Научная статья на тему 'Социально-психологичесуая работа с агресствными подростками методами арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения'

Социально-психологичесуая работа с агресствными подростками методами арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
574
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНЫЕ ПОДРОСТКИ / МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ / КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТОВ / AGGRESSION / AGGRESSIVE TEEN-AGERS / METHODS OF ART-THERAPY / CORRECTION OF BEHAVIOR / RECOVERY OF CONTACTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балакирева Нина Алексеевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы социально-психологической работы с агрессивными подростками. В работе актуализируется необходимость в условиях общеобразовательного учреждения применять методы арт-терапии для коррекции агрессивного поведения подростков. Это позволило значительно улучшить результаты, и соответственно, минимизировать признаки наличия агрессивного поведения в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCOLOGICAL WORK WITH AGGRESSIVE TEEN-AGERS BY METHODS OF ART-THERAPY UNDER THE CONDITIONS OF GENERAL EDUCATION INSTITUTION

This study is devoted to the problem of social-psychological work with aggressive teen-agers. The paper actualizes the need of taking art-therapy methods under the condition of general education institution for correction of aggressive behavior of teen-agers. This has made it possible to bring a vast improvement of results and thus minimize characteristics of aggressive behavior presence in growing-up years.

Текст научной работы на тему «Социально-психологичесуая работа с агресствными подростками методами арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения»

25. Шелковская В.М. Внеклассная работа в сельской малочисленной школе как средство повышения мотивации к изучению английского языка // URL: http://открытыйурок.рф/статьи/646612/ (дата обращения 21.03.2018).

26. Шергина Т.А. Проблемы и перспективы развития современной сельской малокомплектной школы // Наука и школа. 2012. №2. С. 26-27

27. Шутова Н.В., Кисова В.В. Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) // Вестник Мининского университета. - 2017. - №1 (18). С. 17

28. Bystrova, N.V., Konyaeva, E.A., Tsarapkina, J.M., Morozova, I.M., Krivonogova, A.S.: Didactic foundations of designing the process of training in professional educational institutions. (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 136-142. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_18

29. Semarkhanova, E.K., Bakhtiyarova, L.N., Krupoderova, E.P., Krupoderova, K.R., Ponachugin, A.V.: Information Technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 179-186. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_23

Психология

УДК:159.9

кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСУАЯ РАБОТА С АГРЕССТВНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы социально-психологической работы с агрессивными подростками. В работе актуализируется необходимость в условиях общеобразовательного учреждения применять методы арт-терапии для коррекции агрессивного поведения подростков. Это позволило значительно улучшить результаты, и соответственно, минимизировать признаки наличия агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивные подростки, методы арт-терапии, коррекция поведения, восстановление контактов.

Annotation. This study is devoted to the problem of social-psychological work with aggressive teen-agers. The paper actualizes the need of taking art-therapy methods under the condition of general education institution for correction of aggressive behavior of teen-agers. This has made it possible to bring a vast improvement of results and thus minimize characteristics of aggressive behavior presence in growing-up years.

Keywords: aggression, aggressive teen-agers, methods of art-therapy, correction of behavior, recovery of contacts.

Введение. Одним из важнейших направлений деятельности психолога и социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является работа с агрессивными подростками. Повышенная агрессивность подростков в системе Российского образования является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, социальных педагогов, психологов и врачей, но и для общества в целом. Агрессивные подростки - это один из самых малоуправляемых и плохо поддающихся контролю контингентов. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Агрессивность - это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. Агрессивность может проявляться в широком диапазоне от каких-либо резких высказываний до физических действий.

Вопросами сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов занимались выдающие психологи и педагоги - А. Бандура, Н.Л. Кряжева, З. Фрейд, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, М.И. Лисина и др.

Несмотря на теоретическую и практическую разработанность данной проблемы возникло противоречие в том, что социальные педагоги, психологи и педагоги в общеобразовательных школах сталкиваются с проблемой все более увеличивающийся агрессивности подростков, так как используют не все способы по преодолению агрессии, включая метод арт-терапии.

Формулировка цели статьи. Социально-психологической работы по профилактике агрессивного поведения подростков методами арт-терапии в условиях общеобразовательного учреждения.

