PSYCHOLOGICAL SCIENCES
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 159.96
Галина Валерьевна Андреева
г. Волгоград
Коррекция агрессивного поведения младших школьников с интеллектуальными
нарушениями средствами арт-терапии
В данной статье рассматриваются специфические особенности агрессивного поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Раскрывается психолого-педагогический потенциал арт-терапии как метода коррекции агрессивного поведения, а также преимущества арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы. Представлены результаты опытно--экспериментальной работы по коррекции агрессивного поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессивность, младшие школьники, интеллектуальные нарушения, арт-терапия.
Galina Valerievna Andreeva
Volgograd
Correction of aggressive behavior of younger students with intellectual disabilities by
means of art therapy
This article discusses the specific features of aggressive behavior of younger students with intellectual disabilities. It reveals the psychological and pedagogical potential of art therapy as a method of correcting aggressive behavior, as well as the advantages of art therapy over other forms of psychotherapeutic work. The results of experimental work on the correction of aggressive behavior of younger students with intellectual disabilities are presented.
Keywords: aggressive behavior, aggressiveness, younger students, intellectual disorders, art therapy.
В исследованиях под руководством С.Л. Колосовой было выявлено, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди которых агрессивное поведение занимает одно из ведущих мест [5]. Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей. А. Бандура и Р. Уолтерс называют ее асоциальной агрессией и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону. Тем самым сам агрессор подвергает себя социальной изоляции, дезадаптации и депривации.
Данная проблема особенно актуальна для категории детей с интеллектуальными нарушениями. Особенности агрессивного поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями обусловлены, прежде всего, основным дефектом ребенка. Исследования А.Р. Лурия, В.И. Лубовско-го, А.И. Мещерякова, М.С. Певзнер показали, что у детей с нарушениями интеллекта имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Дефектологи (А.Д. Виноградова, Н.Л. Коломенский,
Ж.И. Намазбаева и другие) обращают внимание на то, что, в отличие от нормально развивающихся сверстников, для детей с интеллектуальными нарушениями характерна примитивность интере-
сов, поведения, потребностей и мотивов. Отмечается, что для всех младших школьников с интеллектуальными нарушениями характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления, в отличие от нормально развивающихся сверстников. В связи с этим в их деятельности часто отмечаются подражание и импульсивные поступки [2; 3].
Отечественный психолог В.М. Махова отмечает, что дети с нарушением интеллекта предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций: сознательное провоцирование конфликтных отношений сопровождается физической и вербальной агрессией, негативизмом. В свою очередь С.А. Завражин и Л.К. Фортова подтверждают, что наиболее распространенными среди младших школьников с интеллектуальными нарушениями формами агрессивного поведения являются ссоры, драки, сквернословие, грубость, взаимные обвинения, взрывы ярости.
Агрессивные проявления у данной группы детей имеют следующие особенности: полиморф-ность причин и механизмов агрессивного поведения ребенка; неосознанность в проявлении отрицательных эмоций; низкий уровень волевой регуляции поведения в конфликтных ситуациях; неадекватность поведения ситуации, которая вызвала агрессивную реакцию; склонность к подражанию (на вербальном и физическом уровнях) [1; 6].
Ю.Е. Шабашева рекомендует для коррекции нарушений агрессивного поведения младших
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
231
школьников с интеллектуальными нарушениями использовать в качестве средств арт-терапию. Арт-терапевтическое направление в психокоррекции агрессивного поведения ориентировано на присущий каждому ребенку внутренний творческий потенциал. Специалистами выделяются следующие возможности арт-терапии: предупреждение развития у детей нервно-психических патологий (снятие болезненного внутреннего напряжения, фрустрации, повышенной тревожности, смягчение чувства недоверия к миру, враждебности к окружающим и аутоагрессивных тенденций); коррекция поведенческих отклонений; отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения; оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»; коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я - концепции; развитие способности эмоциональной саморегуляции [6]. Во многих случаях это позволяет скорректировать имеющиеся у ребенка эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные нарушения и недостатки (А.И. Копытин, Т.Н. Буя-кас, Ф.С. Василюк, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Ю.Е. Шабашева, С.А. Черняева).
«Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б.Д. Карвасарского, определяет арт-терапию, как «использование искусства как терапевтического фактора» [7]. Принято считать, что образы художественного творчества воспроизводят все виды подсознательных процессов, включая внутренние конфликты, страхи, воспоминания и сновидения. Во время словесного описания данных подсознательных процессов у ребенка могут возникнуть затруднения, в связи с этим единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний часто являются именно невербальные средства. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы: практически каждый человек (независимо от своего возраста) может принимать участие в арт-терапевтической работе; арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной для тех, кто затрудняется в словесном описании своих переживаний; изобразительная деятельность является эффективным средством сближения людей, что в свою очередь наиболее ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов; продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований; арт-терапия является средством свободного самовыражения; в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию; основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции.
