Научная статья на тему 'Специфика родительского отношения к сыновьям младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессии'

Специфика родительского отношения к сыновьям младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ / CHILDREN''S AGGRESSION / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / PARENTAL ATTITUDE / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ / BEHAVIOR MODEL / ВЕРБАЛЬНАЯ / VERBAL / ФИЗИЧЕСКАЯ / PHYSICAL / КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ / INDIRECT AGGRESSION / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / STYLE OF UPBRINGING / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / САНКЦИЯ / SANCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Небыкова Светлана Владимировна

В статье анализируются результаты эмпирического исследования материнского и отцовского отношения к сыновьям младшего школьного возраста с высоким и низким уровнем агрессии. Выявлены модели агрессивного поведения родителей, неблагоприятные для развития мальчиков, такие, как проявления вербальной, косвенной агрессии, раздражительности со стороны матери в сочетании с игнорирующим стилем воспитания и стремлением ускорить развитие ребёнка; физическая и вербальная агрессия со стороны отца в сочетании с авторитарным стилем воспитания. Представлены пути профилактики агрессивного поведения школьников в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the Parent’s Attitude to Primary School Age Sons with High Level Aggression

The article discusses results of empirical research of the mothers’ and fathers’ attitude to their primary school age sons with high and low level of aggression. It is shown that models of parents’ aggressive behavior such as manifestations of verbal, indirect aggression, irritability from the mother alongside with ignoring style of upbringing and aspiration to accelerate the child’s development; the father’s physical and verbal aggression alongside with authoritative style of upbringing are adverse for boys’ development. The author proposes ways of prevention of aggressive behavior of schoolboys in the family.

Текст научной работы на тему «Специфика родительского отношения к сыновьям младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессии»

УДК 159.922.7:314.372.4

СПЕЦИФИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЫНОВЬЯМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ

С. В. Небыкова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье анализируются результаты эмпирического исследования материнского и отцовского отношения к сыновьям младшего школьного возраста с высоким и низким уровнем агрессии. Выявлены модели агрессивного поведения родителей, неблагоприятные для развития мальчиков, такие, как проявления вербальной, косвенной агрессии, раздражительности со стороны матери в сочетании с игнорирующим стилем воспитания и стремлением ускорить развитие ребёнка; физическая и вербальная агрессия со стороны отца в сочетании с авторитарным стилем воспитания. Представлены пути профилактики агрессивного поведения школьников в семье.

Ключевые слова: детская агрессия; родительское отношение; модель поведения; вербальная, физическая, косвенная агрессия; стиль воспитания; наказание; санкция.

Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Одной из причин детской агрессивности является среда, в которой происходит социализация подрастающего поколения. Дети усваивают модели агрессивного поведения из семьи, взаимодействия со сверстниками и фигурами власти (учителя, воспитатели), из средств массовой информации.

По мнению А. К. Быкова, семья должна формировать у детей устойчивость к отрицательному влиянию средств массовой информации, несущих социально-психологическую идеологию будничности насилия. Однако родители не справляются с данной задачей социализации во многом из-за того, что ограничиваются запретами и наказаниями [1].

Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать их подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома. По данным Р. Бэрона, у драчливых родителей часто бывают драчливые дети. Люди, которые в родительской семье подвергались насилию, чаще проявляют агрессию по отношению к членам собственной семьи. Малыши, которых наказывают вербально, более склонны к агрессии как по отношению к сверстникам, так и по отношению к воспитателям. Студенты, которые подвергались в семье физическим наказаниям, одобряют физические дисциплинарные меры, в отличие от студентов, которых в детстве наказывали сравнительно мягко [2].

В исследовании Л. Н. Доробницыной, направленном на изучение влияния особенностей семейного воспитания на поведение младших школьников и подростков, приняли участие 586 детей в возрасте от 9 до 13 лет. Авторами были использованы экспертный опрос, анкетирование, проективный тест «Несуществующее животное». Было обнаружено, что родители часто используют наказания, такие, как физические (6 %), вербальные (35 %), лишение развлечений (18 %), запрещение прогулок (24 %). Не имеют доверительных отношений с родителями 40 % детей, 23 % детей не уверены в том, любимы ли они в семье.

В результате корреляционного анализа выяснилось, что, чем чаще родители наказывают детей, тем выше у них уровень агрессии, чаще проявляются конфликты с одноклассниками, педагогами, родителями. Дети, которых часто наказывают, в споре стремятся добиться своего любой ценой, вплоть до драки. Оскорбления воспринимаются ими как вызов. Автор исследования делает вывод о том, что существует прямая зависимость между неадекватными методами воспитания, отсутствием эмоциональной близости между родителями и детьми и уровнем агрессивности у детей [3].

