Научная статья на тему 'Гендерные особенности девиантного поведения у студентов медицинского вуза'

Гендерные особенности девиантного поведения у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
848
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / АУТОАГРЕССИЯ / КОНФЛИКТ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / GENDER / DEVIANT BEHAVIOR / AGGRESSION / AUTOAGGRESSION / CONFLICT / VERBAL AGGRESSION / PHYSICAL AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шагина И.Р., Смахтина Т.А., Кубекова А.С.

В обзорной статье рассмотрены феномен агрессии и агрессивного поведения у студентов. В статье раскрывается значение гендерного фактора в формировании агрессивного поведения. В данный момент, существует множество концепций девиантного поведения, одна из форм которых, классифицирует действия как агрессию и агрессивное поведение. Под агрессией, в каких бы формах она не проявлялась бы, понимается особый способ поведения, который направлен на причинение ущерба другим живым существам, имеющим все основания для избегания данного обращения. Другое мнение специалистов, исследующих эту область, предполагает, что проявления агрессивных действий могут быть обращены на себя, поэтому данное явление называют аутоагрессия. Необходимость понимания психологических причин агрессии и агрессивного поведения, раскрытие условий, механизмов, способов ее предотвращения детерминирует актуальность настоящего исследования и может позволить рекомендовать для педагогов, психологов, социальных работников, работников правоохранительных органов, родителей студентов. Гендерный подход предоставляет возможность использовать те схемы анализа и механизмы коррекции девиантного поведения студентов, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учет которых необходим в профилактической работе с девиантными личностями.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шагина И.Р., Смахтина Т.А., Кубекова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the review article the phenomenon of aggression and aggressive behavior among students is considered. The article reveals the importance of the gender factor in the formation of aggressive behavior. At the moment, there are many concepts of deviant behavior, one of which forms, classifies actions as aggression and aggressive behavior. Under aggression, in whatever forms it manifests itself, we mean a special way of behavior that is aimed at causing damage to other living beings who have every reason to avoid this treatment. Another opinion of experts exploring this area suggests that the manifestations of aggressive actions can be addressed to themselves, therefore this phenomenon is called autoaggression. The need to understand the psychological causes of aggression and aggressive behavior, the disclosure of conditions, mechanisms, ways to prevent it determines the relevance of this study and may allow teachers, psychologists, social workers, law enforcement officers and parents of students to be recommended. The gender approach provides an opportunity to use those analysis schemes and mechanisms for correcting deviant behavior of students, based on individual and psychological differences, formed as a result of biological and social influences, differentiated by sex, which are necessary for preventive work with deviant personalities.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности девиантного поведения у студентов медицинского вуза»

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-132-136

УДК 616-053.96:316.6

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Шагина И.Р., Смахтина Т.А., Кубекова А.С.

ФГБОУ ВО Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань, Российской Федерации

Аннотация: в обзорной статье рассмотрены феномен агрессии и агрессивного поведения у студентов. В статье раскрывается значение гендерного фактора в формировании агрессивного поведения. В данный момент, существует множество концепций девиантного поведения, одна из форм которых, классифицирует действия как агрессию и агрессивное поведение. Под агрессией, в каких бы формах она не проявлялась бы, понимается особый способ поведения, который направлен на причинение ущерба другим живым существам, имеющим все основания для избегания данного обращения. Другое мнение специалистов, исследующих эту область, предполагает, что проявления агрессивных действий могут быть обращены на себя, поэтому данное явление называют аутоагрессия. Необходимость понимания психологических причин агрессии и агрессивного поведения, раскрытие условий, механизмов, способов ее предотвращения детерминирует актуальность настоящего исследования и может позволить рекомендовать для педагогов, психологов, социальных работников, работников правоохранительных органов, родителей студентов. Гендерный подход предоставляет возможность использовать те схемы анализа и механизмы коррекции девиантного поведения студентов, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий индивидуально-психологические различия, дифференцированные по полу, учет которых необходим в профилактической работе с девиантными личностями.

Ключевые слова: гендер, девиантное поведение, агрессия, аутоагрессия, конфликт, вербальная агрессия, физическая агрессия.

Гендерный аспект агрессии и агрессивного поведения стали предметом научных исследований относительно недавно. До настоящего времени в зарубежной и отечественной психологической науке были накоплены многочисленный материал об особенностях проявлений агрессивного поведения мужчин и женщин. Но в отечественных исследованиях за последние года ведущее внимание сосредоточено на изучении агрессивности у детей и подростков, в то время как тендерные особенности агрессии юношества остается мало изученной областью. Последствия человеческой агрессивности бывают столь деструктивны, что эта проблема давно уже стала одной из центральных в психологии (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, А. Бандура, Дж. Доллард, Л. Берковиц, А. Басс и др.).

Одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении.

Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм. Синоним понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение». Одной из форм девиантного

поведения - это агрессия. В нашей статье мы рассмотрим гендерные особенности девиантного поведения у студентов.

Л. Бендер, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Алан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи».

Н.Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля [1]. Классификация агрессии приводится в опроснике Басса-Дарки, определяющем уровень агрессии преобладающий вид.

- физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

- косвенная агрессия - направляется «окольным» путём.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

- раздражение - готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

- негативизм - оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся традиций и обычаев.

- обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

- подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

- вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов.

- чувство вины - выражает убеждение субъекта в том, что он совершает плохие поступки, ощущение угрызений совести.

Ученые начали исследовать гендерные особенности еще с конца XIX в, но до начала 1970-х гг. они в большей степени занимались тем, что исследовали особенности пола и объясняли это разным отношением к мужчине и к женщине.

Проблемы, связанные с литературой, которая посвящена гендерным особенностям, именно в том и заключается, что многие исследователи проявляют свой интерес к отличию, чем к сходствам, соответственно отчеты об обнаруженных отличиях имеют гораздо больше шансов попасть в печать, чем сообщения о найденном сходстве. Тем не менее, в своих трудах Маккоби и Джеклин выделили только четыре психологических отличия между полами - способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность [5].

Различия между мужчинами и женщинами в проявлении агрессии порождаются в значительной мере сложившимися в обществе гендерными ролями и социальными стереотипами. Для ясности необходимо включить в работу определение этих понятий.

Гендерные роли - существующие в культуре модели поведения, которые человек должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали мужчиной или женщиной.

Гендерные стереотипы - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Под понятием «гендер» в современной социальной науке обозначается совокупность социальных и культурных ценностей, в которых социум предписывает выполнять индивидам в зависимости от их биологического пола. Не только биологический пол, но и социокультурные ценности определяют, в конечном итоге, личностные свойства, модель поведения, вид деятельности, профессия у женщины и мужчины [3]. Быть в социуме мужчиной или женщиной означает не только обладать той или иной анатомической особенностью -

это означает выполнять те или иные определенные ген-дерные роли [2]. Обзор взглядов различных авторов на понимание категории «гендер» (О.А.Воронина, Н.И. Ловцова, Н.Пушкарева, Дж. Скот, Р. Хоф) указывает на то, что во всех случаях использования данного термина выделяются четыре группы характеристик: биологический пол, поло-ролевые (гендерные) стереотипы, поло-ролевые нормы и поло-ролевая идентичность (Е. Здравомыслова, А.Темкина).

Антропологами, этнографами и историками было давно установлено, что представления о «типично мужском» или «типично женском» относительно: то, что в одной социальной группе принято считать мужским занятием (поведение, черта характера), в другой может пониматься как женское.

В мире отмечаются разнообразные социальные характеристики женщин и мужчин, а также принципиальное сходство биологических характеристик людей, позволяющих сделать предположение о том, что биологический пол не является объяснением отличий их социальной роли, существующих в разных обществах [2].

Гендер строится обществом как социальные модели женщин и мужчин, которая определяется их положение и роль в социуме и его социальном институте (семья, политическая структура, экономика, культура и образование, и др.). Гендерная система различается в разных обществах, но в любом обществе данные системы различаются таким образом, что мужчина и все «мужское/маскулинное» (черта характера, модель поведения, профессия и прочее) считается первичным, значимым и доминирующим, а женщина и все «женское/фемининное» определяются как вторичные, незначительные с социальной точки зрения и подчиненные. Характеристиками тендера являются полярность и противопоставление [1].

В гендерной системе как таковой отражается асимметричная культурная оценка и ожидание, адресуемая людям в зависимости от их биологического пола. С определенного преиода времени почти в любом обществе, где социально предписанная характеристика имеет два гендерных ярлыка, одному биологическому полу предписывается социальная роль, которые принято считать культурно вторичными. Не имеет значения, какая это социальная роль: она может быть различной в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное [1].

Социальные нормы изменяются со временем, но гендерная асимметричность остается. Итак, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как

раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии [1].

В так называемой «гормональной теории» существует положение, где решающее влияние на агрессивность личности отдается его гормональному статусу. Было установлено, что чрезмерное выделение гормона тестостерона у мужчин приводит к повышенной и неконтролируемой агрессивности. По другим исследованиям было выявлено, что у женщин ключевую роль играет гормональное нарушение в предменструальный и менструальный периоды, это, в свою очередь, приводит к повышенной раздражительности, вспышке гнева и неконтролируемым поступкам.

В ряде научных исследований отражена значительная роль нейромедиаторам, касаемых как генеза, так и подавления агрессивности. По имеющимся научным материалам подтверждается гипотеза о том, что нейро-медиаторы, как, например, норэпинефрин, ацетилхо-лин, допамин, серотонин, гаммааминобутировая кислота напрямую связаны с уровнем агрессивности как у животных, так и человека [3].

