УРОКИ ПСИХОЛОГИИ С АРТ-ТЕРАПИЕЙ В ПРОЕКТЕ
ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЫ
Валанова Нина Михайловна
педагог-психолог МБОУ «Паратунская средняя общеобразовательная школа»,
РФ, Камчатский край, г. Елизово E-mail: valanova56@yandex. ru
PSYCHOLOGY LESSONS WITH ART THERAPY IN THE PROJECT OF THE SCHOOL INNOVATIVE OFFENSIVE ACTIVITY
Nina Valanova
teacher-psychologist, Municipal Budgetary General Education Institution "Paratynka Secondary General School", Russia, Kamchatka Krai, Elizovo
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается актуальность введения уроков психологии с арт-терапией в проек профилактической деятельности школы с целью гармонизации личности учащихся, предупреждения эмоционально-личностных нарушений, возникновения проблем психического здоровья. На основании полученных результатов обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения личности младшего школьника в течение всего периода пребывания в младшей школе с обучением учащихся регуляции поведения, самоанализу и самопомощи.
ABSTRACT
The article deals with the relevance of psychology lessons with art therapy in the project of the school with the aim of pupils' personality harmonization, precaution of emotional personality disorders, appearance of mental health problems. On the basis of received results the necessity of psychological pedagogical support of individuals during the junior school teaching them behavior regulation, self analysis and self-care.
Ключевые слова: профилактика, гармонизация личности, урок психологии, арт-терапия.
Keywords: precaution; personality harmonization; a psychology lesson; art therapy.
Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил приоритетным направлением духовно-нравственное развитие и воспитание личности школьника, сохранение здоровья и предупреждение возникновения проблем. Антропоцентрический подход предполагает умение педагога видеть «многообразие» учащихся, учитывать индивидуальные, возрастные и личностные особенности различного контингента детей (одаренных, девиантных, учащихся с ограниченными возможностями, с ЗПР) и реагировать на их потребности. Существующая зачастую несостоятельность традиционных психологических методов работы указывает на необходимость разработки инновационных проектов по развитию, формированию и становлению личности младшего школьника.
Опыт работы с младшими школьниками обозначил целесообразность предлагаемых уроков психологии с применением техник групповой арт-терапии, имеющей «экономичный» характер и позволяющей работать с широким спектром трудностей и разными категориями детей одновременно. Художественное самовыражение детей в тех формах, которые используются в «педагогическом» направлении, так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребёнка, а потому может рассматриваться как весомый психогигиенический (психопрофилактический) и психокоррекционный фактор [13]. Арт-терапия (не арт-педагогика) в данном понимании имеет неклиническую направленность. Она рассчитана на потенциально здоровую личность, когда на первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.
Регулярность встреч специалиста с классом в течение всего периода в такой форме позволит психологу участвовать наряду с педагогом в выполнении поставленных задач, а так же остановить процесс начинающейся опасной дезадаптации, предупредить течение латентного хронического «неблагополучия», стабилизировать психологическое состояние. Характер трудностей и их «масштабы» приводятся в различных научных исследованиях
и представлены широким спектром эмоционально-личностных проблем: невроз, называемый «болезнью личности», психосоматические явления «болезни адаптации», субдепрессивные состояния, отверженность в коллективе, аутоагрессия, аддиктивное поведение, «синдром неуспешной личности». По данным многих авторов к младшему подростковому возрасту наблюдается увеличение числа нервно-психических заболеваний у детей в 4 раза [16], и лишь у 13 % учащихся начальной школы диагностируется по гармоничный тип развития [12].
Арт-терапия в образовании — это системная инновация, которая характеризуется: 1) комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; 2) многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; 3) относительной самостоятельностью от других составляющих педагогической действительности; 4) способностью к интеграции, трансформации [11]. Процесс психического развития (онтогенез) в концепции онтогенетически — ориентированной системной арт-терапии (Копытин А.И., Свистовская Е.С.) [10] рассматривается в контексте влияния широкого набора различных внутренних (конституционно-генетических, личностных) и внешних (семья, микросоциум) факторов. В качестве основной цели арт-терапия с детьми рассматривает позитивные личностные изменения, полученные при коррекции неадекватных когнитивных, эмоциональных и поведенческих стереотипов. В результате происходит поступательное или даже форсированное развитие различных психических процессов и подсистем личности ребёнка.
