М.Ю. БУРЫКИНА (Брянск)
формы агрессивного поведения детей 2-3 лет, воспитывающихся матерями-педагогами в семьях с разным типом родительского отношения
Представлены результаты исследования родительского отношения к детям матерей-педагогов и установлены его связи с формой агрессивного поведения детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях полной и неполной семьи.
Ключевые слова: матери-педагоги, материнское отношение, агрессивное поведение, полные и неполные семьи, формы агрессии детей раннего возраста.
Многочисленные исследования показывают, что к трем годам ребенок психологически входит в мир вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Ребенок познает себя по реакциям на него других людей. Первоначально это познание происходит в семье.
Для понимания базовых потребностей ребенка 2 - 3 лет выделим их личностные составляющие. Главное в развитии ребенка в это время - становление самостоятельности в выполнении предметных действий. Хотя его поведение и зависит от внешних обстоятельств, но действует он не задумываясь. К этому возрасту ребенок начинает осознавать свои потребности и способен стремиться к достижению целей, которые сам перед собой пытается ставить.
Если взрослые этим стремлениям препятствуют, то возникают отчетливые симптомы «кризиса 3 лет» (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание личности взрослого, деспотизм и ревность). Такие формы протеста указывают на желание «быть самостоятельным», переросшее те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте.
Главным условием успешной реализации выделенных возрастных потребностей ребенка 2 - 3 лет является благоприятное развитие детско-родительских отношений. По справедливому утверждению В.Н. Мясищева, понятие «отношения» - это конкретное воплощение взаимодействия человека с человеком. Отношение как бы эмоционально окрашивает любые связи индивида с внешним миром. Через отношение определяется система потребностей, мотивов, влечений человека. В этом случае отношение выступает индикатором и средством выражения, объективизации всех действий человека [3].
Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия.
А.С. Спиваковская [7], рассматривая родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выделяет три ее плана, выражающихся в способах и формах взаимодействия с ним: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Каждая составляющая родительской позиции характеризуется следующими параметрами: адекватностью, динамичностью, прогностич-ностью. Данные показатели описывают когнитивный и поведенческий компоненты родительских позиций. А.С. Спи-ваковская отдельно выделяет эмоциональный компонент, акцентируя внимание на его проявлениях во всех трех параметрах родительской позиции. Он выражается в эмоциональной окраске образа ребенка, преобладании того или иного эмоционального фона во взаимодействиях с ним.
В качестве сторон родительской позиции как системы детско-родительских отношений Р.В. Овчарова выделяет отношение родителя (отца, матери) к своему ребенку и к себе как родителю и родительству в целом. Родительство может восприниматься как счастливое, приносящее гордость и радость; тяжелое, приносящее неприятности; требующее усилий по саморазвитию, самоизмене-нию личностей отца и матери; способ-
© Бурыкина М.Ю., 2009
психологические проблемы современного образования
ствующее их самореализации. Отношение к родительству проявляется в принятии, отвержении либо двойственном отношении как к своей роли, так и роли другого родителя; адекватном их принятии [4].
Отношение к себе как родителю во многом совпадает с личностным отношением. В этом случае чаще всего проявляются такие дихотомии, как уверенный - неуверенный, уступчивый - доминантный, добросердечный - требовательный, доверчивый - недоверчивый. Отношение к ребенку может быть эмоционально уравновешенным либо с излишней концентрацией внимания на ребенке, либо отстраненно равнодушным. Таким образом, характеристики детско-родительских отношений носят гармоничную или дисгармоничную окрашенность. На дисгармонию, неадекватность отношения родителей возрастным потребностям дети реагируют охранительными действиями, часто носящими деструктивный характер, которые меняются от агрессии до доброты в зависимости от степени удовлетворения возникающей потребности.
главным принципом, по мнению К. Бютнера [1], определяющим соотношение агрессии и доброты в поведении ребенка, является безопасность. Если ребенок чувствует себя незащищенным, если у него отсутствует базовое чувство доверия и безопасности, если его базовые потребности в любви, принадлежности и уважении не получают удовлетворения, то такой ребенок будет вести себя эгоистично, деструктивно и агрессивно. Ребенок, постоянно ощущающий любовь и уважение родителей, скорее всего, не будет проявлять деструктивности в своем поведении: детская враждебность носит не инстинктивный, а скорее реактивный, инструментальный или защитный характер. Если же агрессивные действия периодически повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
В большинстве своем, как отмечают С.Ю. Чижова и О.В. Калинина [8], такие поведенческие проявления - это непосредственная реакция на разочарования, отверженность, одиночество, страх утраты уважения, родительской защиты. В их осно-
ве лежит неудовлетворенность базовых потребностей.
