Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
238
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развивающие и тренинговые программы в виртуальной реальности / личность в ходе непрерывного образования / психические состояния / креативность / developmental and training programs in virtual reality / personality in the course of continuous education / mental states / creativity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванов Владимир Владимирович

Современные технологии виртуальной реальности (ВР) рассматриваются в качестве эффективного инструмента учебно-воспитательного процесса при реализации непрерывного образования. В результате исследования с использованием современных шлемов vive было установлено, что коррекционные и развивающие программы в ВР в целом позитивно сказываются на личностном функционировании и развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION IN PSYCHOLOGY

Modern technologies of virtual reality (VR) are considered as an effective tool for the educational process in the implementation of lifelong education. As a result of a study using modern vive helmets, it was found that correctional and developmental programs in VR generally have a positive effect on personal functioning and development.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

развития: современные вызовы и риски. Материалы XII Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Изд-во «Перо», 2016. - С. 31-34.

3. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Концепция школьного обучения и воспитания в контексте непрерывности образования // Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные исследования. 2021. № 2 С. 3-16.

4. Рыбакина Н.А. Единство обучения и воспитания в компетентностно-контекстной модели школьного образования // Педагогика и психологи образования. 2017. № 2. С. 66-74.

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Селиванов Владимир Владимирович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. Современные технологии виртуальной реальности (ВР) рассматриваются в качестве эффективного инструмента учебно-воспитательного процесса при реализации непрерывного образования. В результате исследования с использованием современных шлемов vive было установлено, что коррекционные и развивающие программы в ВР в целом позитивно сказываются на личностном функционировании и развитии.

Ключевые слова: развивающие и тренинговые программы в виртуальной реальности, личность в ходе непрерывного образования, психические состояния, креативность.

VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF LIFELONG EDUCATION IN PSYCHOLOGY

Selivanov VladimirVladimirovich (Moscow, Russia), Doctor Psychological Sciences, Professor, Head Department of General Psychology, Moscow State University of Psychology & Education. E-mail: [email protected]

Abstract. Modern technologies of virtual reality (VR) are considered as an effective tool for the educational process in the implementation of lifelong education. As a result of a study using modern vive helmets, it was found that correctional and developmental programs in VR generally have a positive effect on personal functioning and development.

Keywords: developmental and training programs in virtual reality, personality in the course of continuous education, mental states, creativity.

Реализация непрерывного образования в настоящее время предполагает осуществление воспитательных функций. Система воспитания сводится к организации целостного психолого-педагогического сопровождения личности, к патриотическому воспитанию. Эта сторона образовательного процесса оказывается практически нереализованной целенаправленно, особенно, когда речь идет об учении во взрослом и пожилом возрастных периодах онтогенеза. Тем не менее, в традициях выдающихся представителей отечественной педагогики было и остается сейчас рассмотрение образования как комплексного, системного явления, несущего наряду с информационным и физическим развитием, формирование личностных структур обучающегося (П.В. Каптерев, К.Д. Ушинский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин и др.). Раньше в педагогической науке термин «учебно-воспитательный процесс», вероятно, был наиболее употребляемым. Единство когнитивного и эмоционального, аффективного выступало теоретической основой единства обучения и воспитания. На практике данное единство имеет ряд неоднозначных реализаций в психике отдельных людей. Например, можно наблюдать относительно автономное

1 Работа выполнена в рамках госзадания Министерства просвещения РФ (2020-2022) №7300041-21-02 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».

существование в психическом субъекта когнитивной и личностной сфер. В частности, образование в субъективном восприятии учащегося приводит к негативным последствиям в личностном становлении, к эмоциональному, физиологическому перенапряжению, к стрессам, потери времени и денег, к нервно-психическим заболеваниям. Конечно, это не систематическое образование, а фрагментарное, с ориентацией на формирование эмпирического мышления, но это приводит к существенным изъянам организации личности и ее функционирования. Важной задачей, стоящей перед системой непрерывного образования, выступает поиск путей и способов достижения не только обучения в течение всей жизни, но и постоянного воспитания: достижения человеком внутренней гармонии, покоя, развития воли, совершенства, психологического здоровья, самоцельности, самодостаточности и успешной саморегуляции. Одной из значимых целей обучения является достижение общей субъектности учащегося человека.