Результаты многолетней работы по созданию системы здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе показали эффективность применения техник арт-терапии, как инструмента прогрессивной психологической помощи, в профилактической работе психолога, их востребованность со стороны детей, учителей и заказчиков образовательных услуг — родителей [3; 4]. Этапы работы по созданию здоровьесберегающей деятельности в школе включали в себя, как
гармонизацию первоклассников творческим самовыражением и организацию «скорой помощи» (музыкотерапия, игротерапия, песокотерапия, сказкотерапия), так и проведение мониторинга здоровья с предупреждением «угроз и рисков» в развитии детей на ранней стадии. Слабая эффективность просветительского и консультативного направления деятельности психолога со всеми субъектами образовательного процесса в период апробации мониторинга здоровья определили возникшую актуальность возвращения к первичной профилактике возможных нарушений психического и соматического здоровья.
Разработанная стратегия сопровождения выявленных
нейропсихофизиологическими индикаторами 34 % учащихся с признаками ММД, симптомами субдепрессии, психосоматическими явлениями и невротической тенденцией и объёмы требуемых работ с применением техник арт-терапии являются доказательством этому. Необходимо структурировать, организовать деятельность таким образом, чтобы традиционно не оставлять детей после занятий, либо эпизодически использовать учебное время других преподавателей для общения с детьми и проведения других исследований. Первичная профилактика всех учащихся начальной школы, в отличие от традиционной работы в школе по вторичной и третичной профилактике учащихся «групп риска», достаточно успешно прошла апробацию на занятиях с первоклассниками.
В работе по программе «Гармонизации личности младшего школьника творческим самовыражением с элементами арт-терапии» выделялись темы: «творческое самовыражение индивидуальности», «гармонизация эмоционального состояния», «принятие себя и мира». На основании опыта на уроки психологии в течение 4-х лет перспективно «вынесение» тем: «Я-школьник», «Я-в коллективе», «Я-свободный уверенный интеллигентный человек», «Я-гражданин своей страны». В процессе проведения занятий решались воспитательные, диагностические, развивающие, коррекционные, психотерапевтические задачи. Эффективным явилось свободное самовыражение посредством любых материалов и средств, имеющихся в
распоряжении учащихся, для устранения «внутренних», т. е., связанные с самочувствием и настроением) или «внешних» (связанных со взаимоотношениями с окружающими) проблем, улучшение состояния [13].
Заблокированные эмоции освобождались придуманными приёмами оглушения страха, утопления и превращения страшных грустных рисунков в творческую, счастливую композицию; внутреннюю агрессию «помещали» в пластический материал в момент прикрепления к колючкам, символа агрессивных реакций ребёнка на окружающий мир, цветов; стратегии справляться с гневом формировалась последовательно в серии рисунков с обсуждением приемлемых способов. Экспрессивное отреагирование агрессии при использовании определённых материалов, игр и упражнений дополнялось вариантами рисования каракулей, «живописи тела», расширялось за счёт применения элементов телесно-двигательной и музыкальной терапии. Коррекция эмоционального состояния обусловлена особенностями психики детей: естественностью и близостью «языка» изобразительного искусства, не столь ясным осознанием границы между реальностью и фантазией; легкостью идентификации с различными персонажами и ситуациями, способностью к «аутотерапии» (достижения определённой степени контроля над своими переживаниями).
Арт-терапевтические приёмы переводят восприятие на более глубокий уровень, когда «проживание» воздействия становится целостным и осмысленным, а эффект — устойчивым, и помогают достичь полноценного развития психики школьников и адаптировать их к социуму. В результате были достигнуты положительные изменения, как у адаптированных детей, так и у детей со средней степенью дезадаптации, исчезли невротические симптомы (в 9 из 10 случаев). Эта программа позволила первоклассникам успешно адаптироваться к обучению в школе, создала безопасное пространство для общения в коллективе, условия для самовыражения, объединила совместной деятельностью, способствовала повышению уверенности в своих силах, уменьшению тревожности и агрессии.
