Научная статья на тему 'Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте'

Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
804
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПОДРОСТКАМ / СВЯЗЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКА С ОТНОШЕНИЕМ МАТЕРИ / AGGRESSIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS / PARENT RELATIONS / MATERNAL ATTITUDE TO TEENAGERS / RELATION BETWEEN AGGRESSIVENESS OF A TEENAGER WITH ATTITUDE OF MOTHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суворова О. В., Никулина Л. А.

Статья посвящена анализу социально-психологических особенностей влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте. Авторы рассматривают агрессивность подростков как проявление возрастного кризиса и особенностей стиля материнского отношения к собственному ребенку, а также в зависимости от социального статуса семьи. Приводится сравнительное эмпирическое изучение поведенческих проявлений агрессивности у подростков из гимназического и общеобразовательного класса средней школы: относительной представленности форм агрессивного поведения и особенностей поведения в конфликте. Изучаются показатели материнского отношения к подросткам, обучающимся в общеобразовательном и гимназическом классе, проводится корреляционное исследование между данными агрессивности подростков и стилем материнского отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTS OF MATERNAL RELATIONSHIP TO THE MANIFESTATION OF AGGRESSIVENESS IN ADOLESCENCE

The article is devoted to the analysis of some aspects of the influence of maternal relationship to the expression of aggression in adolescence. The authors consider the aggressiveness of adolescents as a manifestation of the age of crisis and peculiarities of the style of the parent in relation to your own child, and depending on the social status of the family. For this comparative empirical study of the behavioral manifestations of aggressiveness in adolescents of lower secondary and secondary school grade: relative representation forms of aggressive behavior and behavior in the conflict. Studied maternal attitude to teenagers studying in secondary and high-school class, then we conduct a correlation study between adolescents and parents. Aggressiveness among teenagers is a symptom of the age crisis and often is realized in a form of a protect against misunderstanding.

Текст научной работы на тему «Особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте»

УДК 37.015.32; 159.922

Suvorova O.V., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Classical and Practical Psychology, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin (Nizhny Novgorod, Russia), е-mail: [email protected]

Nikulina L.A., practical psychologist, student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin (Nizhny Novgorod, Russia), е-mail: [email protected]

THE EFFECTS OF MATERNAL RELATIONSHIP TO THE MANIFESTATION OF AGGRESSIVENESS IN ADOLESCENCE. The

article is devoted to the analysis of some aspects of the influence of maternal relationship to the expression of aggression in adolescence. The authors consider the aggressiveness of adolescents as a manifestation of the age of crisis and peculiarities of the style of the parent in relation to your own child, and depending on the social status of the family. For this comparative empirical study of the behavioral manifestations of aggressiveness in adolescents of lower secondary and secondary school grade: relative representation forms of aggressive behavior and behavior in the conflict. Studied maternal attitude to teenagers studying in secondary and high-school class, then we conduct a correlation study between adolescents and parents. Aggressiveness among teenagers is a symptom of the age crisis and often is realized in a form of a protect against misunderstanding.0

Key words: aggressive behavior of adolescents, parent relations, maternal attitude to teenagers, relation between aggressiveness of a teenager with attitude of mother

О.В. Суворова, д-р психол. наук, проф. Нижегородского Государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]

Л.А. Никулина, практический психолог, студентка Нижегородского Государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Статья посвящена анализу социально-психологических особенностей влияния материнского отношения на проявления агрессивности в подростковом возрасте. Авторы рассматривают агрессивность подростков как проявление возрастного кризиса и особенностей стиля материнского отношения к собственному ребенку, а также в зависимости от социального статуса семьи. Приводится сравнительное эмпирическое изучение поведенческих проявлений агрессивности у подростков из гимназического и общеобразовательного класса средней школы: относительной представленности форм агрессивного поведения и особенностей поведения в конфликте. Изучаются показатели материнского отношения к подросткам, обучающимся в общеобразовательном и гимназическом классе, проводится корреляционное исследование между данными агрессивности подростков и стилем материнского отношения.