В этом смысле обучение должно приносить пользу и радость всем, кто включен в данный процесс. Особенно в условиях непрерывного образования данное требование становится актуальным. Значимым выступает реализация праксеологического подхода в сфере обучения взрослых и в целом педагогической праксеологии [2]. Осмысленность, обоснованность, нормосообразность, рациональность, целесообразность, продуктивность выступают праксеологическими характеристиками непрерывного обучения, реализовать которые возможно лишь с учетом того, какое воздействие оказывают обучающие технологии на личность. Почти идеалом является постоянное психологическое сопровождение учащегося в ходе непрерывного образования. Важным средством в современной психокоррекционной, консультационной и терапевтической деятельности выступает настоящая виртуальная реальность [1; 3].

В наших исследованиях было показано, что средства виртуальной реальности являются эффективным инструментом реализации образовательных программ в юношеском и взрослом периодах онтогенеза, позитивно сказываются на развитии познавательных процессов, мотивации [1]. В данной статье в большей степени акцент сделан на демонстрацию возможности использования технологий ВР в психологическом сопровождении субъекта, в реализации воспитательных функций обучения. Сейчас будут представлены данные о влиянии обучающих и коррекционных ВР-технологий на установки, психические состояния, креативность.

ВР понималась и реализовывалась в качестве высшего уровня программирования, характеризующегося трехмерными изображениями объектов, возможностью анимации и интерактивности, эффектом присутствия (однако не вызывающих измененные состояния сознания пользователя) [1].

ВР-программы, созданные под нашим руководством представляют собой конвергенцию традиционных образовательных и воспитательных принципов и новых созидательных технологий (прежде всего технологий ВР). Были созданы две программы (программист В.П. Титов) с учетом дидактических и экологических требований с использованием аватаров - направленные на преодоление никто и клаустрофобии (боязни темного и замкнутого пространства). Основные механизмы действия, реализованные в наших программах: наглядности, системности, связи с жизненными ситуациями, деятельностного отреагирования, систематической десенсибилизации (поэтапное погружение клиента в ситуацию, вызывающую страх от простого до самого волнующего образа). В целом не было получено существенных даже функциональных изменений личностных черт, иерархии мотивов, направленности при использовании краткосрочных тренинговых программ, наиболее восприимчивыми к ВР оказались способности (в том числе когнитивные стили) и сознание (не только сознательные понятия - денотативные значения, но и бессознательные установки - коннотативные) [3].

Исследования с использованием дидактических программ разной степени иммерсивности (монитор/шлем vive) показали, что даже дидактические программы могут существенно изменять психические состояния. Наблюдалось увеличение показателей по

следующим шкалам - активация, тонус, самочувствие, эйфория, уменьшение показателей по астеническому настроению. Не обнаружено достоверных различий на уровне p<0,05 по возбуждению, по тонусу, спокойствию, обычному настроению сразу после ВР-программы на выборке 23 чел. (где 19 чел. прежде работали со шлемами). В этой же группе не обнаружено значимых различий по эйфории после 15 минут работы в ВР.

В контрольной выборке (46 чел.) (использование стационарных персональных компьютеров с мониторами) выявлено достоверное снижение значений по показателю активация (р-value = 0,00 р 0,05). Статистически достоверных изменений по показателям -тонус, возбуждение, самочувствие в данной группе не выявлено. Эта выборка подвергалась воздействию гораздо меньшей по иммерсивности ВР, кроме того, все участники осваивали ВР-программу по геометрии «Теорема о трех перпендикулярах», в которой представлена динамика несложных геометрических фигур и изображений.

Экспериментально продемонстрировано, что высоко иммерсивная образовательная ВР (гарнитура шлемов vive) может приводить к увеличению креативности (определялась тремя методиками - опросником Джонсона, тестами Торренса, Роршаха). В экспериментальной группе (со шлемами vive) по параметрам всех трех тестов диагностированы значимые различия по критерию Вилкоксона не менее, чем в 95 %. В контрольной группе, где испытуемые работали с той же программой («Поверхности второго порядка») на обычных мониторах значимость изменений подтверждена по методике Джонсона и Торренса по критерию Вилкоксона, по критерию G «в Торренсе» изменения не достоверны, по «Роршаху» по двум критериям изменения не достоверны. В целом результаты продемонстрировали, что более высокая иммерсивность даже непродолжительных дидактических ВР-программ способствует большему изменению креативности [5].

