новости Таганрога» размещено интервью автора статьи о причинах и профилактике такого вида девиантного поведения, как побег из дома подростков и молодежи.
Итак, планомерная и целенаправленная работа по направлениям психологического сопровождения студентов в стрессовых ситуациях является одной из форм раннего выявления студентов «группы риска». Апробированные нами тренинги обнаружили их востребованность у студентов в рамках психологического сопровождения студентов в стрессовых ситуациях и могут рекомендоваться к включению в программу по профилактике виктимного поведения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коссов Б.Б. Личность: Актуальные проблемы системного подхода [Режим доступа] http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?archive=1120045907&id=1107526401&start_from=&subaction=s howfull&ucat=
2. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким, 2005. - 526 с.
3. Мищенко В.И. Психологическое сопровождение студентов в процессе внеаудиторной деятельности |/ Вестник ТГПИ. Гуманитарные науки. - 2014. - С.263-268.
4. Мищенко В.И. Тренинг по стресс-менеджменту как способ повышения качества жизни студентов//Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. № 1.- 2016. - С. 7883.
5. Петрова Е.Г. Личностные особенности подростков, входящих в «группу риска» по возникновению наркотизации Вестник Таганрогского государственного института имени А. П. Чехова. 2016. № 1. - С. 89-96.
Т.И. Меньшикова СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Рассматриваются основные подходы к изучению агрессии; отличительные признаки подростковой агрессивности. Представлен анализ классификации агрессивного поведения подростков, факторов, стимулирующих агрессию подростков. Рассмотрены гендерные различия агрессии подростков, опосредующиеся спецификой половой социализации.
Ключевые слова: агрессия; насилие; подростки; девиантное поведение; деструктивное поведение; воспитание.
T.I. Menshikova
SPECOFIC OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR OF ADOLESCENTS
Abstract. Examines the main approaches to the study of aggression; the distinguishing signs of teenage aggression. Presents an analysis of the classification of aggressive behaviour of adolescents, factors that Stimul.
Key words: aggression; violence; adolescents; deviant behavior; destructive in-maintenance; education.
Публикации, посвященные подростковым правонарушениям, девиантному поведению, проявлениям вандализма и жестокости, стали едва ли не обязательной темой научно-педагогической, общественной печати и СМИ. Таким образом, выражается встревоженность общества их агрессивными проявлениями, эгоизмом, резким снижением нравственных критериев жизни. Современные подростки более прагматичны, чем предшествующие поколения, а снижение «планки» духовных ценностей, пренебрежение позитивными социокультурными целями, деформации временной перспективы «Я» породили резкий количественный рост акцентуированных (А. Е. Личко, К. Леонгард [11; 12]) и, так называемых, трудных подростков (Т. Д. Мо-лодцова, [13]). Другой характерной чертой является инфантилизм, отсутствие инициативы, «потребительский синдром».
В истории науки детская и подростковая агрессивность исследовалась, например, в трудах А. Фрейд в опоре на положения психоаналитической теории, непосредственно изучалась природа и динамика развития детской агрессивности. Интерес представляют описанные ею проявления агрессии, характерные для разных стадий развития. Так на оральной стадии она реализуется через кусание, плевание, цепляние, царапание, щипки; на стадии анального садизма - через разрушение и жестокость; на фаллической - через властолюбие, хвастовство, зазнайство; на пред-пубертатной и пубертатной - через диссоциальные проявления. А. Фрейд связывает проявления патологической агрессивности с потребностью ребенка в любви, которая не находят полноценной реализации в аномальных условиях развития (например, при сиротстве), в частности, когда отсутствуют или часто сменяются объекты любви. Она пришла к выводу, что там, «где любовные стремления ребенка не находят в анально-садистической фазе подходящего объекта, или где
объект ненадежен, там появляются нарушения в процессе смещения либидо и агрессивности или даже в их слиянии, что ведет к агрессивно-деструктивным последствиям, которые остаются неподдающимися никакому воспитательному воздействию» [16, 79].
Однако наиболее популярными во второй половине ХХ в. стали теории социального научения. Ее представители справедливо полагали, что отличительными признаками подростковой агрессивности являются: а) подозрительность в отношении к внешнему миру, когда он воспринимается как явно или имплицитно враждебный, угрожающий, высокий уровень тревожности на фоне низкого уровня социальной адаптации; б) интерпретация любых проявлений окружающих как негативных, опасных, что стимулирует ответное агрессивное поведение; в) неадекватная самооценка и убеждение, что окружающие заведомо ожидают от подростка агрессивных действий и негативно оценивают его личность (синдром отверженности); г) убеждение, что агрессивные акты являются, если и не единственным, то наиболее эффективным способом самовыражения, отстаивания и защиты своих интересов; д) проекция причин собственного агрессивного поведения на окружение, убеждение, что именно оно несет бремя ответственности за деструктивное поведение; е) ограниченный репертуар реакций на возникающие проблемные ситуации, при этом доминирующее значение имеют: избегание, отрицание, преувеличение или, наоборот, преуменьшение значимости проблемы, подмена «причин и следствий», а также «застревание»; ё) общий низкий уровень эмпатии; ж) слабый самоконтроль за эмоциональными состояниями, обедненная эмоциональная палитра; з) наличие неврозов; и) слабо развитая прогностическая способность; к) высокий уровень конформности по отношению к референтной группе и др. [8; 13].
