- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 159.955
З. Н. Платонова, И. П. Борисова
Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Исследование самооценки детей с задержкой психического развития считается одним из способов определения успешности их адаптации в обществе, в связи с этим современная психология рассматривает проблему исследования особенностей формирования самооценки у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) как одну из наиболее актуальных. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что уровень самооценки у младших школьников с ЗПР не сильно отличается от уровня самооценки младших школьников с нормальным развитием. Полученные результаты могут указывать на то, что у большинства детей младшего школьного возраста и с ЗПР, и с нормальным развитием наблюдается адекватный, средний уровень самооценки. Кроме того, можно сказать, что заниженная самооценка больше характерна младшим школьникам с ЗПР, чем младшим школьникам с нормальным развитием, а завышенная самооценка чаще проявляется у младших школьников с нормальным развитием.
Ключевые слова: адаптация, самооценка, задержка психического развития, младший школьный возраст, неадекватная самооценка.
Z. N. Platonova, I. P. Borisova
Self-Assessment of Young School age Children with Mental
Retardation
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The study of retarded children's self-esteem is thought to be one of the ways to determine the success of their adaptation in the society. Thus, the modern psychology considers studying the features of self-esteem formation in junior schoolchildren with mental retardation (hereinafter referred to as "MR") as one of the most urgent.
According to the results of the study, we conclude that the self-esteem level in younger schoolchildren with MR does not differ much from the self-esteem level of junior schoolchildren with the normal development. The obtained results may indicate that most of primary school age children, both normal and mentally retarded, have
ПЛАТОНОВА Зинаида Николаевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет.
E-mail:[email protected].
PLATONOVA Zinaida Nikolaevna - Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
БОРИСОВА Ирина Петровна - студент 4 курса, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет.
E-mail:[email protected]
BORISOVA Irina Petrovna - 4-year student, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
an adequate, average level of self-esteem. In addition, it can be said that low self-esteem is more characteristic of younger schoolchildren with MR than of younger schoolchildren with normal development, and overestimated self-esteem is more often manifested in younger schoolchildren with normal development.
Keywords: adaptation, self-esteem, mental retardation, junior school age, inadequate self-esteem.
Введение
Вопрос о проблеме самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития считается весьма актуальным в современной психологии, и с каждым годом интерес к этой проблеме значительно возрастает.
В современном значении под задержкой психического развития (ЗПР) подразумевается временное нарушение темпа психического развития или отдельных ее функций.
Дефектологи В.И. Бондарь, Т. А. Власова, К.С. Лебединская и др. - первые исследователи проблемы задержки психического развития детей [1].
У большей части детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) одной из важных проблем для развития является проблема самооценки: осознание себя как личности, собственных качеств, отношения окружающих к себе и их причины. Учеными было выявлено, что уже в первый месяц обучения в 1 классе у 30% младших школьников выявляются проблемы со сменой вида деятельности, с привыканием к учебе, к тем, кто учится в одном классе, а также проблемы с недомоганиями, имеющими психосоматические причины. Для этой группы детей характерна неадекватно завышенная или заниженная самооценка. Среди проблемных детей «львиную долю» составляют дети, у которых задерживается развитие психики.
Целью исследования является изучение особенностей самооценки у детей с 7-10 лет, имеющих разный уровень психического развития.
Особенности самооценки у младших школьников с ЗПР
В младшем школьном возрасте происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Она вызывает кризис 7 лет, затем изменение статуса дошкольника на статус школьника. Меняется сама психика, затем появляются изменения в поведении детей, которые могут затем вызвать изменения в их самооценке. Е.П. Шигина под самооценкой понимает представление человека о важности своей деятельности, своих плюсов и минусов, поведении в обществе других людей [2].
В младшем школьном возрасте самооценка характеризуется неустойчивостью и одновременно пластичностью, точностью и полнотой представления о своих физических, интеллектуальных и личностных качествах [3].
Изначально самооценку изучали только применительно к детям с нормальным психическим развитием. Исследователи выделили следующие представления о самооценке:
1) самооценка как важнейший компонент самосознания личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Бо-жович, А.И. Леонтьев и др.);
2) самооценка как отождествление с образом «Я» или концепцией «Я» в целом» (И.С. Кон, М.И. Лисина, И.А. Конева и др.);
3) самооценка как самоотношение (С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладхе, В.В. Столин и др.).
