Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Выпуск 6 (25) 2014 ноябрь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/156PVN614.pdf DOI: 10.15862/156PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/156PVN614)
УДК 159.922.77
Андреева Ольга Викторовна
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Россия, Орск1
Старший преподаватель кафедры психологии Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Особенности проявления агрессии подростками с точки зрения гендерного подхода
1 462403, г. Орск, Оренбургская область, пр. Мира 15а
Аннотация. В настоящей статье освещается проблема особенностей проявления агрессии детьми подросткового возраста как одной из наиболее актуальных проблем современной психолого-педагогической науки. Данная проблема рассматривается автором с точки зрения гендерного подхода. Актуальность выбранной тематики объясняется учащением агрессивных проявлений среди детей подросткового возраста.
Опираясь на теоретическую базу фундаментальных работ, на опубликованные результаты исследований, которые раскрывают современные взгляды на состояние изучаемой проблемы, в статье раскрывается причина возникновения гендерных исследований. Автором статьи проведен теоретический анализ различных теорий и концепций гендерной психологии на современном этапе. Кроме того, в данной статье рассмотрены гендерные аспекты агрессии подростков, а также подвергнуты анализу результаты многих исследований, которые констатируют стирание различий между представителями женского и мужского пола по некоторым психологическим параметрам.
Автор обращает внимание на важность проведения дальнейших исследований по данной тематике в направлении разработки и внедрения в образовательный процесс программ работы с родителями, учителями и администрацией школы, что поможет снизить уровень деструктивной агрессии детей подросткового возраста.
Ключевые слова: агрессия; гендерный стереотип; гендерная роль; гендерные отношения; гендерные аспекты агрессии; девиантное поведение; маскулинность; подростковый период; половая идентичность; феминность.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Андреева О.В. Особенности проявления агрессии подростками с точки зрения гендерного подхода // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014. № 6 http://naukovedenie.ru/PDF/156PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/156РУМ614
Ь^: //naukoveden ie.ru 156РУШ14
Сегодня все мировое сообщество переживает сложный процесс трансформирования и глобализации социально-политических, экономических и, конечно, духовно-моральных отношений. Наиболее важной задачей современности является обеспечение выживания человеческого общества, и изучение гендерной проблематики играет важную роль в ее решении [7, с. 146].
В последние годы наиболее важным с точки зрения основных детерминант общественного и личностного развития становится именно гендерное измерение [1, с. 371].
Основанием для появления гендерных исследований является тревожность, вызванная противопоставлением мужчин и женщин. Сейчас необходим новый взгляд на данную проблему и ее решение, в соответствии с изменяющимися требованиями, с учетом реалий современности [2, с. 7].
Часть гендерной психологии, которая изучает взаимоотношения между женщинами и мужчинами, только начинает свое развитие. Она тесным образом связана с такими областями психологии как: психология менеджмента, лидерства, психология девиантного поведения, конфликтология, психология сексуального поведения и сексуальных отношений. Изредка данную отрасль называют «социальной психологией взаимоотношений между женщинами и мужчинами» [7, с. 146].
Теории и концепции гендерной психологии на современном этапе могут быть, исходя из предмета исследования, представлены следующими: теории гендерных различий (Х. Айзенк, С. Бэм, В.А. Геодакяна, Э. Игли, Д. Спенс М. Цукерман и др.); теории гендерной социализации (Д. Гамильтон, С. Тейлор, Дж. Крокер, С. Бэм и др.); психология женщины (Н. Ходоров, К. Гиллиган и др.); психология мужчины (Э. Маккоби и др.); психология гендерных отношений; гендерная психология лидерства (Г. Граен, Р. Хауз, Б. Басс, Б. Гутек, Дж. Боумэн, Р. Лайден Т. Митчелл, М. Локхид и др.) [3].
Теория гендерной идентичности исходит из предположения, что разделение социума на женщин и мужчин укоренилось с момента рождения, когда определены генитальные различия, и в соответствии с этим, выстраивается некоторая определенная программа воспитания ребенка.
