Научная статья на тему 'ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГА'

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное долголетие педагога / профессиональное здоровье / профессиональное / эмоциональное выгорание / личностные ресурсы / professional longevity of a teacher / professional health / professional / emotional burnout / personal resources

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кольчугина Наталья Ивановна, Шмелева Елена Александровна, Кисляков Павел Александрович, Иванова Елена Васильевна

В статье проанализированы причины актуальности феномена «профессиональное долголетие». Профессиональное долголетие педагога является основой профилактики эмоционального, профессионального выгорания, минимизации психологических рисков профессиональной деятельности. Наиболее остро возникает необходимость поиска личностных ресурсов, одним из которых может стать жизнестойкость педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кольчугина Наталья Ивановна, Шмелева Елена Александровна, Кисляков Павел Александрович, Иванова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESILIENCE AS A SIGNIFICANT RESOURCE OF PROFESSIONAL LONGEVITY OF A TEACHER

The article analyzes the reasons for the relevance of the phenomenon of “professional longevity”. Professional longevity of a teacher is the basis for the prevention of emotional, professional burnout, minimizing psychological risks of professional activity. The most urgent need arises to search for personal resources, one of which may be the resilience of the teacher.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГА»

возраста и стажа работы педагоги реже прибегают к такой копинг-стратегии как «поиск социальной поддержки», больше используют непродуктивные поведенческие стратегии.

Результатом данного этапа исследования стало вычисление индивидуального коэффициента психологической компетентности (ПК) и распределение всех педагогов по трем уровням ее сформированности. Высокий уровень был выявлен у 15 % педагогов, средний - у 55 % и низкий у 30 % респондентов. Обращает на себя внимание тот факт, что высокий коэффициент ПК выявлен только у одного учителей с низким уровнем профессиональных достижений.

Таким образом, проведенное исследование убедительно свидетельствует о недостаточной сформированности психологической компетентности у учителей с низкой или недостаточной оценкой их профессиональной деятельности. Зная свои слабые и сильные стороны, особенности психологической компетентности, педагог может рационально выстраивать взаимодействие с учащимися, формировать комфортную образовательную среду и, в конечном счете, быть более успешным.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

2. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 116-120.

3. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: автореф. дис. канд. психол. наук. -Казань, 2000. - 16 ^

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб.: Питер,

2002.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГА1

Кольчугина Наталья Ивановна (Иваново, Россия), старший преподаватель, Университет непрерывного образования и инноваций. E-mail: natal.kolchugina@yandex.ru

Шмелева Елена Александровна (Шуя, Россия), доктор психологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе и дополнительному образованию, Ивановский государственный университет (Шуйский филиал). E-mail: noc_shmeleva@mail.ru Кисляков Павел Александрович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, Факультет психологии, Российский государственный социальный университет. E-mail: Pack.81@mail.ru,

Иванова Елена Васильевна (Иваново, Россия), заслуженный учитель Российской Федерации, заведующий кафедрой, Университет непрерывного образования и инноваций. Email: 19ivanova87ev@gmail.com

Аннотация. В статье проанализированы причины актуальности феномена «профессиональное долголетие». Профессиональное долголетие педагога является основой профилактики эмоционального, профессионального выгорания, минимизации психологических рисков профессиональной деятельности. Наиболее остро возникает необходимость поиска личностных ресурсов, одним из которых может стать жизнестойкость педагога.

Ключевые слова: профессиональное долголетие педагога, профессиональное здоровье, профессиональное, эмоциональное выгорание, личностные ресурсы.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта «Жизнестойкость в психологической безопасности специалистов социономических профессий».