Целью исследования являлось изучение теоретико-методологических основ применения арт-терапии в коррекции поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Для достижения цели стало необходимо решение следующих задач исследования:
1. Охарактеризовать специфические особенности агрессивного поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить психолого-педагогический потенциал арт-терапии как метода коррекции агрессивного поведения.
3. Диагностировать степень агрессивности в поведении младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
4. Разработать и реализовать цикл коррекци-онно-развивающих занятий по коррекции агрессивного поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии.
Исследование осуществлялось на базе Волгоградской общеобразовательной школы-интерната №3. В исследовании приняли участие десять младших школьников (9-10 лет) с умственной отсталостью. В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики: «Опросник агрессивности Басса - Дарки», «Тест руки» Э. Вагнера и проективная методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич. Констатирующий эксперимент показал, что у 60% детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями наблюдаются высокий и средний уровни агрессивности. Детям с высоким уровнем агрессии (30%) чаще всего было присуще поведение, которое включало прямую физическую и активную вербальную агрессию, активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Следует отметить так же, что этим детям была не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу. Они не в силах были соблюдать правила игры, поддерживать других, так как отношения со сверстниками сильно подвержены аффективным поступкам. В конфликтной ситуации вели себя активно, стремясь физически унизить и оскорбить оппонента. Обучающиеся со средним уровнем агрессивного поведения (30%) хорошо знают нормы и правила поведения, но нарушали их в результате тенденции усматривать враждебность в чужих действиях, а также проявляли активность при защите своих интересов. В конфликтной ситуации в большинстве случаев они использовали вербальную агрессию и негативизм. Вербальная агрессия в данном случае носила характер защитно-ответный.
С целью коррекции психологических особенностей личности младших школьников с агрессивным поведением был разработан цикл коррекцион-но-развивающих занятий с использованием средств арт-терапии по трем направлениям: прямая физиче-
PSYCHOLOGICAL SCIENCES
ская и активная вербальная агрессия, негативизм. Структура занятий включала следующее: каждое занятие начиналось с ритуала приветствия, что позволяло сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия; разминка проводилась с целью воздействия на актуальное эмоциональное состояние детей, уровень их активности; основная часть занятия включала в себя совокупность упражнений, направленных на решение задач данного занятия; заключительный этап - рефлексия, включающее оценку занятия и доброе пожелание.
Целью первого направления являлась коррекция проявлений прямой физической агрессии у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. На основе цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Обсуждение положительных и отрицательных сторон агрессии, определение ее роли и степени влияния на сверстников.
2. Проработать ситуации, связанные с агрессивным поведением в отношениях со сверстниками.
3. Обучение альтернативным способам влияния на сверстников, а также техникам самозащиты и самоконтроля.
Совокупность упражнений, направленных на решение задач данного направления («Агрессивное поведение», «Сила пословицы», «Стороны агрессии», «Три конфликта из жизни учеников» и др.), позволили в процессе занятий младшим школьникам осознать, что их агрессия носит преимущественно деструктивный характер, специфику и закономерности собственного поведения в ситуации конфликта, а также научиться выражать гнев в приемлемой форме и конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
Направление «Активная вербальная агрессия» было направлено на коррекцию проявлений вербальной агрессии у младших школьников с интеллектуальными нарушениями и включало в себя решение следующих задач:
1. Обсуждение проблемы проявления вербальной агрессии в обществе.
2. Изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.
3. Обучение стратегии выхода из конфликтных ситуаций в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
В результате реализации задач данного направления посредством совокупности упражнений («Вербальная агрессия», «Мудрецы и слон», «Волшебные фразы», «Попроси» и др.) обучающиеся младшего школьного возраста научились выражать негативные эмоции приемлемым способом и осознали мотивы собственного агрессивного по-
ведения, а также освоили стратегии выхода из конфликтных ситуаций и отработали навыки поведения в дискуссии.
Заключительное направление опытно-экспериментальной работы «Пассивный негативизм» включало в себя занятия, направленные на коррекцию проявлений пассивного негативизма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В соответствии с чем были выдвинуты следующие задачи:
1. Обсудить причины и условия возникновения оппозиционной манеры в поведении.
2. Обсудить социально-приемлемые способы удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими.
3. Сформировать мотивацию действовать самостоятельно.
Упражнения, направленные на решение задач данного направления («Нехочуха», «Маша и Ой-ка», «Убеди», «Сказка о Ежике» и др.), позволили детям младшего школьного возраста усвоить социально-приемлемые способы удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими, а также сформировать мотивацию действовать активнее.
