Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое исследование гендерных различий агрессивности подростков'

Психолого-педагогическое исследование гендерных различий агрессивности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1156
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ФАКТОРЫ АГРЕССИИ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ АГРЕССИИ / ADOLESCENCE / A STUDY OF AGGRESSION / GENDER DIFFERENCES / FACTORS OF AGGRESSION / VERBAL AGGRESSION / INDIRECT AGGRESSION / EDUCATIONAL METHODS OF LIMITING AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Алла Дмитриевна, Шамсутдинова Динара Фануровна

Агрессивное поведение оказывает влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Агрессия одно из наиболее ярких проявлений подросткового гормонального кризиса. В статье приведены результаты психологических исследований гендерных проявлений агрессивности школьников в возрасте 13-14 лет, позволяющие провести коррекцию в работе по психолого-педагогической профилактике агрессивного поведения. Предложены методы работы с подростками переходного возраста. Приведен и подробно расписан результат корреляционно-факторного анализа агрессивности. Основным педагогическим решением рассмотренной проблемы будет различный подход к мальчикам и девочкам в конфликтных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical research of gender differences aggression in adolescents

Aggressive behavior has an impact on interpersonal relationships and relationships of the individual and society as a whole. Aggression one of the most striking manifestations of adolescent hormonal crisis. So urgent is the question of studying the nature of teenage aggression, as well as its gender-specific differences. The paper published the results of psychological studies of gender-based expressions of aggression pupils aged 13-14 years. These results allow for a correction in the work of psycho-pedagogical prevention of aggressive behavior. The paper suggests ways to work with teenagers puberty, are given in detail painted the results of correlation and factor analysis of aggressiveness. The main pedagogical decisions addressing the problem would be a different approach to boys and girls in conflict situations.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое исследование гендерных различий агрессивности подростков»

2016, том 18 [11]

УДК 37.015.324

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

1 2 А.Д. Иванова , Д. Ф. Шамсутдинова

1ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» Уфа, Россия

2Центр детского (юношеского) технического творчества Кировского района г. Уфа Уфа, Россия

Аннотация. Агрессивное поведение оказывает влияние на межличностные отношения и взаимоотношения индивида и социума в целом. Агрессия — одно из наиболее ярких проявлений подросткового гормонального кризиса. В статье приведены результаты психологических исследований гендерных проявлений агрессивности школьников в возрасте 13—14 лет, позволяющие провести коррекцию в работе по психолого-педагогической профилактике агрессивного поведения. Предложены методы работы с подростками переходного возраста. Приведен и подробно расписан результат корреляционно-факторного анализа агрессивности. Основным педагогическим решением рассмотренной проблемы будет различный подход к мальчикам и девочкам в конфликтных ситуациях.

Ключевые слова: подростковый возраст, исследование агрессии, гендерные различия, факторы агрессии, вербальная агрессия, косвенная агрессия, педагогические методы разрешения агрессии.

Агрессивность личности, во всем многообразии ее форм, является актуальной проблемой для любого общества. Большинство исследований свидетельствуют о том, что пик проявления агрессивности характерен для подросткового возраста, который характеризуется ярким проявлением самосознания, неустойчивостью гормонального фона, лабильностью эмоциональной сферы, обостренным чувством самостоятельности. По сути, подросток находится в переходном периоде между двумя фундаментальными состояниями — детства и взрослости. У него уже нет преимуществ ребенка, но ему еще не позволяют возможности взрослого. Стремительное распространение агрессивности в среде подростков требует выявления психолого-педагогических условий профилактики и коррекции агрессивности у мальчиков и девочек.

Возрастные изменения зачастую сопровождаются развитием или прогрессированием девиаций, немотивированными конфликтами и острыми переживаниями любых, даже самых незначительных, жизненных противоречий, что обуславливает необходимость серьезного психолого-педагогического изучения проявлений подростковой агрессивности.

Целью данного исследования явилось изучение гендерных особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что девочкам и мальчикам подросткового возраста присущи гендерно-специфические проявления агрессии: девочкам более свойственны вербальные и косвенные ее виды, мальчикам физические и прямые.