Понятно, что отмечаемые изъяны в духовном становлении подростков порождаются комплексом разнообразных причин: пробелами в школьном и семейном воспитании, социальными условиями жизни, влиянием массовой культуры.
Как известно, интересующий нас временной отрезок в онтогенезе человека является одним из наиболее сложных и противоречивых. Психофизиологические особенности подростков обусловливаются спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем, в котором можно выделить два элемента. Первый связан с повышением активности нервных центров, гипоталамуса и гипофиза. Второй - с ростом активности половых желез, в результате чего усиливается выброс в кровь половых гормонов, оказывающих специфическое влияние на организм, в том числе на головной мозг. Психофизиологические изменения сказываются на психике подростка, на его поведении. Можно сказать, что коренная перестройка биологических, психофизиологических структур инициирует «системный кризис личности» и возникновение психических новообразований. По сравнению с другими возрастными группами, подростки отличаются самой высокой степенью тревожности. Характерными чертами на первых этапах полового созревания становятся резкая возбудимость, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, раздражительность, упрямство, но вместе с тем, - быстрая утомляемость и пониженная концентрированность внимания, неадекватность поведенческих реакций, что в совокупности является факторами, стимулирующими агрессивные поведенческие реакции. Резко увеличивается количество феноменов реальности, вызывающих яркие эмоциональные переживания, причем, становится более насыщенной и разнообразной палитра способов их выражения [10].
Это наблюдение дало основания И. В. Дубровиной, И. С. Кону и др. утверждать, что пубертатные изменения в организме - лишь фон, а определяющее значение имеет поиск новых социальных позиций, самоидентификация, как своеобразная «развертка в будущее», на основе которых формируется способность к сознательному поведению, складывается система этических представлений и социальных установок [7; 10]. Механизмы внутреннего торможения, самоконтроля и саморегуляции, способность избирательно откликаться на воздействия окружающей среды, т.е. черты поведения, свойственного взрослым, стабилизируются лишь на последующих этапах развития.
Внутренние переживания становятся самостоятельным объектом наблюдений, формируется способность саморефлексии, к «погружению в себя», «образ Я», что И. С. Кон справедливо считает «коперниковской революцией личности» [10, 60]. Осознание собственной уникальности порождает чувства одиночества, неразделенности, потребность в избирательном интимно-личностном и групповом общении, чаще всего за счет вычленения «своего» общительного круга: сверстников, поколения, групп по интересам и др.
Подросток, находящийся в состоянии фрустрации, иногда избирает агрессивные действия как способ снятия внутренней напряженности. Однако гораздо чаще (если не иметь в виду патологические случаи) в их основе лежат переживания несправедливости, обиды, унижения, страха и т.п., связанные с фундаментальными экзистенциальными потребностями растущего человека: потребностями в любви и нужности другим.
А. Гештаутас, Н. А. Семенов и В. А. Ядов, на основе адаптированной к российским условиям шкалы ценностей личности М. Рокича, предложили выборке старшеклассников ранжировать значимые жизненные ценности. При этом изучалась не только сама структура ценностей, но и способность к осуществлению ценностного отбора. Анализ показал, что наиболее актуальны для данной возрастной группы ценности, связанные с собственной личностью и жизненным це-леполаганием. На втором месте - мотивация, связанная с общением. На третьем - «деловая» мотивация, относящаяся к решению учебных и других задач. Первые места в иерархии ценностей занимали: «интересная работа», «хорошие и верные друзья», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь». Ниже располагались «уверенность в себе», «познание», «активная и деятельная жизнь», «самостоятельность», «творчество», «равенство», «красота», «общественное признание», «независимость», «материальная обеспеченность» и, наконец, «удовольствие». В то же время установлено, что далеко не все опрошенные имели четкую структуру ценностей: к 15-17 годам жизни лишь 61% массива старшеклассников оказываются способными к их дифференциации. Для остальных же все предложенные в исследовании ценности оказались приблизительно одинаковыми по значимости [10, 18-25].
Проблема подростковой агрессивности находится в центре внимания психологов, педагогов, социологов, а также общественных организаций (включая и международные). В частности, в документах ВОЗ характеризуются основные формы поведенческих расстройств, являющихся стимуляторами подростковой агрессивности: а) в семейном окружении; б) в группах сверстников, связанные с отвержением и изоляцией; в) в группах сверстников, связанные с социализацией в агрессивных группах; г) оппозиционно-вызывающее поведение, не имеющее внешне наблюдаемых причин. Материалы ВОЗ характеризуют также и симптоматику: подросток испытывает частые, яркие и внезапные вспышки гнева, относится к социальному окружению как к враждебной среде, постоянно вступает в противоречия со взрослыми, отказывается следовать их требованиям и правилам, обидчив, мстителен, легко идет на обман окружающих ради получения выгоды или уклонения от обязательств, склонен к использованию физических действий в отношении оппонентов (причем, в некоторых случаях для усиления последствий травмирующего воздействия охотно использует «подручные средства» или оружие), проявляет нечувствительность к чужому физическому и психическому страданию, фиксирован на себе самом, жесток и изобретателен в способах нанесения вреда жертве, преднамеренно разрушает чужую собственность, расценивает преступления, совершенные публично, как удаль и др. [15].