О негативном влиянии определённых типов наказаний на проявление агрессивного поведения у детей указывает также Е. К. Лютикова. Родители, резко подавляющие агрессию детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют её, а, напротив, закрепляют. Жестокость и безучастность родителей приводят к нарушению детско-родительских отношений и вселяют в душу ребёнка уверенность в том, что его не любят, он никому не нужен. Ребёнок ощущает себя отверженным и ищет способы привлечения внимания взрослых. Кроме того, дети во время наказания переживают гнев (по отношению к родителям, к себе), который приводит к ответной агрессии.

Физические наказания, по сути, представляют собой вариант физической агрессии - намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребёнку, связанного с переживанием боли, страхом перед болью и унижение личности ребёнка. Вербальные наказания проявляются через порицания, упрёки, ворчливость, осуждение, прямую или косвенную оценку личности ребёнка. Аффективные воздействия (гнев, ярость, крик) ведут к потере ребёнком способности к эмпатии, вызывают чувство страха, при этом авторитет родителя падает.

Лишение родительской любви представляет собой избегание контактов с ребёнком и вызывает переживание эмоционального отвержения, потерю чувства безопасности [4].

По результатам исследования Н. А. Толкач, посвящённом выявлению связи агрессивности подростком с их самооценкой и уровнем тревожности, было обнаружено, что высокий уровень тревожности подростков связан с высокими показателями агрессивности. В частности, значимая положительная коррекционная связь была выявлена между следующими переменными: обида и личностная тревожность, чувство вины и личностная тревож-

ность, вербальная агрессия и ситуативная тревожность. В ходе исследования был обнаружен феномен самодетерминации агрессии - самоусиление общей агрессивности входящими в её состав компонентами.

Автором были получены результаты о гендерном своеобразии агрессивности подростков: для девочек характерны более высокие показатели чувства вины, враждебности и обиды, чем для мальчиков [5].

Целью нашего исследования стало выявление особенностей родительского отношения к мальчикам младшего школьного возраста с разным уровнем агрессии.

Для формирования выборки был проведён экспертный опрос учителей мальчиков младшего школьного возраста из полных семей с помощью анкеты Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко. После обработки экспертных оценок были выделены группы высокоагрессивных (20 чел.) и низкоагрессивных (26 чел.) детей с точки зрения учителей. Далее эти дети были протестированы с помощью проективных методик «Несуществующее животное» и «Hand-test», в результате были отобраны 19 детей с высоким уровнем агрессии и 17 детей с низким уровнем агрессии. Экспериментальную группу составили 19 матерей и 19 отцов высокоагрессивных мальчиков, в контрольную группу вошли 17 матерей и 17 отцов низкоагрессивных мальчиков.

Родители были протестированы с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, опросника, определения стиля взаимоотношений В. П. Михалковой, теста-опросника родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина. В качестве методики математической статистики было использовано угловое преобразование Фишера.

Было обнаружено, что родители высокоагрессивных детей более склонны к физической агрессии: 38,8 % продемонстрировали высокий уровень, по сравнению с 17,6 % родителей низкоагрессивных детей (ф* =1,86; р< 0,05), в то же время только у 28,9 % испытуемых контрольной группы - низкий уровень физической агрессии по сравнению с 47,6 % родителей контрольной группы (ф* = 1, 77; р < 0,05).

Родители экспериментальной группы более раздражительны: 34,2 % из них имеют высокий уровень раздражительности, в то время как в контрольной группе 2,9 % (ф* = 3,84; р < 0,001); средний уровень представлен в экспериментальной группе реже (44,7 %), чем в контрольной (76,5 %) (ф* = 2,81; р < 0,01).

Родители высокоагрессивных детей чаще проявляют вербальную агрессию, чем родители низкоагрессивных сыновей: 50 % и 2,9 % соответственно имеют высокий уровень (ф* = 5,21; р < 0,001), тогда как средний уровень вербальной агрессии обнаружен у 39,4 % и 85,3 % соответственно (ф* = 4,23; р < 0,001).

Таким образом, родители, воспитывающие мальчиков младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессии, по сравнению с контрольной группой, более склонны к физической и вербальной агрессии, чаще проявляют раздражение.