К гендерным факторам агрессивности также относят половой и полоролевой фактор личности. Было выдвинуто предположение о высокой врожденной предрасположенности к агрессивности у мужчин. Соответствующие данные были получены в наблюдениях, где агрессивность начинает проявляться уже в первые годы жизни именно у мальчиков и значительно реже это наблюдается у девочек [2]. При проявлениях данного вида агрессии берут во внимание различные факторы:

- к примеру, пол объектов агрессии. Шестилетний мальчик наиболее часто демонстрирует подобную агрессию в отношении к мальчикам-новичкам, чем к девочкам (скорее всего, потому, что новички-мальчики сами ведут себя наиболее агрессивно, чем девочки). У девочек этого же возраста отмечается, одинаковая реакция на новичков разного пола (имеют в виду открытую физическую агрессию);

- страх возмездия. Скорее всего, физически слабые представители женского пола, также и подобные мальчики, имеют опасение проявить агрессию в открытой форме в отношении к сильным мальчикам. Однако, это же мы можем утверждать и о взрослых женщинах, которые вступают во взаимодействия со взрослыми мужчинами, которые могут значительно превосходить их по силе [5];

- провокация агрессии. Чаще всего «жертва» агрессивных проявлений в большей мере несет ответственность за ее проявления у партнеров по взаимодействиям. Это же может касаться и агрессивности во время совершений преступлений: жертва - и агрессивности и преступлений - может быть не всегда женщина

(как это полагают), но и мужчины, но гораздо чаще могут обвинять мужчин;

- социальные подкрепления. За проявления агрессии представители мужского пола поощряются своими сверстниками, а представители женского пола находятся в ожидании негативных реакций;

- гендерная норма поведения. Они могут быть различными - физическая агрессия со стороны женщины воспринимается, как проявления неумения совладать и несоблюдение норм и этики поведения, а у мужчин -это стратегия поднять свою самооценку и усилить позиции в группах [3];

- техника измерения физической агрессивности. Ученые не всегда уверены в надежности данного измерения - в частности, в силе сложности предметов, потому что невозможно подсчитать, к примеру, количество толчка, силу ударов и прочие формы физической агрессии.

Мужчины начинают использовать скрытую агрессивного поведения уже будучи взрослыми, но продолжают уступать женщине в частоте ее использований

[5].

Скорее всего, по той причине, что непонятно, какая форма агрессивности имеется в виду, мета-анализ показывает различный результат.

В работе Хайда, а затем Э. Игли и В. Штеффена были получены сведения о большей агрессивности среди представителей мужского пола. Но в то же время исследования Д. Холла и А. Фейнгольда (в первый входят исследование 1975-1983, а во второй - 1984-1992 г.) не было обнаружено гендерных различий в уровне агрессивности.

Гендерные различия в агрессии попытались объяснить влиянием как биологического, так и социального фактора. К первым относят наличие таких гендерных различий у животного, связь агрессии и доминантности и сексуальности и гормонального фактора, ко вторым - формирование гендерного стереотипа, который позволяет мужчине открыто демонстрировать свою агрессивность, а от женщины требуют ее скрывать [5].

Еще выделяют и другие формы, и виды агрессивности: скрытая - вербальная и невербальная, то картина становится несколько другой.

По этим причинам, что прямое проявление агрессивности может угрожать сохранению положительных взаимоотношений с участниками, это традиционно считают наиболее важным для представителей женского пола, они начинают прибегать к скрытой вербальной агрессивности, к примеру, клевета, злословие, раскрытие чужого секрета, остракизма, стремление вызвать у других людей чувство вины.

В юношеском возрасте девушки также чаще юношей прибегают к стратегиям социального остракизма

и манипулирования другими людьми в конфликте с представителями своего пола.

Мужчины начинают использовать скрытую агрессивного поведения уже будучи взрослыми, но продолжают уступать женщине в частоте ее использований [2].

В работе Хайда, а затем Э. Игли и В. Штеффена были получены сведения о большей агрессивности среди представителей мужского пола. Но в то же время исследования Д. Холла и А. Фейнгольда (в первый входят исследование 1975-1983, а во второй - 1984-1992 г.) не было обнаружено гендерных различий в уровне агрессивности.

Гендерные различия в агрессии попытались объяснить влиянием как биологического, так и социального фактора. К первым относят наличие таких гендерных различий у животного, связь агрессии и доминантности и сексуальности и гормонального фактора, ко вторым - формирование гендерного стереотипа, который позволяет мужчине открыто демонстрировать свою агрессивность, а от женщины требуют ее скрывать [2].

