Научная статья на тему 'Особенности агрессивного поведения современных подростков'

Особенности агрессивного поведения современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2222
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маняпова Елена Васильевна

Статья посвящена изучению особенностей агрессивного поведения подростков. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором показана взаимосвязь агрессивного поведения и жизненного опыта подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analysis of aggressive behavior features of the modern teenagers. The results of empirical research in which the interrelation of aggressive behavior and life experience of teenagers is shown are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности агрессивного поведения современных подростков»

УДК 37.01

Е.В. Маняпова

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Проблема приобретения людьми склонности действовать агрессивно по отношению к другим актуальна уже многие десятилетия. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, затронули все сферы жизнедеятельности человека. Демократизация общества и повышение степени свободы личности в сфере ее социальной активности привели к усилению негативных проявлений острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми. Наибольшую тревогу вызывает проявление агрессивности в поведении подростков.

Негативные факторы социальной ситуации развития подростка (недостатки семейного воспитания, отрицательный микроклимат в семье, как и в системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, психологический дискомфорт в ученическом коллективе и отрицательное влияние референтных асоциальных неформальных групп, напряженные отношения с педагогами и т. д.) создают объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивных форм поведения подростков, а также для формирования агрессивности как устойчивого свойства личности [1, 5, 9].

Рост деструктивных тенденций в подростковой среде обусловливает необходимость разработки наиболее эффективных методов коррекции подростковой агрессивности, предполагающих воздействие не только на само нарушение, но и в первую очередь на обусловливающие его факторы [7, 8, 10].

В своем исследовании мы предположили, что агрессивное поведение подростка — результат жизненного опыта, закрепившего в сознании субъекта суждения и оценки негативного характера, возникшие в результате неудовлетворенности сущностных личностных потребностей.

Одна из задач нашего экспериментального исследования состояла в том, чтобы изучить причины и особенности агрессивного поведения подростков с целью разработки программы

психолого-педагогической коррекции. Для этого потребовалось выявить и проанализировать особенности агрессивного поведения, его основные формы, содержание и особенности жизненного опыта подростков, характеризующихся агрессивным поведением.

Выборка исследования составила 140 подростков. Это учащиеся 8-го и 9-го класса средних школ города Тобольска в возрасте 14—15 лет.

В основу нашего исследования были положены методики: проективная методика исследования личности «Hand-тест» [6], шкала агрессии Басса — Дарки [2], методика «Автобиография» Л.Ф. Бурлачук [4], методика «Сценарий жизни» Э. Берна [3] и методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей В.В. Бойко [11]. В данной работе использованы методы качественного и количественного анализа, а также методы статического анализа (пакет программ STATISTIKA for Windows, программа STATGRAFHICS Plus for Windows).

На I этапе экспериментального исследования мы провели диагностику агрессивности и выделили две группы подростков. В первую, экспериментальную, группу вошли 66 подростков, характеризующихся агрессивным поведением; показатели их агрессивности соответствовали высокому и среднему уровню. Вторую группу составили нормотипичные подростки (также 66 человек) с низкими показателями агрессивности.

На II этапе исследования мы проанализировали степень выраженности склонности к открытому агрессивному поведению, уровень и формы агрессивного поведения нормотипич-ных подростков и подростков с агрессивным поведением, а также показали их различие.

Результаты исследования склонности к открытому агрессивному поведению нормо-типичных подростков и подростков с агрессивным поведением по методике «Hand-тест» представлены на рис. 1.

1

П N 1 . П _

ЕП 1 П п И п

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

22,4 6,3 4,5 6,6 9,4 0,3 6,3 0,7 0,7 0 34,7 8,7 0 0,3

16,2 11,6 2,8 13,9 10,( î 0 2,3 5,1 2,3 1 26,4 2,8 0 2,8

Шкалы

1 Агрессивные подростки ■ Нормотипичные подростки

Рис. 1. Сравнительные результаты диагностики склонности к открытому агрессивному поведению нормо-типичных подростков и подростков с агрессивным поведением (проективная методика «Напё-тест»):

I — агрессия; 2 — директивность; 3 — аффектация; 4 — коммуникация; 5 — зависимость; 6 — страх; 7 — экстигибита-

лизм; 8 — калечность; 9 — описание; 10 — напряжение;

II — активные безличные ответы; 12 — пассивные безлич-

ные ответы; 13 — галлюцинации; 14 — отказ

Средний показатель общего количества ответов у подростков с агрессивным поведением составил 28,8, что свидетельствует о высоком уровне психологической активности и указывает на высокий энергетический потенциал и запас тенденций к действию.