Ю. Б. Можгинский, изучая особенности агрессии подростков, установил, что чаще всего она разворачивается в ближнем к ним социальном пространстве, а ее жертвами являются, прежде всего, родные, друзья и пр. Автор, справедливо усматривая в этом действие своеобразного феномена «самоотрицания», отметил, что агрессивное поведение могут проявлять дети родителей, имеющих высокий образовательный, экономический ценз, проявляющих заботу о ребенке. Более того, агрессивная реакция в среде подростков может возникать и без видимого повода. Таким способом подростки часто отстаивают свое право на автономию, на принятие решений, стремясь ограничить притязания взрослых на жесткое навязывание «моделей будущего», не совпадающего с их внутренним мироощущением и самоидентификацией [3].
К рассматриваемому возрастному периоду относятся изменения в самооценке. Акценты постепенно смещаются от внешнего облика - особенности фигуры, лица, кожи, конституционального типа и т.п. - к оценке умственных способностей, волевых и моральных свойств. В самооценке важную роль играют «точки отсчета», идентификационные признаки, а также жизненно актуальные ценности. Например, подросток может низко оценивать уровень собственного художественного развития, но это не будет сколько-нибудь существенно влиять на его внутреннее самоощущение, так как искусство находится на периферии его ценностных ориентаций. В ряде случаев механизм самооценки способен выступать как своеобразное средство психологической самозащиты: самооценка может завышаться, достоинства личности, таким образом, преувеличиваются, а недостатки - преуменьшаются.
Важным пусковым механизмом для агрессивных актов могут стать расхождения между самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны окружения (в частности, взрослых и сверстников) в тех случаях, когда претензии на позиции социометрической звезды или лидера не поддерживаются другими членами группы. Такая мнимая «недооцененность» нередко порождает убежденность в агрессивных намерениях окружающих.
А. А. Бандура, И. В. Дубровина, М. П. Квадрициус, М. П. Коренева, Р. Уотерс, А. С. Макаренко, Т. Д. Молодцова, А. В. Мудрик и др. доказали, что главными причинами социальных, психологических и нравственных деформаций личности прежде всего являются недостатки семейного и школьного воспитания. Нездоровая психологическая атмосфера в семье - мощный стимулятор агрессивности подростков. Чаще всего склонность ребенка к агрессии связана с явной или скрытой конфликтностью в семье. Конфликтная семья порождает конфликтного ребен-
ка. По данным И. А. Горьковой, в 39% семей подростков-правонарушителей отмечались постоянные ссоры и скандалы, в 24% - физические столкновения между родителями, в 12% - открытая и постоянная вражда между супругами [6]. В свою очередь, и конфликтный ребенок играет самостоятельную роль во внутрисемейных отношениях.
В классификациях, так называемого, домашнего насилия, провоцирующего агрессию со стороны подростков, выделяются: физическое насилие - нанесение телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до убийства; вербальное насилие - ругань, проклятия, оскорбления и угрозы; психическое насилие - игнорирование чувств и переживаний других людей, унижение личности, отрицание идей и убеждений, демонстративные наказания, поводом для которых является не связанные с конкретными проступками причины (например, недовольство супругов друг другом); сексуальное насилие - т.е. принуждение подростка к отношениям, носящим сексуальный смысл; экономическое насилие - т.е. ограничение в экономической независимости, превышающее пределы разумного.
В этом контексте проблема подростковой агрессии - это, прежде всего, проблема гармонизации среды воспитания. Этот вывод находится в русле отечественной педагогической традиции. А. С. Макаренко, как известно, утверждал, что «природные» трудные характеры - вымысел, что педагогически запущенные подростки способны адаптироваться к обществу. Черты и качества агрессивности возникают под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей социальной среде. Гармонизация воспитательных взаимодействий способна корректировать поведение.
Отметим, что далеко не все агрессивные акты являются следствием социального неблагополучия. А. А. Реан изучал спонтанные и реактивные агрессивные действия в группах внешне вполне благополучных старшеклассников. Под спонтанной агрессией ученый понимает положительные по окраске эмоциональные переживания, возникающие как реакция на трудности в жизнедеятельности других, либо немотивированные действия, направленные на то, чтобы испортить другим настроение, разозлить их, досадить им. Реактивная агрессия связана с недоверием к окружающим людям, быстрой потерей самообладания, когда неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи. В частности, А. А. Реан установил, что даже в среде благополучных подростков 53% обнаруживают высокую степень спонтанной агрессии, в то время как всего лишь у 9% она полностью отсутствует. Реактивная агрессия проявляется у 50% испытуемых, против 4%, у которых она не обнаруживается. А. А. Реан считает, что агрессивность, как устойчивая личностная характеристика, может формироваться как последствие опыта подавления возможностей самореализации, отмечая, что далеко не всегда речь идет о насильственной стратегии взаимодействия. Наоборот, значительно чаще блокирование актуальных личностных потребностей связано с избытком заботы со стороны взрослых, с «гиперопекой». Родители как бы «застревают» на поведенческих моделях, доказавших свою эффективность на предшествующих этапах воспитания [14]. Здесь проявляется подчас принципиальная разница в позициях подростков и взрослых: первые стремятся к смене сложившихся стереотипов отношений, вторые проявляют консервативность и не склонны перестраиваться, не замечая, что ситуация принципиально изменилась. Агрессивное поведение в этом случае является одним из наиболее часто используемых (хотя и далеко не всегда эффективных) способов преодоления психологического барьера
[7].