Отношение к детям в экспериментальной группе характеризуется более высокими показателями гиперсоциализации ребёнка и его инфантилизации. Так, 47,3 % родителей имеют высокий уровень авторитарной гиперсоциализации детей, по сравнению с 20,5 % испытуемых контрольной группы (ф* = 2,44; р < 0,01), в то время как 41,2 % родителей низкоагрессивных детей продемонстрировали низкий уровень по данной шкале, по сравнению с 15,7 % испытуемых из экспериментальной группы (ф* = 2,45; р < 0,01). Низкий уровень инфанти-лизации ребёнка встречается реже у родителей мальчиков с высоким уровнем агрессии (73,6 % и 100 % соответственно) (ф* = 4,57; р < 0,001), тогда как 21,1 % имеют средний уровень по данной шкале.

Игнорирующий и авторитарный стили воспитания более характерны для родителей высокоагрессивных сыновей. Половина родителей экспериментальной группы (50 %) имеют высокий уровень игнорирующего стиля, который не представлен в контрольной группе (0 %). При этом родители низкоагрессивных сыновей чаще проявляют низкий уровень данного стиля (67,6 % и 42,1 % соответственно) (ф* = 2,19; р < 0,05).

Высокий уровень авторитарного стиля встречается у 39,4 % родителей детей с высоким уровнем агрессии, тогда как ни у одного из родителей контрольной группы он не обнаружен. Низкий уровень данного стиля реже встречается в экспериментальной группе (55,3 % и 88,2 % соответственно) (ф* = 3,23; р < 0,001).

Анализ гендерных особенностей родительского поведения показал, что матери сыновей с высоким уровнем агрессии реже имеют низкий уровень физической агрессии (21 %), чем матери низкоагрессивных детей (53 %) (ф* = 2,03; р < 0,05). При этом 21 % испытуемых экспериментальной группы демонстрируют высокий уровень физической агрессии, 63 % высокий уровень косвенной агрессии, 47 % высокий уровень вербальной агрессии, которые в контрольной группе не представлены (0 %). У матерей высокоагрессивных мальчиков реже встречается средний уровень вербальной агрессии (42 % и 94 % соответственно) (ф* = 3,69; р < 0,001), средний уровень косвенной агрессии (26 % и 82 % соответственно) (ф* = 3,57; р < 0,001), средний уровень раздражительности (21 % и 70 % соответственно) (ф* = 3,07; р <0,001). В то же время высокий уровень раздражительности встречается чаще (53 %), чем у матерей низкоагрессивных детей (6 %) (ф*= 3,39; р < 0,001).

Таким образом, матери сыновей с высоким уровнем агрессии в большей степени, чем матери сыновей с низким уровнем агрессии, склонны к проявлению раздражения, косвенной и вербальной агрессии в своём поведении.

У матерей высокоагрессивных детей чаще встречается высокий уровень игнорирующего стиля воспитания (58 % и 0 % соответственно), и реже низкий уровень данного стиля (31 % и 71 % соответственно) (ф* = 2,45; р < 0,01). У 32 % матерей из экспериментальной группы обнаружен высокий уровень авторитарного стиля воспитания, не представленный в контрольной группе (0 %).

Высокий уровень авторитарной гиперсоциализации сыновей более характерен для матерей сыновей с высоким уровнем агрессии (53 % ), по сравнению с матерями из контрольной группы (24 %) (ф* = 1,81; р < 0,05).

Низкий уровень инфантилизации ребёнка характерен для всех матерей низкоагрессивных сыновей (100 %), в то время как у матерей из экспериментальной группы данный уровень встречается у 79 % (ф* = 2,84; р < 0,01).

Отцы сыновей с высоким уровнем агрессии чаще имеют высокий уровень физической агрессии (63 %), чем отцы контрольной группы (24 %) (ф* = 2,42; р < 0,01), высокий уровень вербальной агрессии (53 % и 6 % соответственно) (ф* = 3,39; р < 0,001). У 21 % отцов экспериментальной группы зафиксирован высокий уровень подозрительности, не встречающийся в контрольной группе (0 %).

Таким образом, отцы высокоагрессивных сыновей более склонны к проявлению физической и вербальной агрессии, чем отцы контрольной группы.

У отцов высокоагрессивных мальчиков реже встречается средний уровень игнорирующего стиля взаимоотношений (3 %), чем у отцов контрольной группы (35 %) (ф* = 2,43; р < 0,01), низкий уровень авторитарного стиля (42 % и 88 % соответственно) (ф* = 3,06; р < 0,001). При этом высокий уровень игнорирующего стиля выявлен у 42 % отцов экспериментальной группы (0 % в контрольной группе), а высокий уровень авторитарного стиля у 47 % (0 % в контрольной группе).

