Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1066
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ / СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ИЗОТЕРАПИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пшихопова З.А., Балкизова Ф.Б.

В статье рассматриваются условия коррекции агрессивного поведения у младших школьников, проводится опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пшихопова З.А., Балкизова Ф.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ность проектирования системы оценивания исследовательской деятельности в процессе их обучения математике и поиска более эффективных путей ее формирования.

Список литературы:

1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с.

2. Казарина Л.А. Педагогическая модель формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ - 2014. -№ 5. - С. 191.

3. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии // Народное образование. - 1999. -№ 10.

4. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 158-161.

5. Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. - Ноябрь, 2008.

6. Мотивация исследовательской деятельности школьников / Подготовлено Е.А. Батута, к.ф.н. зав кафедрой психологии ИППК ИСАН УРФУ; Уральский федеральный университет имени первого президента Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2015.

7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1 2 © Пшихопова З.А. , Балкизова Ф.Б.

Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В статье рассматриваются условия коррекции агрессивного поведения у младших школьников, проводится опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, условия коррекции, средства коррекции, арттерапия, изотерапия, сказкотерапия, коррекция агрессивного поведения.

1 Магистрант 2 года обучения (направление Педагогическое образование).

2 Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

Актуальность исследования агрессивного поведения в младшем школьном возрасте определяется проблемами не только сферы образования, но и общества в целом. Агрессивные проявления являются отражением явлений, происходящих в нашем обществе. Возрастает напряженность и отчужденность во взаимоотношениях, отсутствует стабильная социальная и экономическая обстановка, что и обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущего поколения. Рост детской преступности и увеличение проявлений агрессии маленькими детьми в повседневной жизни определяют необходимость изучения причин агрессии и способов ее коррекции.

Под агрессивностью понимается свойство личности, которое проявляется в готовности и предпочтении применять насилие по отношению к другому для реализации своих целей. Важно помнить, что агрессивность в разумных пределах необходима. Она может помочь в достижении целей, преодолении трудностей и при самозащите [1, с. 19].

Проблема агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте вызывает острый научно-практический интерес исследователей. В современной психологической литературе достаточно разработаны факторы становления и сущность агрессии, но недостаточно раскрыты причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и неопределенны эффективные методы коррекции агрессивных тенденций [2, с. 92].

Особенности развития личности в младшем школьном возрасте увлекали умы многих ученых. Младший школьный возраст связан со значительными психологическими изменениями. Одним из важнейших из этих изменений является переход к осознанному и произвольному поведению. Ребенок в этом возрасте учиться ставить цели в своей деятельности и следовать им, учиться управлять своими эмоциями и самостоятельно принимать решения. Появление новых форм поведения напрямую связанно со школой, то есть с учебной деятельностью, которая становится обязательной в школьной среде, но сам факт поступления в школу не обеспечивает появление этих качеств, которые нуждаются в специальной организации и развитии [3, с. 65].

В отечественной науке плодотворно разрабатываются различные аспекты проблемы агрессивного поведения школьников: теоретико-методологические основы агрессии (Л.И. Божович, В. Знакова, Л.М. Семенюк, и др.); анализ агрессивного поведения личности в контексте педагогики ненасилия (О.С. Газман, Б.Т. Лихачеви др.), социальная детерминированность агрессивного поведения (Л.И. Божович, Н.Д. Левитов, Д.И. Фельдшейн), типология агрессивного поведения школьников (С.Я. Беличева, П.И. Сидоров, И. А. Фурманов), специфика агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп (К. Джеклин, Э. Маккоби, Н.Е. Устинова, Т.В. Чернова), соотношение биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения (Г. А. Аванесов, К.К. Платонов, З. Фрейд).

Цель исследования: изучить условия коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили: МКОУ СОШ № 24 г.о. Нальчик. Выборочная совокупность: 120 человек (контрольная группа - 40 человек, экспериментальная группа - 80 человек).

В исследовании нами были использованы следующие методики:

методика диагностики показателей и форм агрессии (вопросник А. Бас-са и А. Дарки), тест руки Вагнера, метод проективного теста, методика «Несуществующее животное», оценка уровня школьной тревожности Филлип-са, «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.

С целью выявить, какие формы агрессивного поведения проявляются у учащихся, нами была использована методика диагностики показателей и форм агрессии (вопросник А. Басса и А. Дарки). Ими был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребёнок даёт ответ «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом под-считываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций. Суммирование индексов 1, 2, 7 даёт общий индекс агрессивности («ИА»), а суммирование индексов 6 и 5 - индекс враждебности («ИВ»). Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21+4, а враждебности -6,5-7+3.

Результаты исследования в контрольной группе оказались следующими: физическая агрессия выявлена у 15 % - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия проявилась у 15 % исследуемых -агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Негативизм обнаружился у 5 % - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида как вид агрессии выявлен у 10 % детей - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрение сильнее всех развито у 20 % - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Вербальная агрессия проявляется у 15 % - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Чувством вины страдают 15 % детей - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. А раздражение выявлено у 5 % - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Результаты исследования в экспериментальной группе таковы: физическая агрессия выявлена у 35 %, косвенная агрессия проявилась у 15 % ис-

следуемых, негативизм обнаружился у 15 %, обида как вид агрессии выявлена у 10 % детей, подозрение сильнее всех развито у 15 %, вербальная агрессия проявляется у 5 %, чувством вины страдают 10 %, а раздражение выявлено у 5 %.