Высокий процент категорий «Agg» и «Dir» (28,7) говорит о высокой вероятности проявления агрессии в открытом поведении. Эти категории объединяет отсутствие стремления считаться с другими людьми, учитывать чувства, права, намерения других в своем поведении; они не предполагают взаимных и симметричных межличностных взаимоотношений, отражают готовность к открытому агрессивному поведению, нежелание приспосабливаться к социальному окружению.

Данные показатели подтверждаются высоким процентом безличных ответов (Act + Pas) — более 43,4 %, что свидетельствует о сниженно-сти значения социума в жизни человека, о том, что основной опыт его переживаний связан с физической средой, а не с другими людьми.

Достаточно высокий процент ответов принадлежит к категории «Dep» (9,4 %), что говорит о наличии чувства обиды за свое подчиненное положение и отражает потребность в помощи и поддержке со стороны других людей. Человек, дающий такие ответы, считает, что другие люди должны тратить на него время, уделять ему внимание, нести ответственность за его действия.

Главным показателем теста является коэффициент склонности к открытому агрессивному поведению, которая оценивается путем сравнения тенденций, отражающих готовность к агрессивному поведению, и тенденций, предполагающих кооперацию. В данной группе подростков средний коэффициент равен +2,4 балла, что позволяет говорить о высокой вероятности проявления открытого агрессивного поведения по отношению к окружающим.

Средний показатель общего количества ответов в группе нормотипичных подростков (21,6) свидетельствует о средней психологической активности испытуемых, о среднем энергетическом потенциале и средней степени активированности личности, о тенденции к деятельности.

Высокий процент двух первых категорий свидетельствует о готовности подростков нор-мотипичной группы к открытому агрессивному поведению, но показатель критерия «Agg» на 6,2 % ниже, чем в группе подростков, характеризующихся агрессивным поведением, что говорит о меньшей склонности к проявлению агрессивных импульсов в открытом поведении, показатель критерия «Dir» практически в 2 раза выше, чем в экспериментальной группе, что свидетельствует о высокой авторитарности и отсутствии стремления считаться с другими людьми, что характерно для всех подростков в связи со стремлением к самостоятельности, которое не удовлетворяется старшими.

Высокий процент ответов категории «Com» (он в 2 раза выше, чем в группе подростков с агрессивным поведением) является признаком высокой коммуникативности, что доказывает способность общаться на деловом уровне и строить свои отношения с окружающими не по принципу «нравится» — «не нравится», а в рациональном контексте.

Высокий процент категории <^ер» отражает потребность в помощи и поддержке со стороны других людей. Этот показатель подтверждается категориями «Act» и «Pas». Безличные ответы по данным показателям составили 29,2 %, что на 14,2 % меньше, чем в группе агрессивных подростков. Это свидетельствует о большем значении социума в жизни данной группы подростков, опыт их переживаний связан не с физической средой, а с другими людьми, что

говорит о социальной восприимчивости и чувствительности в межличностных отношениях.

Подростки из группы нормотипичных отличаются от подростков, характеризующихся агрессивным поведением, высоким процентом ответов «Crip», что указывает на наличие чувства физической неадекватности. Эти ответы отражают склонность к ипохондрии. Подростки уделяют меньше внимания данной проблеме не столько потому, что ее не существует, а в силу легкомысленного и, возможно, бездумного отношения к своему физическому состоянию и в связи с наличием более серьезных и важных проблем.

Коэффициент склонности к открытому агрессивному поведению в группе нормоти-пичных подростков +0,1 балла. Это говорит о том, что вероятность проявления агрессивности у них существует, но только в особо значимых ситуациях, в отличие от агрессивных подростков, у которых вероятность проявления открытого агрессивного поведения очень высока в повседневной жизни.

Результаты, полученные по методике диагностики показателей и форм агрессии Басса — Дарки в группе нормотипичных подростков и подростков с агрессивным поведением представлены на рис. 2.

Анализируя представленные на рис. 2 данные, мы можем говорить о высоком уровне проявления агрессии у группы подростков,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7,5 5,2 7,1 3,6 5,5 7,2 9,5 6,2 19,8 18,6

3,6 3,7 4,1 3,4 3,3 3,2 3,5 3,3 13,2 6,7

Шкал ы

1 Агрессивные подростки ■ Нормотипичные подростки

Рис. 2. Сравнительные результаты диагностики уровня и форм агрессивного поведения нормотипичных подростков и подростков с агрессивным поведением (опросник Басса — Дарки):

1 — физическая агрессия; 2 — косвенная агрессия; 3 — склонность к раздражению; 4 — негативизм; 5 — обида; 6 — подозрительность; 7 — вербальная агрессия; 8 — угрызения совести; 9 — индекс агрессивности; 10 — индекс враждебности

характеризующихся агрессивным поведением. Индексы агрессивности и враждебности (шкалы 9, 10) говорят о социальной дезадаптации подростков с агрессивным поведением. Для подростков данной группы характерны следующие формы агрессии: физическая, вербальная, косвенная, обида, раздражение, подозрительность.