Ключевые слова: агрессивное поведение подростков, стиль родительского отношения, показатели материнского отношения к подросткам, связь агрессивности подростка с отношением матери.

Социально-политические и социально-экономические кризисные процессы, происходящие в современном обществе, негативно влияют на психологические состояния и поведение людей, порождая тревожность, напряжённость, озлобленность, провоцируют жестокость и насилие. Качественные изменения макросреды сопровождаются деформацией микросреды, прежде всего, семейной среды, в которой происходит первичная социализация ребёнка и подростка, в которой закладывается фундамент личностного развития человека. Как следствие макропроцессов, социокультурной ситуации в обществе, сегодня наблюдается серьезный дефицит позитивного воздействия на детей и подростков в семье.

Цель настоящей статьи - представить результаты исследования особенностей влияния материнского отношения на агрессивные проявления в подростковом возрасте.

В общем процессе онтогенеза подростковый возраст играет особую роль в становлении личности. В подростковом возрасте происходит формирование основ самосознания личности как социального субъекта, происходит становление характера, осваиваются и закрепляются мотивация отношения к другому человеку как к ценности и способы эффективного социального взаимодействия (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, М. Кле, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.).

Агрессивность в поведении подростков как симптом возрастного кризиса проявляется часто как форма протеста против непонимания, нарушения суверенности психологического пространства, при недооценке самостоятельности и игнорировании мнения подростка взрослыми, из-за неудовлетворенности своим положением в группе сверстников, что может закрепляться в личностных характеристиках [1; 2].

Агрессивность подростка возникает, прежде всего, вследствие неправильного воспитания в семье, при котором не принимаются во внимание психологические особенности и задачи развития личности в подростковом возрасте. Прежде всего, как ответ подростка на блокирование возможностей субъектного развития личности подростка. О.В. Суворова рассматривает характер от-

ношений в семейной среде, прежде всего уровень предоставляемой свободы и контроля, любви, близости, или враждебности, стиль семейного воспитания как фактор готовности подростка к значимым жизненным выборам в отношениях со сверстниками [3]. Характер и способы отношений в семье определяют взаимодействие подростка со сверстниками, а не наоборот.

Агрессивность в поведении подростков может проявляться и как симптом личностного кризиса, как ответ на семейное неблагополучие. В моделях становления агрессивного поведения детей и подростков всегда присутствует связь между проявлениями агрессии детьми и стилем воспитания и отношения к ним родителей, взаимоотношениям в семье [4]. Опираясь на данную модель, О.В. Суворова и Е.Н. Васильева анализируют зависимость эмоционального и социального развития ребёнка от материнского принятия [5].

В системно-средовом подходе к развитию ребёнка и подростка О.В. Суворова показывает нарастание с возрастом ребёнка относительной роли (в системе отношений со значимыми взрослыми) родительского фактора в развитии по такому показателю отношения как родительское принятие [6].

Особое место в моделях становления агрессивного поведения имеет материнское отвержение [4]. О.В. Суворова и Е.Н. Васильева анализируют влияние всего континуума материнского принятия (от отвержения и условного принятия до безусловного принятия) на агрессивные проявления детей [5]. Можно предположить, что характер материнского отношения, и, прежде всего, материнского принятия будет влиять на особенности агрессивных проявлений подростков.

В данном исследовании изучались особенности влияния материнского отношения на проявления агрессивности подростков, обучающихся в общеобразовательном и гимназическом классе. Выбор данных категорий подростков (и родителей) связан с гипотезой о неоднозначном проявлении агрессии у подростков в зависимости от социального статуса семьи и успешности в учебной деятельности, а также о неоднозначности влияния материнского отношения на агрессивные проявления подростков.

Нами использовались следующие методики.

1. Опросник «Подростки о родителях» (модификация Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицина).

2. Тест «Диагностика состояния агрессии» (А. Басс, А. Дар-

ки).

3. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).

Выборка исследования составила: 48 человек, в том числе 21 мальчиков и 27 девочек 13-14 лет, обучающиеся в средней школе и в лицее.

доверия по отношению к окружающим людям и миру в целом. В общеобразовательном классе этот показатель намного ниже (52,5%). Различия по данному показателю являются статистически значимыми на уровне достоверности р<0,05 по «Хи»-квадрат критерию, что говорит о значимости средового фактора (типа образовательного класса). Данные результаты показывают парадоксальную косвенную корреляцию между уровнем агрессии (негативизма) и уровнем успешности подростков в учебной деятельности и более высоким социальным статусом семьи.

По результатам диагностики поведенческих проявлений

Таблица 1

Показатели материнского отношения к подросткам, обучающимся в общеобразовательном и гимназическом классе

№ Показатели материнского отношения Среднее значение

гимназический класс общеобразовательный класс

1. Позитивный интерес (POZ) 4,38 3,92

2. Директивность (DIR) 2,96 3

3. Враждебность (HOS) 1,63 1,79

4. Автономность (AUT) 3 3,04

5. Непоследовательность (NED) 2,08 2,92

Как видно из приведенных результатов (таблица 1), все подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих матерей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели автономности занимают второе место по численным значениям. На третьем месте находится директив-ность, затем - непоследовательность и на последнем - враждебность. Профиль факторов материнского отношения, воспри-

агрессии, средние значения показателей оказались следующими (таблица 2).

В ходе анализа полученных результатов в таблице 2 были сделаны следующие выводы. Индекс враждебности, который включает в себя шкалы «обида» и «подозрительность» у подростков из общеобразовательного класса выше нормы, и выше чем у подростков из гимназического класса. Индекс агрессивности, который включает в себя шкалы - «физическая агрессия»,

Таблица 2

Средние значения поведенческих проявлений агрессии подростков, обучающихся в общеобразовательном

и гимназическом классе

Среднее значение

№ Типы реакций гимназический класс общеобра Норма

зовательный класс

1. Враждебность 9,21 9,96 6,5 +/ - 3

2. Агрессивность 20,4 19,4 21 +/- 4

нимаемого подростками, сходный у подростков, обучающихся в общеобразовательном и гимназическом классе. Тем не менее, наблюдается тенденция к более высоким уровням материнской непоследовательности и менее высокому уровню позитивного интереса к собственному ребёнку у испытуемых общеобразовательного класса. Позитивный интерес матери в сочетании с их автономностью (отстраненностью) говорит о том, что взаимоотношения матери и подростков в семьях в целом варьируют от излишней заботы до безразличия.

Различия по показателю позитивного интереса со стороны матери в процентном отношении являются статистически значимыми на уровне достоверности р<0,05 по «Хи»-квадрат критерию, что говорит о более высокой значимости материнского фактора отношения к гимназистам, нежели к подросткам из общеобразовательной школы (81,5 % / 71,7% ).

Анализ результатов исследования выраженности различных видов агрессивности у подростков гимназического и общеобразовательного классов позволил выявить следующее.

Подростки в целом чаще всего проявляют вербальную агрессию (крик, ссора, повышение голоса, ранимость в отношении критических замечаний).

У подростков гимназического класса более высокие показатели по «открытой» агрессии: физической (65,4%) и вербальной (60,9%) агрессии, в тоже время косвенная агрессия выражена меньше, чем у подростков общеобразовательного класса (52,3%). Подростки общеобразовательного класса имеют несколько менее выраженный уровень физической агрессии (63,3%) и вербальной агрессии (58%). В тоже время более выражена косвенная агрессия (57,41%). Например, зависть, подшучивания, злобные сплетни, которые проявляются в сторону более успешных подростков, в частности, подростков из гимназического класса.

Очень высоки показатели негативизма (65%) в гимназическом классе, что говорит о преобладании у детей чувства не-

«раздражение» и «вербальная агрессия» выше у подростков гимназического класса.

