Проблемное обучение основано на создании своего рода мотивации, поэтому одинаковое конструирование дидактического содержания материала, который может быть представлен в качестве цепи задач для создания проблемной ситуации, происходящие изменения в различных сферах деятельности в различных зарубежных странах требуют с человека самостоятельно мыслить, творчески подходить к своему делу, применять самые оптимальные способы в своей деятельности.
Данные тенденции модернизации образования находят своё отражение в изменениях, происходящих в школах в обучении информатике.
В настоящее время главным принципом обучения информатике в общеобразовательных школах является развивающий принцип обучения. В соответствии с данным принципом главная задача обучения информатике - общее интеллектуальное развитие, то есть формировать у учащихся качество мыслить для того, чтобы в процессе обучения информатике полностью функционировали в современном обществе. Однако, этого нельзя достичь, если применять методы и способы, направленные на подачу готовых знаний.
Вышеприведенные мнения и выводы указывают на то, что применение технологии проблемного обучения в школах считается одним из главных задач и определяет значимость вопроса.
Таким образом, при преподавании предметов (в частности информатики) нужно применять такие методы и способы, чтобы они давали возможность формировать исследовательский опыт деятельности учащихся, обеспечивали способ их самостоятельного и творческого мышления. На практике данный подход можно реализовать с помощью проблемного обучения, направленного на развитие способностей творческой деятельности учащихся и раскрытие новых знаний и способов деятельности.
Список литературы /References
1. Приказ президента Республики Узбекистан ПФ № 5538 от 5 сентября 2018 года «О принятии дополнительных мер по усовершенствованию системы управления народным образованием».
2. Приказ президента Республики Узбекистан ПФ № 5544 от 21 сентября 2018 года «О подтверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан в 2019 -2021 г.г.».
3. Узакова Л.П. Этапы организации проблемного обучения // Касб-хунар таълими. Ташкент, 2007. № 3. С. 8.
4. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе // Начальная школа плюс До и После, 2010. № 1. С. 36-38.
5. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа иия, пути ее реализации. Выпуск 3. М.: "Баласс", 1999. С. 85-93.
THE USE OF ART THERAPY TECHNIQUES TO REDUCE EMOTIONAL STRESS OF CHILDREN, PRONE TO AGGRESSIVE BEHAVIOR Stafeeva M.G. (Russian Federation) Email: [email protected]
Stafeeva Marina Gennadevna - Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN № 178, IVANOVO
Abstract: the article deals with the problem of aggressive behavior of preschool children. From observations over the past few years, the author notes that the number of aggressive children in the children's team is increasing. The article considers the main reasons for aggressive behavior of preschool children and forms of their manifestation. The author presents the experience of working
99
to reduce the psycho-emotional stress of preschoolers. After studying various literature on this issue, the author considered the method of Art therapy as one of the main directions for the correction and prevention of aggressive behavior in children. Of several types of Art therapy, the author pays special attention to Isotherapy, drawing using non-traditional techniques. In the article, the author describes how this technique helps to solve the problem of aggressive behavior of preschool children.
Keywords: aggressive behavior, psycho-emotional stress, "Art Therapy", unconventional drawing techniques.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ, СКЛОННЫХ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Стафеева М.Г. (Российская Федерация)
Стафеева Марина Геннадьевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново
Аннотация: в статье рассматривается проблема агрессивного поведения дошкольников. Из наблюдений за последние несколько лет работы, автор отмечает, что количество агрессивных детей в детском коллективе становится больше. В статье рассматриваются основные причины агрессивного поведения дошкольников и формы его проявления. Автор представляет опыт работы по снижению психоэмоционального напряжения дошкольников. Изучив различную литературу по данному вопросу, автор рассмотрел метод Арт-терапии, как одно из основных направлений по коррекции и профилактике агрессивного поведения детей. Из нескольких видов Арт-терапии автор уделяет особое внимание Изотерапии, рисованию с использованием нетрадиционных техник. В статье автор рассказывает, как эта техника помогает решать проблему агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: агрессивное поведение, психоэмоциональное напряжение, «Арт-терапия», нетрадиционные техники рисования.
Работая воспитателем в детском саду, я столкнулась с проблемой агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Следует отменить, что с каждым годом количество детей с нарушением поведения увеличивается. Если в первые годы моей работы (2003 -2005 гг.) в детском коллективе было 1-2 таких ребенка (8%), то сейчас их количество достигает до 4-5 человек (21%).
