УДК 159.9
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ ПЕДАГОГА КАК РЕЗУЛЬТАТ ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»42
Зотова Н.Г., Тихомиров М.Ю.
ФГБОУ ВО «ВГСПУ», Волгоград, Россия E-mail: natzotova@yandex.ru , tcmich@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессионального взаимодействия в образовательной среде, демонстрирующие ценностную природу профессионального долголетия педагога. На основе полученных данных в результате проведения эмпирического исследования выявлены тенденции активизации жизненной позиции личности педагога на заключительных этапах профессиональной карьеры.
Ключевые слова: профессиональное взаимодействие, профессиональное долголетие педагога, образовательная среда
PROFESSIONAL LONGEVITY OF A TEACHER AS A RESULT OF ITS INTERACTION IN THE SYSTEM «HUMAN - EDUCATIONAL ENVIRONMENT» Zotova N.G., Tikhomirov M.Yu.
Volgograd State Social-Pedagogical University E-mail: natzotova@yandex.ru , tcmich@mail.ru
The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-013-00712
Abstract. The article covers the features of professional interaction in the educational environment, demonstrating the nature of value of the teacher's professional longevity. Based on the data obtained as a result of an empirical study, tendencies of activating the life position of the teacher's personality at the final stages of a professional career are revealed.
Keywords: professional interaction, professional longevity of the teacher, educational environment
Профессиональное долголетие педагога - интегральное понятие, включающее в себя различные локусы восприятия им своего профессионального и жизненного пути. Процессы профессионального становления педагога включают и научные знания полученные в процессе обучения и его житейский опыт, жизненные ценности, ценности культуры и деятельности, которой он посвящает свое жизненное время и которая во многом определяет образ его жизни. Кроме того личностные смыслы учителя, индивидуализирующие его мировосприятие, способствуют выстраиванию тех моделей профессиональной реальности, которые отражая его картину мира, позволяют антиципировать свое будущее профессиональное долголетие по определенным сценариям. Речь идет о моделях профессионального взаимодействия педагогов зрелого возраста в образовательной среде, которая задается не только предметными или социальными ситуациями, но и тенденцией принять ценностные основания деятельности в контексте своего возрастного сознания. В основу исследования заложены теории актуализирующие ценности жизни и деятельности личности на основе ее смысловой регуляции (В.Ф. Василюк, Д.А. Леонтьев, А.О. Прохоров и др.), теории провозглашающие важность актуализации рефлексивных функций личности, ее позиций самоосознания в процессе взаимодействия в образовательной среде (В.И. Панов).
Профессиональное долголетие педагога мы рассматриваем как динамическое образование, отражающее не только длительность профессиональной активности, но и психологические особенности ее ценностной регуляции, проявляющиеся в иерархии профессиональных предпочтений, демонстрирующих профессиональную эффективность, работоспособ-
42 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-013-00712.
ность, готовность к саморазвитию и самореализации, безусловное следование ценностям профессиональной деятельности.
Динамические характеристики профессионального долголетия педагога проявляются в профессиональном взаимодействии с коллегами разного уровнях профессионализма (наставничество), в готовности к профессиональной деятельности в ситуациях неопределенности; в наличии временной перспективы своего профессионально-личностного развития, в готовности к инновационным преобразованиям и стратегиям обновления деятельности, в профессиональной рефлексии.
В качестве механизмов, запускающих ценностно-смысловые регуляторы долголетия педагога, можно выделить: актуальность социального заказа на профессионалов зрелого возраста в связи с ситуацией «демографического старения» профессионального педагогического сообщества; необходимость трансляции накопленного педагогического опыта коллегам, находящимся на разных этапах профессиональной карьеры; потребность в сопровождении молодых педагогов, вступающих в профессию (наставничество), обретение мудрости как особого ценностного состояния, связанного с особенностями перестройки возрастного сознания, жизненным опытом и потребностью в активной продуктивной ориентации своей жизни в противоположность потребительской инертной позиции «доживания» в профессии.