RESILIENCE AS A SIGNIFICANT RESOURCE OF PROFESSIONAL LONGEVITY OF A TEACHER Kolchugina Natalia Ivanovna (Ivanovo, Russia), Senior Lecturer, University of Continuing Education and Innovation. E-mail: natal.kolchugina@yandex.ru

Shmeleva Elena Alexandrovna (Shuya, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director for Research and Additional Education, Ivanovo State University (Shuya branch). E-mail: noc_shmeleva@mail.ru

Kislyakov Pavel Alexandrovich (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Faculty of Psychology, Russian State Social University. E-mail: Pack.81@mail.ru

Ivanova Elena Vasilyevna (Ivanovo, Russia), Honored Teacher of the Russian Federation, Head of the Department, University of Continuing Education and Innovation. E-mail: 19ivanova87ev@gmail.com

Abstract. The article analyzes the reasons for the relevance of the phenomenon of "professional longevity". Professional longevity of a teacher is the basis for the prevention of emotional, professional burnout, minimizing psychological risks of professional activity. The most urgent need arises to search for personal resources, one of which may be the resilience of the teacher.

Keywords: professional longevity of a teacher, professional health, professional, emotional burnout, personal resources.

Актуальность разработки вопросов профессионального долголетия педагога обусловлена рядом причин. Наиболее значимые - ухудшение здоровья учителей, многочисленные проявления признаков эмоционального выгорания, наличие психологических рисков и угроз в профессиональной деятельности.

В работах И.А. Баевой [1; 8], Л.М. Митиной [5-7] отмечаются крайне низкие показатели физического и психического здоровья педагогов, и эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для педагогов со стажем работы в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». Ухудшение эмоционального состояния и психического здоровья педагогов является главным психологическим риском в профессиональной деятельности педагога. Причинами данного риска являются высокие эмоциональные нагрузки, нарушения во взаимоотношениях с участниками образовательных отношений.

Негативные последствия работы учителя - ухудшение психоэмоционального состояния и физического здоровья, подверженность стрессу, значительный уровень тревожности были выявлены в ходе международного исследования TALIS-2018, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития [2]. Источниками стресса педагоги определили перегруженность административной работы, необходимость идти в ногу с меняющимися требованиями властей, ответственность за достижения планируемых результатов учащихся, угрозы и оскорбления со стороны учащихся

По результатам Всероссийского исследования программы «Я Учитель» было выявлено наличие симптомов выгорания у 92 % опрошенных педагогов, а у 38 % выгорание в острой фазе - то есть ощутимо влияющее на качество жизни и способность работать. Чаще всего это вызывается недовольством условиями работы, нехваткой амбициозных задач и возможностей для продвижения по карьерной лестнице [2].

Проблема профессионального выгорания педагогов представлена в работах зарубежных авторов (Maslach С., Jackson S., 1981; Aronson Е., Pines А., 1983; Leiter М., 1997), а в последние годы и отечественных исследователей (Форманюк Т.В., 1994; Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2005; Орел В.Е., 2005) [2].

Ухудшение здоровья, психоэмоционального состояния было выявлено в ходе изучения психологических угроз и рисков в профессиональной деятельности современного педагога. В январе 2022 года был проведен опрос 511 педагогов организаций общего и

среднего и высшего профессионального образования (далее СПО и ВПО) Ивановской области. Педагогам было предложено сформулировать угрозы и риски его психологической безопасности в образовательной среде, которые могут возникать/возникают перед ним в школе, ДОУ, колледже, вузе.

В первой десятке рейтинга угроз и рисков психологической безопасности педагога -высокая интенсивность и большой объем труда, профессиональное и эмоциональное выгорание, агрессивное поведение обучающихся и их родителей, конфликты в отношениях учителя и родителей, завышенные требования и ожидания родителей, усиливающаяся личностная напряженность и снижение стрессоустойчивости, недостаточная материальная обеспеченность, снижение мотивации обучающихся к обучению.

Большинство угроз и рисков, связанных с педагогом, включают ухудшение здоровья, психоэмоционального состояния (эмоциональный дискомфорт, депрессия, уныние, тревога, страх, неуверенность в будущем), признаки, проявления и предпосылки эмоционального выгорания, профессиональной деформации (низкая активность, безразличие, переутомление, усталость, неудовлетворенность работой, высокое напряжение, стресс).

Выявленные психологические риски, ухудшение психического здоровья и психоэмоционального состояния, эмоциональное и профессиональное выгорание, профессиональная деформация актуализируют феномен «профессиональное долголетие».