Изложение основного материала статьи. Современный подросток живёт в мире, который сложный для него по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, конечно же, с темпом и ритмом всевозможных технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям все новые и новые требования. Во-вторых, с глубоко насыщенным характером информации, которая создаёт множество «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не достаточно выработана чёткая жизненная позиция. В-третьих, с экономическими и экологическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у подростков чувство безнадёжности и раздражения.

При этом у старших школьников развивается чувство протеста, часто неосознанного, а также вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт чаще всего к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности в социальной, моральной и экономической обстановки в стране, потеряв на сегодняшний день необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, - старые уже разрушены, новые еще не созданы [31.

Сочетание неблагоприятно воздействующих на подрастающее поколение психологических, биологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает практически весь образ жизни подростков. Характерным в таком случае для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими его людьми. Подростки попадают под интенсивное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, окружающая среда, стиль и круг общения подростка способствуют развитию и закреплению девиантного, то есть, отклоняющегося от нормы, поведения. Таким образом, имеющий место также отрицательный микроклимат во многих семьях

обуславливает возникновение грубости, отчуждённости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного непослушания, агрессивности и разрушительных действий у старшеклассника.

На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) главной характеристикой является весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, агрессивности и жестокости. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

Ситуативно-отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в значительной степени, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост вербальной и даже физической агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена [51.

На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения в обществе с определёнными нормами, принятыми в референтных группах. При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12-13 лет и почти на 30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма [11.

Л.М. Семенюк выделяет четыре группы подростков с агрессивным поведением:

- Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, которые имеют деформацию ценностей и отношений, а также стремятся в основном к потребительскому времяпровождению. Им свойственны такие качества как эгоизм, равнодушие к другим людям, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, грубость, озлобленность, вспыльчивость, дерзость и драчливость. В их поведении часто преобладает физическая агрессивность.

- Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие в некоторой степени широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения более слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь только против тех, кто слабее.

- Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, притворством, приспособленчеством, лживостью. В их поведении в основном преобладают косвенная и вербальная агрессия.

- Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся мнительностью, безволием, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессия и негативизм [41.

Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности [61.

А.Ю. Монахова выделяет две основные формы агрессии:

1. Недеструктивная агрессия (враждебное, настойчивое, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации в обществе. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, интересов, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

2. Враждебная деструктивная агрессия - это поведение, которое причиняет боль. Такая агрессия накапливается и активизируется при сильных, тяжелых, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм - переживание чрезмерной боли или стресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера подростка, а также уменьшить его способности к адаптации. Агрессивность накапливается, стабилизируется, становится устойчивой чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека, когда не находит выхода. Таким образом, можно утверждать, что агрессивность - феномен накопительный [21.

В подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, что обусловлено спецификой протекания данного возрастного периода. Однако данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство отечественных и зарубежных авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, психологический климат в семье, отношения со сверстниками и учителями. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня агрессии обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене. Особенно эффективна арт-терапия в применении к агрессивным подросткам.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» [71.

В диагностике принимали участие 26 учеников 8 «Б» класса МОУ СОШ 22 г. Орехово-Зуево. С ними были проведены методики «Описание поведения в конфликте К. Томаса», «Опросник Басса-Дарки», анкета «Выявление агрессивности у подростка». Были получены следующие результаты.

Таблица 1

Средние значения испытуемых 8 «Б» класса по методике «описание поведения в конфликте К. Томаса»

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

Средний балл (кол.) 11 8 7 4 10

Средний балл (%) 91,3 66,4 58,1 33,2 83

Таблица 2

Показатели уровня конфликтности испытуемых 8 «Б» класса по методике Басса-Дарки

Физи- Кос- Раздра- Нега- Оби- Подоз- Вер- Чув- Индекс Индекс

ческая вен- житель- ти- да ритель- баль- ство враж- агрес-

агрес- ная ность визм ность ная ви- деб- сив-

сия агрессия агрессия ны ности ности

Сред- 5 5 5 2 4 5 7 5 9 17

ний

балл

(кол.)

