УДК 159.9.072.432 З. Н. Платонова
ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ
Исследование агрессии в спорте имеет важное значение, потому что агрессия является одним из факторов спортивной деятельности. Актуальность проблемы определяется значением роли агрессии как фактора адаптации или дезадаптации подростков, занимающихся спортом. Автор статьи полагает, что агрессия - временное состояние, агрессивность - свойство личности. Изучение подростковой агрессии представляет для нас особый интерес, так как исследования показывают, что условия и истоки формирования агрессии лежат именно в подростковом возрасте. Исследование проводилось по методике Баса-Дарки с целью изучения проявлений агрессии у девушек и юношей подросткового возраста, занимающихся спортом. Современный спорт в силу своих специфических особенностей предъявляет разнообразные и высокие требования к психическим качествам подростка, так как психоэмоциональная подготовка спортсмена не менее важна, чем тренировка физических качеств. Агрессивность спортсменов обусловлена стремлением к самоутверждению и соперничеству. Спорт, по мнению исследователей, является удобной формой для реализации накопленных агрессивных влечений. При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов.
Для сравнения результатов было проведено аналогичное исследование у подростков-неспортсменов. В опросе приняло участие 60 подростков: спортсменов и неспортсменов. Мы предполагали, что у спортсменов уровень агрессивности может быть выше, чем у неспортсменов; у мальчиков -выше, чем у девочек. Полученные результаты не подтвердили предположения полностью: небольшие различия были выявлены между мальчиками и девочками, различия не выявлены у спортсменов и неспортсменов. Результаты исследования не дают оснований для заключения о проявлении большей степени выраженности агрессивности у спортсменов. Планируется проводить дальнейшие исследования в данной области с применением большего количества методик и привлечением широкого количества испытуемых.
Ключевые слова: агрессия, адаптация, свойство личности, психическое состояние, подростковый возраст, спортивная деятельность.
Z. N. Platonova
Manifectations of Agression in Adolescent Athletes
The study of aggression in sport is important, because aggression is one of the factors of sporting activity. The relevance of the problem is determined by the importance of the role of aggression as a factor of adaptation or disadaptation of adolescents involved in sports. The author of the presented article believes that aggression is a temporary state, aggressiveness is a characteristic of the personality. The study of adolescent aggression is of special interest to us, as this study shows that the conditions and origins of the formation of aggression come from adolescence.
The study was conducted using the Basa-Darka method for evaluating the manifestations of aggression in girls and boys doing sports. Modern sport, due to its specific features, presents diverse and high demands on the teenager's mental qualities, since the psychoemotional training of an athlete is no less important than the training of physical qualities. The aggressiveness of athletes is determined by the desire for self-affirmation and rivalry. Sport, according to a scientist opinion, is a convenient form for the implementation of accumulated aggressive
ПЛАТОНОВА Зинаида Николаевна - к. психол. н., доцент кафедры социальной и этнической психологии Института психологии СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: zplatonova@mail.ru
PLATONOVA Zinaida Nikolaevna - PhD in psychology, Associate Professor at the Department of Social and Ethnic Psychology Institute of Psychology, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: zplatonova@mail.ru
drives. It should be noted that aggression in sports is a rational form of opposing a rival, mobilizing the athlete's functionality to achieve a specific result. Sport allows expressing aggressive feelings without causing great harm to other people, forming constructive forms of aggressive behavior of athletes.
To compare the results, a similar study was conducted in adolescent non-athletes. The survey involved 60 teenagers: athletes and non-athletes. We assumed that the level of aggression among athletes could be higher than that of non-athletes; boys have more than girls. The results did not confirm the assumption completely: small differences were found between boys and girls, differences were not revealed in athletes and non-athletes. The results of the study do not give base for a conclusion regarding the manifestation of a greater degree of aggressiveness in athletes. It is planned to carry out further studies in this field using more methods and attracting a large number of subjects.
Keywords: aggression, adaptation, personality, mental state, adolescence, sporting activity.