Согласно теории социального научения все зависит от родительских моделей, которым ребенку свойственно подражать с детства (при этом ребенок себя отождествляет с некоторым абстрактным образом женщины и мужчины, а не с кем-либо из родителей). В это время у ребенка происходит формирование определенных норм поведения, отображая, таким образом, механизм половой идентификации.
Исходным положением теории когнитивного развития, используемой при анализе половой идентичности является тот факт, что понимание ребенком половых ролей осуществляется в результате познания им окружающего мира и структурирования собственного опыта. В этой теории существование в социуме половых стереотипов признается как процесс позитивный, способствующий обретению и пониманию ребенком своей половой идентичности.
С данной теорией тесным образом связана теория «гендерной схемы». Эта теория признает существование в социуме неких «гендерных схем», которые формируются у человека в детском возрасте. Благодаря им дети выполняют действия и обязанности, характерные для их пола [7, с. 147].
Особый взгляд в данном исследовании направлен на теорию социального конструирования гендера, основополагающим пунктом которого является то, что индивид в процессе социализации усваивает культурные образцы в течение всей своей жизни. Согласно
данной теории, мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни формируется у ребенка с детства. В нерелевантной и критической ситуации происходит процесс «ресоциализации», то есть разрушения ранее усвоенных образцов и норм поведения.
Контекстом данной теории определяется социальный стереотип, как основный регулятор интерперсональных отношений в современном обществе. Гендерный стереотип - это вид социальных стереотипов, основанный на принятых в социуме представлениях о феминности и маскулинности и их иерархии в данном обществе. В соответствии с этими представлениями человек коррелирует не только свое поведение и определяет свою гендерную роль, но коррелирует также и поведение других людей.
Гендерная роль - это набор ожидаемых норм или образцов поведения для людей разной половой принадлежности (гендера). Роль в социальной психологии - это способ поведения, поэтому феминная гендерная роль требует от женщин заботливости, эмоциональности, чувствительности к проблемам и интересам других людей, тогда как маскулинная гендерная роль предписывает мужчинам быть активными, агрессивными, амбициозными, доминирующими [7, с. 148].
Несмотря на значительное количество работ, которые посвящены проблеме гендерных отношений, в исследуемых вопросах есть еще много своеобразных «белых пятен».
Тщательного изучения требует вопрос об особенностях проявления агрессии подростками с точки зрения гендерного подхода.
Современное общество характеризуется высоким уровнем агрессии, проявляемой в разных видах многими его представителями. На общем фоне роста агрессии можно наблюдать сильный всплеск детской и подростковой агрессивности, которая довольно стабильна во времени и демонстрирует тенденцию перерастания в юношеском и взрослом возрасте в устойчивое правонарушающее поведение.
С другой стороны, агрессия, лишенная личностной враждебности и деструктивных проявлений, может являться и продуктивным фактором социальной адаптации, способствуя при этом конструктивному «обновлению среды» и развитию личности. При грамотном подходе к воспитанию конструктивная агрессивность будет иметь тенденцию в сторону усиления, стимулируя личность к гармоническому и творческому совершенствованию. Однако при ошибках воспитания она способна трансформироваться в делинквентное поведение.
Феномен агрессии, ее виды и причины возникновения исследуются многими учеными мира на протяжении более чем столетия. Наиболее известы работы в этом направлении были представлены в трудах зарубежных психологов А. Бандуры, К. Лоренца, Э. Фромма, Л. Берковица и многих др. В отечественной психологической науке данная проблематика стала усиленно разрабатываться, начиная с конца XX в. (С.Н. Ениколопов, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк и др.). Это объясняется тем, что в нашей стране достаточно длительный период на исследование данного феномена существовал негласный запрет [10, с. 235].
В качестве основных признаков агрессии выделяют следующие: 1) целенаправленность поведения; 2) противопоставление нормам и правилам сосуществования людей в социуме; 3) нанесение вреда объектам нападения, в качестве которых могут выступать одушевленные (люди и животные) и неодушевлённые объекты [4].