Исследовательская программа, запущенная в 2018 году в рамках проекта «Ценностно-смысловые основы профессионального долголетия педагога», позволила выделить ряд психологических фактов, характеризующих стратегии профессионализации педагогов на заключительном этапе профессионального развития: «профессионального долголетия» и «дожива-ния в профессии». Ключевым индикатором различения этих стратегий являются именно ценностные основания продолжения профессиональной деятельности. Описанные выше признаки активного профессионального долголетия могут демонстрировать и педагоги, ориентированные на доживание. Однако целевые ориентиры таких педагогов отличаются выраженной эгоцентричностью, для них важное значение имеет комфортность образовательной среды, а забота о качестве образовательного процесса сопряжена с условиями обязательного материального вознаграждения. Наконец, такой важный индикатор профессионального долголетия, как потребность в передаче своего опыта более молодым педагогам не проявляется, при этом акцентируется значимость именно своего вклада в образовательный процесс с выраженной закрытой позицией «авторства», подчеркнутой требовательностью к администрации и коллегам. В целом, именно ориентация на материальные ценности в противоположность ценностям самореализации (Р. Инглхарт) является важным признаком окончательного внутреннего отхода педагога от содержательной стороны профессиональной деятельности и сигналом фактического окончания педагогической карьеры. Формальное продолжение исполнение обязанностей можно считать «доживанием» - временем ожидания окончательного выхода на пенсию.
Обратимся к полученным данным, полученным в ходе диагностики, проведенной в 2019 году в 14 образовательных учреждениях г. Волгограда и Волгоградской области. Общее количество респондентов составило 319 человек, среди них - 160 сотрудников средних общеобразовательных учреждений, 159 сотрудников дошкольных образовательных учреждений. Подавляющее большинство выборки составили женщины (более 95%). Средний возраст обследованных педагогов - 47,3 лет, медианный - 47 лет. Средний стаж работы - 20,7 лет, медианный - 21 лет. В целом, можно утверждать, что исследуемая выборка отражает основные особенности учительского профессионального сообщества Волгоградской области. Особо стоит подчеркнуть, что большинство педагогов, принявших участие в исследовании так или иначе охвачены различными формами психологического сопровождения, организуемого со стороны кафедр Волгоградского социально-педагогического университета.
Методы исследования. Основная батарея методик, используемая исследовательской группой, включала в себя следующие: методика МВ1 (в мод. Н. Водопьяновой), шкала жизнестойкости (мод. Осина - Рассказовой ), методика С. Баднера (адапт. Г.У. Солдатовой), методика СЖО (Д.А. Леонтьев), методика С.Ю. Коржовой «Направленность личности», мето-
дика «Психологический портрет учителя» (Г.В. Резапкина), методика Р. Инглхарта (мод. М. Яницкий), неоконченные предложения.
Основные результаты и их обсуждение. Прежде всего, обратимся к выявленной и описанной ранее закономерности, которую мы обнаружили при обработке результатов теста СЖО. В исследовании 2018 года нами было показано, что у педагогов-долгожителей общий показатель СЖО - повышен по сравнению с более молодыми педагогами. Более того, имеет место нелинейная зависимость величины СЖО и стажа профессиональной деятельности. Причем, для разных видов образовательных учреждений (среднего и дошкольного) выделены отдельные частные особенности, которые, при сопоставлении с данными других исследователей, выявляют, скорее, региональную специфику. Результаты исследования 2019 года в основном подтверждают картину прошлого года. Остановимся на анализе некоторых наиболее значимых фактов, полученных при использовании данной методики (СЖО).
Как и год назад сравнение данных методики СЖО с возрастом и общим трудовым стажем респондентов дает отчетливую циклическую закономерность. Это позволяет утвердиться в предложенной нами ранее периодизации профессионального пути педагога, в которой важное место отводится этапу профессионального долголетия [1].