Введение
Одной из острейших социальных проблем нашего общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков обуславливается во многом напряженностью, неустойчивостью социальной, экономической, идеологической обстановки в обществе. Изучение подростковой агрессии представляет для нас особый интерес, так как исследования показывают, что условия и истоки формирования агрессии лежат именно в подростковом возрасте. Актуальность проблемы определяется значением роли агрессии как фактора адаптации или дезадаптации подростков, занимающихся спортом.
В эпигенетической концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место, подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека [1].
Изучение подростковой агрессии
Спорт является фактором социализации и воспитания личности, так как именно в процессе занятий спортом возникают и проявляются разнообразные межличностные отношения. Спорт представляет собой модель общественного пространства, в котором отдельные взаимоотношения изменены, являясь в чем-то искусственными в отличие от многообразных отношений в обществе. Занятия спортом оказывают формирующее влияние на личность спортсмена, особенно важно значение такого влияния в подростковом возрасте. При этом необходимо отметить, что агрессия в спорте является рациональной формой противостояния сопернику, мобилизации функциональных возможностей спортсмена на достижение конкретного результата. Спорт позволяет выражать агрессивные чувства, не причиняя большого вреда другим людям, формируя конструктивные формы агрессивного поведения спортсменов.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
• под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению .(Bender
L.);
• под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу (Delgado H.);
• агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (Buss A.);
• агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Uilson) [2];
• агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [2].
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба [3].
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [4].
По мнению этих авторов: агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т. Г. Румянцева и И. Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения
[5].
В 1939 г. Долларом [6] была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:
• фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;
• агрессия всегда является результатом фрустрации.
В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения» [7]. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими, как злость; с мотивами - такими, как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.
Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное [8]. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Современный спорт в силу своих специфических особенностей предъявляет разнообразные и высокие требования к психическим качествам подростка, так как психоэмоциональная подготовка спортсмена не менее важна, чем тренировка физических качеств. Агрессивность спортсменов обусловлена стремлением к самоутверждению и соперничеству. Таким образом,
агрессивность подростков, занимающихся спортом, является стимулом к победам в спорте. При этом следует учесть, что длительные занятия спортом могут привести к трансформации спортивной агрессии в некие жизненные установки, которые могут отразиться на социальной адаптации подростков в обществе.
По мнению А. Баса и А. Дарки, агрессивные и враждебные реакции могут иметь следующие формы: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины [9]. В их исследованиях отмечается тенденция нарастания отдельных видов агрессии по мере взросления подростков: физической, вербальной агрессии, негативизма. У мальчиков и девочек проявления агрессивных реакций носят различный характер. Например, у мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессивности, тогда как у девочек наблюдается ее рост. Те же самые изменения происходят с вербальной агрессивностью. Однако негативизм значительно сильнее у мальчиков, чем у девочек.
Организация эмпирического исследования и методы изучения агрессии у подростков-спортсменов
Мы провели изучение уровня агрессивности у 2 групп подростков: занимающихся спортом в ДЮСШ и не занимающихся спортом. Мы предполагали, что проявления агрессивности у разных выборок могут иметь похожий уровень, но в то же время исходили из того, что у спортсменов уровень агрессивности может быть выше, чем у не спортсменов. Здесь мы исходили из мнения М. Месснера и Д. Сабо, которые пришли к выводу, что спорт формирует агрессивность у спортсменов [8]. Методику А. Баса и А. Дарки (модифицированный вариант из 40 вопросов) выполнили 60 подростков с 12 до 17 лет: из них 30 - спортсмены, 30 -не спортсмены (примечание: жирным шрифтом выделены данные спортсменов).