Для того, чтобы существующие классификации видов агрессии привести к одной системе выделяют следующие критерии, лежащие в их основе: 1) цель; 2) форма проявления; 3) направленность агрессии. По целям агрессия может быть: экспрессивная, враждебная и инструментальная, доброкачественная и злокачественная и др. По формам проявления
выделяют активную и пассивную, физическую и вербальную, прямую и непрямую агрессии. В зависимости от направленности агрессия подразделяется на ауто- и гетероагрессию [10, с. 235].
В последнее двадцатилетие предметом исследований ученых стали гендерные аспекты агрессии. «Гендер» - это социальный пол, который определяет поведение человека в обществе и то, как это поведение будет восприниматься. А также, это такое полоролевое поведение, которое определяется отношениями с окружающими людьми: родителями, коллегами, друзьями, одноклассниками, случайными прохожими и т. д. В понятии «гендер» зафиксировано осознание того, что социально детерминированные представления о женщинах и мужчинах, которые сильно влияют на психическое развитие мальчиков и девочек, женщин и мужчин в культурном контексте существуют в дополнение к биологической основе. С самого рождения психическое развитие ребенка зависит от биологического пола, как модератора системы требований и ожиданий, которые взрослыми связываются с девочками или мальчиками [5, с. 27].
Нормативные эталоны, широко представленные в сознании социума, такого типа как: «девочка должна быть...» и «мальчик должен быть...» или же «настоящий мужчина», «настоящая женщина» побуждают ребенка оценивать себя с точки зрения соответствия данным эталонам. Суждения, мнения и оценки окружающих относительно степени выраженности у субъекта полоспецифичных характеристик и особенностей его поведения, как не соответствующего или соответствующего эталонам «женское» - «мужское» стимулируют рефлексию личности при сравнении себя с эталонными моделями «настоящей» маскулинности и феминности. Результат сравнения может или удовлетворять личность, или же нет, что, конечно, будет иметь отражение на отношении личности самой к себе. Все это будет способствовать ликвидации качеств, не свойственных типичному образу мужчины - женщины [8].
Результаты многих исследований свидетельствуют об отсутствии различий в степени агрессии между женщинами и мужчинами, но наличии данных различий в ее (агрессии) проявлениях. В рамках гендерного подхода особенности проявления агрессии представителями женского и мужского пола объясняются следующим образом: в первые годы жизни ребенка эти особенности не проявляются, они не являются врожденными, но в силу того, что живущие рядом с ребенком и воспитывающие его взрослые разделяют гендерные стереотипы (например, такие как: «девочка должна подчиняться и подстраиваться», а «мальчик - уметь дать сдачу». Именно поэтому от девочек и мальчиков ожидают разнотипного поведения, что начинает наблюдаться несколько позже: девочки скрывают агрессивные побуждения, тогда как мальчики, наоборот, открыто выражают их. Считается, что взрослый мужчина, как и ребенок, имеет право на агрессию, уходящую своими корнями в компенсаторную мужественность. Компенсаторной мужественностью является совокупность качеств, благодаря которым люди вынуждены компенсировать свое несоответствие общепринятому стандарту мужественности, а у женщин на нее наложен запрет и это приводит либо к накоплению отрицательных эмоций и болезням, либо к специфическим проявлениям агрессии.
Результаты проведенного Сухаревой Н.Ф. несколько лет назад лонгитюдного исследования позволяют констатировать, что учащимся характерны гендерно-специфические проявления агрессии. Младшие школьники чаще всего открыто выражают свою агрессию: мальчики - физически, а девочки - в большей степени вербально. Большинство из них в данном возрасте о каких бы то ни было проявлениях агрессии высказываются отрицательно, считая ее недопустимой формой поведения. При вступлении в подростковый возраст, как у мальчиков, так и у девочек, представления об агрессии изменяются и, как следствие, изменяются и формы ее проявления: девочки реагируют негативно, в первую очередь, на прямую физическую агрессию, а мальчики - на косвенную вербальную. В то же время мальчикам-подросткам
Ь^: //naukoveden ie.ru 156РУШ14
свойственно оправдывать и, более того, восхвалять и превозносить людей, проявляющих прямую физическую агрессию, и обвинять их жертву («сам виноват»). У девочек же косвенная вербальная агрессия имеет постоянную тенденцию к нарастанию [10, с. 236-237].