Анализ полученных данных мониторинга здоровья показал преобладание у учащихся второго года обучения отрицательных эмоций, при сравнении показателей эмоционально-энергетического обеспечения 1 и 2 классов. Увеличение детей с хроническим переутомлением, компенсируемым состоянием усталости, преобладанием отрицательных эмоций и появлением риска заболеваний вегетативной нервной системы и субдепрессий, в классе без проведения профилактических работ указывает на необходимость инноваций. Для первоклассников же характерно стабильное состояние, улучшение оптимального состояния работоспособности к концу учебного года при наличии учителя с большим стажем работы и личностной моделью общения при низкой численности класса. Сложность создания полного комплекта «идеальных» условий доказывает необходимость помощи учащимся, учителю и семье. Актуальность профилактической работы с детьми подтверждается и научными данными: увеличение числа первоклассников с нарушениями психического развития пограничного характера с 20 % до 60—70 % к концу учебного года [1]. Эмоциональные нарушения у детей свидетельствуют о «сбое», произошедшем между ребёнком и средой, а длительное пребывание в этом состоянии блокирует и искажает его личностное развитие. При этом на первый план в перспективе выходит разработка системы «адекватно-эффективной» профилактической работы с семьей и школой, как главными составляющими здоровьесберегающего пространства.
Психолог, как учитель, может внести реальный вклад в содержание образования, имея доступ к большому количеству детей в течение длительного времени при внесении уроков в концепцию школы (если это школа специализированная), либо существовании в виде факультативов [12], работая с эмоциональной сферой. При этом у психолога, как у администрации школы появляются широкие возможности для организационной гибкости. Учитель психологии может совмещать работу в школе с другими видами деятельности (например, с преподаванием в вузе), а администрация, при необходимости,
привлекать в школу квалифицированных и опытных специалистов различных сфер практики.
В основе реализации программы уроков психологии лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с осознанием ценности, уникальности себя и окружающих), инструментально-технологический (овладение рефлексией) и потребностно-мотивационный (потребность в саморазвитии и самоизменении).
Уроки, переходящие в работу детской группы встреч, которая одновременно является и группой психического развития, и группой личностного роста, отвечают задаче предупреждения проблем младших школьников. В контексте выявленных проблем, целесообразно уроки психологии проводить с ориентацией на обучение учащихся регуляции поведения, самоанализу и самопомощи.
Задачи:
• осознание учащимися ценности, уникальности себя и формирование позиции школьника, члена коллектива, гражданина страны, уверенного свободного человека;
• обучение адекватной регуляции поведения с сохранением баланса между различными аспектами личности, баланса между потребностями ученика и общества;
• овладение ребенком рефлексией, как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими с сохранением баланса коммуникативных, когнитивных, эмоциональных, рефлексивных, поведенческих аспектов;
• обучение опыту преодоления трудностей, соответствующий его возможностям и особенностям темперамента, без отрицательных последствий для здоровья;
• обучение формам и техникам самоподдержки с опорой на внутренние ресурсы, жизненный оптимизм, развитие активности как возможности адекватного разрешения взаимосвязи адекватных жизненных задач;
• развитие у школьника стрессоизменчивости — возможности адекватного приспособления к неблагоприятным условиям.
Курс, введенный в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках здоровьесберегающего направления (вторая половина дня, урок «здоровья»), может изучаться с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Еженедельные уроки психологии, формально объединенные годовой программой, содержательно могут включать разные методы работы с детьми: наблюдение, естественный эксперимент, игры, консультации, дискуссии, диалоги. Использование в учебно-воспитательном процессе арт-терапевтических техник представляется необычайно ценной инновационной идеей, поскольку для детей более приемлем не вербальный канал коммуникации, а «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это делает арт-терапию незаменимым инструментом для исследования и гармонизации внутреннего мира ребенка. Динамика происходящих изменений в процессе работы может быть охарактеризована, как движение от бессознательного к смыслу, от слабости — к силе, от фрагментарности — к единству, от неуверенности в себе — к самодостаточности [13]. Занятия могут быть скомпанованы так, чтобы появилась возможность проводить тренинги, группы развития, психодиагностические исследования. Урок психологии — это специфическая, уникальная форма общения взрослого с ребенком, учителя с обучаемым, психолога с клиентом.
В отдельном блоке планируется обучение техникам нейтрализации стресса школьных и жизненных ситуаций для предупреждения риска эмоциональных нарушений и расстройств: психогимнастика М.И. Чистяковой, дыхательная гимнастика А.С. Стрельниковой, аутогенная тренировка, мышечная релаксация с быстрым снятием напряжения, визуализация, рациональная терапия сформированных «долженствований». Для исключения состояния фрустрации
при длительном пребывании ребенка в состоянии негативного эмоционального возбуждения, когда разрушается внутренняя структура личности, тормозятся процессы индивидуализации и социализации.