Данные зарубежных исследователей подтверждают эти выводы. Научение агрессии ярко проявилось в известных экспериментах А. Бандуры с куклой Бобо: агрессивные действия взрослых по отношению к кукле (угрозы, физические действия и др.) затем воспроизводились детьми [2]. Ученые, изучавшие эту проблему отмечают, что в семьях, где родители сами проявляют агрессивность, непоследовательны в требованиях, руководствуются «двойными стандартами» в воспитании, повышается вероятность детской агрессивности. Р. С. Сирс, Е. Е. Маккоби и К. Левин попытались установить оптимальный тип детско-родительских отношений, в рамках которого социализация агрессивности минимальна. Таковым является тип, когда родители придерживаются сбалансированной позиции, не допускающей ни попустительского отношения к проявлениям детского агрессивного поведения, ни жестких наказаний за него.
Лонгитюдные наблюдения за семьями, в которых имелись проявляющие агрессивность дети, дают основания утверждать, что все они имеют некоторые общие особенности: а) разрушенные эмоциональные привязанности родителей и детей, в результате чего ценности отдельных членов семьи не становятся общими ценностями, определяющими эмоциональную атмосферу семьи в целом, б) взрослые члены семьи (особенно, отцы) часто используют различные виды агрессии и поощряют аналогичные формы активности собственных детей, в) взрослые члены семьи (особенно, матери) проявляют безразличие к социальной успешности детей, не организуют жизнь семьи через распределение обязанностей, компетентностей и ответственности, г) противоречивость (а иногда и взаимоисключающий характер) требований как в педагогической
позиции отдельно взятых старших членов семьи, так и в соотношении педагогических позиций (например, отец ведет жесткую воспитательную линию, а мать - попустительствует), д) использование насилия как основного средства воспитательного воздействия (физические наказания, угрозы, лишение привилегий, изоляция, отказ в любви и заботе и др.), е) реагирование только на нежелательный проступок детей и невнимание к причинам, его породившим, ё) попустительские реакции взрослых на агрессивные проявления детей [4].
Подростковая агрессивность может развиваться, например, на фоне проявляемого родителями и воспитателями эмоционального отвержения, либо, наоборот, в условиях тотального и жесткого контроля. Первое - характерная черта отношений отцов, испытывающих собственные психологические проблемы, например, повышенную тревожность, неуверенность в своих интеллектуальных, маскулинных и сексуальных возможностях. Ребенок растет и развивается в условиях психологического дискомфорта, дефицита внимания и заботы, в результате чего агрессия нередко избирается им как форма своеобразного протестного поведения, мести, как способ эмоциональной разрядки, заставляющий других обратить на него внимание. При этом Т. Д. Молодцова справедливо указывает на наличие характерной для подростков дисфункции между эмоционально-ценностными переживаниями и реальными поведенческими актами: агрессивное поведение может быть индикатором позитивного отношения к объекту, когда оно выступает как способ привлечения внимания; но возможны и обратные ситуации, когда внешне вполне лояльное поведение по отношению к объекту разворачивается на фоне его эмоционально-ценностного неприятия [13, 46]. Второе - характерная черта родителей, напуганных явными и мнимыми (преувеличенными) опасностями жизни в современном обществе и связанными с ними тревогами за будущность и благополучие детей. Бунт детей против мелочной опеки - это естественная реакция самореализующейся личности. В подростковом возрасте возникает потребность в преодолении зависимости от родителей, в обретении автономности и самостоятельности. Идентификация с отцом или матерью сменяется идентификацией с другими референтными людьми (образами, созданными литературой, киноискусством и т.д.) или социальными группами. Многие подростки начинают активно противостоять родителям, испытывают раздражение от вынужденного общения с ними, игнорируют их опеку, настаивают на своем праве совершать поступки. Этот бунт нередко принимает деструктивные, демонстративные формы «противоречия ради противоречия». Взаимодействия с другими взрослыми, в том числе и с социальными педагогами, психологами, с которыми подростки осуществляют более или менее тесные взаимодействия и архетипи-чески соответствующие статусу родителей, часто окрашиваются в сходные тона.
Аналогичный вывод получен в исследованиях И. С. Кона, Ю. Б. Можгинского, М. И. Лисиной [3; 7; 10], которые отмечают, что наибольшую трудность у старших подростков вызывает сфера общения с родителями и другими взрослыми, с которыми им приходится контактировать наиболее часто. Причиной тому являются сложившиеся подходы к воспитанию, отношение взрослых к формирующемуся человеку, не учитывающее особенностей его личностного становления, его потребности в самостоятельности, стремление к самореализации. Подросток, критически осмысливая себя и социальное окружение, нередко выбирает агрессивное поведение как способ протеста против «двойных стандартов» мира взрослых. Он ищет доверительных отношений и понимания, стремится занять лидирующие статусные позиции и играть связанные с ними социальные роли не только среди сверстников, но и среди старших.
