ФАКТОРЫ РИСКА И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕЙ ПОПУЛЯЦИИ (на примере г. Уфы)
Р.М. Масагутов, В.Л. Юлдашев
Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа
В последнее десятилетие в России происходят значительные преобразования в экономической, социальной и культурной жизни общества. Эти изменения повлекли за собой и ряд негативных последствий, действующих разрушительно на нравственное и психическое здоровье населения. Особенно губительно их воздействие на детей и подростков. Не случайно в последние годы наблюдается беспрецедентный рост преступности, суицидов, потребления психоактивных веществ, пограничной психиатрической морбидности, социально-психологической дезадаптации среди несовершеннолетних.
В Башкирии несовершеннолетними и с их участием совершается более трех тысяч преступлений в год. Увеличивается количество правонарушений, совершенных подростками с наркотической зависимостью и в состоянии алкогольного опьянения.
Дети и подростки все чаще проявляют и другие формы агрессии - вандализм, спортивный фанатизм, граффити, зоосадизм, самоповреждения и др. [1, 2, 5].
В связи с этим предпринимаются многочисленные попытки выделения ранних прогностических критериев, факторов риска возникновения агрессивного поведения у несовершеннолетних.
Обобщая литературные данные по этой проблеме, Комитет превентивной психиатрии выделил биологические, психологические и социокультурные факторы, связанные с насильственным поведением. К ним относятся: низкий социально-экономический статус, "трудный" характер ребенка, хроническая болезнь, психиатрическая коморбидная и родительская психопатология. Доступ к огнестрельному оружию в культуре насилия представляет особенно серьезный риск. Защитные факторы включают гармоничную структуру семьи, просоциальные группы сверстников и поддержку общества [3].
Известно, что большинство антисоциальных форм поведения у взрослых субъектов, таких как совершение насильственных правонарушений, суициды, употребление наркотиков, имеет связь с повышенной агрессивностью в детском и подростковом возрасте.
Лонгитюдные исследования показали возрастную последовательность возникновения у детей нарушений поведения - в начале "оппози-
ционного вызывающего поведения", а затем "расстройства поведения". Начальные признаки, в виде повышенного упрямства в возрасте 3 лет, в дальнейшем дополнялись раздражительностью и протестными реакциями (6 лет), ложью (8 лет), затем жестокостью к животным, драками, порчей имущества (10 лет). В подростковом возрасте продолжает нарастать склонность к насилию (11 лет), а к 13 годам учащаются эпизоды воровства и побегов из дома [4].
По некоторым данным 40% детей с расстройством поведения в возрасте 7 и 8 лет обнаруживают рецидивирующее делинквентное поведение к подростковому периоду, а у свыше 90% подростков-правонарушителей расстройство поведения отмечалось в детстве [6].
С другой стороны, некоторые авторы подчеркивают, что расстройство поведения в детском возрасте включает в себя большую и гетерогенную популяцию. И расстройство поведения само по себе мало, что может дать в смысле предсказывания дальнейших результатов [7, 8].
Цель исследования: оценка распространенности и определении факторов риска агрессивного поведения в общей популяции детей от 3 до 11 лет.
Выбранный возраст определялся как дошкольный и младший школьный возраст. Планировалось проследить динамику различных форм агрессии с возрастом; оценить их распространенность с учетом гендерных особенностей; ранжировать факторы риска агрессивного расстройства поведения детей по степени их значимости с использованием симметризованного расстояния Кульбака-Лейблера.
Материал и методы исследования: обследовано 197 детей 3-6 лет (97 мальчиков и 100 девочек) и 1080 детей 7-11 лет (492 мальчика и 588 девочек), посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ), либо обучающихся в средних школах г. Уфы. Для выполнения поставленных задач на подготовительном этапе была разработана карта обследования в виде структурированного интервью (опросник), предназначенного для матерей обследуемых детей. Заполнение опросников матерями происходило в домашних условиях, самостоятельно, анонимно. Опросники состояли из 260 вопросов и 696 предлагаемых вариантов ответов. Кроме того, в дальнейшем некоторые вопросы были объединены в агрегированные признаки на основании
их родства, например, в виде отдельных синдромов.