В возрастных границах речь идет о таких рамках: 1. Этап старта собственной педагогической карьеры (20-22 года) продолжительностью около 6 лет , характеризуется высокими показателями СЖО; 2. Спад, наблюдаемый у 26-30-летних педагогов, сменяемый значительным возрастанием показателя к 35 годам. 3. Кризисные явления, обозначаемые термином «кризис 40 лет», которые выражены в низких показателях СЖО примерно до конца пятого десятка жизни. 4. Активизация личности, наступающая после успешного прохождения кризиса; 5. Финишный этап карьеры, на котором мы наблюдаем постепенное снижение показателя СЖО к 60 годам. Этот факт можно объяснить «дорабатыванием» карьеры многими педагогами, подготовкой к переходу на заслуженный отдых.
Однако после 60 лет мы видим «взлет» показателя СЖО и далее - высокие показатели вплоть до конца оси абсциссы (возраст или стаж). Причем наибольшие отклонения от среднего значения в сторону повышения наблюдаются именно на этапе, названном нами «профессиональным долголетием». Наибольшая дисперсия показателей наблюдается именно в данный период. Этот факт легко объяснить различными тенденциями, ярко проявляющимися на заключительном этапе карьеры - выбором педагогом между стратегией «профессионального долголетия» и стратегией «доживания в профессии», описанными выше.
Особого внимания стоит сравнительный анализ результатов по методике СЖО с количеством лет стажа в организации. Выявленные нами ранее закономерности [2] здесь проявляются еще более выпукло. Так, выделяется несколько пиков показателя СЖО. Первый пик (положительный) приходится на первый год стажа, далее - выраженный негативный пик, который приходится на 10-12 лет стажа. Третий пик - позитивный - 21-24 года стажа. Наконец, не очень выраженный негативный пик 25-27 лет стажа, после которого выявляется (начиная с 30 лет стажа) выраженный период высокого показателя СЖО. Таким образом, речь идет о том, что именно в период профессионального долголетия работающий педагог испытывает наивысшую степень удовлетворенности трудом, переживает значимость своей жизни. Частично этот факт оказывается связанным с возрастанием значимости ценностей индивидуализации (по методике Р. Инглхарта). Третье подтверждение данного тезиса мы находим в результатах методики Г.В. Резапкиной, согласно которым наивысшие показатели удовлетворенности трудом выявляются как раз у педагогов с большим стажем профессиональной деятельности.
Такое совпадение данным по нескольким методикам позволяет нам говорить о феномене мудрости в контексте идей Д.А. Леонтьева [3].
В целом же эти данные говорят о своеобразном соответствии педагога и специфической профессиональной среды, в которой он работает, как о решающем факторе в плане выбора длительной профессиональной карьеры. Какие именно параметры среды и каким именно параметрам субъекта они соответствуют (понятно, что данном случае речь идет о психо-
логических факторах) - это и есть фундаментальные вопросы, которые ставятся в контексте всей проблемы долголетия.
Ряд таких соответствий позволяет предположить следующие факты, полученные в нашем исследовании при рассмотрении группы респондентов, чей трудовой стаж превышает 40 лет (5,64% от всей выборки):
1) Большинство данной группы составляют работники школ и учреждений г. Волгограда (90%), а не районных центров;
2) Большинство респондентов данной группы (80%) не работали по другой специальности, т.е. продолжали трудиться в рамках одной профессии;
3) Большинство респондентов данной группы (90%) в настоящее время выполняют функции в соответствии с дипломом о высшем (среднем) профессиональном образовании;
4) Почти 85% данной группы респондентов получили высшее образование;
5) У половины респондентов данной группы выявляется тип монокарьеры (на одном трудовом посту) с наличием нескольких мест работы, при этом стаж на последнем месте работы у 56% респондентов превышает 20 лет;
6) Динамика оценки своего материального положения (за прошедший год) у респондентов данной группы - слабо положительная в отличие от общей тенденции к ухудшению.
Таким образом, характерными особенностями педагогов-долгожителей являются приверженность своей профессии, стремление к профессиональному росту, направленность на самораскрытие и самореализацию именно в «своей» «родной» профессиональной среде.