В становлении и развитии агрессивности существенную роль играют и сверстники, задающие социализирующейся личности позитивные и отрицательные социальные ориентиры. Заметим, что агрессивность по отношению к сверстникам проявляется более открыто, чем к взрослым. При этом социальные группы детей и подростков, возможно, гораздо чаще консолидируются на ценностях противостояния («против кого дружим?»).
Идентификационная ориентация на агрессивные образы, референтные личности и социальные группы стимулирует пусковые механизмы «заражения» агрессивностью, научения агрессивным способам самопроявлений. Когда одни члены группы имеют возможность наблюдать за агрессивными действиями других членов, то «маховик насилия» может «раскрутиться»: под влиянием группы агрессивность ее членов усиливается. Заметим, что в части подростковых и юношеских групп агрессивность, жестокость, тревожность нередко становятся устойчивыми, доминирующими чертами, определяющими характер группового общения. Кроме того, следует учитывать, что агрессивные проявления в подростковых и молодежных группах могут не только являться устоявшейся, общепринятой поведенческой нормой, но служить способом самоутверждения, способом захвата, удержания (отстаивания) высоких статусных позиций в группе и связанных с ними привилегий, распределения и осуществления адекватных статусам властных полномочий [3].
Осложняющим ситуацию фактором является отмеченная Б. Г. Ананьевым и И. С. Коном гетерохронность развития, проявляющаяся как на физиологическом (в одном и том же возрасте
подростки могут находиться на разных стадиях созревания), так и на социально-психологическом и социальном уровнях. Последнее связано с тем, что «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают...», чем и вызывается ряд противоречий в развитии психики. Гетерохронность нередко вносит дисгармонию в самосознание, самоощущение подростка и юноши, в его «образ Я», и, соответственно, в межличностные контакты, статусные положения в группах [1; 10].
Значимый интерес для нашего исследования представляют статистические данные, характеризующие количественные соотношения видов агрессивного поведения и реакций в среде подростков. Здесь необходимо отметить, что приводимые в различных работах цифровые показатели не опираются на репрезентативные выборки и поэтому, с нашей точки зрения, могут быть интерпретированы лишь как ориентировочные. Приведем в качестве характерного примера данные, размещенные на сайте чтений им. В. И. Вернадского (таблиц 1):
Таблица 1
Проявление различных форм агрессивности у подростков 14- 15 лет, в %
Формы агрессивных действий
Раздражение Косвенная агрессия Обида Подозрительность Вербальная агрессия Негативизм Физическая агрессия
47 59,4 63,4 64,3 66,75 73,3 76,6
По этим данным физическая агрессия лидирует с десятипроцентным отрывом от вербальной агрессии. Общие процентные соотношения убедительно иллюстрируют значительные масштабы агрессивных реакций в подростковой среде.
Исследованиями регистрируются гендерные различия в проявлении агрессивности. Формы агрессии мальчиков и девочек в значительной степени опосредуется спецификой половой социализации. Поскольку в общественном сознании существует отрицательная установка на проявление открытой женской агрессивности, то девочки гораздо раньше, чем мальчики, научаются ее контролировать. Речь идет не об отказе женского пола от агрессивных проявлений вообще. Они несколько иные: девочки более избирательны и изобретательны в своей агрессии, избегают прямого физического взаимодействия, предпочитая вербальные или скрытые формы, склонны камуфлировать агрессию иронией и сарказмом, работают не на «тело», а на личность, выбирая для этого наиболее психологически уязвимые места. Для девочек часто оказывается гораздо более значимым не результат, не реальная выгода от применения агрессии, а система отношений. Разрушение отношений как следствие применения деструктивных форм взаимодействия для них нежелательно, что и приводит к поиску более изощренных способов реализации своих интересов. Социализация мальчика, так или иначе, связана с социальным статусом защитника, поэтому слабость, слезы, жалобы часто встречают общественное порицание, а сила, решительность, настойчивость - безусловно одобряются.
Мальчики-подростки слабо контролируют свои действия, и под влиянием стереотипов социализации агрессия нередко генерализируется как устойчивая личностная черта. Впрочем, ряд исследователей отмечает, что в современный период различия в агрессивных проявлениях между девушками и юношами сглаживаются. Женская эмансипация оказала свое влияние и на рассматриваемую сферу, что отчетливо просматривается в таблице 2. [9].
Таблица 2
Проявление различных форм агрессивного поведения у подростков 14 -15 лет, в %
Форма агрессии Девочки Мальчики
Физическая агрессия 74,6 78,75
Косвенная агрессия 69,8 49
Раздражение 59 35
Негативизм 75 73,75
Обида 59,8 67
Подозрительность 65,7 63
Вербальная 74,5 59
Угрызения совести 67 71
Учитывая разнообразие форм агрессии и причин, ее порождающих, особый интерес для нашего педагогического исследования представляют классификации подростковой агрессии. Однако здесь следует подчеркнуть, что классификация, как способ познания реальности, обла-
дает рядом особенностей. Во-первых, всякая классификация опирается на характеристику определенных признаков объекта, кладущихся в ее основание. При этом одни признаки учитываются в качестве главных, другие имеют периферийное значение, а третьи не учитываются. Классификация, в которой были бы учтены все или большинство признаков объекта, принципиально невозможна. Отсюда вывод: всякая классификация представляет собой научную абстракцию, приближенную к реальности, характеризующую ее под определенным углом зрения, но «не вмещающую» в себя ее всю. Вот почему в науке существуют (и имеют право на существование) различные классификации одного и того же сектора реальности.