Также нами был проведен тест руки Вагнера, который предназначен для диагностики агрессивности. Исследование по методике Вагнера «Рука» показало следующие результаты: агрессия выявлена у 5 % исследуемых - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет, совершающая агрессивное действие. Указание имеют 10 % детей - рука участвует в действии императивного характера: ведет, направляет, препятствует, господствует над другими людьми. Эмоциональность обнаружена у 10 % исследуемых - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; участвует в действии, выражающем привязанность, положительное отношение, благожелательность. Коммуникацию показали 25 % детей - рука участвует в коммуникативном действии: обращается к кому-либо, контактирует или стремится установить контакты. Общающиеся партнеры находятся в положении равенства (жестикуляция в разговоре, язык жестов, показывает дорогу и т.п.). Демонстративность выявлена у 25 % учащихся - рука разными способами выставляет себя напоказ, участвует в явно демонстративном действии. Активную безразличность показали 5 % исследуемых - рука участвует в действии, не связанном с коммуникацией; однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилие. Пассивная безразличность выявлена у 5 % наблюдаемых - рука в покое, либо наблюдается появление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука все же не изменяет своего физического положения. Описание выявлено у 10 % детей - в эту категорию входят описания руки без указания на совершаемые ею действия.

Исследование по методике Вагнера «Рука» в экспериментальной группе показало следующие результаты: агрессия выявлена у 5 % исследуемых, указание имеют 5 % детей, страх обнаружен у 5 % исследуемых, коммуникацию показали 5 % детей, зависимость показали 5 % детей, демонстративность выявлена у 35 % учащихся, активную безразличность показали 15 % исследуемых, пассивная безразличность выявлена у 15 % наблюдаемых, увечность выявлена у 5 % детей.

При исследовании агрессивного поведения у младших школьников мы обнаружили, что нуждаются в коррекции агрессивного поведения 67 % исследуемых (80 детей): 17 % исследуемых (20 детей) с высоким уровнем агрессивности; 25 % исследуемых (30 детей) со средним уровнем и 25 % исследуемых (30 детей) с низким уровнем агрессивности; не имеют агрессивности - 33 % исследуемых (40 детей).

Нами была использована коррекционная программа по преодолению агрессивного поведения у младших школьников. Цель программы: создать

для ребенка зону ближайшего развития для преодоления недостатков агрессивного поведения. В работе с агрессивными учащимися мы использовали различные средства коррекции: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия. Нами были использованы следующие сказки: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Проведены цикл занятий: «Рисуем круги», «Рисуем деревья», «Рисуем имя», «Рисуем агрессию», «История в картинках», «Я леплю из пластилина», «Подарки по кругу». В ходе первого занятия после знакомства и приветствия мы поинтересовались, бывают ли у ребенка приступы злости, гнева, ругательств, желания подраться. И выяснили что да, поэтому предложили ребенку представить кого-то или что-то, что его злит. А когда ребенок разозлился, применили упражнение «Стукни кулаком». В этом упражнении ребенку позволяется ударить кулаком по столу или иной поверхности. Боль от удара кулаком отвлекает ребенка и переключает его внимание. Если гнев ребенка не утих окончательно, предлагается игра «Мешочек криков». Ребенок может выражать свою агрессию в виде крика, поэтому ему дается мешочек или пакет, в который он может кричать при желании, с условием, что кричать вне мешочка запрещается.

Проведённая нами коррекционная работа способствовала снижению у младших школьников агрессивного поведения. Игры способствовали развитию доверия к другим людям, развитию навыков коллективной работы и навыков самоконтроля; умению выражать свои эмоции, умению находить выход из проблемных ситуаций.

При сравнении результатов исследования констатирующего и контрольного эксперимента мы обнаружили, что между ними существует заметная разница. Результаты контрольного эксперимента показывают, что произошли изменения по всем основным показателям. Наметилась динамика снижения уровня агрессивного поведения у младших школьников. С высоким уровнем агрессивности выявлено 9 % исследуемых, со средним уровнем -12 % школьников, с низким уровнем агрессивности - 29 % детей, не имеют агрессивности 50 % исследуемых.

Причинами возникновения агрессивного поведения у младших школьников являются особенности детско-родительских отношений, типы семейных взаимоотношений, школьная тревожность, неадекватная самооценка. Проявления агрессивности младших школьников связаны с наличием таких особенностей, как независимость, неадекватная завышенная самооценка, слабая коммуникативная активность.

Таким образом, условиями коррекции агрессивного поведения у младших школьников являются: использование элементов арттерапии, изотера-пии и сказкотерапии; создание для детей богатый положительными эмоциями среды; выработка у детей умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции.

Список литературы:

1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2012.

2. Красноперова Ю.А. Педагогические условия предупреждения и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. - Уфа, 2005.

3. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. - М.: Изд-во «Романов», 2011.

4. Чудакова М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога. -М.: Генезис, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.