В группе подростков (мальчиков) маскулинность нередко отождествляется с драчливостью и агрессивностью. Такой гипертрофированный идеал мужественности, «соревнование» в «мужских» качествах и силе зачастую приводит к крайней точке, которой, вполне возможно, будет совершение тяжкого преступления с применением насилия. Процесс гендерной социализации не заканчивается в детстве. Взрослые мужчины, юноши и подростки стремясь соответствовать статусным нормам, «антиженственности» и «твердости», которые составляют гендерную роль мужчины, временами способны доходить до насилия и агрессии, особенно когда социальная ситуация предполагает, что не проявлять агрессию будет не по-мужски, или когда они чувствуют, что их мужественность под угрозой или под вопросом.
Таким образом, мальчики и девочки, стремясь соответствовать общепринятому в социуме образу фемининности - маскулинности, проявляют агрессию по-разному. Одни -открыто ее выражают, не боясь наказания, тогда как другие, стремятся скрыть свое раздражение и недовольство, прибегают к косвенной агрессии, опасаясь при этом осуждения со стороны окружающих, . Эти особенности закладываются с самого рождения сначала в семье, а затем в детском саду, школе, группе сверстников, где они получают подкрепление и дальнейшее развитие. Огромную роль в этом процессе следует отвести также средствам массовой информации, так как дети копируют то, что они каждый вечер наблюдают с экранов телевизора, слышат по радиоприемникам и т. п. [10, с. 237-238].
В последнее время результаты многих исследований констатируют стирание различий между представителями женского и мужского пола по ряду психологических параметров. Гендерные особенности проявления агрессии не всегда четко прослеживаются, как это было несколько десятилетий назад. Например, в ряде случаев мы можем наблюдать гораздо более высокий уровень физической агрессии у представительниц женского пола, и это уже не вызывает такой категоричной осуждающей реакции, которую мы однозначно констатировали бы ранее. Действительно, сейчас более успешны «маскулинные» девочки-подростки, которым легче адаптироваться в жестком школьном коллективе. Однако те гендерные особенности проявления агрессии, которые были описаны выше, чаще всего регистрируются и в настоящее время.
Школа признается сейчас зоной повышенной опасности для физического и психологического здоровья личности. Нет такой школы, где бы агрессия не проявлялась в том или ином виде. Проблема заключается в том, как школа реагирует на этот факт: бросается ли «защищать честь школы» или принимает все меры к тому, чтобы разобраться в случившемся, оказать помощь той и другой стороне, если насилие совершено одними учениками в отношении других, или обратиться в правоохранительные органы, если проявляющим агрессию был взрослый [10, с. 238].
Анализируя исследуемую проблему, можно с уверенностью говорить о ее многогранности и многоаспектности. Важнейшее значение для проведения последующих исследований данной проблематики имеют несколько направлений. Наиболее актуальными среди них является разработка и внедрение в образовательный процесс программ работы с учителями, родителями, и, конечно, администрацией школы. Эти исследования существенно раскрыли бы их роль в формировании особенностей агрессивного поведения детей-подростков разной половой принадлежности, а также помогли бы им влиять осознанно на понижение уровня деструктивной агрессии подростков и в конечном итоге - современного общества [10, с. 238-239].
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. 3-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 672 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для высш. учеб. завед. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
3. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.
5. Гендерная педагогика и психология: учеб. пособие / Под общ. ред. О.И. Ключко; Мордов. гос. ун-т. - Саранск, 2005. - 156 с.
6. Гурьев М.Е. Типологические характеристики проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста с гендерными особенностями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - №392. - С. 164-175.
