УДК 159.96
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА А. В. Панченко
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
nastya.panchenko.1997a@gmail.com
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования родительского отношения и родительских установок в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра. Качественно-количественный анализ полученных данных показывает основные трудности при формировании детско-родительских отношений в семьях указанной категории, что важно учитывать при реализации программ психологического сопровождения в службах ранней помощи.
Ключевые слова. аутизм, расстройство аутистического спектра, ранний возраст, ранняя помощь, детско-родительские отношения, семья ребенка с РАС.
PECULIARITIES OF CHILDREN-PARENT RELATIONS IN FAMILIES, EDUCATING CHILDREN OF EARLY AGE WITH AUTOMATIC SPECTRUM DISORDERS A. V. Panchenko
Abstract. The article presents the results of an empirical study of parental attitudes and attitudes in families raising young children with autism spectrum disorders. Qualitative and quantitative analysis of the data shows the main difficulties in the formation of parent-child relations in families of this category, which is important to consider when implementing psychological support programs in early care services.
Keywords. autism, autism spectrum disorder, early age, early intervention, parent-child relationship, the family of a child with ASD..
Детско-родительские отношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители -ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы. Общение с родителями - один из важнейших факторов психического развития ребенка, особенно если речь идет о детях раннего возраста. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое развитие детей в целом [5].
Ранний возраст признается как один из самых интенсивных периодов развития, который является фундаментом будущего психического развития ребенка. Общение с родителями на данном этапе развития очень важно для ребенка, так как только через взаимодействие с близкими людьми ребенок постепенно овладевает нормативным поведением и важнейшими психическими новообразованиями. По данным, приводимым отечественными исследователями, длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из родителей и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагопо-
лучия [1; 5].
Актуальной становится проблема не только изучения детско-родительских отношений, но и специфику их формирования в условиях искаженного варианта детского развития, когда ввиду эмоциональной невыносливости и гипер-сензитивности в выстраивании взаимодействия с окружающим миром, наблюдаются трудности в социальном взаимодействии и коммуникациях даже с самыми близкими взрослыми - родителями [2; 4]. Речь идет о детях с аутизмом и расстройствами аутистического спектра, которые на сегодняшний день могут диагностироваться достаточно рано, а признаки эмоционального неблагополучия видны с первых месяцев жизни [3].
Рождение ребенка с расстройством аути-стического спектра является серьезным испытанием для его родителей. Сталкиваясь с такой проблемой, семья испытывает хронический стресс, который в большей степени испытывает мать. Поэтому нередки случаи, когда в семье вспыхивают конфликты, возникают противоречия, трудности взаимопонимания и подстройки партнеров по общению. В то же время, семья ребенка с расстройствами аутистического спектра является важным звеном коррекционной работы, и при реализации программ психологического сопровождения важно учитывать их возможности и ресурсные ограничения [4].
С целью выявления особенностей формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра, нами было организовано эмпирические исследование на базе Лекотеки для детей раннего возраста при ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет». Лекотека представляет собой библиотеку игрушек и является промежуточным звеном в системе ранней помощи и дошкольного образования [6].
В исследовании приняли участие двадцать четыре родителя, из которых двенадцать матерей и двенадцать отцов, воспитывающих детей раннего возраста с расстройствами аутистиче-ского спектра. В одной семье родители имеют среднее профессиональное образование, другие же двадцать два родителя имеют высшее профессиональное образование. Три семьи помимо воспитания ребенка с РАС имеют опыт воспитания одного старшего ребенка и одна семья двух (старшего и младшего) детей. Для выявления особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, нами были подобраны следующие диагностические методики: опросник «Сознательное родительство», разработанный М.С.Ермихиной под руководством Р.В.Овчаровой, а также опросник родительского отношения А.Я.Варга и В.В.Столина. Рассмотрим результаты, полученные в ходе эмпирического исследования.
Результаты исследования по методике «Сознательное родительство»
Заполняя опросник «Сознательное роди-тельство», некоторые трудности вызывали такие вопросы как: «Я уверен в себе как родитель, в своих силах и возможностях», «В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным» и «Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка». Отвечая на эти вопросы, матери задумывались, тратили больше времени для ответа, сомневались или просили разъяснений: «Что значит сломить волю?», «Быть, как с равным, это значит все разрешать?».
В группе матерей, воспитывающих детей раннего возраста с расстройством аутистиче-ского спектра наивысший результат был отмечен по критерию «Родительское отношение». Большинство матерей демонстрируют относительно устойчивое эмоционально-ценностное отношение к процессу воспитания своего ребенка, которое может изменяться в определенных пределах. Так же высокие баллы наблюдались по критерию «Родительская ответственность». Такие матери считают себя готовыми к выполнению своей роли как родителя,
выполнению своих родительских обязанностей при воспитании детей. Наименьший результат был получен по критерию «Родительские установки и ожидания». Это означает, что у матерей, воспитывающих детей раннего возраста с РАС недостаточно сформирован определенный взгляд на свою роль как родителя. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками, в которых так же матери испытывают ряд трудностей. Так же низкие баллы были набраны по критерию «Родительские позиции». Это говорит о том, что у матерей недостаточно сформирован тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представления последнего о себе как родителе модели ролевого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством.
В группе отцов, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра наивысший балл был набран по критерию «Родительское отношение». Большинство отцов демонстрируют достаточно устойчивое эмоциональное отношение к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним. Так же высокие баллы были набраны по критерию «Стиль семейного воспитания». Это говорит о том, что большинство отцов демонстрируют разные способы отношений к ребенку, применяют определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Наименьшие баллы были набраны по критериям «Родительские установки и ожидания» и «Родительские позиции». У таких отцов недостаточно сформирован взгляд на свою роль как родителя и сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми.