~ 87 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 11

---g»c«o»9-

Экспериментальной группой для исследования выступили учащиеся 6-х классов в возрасте 13—14 лет МОУ СОШ № 18 и МОУ СОШ № 101 г. Уфы в количестве 180 человек: 90 девочек и 90 мальчиков. В качестве методик исследования были выбраны: тест Басса-Дарки (диагностика агрессивности) [1]; опросник «Ауто- и гетероаг-рессия» Е.П. Ильина [2]; бланковый тест «Агрессивность» А.И. Крупнова [3].

В результате эмпирического исследования выявлено, что среднегрупповые результаты общей агрессивности и враждебности укладываются в коридор нормы, однако показатели физической, вербальной агрессии и негативизма завышены. Корреляционно-факторный анализ в подгруппе девочек позволил выделить 4 фактора:

1) фактор эмоциональной или аффективной агрессии — 37% дисперсии;

2) рефлексивно-оценочный фактор агрессии — 7% дисперсии;

3) поведенческий фактор агрессии — 19% дисперсии;

4) мотивационный фактор агрессии — 11% дисперсии.

У мальчиков также выделили эти факторы, но компоненты третьего и четвертого факторов позволили их объединить под общим названием:

1) эмоционально-аффективный фактор агрессии — 16% дисперсии;

2) регуляторно-оценочный — 15% дисперсии;

3) когнитивный фактор агрессии — 40% дисперсии.

Первым рассмотрим эмоционально-аффективный фактор агрессии. Как известно, физиологически и социально девочки вступают в фазу взросления раньше. Этим объясняется то, что в возрасте 13—14 лет для девочек этот фактор является более значимым: 37% дисперсии по сравнению с 16% дисперсии у мальчиков.

Подростки в возрасте 13—14 лет стоят между детством и взрослостью. Подростки чувствуют двойственность своего положения: с одной стороны им твердят, что они уже взрослые, а с другой — не дают должной самостоятельности, контролируют их поступки, взаимоотношения и т.п. [4].

Второй фактор — рефлексивно-оценочный — описывает 7% дисперсии у девочек. Сюда вошли показатели операциональных трудностей, эмоци-

онально-личностных трудностей и стеничности (на уровне тенденции). Девочки-подростки, демонстрируя агрессивные формы поведения, переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения женщин (особенно это касается прямой физической агрессии). Поэтому для девочек 13—14 лет свойственен более жесткий контроль за собственным поведением и чувство вины, как за намеренную, так и непроизвольную аффективную агрессию, хотя последние и можно оправдать неспособностью их регулировать. Девочки в большей степени чем мальчики испытывают эмоционально-личностные трудности и испытывают вину за собственную агрессивность, когда раздражительность и вспыльчивость являются осознаваемыми чертами личности, нежелательными для нее. Мальчики же наоборот, оказываются более спокойными в восприятии произвольной агрессии, имея установку на то, что мужчинам, в случае необходимости, свойственно такое поведение. Регуляторно-оценочный фактор у мальчиков описывает 15% дисперсии и в него входят показатели эгоцентричности, интернальности и (с обратным знаком) показатель вины.

В третий девичий поведенческий фактор агрессии вошли показатели косвенной агрессии, вербальной агрессии и общей агрессивности. Этот фактор описывает 19% дисперсии. Как уже отмечалось, у девочек высокий показатель вербальной агрессии, при этом делается акцент именно на косвенной вербальной агрессии — девочкам не характерна открытая конфронтация, они чаще участвуют в заговорах, распространяют слухи, объявляют бойкоты и т. п.

Показатель агрессивности по методике А. Басса-А. Дарки — это сумма показателей физической, косвенной и вербальной агрессии. Две переменные данной формулы со статистически значимым весом входят во второй фактор, поэтому на наш взгляд логично, что общая агрессивность стала одним из компонентов данного фактора [5].

В четвертый девичий фактор, названный мо-тивационным, вошли социоцентричность, эго-центричность и косвенная агрессия (на уровне тенденции). Этот фактор покрывает 11% дисперсии. Проявление агрессивности среди девочек-подростков носит весьма не однозначный характер.

— 88 —

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Иванова А.Д., Шамсутдинова Д.Ф. Психолого-педагогическое исследование гендерных различий...

