Научная статья на тему 'Гендерные особенности агрессивного поведения подростков и их родителей'

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков и их родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2562
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / НАУЧЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуйкова Ирина Васильевна

Предъявляемые обществом противоречивые требования часто приводят к развитию у формирующейся личности не только социально одобряемых и социально желательных качеств (настойчивости, инициативы, упорства), но и приводят к возникновению агрессивных форм поведения. Согласно теории социального научения А. Бандуры развитию агрессивного поведения у подростков способствует ряд семейных факторов: агрессивность проявляют те подростки, кого родители с детства учили защищать свои права вне дома с помощью кулаков, и в целом поощряли их агрессивность по отношению к другим детям. Целью данной работы выступило стремление показать наличие гендерных отличий в проявлении и взаимосвязи агрессивности мальчиков и девочек и их родителей. С помощью W-критерия Вилкоксона для независимых выборок были доказаны значимые различия по половому признаку, как у подростков, так и у родителей. Корреляционный анализ позволил подтвердить предположение о взаимодействии агрессивности подростков и их родителей, что может послужить основой для разработки коррекционной и профилактической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender features of aggressive behavior of the teenagers and their parents

The inconsistent requirements imposed by the society often lead to development not only the socially approved and socially desirable qualities in the formed personality (determination, initiative, persistence), but also lead to emergence of the aggressive forms of behavior. According to the theory of social learning by A. Bandura the development of aggressive behavior among the teenagers is promoted by a number of family factors: aggression is shown by those teenagers whom the parents have learned since the childhood to protect the rights outdoors by means of fists, and in general encouraged their aggression in relation to other children. The aspiration to show existence of gender differences in manifestation and interrelation of aggression of boys and girls and their parents acted as the purpose of this work. By means of Vilkokson's W-criterion for the independent selections the significant distinctions by the sexual sign both at teenagers, and at parents were proved. The correlation analysis allowed confirming the assumption of interaction of the aggression of teenagers and their parents that can form a basis for development of the correctional and preventive program.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности агрессивного поведения подростков и их родителей»

5. Ed. Wasserman, D. (2005), Vain death: causes and prevention of suicide, Meaning, Moscow.

6. Pogodin, I.A. (2011), Suicidal behavior: psychological aspects, Flint, Moscow.

7. Ed. Rybnikova, V.Y. and Chermyaninov S.V. (2009), Psycho-diagnostic methods to identify disadaptative violations in the practice of clinical psychology, "Icing", St. Petersburg.

8. Sobchik, L.N. (2000), Introduction to Psychology of personality, Published by the Institute of applied psychology, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.12.2014.

УДК 159.922.7

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

И ИХ РОДИТЕЛЕЙ Ирина Васильевна Жуйкова, кандидат психологических наук, доцент, Курганский государственный университет (ФГБОУ ВПО КГУ)

Аннотация

Предъявляемые обществом противоречивые требования часто приводят к развитию у формирующейся личности не только социально одобряемых и социально желательных качеств (настойчивости, инициативы, упорства), но и приводят к возникновению агрессивных форм поведения. Согласно теории социального научения А. Бандуры развитию агрессивного поведения у подростков способствует ряд семейных факторов: агрессивность проявляют те подростки, кого родители с детства учили защищать свои права вне дома с помощью кулаков, и в целом поощряли их агрессивность по отношению к другим детям. Целью данной работы выступило стремление показать наличие гендерных отличий в проявлении и взаимосвязи агрессивности мальчиков и девочек и их родителей. С помощью W-критерия Вилкоксона для независимых выборок были доказаны значимые различия по половому признаку, как у подростков, так и у родителей. Корреляционный анализ позволил подтвердить предположение о взаимодействии агрессивности подростков и их родителей, что может послужить основой для разработки коррекционной и профилактической программы.

Ключевые слова: агрессивность, научение, гендерные различия, корреляционный анализ. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.12.118.p257-261

GENDER FEATURES OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF THE TEENAGERS AND

THEIR PARENTS

Irina Vasilievna Zhuykova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer,

Kurgan State University

Annotation

The inconsistent requirements imposed by the society often lead to development not only the socially approved and socially desirable qualities in the formed personality (determination, initiative, persistence), but also lead to emergence of the aggressive forms of behavior. According to the theory of social learning by A. Bandura the development of aggressive behavior among the teenagers is promoted by a number of family factors: aggression is shown by those teenagers whom the parents have learned since the childhood to protect the rights outdoors by means of fists, and in general encouraged their aggression in relation to other children. The aspiration to show existence of gender differences in manifestation and interrelation of aggression of boys and girls and their parents acted as the purpose of this work. By means of Vilkokson's W-criterion for the independent selections the significant distinctions by the sexual sign both at teenagers, and at parents were proved. The correlation analysis allowed confirming the assumption of interaction of the aggression of teenagers and their parents that can form a basis for development of the correctional and preventive program.