Полученные данные из правильно заполненных анкет переносились в компьютерную базу данных и обрабатывались с помощью специально созданной программы статистической обработки, позволяющей ранжировать полученные признаки из групп, создаваемых в любой конфигурации.
Необходимо отметить, что вышеуказанные признаки агрегированы. Агрегирование представляет собой управляемый автоматизированный способ выборки в виде объединения в одну группу тех детей, которые имеют различные по "форме", но единые по "содержанию" проявления агрессии. Например, в группу детей с физической агрессией вошли те, кто часто кусался, толкался, дрался, ставил подножки и т.д.
Результаты и их обсуждение.
Полученные данные показывают, что наибольшие показатели практически всех форм агрессии наблюдаются у мальчиков 3-6 лет. По данным литературы, мальчиков, страдающих в детском возрасте расстройством поведения, в 3 раза больше, чем девочек [6]. По нашим данным, у мальчиков почти в 5 раз чаще, чем у девочек, наблюдалось расстройство поведения агрессивного типа, но в 1,5 раза реже - расстройство неагрессивного типа.
Самым высоким показателем оказалась косвенная (непрямая) агрессия. Эпизодические агрессивные реакции косвенного характера встречались у более, чем 60% мальчиков 3-6 лет. Они включали в себя частую порчу вещей, швыряние в гневе игрушек, использование в играх и рисунках тем насилия и жестокости, агрессивное фантазирование, плевки в других детей и пр. Около половины мальчиков 3-6 лет проявляли эпизодические реакции враждебного или оппозиционного характера: неуступчивость, неуживчивость в детском коллективе, стремление сделать назло, враждебное отношение к родителям. Свыше 40% мальчиков 3-6 лет имели эпизоды неласкового обращения или, реже, умышленного причинения боли животным и примерно одна треть - проявляли агрессивные вербальные реакции. Преобладание в этом возрасте несоциализированных форм агрессии объясняет более высокую распространенность симптомов таких поведенческих расстройств, как оппозиционно-вызывающее (40%) и агрессивного типа (27%). Весьма распространены в этом возрасте у мальчиков и симптомы гиперактивности и дефицита внимания. В изолированном друг от друга виде они встречались примерно в 60% случаев, а в смешанном варианте - около 40% случаев.
У девочек 3-6 лет распространенность почти всех видов агрессии была примерно в 1,5-3 раза ниже, чем у мальчиков того же возраста. Исклю-
чение составили проявления враждебности и оппозиционности и симптомы расстройства поведения неагрессивного типа. Факт значительных гендерных различий в проявлении агрессии уже с раннего детского возраста подтверждается и данными других исследователей, пытающихся связать преобладание агрессивности у мальчиков с полоролевым воспитанием и гормональным статусом [9, 10].
Большинство агрессивных реакций у детей 3-6 лет можно объяснить: незрелостью механизмов самоконтроля над импульсивностью у детей с возбудимым темпераментом; имитацией поведения другими детьми; а также психотравми-рующей обстановкой в семье и нарушениями правильного психологического развития.
В дальнейшем, с биологическим созреванием и ростом социализации, частота агрессивных реакций и поведенческих расстройств снижается как у девочек, так и у мальчиков. При этом несколько изменяется внутренняя структура и соотношение различных форм агрессии. Так, если в 3-6 лет чаще происходит открытое нападение на других, то в 7-11 лет начинают преобладать неявные формы агрессии (упреки, обвинения, ссоры, оскорбления, высмеивание, издевки и пр.). В 7-11 лет также уменьшается и частота симптомов поведенческих расстройств. В то же время у девочек с возрастом несколько учащаются проявления аутоагрессии и симптомы агрессивного расстройства поведения, что проявляется также и увеличением количества девочек, характеризуемых матерями как "повышенно агрессивных".