Итак, в системе непрерывного образования возможно использование технологий ВР для успешного психологического сопровождения учащихся, коррекции их психического. ВР можно использовать и в качестве диагностического и педагогического инструментария. Можно использовать аватара в ВР вместо непосредственного участия психолога во время консультирования депрессивных пациентов. Виртуальная технология имеет некоторые преимущества перед традиционной психотерапией. Например, пациенты могут чувствовать себя более комфортно, обсуждая свои симптомы с помощью интерактивного программного обеспечения, чем если бы они делали это лицом к лицу с психотерапевтом. Для этого подходит новое программное обеспечение ВР, известное как VRight и разработанное многопрофильной командой инженеров по вычислительной технике и старших психиатров-консультантов и психологов. VRight работает на шлеме Oculus Rift Reality Smartglasses. VRight имитирует одноранговое взаимодействие - разговор, который участник должен вести с цифровым персонажем (аватаром). Этот разговор, который происходит в неформальной обстановке - в баре, касается симптомов депрессии. Участник оказывается перед персонажем, который задает ему вопросы закрытого типа («да/нет»). VRight имеет систему распознавания голоса, способную интерпретировать ответы участника. Терапевт контролирует вмешательство в случае возникновения компьютерной ошибки. Цифровой персонаж имеет тот же пол, что у клиента, но у него отсутствуют специфические физические особенности - это позволяет избежать культурных предубеждений. Результаты этого исследования показывают, что симптомы депрессии, оцененные с помощью теста (PHQ-9), который базируется на критериях DSM-IV, значимо уменьшались за 10 минут работы в данном приложении [4; 5]. Данную технологию можно использовать в качестве психообразовательного инструмента, который может улучшить осведомленность пациентов о симптомах. Использование инструмента ВР для повышения осведомленности о симптомах у пациентов с депрессией является более наглядным, чем печатные учебные пособия. При этом предполагается, что эта технология проста в использовании и приводит к высокому уровню удовлетворенности ее пользователей.

Таким образом преимуществами технологий ВР для реализации непрерывного образования являются: эффективность воздействия на изменение когнитивных и личностных

функциональных свойств; возможность самостоятельного использования клиентом; повышение общей субъектности личности.

Литература

1. Взаимодействие личности и виртуальной реальности: психическое развитие и личностная детерминация: Монография / Под ред. В.А. Барабанщикова, В.В. Селиванова. -М.: Универсум, 2019. - 479 с.

2. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. - М.: Академия,

2005.

3. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности // Непрерывное образование: XXI век. 2016. Вып. 2 (14). Б01: 10.153937j5.art.2016.3128

4. Селиванов В.В., Майтнер Л., Грибер Ю.А. Особенности использования технологий виртуальной реальности при коррекции и лечении депрессии в клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Т. 10, № 3. С. 231-255. Б01: 10.17759/ср!зе.2021100312

5. Селиванов В.В. Технологии УЯ в психологии, психотерапии, педагогике: Монография. - М.: Универсум, 2022. - 232 с.

ТВОРЧЕСКОЕ Я ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Селюч Марина Григорьевна (Благовещенск, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Факультет социальных наук, Амурский государственный университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается личностно-профессиональное развитие педагога как субъективное самоосуществление профессиональной деятельности и индивидуальный способ раскрытия потенциала с опорой на ресурсы его творческого Я.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, личность, творческое Я, профессиональная деятельность.

THE CREATIVE SELF OF A PERSON AS A RESOURCE FOR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER Seluch Marina Grigoryevna (Blagoveshchensk, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Faculty of Social Sciences, Amur State University. E-mail: [email protected]

Abstract. The article considers the personal and professional development of a teacher as a subjective self-realization of professional activity and an individual way of unlocking potential based on the resources of his creative Self.

Keywords: personal and professional development, personality, creative Self, professional activity.

В нашем исследовании мы используем авторское определение: «творческое Я - это системное многокомпонентное и многоуровневое личностное образование, определяющее функциональное единство деятельностного, когнитивного, мотивационного и эмоционального компонентов, качественные характеристики которого определяют показатели при взаимодействии между собой». Указанные компоненты и показатели составляют психологическую структуру творческого Я, а их отношения между собой и взаимосвязи фиксируют индивидуально-качественную специфику проявлений на разных уровнях личностно-профессионального развития педагога. Эта система развивается, достраивается и перестраивается в ходе профессиональной деятельности. Каждый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.