7. Deci E.L., Ryan R.M. The Causality orientation scale: self-determination in personality // Journal of research in personality 19, 109 - 134 (1985b).
8. Deci E.L. and Ryan R.M. A motivational approach to self: integration in personality // Nebraska symposium on motivation 1990. Volume 38. University of Nebraska Press. Lincoln and London, 1991.
9. Charms, R. Enhancing motivation: Change in the classroom. - N.Y.: Irvington, 1976
10. Levine, F.M. and G. Fasnacht (1974), "Token Rewards May Lead to Token Learning," American Psychologist, 29,
816-20.
Чебодаев Михаил Иванович - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики, зав. каф. физики, Тувинский государственный университет, Кызыл, Email: chiba_clrscr@mail.ru
Chebodaev Michail - Ph.D of physical-mathematic sciences, Associate Professor at the Department of Physics of the Tuvan state university, Kyzyl, E-mail: chiba_clrscr@mail.ru
УДК 378.17(571.52)+616.895(571.52)
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ У ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕДЕНИИ (АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ)
Ядрышникова Т.Л.
Красноярский филиал Санкт-Петербургского университета профсоюзов, Красноярск
RELATIONSHIP FEATURES OF TEENAGERS WHO HAVE BEHAVIORAL PROBLEMS TOWARDS THEIR PARENTS (AGGRESSIVE BEHAVIOR)
Yadryshnikova T.L.
Krasnoyarsk branch of the St. Petersburg University of Trade Unions, Krasnoyarsk
Статья посвящена проблемам подростковой агрессивности: анализируются основные источники ее возникновения, рассматривается роль семьи в формировании агрессивного поведения подростков. Автор статьи знакомит с результатами эмпирического исследования, которое было проведено с целью изучения особенностей отношения подростков к родителям с нарушениями в поведении и без нарушений поведения.
Ключевые слова: подростковая агрессия, роль семьи, агрессивное поведение, неагрессивное поведение, эмпирическое исследование, результаты.
This article deals with the problems of adolescent aggression: analysis of the main sources of its origin, examines the role of the family in the formation of aggressive behavior of teenagers. The authors introduce the results of empirical research which has been conducted to study the characteristics of the relationship to the parents of teenagers with disturbances in behavior and behavior problems.
Key words: teenage aggression, the role of the family, violent behavior, non-aggressive behavior, empirical research results.
В последнее время тема агрессии стала актуальной в психологической науке. Как показывает школьная практика, существует детская и подростковая агрессивность, что служит сигналом неблагополучия, свидетельствует о нарушениях в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах подростка. Однако, психологи и работники образования оказались сегодня не достаточно подготовленными к работе с подростками, склонным к агрессивному поведению. Отчасти, это связано с тем, что проблема подростковой агрессивности не получила достаточной научной разработки. В настоящее время публикации на эту тему представляют, главным образом, обзор зарубежных исследований, авторами которых являются А. Бандура, А. Басс, Д. Доллард, К. Лоренц, Р. Ричардсон и другие. Среди отечественных психологов, которые пытаются найти пути решения этой проблемы, можно выделить В.В. Лебединского, А.К. Осницкого, И.А. Фурманова, и других.
Тувинский государственный университет
В настоящее время в психологической теории, авторы занимающиеся проблемой агрессивности, подчеркивают, что основным источником ее возникновения является семья. Неприязнь, нелюбовь к ребенку со стороны родителей формируют у него ощущение беззащитности, собственной ненужности, что провоцирует появление агрессивного поведения. Не только невнимание, но и гиперопека может нанести ущерб ребенку.
Наличие агрессии в поведении подростка создает большие трудности во взаимодействии с ним, неодобрение и порицание со стороны окружающих, следствием чего является чувство враждебности, побуждающее к новым агрессивным действиям.
Наиболее точно, с нашей точки зрения, содержание понятия «агрессивного поведения» отражено в определении, данном Р. Бэроном и Д. Ричардсон: «Агрессивное поведение - это любая форма поведения, целью которого является оскорбление или причинение вреда другому живому существу» [1].
Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессивного поведения, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Таким образом, агрессивное поведение проявляется только в соответствующих социальных условиях. Это позволяет говорить о возможности его предотвращения или контролирования.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидания от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Некоторые из авторов рассматривают агрессивное поведение подростков как следствие кризисных ситуаций, в частности, переломных моментов в жизни, а имея аффективные расстройства психики, агрессия «выходит наружу». По мнению Х. Ремшмидт, подростковый возраст понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью» [2]. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчужденности своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира. Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса.
По мнению К. Лоренса, факторами, которые в современном мире приобретают решающее значение в формировании соотношения агрессии, являются отсутствие возможности разрядки «агрессивного инстинкта», практическое отсутствие моральных и религиозных устоев в семейном воспитании, воздействие средств массовой информации с их противоречивыми идеалами и возможностью выбора многих форм поведения [3].
В исследованиях М.И. Рожкова, М.А. Ковальчук [4] показана роль семьи в формировании агрессивного поведения подростков. В частности, установлена зависимость между неблагоприятными семейными условиями и различными девиациями (отклонениями поведения). Психологический климат в семье, взаимоотношения между ее членами также играют немаловажную роль в формировании агрессивного поведения, в частности, безразличное отношение членов семьи друг к другу, постоянные конфликты.
Исследований, касающихся динамики детско-родительских отношений, и рассмотрение данных отношений не с точки зрения родителя, а с позиции ребенка, на сегодняшний день мало. Данная область особенно нуждается в детальном исследовании тех трудностей, с которыми сталкиваются родители, в исследовании отношения самого ребенка к родителям, его
представлений и видения данной проблемы, что на наш взгляд является наиболее содержательным.
Исследования В.В. Королевой показали, что представление подростка о родителях меняется от 14 к 16 годам.
Подростки в возрасте 14 лет описывают родителей, исходя из совместного времяпрепровождения, их описания отличаются эмоциональной вовлеченностью в ситуацию. С возрастом усиливается стремление к автономии, более адекватному взгляду на сложившиеся отношения с родителями. В 16 лет подростки придают большое значение разговорам с родителями о своих проблемах и потребностях. Для них является очень важным понимание и принятие их позиции родителями. Сфера совместной деятельности по инициативе подростка практически исчезает. Эти данные позволяют предположить, что с возрастом происходит отдаление и отделение подростка от родителей [5].
По мнению Ф. Райс подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по тому интересу, который родители проявляют к его жизни, по тому количеству времени, которое они готовы ему уделить, по их готовности и желанию быть рядом с ним и при необходимости оказать помощь. Недостаточная родительская поддержка может вызвать развитие низкой самооценки, плохой учебы в школе, импульсивные поступки, слабую социальную адаптацию, неустойчивое и антиобщественное поведение [6].
Подростки ждут от родителей внимания и дружеского отношения. Некоторые родители демонстрируют полнейшее равнодушие к переживаниям и настроениям своих детей-подростков. Они не понимают и не принимают мысли и чувства своих детей. Подростки хотят, чтобы между ними и родителями установилось взаимопонимание, чтобы родители с симпатией разговаривали с ними без нравоучений.
По данным Райс Ф., подростки крайне нуждаются не только в родительской любви, но и в самих ее внешних проявлениях. Признание является важнейшей составляющей любви. Сложность процесса индивидуализации подростка заключается в амбивалентности поведения: он может казаться то взрослым, то совсем маленьким. В силу эти обстоятельств в семье переживается «кризис ответственности». Он связан с необходимостью перераспределить зоны ответственности в семье, в частности, выделить какова ответственность подростка [6]. Таким образом, родительское отношение оказывает существенное влияние на становление агрессивного поведения в подростковом возрасте и является основным источником социализации агрессивности.
С целью изучения особенностей отношения подростков к родителям с нарушениями в поведении (агрессивным поведением) и без нарушений поведения (неагрессивным поведением) нами было организовано и проведено эмпирическое исследование. В исследовании применялись следующие методики: Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Осницкого); методика "Взаимодействие родитель-ребенок" (автор И.М. Марковская).
Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Саралинская СОШ» в Орджоникидзевском районе, село Сарала Красноярского края.
В исследовании участвовали двадцать пять подростков с нарушениями поведения (агрессивным поведением) и двадцать пять подростков с отсутствием нарушений поведения (неагрессивным поведением).
Обратимся к анализу и интерпретации полученных эмпирических данных по методике Басса-Дарки.
Тувинский государственный университет
Выраженность видов агрессии у подростков с агрессивным поведением
Ер^гт^
■ Выраженность видов агрессии у подростков г агрессивным поведением
Диаграмма 1 - Результаты диагностики по Методике Басса-Дарки (группа агрессивных подростков)
Диаграмма 2 - Результаты диагностики
по Методике Басса-Дарки
(группа неагрессивных подростков)
Как видно из диаграмм, среди подростков с агрессивным поведением выражены такие виды агрессии, как физическая агрессия и раздражение, вербальная агрессия - максимально высокая степень проявления (100%), а также подозрительность, обида, косвенная агрессия и чувство вины. В группе неагрессивных подростков ярко выражена вербальная агрессия, чувство вины - (60-70%), в меньшей степени физическая и косвенная агрессия. Не выражены негативизм, обида, подозрительность. Чувство вины у неагрессивных подростков выражено сильнее, чем у агрессивных подростков. С целью исследования достоверности различий между выборками был применен непараметрический метод сравнения независимых выборок (и-критерий Манна-Уитни, статистическая программа StatgraphicsPlus v.2.1.). Были обнаружены высоко достоверные различия по следующим шкалам: негативизм (Р^а1ие = 0.0175027, уровень достоверности 95%); подозрительность (Р^а1ие = 0.0000412933), уровень достоверности 99,9%); вербальная агрессия (Р^а1ие =0.0298307, уровень достоверности 95%); неблагополучие семьи (Р^аШе =0,000401955, уровень достоверности 99.9%).
Данные свидетельствуют о том, что подростки с нарушениями поведения (агрессивное поведение) чаще проявляют негативизм, подозрительность и вербальную агрессию по сравнению с подростками без нарушений поведения (неагрессивное поведение), а также они чаще выходцы из неблагополучных семей.
Для исследования корреляций между полученными данными по методике Басса-Дарки был применен расчет рангового коэффициента корреляции Спирмена (статистическая программа StatgraphicsPlusv.2.1.).
Так, в группе агрессивных подростков у подростков-девочек обида проявляется чаще, чем у подростков-мальчиков. Мальчики же более склонны к проявлениям подозрительности и физической агрессии. Наблюдается тенденция к достоверности данных о том, что мальчики испытывают чувство вины реже девочек. Девочки более часто проявляют негативизм и вербальную агрессию в поведении, но у них менее выражена косвенная агрессия.
Высоко значима взаимосвязь обиды и видов агрессии. При выраженной обиде усиливается вербальная агрессия, но снижается проявления физической. Можно предположить, что обида - это агрессия, направленная «внутрь себя», она не позволяет подросткам с агрессивным поведением открыто проявлять физическую агрессию. Наблюдается своего рода компенсация, когда вербальная агрессия компенсирует частоту проявления физической агрессии. Взаимозависимыми оказались показатели подозрительность и чувство вины - чем выше чувство вины, тем выше подозрительность.
Интересные данные получились при анализе возраста родителей и подростков и шкал методики. Так, чем больше возраст родителей, тем большее чувство вины испытывает агрессивный подросток. Подростки старшего возраста испытывают раздражение чаще, чем более
младшие сверстники-подростки с агрессивным поведением. Также выяснилось, что в семьях с высшим образованием меньше негативизм среди подростков.
Тенденцией к достоверности характеризуются следующие данные. Чем более неблагополучна семья, тем чаще проявления негативизма среди подростков. В семьях с высшим образованием ниже физическая агрессия подростков, но выше вербальная. А наличие большого количества детей в семье вызывает у агрессивных подростков склонность к раздражению.
В исследуемой группе подростков с неагрессивным поведением получены следующие результаты.