Увеличение частоты признаков дефицита внимания в 7-11 лет объясняется, по всей видимости, трудностями адаптации к началу учебы в школе и обеспокоенностью в связи с этим родителей.
В последующем, для выделения факторов риска агрессивного поведения у детей дошкольного (3-6 лет) и младшего школьного (7-11 лет) возраста, был проведен сравнительный анализ 2-х групп по каждой возрастной группе.
В первую группу вошли дети с систематической физической агрессией, которая по своей длительности и тяжести соответствовала критериям расстройства поведения (агрессивного типа) по МКБ-10. Во 2-ю группу (контрольную) -дети без симптомов расстройства поведения.
В возрастной группе 3-6 лет оказалось 16 детей с агрессивным поведением (8,12%), а среди 7-11 летних - 68 (6,3%). Эти данные согласуются с литературными данными о том, что расстройство поведения у детей наблюдается приблизительно у 4% сельского и 9% городского населения [6].
Необходимо отметить, что в МКБ-10 в диагностическую рубрику "Расстройство социаль-
ного поведения" у детей входят критерии как агрессивного, так и неагрессивного поведения. Однако ряд авторов подразделяют расстройство социального поведения на скрытые формы (ложь, кражи), которые имеют лучший прогноз, и явные, открытые формы (агрессия против других), имеющие худший прогноз [8].
Полученные факторы риска агрессивного поведения были ранжированы при помощи коэффициента симметризованного расстояния Кульбака-Лейблера (ККЛ).
Общими для обеих возрастных групп оказались такие факторы риска агрессивного поведения, как мужской пол, родительская агрессия и возбудимые черты темперамента ребенка. В то же время с возрастом значимость некоторых факторов риска существенно меняется.
При сравнительном анализе 2 таблиц видно, что в первой таблице (дети 3-6 лет) в целом преобладают разделы, включающие биологические факторы риска, такие как осложненный период протекания беременности и родов, симптомы повышенной нервной возбудимости, гиперактивности, нарушение сна. Определенное значение имеют также микросоциальные (психогенные) и социальные факторы. Таковы, например, родительская агрессия и эмоциональная депри-вация ребенка в раннем возрасте. В других разделах отражены некоторые социальные параметры (уровень образования родителей, особенности воспитания, социально-экономический статус семьи и пр.).
Таким образом, приблизительный групповой портрет детей 3-6 лет с агрессивным расстройством поведения складывается из следующих признаков. Это: дети, имеющие родителей с высшим образованием (свыше 60%), воспитывающиеся в семьях с достаточно высоким социально-экономическим статусом. Отцы довольно часто (56%) занимали руководящие посты. В то же время многие матери, имея высшее образование, имели статус домохозяйки (62,5%). Возможно, именно незапланированная беременность (43,75%) мешала осуществлению планов служебного роста и карьеры. Негативным отношением к беременности и рождению ребенка можно объяснить и то, что многие матери принимали алкоголь (43,75%) или лекарственные средства (50%) во время беременности.