Помощь в осознании своих разрушительных тенденций, обучение приемлемым способам освобождения от страхов, агрессии, гнева в ситуации запрета на переработку и выражение эмоций, способных привести к соматизации, способствует их трансформации. А также происходит предупреждение депрессии, возникающей при наличии внутреннего бессознательного конфликта у ребенка и переживании им гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда хорошим, добрым и сохранить расположение.
В качестве промежуточных результатов работы ожидаются такие изменения в поведении детей, как:
• приобретение навыков конструктивного реагирования и поведения в стрессовых ситуациях («избавление», «расслабление», «отпускание плохих мыслей», «позитивное самоутверждение»);
• избавление от эмоциональной боли в ситуации долженствования, ведущей к неадекватным завышенным притязаниям и внутреннему невротическому конфликту;
• развитие чувства уверенности в себе, уменьшения социальной изолированности значимых и других отношений и приобретение навыков межличностного общения детьми с признаками субдепрессий, чувствительным к обидам и несправедливости, предрасположенным к неврозу учащимся из дисфункциональных семей с атмосферой тревожности, вины и напряжения.
• освоение психотехник, способствующих раскрытию собственных потенциальных возможностей («мои достоинства», «прошлые успехи», «ресурсы достижения», «позитивное самоотношение»);
• формирование привычки фиксировать свои достижения, настраиваться на успех и вырабатывать положительное отношение к самому себе (чувство собственной уникальности, ценности, чувство собственного достоинства).
В процессе работы по максимальному раскрытию целостности личности необходимо получение следующих показателей в эмоциональном и личностном развитии детей:
• осознание себя с точки зрения члена коллектива («мои права», «точка зрения», «сотрудничество», «конфликт»), которое формируется вместе с обучением совместному решению проблем, переживанием групповых достижений, результатов, ощущением причастности к общему делу с его правилами. Не реализованная базовая потребность в сопричастности, уважении, безопасности приводит к формированию у детей чувства страха, стыда, вины, порождает защитные реакции и соответствующие формы поведения, тенденцию к неврозу.
• становление уверенного свободного, интеллигентного человека с развитием умений защищать границы, возражать и отказывать, приветствовать и прощаться, просить, прощать, благодарить. Обучение детей умению защищать свои права, отстаивать границы, отказывать другим необходимо для предупреждения психосоматических заболеваний и профилактики субдепрессивных состояний.
• принятие младшими школьниками позиции «Я-гражданин своей страны» («толерантные установки», «социальная позиция», «точка зрения», «дискриминация», «мораль», «нравственность»).
Таким образом, уроки психологии с арт-терапией можно рассматривать как один из важнейших элементов психопрофилактической работы, мало разработанного вида [6] деятельности школьного психолога, важность которого признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к школьной психологической службе.
Список литературы:
1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и их влияние на состояние здоровья учащихся /М.М. Безруких. Справочник руководителя образовательного учреждения. — № 8. — 2009. — С. 65—74.
2. Валанова Н.М. Информация для родителей. Н. Новгород: Поволжье,2008. — 287 с.
3. Валанова Н.М. Арт-терапия в условиях школы на этапе предупреждения проблем в развитии личности ^б.ст. по материалам XLI международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» № 6(41) Новосибирск: Изд. «Сибак», 2014 — С. 12—17.
4. Валанова Н.М. Здоровьесберегающий подход к построению новой школы/ Cб. ст. по материалам XXXVII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Под общ.редакц. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014, — С. 135—140.
5. Валанова Н.М. Проблемы оценки и улучшения качества образования в начальной школе / Cб.ст. по материалам XXVI международной заочной научно-» № 5(26) Москва, Изд. «Международный центр науки и образования практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии», 2014, — С. 141—145.
6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики М.: Педагогика, 1991 — 287 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб: Издательство «Речь», «ГЦ Сфера»; 2001 — 400 с.
8. Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе./ М.В. Киселёва. Речь, 2007. — 336 с.
9. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М.В. Киселёва. Переиздат. СПб.: Речь, 2012. — 160 с.
10. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков./ А.И. Копытин,, Е.Е. Свистовская. М.: «Когито-Центр», 2007. — 197 с.
11. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь,2008. — 256 с.
12. Никольская И.М. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд. Допол. и перераб./ И.М. Никольская, Бардиер Г.Л. СПб.: Речь, 2004.
13. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
14. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития/ С.Г. Рыбакова. СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
15. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей/ Н.О. Сучкова. СПб.: Речь. М.: Сфера, 2008. — 112 с.
16. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития/ Д.И. Фельдштейн , «Директор школы», — №5, — 2010, — С. 47—5118.