Результаты исследования проявления конфликтного поведения у подростков гимназического и общеобразовательного классов показали следующее. Данная методика позволила нам выделить проявление личностных качеств испытуемых в ситуации конфликта. Самые высокие показатели у подростков обоих классов по шкале «бескомпромиссность», что говорит об излишней устойчивости взглядов, принципов, отношений и оценок, что свойственно возрасту.

Такие показатели как вспыльчивость, обидчивость, неуступчивость, мстительность, нетерпимость, подозрительность у подростков гимназического класса выше, чем у подростков общеобразовательного класса. У испытуемых в общеобразовательной школе напористость (54,6%) проявляется больше, чем у подростков лицея (50%). Это показывает нам, что дети из общеобразовательной школы чаще прикладывают волевые усилия для завершения начатого дела и упорядочения активности.

Подростки из гимназического класса на уровне тенденции более склонны к негативной агрессивности (46,3% / 42,7%), конфликтности (57,4% / 54%), чем подростки общеобразовательной школы.

Согласно теоретическим источникам, поведение материнской фигуры играет ведущую роль в определении уровня агрессии, которые впоследствии формируется у подростка. Следовательно, можно ожидать связи уровня агрессии подростков с некоторыми характеристиками стиля семейного воспитания, особенно касающимися эмоциональной стороны детско-роди-тельских отношений.

Корреляционный анализ между показателями агрессивности и материнским отношением (между результатами, полученными по опроснику «Подростки о родителях» и методике «Бас-са-Дарки») позволил выявить статистически значимые связи на уровне достоверности р<0,05.

У подростков гимназического класса коэффициент корреляции между уровнем раздражения, обидой подростка и непоследовательностью матери по отношению к подростку равен 0,55. Чем больше непоследовательность со стороны матери, тем больше раздражение (г = 0,55) и обидчивость (г = 0,44) подростка.

У подростков общеобразовательной школы была выявлена статистически значимая связь между обидой, раздражением подростка и директивностью матери. Чем выше директивность матери, тем выше показатели раздражения и обиды у подростка (г = 0,69 / г = 0,69). Чем выше враждебность матери по отношению к подростку, тем выше раздражение, обида и физическая агрессия у подростка ( г = 0,61 / г = 0,55 / г = 0,54). Чем выше директивность, враждебность у матери, тем выше обидчивость подростка (г = 0,63 / г = 0,68). Чем меньше позитивный интерес к собственному ребёнку у матери, тем выше обидчивость подростка (г = 0,7). Коэффициенты корреляции по Спирмену статистически значимы на уровне достоверности р<0,05.

Таким образом, подводя итоги исследования, отметим, что наиболее распространена общая агрессивность у подростков-гимназистов, их показатель составляет 68,1%, у подростков общеобразовательного класса уровень агрессии менее выражен и составляет 64,7%.

Высоки показатели негативизма в гимназическом классе (65%), в общеобразовательном классе этот показатель существенно ниже (52,5%).

Методика «Диагностики личностной агрессивности и конфликтности» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) также показала, что уровень агрессивности у гимназистов несколько выше (46,3%), чем у подростков общеобразовательного класса (42,7%). Та же тенденция прослеживается и по показателям конфликтности у детей гимназического класса: они выше, чем у подростков из общеобразовательного класса (57,4% / 54%). Напористость у под-

Библиографический список:

ростков из общеобразовательного класса более выражена, чем у подростков-гимназистов (54,6 % / 50%).

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» позволил увидеть, что у матерей подростков-гимназистов позитивный интерес к детям существенно выше, чем у матерей детей из общеобразовательного класса школы (81,5% / 71,7%). Также более высокие показатели директивности у матерей гимназистов, чем у матерей школьников из общеобразовательного класса (54,2% / 51,3%). Враждебность (28,24% / 51,25%) и непоследовательность (25,2% / 35%) по отношению к подросткам у матерей подростков из общеобразовательного класса из школы выше, чем у матерей подростков-гимназистов.

