УДК 37.015.31 ББК 88.6
ПРОЯВЛЕНИЕ ФОРМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛОВОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИЕЙ
БАТУЕВА С.В.
ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: batuevas@mail.ru
Аннотация
Статья раскрывает поведенческие особенности младших подростков связанные с гендерной принадлежностью. Представлена классификация агрессивного поведения у подростков в зависимости от поло-ролевой самоидентификации. Рассмотрены сознательно контролируемые и неконтролируемые проявления агрессии в подростковой среде.
Ключевые слова: гендерная принадлежность, агрессивность, агрессивное поведение, произвольная и непроизвольная агрессия, гендерная принадлежность половая индентификация, типы идентичности, внутри-личностное пространство.
Актуальность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде - это одна из главных социальных проблем современного общества. За последние годы можно наблюдать рост молодежной преступности. Данная проблема особенно актуализирует агрессивное поведение детей подросткового возраста. Эта проблема не нова и является предметом большого числа психолого-педагогических исследований.
Современные научные изыскания о природе и формах агрессии представлены в работе Т.П. Авдуловой [1]. Автор рассматривает агрессию как определенное поведение, имеющего отрицательные как эмоциональные аспекты, так и правовые. Существуют понятия "агрессии" и "агрессианости". Агрессивность понимается как характрологическое свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону.
Психологи считают, что проявления агрессивного характера чаще наблюдается у младших подростков [4]. Если рассматривать проблему агрессии, у младших подростков, то стоит отметить, что у детей данной категории агрессивные проявления наблюдаются чаще и ярче в связи с низким уровнем эмоциональной регуляции. Их поведение неустойчиво, часто подчинено сиюминутным импульсам. Сознание автономности личности развито слабо. Они чаще проявляют беспокойство и тревожность, накопленная тревожность перерастает в агрессию защитного характера. Когда подросток посредством агрессивного поведения защищает себя [5].
В зарубежной психологии агрессию, рассматривают как поведение, которое причиняет моральный или физический вред окружающим Эрих Фромм определил два вида агрессии. Конструктивная агрессия -проявления агрессивных эмоций в социально принимаемой форме. Для этого необходимо формировать в процессе воспитания поведенческие навыки и формы эмоционального отреагирования на тревожащую ситуацию. Ко второму виду автор отнес деструктивную агрессию. Она выражается в проявлении агрессивности с нарушением саморегуляции, потерей самообладания.
Стоит отметить, что агрессия может быть сознательно контролируемой и импульсивной (бесконтрольной). Также агрессия может быть направленной на внешнюю среду или на себя (аутоагрессия). По форме выражения эмоций определяются непроизвольный и произвольный виды агрессии. Произвольная, или осознаваемая, агрессия рождается из желания, воспрепятствовать каким-либо действиям со стороны, навредить кому-то, почувствовать себя "на высоте". Непроизвольная, неосознаваемая и менее контролируемая агрессия оформлена в виде нецеленаправленного и быстро прерывающегося взрыва гнева.
Первые проявления агрессивного поведения наблюдаются у детей уже в старшем дошкольном возрасте. Агрессивное поведение проявляется как акт защиты от тревожащих факторов. Это поведение со стороны социума не одобряется. Ребенку внушают, что в состоянии агрессии он может быть не принят в обществе,
поэтому ребенок пытается свою агрессию сдержать, не показывать ее окружающим [9].
В последующем яркие агрессивные проявления мы можем наблюдать в подростковом возрасте. Подростковый возраст предполагает кризисный переходный возрастной период, который характеризуется эмоциональной нестабильностью [3]. Подростки демонстрируют свою независимость и самостоятельность, признание со стороны взрослых, применяя агрессивные формы поведения. В данном случае, важно отметить, каким образом реагирует взрослый на проявление агрессии. Если взрослые проявляют ответную агрессию, то ребенок воспринимает эту форму поведения, как наиболее эффективный способ регуляции агрессии. Таким образом, агрессивная реакция взрослых формирует модель реакции подростка на агрессию, которую можно сформулировать так: "агрессивные проявления можно регулировать только ответной агрессией".
Рассмотрим проявления агрессивного характера, разделив на компоненты половой идентичности у младших подростков 11-13 лет. В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман удалось получить данные о нелинейном и во многих отношениях противоречивом характере перехода от детской половой идентичности к взрослым, зрелым ее формам Обращают на себя внимание принципиальные различия в структуре половой идентичности у мальчиков и девочек. Мальчики начинают чувствовать идентификацию со своим полом тогда, когда они ощущают присутствие женщины во взрослеющих девочках. Переживание женственности девочками не связано с выделением и эталонов мужественности и женственности. Если мальчиков подростков отличает более жесткая эмоциональная дифференциация по признаку пола, то девочки достаточно часто демонстрируют интеграцию эталонов женственности и мужественности. По наблюдениям психологов отмечено, что девочки могут перенимать агрессивные формы поведения, свойственные мальчикам [6].