Понятие «профессиональное долголетие учителя» введено Л.М. Митиной [4] в рамках разработки концепции профессионального долголетия, позднее определенная как концепция профессионального здоровья учителя [6], концепция профессионального развития личности

[5].

В своих работах Л.М. Митина [4; 6] сформулировала понятие «профессиональное здоровье» и рассмотрела показатели профессионального долголетия. В концепции профессионального долголетия Л.М. Митина рассматривает профессиональное здоровье учителя как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности [4]. В научных работах Л.М. Митиной, Г.В. Митина, О.А. Анисимовой [5; 6] определены показатели профессионального здоровья, профессионального долголетия педагога - педагогическая направленность, компетентность и гибкость, готовность к риску в ситуациях неопределенности, полиролевое поведение учителя.

С точки зрения Л.М. Митиной [6; 7], внутренними ресурсами профессионального долголетия педагога могут стать такие особенности личности, как мотивация на педагогическую деятельность, высокий уровень профессионального самосознания, способность проектировать свое будущее, эмоциональная гибкость и коммуникативная компетентность. Автор отмечает, что проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

Поэтому становится актуальной проблема определения личностных ресурсов, способствующих минимизации психологических рисков и угроз профессиональной деятельности педагога, преодоления синдрома профессионального выгорания и укрепления психического и профессионального здоровья. Таким личностным ресурсом может стать жизнестойкость педагога.

В исследованиях С. Мадди [3] жизнестойкость рассматривается как совокупность установок личности (вовлеченность, контроль, принятие риска), которые обеспечивают мотивацию и мужество, способствуя превращению стрессовых ситуаций из потенциальных проблем в возможности личностного роста. У С. Кобейса [3] жизнестойкость рассматривается как интегральная характеристика личности. По данным исследователя, человек с высоким уровнем жизнестойкости, как правило, интерпретирует стрессовые жизненные события в менее угрожающей форме.

Значительное количество зарубежных и отечественных исследований подтверждает факт благоприятного влияния жизнестойкости на здоровье, поведение, работоспособность.

С.А. Богомаз [3] определяет жизнестойкость человека как важный личностный ресурс, связанный со способностью преодолеть стресс, способствует поддержанию высокого уровня психического и физического здоровья, а также повышает удовлетворенность собственной жизнью. Р.И. Стецишин [3] пришел к выводу, что жизнестойкость - это личностно-психологический ресурс, который позволяет человеку, трудящемуся в сфере помогающих профессий, противостоять состоянию личностной и профессиональной дезадаптации. Н.М. Волобуева [3], обследуя группу студентов, изучала жизнестойкость как личностный ресурс, который позволяет им развиваться и самосовершенствоваться.

Проведенное исследование показало актуальность разработки феномена «профессиональное долголетие педагога», которое является основой профилактики эмоционального, профессионального выгорания, минимизации психологических рисков педагогической деятельности. Значимым ресурсом активизации профессионального долголетия педагога может стать его жизнестойкость - способность эффективно преодолевать стрессовые ситуации и находить в них источники для развития.

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.

2. Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Иванова Е.В. Психологическая безопасность педагога в современной образовательной среде // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2021. - С. 250-264.

3. Корнилова Т.В. Психологические особенности жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания в виде лишения свободы: дис. канд. психол. наук. - Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2021.

4. Митина Л.М. Концепция профессионального долголетия // Директор школы. 1998. № 5. С. 31-36.

5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

6. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.; Издательский центр «Академия», 2005.

7. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2020.

8. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006.

КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ: КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ

(на моделях образовательных учреждений)1

Машкова Анна Сергеевна (Москва, Россия), аспирант, Институт психологии Российской академии наук. E-mail: ania_12@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются разные подходы к пониманию образования, к качествам (компетенциям) учителя, преподавателя, ученика, студента. Представлен обзор траекторий и технологий эволюции и состояния комптентностного подхода в сфере образования; основные принципы разработки моделей компетенций представителей социономических профессий.

Ключевые слова: компетенции, условия, среда организации, компетентностный подход, образование.

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-00250: «Профессиональная карьера: ресурсный подход), Институт психологии РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.