Научная статья на тему 'Проявления отцовства: гендерный аспект'

Проявления отцовства: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1201
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦОВСТВО / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ФЕМИННОСТЬ / ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ / НЕГАРМОНИЧНЫЙ СТИЛЬ / ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ / FATHERHOOD / UPBRINGING STYLE / PARENTAL BEHAVIOR / SELF-CONSCIOUSNESS / IDENTIFICATION / FEMINITY / HYPERPROTECTION / INHARMONIOUS STYLE / INFANTILIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарева Юлия Александровна

В статье дан глубокий теоретический анализ проблемы роли отца в воспитании сына и дочери в различные возрастные периоды: дошкольный, младший школьный и подростковый. Представлены результаты изучения особенностей стиля воспитания и родительского отношения отца сыновей и дочерей подросткового возраста. Выявлены значимые различия в проявлении отца по отношению к сыну и дочери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender aspect of fatherhood

The article gives deep theoretical analysis of the role of father in son and daughter's upbringing in different age periods: preschool, primary school age and adolescence. The article also contains the results of the analysis on the peculiarities of upbringing style and father's relations with the adolescent son and daughter. The article marks significant differences in the father's relations with the son and the daughter.

Текст научной работы на тему «Проявления отцовства: гендерный аспект»

УДК 159.9 ББК 88.3

Токарева Юлия Александровна

кандидат психологических наук, доцент г. Екатеринбург Tokareva Yulia Aleksandrovna Candidate of psychological science associate professor Ekaterinburg

Проявления отцовства: гендерный аспект Gender aspect of fatherhood

В статье дан глубокий теоретический анализ проблемы роли отца в воспитании сына и дочери в различные возрастные периоды: дошкольный, младший школьный и подростковый. Представлены результаты изучения особенностей стиля воспитания и родительского отношения отца сыновей и дочерей подросткового возраста. Выявлены значимые различия в проявлении отца по отношению к сыну и дочери.

The article gives deep theoretical analysis of the role of father in son and daughter’s upbringing in different age periods: preschool, primary school age and adolescence. The article also contains the results of the analysis on the peculiarities of upbringing style and father’s relations with the adolescent son and daughter. The article marks significant differences in the father’s relations with the son and the daughter.

Ключевые слова: отцовство, стиль воспитания, родительское отношение, самосознание, идентификация, феминность, гиперпротекция, негармоничный стиль, инфантилизация.

Key words: fatherhood, upbringing style, parental behavior, self-consciousness, identification, feminity, hyperprotection, inharmonious style, infantilization.

Отечественными и зарубежными психологами констатируются факт различий в поведении отца при взаимодействии с сыном и дочерью (Акивис Д. С. (1989), Воловик В. (2000), Гурко Т.А. (1999), Евсеенкова Ю.В. (2003), Зубова Г.Г. (1995), Кон И.С. (1987, 2003), Коркина Н.А. (2004), Кочубей Б.И. (1990), Овчарова Р.В. (2000-2006), Овчинникова И.Г. (1990), Павлов Б.С. (1984)).

По данным зарубежных авторов, отцы, в отличие от матерей, почти не взаимодействуют ни с дочерьми, ни с сыновьями на протяжении первого года их жизни. Активное же воздействие отца на ребенка начинает складываться в дошкольном возрасте и принимает разнообразные формы и характер в младшем школьном возрасте [4].

Особенности построения отношений связаны не только с возрастными аспектами развития ребенка, но и с тем, кто это сын или дочь[1].

Наблюдения за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми показали, что мать, даже играя с ребенком, старается прежде всего успокоить, унять его; материнская игра - своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Отец и вообще мужчина предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка, самостоятельность (данные Витакер, Маккоби, Сигала, Гуденаф и др.). М. Лэм, изучая то, как играют и контактируют родители с 7-13 - месячными младенцами, выявил, что отец чаще вовлекает его в силовые игры, а также игры необычные и стихийно возникающие. Например, он подбрасывает младенца вверх, а позже учит ребенка ездить на велосипеде, бегает и прыгает с ним. По Йогмену, в такие игры играли и такой вид активности использовали 70% отцов и только 4% матерей [5].

Играя с сыновьями, отмечает Т.А. Гурко отцы, чаще выбирали игрушки, подразумевающие активную игру (например, футбольный мяч, ракетки для игры в теннис и др.). Если отец увлекается компьютером, то прилипают к монитору и дети (особенно мальчики), и потом они вместе с отцом осваивают серьезные программы [2].