Некоторые исследователи отмечают, что именно в младшем школьном возрасте происходят существенные личностные и индивидуальные качества: дети начинают правильно оценивать свои умения, качества и знания, осознавать свои достоинства и недостатки.
Другие исследователи (К. Абульханова-Славская, Д. Эльконин, Б. Ломов, В. Мильман и др.) утверждают, что для того, чтобы у ребенка развивалась адекватная самооценка достижений в учебной деятельности, необходимо, чтобы он научился сравнивать собственную оценку своей учебной деятельности с оценками других (учителей и родителей), и адекватно откликался, не связывая их с содержанием. Отношение к достижениям ровесников - тоже показатель особенностей самооценки школьника. Ребенок с завышенной самооценкой не радуется успехам других, он будет игнорировать и отвергать все, что делают другие. Получается, что
школьник с пониженной самооценкой считает других лучше себя. У детей младшего школьного возраста с ЗПР обнаруживаются все виды самооценки:
1) адекватная устойчивая. Дети, входящие в эту группу, обычно характеризуются такими чертами как активность, бодрость, находчивость, общительность и чувство юмора. Выбор ими заданий адекватен их возможностям;
2) высокая адекватная самооценка. Такие дети характеризуются активностью и максимальной самостоятельностью. Большинство из них являются оптимистами. Они всегда правильно оценивают свои возможности и способности;
3) неадекватная заниженная самооценка. Она может проявляться и в общении с другими, и характере. Такие дети часто переоценивают возможности других;
4) неадекватная завышенная самооценка. Дети не знают своих возможностей и думают, что они у них достаточно хорошо развиты. По этой причине они выберут такие задачи, которые не смогут решить самостоятельно, не решив, не будут искать новых способов ее решения.
Среди исследователей самооценки можно назвать П. Жане, выделявшего 3 группы самооценок:
1) адекватная и устойчивая самооценка (когда ребенок объясняет свое поведение, знает его причины, умеет себя контролировать);
2) низкая и неустойчивая самооценка (когда ребенок не умеет выделять собственные причины своих поступков, не знает их, когда ему нужна посторонняя помощь в развитии контроля над собой;
3) неадекватная самооценка.
По мнению П. Жане, самооценка является результатом поиска в развитии видения собственных достижений, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям» [4].
Чаще всего младшие школьники с ЗПР относятся к себе некритично, неадекватно оценивают свою деятельность. Они хотят предугадать чужое отношение к себе, думают, что оно должно быть только хорошим.
В своих исследованиях К. Лебединская, М. Райская и Г. Грибанова отметили, что дети младшего школьного возраста с ЗПР в большинстве случаев не могут оценивать собственную работу адекватно, их оценка часто бывает завышена. Они плохо контролируют свою учебную деятельность, затрудняются в выборе способов решения задачи, у них нет планов ее решения
[5].
Как показали исследования А.И. Липкиной, посвященные изучению самооценки младших школьников с ЗПР, у детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательных школах, низкий уровень самооценки и неуверенность в себе. Она объясняла это тем, что это дети с ЗПР, у них больше неуспехов в учебе [6].
Когда Г. Липкина изучала в младших классах динамику самооценки, она заметила следующую тенденцию: дети с ЗПР сначала не осознают того, что отстают от своих сверстников и сохраняют высокую самооценку. Когда кто-то предложит им оценить собственную работу, почти все оценят ее более высокими баллами, чем они того заслуживают. Но со временем эта высокая самооценка может резко снизиться, так как в конце учебного года они понимают, что не в силах выйти из числа отстающих. Дети, у которых заниженная или низкая самооценка, считают себя хуже других, недоразвитыми. Г. Липкина считает, что такие дети в будущем не будут ставить далеких целей, тем более достигать их, всегда будут не уверены в себе. Исследуя особенности самооценки, Н. Жулидова приходит к выводу о том, что завышают чаще свои возможности дети с ЗПР. Они не так критично относятся к самому себе. Она утверждает, что если дети младшего школьного возраста с ЗПР будут больше получать положительные оценки от взрослых, то для таких детей будет характерно стремление переоценивать свои возможности [7].
Сравнение уровня самооценки младших школьников с нормальным развитием и младших школьников с ЗПР
Цель нашего исследования: изучить особенности самооценки у младших школьников с разным уровнем психического развития. Объект исследования: 60 детей младшего школьного возраста. Из них 30 детей - с задержкой психического развития и 30 с нормальным развитием.
Нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить исследования об особенностях самооценки у детей с ЗПР;
2) сравнить уровень самооценки младших школьников с ЗПР и младших школьников с нормальным развитием.
Для решения поставленных задач был выбран следующий комплекс психодиагностических методов: методика Г.Н. Казанцевой (изучение общей самооценки), методика «Шкала М.Розенберга» и тест «Дерево с человечками».
Данные для сравнения уровня самооценки младших школьников с ЗПР и младших школьников с нормальным развитием были получены при обработке и анализе используемых методов.
По результатам методики изучения общей самооценки Г. Казанцевой, высокую самооценку имеют 4 (14%) детей с задержкой психического развития и 8 (26%) с нормальным развитием, средний уровень самооценки - 21 (70%) детей с ЗПР и 21 (70%) с нормальным развитием, а низкую самооценку имеют 5 (16%) детей с ЗПР и 1 (4%) младший школьник с нормальным
развитием.
Высокая самооценка Средний уровень Низкая самооценка самооценки
Рис. 1. Результаты методики Г. Казанцевой (изучение общей самооценки)
По графику можно увидеть, у детей с нормальным уровнем развития развита высокая самооценка. А заниженная самооценка характерна детям с ЗПР. Но не смотря на это, у большинства школьников с ЗПР и с нормальным развитием был выявлен средний уровень самооценки.
Для проверки достоверности результатов мы применили непараметрический критерий и Манна-Уитни для независимых выборок: эмпирическое значение и (табл. 1) не находится в зоне значимости.
Таблица 1
Сравнение результатов двух выборок по методике Н. Казанцевой с использованием непараметрического критерия U
Самооценка
и Манна-Уитни W Вилкоксона Z Асимптом.значимость (2-сторонняя) 357,000 822,000 -1,383 ,167
В данном случае значение больше 0,05, следовательно, младшие школьники с ЗПР не сильно отличаются от младших школьников с нормальным развитием по уровню самооценки. По методике «Шкала Розенберга» получились следующие результаты:
Низкий уровень Средний Высокий Очень высокий
уровень уровень уровень
Рис. 2. Результаты методики «Шкала Розенберга»
• низкий уровень имеет всего 1 (4%) ребенок с задержкой психического развития;
• средний уровень у 8 (26%) детей с ЗПР и у 4 (13%) с нормальным развитием;
• высокий уровень имеют 19 (64%) младших школьников с ЗПР и 25 (83%) с нормальным развитием;
• высокий уровень наблюдается у 2 (6%) детей с ЗПР и у 1 (4%) ребенка с нормальным развитием.
У большей части младших школьников с ЗПР и с нормальным развитием преобладает высокий уровень самоуважения. Можно предположить, что они могут адекватно оценивать любые свои качества, понимать свою неправоту, сохранять самоуважение при неудачах, при этом иметь склонность чаще находить причины неуспеха в себе.
Сравнивая выборки с помощью непараметрического критерия и (табл. 2), можно определить незначимость эмпирического значения и. Эмпирическое значение и больше 0,05, значит, что и в данном случае младшие школьники с ЗПР не сильно отличаются от младших школьников с нормальным развитием уровнем самооценки.
Таблица 2
Сравнение результатов двух выборок по методике «Шкала Розенберга» с использованием непараметрического критерия U
Самооценка
и Манна-Уитни W Вилкоксона Z Асимптом.значимость (2-сторонняя) 340,000 805,000 -1,631 ,103
По данным результата методики «Дерево с человечками» было выявлено, что в первом задании «Напоминание себя» большинство младших школьников с ЗПР (6 детей) выбрали «грустных» человечков.
Дети, выбравшие таких человечков, характеризуются отстраненностью, тревожностью и замкнутостью. У таких детей обычно наблюдается заниженная самооценка. Помимо этого 5 младших школьников с ЗПР выбрали веселых, улыбающихся человечков. Мы предполагаем, что эти дети любят общаться с другими, дружны, адекватно оценивают свои возможности.
Преобладающее большинство детей с нормальным уровнем развития выбрали только позитивных человечков: улыбающихся, машущих руками другим и помогающих другим. У таких детей, как правило, бывает адекватная самооценка. Их можно назвать общительными, добрыми, отзывчивыми. Так же наравне с ними дети выбрали человечка, который стоит на верхушке дерева. Его обычно выбирают дети, у которых наблюдается завышенная самооценка.