Различия обнаруживаются и в отношении чувства взрослости, которое у мальчиков связывается с половозрастным эталоном взрослого мужчины, а у девочек идентифицируется с миром взрослых в целом.
Полоролевая идентификация позволяет сформировать следующие типы идентичностей, характерных в гендерных проявлениях:
1) адекватный тип идентичности;
2) инвертированнный тип идентичности;
3) возрастно-дифференцированный тип идентичности;
4) недиффереицированный тип идентичности.
К первому типу относится разделение внутреннего пространства по признаку пола и перенос собственного "Я" в ту область, которая соответствует гендерной принадлежности. Представители своего пола формулируется в понятие - "Мы", которое противопоставляется понятию - "Они" представителями противоположного пола. В поведенческом аспекте наблюдаются проявления
женственности или мужественности. Инвертированнный тип идентичности. Проявляется в переносе собственного "Я" в область, противоположную гендерной принадлежности индивида. Если такой тип идентичности сформировался у мальчика, то будет проявляться как повышенная мягкость, личностная тревожность, сензитинность.
Возрастно-дифференцированный тип
идентичности. В его основу входит рассмотрение внутреннего пространства по признаку возраста и перенос образа "Я" индивида в область взрослого.
Проявляется данная идентификация высокой самооценке, собственной уверенности.
Недифференцированный тип идентичности. В его основе лежит отсутствие границ внутренней среды индивида. Все образы-эталоны очень близки друг другу, они сливаются, становятся неясными. В психологическом плане этот индивид не понимает себя.
В 11-13 лет наступает кризисный момент, переламывающий развитие ребенка в сторону дифференцированной половой идентичности. У девочек начинает активно формироваться феминность, а у мальчиков маскулинность. Мальчики чаще проявляют физическую и вербальную агрессию, считая, что данный стиль поведения является показателем
мужественности. У девочек в большей степени проявляется вербальная агрессия или аутоагрессия, в зависимости от типа личности.
Интересно, что маскулинная идентификация мальчиков зависит от принятия и близости для него образов девочек и женщин. Подобная зависимость у девочек отсутствует. В результате перехода противопоставление мужественности и женственности для девочек снижается, а у
мальчиков усиливается эмоциональное принятие образов-эталонов противоположного пола [9].
Таким образом, изучив в психолого-педагогической литературе проблему гендерных особенностей у младших подростков, мы выяснили, что существуют принципиальные различия в структуре половой идентичности у мальчиков и девочек. Мальчики начинают
чувствовать идентификацию со своим полом тогда, когда они ощущают присутствие женщины во взрослеющих девочках. Поэтому при девочках часто демонстрируются "мужские", агрессивные формы поведения. Мальчиков отличает более жесткая смысловое и эмоциональное разделение пространства по признаку пола.
Список литературы
1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей / Т.П. Авдулова. - М.: Академия, 2008. - 128 с.
2. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А. С. Андреева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. - №1 (3). - с. 12-15.
3. Авдеенко А. С. Подготовка студентов-психологов к информированию социума о значимых социально-психологических проблемах и способах их решения / А.С. Авдеенко, Е.В. Соболева //Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №2 (13). - с. 37-39.
4. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №1 (12) - с.3-7.
5. Батуева С.В. Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области - 2016. - №1 (12) - с.7-12
6. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологии - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам /В.Д. Еремеева Т.П. Хризман - М.: Линка-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
7. Моросанова В. Саморегуляция и индивидуальность человека /В. Моросанова. -М.: "Наука", 2010. - 211 с.
8. Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - с. 105-108
9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности /Э. Фромм - М.: АСТ, 2015. - 624 с.
10. Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями: дис. ... д-ра психол. наук: / О.А. Шумакова. - Челябинск, 2011 - 400 с.
THE MANIFESTATION FORMS OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH GENDER IDENTITY
BATUEVA S.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: batuevas@mail.ru
Abstract
The article reveals the behavioral characteristics of younger adolescents with mental retardation of cerebral origin. Considered forms of aggressive behavior among teenagers. The author reveals the relationship between aggressive behaviour and gender identity. The classification of aggressive behavior in adolescents depending on gender.
Keywords: gender, aggressiveness, aggressive behavior, voluntary and involuntary aggression, gender identity, sexual identification, types of identity, intra-personal space.