Так И. А. Фурманов, рассуждая о классификациях подростковой агрессии, сформулировал два подхода. В первом в качестве типообразующего признака избирается форма агрессивного поведения, проявляемая подростком [17]. С этой точки зрения автор описывает группы:
• подростки, склонные к проявлению физической агрессии, как правило, активны, деятельны, целеустремленны, решительны, авантюристичны, обладают чертами лидера, любят риск и предпочитают доминировать над другими, демонстрируя силу и власть. Вместе с тем, у них ослаблен самоконтроль, они нетерпеливы и затрудняются реализовать свой интеллектуальный потенциал в предварительном планировании своих действий, в предвидении их последствий, а чаще действуют под воздействием внутреннего импульса. Оказываясь неспособными к извлечению уроков из негативного опыта, они совершают сходные ошибки в стандартных ситуациях. Для них не характерно нравственное опосредствование своих действий, поэтому они легко идут на ложь и измену;
• подростки, склонные к вербальной агрессии часто отличаются психической неуравновешенностью, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе. Активно проявляют собственную личность преимущественно в хорошо знакомом окружении, а в непривычной обстановке производят впечатление угрюмых, недоступных или высокомерных. У них даже слабые, но оцениваемые негативно, раздражители вызывают вспышки гнева, возмущения и страха, особенно, если они относятся к сфере личности (ее значимости, достоинству, престижу и др.). Они весьма обидчивы, придерживаются традиционных для своего социального окружения ценностей;
• подростки, склонные к проявлению косвенной агрессии отличаются импульсивностью реакций, ослабленной волей, неразвитым самоконтролем. Им несвойственны рефлексия, осмысление побудительных причин собственных действий и прогноз их последствий. Значительную трудность для них представляет распределение своих действий и усилий на развернутые промежутки времени. В случае низких духовных интересов наблюдается увлечение чувственными наслаждениями, стремление к безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами и моральными нормами. Характерной чертой также является двойственность натуры: с одной стороны, они способны проявлять смелость и решительность, могут пойти на риск ради достижения значимой цели, а с другой, - обнаруживаются обостренную чувствительность (иногда - сентиментальность), уступчивость, нарциссизм. Эти подростки резко отрицательно реагируют на критику в свой адрес;
• характерными чертами подростков, склонных к негативизму, являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка на фоне обостренной ранимости и впечатлительности. Поскольку они отличаются невысокой фрустрационной толерантностью, их эмоциональные переживания нередко «зашкаливают», то часто даже внешне безобидные замечания окружающих они воспринимают как умышленное оскорбление. Их взгляды и оценки отличаются консерватизмом. Им нелегко пойти на контакт, но даже там, где контакт состоялся, он отличается неустойчивостью и легко прерывается.
В другой своей классификации И. А. Фурманов предлагает положить в основу движущие силы, мотивацию агрессии. В одном случае она может быть связана с потребностью в самопрезентации, в другом, - с потребностью в достижении утилитарных целей, в третьем, - с реализацией властных устремлений (в том числе и направленных на подавление или унижение другого). Эти установки порождают следующую классификацию:
• представители импульсивно-демонстративного типа - проявляют агрессивные действия с целью обратить на себя внимание окружающих: кричат, громко плачут, рыдают, ругаются, разбрасывают и опрокидывают вещи, а добившись своего, быстро успокаиваются, так как их эмоциональные переживания поверхностны. Агрессия призвана сигнализировать окружающим оценку ими ситуации и является своеобразным требованием к ним, а поэтому, как правило, не отличается жестокостью. Враждебные действия могут быстро смениться дружелюбными, готовностью к сотрудничеству. Склонность к такого рода импульсивным проявлениям агрессии оказывает существенное понижающее воздействие на статусное положение этих подростков в группах сверстников. Данные психолого-педагогических обследований показывают, что подростки, относящиеся к рассматриваемому типу, отличаются сниженным по отношению к норме возраста уровнем развития воли, общего и социального интеллекта;
• для представителей нормативно-инструментального типа агрессия - норма поведения и общения (в особенности, со сверстниками). Она выступает как способ достижения цели: обретения вещи, материального положения, статусной позиции и др. Подкрепляющие эмоциональные переживания возникают в момент получения результата, сами агрессивные действия позитивных эмоций не вызывают. В конфликтных ситуациях ими, как правило, игнорируются чувства и эмоциональные переживания других, в своих действиях они ориентируются исключительно на собственные интересы. Активность этих подростков направлена на достижение лидирующих позиций в группе, обретение статуса социометрической звезды (термин Дж. Морено и К. Левина), включая как психологическое (например, в символических формах), так физическое подчинение и подавление других. Причем, предпочтение отдается прямой физической агрессии, но жесткие ее формы применяются редко. Часто использование физических действий в отношении одних выступает как фактор устрашения других. В действиях этих подростков отчетливо регистрируется практика «двойных стандартов» поведения: требуя неукоснительного соблюдения норм и правил от других, они сами легко идут на их нарушение, подбирая для этого разнообразные оправдательные поводы. Результаты психолого-педагогических обследований показывают, что этим подросткам свойственны: высокий уровень интеллекта (как общего, так и социального), развитая воля и организаторские способности, высокий социальный статус в группе сверстников;
• для целенаправленно-враждебного типа наносимый окружающим вред от их действий становится самостоятельной целью. Сами агрессивные действия, от которых страдают другие, доставляют им эмоционально позитивные переживания. При этом основу репертуара таких актов составляет прямое, грубое физическое давление, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Им неведомо чувство вины или раскаяния, принятые в обществе нормы и правила поведения игнорируются. Негативная реакция окружающих нередко служит лишь фактором усиления агрессивной активности. Чаще всего объектами агрессивных действий избираются постоянные жертвы, «слабые звенья» социальной структуры, неспособные или нежелающие применять адекватные ответные действия. Характерными чертами этих подростков являются мнительность (даже нейтральные ситуации интерпретируются ими как угроза и посягательства), злопамятность (они не забывают явных и мнимых обид), мстительность. Результаты психолого-педагогических обследования этих подростков показывают, что они, как правило, отличаются средними показателями развития интеллекта, соответствующим возрастным нормам уровнем развития воли, низким социальным статусом в группе сверстников (обычно, их боятся или избегают контактов с ними) [17].