Таблица 1
Факторы риска агрессивного расстройства поведения у детей 3-6 лет (в %)
Факторы риска 1 гр. (п=16) 2 гр. (п=178) ККЛ
1. Равнодушное отношение к ребенку 37,5 0 --
2. Употребление алкоголя во время беременности 43,75 1,6853 1,6047
3. Место работы матери: домохозяйка 62,5 8,9887 1,5121
4. Пол ребенка: мужской 93,75 43,258 1,5043
5. Систематическое физиче- 93,75 43,82 1,4762
ское наказание (шлепки)
6. Ночные кошмары у ребенка 50 3,9325 1,4722
7. Беспокойный сон у ребенка 56,25 7,8651 1,3123
8. Мать сразу реагировала на плач ребенка 56,25 96,629 1,2535
9. Мать иногда испытывала ненависть к своему ребенку 50 6,1797 1,192
10. Обидчивость как черта характера ребенка 87,5 38,764 1,1712
11. Мать сразу реагировала на протянутые ручки ребенка 50 92,696 1,0849
12. Случаи обращения к невропатологу 62,5 17,415 0,9320
13. Национальность матери: башкирка 43,75 6,1797 0,9275
14. Место работы отца: руководящий пост 56,25 14,044 0,8706
15. Ребенок был крайне беспокойным в грудном возрасте 68,75 24,719 0,8375
16. Ребенок легко возбудим 93,75 58,426 0,8363
17. Имелись осложнения в родах 50 10,674 0,8354
18. Родители часто физически наказывают ребенка за агрессивность 50 10,674 0,8354
19. Образование отца: институт 62,5 20,224 0,7961
20. Ребенок родился с обвити-ем пуповины 56,25 15,73 0,7819
21. Ребенок родился синюшным 50 11,797 0,7685
22. Ребенок с трудом засыпает 68,75 26,404 0,7679
23. Ребенок внимательный 31,25 73,595 0,7679
24. Ребенок неспособен к тихому времяпрепровождению 68,75 26,966 0,7457
25. Отравления ребенка 43,75 8,9887 0,7173
26. Ребенок по навыкам и внешнему виду кажется старше 43,75 8,9887 0,7173
27. Слабый самоконтроль и повышенная возбудимость ребенка 50 14,044 0,6513
28. Частое высказывание ребенком своих страхов 43,75 10,112 0,6504
29. Нахождение ребенка на учете у невропатолога 43,75 10,112 0,6504
30. Привыкание к детсаду с трудом 62,5 24,719 0,6137
31. Ребенок родился «очень слабым» (по мнению врачей) 37,5 7,3033 0,6130
32. Мать часто обзывает своего ребенка 43,75 11,235 0,5903
33. Ребенок часто размахивает руками и ногами и вертится на сиденьях 68,75 31,46 0,5843
34. Чрезмерное любопытство ребенка 68,75 31,46 0,5843
35. Употребление матерью лекарств во время беременности 50 16,853 0,5290
Беременность часто сопровождалась осложнениями; роды проходили в условиях гипоксии
мозга плода; каждый третий новорожденный имел низкие показатели по шкале Апгар (37,5%).
Перинатальная гипоксия приводила к раннему органическому поражению головного мозга ребенка, что проявлялось в последующем эмоционально-волевыми нарушениями - импульсивностью, беспокойством, гиперактивностью, невнимательностью, трудностями в коммуникации, повышенной агрессивностью, аффективной неустойчивостью.
Такое поведение усугублялось враждебным отношением, негативизмом, раздражительностью, вербальной и физической агрессией со стороны матери. Скрытое или явное отвергание, пренебрежение и жестокое отношение к ребенку нарушали его психологическое развитие. Базовая для раннего детского возраста психологическая потребность в ощущении безопасности, необходимая для гармоничного развития личности ребенка, оставалась неудовлетворенной. В то же время подобное отношение к ребенку в некоторых случаях могло быть ответной реакцией матери на его неправильное поведение.
Определенную роль в качестве фактора риска агрессивного поведения играет и принадлежность ребенка к мужскому полу (94%), что некоторыми авторами объясняется влиянием на мозг мужских половых гормонов [9, 10].
В таблице 2 (дети 7-11 лет) чаще встречаются разделы, отражающие, в основном, аспекты дисгармоничной семьи, неуравновешенного воспитания и родительской агрессии между собой и по отношению к ребенку.