На контрольном этапе эксперимента была проведена диагностика по тем же методикам, что и на констатирующем. Анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы можно проследить положительную динамику в снижении уровня агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. У большинства обучающихся был выявлен низкий уровень агрессии - идут на компромисс и стремится к сотрудничеству. Средний уровень был диагностирован у троих детей. Агрессия у них проявляется в вербальной форме, однако наблюдается готовность к компромиссу и сотрудничеству. Серия коррекционно-развивающих занятий оказалась малоэффективной лишь для одного ребенка младшего школьного возраста - нежелание сотрудничать, оппозиционная манера поведения, наблюдается преобладание прямой физической и вербальной агрессии.
Таким образом, разработанный и реализованный цикл коррекционно-развивающих занятий по коррекции агрессивного поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами арт-терапии оказался эффективным. Использование арт-терапии позволило организовать систематическое целенаправленное воздействие на агрессивное поведение младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
ISSN 2542-0291
JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019
233
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Большевидцева, И.Л. Анализ агрессивных проявлений у детей 10-12 лет с умственной отсталостью [Электронный ресурс] / И.Л. Большевидцева, И.С. Депутат // Журнал медико-биологических исследований. - 2014. - № 1. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-agressivnyh-proyavleniy-u-detey-10-12-let-s-umstvennoy-otstalostyu. - 23.04.2019.
2. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 «Дефектология» / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова ; сост. А.Д. Виноградова. - М. : Просвещение, 1985. - 144 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0287/4_0287-2.shtml. -23.04.2019.
3. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Электронный ресурс] / С.Д. Заб-рамная. - М. : Просвещение, 1988. - 158 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0056/5-0056-1.shtml. -23.04.2019.
4. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - М. : Питер, 2004. - 244 с.
5. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин. - СПб. : Питер, 2005. - 366 с.
6. Платонова, А.В. Возможности психокоррекционной работы с использованием арт-терапии [Текст] / А.В. Платонова // Инновационная наука. - 2016. - № 12 (4). - С. 195-197.
7. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2006. - 944 с. REFERENCES
1. Bol'shevidceva I.L., Deputat I.S. Analiz agressivnyh proyavlenij u detej 10-12 let s umstvennoj otstalost'yu [El-ektronnyj resurs] [Analysis of aggressive manifestations in children 10-12 years old with mental retardation]. Zhurnal medi-ko-biologicheskih issledovanij [Journal of Biomedical Research], 2014, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-agressivnyh-proyavleniy-u-detey-10-12-let-s-umstvennoy-otstalostyu (Accessed 23.04.2019).
2. Vinogradova A.D., Lipeckaya E.I., Matasov Yu.T., Ushakova I.P. Praktikum po psihologii umstvenno otstalogo rebenka: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov po spec. 2111 «Defektologiya» [Elektronnyj resurs] [Workshop on the psychology of a mentally retarded child]. Vinogradova A.D. (ed.). Moscow: Prosveshchenie, 1985. 144 p. - URL: http://pedlib.ru/Books/4/0287/4_0287-2.shtml (Accessed 23.04.2019).
3. Zabramnaya S.D. Otbor umstvenno otstalyh detej v special'nye uchrezhdeniya [Elektronnyj resurs] [The selection of mentally retarded children in special institutions]. Moscow: Prosveshchenie, 1988. 158 p. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0056/5-0056-1.shtml (Accessed 23.04.2019).
4. Kolosova S.L. Detskaya agressiya [Child aggression]. Moscow: Piter, 2004. 244 p.
5. Kopytin A.I. Teoriya i praktika art-terapii [Theory and practice of art therapy]. Sankt-Peterburg: Piter, 2005. 366 p.
6. Platonova A.V. Vozmozhnosti psihokorrekcionnoj raboty s ispol'zovaniem art-terapii [The possibilities of psychocor-rectional work using art therapy]. Innovacionnaya nauka [Innovative science], 2016, no. 12 (4), pp. 195-197.
7. Karvasarskij B.D. (ed.) Psihoterapevticheskaya enciklopediya [Psychotherapeutic encyclopedia]. Sankt-Peterburg: Piter, 2006. - 944 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Г.В. Андреева, студент 4 курса факультета социальной и коррекционной педагогики, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1032-5362.
СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ:
Е.М. Сафронова, доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград, Россия, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:
G.V. Andreeva, Undergraduate student of Social and Correctional Pedagogy School, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1032-5362.
INFORMATION ABOUT THE SCIENTIFIC MANAGER:
E.M. Safronova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Special Pedagogy and Psychology Department, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, e-mail: [email protected]