Сред- 50 55,5 45,5 40 50 41,5 53,9 55,5 45 53,1

ний

балл

(%)

Таблица 3

Результаты проведения анкеты «Выявление агрессивности у подростка»

Высокая степень агрессивности Средняя степень агрессивности Низкая степень агрессивности

Испытуемые (кол.) 7 13 6

Испытуемые (%) 26,6 49,4 22,8

Исходя из данных диагностического обследования по вышеуказанным методикам, можно сделать следующие выводы:

1. В подростковом возрасте достаточно высокий уровень конфликтности.

2. Враждебность и агрессивность подростков выше нормы.

3. В конфликтах большинство подростков выбирает стиль соперничества и приспособления к возникшему конфликту.

Для коррекции агрессивного поведения подростков была разработана программа «Работа с агрессивными подростками» с использованием метода арт-терапии, которая опиралась на полученные диагностические данные.

Основной целью данной программы является профилактика конфликтов в подростковой среде, коррекция эмоционального реагирования и стереотипов поведения, восстановление полноценных контактов подростка со сверстниками. Задачи программы. Обучающие:

1. Формирование умений работать в режиме творческой мастерской — формулировать задачу, разрабатывать план действий, находить нестандартные решения поставленной задачи и др.

2. Формирование умений работы в режиме проблемного обучения. Развивающие:

1. Развитие эмоционально-волевых свойств личности.

2. Развитие моральных форм поведения. Воспитательные:

1. Формирование основополагающих качеств личности.

2. Формирование нравственных и моральных норм поведения.

3. Расширение коммуникативных способностей детей. Задачи программы:

1. Формирование у подростков социального доверия.

2. Развитие социальной активности подростков.

3. Развитие у подростков адекватных эмоций.

4. Развитие коммуникативных навыков подростков.

5. Формирование адекватной самооценки у детей подросткового возраста.

6. Обучение детей подросткового возраста умению самостоятельно решать проблемы. Механизм осуществления: рефлексия.

Программа содержит 3 этапа: •Ориентировочный. •Реконструктивный. •Закрепляющий.

Используемые формы и методы работы - игра, тренинговые упражнения, элементы психогимнастики, специальные приемы неигрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.

После проведенных занятий была произведена повторная диагностика по тем же методикам. Получены следующие результаты.

Таблица 4

Результаты повторного проведения методики «описание поведения в конфликте К. Томаса»

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

Средний балл (кол.) 5 9 8 4 5

Средний балл (%) 41,5 74,7 66,4 33,2 41,5

Таблица 5

Результаты повторного проведения методики Басса-Дарки

Фи- Кос- Раздра- Нега- Оби- Подоз- Вер- Чув- Индекс Индекс

зиче- вен- житель- ти- да ритель- баль- ство враж- агрес-

ская ная ность визм ность ная ви- деб- сивно-

агре- агре- агрес- ны ности сти

ссия ссия сия

Сред- 2 3 3 2 3 3 3 3 6 21

ний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

балл

(кол.)

Сред- 20 33,3 27,3 40 37,5 25 23,1 33,3 30 65,6

ний

балл

(%)

Таблица 6

Результаты повторного проведения анкеты «Выявление агрессивности у подростка»

Высокая степень агрессивности Средняя степень агрессивности Низкая степень агрессивности

Испытуемые (кол.) 3 7 16

Испытуемые (%) 11,4 26,6 60,8

Выводы. Таким образом, после проведение занятий по программе «Работа с агрессивными подростками», а также исходя из повторной диагностики по тем же методикам, мы можем сделать следующий вывод: использование арт-терапевтических методик для коррекции агрессивного поведения подростков позволило значительно улучшить результаты, и соответственно, минимизировать признаки наличия агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Литература:

1. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2015. - № 4. - С. 85-92.

2. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Вохмянина Т.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 98 с.

3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. - М.: Просвещение, 2013. - 242 с.

4. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. - 1995. - № 6. - С. 20 - 21.

5. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь, 2003. - 189 с.

6. Мандель Б.Р. Современная педагогическая психология: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения / Б.Р. Мандель. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 828 с.: ил. табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-5085-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330471.

7. Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. -М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2015. - 155 с.