Таблица 2
Факторы риска агрессивного расстройства поведения у детей 7-11 лет (в %)
Факторы риска 1 гр. (п=68) 2 гр. (п=990) ККЛ
1. Родительская агрессия (агрегированный признак) 94,117 76,262 0,2866
2. Воспитание ребенка уравновешенное 57,352 80,606 0,2623
3. Ребенок часто безрассуден 30,882 11,515 0,2389
4. Отец с самого рождения плохо относился к ребенку 10,294 0,909 0,2371
5. Увлеченность ребенка фильмами-боевиками 58,823 35,454 0,2233
6. Родители часто физически наказывают ребенка за агрессивность 23,529 7,4747 0,2146
7. Пол ребенка: мужской 66,176 44,343 0,1961
8. Ребенок страдает аллергией 25 8,9898 0,1947
9. Образование матери: училище 47,058 26,363 0,1881
10. У ребенка поверхностный сон 29,411 13,232 0,1626
11. Употребление матерью анальгетиков во время беременности 17,647 5,4545 0,1599
12. Предпочтение ребенком компьютерных игр с агрес- 27,941 12,323 0,1584
сивным сюжетом
13. Несдержанность матери в отношениях с ребенком 58,823 39,09 0,1571
14. Муж не хотел рождения ребенка 11,764 2,7272 0,1409
15. Ребенок обычно шумный в игре и неспособен к тихому времяпрепровождению 42,647 25,151 0,1389
16. У ребёнка более трех дру -зей в школе 82,352 66,363 0,1376
17. Ребенок предпочитает подвижные игры 95,588 85,252 0,1365
18. Ребенок учится в школе на "хорошо" 42,647 60,505 0,1290
19. Упрямство как черта характера ребенка 58,823 41,212 0,1253
20. Возбудимые черты характера ребенка (агрегированный признак) 88,235 75,05 0,1204
21. Родители наказывают ребенка за проступок немедленно 70,588 53,939 0,1194
22. Ребенок часто обманывает 20,588 8,6868 0,1193
23. Ребенок нарушает дисциплину преднамеренно 14,705 5,0505 0,1135
24. Причина травм головы у ребенка: неосторожность, невнимательность 7,3529 1,3131 0,1078
25. Мать часто кричит на ребенка 39,705 24,747 0,1038
26. Мать считает отца ребенка конфликтным человеком 23,529 11,616 0,1013
27. Финансовое положение семьи: среднее 82,352 68,888 0,1003
28. Ребенок часто становился свидетелем родительских драк 8,8235 2,1212 0,1002
29. Ребенок занимается (занимался) боевыми единоборствами 10,294 2,9292 0,0983
30. Симптомы оппозиционно-вызывающего расстройства (агрегированный признак) 23,529 11,919 0,0953
31. У ребенка часто наблюдается тоскливое настроение 16,176 7,1717 0,0824
32. Артериальная гипертензия у матери во время беременности 23,529 12,828 0,0789
33. Постоянное непослушание ребенка 10,294 3,6363 0,0740
34. Ребенок любит командовать другими детьми 47,058 34,04 0,0707
35. Мать считает отца ребенка жестоким человеком 16,176 7,7777 0,0695
При этом значительно возрастает негативная роль отца, который характеризуется как вспыльчивый, конфликтный, агрессивный человек. Психопатические черты отца могут указывать на возможную роль наследственности в генезе детской агрессии, особенно у мальчиков. С другой стороны, психопатические черты характера отца повышают вероятность его грубого или жестокого отношения к детям, что также может усиливать их агрессивность. В 7-11 лет важными факторами риска повышенной агрессивности, по-прежнему, остаются возбудимые
черты характера ребенка, его импульсивность и гиперактивность. Однако при этом они сочетаются с появившимися признаками невротизации и соматизированных расстройств. В 7-11 лет снижается значение гендерных различий (мальчиков - 66%), что, вероятно, объясняется возрастающей ролью микросоциальных факторов, по мере социализации ребенка. У агрессивных детей в возрастной группе 7-11 лет оказались ниже социально-экономический статус семьи и образовательный уровень родителей; более частыми были семейные конфликты. Для этого возраста снижается роль перинатальной патологии и гипоксии мозга плода или ребенка. В 7-11 лет более отчетливо выступают проблемы, связанные с поведением ребенка, школьной успеваемостью, агрессивными увлечениями; его адаптационными и коммуникативными возможностями.