У отцов детей с высоким уровнем агрессии реже встречается средний уровень симбиоза (21 % и 53 % соответственно) (ф* = 2,03; р < 0,05), низкий уровень авторитарной гиперсоциализации (26 % и 53 % соответственно) (ф* = 1, 67; р < 0,05), низкий уровень инфантилизации ребёнка (69 % и 100 % соответственно) (ф* = 3,53; р < 0,001). При этом средний уровень инфантилицации зафиксирован у 26 % отцов экспериментальной группы (0 % в контрольной).

Полученные результаты могут быть объяснены с точки зрения теории А. Бандуры, согласно которой мы усваиваем агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий [6].

Особенности родителей, имеющих сыновей с высоким уровнем агрессии, такие, как склонность к физической, вербальной агрессии и проявлению раздражения, проявляются в межличностных отношениях с окружающими и самим ребёнком, что способствует усвоению им подобных агрессивных способов поведения путём подражания и идентификации, повышая его агрессивность.

Такой стиль родительского отношения, как авторитарная гиперсоциализация, проявляющийся в стремлении родителей ускорить развитие ребёнка, пристально следить и требовать от него социальных достижений, в сочетании с неадекватным образом ребёнка, восприятием его как неуспешного, инфантильного, неверием в его способности, создаёт порочный круг взаимоотношений с сыном. С одной стороны, родители требуют от него высоких достижений, с другой стороны, изначально считают, что он ничего в жизни не добьётся. При этом родители слишком авторитарны в воспитании, игнорируют потребности и особенности ребёнка. Подобное сочетание поведения и представлений о ребёнке ведёт к неадекватным способам взаимодействия с ним, сказывается на формах наказаний и поощрений, может привести к фрустрации ребёнка и как следствие ответной агрессии.

При этом неблагоприятными для мальчиков младшего школьного возраста являются проявления вербальной, косвенной агрессии со стороны матери, а также физическая и вербальная агрессия со стороны отца. Игнорирующий или авторитарный стиль отцовского воспитания, слишком далёкая межличностная дистанция с ребёнком у отцов, авторитарная гиперсоциализация сына со стороны матери в сочетании с игнорирующим стилем материнского воспитания являются негативными факторами становления агрессивности у ребёнка в младшем школьном возрасте.

Результаты нашего исследования позволяют наметить пути коррекции родителями детской агрессии. Профилактика агрессивного поведения мальчиков младшего школьного возраста в семье должна быть направлена на формирование у самих родителей социальных навыков неагрессивного поведения, их обучение адекватным способам управления поведением школьников, одним из которых является использование санкций.

Санкции в отличие от наказаний показывают ребёнку тесную причинно-следственную связь между нарушением социальных норм и их последствиями, тем самым демонстрируют выгоды от соблюдения правил поведения, принятых в обществе. Применение санкции должно учитывать возраст ребёнка, его индивидуальные особенности и показывать тесную связь между нарушением социальной нормы и неминуемыми последствиями этого.

При использовании санкции ребёнок учится нести ответственность за собственный выбор варианта поведения. При этом он воспринимает воздействие родителей как справедливое, что не ведёт к ответной агрессивной реакции на её применение, в отличие от наказания, которое ничему не учит ребёнка, так как не связано с типом нарушения и воспринимается как произвол сильного, то есть как агрессия со стороны родителей.

Таким образом, проявления вербальной, косвенной агрессии, раздражительности со стороны матери в сочетании с игнорирующим стилем воспитания и стремлением ускорить развитие ребёнка, физическая и вербальная агрессия со стороны отца в сочетании с авторитарным стилем воспитания становятся моделями агрессивного поведения, которые усваивают мальчики младшего школьного возраста при помощи механизмов идентификации и подражания. Для снижения уровня детской агрессии родители должны демонстрировать детям неагрессивные модели взаимодействия, заменив наказания другими способами управления поведением ребёнка.

Библиографический список

1. Быков, А. К. Парадигмальные подходы к семье как базовому институту социализации / А. К. Быков // Семья в социально-психологической парадигме исследования: коллективная монография. - М.: РИЦ АИМ, 2008. - С. 4-15.

2. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

3. Доробницына, Л. Н. Причины агрессивного поведения у младших школьников и подростков / Л. Н. Доробницына, Т. Б. Горшечникова // Психологические проблемы современной российской семьи: материалы второй всероссийской научной конференции. В 3 ч. Ч. 1. -М., 2005. - С. 371-372.

4. Лютикова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютикова, Г. Б. Монина. - М.: Смысл, 2000. - 192 с.

5. Толкач, Н. А. Связь агрессивности подростков с их самооценкой и уровнем тревожности / Н. А. Толкач // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 3 международной научно-практической конференции 11-12 апреля 2008 г. - Часть 2. - СПб.: СПбИУиП, 2008. - С. 197-199.

6. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 237 с.

© Небыкова С. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.