----■—

Часть испытуемых демонстрирует агрессивность с общественно-значимой направленностью: намерение защитить права других людей, желанием оградить товарищей от неприятностей. Другая же часть девочек проявляет агрессивность, чтобы добиться признания, продемонстрировать свою силу и власть. Это подгруппа с эгоцентричным типом агрессивности.

В подгруппе мальчиков был диагностирован когнитивный фактор агрессивности (40% выборки). В него входят показатель осведомленности, покрывающий 24% дисперсии со значимым весом, и показатель осмысленности, покрывающий 16% дисперсии. Подростки 13—14 лет вполне осознают особенности своего поведения, у мальчиков уже есть представления и установки по поводу мужского типа поведения.

Когнитивный подход к объяснению агрессивности в разработках Кеннета Доджа обозначается как враждебная атрибуция [5]. Атрибуция относительно намерений других зачастую играет важную роль в агрессивном поведении. Когнитивный фактор агрессивности описывает в целом 40% выборки у мальчиков 13—14 лет. Подростки, проявляющие неосознанные враждебные реакции, агрессивное поведение для демонстрации силы, склонны считать, что их агрессивность зависит не от них самих, а от жизненных обстоятельств и внешних условий.

Агрессия — одно из наиболее ярких проявлений подросткового гормонального кризиса. Дети 13—14 лет мгновенно реагируют на минимальные раздражители, неосторожное слово. Они чув-

ствуют перемены в своем организме и хотят ощутить свое взросление. Первым педагогическим решением этого вопроса будет различный подход к мальчикам и девочкам в конфликтных ситуациях: за кажущимся спокойствием девочек зачастую стоят серьезные внутренние проблемы и если мальчиков приходится «гасить» в их негативных проявлениях, то девочек зачастую, наоборот, требуется «растормошить». Важнейшим педагогическим методом в разрешении вопроса подростковой агрессивности, является снижение видимого родительского контроля, вовлечение ребенка в обсуждение семейных вопросов, принятие его нового взрослого статуса. Агрессивным подросток становится не по собственной воле, и родители и педагоги способны смягчить психологический травматизм этого переходного периода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2005. С. 332—336.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004.

3. Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. Учеб. пособие. М.: МГУДТ, 2007.

4. Шамсутдинова Д.Ф. Психологические особенности подростковой агрессивности // Социальное положение детей, подростков и молодежи в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 13—14 мая 2010 г. Часть II. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2010. С. 119—123.

5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH OF GENDER DIFFERENCES AGGRESSION IN ADOLESCENTS

1 2 A.D. Ivanova , D.F. Shamsutdinova

1 Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia

2The center of children's (youthful) technical creativity of the Kirov area of Ufa Ufa, Russia

Annotation. Aggressive behavior has an impact on interpersonal relationships and relationships of the individual and society as a whole. Aggression — one of the most striking manifestations of adolescent hormonal crisis. So urgent is the question of studying the nature of teenage aggression, as well as its gender-specific differences. The paper published the results of psychological studies of gender-based expressions of aggression pupils aged 13—14 years. These results allow

~ 89 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 11

---g»c«o»9-

for a correction in the work of psycho-pedagogical prevention of aggressive behavior. The paper suggests ways to work with teenagers puberty, are given in detail painted the results of correlation and factor analysis of aggressiveness. The main pedagogical decisions addressing the problem would be a different approach to boys and girls in conflict situations. Key words: adolescence, a study of aggression, gender differences, factors of aggression, verbal aggression, indirect aggression, educational methods of limiting aggression.

REFERENCES

1. Golovej L.A., Rybalko E.F. Praktikum po voz-rastnoj psihologii. St. Petersburg, Rech', 2005, pp. 332—336.

2. Il'in E.P. Psihologiya individual'nyh razlichij. St. Petersburg, Piter, 2004.

3. Krupnov A.I. Psihodiagnostika svojstv lichnosti i temperamenta. Ucheb. posobie. Moscow, MGUDT, 2007.

4. Shamsutdinova D.F. Psihologicheskie osobennosti podrostkovoj agressivnosti. Social'noe polozhenie detej, podrostkov i molodezhi v sovremennom obshchestve. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 13—14 maya 2010 g. vol. II. Ufa, ISEHI UNC RAN, 2010. Pp. 119—123.

5. Berkovic L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol'. St. Petersburg, prajm-EVROZNAK, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.