Таким образом, анализ показателей коэффициента Кульбака-Лейблера показывает, что агрессивное поведение у детей 3-6 лет связано, скорее с биологическими факторами (перинатальная энцефалопатия, влияние мужских половых гормонов), а также с ранним негативным эмоциональным опытом. Напротив, агрессивное поведение у детей 7-11 лет больше объясняется неблагоприятным микросоциальным окружением (негативная роль отца, родительская агрессия), а биологические факторы (темперамент ребенка, симптомы СГДВ и ОВР) играют второстепенную роль.
Необходимо также отметить, что показатели коэффициента Кульбака-Лейблера оказались гораздо ниже (от 0,29) для всех факторов риска агрессивного поведения в возрасте 7-11 лет, чем в возрасте 3-6 лет (от 1,61). Это, вероятно, связано с тем, что с возрастом увеличивается количество и усложняется качество взаимоотношений биологических и социальных факторов, которые способствуют становлению повышенной агрессивности у детей. Поэтому связь каждого из них, взятого в отдельности, ослабевает, что находит свое отражение в снижении показателей коэффициента Кульбака-Лейблера.
Выводы:
1. Распространенность агрессивного поведения в общей популяции дошкольников и младших школьников довольно высока. В среднем примерно половина детей демонстрирует различные формы агрессивного поведения (физическая, косвенная, вербальная агрессия, зооса-дизм, враждебность). Однако, в подавляющем большинстве случаев агрессивные реакции являются результатом биологического и психосоциального созревания личности ребенка.
2. Возраст от 3 до 6 лет можно считать наиболее рискованным с точки зрения проявле-
ний несоциализированных (открытых, явных) форм агрессии, в большей степени для мальчиков, и в меньшей - для девочек. Преобладание агрессивного поведения у мальчиков свидетельствует о более высоком риске антисоциального поведения у мужского пола в целом.
3. Возраст 7-11 лет характеризуется более высоким уровнем адаптации, коммуникативных способностей и навыков самоконтроля, что сопровождается снижением явных агрессивных реакций у детей обоего пола. Однако в этом возрасте растет риск агрессивного и аутоагрессив-ного поведения у девочек.
4. Наиболее значимые показатели риска агрессивного поведения у детей 3-6 лет, определенные при помощи коэффициента Кульбака-Лейблера, связаны с биологическими факторами (перинатальная энцефалопатия, влияние мужских половых гормонов), а также с ранним негативным эмоциональным опытом.
5. Агрессивное поведение у детей 7-11 лет связано скорее с неблагоприятными средовыми факторами (негативная роль отца, родительская агрессия, агрессивные увлечения), а биологические факторы (темперамент ребенка, симптомы гиперактивности, травматическое повреждение головного мозга) играют второстепенную роль.
Ограничения! Необходимо отметить, что речь идет лишь о приблизительных оценках распространенности того или иного поведенческого расстройства, поскольку данные основаны на материнских оценках поведения их собственных детей.
Литература:
1. Евменова Е.В. Агрессия и вандализм // Применение психологических знаний в юридической практике. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Уфа, 1991. - С. 37-40.
2. Скороходова А.А. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал. - 1998. -Том 19, № 1. - С. 144-154.
3. Group for the Advancement of Psychiatry, Committee on Preventive Psychiatry. Violent behavior in children and youth: preventive intervention from a psychiatric perspective // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. - 1999. - Vol. 38, № 3. - Р. 235-241.
4. Loeber R., Hay D. Key issues in the development of aggression and violence from childhood to early adulthood // Annu. Rev. Psychol. - 1997. - №48. - P. 371-410.
5. Repo E., Virkkunen M., Rawlings R., Linnoila M. Criminal and psychiatric histories of Finnish arsonists // Acta Psychiatr. Scand. - 1997. - Vol. 95, № 4. - P. 318323.