Приведенные выше весьма интересные классификации И. А. Фурманова, на наш взгляд, не могут быть признаны исчерпывающими. Например, в них не учитывается аутоагрессия подростков, являющаяся серьезной психолого-педагогической проблемой современного общества. Аутоагрессия - это проекция агрессии на собственную личность, проявляющаяся в различных формах самоповреждающего поведения: пьянство и алкоголизм, наркомания, раскованное сексуальное и суицидальное поведение, экстремальный спорт, состязательность и др. Сюда же могут быть отнесены и вредные привычки, которые являются причиной и следствием социальной дезадаптации подростков.
Алкоголизм, зависимость от табака, токсических продуктов и наркотиков в подростковом возрасте формируется значительно быстрее, чем у взрослых, при этом разрушается не только физическое здоровье, но и психическая сфера, интеллект, снижаются адаптивные возможности. Характерные симптомы: зависимость, психическое возбуждение, резкие перепады эмоционального фона, фобии, слабые концентрация внимания и память, немотивированная и спонтанная агрессия. При длительном употреблении часто возникают шизофреноподобные синдромы, слабоумие, ослабление волевой сферы, что повышает склонность к насильственным действиям, жестокости и садизму.
Приобщению подростков к психотропным средствам способствует ряд социальных, психологических и физиологических факторов, в частности: а) когда эти средства и их употребление выступают как элемент моды, социального расслоения, идентификации; б) неудовлетворительное физическое и психическое состояние организма: ослабленное здоровье, наличие психических отклонений, наследственная предрасположенность; в) духовный и ценностный «вакуум», отсутствие интереса социокультурной практике; г) недостатки воспитания, неблагополучные социальные условия развития (например, обостренная конфликтность семейного микроклимата); д) эгоцентризм, гедонизм на фоне слабого развития личностных структур; е) ослабленная воля, повышенного уровня конформизм и др.
Известный американский социальный психолог Р. Мертон высказал мысль, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой активности, ни в противоправной, то он неизбежно становится на путь саморазрушения. В современных условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или
личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством [5].
Суицидальное поведение у подростков и юношества объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить правильные жизненные ориентиры. Нередко причинами суицида выступают: потеря близкого человека, чувство неразделенной влюбленности; уязвленное достоинство; переутомление; алкогольная и наркотическая интоксикация; идентификация с отрицательным персонажем, реальным человеком, проявляющим самоагрессию; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда подросток утрачивает контроль над своим поведением.
К суицидальным попыткам приводят две основные группы мотивов: мотивы неблагополучия (т.е. связанные с переживаниями одиночества, потери смысла жизни, близких людей) и мотивы конфликта. Первым чаще всего соответствуют «монологические» суициды, в основе которых отсутствуют обращения к кому-либо или расчет на то, что в ответ на него окружающие что-либо изменят в жизни подростка. Подросток не надеется на то, что его жизнь может улучшиться, и не рассчитывает на чью-либо помощь. Вторым чаще свойственны «диалогические» суициды, носящие смысл протеста, призыва о помощи и др., т.е. здесь имеет место аутоагрессия, рассчитанная на определенную реакцию конкретных лиц или общественного мнения. Суицид в этом случае не рассчитан на конечный результат в виде смерти, подросток оставляет окружающим возможности прийти к нему на помощь. Понятно, что «монологические» суицидальные попытки часто более опасны, чем «диалогические». Мальчики подросткового возраста совершают самоубийства «монологического» типа значительно чаще, чем девочки, в то время как последние гораздо чаще предпринимают демонстративные попытки самоубийства, т.е. суициды «диалогического» характера.
Причиной суицида в подростковом возрасте может быть и так называемый «эффект Вер-тера», когда побудительной причиной выступает пример других, либо идея, характерная для определенных субкультурных образований. Индикаторами суицидальной опасности являются, например, чувства «усталости от жизни», или безвыходности, навязчивые идеи добровольного ухода из жизни, психоэмоциональные состояния депрессии и связанные с нею переживания беспомощности, отчаяния, одиночества, собственной ненужности и пр. Самоубийство может быть совершено как символический акт самопожертвования, ритуальное действо, долг чести, бегство от себя.