По мнению Е.О. Смирновой и Г.Р. Ху-зеевой [6], главной отличительной чертой агрессивных детей третьего года жизни является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них противником, конкурентом, препятствием, которое нужно устранить.
Характерной особенностью агрессии в раннем возрасте является непосредственность. У такой агрессии, как ее определяет А. Гуггенбюль [2], нет предварительной стадии обдумывания, предвкушения, накопления напряжения, которое ищет выхода и, наконец, находит его. У детей отсутствуют понимание последствий своих действий и чувство вины.
На основании вышеизложенных положений мы поставили цель: выяснить, существуют ли различия в формах агрессивного поведения детей 2 - 3 лет, воспитывающихся в семьях женщин-педагогов с разным материнским отношением. Наше исследование было проведено на базе Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, Брянского филиала Московского психолого-социального института, Брянского филиала Московского государственного педагогического университета. В нем участвовали 260 студенток заочного отделения, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Логопедия» и работающих воспитателями в дошкольных образовательных учреждениях, а также имеющих детей раннего возраста. Из них 96 человек воспитывали своих детей без мужа и 100 женщин проживали со своими мужьями и совместно воспитывали детей. Женщины-педагоги проводили обследование агрессивных проявлений собственных детей в МДОУ г. Брянска и Брянской области, среди них 136 мальчиков (67 - из неполных семей, 69 - из полных) и 124 девочки (63 - из неполных семей и 61- из полных) .
Для обследования были использованы «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина [5] и метод полевого выборочного наблю-
типы родительского отношения и формы агрессивного поведения у детей 2 - 3 лет _______________________________(сводные значения, %)________________________________
Тип материнского отношения Прямая физич. агрессия Прямая вербальн. агрессия Косвенная физич. агрессия Косвенная вербальная агрессия
П Н П Н П Н П Н
«Маленький неудачник» 20 47 24 34 19 48 16 37
«Авторитарная гиперсоциализация» 37 57 24 44 24 79 40 61
«Симбиоз» 21 38 21 61 21 37 39 59
«Принятие» - - - - - - 3 -
«Отвержение» 26 48 24 59 21 39 23 89
Примечание: П - полная семья, Н - неполная семья
дения за поведением детей 2 - 3 лет с целью фиксации агрессивных поведенческих актов. Процедура наблюдения состояла из следующих этапов: 1) определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные субъекты), ситуации (непосредственно конфликтные ситуации); 2) выбор способа наблюдения и регистрации данных; 3) построение плана наблюдения (ситуации - времени); 4) обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение осуществлялось в ситуациях приема пищи, во время занятий и игры в течение двух недель. В протоколах фиксировались: 1) речевые акты (агрессивное содержание) - косвенные (жалобы воспитателю) и прямые (ругательства, направленные на другого ребенка); 2) физические воздействия - прямые (толчки, удары, укусы) и косвенные (разбрасывание и ломание результатов деятельности другого ребенка). Виды детской агрессии, направленной на другого ребёнка, характеризовались по классификации Е.О. Смирновой, Г.Р. Хузе-евой [6].
Полученные результаты показали, что материнское отношение в полных семьях по типу «Маленький неудачник» составило 7%, «Авторитарная гиперсоциализация» - 36%; «Симбиоз» - 46%; «Принятие» - 9 %, «Отвержение» - 2%. Матери, воспитывающие детей одни, показали несколько отличные результаты: «Маленький неудачник» - 36%, «Авторитарная гиперсоциализация» - 56%; «Симбиоз» (сочетающийся с типом «Маленький неудачник» или «Авторитарная гиперсоциализация») - 76%; «Принятие» - 1%; Отвержение» - 7%.