6. Scott S. Aggressive behavior in childhood // BMJ. -1998. - № 316. - P. 202-206.
7. Sholevar G. (ed): Conduct Disorders in Children and Adolescents. Washington, DS, American Psychiatric Press, 1995.
8. Steiner H., Cauffman E. Juvenile justice, delinquency, and psychiatry // Child and adolescent psychiatric clinics of North America. - 1998. - № 3. - P. 653-672.
9. Tricker R., Casaburi R., Storer T.W. et al. // J. Clin. Endocrinol. Metab. -1996. - № 10. - P. 3754-3758.
10. Van Goozen S.H., Cohen Kettenis P.T., Gooren L.J. et al. // Psychoneuroendocrinol. - 1995. - Vol. 20, № 4. -P. 343-363.
ФАКТОРЫ РИСКА И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕЙ ПОПУЛЯЦИИ (на примере г. Уфы)
Р.М. Масагутов, В. Л. Юлдашев
Башкирский ГМУ, г. Уфа
С целью оценки распространенности и определении факторов риска агрессивного поведения в общей популяции детей от 3 до 11 лет обследовано 197 детей 3-6 лет (97 мальчиков и 100 девочек) и 1080 детей 7-11 лет (492 мальчика и 588 девочек), посещающих детские дошкольные учреждения (ДДУ), либо обучающихся в средних школах г. Уфы.
Показано, что примерно половина детей демонстрирует различные формы агрессивного поведения (физическая, косвенная, вербальная агрессия, зоосадизм, враж-
дебность). Однако в подавляющем большинстве случаев агрессивные реакции являются результатом биологического и психосоциального созревания личности ребенка.
Ключевые слова: агрессия, дети.
RISK FACTORS AND DISTRIBUTION OF CHILD AGGRESSIVE BEHAVIOR IN THE GENERAL POPULATION (FOR EXAMPLE, UFAJ
R.M. Masagutov, V.L. Yuldashev Bashkir State Medical University, Ufa, Russia
In order to assess the prevalence and identify risk factors for aggressive behavior in the general population of children ages 3 to 11 years were examined 197 children of 3-6 years (97 boys and 100 girls) and 1,080 children aged 7-11 years (492 boys and 588 girls) attending day preschool (DDU), or students in secondary schools in the city of Ufa.
It is shown that about half of the children demonstrating various forms of aggressive behavior (physical, indirect, verbal aggression, zoosadizm, hostility). However, in most cases, aggressive reactions are the result of biological and psychosocial maturation of the child.
Keywords: aggression, and children.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА, СКЛОННОГО К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Н.Г. Церковникова
Уральская государственная юридическая академия, г. Екатеринбург E-mail автора: [email protected]
Известно, что пик суицидальных действий приходится на период полового созревания. Подростковый возраст и ранняя юность представляет собой группу повышенного риска, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая построением Я-концепции; появляются противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля.
Анализ результатов теоретических и эмпирических исследований позволяет констатировать у подростка с девиантным поведением следующие психологические особенности:
- неприятие педагогических воздействий;
- неумение преодолевать трудности;
- игнорирование препятствий; сверхнапряженность;
- апатичная подчиненность группе с асоциальными установками;
- сниженная самокритичность, экстерналь-ный локус контроля;
- синдром тревожного ожидания, неуверенность в себе;
- негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям;
- слабость самоконтроля; крайняя степень эгоцентрированности;
- агрессивность;
- эмоциональная неустойчивость.
Статистика утверждает, что лишь в 10%
случаев у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), а в 90% суицидальное поведение подростка - это «крик о помощи».
Цель исследования: изучение психологических особенностей личности подростка, склонного к суицидальному поведению.
Материал и методы исследования.
Обследованы 50 подростков (25 девочек и 25 мальчиков) в возрасте от 14 до 16 лет, учеников общеобразовательной школы г. Екатеринбурга.
Исследование проводилось при помощи следующих методик: шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Кеттела (16 РБ), пато-характерологический диагностический опросник