Прослеживается взаимосвязь пола и особенностей проявлений поведения. В группе неагрессивных подростков девочки испытывают чувство вины, подозрительность, негативизм и вербальную агрессию сильнее мальчиков, мальчики-подростки - обиду и раздражение.
Среди показателей методики наблюдаются высоко значимые корреляции. Чем выше подозрительность, тем выше вербальная агрессия, но ниже раздражение. Чем выше негативизм и раздражение, тем выше чувство вины. Испытываемое раздражение подростка снижает проявления негативизма. Но при этом, выраженная вербальная агрессия в поведении, снижает раздражение. Выраженная обида снижает уровень вербальной агрессии, но повышает склонность к раздражению. При проявлениях физической агрессии проявляется также ярко и косвенная. Таким образом, обида вызывает переживания «внутри» в виде склонности к раздражению и снижает внешние проявления такие, как негативизм и вербальную агрессию. Проявления негативизма и раздражения вызывают у неагрессивных подростков чувство вины. Агрессия, направленная вовне, выражается в виде негативизма, косвенной и физической агрессии.
Взаимосвязаны показатели возраста подростка, особенностей его семьи со шкалами методики. Так, чем старше подросток, тем выше косвенная агрессия. Чем выше образование семьи, тем выше чувство вины подростка и чем больше возраст родителей, тем выше негативизм подростка. Наличие большого количества детей в семье снижает уровень обиды у подростков.
Тенденцией к достоверности характеризуются следующие данные. Чем выше возраст подростка, тем выше раздражение. Большое количество детей в семье повышает негативизм подростка. В неполной семье ниже физическая агрессия среди подростков.
Можно сделать выводы о том, что большой разрыв в возрасте родителей и подростков сказывается на различиях в ценностях, что вызывает негативизм подростка и его сопротивление авторитету и правилам. Взросление вызывает косвенную агрессию, но в некоторых случаях -склонность к раздражению. Наличие братьев и сестер является хорошим способом рассеивания агрессии, направленной «внутрь себя» и снижает обиду у подростков, но в некоторых случаях может усиливать негативизм, то есть сопротивление авторитету и правилам. Возможно, это связано с тем, что забота о братьях-сестрах способствует ощущению взрослости у подростка, что он и стремится доказать своим родителям.
Диаграмма 3 - Отношение подростков с агрессивным Диаграмма 4 - Отношение подростков с агрессивным и неагрессивным поведением к матери поведением к отцу (Методика
(Методика «Взаимодействие родитель-ребенок») «Взаимодействие родитель-ребенок»)
Тувинский государственный университет
Диаграмма 5 - Отношение матери к подросткам в группе с агрессивным поведением и неагрессивным поведением подростков (Методика «Взаимодействие родитель-ребенок»)
Диаграмма 6 - Отношение матери к подросткам в группе с агрессивным поведением подростков к матери в группе с агрессивным поведением (Методика «Взаимодействие родитель-ребенок»)
Теперь перейдем к результатам диагностики по методике "Взаимодействие родитель-ребенок" (И.М.Марковская). Результаты диагностики в процентах представлены в Диаграммах 3-7. При этом использованы обозначения: АП - группа с агрессивным поведением; НАП - группа с неагрессивным поведением.
Подростки с агрессивным поведением оценивают требовательность матери и отца примерно одинаково (54,50% и 65,70%). В группе же с неагрессивным поведением, матери проявляют большую степень требовательности, чем отцы (73% по сравнению с 45%). Отцы в обеих группах проявляют большую степень строгости, чем матери. Вероятно, именно отцы воплощают в жизнь требовательность в виде применения наказания и санкций по отношению к подросткам. Свою строгость матери в группе с агрессивным поведением подростки оценивают выше (88%), чем в группе с неагрессивным поведением (67%).
Диаграмма 7 - Отношение матери к подросткам в группе с неагрессивным поведением подростков к матери в группе с неагрессивным поведением (Методика «Взаимодействие родитель-ребенок»)
Оценка контроля со стороны родителей оценивается подростками в обеих группах примерно одинаково и составляет 52%-65%. Свою степень контроля матери оценивают примерно одинаково - 55% и 60% в группе с агрессивным поведением и 56,7% и 59% в группе с неагрессивным поведением.