Как видно, имеются существенные отличия в отношениях к детям матерей-педагогов. Однако наблюдается и общая тенденция: включать ребенка в симбиотические с ним отношения и с позиции педагога требовать от него безоговорочного послушания и дисциплины. Матерям-педагогам трудно стать на точку зрения ребенка. За проявления своеволия его непременно наказывают. Матери пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
По всей детской выборке в полных семьях менее выражены агрессивные проявления во время приема пищи и на занятиях, где деятельность четко регламентирована ситуацией или требованиями взрослого. При этом преобладает прямая физическая агрессия (64% детей) в виде нанесения ударов по голове другого ребенка, кусания за руку. Наиболее выражена агрессия в свободной деятельности. Здесь наблюдались все формы агрессии с доминированием прямых физических воздействий в виде ударов, толчков, укусов (78%) и в меньшей степени - в виде жалоб воспитателю и разрушения результатов деятельности другого ребенка (22%). Дети из неполных семей более агрессивны по отношению к сверстникам как в организованных видах деятельности, так и свободной игре. Во всех случаях также преобладала физическая прямая агрессия, соответственно 88% и 100%.
Остановимся на описании агрессивных реакций детей раннего возраста при разном типе материнского отношения женщин-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
педагогов (см. табл. на с. 190). В полных семьях агрессивные проявления у детей встречаются реже. Однако при материнском отношении «Маленький неудачник» преобладает прямая вербальная агрессия в виде ругательств, направленных на другого ребенка, при авторитарном и симбиотическом отношении - косвенная вербальная агрессия (жалобы воспитателю), авторитарность матери провоцирует прямые физические воздействия ребенка на сверстников, при «отвержении» дети часто «затихают» и все выделенные формы агрессии проявляются в равной мере.
У детей из неполных семей при всех типах материнского отношения отчетливо проявляется как физическая, так и вербальная агрессия. Наибольшее выражение вербальных агрессивных реакций отмечается при «симбиозе» и «отвержении», а физическая - при авторитарном отношении и позиции «Маленький неудачник».
Представленный качественный анализ данных подтвержден результатами статистической обработки. Так, с помощью критерия Фишера, сравнивая результаты двух групп (полных и неполных семей), мы установили достоверные различия в формах проявления агрессии у детей 2 - 3 лет при различном материнском отношении. Обобщая полученные результаты, следует отметить, что матери-педагоги как в полных, так и в неполных семьях к мальчикам более всего склонны относиться как к «маленьким неудачникам» (94%) и с позиций «симбиоза» (96%). В остальных случаях процентное распределение среди мальчиков и девочек оказалось равным. Дети 2 - 3 лет матерей-педагогов в большинстве своем более всего проявляют физическую агрессию по отношению к сверстникам, что предположительно является ответной реакцией на авторитарное и симбиотическое отношение матерей.
Таким образом, дети матерей-педагогов с разным родительским отношением склонны проявлять разные формы агрессивного поведения с преобладанием физических форм агрессии. Матери-педагоги, воспитывающие детей раннего возраста как в полных, так и в неполных семьях, преимущественно строят отношения по типу «Симбиоз» и «Авторитар-
ная гиперсоциализация». Дети, особенно из неполных семей, отвечают на такое отношение выраженной физической и вербальной агрессией. Ранний возраст выступает как период, когда дети осознают себя и отношение к ним близких людей. Стремление получить признание взрослых, а позже - и сверстников заставляет их негативно выстраивать отношения с окружающими, если взрослые не удовлетворяют их базовые возрастные потребности и строят с ними отношения с дисгармоничных позиций.
Литература
1. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. М.: Педагогика, 1991. 115 с.
2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия: профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль. СПб.: Акад. проект, 2000. 217 с.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений /
B.Н. Мясищев. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
4. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие / Р.В. Овчарова. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. 496 с.
5. Семья в психологической консультации / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 207 с.
6. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопр. психологии. 2002. № 1. С. 17 - 26.
7. Спиваковская А.С. Как быть родителями / А.С. Спиваковская. М.: Просвещение, 1986. С. 37 - 49.
8. Чижова С.Ю. Детская агрессивность /
C.Ю. Чижова, О.В. Калинина. Ярославль: Акад. «Холдинг», 2001. 160 с.
Forms of aggressive behaviour of 2 - 3 year olds brought up by mothers-teachers in the families with different types of parenthal relations
The results of the research on parenthal relations of mothers-teachers to their children are presented; there is established its connection with a form of agressive behaviour of children of early age upbrought in the conditions of two- or one-parent family.
Key words: mothers-teachers, maternal attitude, agressive behaviour, two- and one-parent families, forms of eary age children’s aggression.