В работе Марковой С.Д. [6] юноши с аутоагрессив-ным поведением имеют более выраженный, в сравнении с аутоагрессивными девушками, уровень перфек-ционизма и склонности к отклоняющемуся поведению. Кроме того, для них характерен повышенный уровень склонности к отклоняющемуся поведению по сравнению с юношами, не имеющими склонности к ауто-агрессивному поведению. Аутоагрессивные девушки превосходят девушек, не склонных к аутоагрессив-ному поведению, по уровню выраженности агрессивных проявлений и фемининности.

В исследовании Нечепуренко Т.В. [4] было установлено, что агрессивность юношей по сравнению с агрессивностью девушек характеризуется значительно меньшей рефлексивностью и большей эгоцентрич-ностъю, предметностью, субъектностъю, иитерналь-ностъю и склонностью к физической агрессии. Тендер-

ная специфика проявляется в основном в связях когнитивного, а также эмоционального и регуляторного компонентов. В случае невозможности управлять своими естественными побуждениями юноши просто отдаются им и переходят на уровень физической агрессии. А девушки — непроизвольно эмоционально реагируют на личностно затрагивающие их ситуации, но при этом испытывают трудности, связанные с попытками контроля проявлений агрессии, считая их чрезмерными и неадекватными.

Кросс-культурные исследования природы агрессивности у студентов необходимо продолжать, для того, чтобы ответить на вопрос о том, каким образом культура влияет на агрессивность у мужчины и женщины.

Таким образом, гендерные особенности девиант-ного поведения у студентов детерминированы совокупностью биологических и социальных причин.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтере. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 508 с.

[2] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. СПб. : Питер, 2002. - 544 с.

[3] Клёцина И.С. Изучение половых различий как направление тендерных исследований в психологии /И.С. Клёцина // Общество в тендерной перспективе / сост. Е.Г. Луковицкая. Вел. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - С. 32-37.

[4] Нечепуренко, Т.В. Гендерные различия в проявлениях агрессивности студентов: диссертация ... канд. психол. наук / Т.В. Нечепуренко. - М., 2009 г. - 223 с.

[5] Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности / A.A. Реан // Психологический журнал. 1996. - Т. 17, № 5. - С. 3-18.

[6] Маркова, Т.В. Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением: диссертация ... канд. психол. наук / С.В. Маркова. - М., 2012 г. - 223 с.

GENDER FEATURES OF DEVIENT BEHAVIOR IN STUDENTS OF MEDICAL EDUCATION

Shagina I.R., Smakhtina T.A., Kubekova A.S.

The Astrakhan state medical university, Astrakhan, Russian Federation

Annotation: in the review article the phenomenon of aggression and aggressive behavior among students is considered. The article reveals the importance of the gender factor in the formation of aggressive behavior. At the moment, there are many concepts of deviant behavior, one of which forms, classifies actions as aggression and aggressive behavior. Under aggression, in whatever forms it manifests itself, we mean a special way of behavior that is aimed at causing damage to other living beings who have every reason to avoid this treatment. Another opinion of experts exploring this area suggests that the manifestations of aggressive actions can be addressed to themselves, therefore this phenomenon is called autoaggression. The need to understand the psychological causes of aggression and aggressive behavior, the disclosure of conditions, mechanisms, ways to prevent it determines the relevance of this study and may allow teachers, psychologists, social workers, law enforcement officers and parents of students to be recommended. The gender approach provides an opportunity to use those analysis schemes and mechanisms for correcting deviant behavior of students, based on individual

and psychological differences, formed as a result of biological and social influences, differentiated by sex, which are necessary for preventive work with deviant personalities.

Key words: gender, deviant behavior, aggression, autoaggression, conflict, verbal aggression, physical aggression.

REFERENCES

[1] Bandura And. Teenage aggression: studying of influence of education and family relations / A. Bandura, R. Walter. M.: April Press: EKSMO-Press, 1999. - 508 pages.

[2] Ilyin E.P. Differential psychophysiology of the man and woman / E.P. Ilyin. SPb.: St. Petersburg, 2002. - 544 pages.

[3] Klyotsina I.S. Studying of sexual distinctions as the direction of tender researches in psychology. S. Klyotsina//Soci-ety in tender prospect / сост. E.G. Lukovitskaya. I conducted. Novgorod: НовГУ of Yaroslav the Wise, 2002. -Page 32-37.

[4] Nechepurenko, T.V. Gender differences in manifestations of aggression of students: thesis... edging. ncHxon. sci-ences/T. V. Nechepurenko. - M, 2009 - 223 pages.

[5] Rean A.A. Aggression and aggression of personality / A.A. Rean//Psychological magazine. 1996. - T. 17, No. 5. - Page 3-18.

[6] Markova, T.V. Gender distinctions of aggressive and auto-agressivny behavior at the senior teenagers with deviant behavior: thesis... edging. ncnxon. sciences / S.V. Markova. -M, 2012 - 223 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.