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Таблица 1
Результаты исследования агрессии по методике Баса-Дарки
Группы Физическая Косвенная Раздраж-сть Негативизм Обидчивость Подозрительность Вербальная Чувство вины
Мальчики 3, 9/ 3,4 2, 6/ 1,4 2,9 / 2,1 3,6 /3,0 2,6 / 2,5 2,7 / 2,7 3,5/ 2,9 2,6/ 3,7
Девочки 3, 8/ 2, 7 2,2/ 2,3 2,8 / 2,6 2,8 /2,9 1,9 / 2,0 1,6/ 2,2 3,1/ 2,7 2,9/ 3,4
Общий результат 3, 8/ 3,1 2,4/ 1,8 2,8 / 2,3 3,2 /3,0 2,2 / 2,3 2,1 / 2,5 3,3/ 2,8 2,8/ 3,6
Как видно из таблицы, результаты исследования не подтвердили наше предположение о том, что агрессия больше выражена у спортсменов, чем у тех подростков, которые не занимаются им. Спорт, по мнению К. Лоренца, является удобной формой для реализации накопленных агрессивных влечений, кроме того, спорт требует соблюдения определенной корректности, которое связано с проявлением самоконтроля как осознанной и одновременно инстинктивной реакции в борьбе [10]. Иначе говоря, у спортсменов есть возможность «сбрасывать» накопившийся груз агрессии в ритуализированной форме борьбы. Подростки же, не занимающиеся спортом, не имеют такой возможности, потому находят иные формы коррекции своего агрессивного поведения, либо просто «живут с этим грузом». Возможно, полученные результаты имеют тенденцию проявления только у данной выборки подростков.
Проявления разных форм агрессии отличаются у мальчиков и девочек. Но в целом существенных различий по Т-критерию не выявлено.
Полученные результаты свидетельствуют скорей всего о большей сформированности навыков произвольной саморегуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсме-
нов и выраженности импульсивных форм у неспортсменов. Таким образом, можно говорить о позитивном влиянии занятий спортом на поведение подростков. Результаты исследования не дают оснований для заключения о большей степени проявлений агрессивности у спортсменов.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы, наиболее важными из которых являются следующие:
1) агрессивность представляет собой поведение, цель которого нанести оскорбление или повреждение другому существу. Следует отличать агрессивность от напористости;
2) не выявлены различия в степени проявления агрессии у спортсменов, занимающихся спортом, и неспортсменов. Существует различия в степени проявления агрессии у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Литература
1. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
2. Роберт А. Уилсон. Психология эволюции. - Янус, 2001.
3. Журнал «Спортивный психолог». - М., 2004. - № 1.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2000.
5. Румянцева Т. Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., 1991.
6. Доллард. Теория фрустрации. - Дуб, 1939.
7. Кон И. С. Какими они себя видят? // Популярная психология для родителей / под ред. А. А. Бода-лева. - М.: Педагогика, 1988.
8. Сафонов В. К. Агрессия в спорте. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 23.
9. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. - С.80-84.
10. Конрад Лоренц. Агрессия (так называемое «зло»). Библиотека зарубежной психологии, 1966.
References
1. Jerik G. Jerikson. Detstvo i obshhestvo. Izd. 2-e, pererab. i dop. / Per. s angl. - SPb.: Lenato, ACT, Fond «Universitetskaja kniga», 1996. - 592 s.
2. Robert A. Uilson. Psihologija jevoljucii. - Janus, 2001.
3. Zhurnal «Sportivnyj psiholog». - M., 2004. - № 1.
4. Bjeron R., Richardson D. Agressija. - SPb., 2000.
5. Rumjanceva T. G. Agressija: problemy i poiski v zapadnoj filosofii i nauke. - M., 1991.
6. Dollard. Teorija frustracii. - Dub, 1939.
7. Kon I. S. Kakimi oni sebja vidjat? // Populjarnaja psihologija dlja roditelej / pod red. Bodaleva A. A. - M.: Pedagogika, 1988.
8. Safonov V. K. Agressija v sporte. SPb.: Izd-vo SPbGU, 2003. - S. 23.
9. Diagnostika sostojanija agressii (oprosnik Bassa-Darki) // Diagnostika jemocional'no-nravstvennogo razvitija / red. i sost. Dermanova I.B. - SPb., 2002. - S.80-84.
10. Konrad Lorenc. Agressija (tak nazyvaemoe «zlo»). Biblioteka zarubezhnoj psihologii, 1966.
ifirir