7. Девятова И.Е. Гендерные детерминанты поведения старших подростков в межличностном конфликте // Система ценностей современного общества, 2008, №4-1, С. 146-152.
8. Клецина И. С. Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект // Сайт научного творчества кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена / [Электронный ресурс]. URL : http://www.humanpsy.ru/klyotsina/gender-identity (дата обращения 5.12.2014г.)
9. Реан А. А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - № 3. - С. 6-7.
10. Сухарева Н.Ф. Гендерные особенности проявления агрессии участниками образовательного процесса // Система ценностей современного общества.- 2011.-№18. - с. 234-239.
Рецензия: Кривощекова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и общегуманитарных дисциплин негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Столичная финансово-гуманитарная академия» филиал в г. Орске.
Andreeva Olga Victorovna
Orenburg state University Orsk humanitarian technological Institute (branch)
Russia, Orsk E-mail: [email protected]
Features displays of aggression by adolescents from the point
of view of the gender approach
Abstract. This article highlights the problem of the peculiarities of manifestation of aggression by adolescents as one of the most urgent problems of modern psychological and pedagogical science. This problem is considered by the author from the point of view of the gender approach. The urgency of the chosen theme is explained by the increased aggression among adolescents.
Based on the theoretical base of fundamental works on published studies that reveal modern views on the state of the studied problem, the article reveals the cause of gender studies. The author of the article analyzes various theories and concepts of gender psychology at the present stage. In addition, this article describes the gender aspects of aggression adolescents, and analyzed the results of many studies that state the distinction between male and female gender by some psychological parameters.
The author draws attention to the importance of further research on this topic towards the development and introduction in educational process of the programmes of work with parents, teachers and school administration that will help to reduce the level of destructive aggression in adolescents.
Keywords: Aggression; gender stereotypes; gender role; gender relations; gender aspects of aggression; deviant behavior; masculinity; adolescence; gender identity; femininity.
REFERENSES
1. Abramova G. S. Vozrastnaya psikhologiya: ucheb. posobie dlya stud. vuzov. 3-e izd., ispr. - M.: Izd. tsentr «Akademiya», 1998. - 672 s.
2. Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya: ucheb. posobie dlya vyssh. ucheb. zaved. - M.: Aspekt Press, 1997. - 239 s.
3. Bendas T.V. Gendernaya psikhologiya: ucheb. posobie. - SPb.: Piter, 2005. - 431s.
4. Berkovits L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol' / L. Berkovits. - SPb.: Praym-EVROZNAK, 2002. - 512 s.
5. Gendernaya pedagogika i psikhologiya: ucheb. posobie / Pod obshch. red. O.I. Klyuchko; Mordov. gos. un-t. - Saransk, 2005. - 156 s.
6. Gur'ev M.E. Tipologicheskie kharakteristiki proyavleniya agressivnosti v povedenii detey podrostkovogo vozrasta s gendernymi osobennostyami // Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. - 2014. - №39-2. - S. 164-175.
7. Devyatova I.E. Gendernye determinanty povedeniya starshikh podrostkov v mezhlichnostnom konflikte // Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva, 2008, №4-1, S. 146-152.
8. Kletsina I. S. Gendernaya identichnost' i prava cheloveka: psikhologicheskiy aspekt // Cayt nauchnogo tvorchestva kafedry psikhologii cheloveka RGPU im. A.I. Gertsena / [Elektronnyy resurs]. URL : http://www.humanpsy.ru/klyotsina/gender-identity (data obrashcheniya 5.12.2014g.)
9. Rean A. A. Gendernye razlichiya struktury agressivnosti u podrostkov / A. A. Rean, N. B. Trofimova // Aktual'nye problemy deyatel'nosti prakticheskikh psikhologov. - 1999. - № 3. - S. 6-7.
10. Sukhareva N.F. Gendernye osobennosti proyavleniya agressii uchastnikami obrazovatel'nogo protsessa // Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva. - 2011.-№18. - s. 234-239.