Особое внимание обращает на себя индекс подозрительности. Это связано с тем, что сама среда заставляет ребенка сомневаться во всем, настораживаться, порой собственные родители пугают ребенка своей неадекватной реакцией на его поступки. Подросток ощущает себя непонятым, появляется недоверие к окружающим, к взрослым в первую очередь. Ребенку кажется, что никто его уже не сможет понять, если этого не могут сделать собственные родители. Все замечания воспринимаются остро, незначительные фразы, движения подросток принимает на свой счет, причем придает им отрицательную окраску.

Достаточно высок показатель физической агрессии, который находится в зоне дезадаптации и свидетельствует о готовности использовать физическую силу против другого лица.

Существенны индексы обиды и раздражения. Индекс обиды связан с неудовлетворенной потребностью в свободе, это подтверждают результаты методики «Напё-теста». Требования, предъявляемые взрослыми, растут, а прав ребенку больше не дается, и это сопровождается таким чувством, как раздражение.

Косвенная агрессия также имеет место в отношениях подростков. Она отличается стремлением подростков обратить на себя внимание и проявляется в «пинках», «толчках», неосторожно брошенных фразах. Большое влияние на формирование такой формы поведения оказывают негативные внутрисемейные отношения (отсутствие душевного тепла, доверия, понимания, скандалы, грубость, рукоприкладство). Вербальная агрессия проявляется через выражение негативных чувств (ссору, крик, визг), а также через содержание словесных ответов (угрозы, ругань, проклятья).

Кластерный анализ методом Варда методик «Напё-тест» и шкалы агрессии Басса — Дарки в группе подростков, характеризующихся агрессивным поведением, позволил нам распределить

подростков на пять групп по степени выраженности агрессивных тенденций и формам агрессивного поведения.

1-я группа — «директивные» (28 %). Для подростков данной группы характерны враждебность, раздражительность, подозрительность, угрызения совести, негативизм, обида, установка превосходства над другими людьми, высокая вероятность проявления агрессии в открытом поведении, нежелание приспосабливаться к социальному окружению, определенный формализм в отношениях с людьми, чувство обиды за свое подчиненное положение, незрелость личности.

2-я группа — «активные» (22 %). У подростков данной группы наиболее выражены физическая и вербальная агрессия, угрызения совести, враждебность, подозрительность, психологическая незрелость личности, низкая коммуникативность, формализм, потребность в помощи и поддержке со стороны других людей, отсутствует стремления считаться с другими людьми.

3-я группа — «зависимые» (20 %). Подростки этой группы проявляют враждебность, физическую агрессию, характеризуются психологической незрелостью личности, дисгармоничными межличностными отношениями, истероидными чертами личности, личностной дезадаптацией. Они стремятся к активной социальной жизни, сотрудничеству с другими людьми.

4-я группа — «пассивные» (17 %). Подростки данной группы враждебны, им свойственны косвенная агрессия, угрызения совести, потребность в помощи и поддержке со стороны других людей, чувство обиды за подчиненное состояние, характеризуются личностной дезадаптацией.

5-я группа — «эмоциональные» (13 %). Подростки этой группы раздражительны, враждебно настроены, характеризуются преобладанием косвенной и вербальной агрессии, негативизмом, формализмом в отношениях с другими людьми, личностной дезадаптацией. Испытывают потребность в помощи, поддержке, стремятся к приспособлению, нуждаются в социальном окружении.

На следующем этапе исследования мы проанализировали жизненный опыт нормо-типичных подростков и подростков с агрессивным поведением, определили специфику жизненного опыта последних, особенности их

мировосприятия, тем самым определили роль жизненного опыта в формировании агрессивного поведения.

При сравнении результатов методики «Автобиография» у нормотипичных подростков и подростков с агрессивным поведением можно отметить, что подростки, характеризующиеся агрессивным поведением, называют в среднем на четыре события меньше, чем подростки контрольной группы, что указывает на большую продуктивность, социальную адаптирован-ность и адекватность психического состояния нормотипичных подростков.