Показатель эмоциональной близости с матерью оценивается подростками выше среднего в обеих группах и его уровень одинаков (75%). Близость с отцом в группе с агрессивным поведением намного ниже, чем с матерью. В группе с неагрессивным поведением у подростков с матерью наблюдается эмоциональная дистанция. Можно предположить, что в группе с агрессивным поведением, подростки нуждаются в эмоциональной близости матери в большей степени, а также отца. В группе же с неагрессивным поведением предположительно эта потребность удовлетворена, и подросток может себе позволить дистанцию в отношениях. В группе с
агрессивным поведением подростки оценивают близость выше (74,2%), чем сами матери (57%). Это может быть связано с переживанием матери своей несостоятельности как родителя, имея в семье агрессивного подростка.
Принятие в группе с неагрессивным поведением оценивается подростками намного выше (66% и 89%), чем в другой группе (39% и 64%), причем принятие со стороны отца превосходит принятие со стороны матери в обеих группах.
Степень сотрудничества в группе с неагрессивным поведением оценивается подростками немного выше (69%), чем во второй группе (65%).
В группе неагрессивных подростков, по их мнению, родители тревожатся за ребенка больше (71% и 57%), чем в группе с агрессивными подростками (43,6% и 35,8%).
Последовательность родителей оценивается подростками неагрессивными намного выше (67%), чем агрессивными (50%). Свою последовательность матери неагрессивных подростков оценивают выше (71%), чем агрессивных подростков (64%), в то время как сами подростки оценивают последовательность матери ниже в группе агрессивных подростков (50%) и в группе неагрессивных подростков (67%). Это может свидетельствовать о расхождении подростков и родителей во взглядах на воспитание и увеличение дистанции в отношениях.
Авторитет обоих родителей оценивается в группе неагрессивных подростков намного выше, чем в группе агрессивных, причем авторитет матери выше, чем авторитет отца в группе неагрессивных. Сами матери оценивают свой авторитет ниже (66%) , чем сами подростки в группе неагрессивных (80%), в группе агрессивных - взгляды на авторитет матери почти совпадают (52%и 57%). Из этого следует, что в семьях с неагрессивными подростками подростки с уважением относятся к родителям, признают их авторитет, родители же, видимо, сомневаются в своих силах.
Общая удовлетворенность отношениями с матерью оценивается неагрессивными подростками как высокая (80%), в то время как сами матери этой группы оценивают ее на 66%. В агрессивной группе удовлетворенность отношениями оценивается примерно одинаково - 52%-57,5% - что ниже, чем в группе с неагрессивным поведением.
Для исследования корреляций между полученными данными по методике был применен расчет рангового коэффициента корреляции Спирмена (статистическая программа StatgraphicsPlusv.2.1.).
В группе агрессивных подростков требовательность родителей сопровождается выраженной степенью строгости и жесткости правил. С другой стороны, требовательность матери увеличивает удовлетворенность отношениями подростком.
В группе неагрессивных подростков, чем выше требовательность матери, тем больше строгость мер, применяемых к ребенку. Но, тем не менее, наличие строгости и требовательности вызывает в подростке эмоциональную близость, удовлетворенность отношениями и авторитет родителя в глазах подростка.
Таким образом, в подростковом возрасте, в обеих исследуемых группах, не смотря на появившееся чувство взрослости, ребенок все же испытывает потребность в ощущении «границ», что обеспечивают родители, вводя правила и меры пресечения нарушающего поведения и это вызывает удовлетворенность отношениями и уважение к авторитету родителей.