Наиболее высокие показатели агрессивности показывают подростки общеобразовательной школы в семьях с враждебным, директивным и непоследовательным отношением матери, где у подростков она содержит 64,7%, а у матери -28,24%./51,3%/51,25%.

Такое отношение рассматривается подростками как зависимость материнского статуса и оценки окружающих от благосклонного поведения ребёнка, навязывания ему чувства вины (обиду) по отношению к ней ее постоянными напоминаниями о том, что мать жертвует всем ради ребёнка. А враждебность матери в отношениях с ребёнком характеризуется излишней строгостью в межличностных отношениях, которые требуют от них полного послушания.

Наиболее высокие показатели агрессивного поведения дали подростки гимназического класса (68,1%) из семей с непоследовательным отношением матери (35%). Непоследовательность в отношении к ребёнку вызывает раздражение и обиду, которые оцениваются подростками как чередование таких психологических тенденций интерперсональных взаимоотношений, как господство силы и амбиций, с одной стороны, и покорность, деликатность и недоверчивая подозрительность, с другой.

1. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Под ред. Д.И. Фельд-штейн. Москва: НПО МОДЭК, 2006.

2. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. Москва: «Когито-Центр», 2008.

3. Суворова О.В. Модель полисубъектной коммуникативно-познавательной среды образовательного учреждения. Вестник университета (Государственный университет управления). 2011; 14: 127-131.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. Санкт-Петербург: Питер, 1997.

5. Суворова, О.В., Васильева, Е.Н. Эмоциональное и социальное развитие старшего дошкольника в зависимости от материнского принятия. Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2004; Выпуск 1 (3): 12-26.

6. Суворова О.В. Влияние семейной и образовательной среды на развитие субъектности ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному детству. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012.

References

1. Semenyuk L.M. Psihologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrekcii. Pod red. D.I. Fel'dshtejn. Moskva: NPO MOD'EK, 2006.

2. Mozhginskij Yu.B. Agressivnost' detej i podrostkov. Raspoznavanie, lechenie, profilaktika. Moskva: «Kogito-Centr», 2008.

3. Suvorova O.V. Model' polisub'ektnoj kommunikativno-poznavatel'noj sredy obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Vestnik universiteta (Gosu-darstvennyj universitet upravleniya). 2011; 14: 127-131.

4. B'eron R., Richardson D. Agressiya. Sankt-Peterburg: Piter, 1997.

5. Suvorova, O.V., Vasil'eva, E.N. 'Emocional'noe i social'noe razvitie starshego doshkol'nika v zavisimosti ot materinskogo prinyatiya. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya «Social'nye nauki». 2004; Vypusk 1 (3): 12-26.

6. Suvorova O.V. Vliyanie semejnoj i obrazovatel'noj sredy na razvitie sub'ektnosti rebenka v period perehoda ot doshkol'nogo k mladshemu shkol'nomu detstvu. Nizhnij Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2012.

Статья поступила в редакцию 10.03.15

УДК 371: 351. 851

Darvish O.B., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Department of Psychology, Altai State Ped. University (Barnaul,

Russia), E-mail: darvish2772@ mail.ru

INCREASING THE LEVEL OF TEAM WORK IN SPORT GROUPS AND ITS INFLUENCE ON PSYCHOLOGICAL RESIS-TACE OF SPORTSMEN. The article deals with the problem of team work in a group of sportsmen and its influence on the relations between team members and psychological resistance of sportsmen. The author shows that the realization of social and psychological training during the research contributes to the group work that increases and social and psychological climate improves in sport team groups. The article defines peculiarities of intra-group structure in the teams of sports, high-status-role relations. The realization of social and psychological training, other forms and methods contribute to the sportsmen personal qualities development, building trust-based relationships, coordinated decision of stated tasks. It leads to team work in groups, the increase of team spirit, group development and psychological resistance of sportsmen. The author gives many names of other researchers who studied this issue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.