Keywords: aggression, learning, gender distinctions, correlation analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Исследование проблемы агрессивности людей в современном обществе является одним из приоритетных направлений психологической науки. Противоречивые требования, предъявляемые обществом человеку, лишь усугубляют положение. С одной стороны, в современном мире ценятся такие качества, как упрямство, настойчивость, инициативы, упорство, активность. С другой стороны - при чрезмерном развитии этих качеств возникает вероятность появления агрессивного поведения. В соответствии с этим большое беспокойство вызывает не только увеличивающаяся тревожность и отчужденность детей, но и их растущий цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее ярко этот процесс проявляется в переходном периоде - подростковом возрасте [3].

Проблема агрессивного поведения подробно рассматривается как отечественными, так и зарубежными психологами. Актуальность темы бесспорна, поскольку число детей с агрессивным поведением быстро увеличивается. Это вызвано взаимодействием различных неблагоприятных параметров: ухудшением социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, пониженным вниманием специалистов в школе к нервно-психическому состоянию детей и многими другими.

Как говорил И.С. Кон, «нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем и прошлом». Семья - это своеобразная психологическая атмосфера, это своего рода школа отношений с людьми - взрослыми и сверстниками. И самым главным представляется то, чему ребенок в этой школе может научиться [2].

В теории социального научения А. Бандуры агрессия понимается как социальное поведение, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения [1]. Для возникновения агрессивного поведения субъект должен видеть перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания, который одновременно выступает и источником готовности к специфическим действиям и стимулятором агрессивного поведения [4].

Экспериментальная часть. В 2013-2014 гг. на базе школ города Кургана было проведено исследование на выявление гендерных особенностей агрессивного поведения подростков и их родителей. В качестве испытуемых выступили подростки 13-14 лет из полных семей (120 человек) и их родители (240 человек).

В процессе исследования подростки были разделены на 2 группы:

1) девочки с высоким уровнем агрессивности;

2) мальчики с высоким уровнем агрессивности.

Для решения поставленной задачи были выбраны следующие методики: методика Басса-Дарки на выявление агрессивного поведения, интерпретационные методы: методы математической статистики. Обработка результатов исследования проводилась при помощи компьютерной статистической программы STATISTICA 6,0 и Factor Analysis Excel 1.0.

На основе данных, полученных в ходе исследования, был проведен сравнительный анализ для выявления гендерных различий в особенностях поведения агрессивных и неагрессивных подростков. Были получены следующие результаты:

При сравнении мальчиков и девочек с высоким уровнем агрессивности были выявлены различия, представленные на рисунке 1.

Для установления гендерных различий агрессивного поведения был использован W-критерий Вилкоксона для независимых выборок. При сравнении исследуемых признаков поведения мальчиков и девочек подросткового возраста были выявлены значимые различия (p<0,05 при n=120) по таким параметрам, как «физическая агрессия» (W=0,029), «косвенная агрессия» (W=0.006), «раздражительность» (W=-0,012), «негативизм» (W=-0,018), «подозрительность» (W=-0,011), «вербальная агрессия» (W=-0,024), «индекс агрессивности» (W=0,028).

7 Г

5 4 3 2 1 0

////

г ^

ф J? ^

* * □ Мальчики □ Девочки

Рис. 1. Сравнение мальчиков и девочек по результатам методики Басса-Дарки

Таким образом, было обнаружено, что у мальчиков преобладает физическая и косвенная агрессия, а у девочек - вербальная. Кроме того, последние более подозрительны в своем поведении, у них сильнее выражены раздражение, негативизм и враждебность. Девочки прибегают к вербальной форме агрессивности, т.к. во-первых, они физически слабее; во-вторых, применение прямой физической силы не вписывается в образ женщины как мягкого, нежного и отзывчивого «существа». Девочки испытывают некоторое смущение от проявления агрессии на людях.

Мальчики, наоборот, в большей степени склонны прибегать к физическим формам воздействия, что в их сознании ассоциируется с образом сильного мужчины. В случае, если существуют некие социальные, моральные барьеры, то возможно применение косвенной агрессии.

Также был проведен сравнительный анализ особенностей поведения родителей. По половому признаку были получены следующие результаты, представленные на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнение отцов и матерей по результатам методики Басса-Дарки

У отцов относительно матерей наблюдается значимое превышение по шкалам «физическая агрессия», «раздражение», «негативизм», «индекс агрессивности», «индекс враждебности». У матерей результаты оказались на более низком уровне, за исключением чувства вины, по которому они превысили показатели мужчин. "-критерий Вилкок-сона для независимых выборок подтверждает полученные различия на 5% уровне значимости. Однако следует отметить, что представление о более высоком уровне агрессивно-

сти у мужчин не всегда оказывает верным, поскольку женщины с выраженной тревожностью, эмпатией, чувством вины, часто подавляют у себя прямое выражение агрессии там, где мужчины ее проявляют. Часто женщины не менее склонны к агрессии, если считают свои действия справедливыми или освобождены от ответственности. Женщины рассматривают агрессию как экспрессию, как выражение эмоционального напряжения при гневе. Мужчины же относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения.