У подростков в обеих группах количество событий прошлого превышает количество событий будущего, причем испытуемые склонны называть более отдаленные события прошлого и более близкие будущего, что указывает на значительную роль прошлого жизненного опыта. В среднем в 2 раза больше грустных событий прошлого называют подростки с агрессивным поведением, но общее количество этих событий невелико — это может указывать на беспокойство за будущее, вытеснение беспокоящих и психотравмирующих событий прошлого.

Анализируя среднее время ретроспекции и антиципации событий, следует отметить, что удаленность событий в прошлое в 2 раза больше в группе подростков с агрессивным поведением, чем в группе нормотипичных подростков, что указывает на большую степень их реали-зованности. Удаленность событий в будущее у нормотипичных и агрессивных подростков приблизительно одинакова, и среднее время антиципации достаточно велико, что указывает на большую степень их потенциальности.

Испытуемые нормотичичной группы больше открыты опыту настоящего, так как чем больше потенциальность и меньше реализо-ванность, тем больше «психологически молод» человек. Испытуемые с агрессивным поведением отличаются от нормотипичных испытуемых большей психологической зрелостью.

Так как жизненный опыт личности принадлежит прошлому, мы обратились к более детальному анализу типов и видов событий прошлого в группах агрессивных и нормотипичных подростков и попытаемся определить специфику жизненного опыта подростков, характеризующихся агрессивным поведением.

В группе агрессивных подростков по количеству событий прошлого на 1-е место выходят личностно-психологические события, в группе нормотипичных — два типа событий: личностно-психологические и изменение социальной среды. Несмотря на то что личностно-психологическим событиям 1-е место принадлежит и в той, и в другой группе, это не означает, что эти события, зафиксированные испытуемыми, оказывают одинаковое влияние на их внутренний мир и жизненный опыт. События, зафиксированные испытуемыми в разных группах, существенно различаются. У нормотипичных испытуемых преобладают события позитивного характера, желательность которых у испытуемых не вызывает сомнения (первый раз влюбился, пошел в школу, поездки, путешествия, соревнования, подарили мотоцикл и т. д.), и эти события незначительно удалились в прошлое. У испытуемых с агрессивным поведением преобладают события грустные, нежелательные (начал курить, расставание с отцом, расставание с матерью, удар от мамы, освободился брат, посадили отца, посадили отчима, самая большая ошибка жизни, предательство, первая любовь, опоздал на работу, поставили «2», остался на второй год и т. д.), и удаленность этих событий в прошлое значительно больше, чем в группе нормотипичных подростков, что указывает на большую роль и значимость этих событий в жизни человека.

Изменение социальной среды в группе нормотипичных выходит на 1-е место, тогда как у агрессивных подростков событиям этого типа

принадлежит лишь третья позиция. Такая ситуация в группе агрессивных подростков связана с низким уровнем социальной адаптации, как было указано выше, и с тем, что такие подростки менее восприимчивы к влияниям социальной среды, стараются принизить ее роль и значение в своей жизни.

Следовательно, в становлении и развитии агрессивного поведения подростков большую роль играет отрицательный опыт, полученный подростком в ходе своего предыдущего становления и развития.

Результаты исследования содержания жизненного опыта по типам агрессивных подростков позволили определить основные причины агрессивного поведения подростков. У директивных подростков агрессивное поведение — результат действия установки на превосходство, проявления негативизма, нежелания приспосабливаться к социальному окружению; активные ведут себя агрессивно, стремясь к самоутверждению, повышению своего статуса в референтных группах; зависимые — из-за невозможности актуализации потребности в самореализации; пассивные — вследствие социальной дезадаптации, слабости социальнозначимых связей, недовольства своим положением, защитной позиции; эмоциональные реагируют агрессивным поведением на неуверенность, тревожность, одиночество и непонимание.

Результаты методики «Сценарий жизни», подтверждающие данные, полученные с помощью методики «Автобиография», представлены в таблице.

Сценарии жизни нормотипичных подростков и подростков с агрессивным поведением (примеры ответов подростков)

Подростки с агрессивным поведением Нормотипичные подростки

1. Как бы назывался с >ильм о вашей жизни?

Неудачная жизнь в счастье. Круговорот. Бродяга по жизни. Поездка в никуда. Зебра. Несчастье от самого себя. Вся наша жизнь дерьмо! Ограниченная свобода. Черно-белая полоса жизни и т. д. Интересная жизнь. Цветок дракона. Жизнь обычного человека. Необыкновенные приключения.

Продолжение таблицы

Подростки с агрессивным поведением Нормотипичные подростки

2. К какому жанру относился бы этот фильм?