Сопоставительный анализ результатов по диагностической методике «Сознательное ро-дительство» показал, что общим, как у матерей, так и отцов является преобладание критерия «Родительское отношение». Такие родители демонстрируют относительно устойчивое эмоциональное отношение к процессу воспитания своего ребенка, которое может изменяться в определенных пределах, в зависимости от ситуаций и вариантов организации воспитания. Трудности в выстраивании детско-родительских отношений были обнаружены по критерию «Родительские установки и ожидания». Недостаточно сформирован взгляд родителей, воспитывающих детей раннего возраста с РАС на свою роль как родителя, на уровень собственных притязаний (Рисунок 1).
Родительские Родительские Родительская Родительские Семейные Стиль Родительское
позиции чувства ответственность установки и ценности семейного отношение
ожидания воспитания
u Отцы и Матери
Рисунок 1. Результаты диагностической методики «Сознательное родительство»
Результаты исследования по методике «Родительское отношение»
Заполняя опросник «Родительское отношение», наибольшие сомнения и трудности при ответе вызывали такие утверждения, как «Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер», «Ребенок не должен иметь секретов от родителей», «Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек», «Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют». Это проявлялось в наибольших временных затратах при ответе на вопросы и необходимости дополнительных разъяснений.
В группе матерей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра наивысший бал был набран по шкале «Принятие-отвержение». Большинству матерей нравится ребенок таким, какой он есть, они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы. Так же высокие баллы были набраны по шкале «Симбиоз». Матери ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни и ощущают тревогу за своего ребенка. Средний балл был набран по шкале «Маленький неудачник». Матери проявляют стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Наименьший результат был получен по шкале «Образ социальной желательности. Большинство матерей не испытывают чувство гордости за ребенка. Не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, не доверяют ребенку. Так же наименьший результат наблюдался по шкале «Авторитарная гиперсоциализация». Родитель не требует от ребенка
безоговорочного послушания и дисциплины. Родитель не следит за социальными достижениями ребенка.
Среди большинства отцов наивысший балл был набран по шкале «Принятие-отвержение». Большинство отцов уважают индивидуальность своего ребенка, стремятся проводить с ним много времени, одобряют интересы своего ребенка. Так же высокие баллы были набраны по шкале «Симбиоз». Большинство отцов стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. Средние баллы были набраны по шкале «Авторитарная гиперсоциализация». Отцы требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Низкими оказались баллы по шкале «образ социальной желательности». У отцов недостаточно сформирован интерес к делам ребенка. Так же низкими были баллы по шкале «Маленький неудачник». У отцов недостаточно сформировано восприятие и понимания ребенка родителем.
Сопоставительный анализ результатов по диагностической методике «Родительское отношение» показал, что в отношении родителей к воспитанию детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра преобладает стиль «Симбиоз», родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель
постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Как у матерей, так и отцов оказался наименее предпочтительным такой стиль воспитания как
«Образ социальной желательности», родители не высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности своего ребенка, не испытывают чувства гордости за него (Рисунок 2).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
84
82
87
80
80
79
26 27
ыл
Принятие-отвержение Образ социальной желательности поведения
Симбиоз Авторитарная Маленький неудачник
гиперсоциализация
и Отцы и Матери
Рисунок 2. Результаты диагностической методики «Родительское отношение»
Сравнивая результаты в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, мы выяснили, что в трех семьях наблюдалось полное совпадение стилей семейного воспитания, так например, в двух семьях у матери и у отца преобладает такой стиль как «Симбиоз», и в одной семье как у матери так и у отца преобладает преобладает такой стиль как «Авторитарная гиперсоциализация». В восьми семьях наблюдается полное несовпадение преобладающего стиля воспитания, но совпадение стиля, по которому набрано меньшее количество баллов. Например, в одной семье у матери преобладает стиль «Маленький неудачник», а у отца преобладает стиль «Принятие-отвержение», при этом, наименьшие баллы были набраны как у матери так и у отца по такому
стилю семейного воспитания как «Образ социальной желательности поведения». В одной семье наблюдается полное несовпадение стилей воспитания.
Таким образом, интерпретируя результаты эмпирического исследования, можно констатировать недостаточное понимание перспектив детско-родительских отношений, связанных с родительскими установками и ожиданиями. Важно, что при воспитании детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра, родители в редких случаях, но все же выбирали такие стили как образ социальной желательности и «маленький неудачник». Полученные результаты должны быть учтены специалистами ранней помощи при построении программ психологического сопровождения семьи.
Литература
1. Авдеева, Н.Н. Вы и младенец: у истоков общения / Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.
2. Баенская, Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма / Е.Р.Баенская // Диссертация на соискание учёной степени доктора психологических наук. - М.: ГНУ ИКП РАО, 2008. - 220 с.
3. Ильченко, Н.В. Признаки раннего психического неблагополучия при формировании расстройств аутистического спектра у детей / Н.В.Ильченко, Е.А.Исаева // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2016. - С. 180-184.
4. Никольская, О.С. Проблемы семьи аутичного ребенка / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг // Дефектология, 2005. - № 5. - С. 76-82.
5. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В.Овчарова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2003. - 319 с.
6. Орлова, Е.В. Организация и содержание основных этапов в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и группы риска / Е.В.Орлова // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2016. - С. 137- 141.