Чем выше требовательность отца, тем выше его строгость и тревога за ребенка. В отличие от матери, требовательность отца и тревога за ребенка увеличивает эмоциональную дистанцию со стороны подростка. Но при этом, тревога за ребенка отца увеличивает сотрудничество и авторитет отца. Здесь можно предположить, что требовательность отца проявляется в более строгой форме, чем у матери, что вызывает дистанцию в общении. Скорее всего, подростки испытывают потребность во внешних проявлениях любви, заботы со стороны родителей, чувства «нужности». Высокая непоследовательность увеличивает строгость отца. Вероятно, незнание правил воспитания или неуверенность в своих родительских способностях компенсируется строгостью, что вызывает эмоциональную дистанцию в отношениях с агрессивным подростком.
Тувинский государственный университет
При сравнении двух выборок выяснилось, что в группе с агрессивными подростками требовательность матери существенно выше, чем в группе неагрессивных подростков. У подростков с агрессивным поведением отмечается низкое сотрудничество матери, ее тревога за ребенка и авторитет. В группе подростков с агрессивным поведением сотрудничество и тревога за ребенка отца оценивается ниже, чем в группе с неагрессивным поведением. Таким образом, фигура матери имеет большее значение в подростковом возрасте, чем фигура отца, возможно, это можно объяснить «детоцентрированной» культурой нашей страны в воспитании детей. Чрезмерная требовательность, низкая степень сотрудничества и тревоги за ребенка у матери и отца вызывает нарушения в поведении у подростков (агрессивное поведение).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Определенная доля требовательности и строгости, тревога за ребенка, принятие и внешние формы проявления любви со стороны родителей формируют у подростков общую удовлетворенность отношениями, эмоциональную близость, высокую степень сотрудничества и отсутствие этих проявлений вызывает нарушения в поведении у подростков в виде агрессивного поведения, эмоциональной дистанции, отсутствия сотрудничества.
2. Непоследовательность в воспитании вызывает нарушения в поведении подростка. Сами подростки в обеих группах оценивают последовательность матери намного ниже, чем сами матери, что может свидетельствовать о наличии кризиса в отношениях, расхождении подростков и родителей во взглядах на воспитание и увеличение дистанции в отношениях. В свою очередь, авторитет матери в группе неагрессивных подростков выше.
3. Требовательность отца проявляется в более строгой форме, чем у матери, что вызывает дистанцию в общении со стороны подростков. Высокая непоследовательность увеличивает строгость отца. Фигура матери имеет большее значение в подростковом возрасте. Отцы в обеих группах проявляют большую степень строгости, чем матери, что можно объяснить тем, что чаще отцы воплощают в жизнь требовательность в виде применения наказания и санкций
по отношению к подросткам.
Библиографический список:
1. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. СПб: Питер, 2009. 352 с: ил. - (Серия "Мастера психологии").
2. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 624 с.
3. Лоренц, К. Агрессия. М., 1994. 260с.
4. Рожков, М.И., Ковальчук, М.А. Профилактика наркомании у подростков. М., 2003.
5. Королева, В.В. Кросскультурный аспект отношения подростка к родителям. Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования // Детская психология. М., 2003.
6. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
Bibliograficheskij spisok:
1. Beron, R., Richardson, D. Agressiya. SPB: Piter, 2009. 352 s: il. - (Seriya "Mastera psikhologii").
2. Rajs, F. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. SPB.: Izdatelstvo "Piter", 2000. 624 s.
3. Lorents, K. Agressiya. M., 1994. 260 s.
4. Rozhkov, M.I., Kovalchuk, M.A. Profilaktika narkomanii u podrostkov. M., 2003.
5. Koroleva, V.V. Krosskulturnyj aspekt otnosheniya podrostka k roditelyam. Nauchno-prakticheskaya deyatelnost molodykh uchenykh i studentov v ramkakh programmy modernizatsii obrazovaniya // Detskaya psikhologiya. M., 2003.
6. Remshmidt, Kh. Podrostkovyj i yunosheskij vozrast. M., 1994.
Ядрышникова Татьяна Леонидовна - кандидат психологических наук, доцент
кафедры общественных дисциплин Красноярского филиала Санкт-Петербургского
университета профосоюзов, Красноярск
Yadryshnikova Tatiana - Ph.D. of psychological sciences, Associate Professor of Social
Sciences, Krasnoyarsk branch of the St. Petersburg University of Trade Unions, Krasnoyarsk