Психоаналитическая теория Фрейда гласит, что к двум-трем годам ребенок начинает идентифицировать себя с тем или иным полом. Маленький мальчик следит за своим отцом, за его манерой себя вести, одеваться, ухаживать за собой, чтобы впоследствии подражать ему. Девочки начинают замечать присутствие отцов примерно в 4 - 6 летнем возрасте. Именно в этот период вмешательство отца имеет особое значение в воспитании ребенка. Очень важно в это время: когда мать в своем поведении демонстрирует чисто женские черты —

мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития. И прямое подкрепление, и имитация являются в равной степени важными в процессе передачи гендерных аспектов культуры новым поколениям детей

[5].

Воспитывающиеся же без отца, мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. У них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Такие мальчики менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, более робки. Явно выраженная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней и идеализацией отсутствующего отца.

Таким образом, анализ теоретических источников отечественных и зарубежных ученых показывает определенное различие в проявлениях отцов в воспитании сына и дочери[2]. Вызывает определенный научный интерес и объективность конкретизации различий в поведении отца воспитывающего сына и дочь.

В нашем исследовании, направленном на изучение проявления отцовства в гендерном аспекте, приняли участие 100 отцов в возрасте от 25 до 48 лет. Из них 50 % отцов, воспитывают сына, и 50 % воспитывают дочь в подростковом возрасте (11-14 лет).

Для изучения типов семейного воспитания в гендерном аспекте мы использовали опросник «Анализ семейного воспитания» (Э.Г. Эйдемиллер).

Как показало исследование, большей части отцов присущ гармоничный стиль воспитания в независимости от пола ребенка (мальчики - 82,9%, девочки

- 62,9 %).

Доля отцов с неустойчивым стилем воспитания дочерей составила 20%. При этом для отцов, воспитывающих сыновей, данный стиль воспитания не ис-

пользуется, то есть по отношению к дочерям у отца наблюдаются частая смена стиля, переход от очень строгого к либеральному и обратно, переход от значительного внимания к дочери к эмоциональному отвержению.

Наиболее выраженным из негармоничных стилей воспитания отца по отношению к сыну является «эмоциональное отвержение», 11,6%, то есть эмоциональная дистанцированность отца от сына, холодность и равнодушие.

Вышеуказанные результаты отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Распределение стилей воспитания отца по отношению к сыну

□ гармоничный 82,9%

□ доминирующая гиперпротекция 2,9%

□ эмоциональное отвержение 11,6%

□ гиперпротекция 2,9%

В воспитании дочерей из негармоничных стилей воспитания отцы используют «потворствующую гиперпортекцию», 8,6%. Данный стиль характеризуется повышенным вниманием к дочери и стремлением отца к максимальному удовлетворению ее потребностей. Этот стиль затмевает все другие, мало выраженные и представленные не большими процентами (Диаграмма 2).

Несомненно, позитивным результатом исследования явилось обнаружения отсутствия таких стилей воспитания как «повышенная моральная ответственность» и «жестокое обращение», они не были выявлены у отцов ни по отношению к мальчикам ни по отношению к девочкам.

Итак, как показывает проведенное нами исследование, доминирующим стилем воспитания отца является гармоничный стиль не зависимо от пола ребенка. Это значит, что отец эмоционально близок к ребенку, последователен в

применении поощрения и наказания, для него характерна сбалансированность требований и адекватность в удовлетворении потребностей ребенка подросткового возраста.

Диаграмма 2

Распределение стилей воспитания отца по отношению к дочери

□ доминирующая гиперпротекция

2.9%

□ эмоциональное

отвержение 2.9%

□ гипопротекция 2.9%

□ потворствующая гиперпротекция

8,6%

□ неустойчивый

20%

□ гармоничный 62,9%

Для изучения типа родительского отношения отца мы использовали «Тест

- опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин). В результате проведения которого выяснились следующие особенности отношения отца к детям разного пола. Преобладающим типом родительского отношения отца к сыну является «маленький неудачник», 37,1%. Данный тип родительского отношения характеризуется стремлением отца инфантилизировать сына, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. При этом сын представляется отцу неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.

Тип родительского отношения «симбиоз» выражен у 31,4 % отцов к сыну, что говорит о стремлении отца удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни.

У 20% отцов присутствует тип родительского отношения -«авторитарная гиперсоциализация». То есть отец уделяет большое внимание социальному статусу сына, следит за его достижениями, нацелен и требует от сына все новых успехов в различных видах деятельности.

Тип родительского отношения «кооперация» предполагает общение с ребенком «на равных», высокую оценку родителем его интеллектуальных и творческих способностей. По отношению к сыну данный тип родительского отношения к сожалению, был выявлен лишь у 2,9% отцов (Диаграмма 3).