Во втором задании «Желание быть похожим» учащиеся выбирали того человечка, на которого хотят быть похожими. Дети с ЗПР видят себя на верхушке дерева. Можно предположить наличие скрытых лидерских качеств, желание быть первым среди своих ровесников, быть ценимым ими и уважаемым.
Большая часть детей, которые выбрали этого человечка, в первом задании остановили свой выбор на одиноких и грустных человечках.
Выбор большинством детей с нормальным развитием «позитивных» человечков, может означать то, что они дружелюбны, активны, готовы прийти на помощь человеку.
Итак, по полученным результатам можно заключить, что нет большой разницы в уровне самооценки у младших школьников с ЗПР
и младших школьников с нормальным развитием. Практически у всей выборки выявлен адекватный, средний уровень самооценки. Следует акцентировать внимание на том, что дети с ЗПР все же ниже оценивают свои способности, чем «нормальные» дети, а большинство детей, у которых завышенная самооценка - это младшие школьники с нормальным развитием.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:
Был проведен сравнительный анализ уровня самооценки:
• у младших школьников с ЗПР и у младших школьников с нормальным развитием уровень самооценки не сильно отличается;
• у преобладающей части учащихся начальной ступени обучения (с ЗПР и с нормальным развитием) развита адекватная, средняя самооценка;
• заниженная самооценка больше выявлена у младших школьников с ЗПР, а завышенная самооценка - у младших школьников с нормальным развитием.
Считаем важным учесть, что у многих детей с ЗПР наблюдается непонимание своего «недоразвития» и восприятие себя наравне с другими. Они считают свои способности хорошо развитыми и недостаточно критичны к себе и своим поступкам. Здесь важную роль играют положительные оценки взрослых, которые имеют разные степени воздействия: могут спровоцировать неадекватное отношение к своим возможностям, но в то же время развить адекватную самооценку. Гипотеза исследования частично подтвердилась.
Литература
1. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т.А. Власова, К.С. Лебединская // Дефектология. - 1975. - № 6. - С. 8-17.
2. Шигина Е.П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения // Молодой ученый. -2017. - № 2. - С. 713-715.
3. Бороздина А.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 1992. - Т. 13, № 4. - С. 99-101.
4. Куприянова И.Е. Психическое здоровье детей с ЗПР [электронный ресурс] / И.Е. Куприянова, Н.Ю. Семенова, Б.А. Дашиева, И.С. Карауш // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2011. -№ 1. - С. 45-49.
5. Лебединская К.С., Грибанова Г.В., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. - М.: Когито-Центр, 2010.
6. Липкина А.И., Рыбак Л.Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности / А.И. Липкина, Л.Н. Рыбак. - М., 1968. - 158 с.
7. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития / Н.А. Жулидова // Дефектология. - 1981. - № 4.
References
1. Vlasova T.A., Lebedinskaja K.S. Aktual'nye problemy klinicheskogo izuchenija zaderzhki psihicheskogo razvitija u detej / T.A. Vlasova, K.S. Lebedinskaja // Defektologija. - 1975. - № 6. - S. 8-17.
2. Shigina E.P. Korrekcija samoocenki i urovnja pritjazanij mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija v processe ih psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija // Molodoj uchenyj. - 2017. - № 2. -S. 713-715.
3. Borozdina A.V. Chto takoe samoocenka // Psihologicheskij zhurnal. - 1992. - T. 13, № 4. - S. 99-101.
4. Kuprijanova I.E. Psihicheskoe zdorov'e detej s ZPR [jelektronnyj resurs] / I.E. Kuprijanova, N.Ju. Semenova, B.A. Dashieva, I.S. Karaush // Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. - 2011. - № 1. - S. 45-49.
5. Lebedinskaja K.S., Gribanova G.V., Rajskaja M.M. Podrostki s narushenijami v affektivnoj sfere. - M.: Kogito-Centr, 2010.
6. Lipkina A.I., Rybak L.N. Kritichnost' i samoocenka v uchebnoj dejatel'nosti / A.I. Lipkina, L.N. Rybak. - M., 1968. - 158 s.
7. Zhulidova N.A. Nekotorye osobennosti prognosticheskoj samoocenki i urovnja pritjazanij mladshih shkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija / N.A. Zhulidova // Defektologija. - 1981. - № 4.
^■Mir^ir