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Барышева Тамара Александровна

Институт детства Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург);

аспирант кафедры психологии развития и образования Матюшичева Мария Ильинична

Институт психологии Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И КРЕАТИВНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье приведены результаты эмпирического исследования межличностных отношений и креативности младших школьников, исходя из представлений о социально-психологическом статусе современного ребенка. Определены психологические аспекты развития креативности на данном возрастном этапе. Выделены группы креативности, сопоставление которых с отдельными параметрами межличностных отношений позволяет сформулировать общую специфику неоднозначных взаимосвязей социально-психологической адаптации детей с различным уровнем развития креативности.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, межличностные отношения, социальный статус, креативность, младший школьный возраст.

Annоtation. The article presents results of empirical research of interpersonal relationships and creativity of primary schoolchildren at elementary schools, on the basis of representations of the socio-psychological status of the modern child. The psychological aspects of development of creativity at this age were defined, also as different groups of creativity. Comparison of revealed groups with certain parameters of interpersonal relationships allows us to formulate general specifics of ambiguous interrelations of socio-psychological adaptation of children with various level of development of creativity.

Keywords: socio-psychological adaptation, interpersonal relationships, social status, creativity, primary school

age.

Введение. Современный ребенок в обществе, в частности, в системе начального образования, подвержен различным факторам, влияющим не только на возможности личностного развития, но и успешной социально-психологической адаптации.

Креативные дети в стандартизированной системе образования, не всегда получают возможность реализовывать свой потенциал, это может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками (в классе), сложностями в отношениях с учителями и др. Тем не менее, современные дети, в своем большинстве, обладают достаточно высокой степенью развития креативности. Но в зоне «риска» - младшие школьники с очень высоким и, наоборот, с очень низким уровнем развития креативности [3].

Когда речь идет о социально-психологическом статусе личности, в психологической науке обязательно подразумеваются такие понятия, как социально-психологическая адаптация (адаптированность, дезадаптация), социальный статус (социальная роль), межличностные отношения (в группе).

В младшем школьном возрасте особую значимость приобретает межличностный уровень взаимоотношений в классе. Так, Е.П. Ильин, рассуждая об особенностях общения младших школьников, указывает, что ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, формируется устойчивый круг ближайшего общения, а проблемными становятся случаи «ложного товарищества», «круговой поруки» [2, C. 172 - 173].

Необходимость эмпирического исследования проблемы развития креативности в младшем школьном возрасте, социально-психологической адаптации детей, отдельных параметров межличностных отношений на данном возрастном этапе обуславливается фундаментальными теоретическими положениями, подтверждающими неразработанность проблемных нарастающих вопросов, изучение которых может привести к положительным результатам впоследствии, в практической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование проводилось в 2017 - 2018 гг. в государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга: школа № 163, № 211 с углубленным изучением французского языка, № 30о (Центральный район); школа № 18 с углубленным изучением математики (Василеостровский район); школа № 235 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (Адмиралтейский район). Общая численность младших школьников, участвовавших в исследовании - 128 человек, ученики 4-ых классов (в возрасте 10 - 11 лет).

Исследование развития креативности в младшем школьном возрасте проводилось с помощью диагностических тестов креативности Дж. Гилфорда - Е.П. Торренса (вербальный, изобразительный, словесно-звуковой блоки), опросника креативности Дж. Рензулли (экспертный), опросника Ф. Вильямса для учителей по оценке личностной креативности ребенка. Исследование отдельных параметров социально-психологической адаптации на эмпирическом уровне включало: определение социального статуса в группе методом социометрии Дж. Морено (в модификации), экспертную оценку успешности социальных контактов по Э.М. Александровской, диагностику параметров межличностных отношений по методике К. Роджерса - Р. Даймонд.

Первоначально, перед нами стояла задача выявить основные аспекты проявления креативности в младшем школьном возрасте, определить уровень развития креативности каждого ученика, тем самым определяя ребенка в одну из пяти групп: I - очень низкокретивная, II - низкокретивная, III - среднекреативная, IV - высококреативная, V - очень высококреативная. Формирование групп креативности происходило по результатам полученных в совокупности данных: результативные показатели креативности, экспертные оценки (учителями начальных классов) личностных и поведенческихкреативных проявлений у детей.

Основой креативности с позиций мультифакторного подхода Дж. Гилфорд считал дивергентность, преобразования, импликации. Ведущая идея концепции креативности Е.П. Торренса - идея преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов [1, C. 34 - 35]. Тесты дивергентного мышления Гилфорда -Торренса [4] предусматривают обработку полученных данных, творческих работ детей по показателям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.