Комедия — трагедия — 25 % Грустная комедия — 25 % Жизненная комедия — 40 % Приключенческая комедия — 10 % Веселая комедия — 80 % Приключения — 20 %

3. Кто играл бы в нем главную роль, роль комика, роль злодея?

Главная роль: Я - 80 % Я — раздолбай — 10 % Я — узник — 10 % Злодей: Я — 60 % Брат — 10 % Все — 20 % Враг — 10 % Главная роль: Я — 30 % Брат — 20 % Сестра — 5 % Другие — 45 % Злодей: Я — 50 % Подруга (друг) — 50 %

Комик: Папа — 10 % Сестра — 30 % Я — 30 % Друг — 30 % Хорошо — 25 % Счастье, любовь — 20 % Комик: Подруга — 40 % Друг — 40 % Я — 20 %

4. Чем бы заканчивался ваш фильм?

Началом другого фильма — 5 % Не закончится — 5 % Трагедия—счастье — 45 % Проигрышем — 5 % Счастьем — 20 % Хорошо — 20 % Весело — 20 % Никак — 35 %

Сравнивая сценарии агрессивных подростков и нормотипичных испытуемых, мы можем отметить, что установки прошлого оказывают существенное влияние на мировосприятие подростков. Они действительно сформировали в сознании агрессивных подростков оценки и суждения пессимистического и негативного характера, и дети склонны поступать так, присваивать и играть те роли, которые созданы для них в прошлом, не исходя из настоящего, т. е. мы имеем дело не просто с опытом жизни, а с жизненным опытом, являющимся определяющим в выборе моделей поведения и построения собственного образа окружающего мира. Подростки с агрессивным поведением воспринимают и осознают неоднозначную ситуацию как опасную, несущую в себе вред, угрозу, преднамеренную злость, и выбирают соответствующую модель поведения,

чаще как один из наиболее эффективных, непроизвольных способов защиты или как один из способов освобождения организма от избыточной нерастраченной отрицательной энергии.

Таким образом, из результатов исследования следует, что агрессивный подросток — это подросток с аффективными лишениями в течение длительного времени своего развития, в результате чего у него сформировалось негативное, субъективное отношение к окружающему миру, реализующееся через агрессивное поведение.

Психолого-педагогическая помощь по коррекции агрессивности в поведении подростков прежде всего должна быть направлена на основные факторы, обусловливающие ее возникновение и проявление.

Наиболее продуктивным, на наш взгляд, представляется подход, исходящий из обуслов-

ленности агрессивных проявлений в личностных когда особенно ярко проявляется зависимость характеристиках и поведении не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами. Данное обстоятельство четко раскрывается у детей подросткового возраста,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

личностного становления не от генетической предрасположенности, а от качественного изменения социальной позиции, жизненного опыта.

1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс; пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. — М.: Апрель Пресс, 1999. — 512 с.

2. Басс, А. Личностная методика диагностики агрессивного поведения [Текст] / А. Басс, А. Дарки. — М.: Мысль, 1957. - 34 с.

3. Берн, Э. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М., 1988.

4. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. — М.: Рос. пед. агентство, 1998. — 263 с.

5. Бурминская, Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Бур-минская.— Ставрополь, 2004. — 199 с.

6. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст] / О.П. Елисеев. — СПб., 2003.

7. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Змановская. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 344 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ковальчук, А.В. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Ковальчук; Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. — Кострома, 2005. — 22 с.

9. Корнеев, П.В. Жизненный опыт личности [Текст] / П.В. Корнеев. — М.: Изд-во полит. лит., 1985. — 127 с.

10. Мельникова, М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.Л. Мельникова; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. — Екатеринбург, 2007. — 24 с.

11. Практическая психодиагностика: методики и тесты [Текст]. — Самара: БАХРАХ, 1998. — 413 с.

УДК 37:001.89

Е.Н. Михайлова

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА НА ОСНОВЕ РИСКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Изменения в образовательной политике России, модернизация общего среднего образования, введение профильного обучения, реализации целей формирования общего европейского пространства высшего образования определили новое понимание компетентности педагога. Современный педагог — это исследователь, способный к научной деятельности и постоянному саморазвитию. Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность, что отражено в Национальной доктрине образования РФ как «участие педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграция

научных исследований с образовательным процессом», в «Рекомендациях по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников» и других документах. Анализ официальных требований к современному учителю, воспитателю показал, что они должны быть готовы к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, к преодолению противоречий ее развития, т. е. быть способными решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами педагогического труда [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.