В 2017 году нами было проведено исследование по выявлению агрессивных детей в МБДОУ «Детский сад № 178». Результаты исследования показали, что тенденция роста количества детей склонных к агрессивному поведению, наблюдается и в других возрастных группах дошкольного учреждения.
Распознать ребенка с агрессивным поведением не трудно. Такой ребенок отказывается соблюдать принятые правила, не умеет находить контакт со сверстниками, отбирает игрушки, обзывается, дерётся (царапается, кусается, плюётся). Очень часто проявляет негативную эмоциональную реакцию, пытаясь добиться своего.
В результате анализа литературных источников, мной был сделан вывод, что проблема агрессивного поведения обусловлена повсеместной демонстрацией сцен насилия в средствах массовой информации и компьютерных играх, увеличении количества семей, в которых нормой является демонстрация агрессивного поведения.
Следует обратить внимание, что при нарушении поведения и проявлении агрессии дети хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта, хуже усваивают образовательную программу, у них наблюдается повышенная
утомляемость, ухудшается самочувствие, происходит снижение эффективности взаимодействия со сверстниками.
Таким образом, передо мной возникли следующие вопросы. Каковы эффективные способы работы по профилактике агрессивного поведения? Как в ДОО можно создать условия для работы с такими детьми?
На мой взгляд, основой агрессивного поведения является неспособность ребенка к контролю экспрессии, низкий уровень развития эмоционального интеллекта, а также трудности управления и понимания своих эмоций и чувств. Поэтому, работа по снижению психо-эмоционального напряжения дошкольников явилось одним из основных направлением по коррекции и профилактике агрессивного поведения детей.
Изучив различные методы и приёмы по снятию психо-эмоционального напряжения дошкольников, меня заинтересовал метод «Арт-терапия». Арт-терапия (лат. ате — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Эта техника не требует наличия у ребенка способностей к творчеству. В художественном творчестве ребенок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты.
Поскольку дошкольники очень любят рисовать, из всех видов «Арт-терапии» я остановилась на Изотерапии, рисование с использованием нетрадиционных техник. Как же техника решает проблему агрессивности?
Рисование ценно тем, что дает возможность детям полнее выразить себя невербально -ведь вербальная система коммуникаций развита у них еще недостаточно. Кроме того, рисование позволяет ребенку расслабиться, дать волю своей фантазии. Рисование - это не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития ребенка, поскольку помогает ему разобраться в своих переживаниях [1].
Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.
Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить: «Что изображено на рисунке», «Что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев», «Может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний)», «Изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой гнев». Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку, чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а, следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом.
В настоящее время мы с ребятами познакомились с такими техниками как: рисование на мятом листе бумаги, пальцами и ватными палочками, жёсткой кистью, губкой, рисование на мокрой бумаге, создание изображений с помощью круп (манная, геркулесовая и гречневая), техника раздувания краски, Эбру (рисование красками по воде).
В своей работе по технике «Изотерапия» я придерживаюсь нескольких условий:
1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью
предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.
3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и
удерживают внимание.
Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных [2].
Для достижения желаемого результата в борьбе с агрессией дошкольников, работа по снижению эмоционального напряжения должна проводиться в комплексе. Потому к занятиям мною были привлечены все участники образовательных отношений. Для ознакомления родителей с техникой Изотерапии мы организовали занятия в детско-родительской группе «Мы вместе». На таких занятиях родители получают возможность «поучаствовать» в процессе создания рисунков вместе со своим малышом, приобретают опыт, как организовать такие занятия в домашних условиях.
Для своих коллег, которые тоже сталкиваются с подобными проблемами в своей работе, мною был организован в ДОО мастер-класс. В рамках мастер-класса я поделилась опытом работы и рассказала коллегам про метод «Арт-терапии». А также я продемонстрировала свой опыт на межрегиональной научно-практической конференции.
Повышение количества детей с агрессивным поведением в дошкольном учреждении это действительно проблема нашего времени. Такие дети требуют повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Чтобы это состояние не перешло в устойчивые черты личности, уже сейчас необходимо помогать детям справляться со своими негативными эмоциями.
Список литературы /References
1. Мардер Л. Цветной мир. СПб, 2001.
2. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону. Феникс, 2005.
3. Демко Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет: дис. канд. пед. наук / Е.В. Демко. Аравир, 2005.