных агрессивных способов поведения путём подражания и идентификации, повышая его агрессивность.
Такой стиль родительского отношения, как авторитарная гиперсоциализация, проявляющийся в стремлении родителей ускорить развитие ребёнка, пристально следить и требовать от него социальных достижений, в сочетании с неадекватным образом ребёнка, восприятием его как неуспешного, инфантильного, неверием в его способности, создаёт порочный круг взаимоотношений с сыном. С одной стороны, родители требуют от него высоких достижений, с другой стороны, изначально считают, что он ничего в жизни не добьётся. При этом родители слишком авторитарны в воспитании, игнорируют потребности и особенности ребёнка. Подобное сочетание поведения и представлений о ребёнке ведёт к неадекватным способам взаимодействия с ним, сказывается на формах наказаний и поощрений, может привести к фрустрации ребёнка и как следствие ответной агрессии.
При этом неблагоприятными для мальчиков младшего школьного возраста являются проявления вербальной, косвенной агрессии со стороны матери, а также физическая и вербальная агрессия со стороны отца. Игнорирующий или авторитарный стиль отцовского воспитания, слишком далёкая межличностная дистанция с ребёнком у отцов, авторитарная гиперсоциализация сына со стороны матери в сочетании с игнорирующим стилем материнского воспитания являются негативными факторами становления агрессивности у ребёнка в младшем школьном возрасте.
Результаты нашего исследования позволяют наметить пути коррекции родителями детской агрессии. Профилактика агрессивного поведения мальчиков младшего школьного возраста в семье должна быть направлена на формирование у самих родителей социальных навыков неагрессивного поведения, их обучение адекватным способам управления поведением школьников, одним из которых является использование санкций.
Санкции в отличие от наказаний показывают ребёнку тесную причинно-следственную связь между нарушением социальных норм и их последствиями, тем самым демонстрируют выгоды от соблюдения правил поведения, принятых в обществе. Применение санкции должно учитывать возраст ребёнка, его индивидуальные особенности и показывать тесную связь между нарушением социальной нормы и неминуемыми последствиями этого.
При использовании санкции ребёнок учится нести ответственность за собственный выбор варианта поведения. При этом он воспринимает воздействие родителей как справедливое, что не ведёт к ответной агрессивной реакции на её применение, в отличие от наказания, которое ничему не учит ребёнка, так как не связано с типом нарушения и воспринимается как произвол сильного, то есть как агрессия со стороны родителей.
Таким образом, проявления вербальной, косвенной агрессии, раздражительности со стороны матери в сочетании с игнорирующим стилем воспитания и стремлением ускорить развитие ребёнка, физическая и вербальная агрессия со стороны отца в сочетании с авторитарным стилем воспитания становятся моделями агрессивного поведения, которые усваивают мальчики младшего школьного возраста при помощи механизмов идентификации и подражания. Для снижения уровня детской агрессии родители должны демонстрировать детям неагрессивные модели взаимодействия, заменив наказания другими способами управления поведением ребёнка.
Библиографический список
1. Быков, А. К. Парадигмальные подходы к семье как базовому институту социализации / А. К. Быков // Семья в социально-психологической парадигме исследования: коллективная монография. - М.: РИЦ АИМ, 2008. - С. 4-15.
2. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
3. Доробницына, Л. Н. Причины агрессивного поведения у младших школьников и подростков / Л. Н. Доробницына, Т. Б. Горшечникова // Психологические проблемы современной российской семьи: материалы второй всероссийской научной конференции. В 3 ч. Ч. 1. -М., 2005. - С. 371-372.
4. Лютикова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютикова, Г. Б. Монина. - М.: Смысл, 2000. - 192 с.
5. Толкач, Н. А. Связь агрессивности подростков с их самооценкой и уровнем тревожности / Н. А. Толкач // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 3 международной научно-практической конференции 11-12 апреля 2008 г. - Часть 2. - СПб.: СПбИУиП, 2008. - С. 197-199.
6. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 237 с.
© Небыкова С. В., 2014