Несомненно, важнейшим условием нахождения в такой среде является возможность влиять на нее. Эта возможность во многом определяется как общей системой образования, так и конкретными условиями организационной культуры образовательной организации. Не имея возможности более подробно остановиться на данном вопросе, отметим один важный факт, зафиксированный в результатах методики С.Ю. Коржовой. С одной стороны, эти результаты подтверждают общую тенденцию активизации жизненной позиции личности педагога на этапе профессионального долголетия. Сопоставление данных со стажем респондентов показывает и- образную зависимость с пиками на начальном и конечном элементах ряда. Сам факт возрастания активности жизненных ориентаций личности (в концепции автора методики) в конце карьеры согласуется с такими особенностями «третьего возраста», как появлении потребности в передаче своего опыта и тенденции к осуществлению еще не решенных задач. Но, на наш взгляд, он говорит и о возрастании субъектной позиции (или, возможно, ее перемене, если говорить о гипотезе смены субъектных позиций в контексте экопсихологиче-ского подхода (В.И. Панов, А.В. Капцов и др.) [4] ) во взаимодействии в системе «Человек -Образовательная среда». Очевидно, что в условиях энтропийности неизбежно возникновение негативных явлений (в частности, «синдрома выученной беспомощности», синдрома «эмоционального выгорания», синдрома «хронической усталости» и т.п.). Однако наши данные показывают, что у педагогов-долгожителей симптомы выгорания проявляются значимо меньше, чем у педагогов с 15-25 летним стажем.
Таким образом, можно выделить ряд психологических особенностей взаимодействия педагога «третьего возраста» с образовательной средой и выделить ряд характеристик их взаимодействия в системе «Человек - Образовательная среда» в зависимости от избранной стратегии проживания заключительного этапа профессиональной карьеры:
а) динамические характеристики - активность взаимодействия, открытость коммуникативной позиции, стремление преобразования среды с готовностью самоизменения уб пассивность взаимодействия, закрытость коммуникативной позиции, формальное требование изменений с нежеланием самоизменений;
б) содержательные характеристики - направленность на реализацию ценностей профессии и самореализации себя в профессии уб направленность на реализацию эгоцентриче-
ских потребностей, связывание содержания деятельности с характером материального поощрения;
в) результативные - удовлетворенность от самого процесса взаимодействия и профессионального роста, ощущение собственной профессиональной востребованности vs неудовлетворенность материальных запросов, оценка среды как недостаточно пригодной для полноценной профессиональной деятельности и/или представляющей угрозу для самооценки.
Перспективы нашего исследования мы связываем с выявлением характеристик самой образовательной среды, влияющих на психологические особенности протекания заключительных этапов профессиональной карьеры педагога.
Список литературы
1. Зотова Н.Г., Переделькая С.А, Тихомиров М.Ю. Профессиональное долголетие как закономерный этап профессионального развития педагогов / Наука - образование -профессия: системный личностно-развивающий подход / Под общ. ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2019. С.457-460.
2. Zotova N.G., Peredelskaya S.A., Tikhomirov Mikhail Yu. Professional Longevity as a Problem of the Value-Semantic Regulation of Teacher Activity. Behavioral Sciences, 2019, 9-12, 151. DOI: 10.3390/bs9120151.
3. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.
4. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.
УДК 159.9
РОЛЬ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ43
Ивлева М.Л.
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: marinanonna@mail.ru Иноземцев В.А.
МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия E-mail: inozem_63@mail.ru Ивлев В.Ю.
МГТУ имени Н.Э. Баумана, Москва, Россия E-mail: vitalijivlev@yandex.ru
Аннотация. В статье изучается роль развивающей среды в процессе социализации одаренных детей. В работе проводится анализ позитивного и негативного влияния среды на развитие одаренных детей. Выявляются различные стратегии выстраивания отношений со средой. Работа по созданию развивающей среды одаренных детей рассматривается как одно из важнейших и актуальных направлений деятельности психолога.
Ключевые слова: одаренные дети, развивающая среда, социализация.
ROLE OF THE ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION
OF GIFTED CHILDREN Ivleva M.L.
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia E-mail: marinanonna@mail.ru Inozemtsev V.A.
43 .Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований («Инновационная среда для развития одаренности студентов технического вуза в условиях цифровизации»), проект № 20-013-00477.