Таким образом, подростковая агрессия проявляется на фоне: а) подозрительности и тревожности, связанных с низким уровнем социальной адаптации; б) неадекватной самооценки и синдрома отверженности; в) понимания агрессии как наиболее эффективного способа самовыражения, отстаивания и защиты своих интересов; г) проекции своей агрессивности на окружение, переноса на него ответственности за собственное деструктивное поведение; е) ограниченного репертуара реакций на проблемные ситуации; е) низкого уровня эмпатии и обедненной эмоциональной палитры; ё) слабого самоконтроля и саморегуляции; ж) наличия неврозов и акцентуаций; з) слабо развитой прогностической способности; и) высокого уровня конформности по отношению к референтным личностям и группам.
В случаях, когда подходы к воспитанию не соответствуют стремлению подростков к самореализации, агрессивное поведение может быть избрано как основной способ преодоления психологического барьера, протеста, как специфический способ выражения несогласия со сложившимся статусно-ролевым распределением в группе. В некоторых группах подростков агрессивность, жестокость, тревожность - устойчивые, доминантные черты, определяющие характер взаимодействий, традиционные способы самоутверждения, захвата, отстаивания статусных позиций. Наблюдаются гендерные различия агрессии подростков, опосредующиеся спецификой половой социализации
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2003.- 171 с.
2. Бандура, А., Уотерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М: Апрель Пресс, 2000. - 508 с.
3. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков // Российский психиатрический журнал. 2000. № 1. - С. 42-45.
4. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. №3. 1967. - С. 60-67.
5. Волков Ю., Мостовая И. Социология. Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 456с.
6. Горькова И.А. Проявления агрессивного поведения у деликвентных подростков // Дети и насилие. Екатеринбург: Средне Уральское книжное издательство, 1996. - С. 45-54 с.
7. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М.: Изд-во МГУ. 1982. - 214 с.
8. Жмуров Д.В. Сценарная агрессия. Влияние СМИ на криминализацию молодежи. http://www.zhmurov.by.ru/scen/scen index.html (дата обращения: 17.07.2016).
9. Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Автореф. дисс. ... канд. пс. н. Иркутск, 2002.- 22 с.
10. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учеб. пос. М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д: Феникс, 2000. -544 с.
12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. Л.: Медицина, 1977.- 208 с.
13. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. - Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ. 2005. -256 с.
14. Реан А.Л. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. № 5.- С. 3-16.156.
15. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004.- 414 с.
16. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Я и Оно в период полового созревания. http://www.psycgol-ok.ru/lib/freud_a/paizm/paizm_11.html (дата обращения: 27.01.2017).
17. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Мн: БГПУ им. М. Танка. 1996. - 216 с.
Т.Д.Молодцова
ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССОВ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО СОЦИУМА
Аннотация. В статье рассматривается понятия «стресс», объясняется, в чем суть данного понятия, показывается, как стресс проявляется у подростков и какими стрессогенными факторами или стрессорами ( исходящими от школы и семьи), он вызывается. Показывается система мер по профилактике возникновения стрессов у подростков.
Ключевые слова: стресс, дистресс, подросток, стрессогенный фактор, экстремальные воздействия, стимулы, неблагоприятные воздействия, школьный социум, стрессоры.
T.D.Molodtsova
PROPHYLAXIS OF STRESSES FOR TEENAGERS IN THE CONDITIONS OF SCHOOL SOCIETY
Abstract. In the article examined concepts " stress", explained, in what essence of this concept, shown, as stress shows up for teenagers and by what стрессогенными factors or stressors ( outgoing from school and family), he is caused. The system of measures is shown on the prophylaxis of origin of stresses for teenagers.
Key words: stress, дистресс, teenager, стрессогенный factor, extreme influences, stimuli, unfavorable influences, school society, stressors.
На настоящем этапе каждый человек подвержен физическим и психическим перегрузками. Постоянно люди сталкиваются со сложностью жизненных задач в условиях и избытка информации, нехватки времени и воздействию состояний напряжения.
На настоящее время термин «стресс» можно отнести к одной из наиболее употребляемых и обсуждаемых научных категорий, которая стала объектом изучения комплекса дисциплин: медицины, физиологии, наук об управлении, демографии,психологии, юриспруденции и даже политологии.
Изучением проблемы стресса занимается значительное количество ученых. Основную часть работ по стрессу составили положения концепции стресса Ганса Селье. К числу специалистов в этой области также относятся Алексеева О., Ковалев Л.М., Резник С.Д., Урбанович А.А. и другие. Психологической стороной стресса занимались такие выдающиеся ученые, как ., Кон И. С., Коган Б. М., Рубинштейн С.Л., Судаков К.В и др.
Термин «стресс» (англ. давление, нажим, напряжение) используется для обозначения широкого круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, сложные ситуации[ 10].
Понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на неблагоприятные воздействия . Позднее понятие «стресс» использовалось для описания широкого круга состояний индивида в неблагоприятных условиях на физиологическом, биологическом, психологическом уровнях.
В современной литературе термин «стресс» используется в трех значениях.
- как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение.
- как субъективная реакция, которая отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения; (это состояние интерпретируется как оборонительные реакции, а также и процессы преодоления, происходящие в самом человеке). Эти процессы могут содействовать развитию и совершенствованию функциональных систем, а могут вызвать психическое напряжение.