Диаграмма 3

Распределение типов родительского отношения отца к сыну

□ симбиоз 31,4%

□ авторитарная гиперсоциализация 20%

□ маленький неудачник 37,1%

□ отвержение 8,6%

□ кооперация 2,9%

Анализируя тип родительского отношения отца к дочери, можно сделать вывод о том, что для большинства отцов в отношении к дочери характерно преобладание такого типа родительского как «симбиоз», 51,4%. Это свидетельствует о том, что отец ощущает себя с дочерью единым целым, стремится удовлетворить все ее потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. При этом он постоянно ощущает тревогу за дочь, она кажется ему маленькой и беззащитной. Отец с таким типом родительского отношения как «симбиоз» никогда не предоставляет ребенку самостоятельности. Данный тип родительского отношения более благоприятен в дошкольном возрасте, и выглядит несколько не адекватно в подростковом.

Выявлено, что отцы склонны приписывать дочери личную и социальную несостоятельность, инфантилизировать ее. Это представлено в таком типе отношения отца как «маленький неудачник», 37,1%.

Непредставленность такого типа родительского отношения как «кооперация», обращает на себя внимание, в связи тем, что он является наиболее благоприятным для развития и формирования полноценной личности и выстраивания отношений с ребенком в подростковый период. (Диаграмма 4).

Диаграмма 4

Распределение типов родительского отношения отца к дочери

□ симбиоз 51,4%

□ авторитарная гиперсоциализация 11,4%

□ маленький неудачник 37,1 %

Статистически значимые различия по выборке отцов нами были получены относительно таких типов родительского отношения как «симбиоз» (и = 453) и «авторитарная гиперсоциализация» (И = 465). При этом такой тип родительского отношения как «симбиоз» чаще присутствует у отца к дочери. А «авторитарную гиперсоциализацию» отцы чаще проявляют по отношению к сыну, чем к дочери.

Подводя итог, мы можно сделать вывод о том, что отец, воспитывающий сына-подростка - это отец, инфантилизирующий ребенка, постоянно ощущающий тревогу, стремящийся удовлетворить все его потребности и оградить от трудностей и неприятностей жизни; для него характерно уделять большое внимание социальному статусу ребенка, следить за его достижениями и успехами. Отец, воспитывающий дочь - это отец, ощущающий себя с ребенком единым целым, стремящийся удержать его рядом с собой любой ценой. Ребенок такому отцу кажется маленьким и беззащитным, а его мысли и чувства -детскими и несерьезными.

Данные характеристики не являются конструктивными и нуждаются в коррекции и осознавании того, что поведение родителя должно определяться не принципом «здесь и сейчас», а «максимальной подготавливаемостью ребенка к будущей жизни и самореализации в обществе».

Таким образом, в результате теоретических и эмпирических данных установлено, что отец играет немаловажную роль в развитии ребенка и формировании его полоролевой идентичности. Мальчику отец помогает войти в мужскую субкультуру, а девочке принять свою женственность. В отношении выбора воспитательных стратегий сына и дочери в подростковый период, отец руководствуется принципом опеки или вседозволенности, не отвергая ребенка и принижая имеющиеся у него качества и способности.

Библиографический список

1. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина, А.С. Волович// Вопросы психологии.- 1991.- №4.- С.74-82.

2. Антонов, А.И. Кризис семьи и родительства. //Проблемы родительства и планирования семьи. М.: Изд-во «РосАн», 1992.- 187с.

3. Бендас, Т.В. Гендерная психология. - СПб.: Питер, 2005. - 340с.

4. Варга, А.Я. Типы родительского отношения. - Самара: Бахрах,1997. -

87с.

5. Кон, И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек//Актуальные проблемы социализации девушек-подростков: Сб.науч.ст.-Киев, 1995.-247 с.

Bibliography

1. А1еБЫпа U.E. The Problems of Mastering of Feminine and Male Roles//U.E. Aleshina, A.S. Vo1ovich//The Questions of Psychology. - 1991. - №4. - p 74-82.

2. Antonov A.I. The family and Parenthood Crisis[Text].// The problems of Parenthood and Family Planning.- Moscow: “RosAn”, 1992.-187 р.

3. Bendas T.V. Gender Psychology[Text]. - St. Petersburg: Piter, 2004. - 340 p

4. Vargo A.Ya. The Types of Parental Behavior[Text] - Samara: Bakhrakh, 1997. - 87 p

5. Kon I.S. The Peculiarities of Boys and Girls Socialization[Text]//The topical problems of adolescent girl socialization: Collection of scientific articles, - Kiev.

- 1995.-247 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.