Для изучения взаимосвязи агрессивности родителей и их детей подросткового возраста был проведен корреляционный анализ. При анализе результатов девочек-подростков и их родителей были получены результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Корреляция шкал опросника Басса-Дарки между девочками и их родителями:

матерью (М) и отцом (О)

Шкалы опросника Басса-Дарки по родителям Шкалы опросника Басса-Дарки по девочкам

Физическая агрессия Обида Вербальная агрессия Чувство вины Индекс агрессивности

Физическая агрессия М(0,46)* 0(0,51)** 0(0,48)*

Косвенная агрессия 0(0,55)**

Раздражительность М(0,48)* М(0,54)**

Подозрительность М(-0,47)* М(-0,47)* М(-0,49)*

Вербальная агрессия 0(0,52)** М(0,47)* 0(0,48)*

Индекс агрессивности М(0,50)* 0(0,59)** М(0,50)* 0(0,51)** 0(0,61)** М(0,50)* 0(0,52)**

Примечание: уровень значимости * - р<0,01; ** - р<0,001

Во-первых, агрессивность девочек имеет положительную корреляцию с агрессивностью родителей. Чем больше родители в своем поведении используют физические способы воздействия, тем выше вероятность появления подобного поведения у их дочери (г=0,51, р<0,001). Кроме того, можно предположить, что вербальная агрессия (крики, угрозы, ругань) отца способствуют развитию физической и вербальной агрессии девочки. В этих случаях, согласно теории социального научения А. Бандуры, родители выступают в качестве образца для подражания.

Во-вторых, агрессивность родителей связана с некоторыми особенностями поведения подростка. В частности высокий уровень физической агрессии отца коррелирует с чувством вины, а косвенной агрессии - с обидой (р<0,001). Применение физических наказаний отцом в качестве воспитательных воздействий может привести к появлению у дочери угрызений совести, низкой самооценки, формированию представления о своей низкой самоценности.

В-третьих, подозрительность матери имеет отрицательную корреляционную связь с агрессивностью дочери, т. е. чем более осторожной и недоверчивой по отношению к другим людям является мать, тем ниже вероятность проявления агрессивного поведения девочки как физического, так и вербального.

Также были выявлены значимые корреляционные связи между мальчиками и их родителями (Таблица 2).

Во-первых, вербальная агрессия родителей имеет положительную корреляцию с вербальной агрессией мальчика. Если отец и мать выражают свои чувства посредством ссор, криков и угроз, то вероятность подобного поведения у сына будет значительно выше.

Во-вторых, косвенная агрессия родителей прямо пропорционально связана с косвенной агрессией подростка, т.е. взрывы ярости, проявляющиеся в топанье ногами, крике, а также сплетни и злобные шутки приводят к ответной реакции мальчика.

Таблица 2

Корреляция шкал опросника Басса-Дарки между мальчиками и их родителями: __матерью (М) и отцом (О)_

Шкалы опросника Басса-Дарки по родителям Шкалы опросника Басса-Дарки по мальчикам

Косвенная агрессия Раздражительность Обида Подозрительность Вербальная агрессия Индекс агрессивности

Косвенная агрессия М(0,49*) 0(0,52**) 0(0,46*) 0(0,48*)

0бида М(0,53**) М(0,48*)

Вербальная агрессия М(0,49*) 0(0,50*)

Индекс агрессивности М(0,50*) 0(0,53**) 0(0,58*) М(0,48*) 0(0,52**)

Индекс враждебности М(0,49*) М(0,50*)

В-третьих, косвенная агрессия отца связана с раздражительностью и подозрительностью подростка. Поскольку взрывы отца характеризуют не направленностью и неупорядоченностью, то у мальчика все это вызывает чувство раздражения и осторожности в общении, поскольку он не знает, как может повести себя отец в той или иной ситуации.

В-четвертых, проявления отцом косвенной агрессии, а матерью обиды, приводит к неумению подростка держать себя в руках.

Полученные результаты могут быть использованы для составления коррекционной и профилактической программы с целью снижения вероятности появления агрессивного поведения детей в подростковом возрасте.

Проблема агрессивного поведения еще долгие годы будет оставаться актуальной. Пока люди не поймут, что, прежде всего, необходимо заниматься профилактикой. А для этого нужна совместная работа социально-психологической службы, школы, семьи и государства в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. - СПб. : Евразия, 2000. - 320 с.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2007. - 320 с.

3. Креч, Д. Нравственность, агрессия, справедливость / Д. Креч, Р. Кратчфилд, Н. Ливсон // Ребенок и семья : хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ, 2002. - С. 598-623.

4. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с.

REFERENCES

1. Bandura, A. (2000), Theory of social learning, Eurasia, St. Petersburg.

2. Karabanova, O.A. (2007), Psychology of the family relations and basis offamily consultation, Gardarika, Moscow.

3. Krech, D., Kratchfild, R. and Livson, N. (2002), "Moral, aggression, justice", Ed. Raygorodsky, D.Ya. (2002), Child and family: An anthology, BAHRAH, Samara, pp. 598-623.

4. Smirnova, T.P. (2007), Psychological correction of aggressive behavior of children, Phoenix Rostov-on-Don.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.12.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.